Новости партнеров

РБК: Как уроки аварии в Мексиканском заливе помогут защитить Арктику

Катастрофа на платформе Deepwater Horizon, произошедшая в апреле 2010 у берегов США, оставила неизгладимый след в истории человечества и показала масштаб последствий аварийных нефтеразливов

Ровно десять лет назад, 20 апреля 2010 года, произошла крупнейшая в истории морской нефтедобычи авария на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе — погибли 11 рабочих, в течение 86 дней после взрыва из скважины на дне шла нефть, по оценкам в воду попало около 650 тыс. т. Эта авария привела к колоссальным негативным воздействиям на экосистему залива, значительно повлияла на рыболовство и туризм. Спустя десять лет жители прибрежных районов ощущают экономические и экологические последствия этой катастрофы.

Один из главных уроков этой аварий для всего мира заключается в том, что нам необходимо приложить максимум усилий для предотвращения разливов нефти и поиска эффективных технологий их ликвидации. Это особенно актуально для Арктики, так как до сегодняшнего дня мы так и не нашли способ ликвидировать нефтеразливы во льдах и экстремальных природно-климатических условиях полярного региона. В то же время интенсивность промышленного освоения Арктики нарастает.

Растет востребованность Северного морского пути — и это новый вызов для защиты Арктического региона.

Если 10 лет назад основные угрозы разливов нефти в Арктике были связаны с развитием шельфовых проектов, то начиная с 2017 года основной причиной увеличения рисков нефтеразливов стал стремительный рост судоходства. Грузопоток северного морского пути значительно возрос в 2019 году и составил 31,5 млн т, в 2018 году этот показатель был на уровне 19,7 млн т, а в 2017 — 10,7 млн т.

В планах правительства к 2024 году довести грузопоток по северному морскому пути до 80 млн т. Согласно приказу министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, с 15 апреля начинается отбор инвестиционных проектов в Арктической зоне России, которым будут выделены государственные преференций и субсидий.

Растет и движение судов по восточному вектору северного морского пути, включая Берингов пролив, что означает увеличение экологических рисков для этого региона.

«Тревожным звонком» стала произошедшая в марте-апреле 2020 года авария танкера «Варзуга» во льдах Обской губы. Ликвидация аварии потребовала сложной буксировочной операции, длившейся с 29 марта по 7 апреля. В ней участвовали два атомных ледокола и буксир.

Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России:

«Самый эффективный способ снижения угроз аварийных нефтеразливов от судоходства — это замена нефтяных топлив на альтернативные, например, сжиженный природный газ.

В этом году был сделан первый шаг — подкомиссия по предотвращению и ликвидации загрязнений Международной морской организации (IMO) подготовила и согласовала поправки к Конвенции «Правила предотвращения загрязнения нефтью» о введении запрета на использование такого «грязного топлива» как флотский мазут.

Мы рассчитываем, что до конца 2020 года эти поправки будут утверждены Комитетом по защите морской среды ИМО. А начиная с 2021 года, Арктическом советом будут приниматься меры для перевода судоходства в Арктике на альтернативные виды топлива. Этом проект реализуется в рамках инициативы Устойчивое Арктическое судоходство (sustainable arctic shipping — SAS) под председательством РФ».

Арктические страны должны вместе искать решение проблемы.

Акватория Берингова пролива попадает в границы России и США. По мнению экспертов WWF, уже в 2020 году новый импульс получит российско-американское сотрудничество по предотвращению и реагированию на разливы нефти в регионе.

Это поможет:

Ссылка: https://www.rbc.ru/trends/green/5e9d74879a794748c91d1aad

Печать