Новости партнеров

Устойчивое развитие и сокращение выбросов парниковых газов становятся фактором конкурентного преимущества

В Высшей школе экономики с участием шведских и российских экспертов прошел семинар «Устойчивое развитие и климатическая нейтральность как факторы конкурентоспособности»

Устойчивое развитие и сокращение выбросов парниковых газов начинают играть все большую роль для международных компаний и становятся фактором конкурентного преимущества. Такие выводы озвучили российские и шведские эксперты на семинаре, прошедшем в четверг в рамках Российской климатической недели в Высшей школе экономики.

«Борьба с изменением климата происходит в Швеции как на уровне государства — страна ратифицировала Парижское соглашение, установив амбициозные цели по снижению выбросов CO2, использования ископаемого топлива и развития возобновляемой энергетики, — так и на уровне компаний. В новых бизнес-моделях ресурсы расходуются эффективно, а устойчивое развитие является важной составляющей. Кроме того, оно пользуется все большим спросом среди населения», — заявил на открытии семинара заместитель главы миссии посольства Швеции в России Тобиас Лоренцсон.

В свою очередь, Эрик Хеден, управляющий директор шведского агентства SB insight, которое занимается созданием устойчивых брендов, рассказал на семинаре о росте интереса потребителей к компаниям, развивающимся сбалансированно — с учетом потребностей общества и возможностей природы. «У шведов уже довольно высокие ожидания от бизнеса в отношении „зеленого“ роста и усилий по борьбе с изменением климата — и они продолжают расти. Сейчас устойчивость ассоциируется с высоким качеством и безопасностью продукции. Уделение внимания социальному и экологическому аспектам позволяет внести ощутимый вклад в борьбу с глобальными проблемами, например с истощением ресурсов планеты», — заявил эксперт. Его слова подтверждает статистика. Так, сегодня 36% потребителей в Швеции называют «устойчивость» продукта или услуги главным фактором в принятии решения о покупке.

По словам господина Хедена, основными бизнес-драйверами для развития корпоративных программ в области устойчивого развития является минимизация рисков, сокращение затрат, возможность производить продукцию более высокого качества, а также рост доверия клиентов. «Мы проводили опрос среди крупных компаний с оборотом более 100 млн евро в год. Для 65% из них вопросы устойчивого развития стали важным фактором при выборе поставщиков. А 75% компаний на момент опроса уже внедрили жесткие стандарты и требования в области устойчивости», — резюмировал эксперт.

В рамках семинара ряд шведских компаний, работающих в России, в том числе IKEA Retail Russia и Scania-Rus, поделились результатами реализации практик устойчивого развития в российских реалиях.

Директор по развитию Национальной организации поддержки проектов поглощения углерода, эксперт «Деловой России» Олег Плужников рассказал об опыте отечественных компаний в сфере устойчивости и борьбы с климатическими изменениями. В частности, он представил инициативы Российского партнерства за сохранения климата, куда входят Роснано, Русгидро, Русал, Сбербанк, Ингосстрах, ВТБ, Алроса, Альфа-банк, Европейский институт и другие организации.

«Между практикой российских и шведских компаний в области устойчивого развития сохраняется существенный разрыв, и он отчасти связан с требованиями клиентов и потребителей. В нашей стране запрос на экотовары и услуги все еще не такой сильный, как в Скандинавии, где уже есть устоявшийся тренд на экологическую ответственность», — прокомментировал «+1» итоги семинара директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов ВШЭ Георгий Сафонов.

«В отличие от скандинавских стран, в России слишком много компаний заняты в сфере первичной переработки. Они не чувствуют конечного потребителя, из-за чего отстают в области устойчивого развития. Существует риск отстать навсегда — пора начинать действовать», — заявил «+1» директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц.

Важным фактором является и то, что в РФ только начинают реализовывать меры по государственному регулированию и стимулированию «зеленого роста», вследствие чего говорить об их эффективности пока рано, считает Георгий Сафонов. С ним согласен Олег Плужников — по словам эксперта, в России создается система мониторинга, отчета и верификации выбросов парниковых газов. Следующими шагами должно стать введение мер господдержки компаний в наиболее чувствительных секторах, в частности, благодаря созданию инструментов зеленого финансирования. После этого уже можно вести речь о внедрении системы госрегулирования выбросов CO2, уверен эксперт.

Тем не менее, по словам Георгия Сафонова, многие российские компании обеспокоены изменением глобальной конъюнктуры и потому уже реализуют экологические программы. В основном речь идет о бизнесе, работающем на внешние рынки. «Разрыв между российским и международным бизнесом в области устойчивости надо преодолевать как можно скорее, так как изменения происходят слишком быстро. Наши компании находятся в зоне риска потери конкурентоспособности, долей рынка, а также возможности привлечения инвестиций и технологий — из-за изъятия вложений из секторов ископаемого топлива и „грязных“ отраслей экономики», — считает эксперт.

«Многие российские компании до сих пор думают, что важнейшим фактором успеха остается доступ к административному ресурсу. Однако ситуация быстро меняется, все более важную роль начинают играть другие факторы. В том числе интересы и предпочтения потребителей и инвесторов», — соглашается с коллегами Евгений Шварц.

Ссылка: http://plus-one.ru/blog/economy/trudnyy-put-k-ustoychivomu-biznesu

Печать