Климатический центр Росгидромета

Новости

На Шпицбергене заработал первый российский полигон для изучения мерзлоты

МОСКВА, 14 июл - РИА Новости. Первый полигон для изучения многолетней мерзлоты, а также испытания технологий, которые могут применяться при освоении Арктики, заработал на Шпицбергене, сообщил РИА Новости глава Росгидромета Игорь Шумаков.

"В 2016 году ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета начали работы и к настоящему моменту завершили создание мерзлотного полигона в окрестностях поселка Баренцбург – первого отечественного мерзлотного полигона в высокоширотной Арктике", - сказал Шумаков.

Как уточнил глава Росгидромета, на полигоне обустроены термометрические скважины, площадка мониторинга сезонно-талого слоя, скважины для мониторинга подрусловых таликов, метеорологический комплекс. На дне фиорда установлена коса длиной 150 метров с датчиками температуры и сопротивления для мониторинга формирования сезонной морской мерзлоты.

Также ученые разработали комплекс геофизических методов для изучения таких интересных мерзлотных явлений, как гидролакколиты.

"Первые представляют собой бугры пучения, на Шпицбергене достигающие высоты 40 метров, с ледяным ядром, которые способны при своем росте приподнимать и выносить на поверхность скальные породы. Это явление не только интересно само по себе, но и важно для оценки рисков, ассоциированных с деградацией мерзлоты, если вспомнить, что феномен Ямальского кратера связан со взрывом как раз такого бугра", - отметил Шумаков.

Он уточнил, что мерзлотный полигон на Шпицбергене становится местом отработки технологий освоения криолитозоны (зоны мерзлых грунтов), которые будут востребованы и на территории России.

Полный текст интервью

Ссылка: https://ria.ru/20200714/1574307961.html

Печать

Росгидромет продолжит проводить климатоохранные мероприятия с учетом новых пятилетних прогнозов ВМО

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) 9 июля 2020 года опубликовала новые климатические прогнозы на ближайшие пять лет.

По расчетам ВМО, в 2020–2024 годах среднегодовая глобальная температура, вероятно, будет как минимум на 1°С выше доиндустриального уровня (1850–1900 годы). При этом существует 20-процентная вероятность, что рост температуры превысит 1,5°С по крайней мере один раз за пятилетие. Ожидается также, что в 2020–2024 гг. влажность в высокоширотных регионах будет выше, чем в прошлые периоды.

Прогноз ВМО на 2020 год предполагает, что температура на значительных площадях суши в Северном полушарии будет на 0,8°C выше средних показателей за 1981–2010 годы. В Арктике прирост температуры, скорее всего, будет в 2 или более раза превышать среднемировой показатель.

В прогнозах учитываются естественные колебания погоды, а также влияние человека на климат. Это обеспечивает наилучшее прогнозирование температуры, количества осадков, характеристик ветра и других переменных величин на ближайшие пять лет.

Как следует из данных ВМО, тенденция к интенсивным изменениям климата в высоких и средних широтах Северного полушария, имевшая место в последние десятилетия, сохранится, и это прямо затрагивает перспективные планы развития России. Такое положение диктует насущную необходимость проведения комплекса мероприятий, имеющих целью адаптацию к изменениям климата как сегодня, так и в обозримом будущем.

Одна из ключевых ролей в подготовке и проведении климатоохранных мероприятий принадлежит Росгидромету, располагающему государственной наблюдательной сетью и активно развивающему изучение и прогнозирование климата. С 2012 года на базе ГГО им. А.И. Воейкова работает Климатический центр Росгидромета, деятельность которого направлена на формирование системы климатического обслуживания в России.

Результаты научного анализа климатической информации необходимы для обоснования любых мер, направленных на противодействие нежелательным последствиям изменений климата, в том числе заложенных в Национальном плане мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, принятом Правительством РФ в 2019 году.

Ознакомиться с новыми климатическими прогнозами ВМО можно здесь

Ссылка: http://www.meteorf.ru/press/news/21649/

Печать

Парниковый эффект и глобальное расслоение

Некоммерческий исследовательский центр Oxford Economics опубликовал новое исследование о влиянии глобального потепления на экономику. Ученые взяли за основу показатель оптимальной температуры, при которой люди работают максимально производительно, а сельскохозяйственные культуры дают наибольший урожай. Эксперты определили этот показатель в 15 °C. Государства, в которых среднегодовая температура ниже этого значения, могут получить небольшие преимущества от потепления. Страны с более жарким климатом, наоборот, понесут ущерб.

В ходе исследования специалисты из Oxford Economics проанализировали данные о положении в 203 развитых и развивающихся странах и спрогнозировали падение мирового ВВП на 20% к 2100 году. Такой вывод основан на предположении, что средняя температура продолжит расти с такой же скоростью, что и сейчас (примерно 0,2 °C в десятилетие). Выводы специалистов из Oxford Economics подтверждают результаты более раннего исследования, которое в 2015 году опубликовали ученые из Стэнфордского университета и Калифорнийского университета в Беркли.

Изменение ВВП на душу населения в 2100 году согласно прогнозной модели RCP 6.0, принятой ООН

Голубым показаны страны, на экономику которых изменение климата повлияет незначительно, красным и розовым — страны, которые пострадают от потепления.

По мнению экспертов из Oxford Economics, больше всего пострадает экономика Индии: ВВП на душу населения в стране упадет на 90% к 2100 году, если выбросы парниковых газов в атмосферу не снизятся. Специалисты также предположили, каким мог бы быть этот показатель в разных странах, если бы средняя температура была на 1,1 °C ниже. Согласно прогнозу, он был бы значительно выше. Например, ВВП на душу населения в Нигерии мог бы быть на 35% больше, чем сейчас.

Уровень шума в городах давно стал проблемой. В России, как и во всем мире, растет популярность экотуризма. Это значит, что количество посетителей в национальных парках тоже становится больше, поэтому от шума начинают страдать и лесные обитатели. Он мешает хищным зверям охотиться, а травоядным — слышать, что к ним приближается опасность. Присутствие людей меняет привычную среду обитания для животных и птиц, которым приходится искать новые места для жизни. Иногда звери не могут приспособиться и умирают. Поэтому в мире набирает силу движение за тишину на природе. Национальные парки сокращают число посетителей или вводят запрет на громкую музыку. Еще одно решение — изменить маршруты самолетов и вертолетов, чтобы они не летали над парками.

Люди меняют окружающую среду под себя, но часто последствия этих перемен становятся очевидны не сразу. Уровень воды в океане в течение дня зависит от положения Луны и Солнца: под воздействием приливных сил он поднимается или падает. Океанографы из американских и европейских университетов выяснили, что на на приливы и отливы также влияет деятельность человека. Строительство дамб, работы по углублению дна и создание насыпей делают дневные колебания уровня воды более сильными и непредсказуемыми. Например, за последние 100 лет этот показатель для района Кейп-Фир на востоке США увеличился вдвое из-за того, что там построили судоходный канал для большегрузных судов. Похожие перемены происходят по всему миру. В условиях глобального потепления изменения в приливах и отливах означают, что под водой могут оказаться более обширные территории, чем ученые считали раньше. Кроме того, дневные колебания уровня воды влияют на силу ураганов и наводнений: чем больше показатель, тем разрушительнее будет стихия.

Ссылка: https://trends.rbc.ru/trends/green/5f0754409a79472849cb7d14

Печать

Парниковые выбросы: начало работы

Москва. 12 июля. INTERFAX.RU - Одним из немногих позитивных последствий пандемии в мире стало улучшение состояния окружающей среды. Реки и водоемы существенно очистились от сбросов грязных сточных вод, атмосфера – от вредных выбросов. Снизилась эмиссия парниковых газов, негативно влияющих на изменения климата. Эта проблема в последние годы стала одной из ключевых в мировой экономической и политической повестке и обсуждалась не только климатологами, экологами, политиками, бизнесменами, но и самыми широкими слоями общества. Что ждет мир и Россию после пандемии? Как мировое сообщество будет снижать объем выбросов парниковых газов в атмосферу? И каковы рациональные подходы к выстраиванию национальной "климатической" политики, учитывая, что она неразрывно связана с решением остроактуальных и долгосрочных проблем развития российской экономики в целом и, в особенности, энергетики?

Эти и другие вопросы наш специальный корреспондент Вячеслав Терехов обсудил за круглым столом с ведущими учеными Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, недавно завершившими большое исследование на эту непростую тему: его директором, академиком РАН Борисом Порфирьевым, заместителем директора, членом-корреспондентом РАН Александром Шировым и старшим научным сотрудником Андреем Колпаковым.

Пандемия помогла?

Борис Порфирьев: Улучшение качества окружающей среды и уменьшение техногенной нагрузки зарегистрированы практически во всех странах мира, включая Россию. Однако радоваться этим благоприятным переменам преждевременно. Особенно если учесть, какой ценой с точки зрения развития экономики и, следовательно, уровня жизни достигнуты эти улучшения. Стоит ли, как говорится, овчинка выделки? Обратимся к опыту недавнего прошлого. Кризис 2009 года привел к падению темпов мирового ВВП на 2%, российского ВВП – на 7,8%, негативные социально-экономические последствия чего до сих пор ощущаются населением и бизнесом большинства стран. При этом объем выбросов парниковых газов сократился на 1%. Но уже к 2010 году он вырос на 6%, а в целом за период с 2010 по 2016 год в ходе энергичного подъема экономики – на 12%. Логично ожидать того же и в связи с текущим кризисом – и жизнь подтверждает эти ожидания: если в начале апреля на мировом пике мер карантина и связанного с этим падения производства объем мировых суточных выбросов СО2 был ниже уровня апреля 2019 года на 17%, то уже к середине июня текущего года этот разрыв ужался до 4,7%. Эксперты из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международного валютного фонда (МВФ) ухудшили свои прогнозы мировой экономической динамики – до конца года ранее предполагаемое сокращение мирового ВВП на 3% ныне оценивается в 5% и более (со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими последствиями). Но мы полагаем, что апрельский прогноз Международного энергетического агентства (МЭА) о снижении мировых выбросов парниковых газов до конца 2020 года (по сравнению с 2019 г.) на 5-7% остается в силе. Это означает, что в этом году гарантированно не будет достигнуто и 10%-ое снижение эмиссии парниковых газов, а ведь Парижское соглашение предусматривает сокращение выбросов к 2050 году более чем вчетверо!

Александр Широв
Фото: Николай Галкин/ТАСС

- Значит выполнение этой цели Парижского соглашения невозможно ни при каких обстоятельствах?

Александр Широв: Возможно, но только при условии тектонических сдвигов в энергетике, в отраслевой структуре производства, при значительном прогрессе в секторе землепользования и лесного хозяйства, прежде всего в увеличении потенциала поглощения парниковых газов лесами. При этом также необходимо изменение не только потребительского поведения, но и всего образа жизни населения. Ясно, что для решений таких гигантских задач, даже если большая часть населения земного шара и государственные руководители примут их как программу действий, потребуются огромные ресурсы и длительное время. Это, в свою очередь, потребует соответствующих объемов доходов, единственным источником которых является устойчивый рост экономики. Иначе все бесполезно.

- Думаю, что вряд ли такой переворот и в сознании, и в экономике достижим в ближайшие годы, тем более в среднеразвитых странах?

АШ: На протяжении последнего десятилетия среднегодовые темпы экономического роста в России не превышали 1%, что привело к стагнации реальных доходов населения и отсутствию качественных улучшений с уровнем бедности. Это вызывает большую озабоченность в российском обществе и у власти. Значит необходимо добиться ускорения темпов роста и модернизации экономики. Но проблема заключается в том, что повышение динамики экономического роста при существующем отставании России по уровню используемых технологий уже через 10-15 лет может войти в противоречие с целями по сдерживанию выбросов парниковых газов в рамках Парижского соглашения и с выполнением связанных с этим обязательств нашей страны – удержанием к 2030-2035 году эмиссии в пределах 70-75% от уровня 1990 года. И это не говоря о том, что Парижское соглашение предусматривает принцип повышения амбициозности обязательств, что только обостряет ситуацию.

Андрей Колпаков: При этом нужно понимать, что технический потенциал снижения выбросов довольно большой. Перечень принципиальных направлений включает повышение энергоэффективности всех сфер экономики, структурную трансформацию отраслей в сторону снижения эмиссии парниковых газов и максимизацию поглощающей способности природных экосистем. И в каждом направлении можно выделить множество отдельных мер: использование наилучших доступных технологий; повышение степени переработки сырья; лесопосадки; ликвидация утечек загрязняющих веществ в ТЭК и применение технологий улавливания выбросов. Необходимо также развитие возобновляемых источников энергии и умных сетей в электроэнергетике, в металлургии - электровыплавки , электромобилей – на транспорте , электрических плит – в бытовом секторе. И наконец, современных систем обращения с коммунальными отходами в ЖКХ, почвосберегающих технологий – в сельском хозяйстве и так далее. Вопрос лишь в том, какие из этих мер экономически эффективны (или скажем приемлемы) в российских условиях, а какие нет.

Чистая энергия возможна?

- Крайне сомнительно добиться выполнения задачи по полному устранению и недопущению эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду. Примеры бесхозяйственного и безответственного отношения к природе появляются у нас регулярно. В этом году - "Норникель".

АШ: Все неразрывно связано с уровнем инвестиций в обновление основного капитала и вложений в развитие человеческого капитала, прежде всего знаний. Отсюда следует простой, но "архиважный" вывод: в условиях низких темпов экономического роста, слабой инвестиционной активности и недостаточного финансирования науки и образования переход России на траекторию устойчивого социально экономического развития с низким уровнем выбросов нереалистичен либо растягивается на неопределенно долгий срок.

БП: Еще один важный вывод: политика развития с низким уровнем эмиссии парниковых газов не может быть отделена от общей стратегии социально экономического развития. Она должна являться ее органической составляющей, увязанной с достижением приоритетных целей устойчивого развития по снижению бедности, укреплению здоровья и продовольственной безопасности, повышению уровня и обеспечению эффективной занятости населения и др. При этом в сфере энергетики необходимо добиться обеспечение энергией по доступной по цене и уровню комфорта всех граждан страны. Такая политика требует комплексных структурных и технологических преобразований в экономике, в том числе в энергетике. Они не могут сводиться исключительно или главным образом к решению задачи сокращения выбросов парниковых газов, на что нацеливают концепции низкоуглеродной и/или климатической экономики. В основе этих концепций – приоритетное развитие возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой и других видов неископаемых источников – ИФ), электрификация, в том числе на транспорте с применением водородных технологий.

Борис Порфирьев
Фото: Донат Сорокин/фотохост-агентство ТАСС

АК: В частности, 8 июля Еврокомиссия представила "водородную" стратегию, в которой особое внимание уделяется получению водорода путем электролиза с использованием электроэнергии, генерируемой на основе возобновляемых источников. Получение такого "возобновляемого" водорода не требует ископаемых топлив, и поэтому при сжигании он оставляет только водяной пар вместо парниковых газов, то есть является источником чистой энергии. Ранее в июне Германия, стремящаяся стать лидером на зарождающемся рынке водородных технологий, приняла свою национальную водородную стратегию. Другие страны (в том числе и за пределами ЕС) пока ведут себя скромнее в отношении водородной тематики – все же новые технологии находятся на стадии разработки и, по крайней мере, далеки от коммерческого использования. Вместе с тем это не снижает научной ценности ведущихся работ, в которых активно участвует и наш Газпром. Его разработки технологии метано-водородной смеси, транспортировка которой возможна при задействовании уже имеющейся инфраструктуры, могут иметь большое экономическое будущее при их востребованности в Европе. Для Европы – это значительные выгоды, связанные со снижением импорта нефти и природного газа, а также улучшением показателей эмиссии парниковых газов; для России – возможность встроиться в перспективные технологические цепочки.

- Значит, утрированно говоря, мир может провозгласить переход со следующего года на низкоуглеродную экономику и долой нефть и уголь! Убьем сразу двух зайцев: выбросы сократим и энергетику перестроим. Так?

АК: Нет, не так. Сторонники такого перехода упускают из вида одно принципиальное обстоятельство: создание новой надежной низкоуглеродной энергетической системы, даже с учетом динамичного снижения капиталоемкости "зеленых" технологий, в том числе водородных, требуют кратного роста затрат на энергию до беспрецедентно высоких уровней – с текущих 8% мирового ВВП до почти 30% к 2035-2040 гг. Это практически несовместимо с экономическим ростом, и по нашим оценкам станет ключевым ограничением на пути реализации ускоренных сценариев глобального энергетического перехода.

Еще и углеродный налог!

- Программа "Европейский зеленый курс" (European Green Deal), объявленная политическим руководством ЕС стержнем политики постпандемического восстановления и развития экономики Европы, предусматривает помимо прочего, возможность введения уже в ближайшие годы трансграничного углеродного налога. Им будет облагаться экспортируемая в ЕС продукция с углеродным следом, превышающим европейский стандарт. Таким образом, считают авторы программы, они устраняют одну из главных причин, которая приводит к изменению климата. Как это может отразиться на России?

АШ: Нужно понимать, что трансграничный углеродный налог имеет несколько важнейших эффектов. С одной стороны, введение такого налога дает сигнал всем экспортерам о необходимости перехода на "зеленые" решения (которые очень кстати можно приобрести у европейских поставщиков). Но как доказывают наши (и не только наши) исследования, Россия не входит в число стран, выигрывающих от реализации низкоуглеродной стратегии развития с упором на ВИЭ, особенно по агрессивному типу, предусматривающему сжатые в полтора-два десятилетия сроки такой радикальной трансформации. Сценарии быстрых переходов на низкоуглеродное развитие могут не только негативно влиять на внешний спрос на российское топливо, но и способны ограничивать эффективность цепочек создания добавленной стоимости в топливно-энергетическом комплексе. Кроме того, это вызовет негативные ценовые и налоговые последствия, сдерживающие модернизацию и развитие российской экономики. Другой эффект введения трансграничного углеродного налога заключается в том, что он может выступать мерой нетарифного регулирования внешней торговли. То есть в ближайшей перспективе мы можем столкнуться с рисками того, что климатическая повестка станет предлогом и инструментом дискриминации российской энергетики и экономики.

АК: По нашим расчетам, прямые потери экономики России от введения трансграничного углеродного налогообложения ее товаров, экспортируемых в ЕС, составят порядка 3 млрд евро ежегодно. Полные ежегодные потери экономики с учетом мультипликативных эффектов – до 4 млрд евро. Основными потенциальными плательщиками будут следующие сектора: нефтяной (на него придется примерно 25% всей суммы), газовый (30%), угольный (15%) и металлургический (около 20% общих выплат).

БП: Сценарий с трансграничным регулированием выбросов фактически игнорирует или, как минимум, серьезно недооценивает реальную, в том числе мировую, значимость топливно-энергетических ресурсов России, а также инфраструктуры для их добычи и транспортировки. Для России поспешное сворачивание углеводородной энергетики обернется удорожанием ресурсов и возможно девальвацией национальной валюты. Для мировой экономики – согласно последним прогнозным оценкам экспертов МЭА – обнуление инвестиций в существующие месторождения нефти и газа может привести к ежегодному 8%-ому падению объемов их добычи в ближайшие 20 лет, которое будет превосходить любой реально мыслимый уровень снижения спроса на эти углеводороды.

АШ: С другой стороны, наши расчеты показывают, что весь комплекс взаимодействий между ТЭК и российской экономикой в целом может потенциально добавить до одного процентного пункта к среднегодовым темпам роста в период до 2035 года. Потеря этого вклада существенно осложнит ситуацию в российской экономике, поставит под угрозу возможности устойчивого экономического роста в средне – и долгосрочной перспективе.

Не бежать впереди паровоза!

- Можно ли найти разумный баланс между развитием экономики, в том числе и энергетики и эколого-климатическими задачами?

БП: Безусловно. Россия является мировым лидером по снижению эмиссии парниковых газов и одним из крупнейших климатических и экологических доноров. Лесные и водно-болотные экосистемы нашей страны обеспечивают поглощение более миллиарда тонн этих газов! Поэтому Россия не должна "бежать впереди паровоза" и принимать на себя чрезмерно жесткие климатические обязательства, ведущие к ограничению социально-экономического развития страны, тем более в условиях кризиса. Наши главные проблемы, в том числе в сфере экологии и климата, связаны не с уровнем выбросов парниковых газов, а со стагнацией экономики, с низким уровнем и динамикой инвестиций, а также темпами ее структурно-технологической модернизации.

АШ: Поэтому, что касается макроэкономических приоритетов, мы считаем, что необходимо до 2030 года достичь среднегодовых темпов экономического роста не ниже 3% и роста инвестиций в технологическое обновление основного капитала в среднем на 10% в год до уровня 25% ВВП. Естественно, серьезное внимание должно быть уделено повышению энергоэффективности экономики. Это позволит одновременно снижать издержки и выбросы парниковых газов, обеспечивая уменьшение экологических и климатических рисков, а также повышение рентабельности и конкурентоспособности производства. При этом нужно делать акцент не на экономию энергии (в том числе через принуждение к энергосбережению за счет ценовых, налоговых и других стимулов), а способствовать активизации инвестиций в модернизацию структуры и технологическое перевооружение экономики, в том числе ее энергетического сектора.

- Можно ли привести примеры эффективных действий по снижению выбросов в разных отраслях российской экономики?

АК: Мы считаем, что приоритет нужно отдавать стимулированию тех структурных сдвигов, которые отвечают национальным интересам России, то есть задействуют технологические и логистические цепочки внутри страны и не ведут к чрезмерному росту цен. В ТЭК это увеличение использования природного газа, атомной энергии, комбинированной выработки электроэнергии и тепла. Значимое по объемам наращивание использования ВИЭ, электромобилей и систем хранения электроэнергии будет приемлемым только в случае их успешной локализации и снижения издержек на производство. В металлургии, например, как в особо энергоемком производстве, необходимо стимулировать более эффективное использование кокса и увеличение доли электроплавки. В машиностроении – повышение эффективности электродвигателей, на транспорте – рост доли авто на газомоторном топливе, в сельском хозяйстве – использование высокопродуктивных пород крупного рогатого скота, в ЖКХ – повышение доли энергоактивных и энергопассивных зданий.

БП: При этом еще раз хотелось бы вернуться к вопросу о "зеленой" экономике. Нельзя считать, что зеленые технологии – это альтернативные виды энергии. Нет, это эффективное использование и капитализация естественных природных преимуществ России в виде водных, лесных и почвенных ресурсов. И главное, в промышленности приоритет должен отдаваться развитию экологических чистых производств и технологий замкнутого цикла. Все эти мероприятия тесно переплетаются с решением задач как экономического подъёма, так и бережного отношения к экологии и климату. Одно от другого оторвать нельзя!

Ссылка: https://www.interfax.ru/russia/717067

Печать

Россия считает, что борьба с изменением климата должна объединять, а не разделять международное сообщество — Минприроды России

Директор Департамента международного сотрудничества Минприроды России Нуритдин Инамов вместе с представителями МИД России принял участие в ежегодно организуемой Европейским союзом, Китаем и Канадой 4-й Министерской встрече по вопросам изменения климата, прошедшей в режиме видеоконференции.

Цели данного мероприятия - обмен мнениями между ключевыми участниками международного климатического переговорного процесса о направлениях совместной работы на ближайшую перспективу, поиск путей решения актуальных проблем в сфере климата, взаимодействие в области развития.

В этом году главной темой встречи стало восстановление экономики в рамках реализации Парижского соглашения, а также создание условий для улучшения качества жизни людей после пандемии COVID-19 с учетом необходимости снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Российская сторона проинформировала участников о предпринимаемых нашей страной шагах по разработке национального законодательства в сфере низкоэмиссионного развития, регулирования и снижения выбросов парниковых газов в рамках реализации нацпроекта «Экология», предусматривающего комплекс мер природоохранного характера, сохранения биоразнообразия, улучшения качества воздуха и воды, расширения особо охраняемых природных территорий, переработки отходов.

С учетом того, что в последнее время Еврокомиссия и ведущие государства ЕС активно продвигают реализацию «Европейского зеленого курса», важно избегать усиления экономического протекционизма под предлогом борьбы с изменением климата и реализации целей Парижского соглашения. Россия выступает за то, чтобы климат по-прежнему оставался объединяющей государства и региональные организации повесткой дня. Международному сообществу необходимо принимать глобальные согласованные решения, прежде всего на площадке ООН, учитывающие потребности всех стран.

Минприроды России рассчитывает продолжать тесное взаимодействие с международными партнерами в сфере изменения климата, защиты биоразнообразия и в других значимых вопросах, представляющих взаимный интерес. Намерены использовать все доступные площадки для разъяснения и продвижения ключевых российских подходов.

Во встрече приняли участие Исполнительный заместитель председателя Европейской Комиссии Франс Тиммерманс, министры окружающей среды Китая и Канады, главы природоохранных ведомств 28 государств, а также руководители международных организаций.

Ссылка: https://www.mnr.gov.ru/press/news/rossiya_schitaet_chto_borba_s_izmeneniem_klimata_dolzhna_obedinyat_a_ne_razdelyat_mezhdunarodnoe_soo/

Печать

Известия РАН: к 95-летию Г.И. Марчука и 40-летию ИВМ РАН

Вышел 3-й номер 56-го тома журнала "Izvestiya. Atmospheric and Oceanic Physics", посвященный 40-летию ИВМ РАН и 95-летию его основателя - Г.И. Марчука. Две работы из этого цикла были опубликованы во 2-м номере. В прилагаемом сборнике работ первые 10 - из номера 3, а 11-ая и 12-ая - из номера 2.

pdf Текст сборника

Печать

Nature: Новый набор климатических данных о влажности в верхней тропосфере из микроволновых наблюдений

Авторы создали новый набор климатических данных о влажности верхней тропосферы на основе наблюдений микроволновых эхолотов Special Sensor Microwave Temperature – 2 (SSMT-2), усовершенствованных Microwave Sounding Unit - B (aMSU-B) и Microwave Humidity Sounder (MHS). Данные охватывают период времени между 1994 и 2017 гг. и предоставляют среднемесячные значения яркостной температуры (фотометрическая величина, характеризующая интенсивность излучения) при 183,31 ± 1 ГГц и производные значения влажности верхней тропосферы, а также оценки неопределённости измерений на широтно-долготной сетке 1° × 1°, охватывающей тропический регион (от 30° ю.ш. до 30° с.ш.). Для восстановления влажности верхней тропосферы авторы вводят её новое определение. Отказываясь от использования якобиана влажности в качестве весовой функции, его проще применять, чем традиционное определение, не ставя под угрозу точность восстановления. Такое же определение можно использовать для получения влажности верхней тропосферы из наблюдений в инфракрасном диапазоне, что позволяет более синергетически использовать инфракрасное и микроволновое излучение с этой целью в будущем. Новый набор климатических данных ​​проверяется на соответствие существующим данным о влажности верхней тропосферы.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41597-020-0560-1.pdf

Печать

Nature: Собственные колебания и глобальные изменения климата

Периодические изменения содержания СО2 в атмосфере и температуры за последние 5 млн лет показывают три особенности, которые ставят под сомнение текущие исследования климата, а именно: (i) переход в среднем плейстоцене доминирующего 41-тысячелетнего цикла к доминирующим 100-тысячелетним циклам, (ii) отсутствие сильного сигнала прецессии, имеющей период колебаний приблизительно 20 тыс. лет, и (iii) похолодания в среднем и позднем голоцене. Эти особенности не могут быть напрямую объяснены изменениями орбиты Земли, описанными Миланковичем. Авторы показывают, что замкнутая фотохимическая система, подверженная воздействию источника постоянного освещения, может испытывать колебания. В этой простой концептуальной модели колебания присущи системе и происходят даже в отсутствие периодического радиационного воздействия. При надлежащей адаптации к системе Земли этот осциллятор объясняет основные особенности динамики климата прошлых эпох. В использованной модели фотосинтез и углеродный цикл являются ключевыми факторами изменения климата. Авторы используют модель для прогнозирования ослабления импульса CO2 размером 1000 Гигатонн С. Удаление 50% этой массы CO2 потребует одного столетия и приведёт к более тёплому и влажному климату в будущем. Однако более ярко выраженные циклы оледенения возникают на тысячелетней шкале времени.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41598-020-68052-9.pdf

Печать

KPMG оценила ущерб для России от введения углеродного налога в ЕС

Эксперты аудиторской компании KPMG представили три сценария введения европейского климатического налога для поставляемых из России товаров. При базовом варианте российские экспортеры заплатят €33,3 млрд в 2025–2030 годах

Аудиторская компания KPMG подготовила презентацию о влиянии на российских производителей трансграничного углеродного налога, введение которого сейчас обсуждается в Европейском союзе (ЕС). Она была сделана на заседании рабочей группы комитета экологии и природопользования Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в понедельник, 6 июля. РБК ознакомился с презентацией, ее подлинность подтвердил один из участников заседания.

Эксперты KPMG представили три сценария введения углеродного налога в ЕС:

  • В оптимистичном сценарии ЕС введет налог только в 2028 году и будет взимать с разницы между фактическими выбросами углекислого газа (СО2) при производстве товаров и эталонным объемом ЕС. Нагрузка для российских производителей в этом случае составит €6 млрд за три года (2028–2030-й). Больше других пострадают поставщики газа, никеля и меди: углеродоемкость их продукции превышает европейский бенчмарк в два-три раза. Производство нефти, продукции нефтехимии, калийных удобрений и других экспортируемых товаров полностью укладывается в европейский эталон.
  • В базовом сценарии налог вводится в 2025 году и распространяется только на прямые выбросы парниковых газов (непосредственно при производстве продукции). В этом случае нагрузка для российских экспортеров составит €33,3 млрд в 2025–2030 годах.
  • При самом негативном сценарии налог может обойтись поставщикам из России в €50,6 млрд до 2030 года. Это произойдет, если трансграничный налог будет введен уже в 2022-м и распространится не только на прямые, но и на косвенные выбросы CO2 — под этим подразумеваются выбросы из источников, принадлежащих другим организациям, но так или иначе связанных с деятельностью экспортера.

Параметры налога, который ЕС может ввести для импортируемых «грязных» товаров с большим углеродным следом, пока не ясны. Но для России это значимый вопрос. По данным KPMG, Европа — самый крупный регион сбыта российский товаров, на нее приходится 46% экспорта. В 2019 году Россия экспортировала в страны ЕС продукцию на $189 млрд, следует из статистики ФТС.

Пока введение углеродного трансграничного налога находится в категории рисков, напоминает замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. По его словам, в случае введения такого налога в ЕС российское правительство может поддержать компании, предоставив им налоговые льготы и преференции. Оно уже поручило министерствам к 1 октября представить предложения о поддержке компаний, которые могут пострадать от углеродного налога.

Год назад глава «Роснано» Анатолий Чубайс предложил ввести собственный углеродный налог в России, который взимался бы за превышение компаниями целевых показателей выбросов парниковых газов. В случае появления такого налога ЕС мог бы освободить российские товары от нового трансграничного налога.

Но в этом случае ущерб для экономики страны вырастет в разы, предупреждает Широв. По его подсчетам, европейский налог на реально экспортируемый объем парниковых газов из России (141 млн т эквивалента CO2) составит 275 млрд руб. в год (€3,4 млрд по курсу на 7 июля) с учетом текущих цен ЕС на парниковые выбросы. А российский углеродный налог взимался бы со всего объема производства компаний (621 млн т эквивалента СО2), которые в ЕС экспортируют только часть товаров. В этом случае налог был бы вчетверо выше — 1 трлн руб. в год, подсчитал эксперт.

Российские производители могут избежать налогов и обвала экспорта путем модернизации, которую можно профинансировать за счет «зеленых облигаций», считают эксперты АКРА. Такие инструменты подразумевают не только доступ к более дешевому финансированию, но и высокое качество отчетности и ее прозрачность, указывают эксперты. ВЭБ уже заявил о готовности помочь в развитии «зеленого» направления в экономике: для поддержки российских компаний институт развития планирует привлечь около 300 млрд руб.

Модернизация предприятий — хорошее решение для российского бизнеса, но далеко не все смогут инвестировать в новые мощности во время стагнации в экономике и климатические риски тут не помогут, скептичен Широв.

Ссылка: https://www.rbc.ru/economics/15/06/2020/5ee6a6ac9a79473a66792e5c

Печать

Сергей Аноприенко: Россия находится в начале пика лесных пожаров

Глава Рослесхоза Сергей Аноприенко
© Фото : пресс-служба Рослесхоза

Россия подходит к летнему пику лесных пожаров, горит почти два миллиона гектаров лесов в Сибири и на Дальнем Востоке. Леса горят несмотря на то, что в 2020 году регионы получили дополнительную технику для тушения пожаров. О том, будут ли еще расти площади лесных пожаров, как работают пожарные в условиях рекордно высоких температур на севере Сибири, кто будет тушить пожары на заброшенных пахотных землях и насколько точными данными располагает ведомство, рассказал в интервью РИА Новости замглавы Минприроды России — глава Рослесхоза Сергей Аноприенко. Беседовала Наталья Парамонова.

— Можно ли сказать, что начался летний пик пожаров? Если нет, то когда он может случиться?

— Да, можно сказать, что мы находимся в начале летнего пика горимости. Анализ развития лесопожарной ситуации показывает, что динамика роста числа зарегистрированных лесных пожаров и прироста площадей, пройденных огнем за сутки, наблюдается с 19 июня. Максимальное число пожаров приходится на Дальний Восток: там может возникать до 80 пожаров за 24 часа.

Сложная лесопожарная обстановка на территории Дальневосточного федерального округа сложилась в результате погодных аномалий на заполярных землях северо-восточной части округа, где температура воздуха превышает плюс 30-35°С. В июне текущего года на полюсе холода в якутском городе Верхоянске был установлен заполярный рекорд жары. 20 числа температура воздуха достигла плюс 38,4°С. Уровни пожарной опасности на природных территориях достигли высокого и чрезвычайного классов.

Сегодня самая неблагоприятная лесопожарная обстановка наблюдается в Камчатском, Красноярском краях, на Чукотке и в Якутии. Ситуация в регионах осложняется тем, что подавляющее большинство лесных пожаров действует в труднодоступной и отдаленной местности, из-за чего применение наземной техники и наземных сил пожаротушения ограниченно или невозможно.

По нашим прогнозам, в ближайшую декаду можно ожидать возникновение или усиление горимости в Северо-Западном округе (Псковская, Ленинградская области и юг Карелии), в Сибири (Иркутская, Новосибирская области, Красноярский и Алтайский края) и на Дальнем Востоке в Республике Саха (Якутия) и Магаданской области.

Однако мы можем сколько угодно говорить о прогнозе – фактическая пожарная обстановка зависит в буквальном смысле от нас с вами, от того, как люди ведут себя с огнем, выезжая на природу, в лес. А также от того, какие управленческие решения принимают регионы при тушении лесных пожаров, насколько оперативно работают лесопожарные службы на местах и от других объективных природных обстоятельств.

— Как проводится тушение лесных пожаров при температуре плюс 35? Гидрометцентр не рекомендует даже на улицу выходить при таких температурах.

— Тушение лесных пожаров при высоких температурах, как правило, проводится с восходом солнца, в ранние утренние часы и вечером, после того как спадет температура и несколько повышается влажность воздуха. При такой жаре, конечно, увеличивается потребление питьевой воды. Если есть световое оборудование на пожаре, то тушат и ночью, а в северных широтах, в полярную ночь тушить пожары можно круглосуточно.

Работа на лесных пожарах чрезвычайно сложна и опасна. А в такую жару особенно. По словам опытных пожарных, приближающийся, например, верховой пожар сопровождается гулом, как несущийся поезд, под ногами дрожит земля. И это не фигура речи, это факт. Уцелеть в этом аду шансов нет. Останавливают огонь профессионалы нашего федерального резерва Авиалесоохраны и пожарные региональных формирований. Чтобы победить в схватке с огнем, каждый из них проходит через годы тренировок, учится выживать в глухой тайге, переступать собственный страх, обходиться самым ограниченным бытом. Главным помощником в борьбе с огнем становится опыт: за плечами почти каждого из этих ребят не один десяток потушенных пожаров, спасенных лесов.

После приземления основная часть группы парашютистов-десантников ФБУ "Авиалесоохрана" сразу приступает к тушению пожара, а два-три человека остаются на обустройстве "табора". Количество палаток зависит от количества человек в группе, из расчета одна на четверых. Минимальная группа на пожаре – пять человек. Потом группа перемещается с одного пожара на другой, и все начинается заново. Так может длиться до 30-40 дней.

— Сейчас привлечено огромное внимание к лесным пожарам в Сибири. Можете описать ситуацию на данный момент и сравнить с прошлым годом или со средним показателем за предыдущие годы?

— Говоря об особенностях лесопожарного сезона 2020 года в Сибири, в первую очередь хочу отметить погодные аномалии, которые возникли на территории округа, когда в ряде регионов еще в начале апреля установилась 30-градусная жара. На фоне объявленного режима самоизоляции, который многие граждане решили в обход рекомендаций медиков провести на природе, мы фиксировали всплеск числа лесных пожаров.

Для стабилизации обстановки в этот период по запросу регионов Рослесхоз подключил федеральный резерв Авиалесоохраны, и весной ситуацию удалось нормализовать. Одним из показателей того, что лесопожарные службы сработали эффективно, можно назвать значительное снижение площадей пожаров в стране в период майских праздников, чего не наблюдалось многие годы.

С начала пожароопасного сезона на территории лесного фонда в Сибири возникло 2,6 тысячи лесных пожаров на площади 190 тысяч гектаров.

По сравнению с прошлым годом площадь лесных пожаров и средняя площадь ликвидации пожаров в Сибири сократились в 1,2 раза. Это также можно назвать одним из показателей повышения эффективности охраны лесов от пожаров в этом году.

— Как изменилась подготовка Рослесхоза к сезону лесных пожаров?

— Во избежание повторения прошлогодней лесопожарной ситуации Рослесхоз принял ряд мер. Во-первых, в настоящее время достигнута договоренность о привлечении авиационной группировки МЧС России к переброске сил федерального резерва ФБУ "Авиалесоохрана" в регионы, где складывается наиболее сложная лесопожарная обстановка. Для борьбы с труднодоступными пожарами в Сибири и на Дальнем Востоке к 30 июня в три раза, до 442 человек, увеличены силы авиапожарных ФБУ "Авиалесоохрана". Они оказывают помощь региональным лесопожарным службам в тушении труднодоступных пожаров на землях лесного фонда на Чукотке, на Камчатке, в Иркутской, Магаданской областях, в Красноярском крае и в Якутии. В рамках межрегионального маневрирования 2 июля в Якутию прибыли еще 100 авиапожарных из Уральского федерального округа.

Чтобы не допустить усугубления лесопожарной обстановки из-за пожаров в труднодоступных зонах, в середине июня Рослесхоз направил обращение к главе Республики Саха (Якутия) Айсену Николаеву с просьбой принять решение о тушении ряда лесных пожаров в зонах контроля, которые на тот момент могли быть потушены. Задержка в три–пять дней по принятию такого решения привела к тому, что площадь лесных пожаров на территории региона многократно увеличилась.

— Рослесхоз выступил с инициативой еще больше сократить контрольные зоны. В одном из своих выступлений вы говорили, что уже достигнутое сокращение приблизит к показателям, которые были в СССР, почему вы решили настаивать на еще большем сокращении? И как технически можно это сделать, какие вложения понадобятся?

— По требованиям Лесного кодекса Российской Федерации все леса нашей страны подлежат охране. На сегодня площадь земель лесного фонда составляет 1,145 миллиарда гектаров. Мы подготовили изменения в Правила тушения, одна из задач которых сокращение не обслуживаемых зон из этого всего лесного массива. То есть если лесной пожар доступен для авиации, тушить его будут в обязательном порядке.

Ситуация осложняется тем, что многие лесные пожары сейчас стали происходить в таких местах, где их раньше почти не было – это северные районы северных же регионов, где горит тундра, малолесные территории, мари. И до них крайне сложно, почти невозможно добраться, невозможно забросить туда парашютистов-десантников, потому что расстояние от ближайшего аэродрома до очага горения не позволяет вертолету долететь до него и вернуться назад.

Почему, собственно говоря, и пожары не тушатся: они находятся очень далеко и от населенных пунктов, и от мест базирования авиации. Туда просто физически нет возможности перебросить не то что тяжелую технику, но и людей, которые там могут тушить.

Неохраняемые зоны или зоны контроля (Где не обязательно тушить лесные пожары. — Прим. ред.) действительно существовали еще в советские времена, но действующая на тот момент система охраны лесов, наряду с освоенностью территорий, позволяла держать в такой зоне порядка 350 миллионов гектаров. После передачи лесных полномочий в регионы в 2007 году эта площадь постепенно увеличивалась и в прошлом году была около 620 миллионов гектаров.

В соответствии с действующими Правилами тушения лесных пожаров, установление зон контроля – это полномочия регионов. С учетом имеющихся в субъектах ресурсов нам было необходимо организовать рациональное использование сил и средств при тушении лесных пожаров в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях.

И Рослесхоз направил в регионы критерии, которые местные ведомства должны были учесть при установлении таких зон в этом году. Помимо того, что пожары на этих территориях не должны создавать угрозу населенным пунктам и объектам экономики, Рослесхоз предложил учитывать еще ряд факторов. Мы полагаем, что в такие зоны не должны попадать лесные участки, переданные в постоянное пользование или аренду в целях заготовки древесины, а также такие территории, которые непосредственно примыкают к ООПТ федерального значения, к госгранице и ряд других.

По поручению правительства за последние месяцы мы совместно с субъектами федерации провели колоссальную работу, и на сегодняшний день зоны контроля уже сокращены почти на 90 миллионов гектаров, а Новосибирская, Свердловская и Тюменская области полностью отказались от таких зон. Это то, что регионы сделали уже сейчас, без дополнительного финансирования. Дальнейшее сокращение зон контроля, конечно, потребует дополнительных средств.

— Как вы выстраиваете взаимоотношения с Минсельхозом? Большое количество природных пожаров возникают на сельхозземлях, но при этом виноват всегда Рослесхоз, как можно решить комплексно проблему природных пожаров?

— Действительно, полномочия по тушению пожаров на землях лесного фонда находятся сейчас у региональных властей. Рослесхоз заблаговременно направляет в субъекты РФ выделенный ему объем средств субвенций на охрану лесов от пожаров, контролирует подготовку к лесопожарному сезону в регионах, круглосуточно отслеживает термоточки в лесах и угрозы пожаров с прилегающих к лесу территорий.

При этом около 40% пожаров в лесу возникает из-за перехода огня с земель других категорий. Зачастую это происходит из-за нарушения запрета на пал травы в полях.

Минприроды России и Рослесхоз доработали проект постановления правительства РФ, который регулирует особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельхозназначения. К настоящему времени завершено межведомственное согласование проекта постановления, получено заключение Минюста России, и на прошлой неделе проект постановления внесен в правительство Российской Федерации.

После издания постановления лесопользование на таких землях станет возможным по тем же направлениям, что и на землях лесного фонда. При этом категория земель и их форма собственности сохранятся. Например, собственники или арендаторы земель смогут вести заготовку древесины, ягод, грибов, лекарственных растений, использовать земли для рекреации, пчеловодства и тому подобное в рамках предпринимательской деятельности. Для этого они должны быть зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Однако документ наделяет лесопользователей не только правами, но и обязанностями. Охрану, защиту и воспроизводство леса на сельскохозяйственных землях будут обязаны проводить арендаторы, собственники, а при их отсутствии органы государственной власти или местного самоуправления.

Вместе с тем правовая инициатива защитит леса от недобросовестного использования: проектом постановления запрещается сплошная рубка леса для устройства лесных дорог, строительства посадочных площадок для вертолетов и самолетов. Кроме того, мы предложили запретить в лесах на землях сельхозназначения профилактические выжигания хвороста, сухой травы и так далее. Такая мера предусмотрена, чтобы предотвратить бесконтрольные палы, которые представляют собой одну из главных причин лесных пожаров весной.

Проект постановления также регламентирует устройство мест отдыха, разведения костров. Все эти меры направлены на то, чтобы предотвратить лесные пожары.

Также документ предусматривает проведение на землях сельхозназначения искусственного и комбинированного лесовосстановления с учетом соблюдения агротехнических сроков. Площадь восстановленного леса при этом должна быть не меньше площади вырубки.

Кроме того, чтобы не допустить выжигания сухой травы, стерни и пожнивных остатков на землях сельхозназначения, Минприроды России предлагает определить, что возгорания на таких землях относятся к пожарам, а затраты на их тушение должен возмещать виновник возникновения. Мы предлагаем не предоставлять господдержку производителям сельхозтоваров, которые нарушают требования пожарной безопасности. Если же они допустят возгорания, которые приведут к пожарам, предусмотреть обязанность органов местного самоуправления по тушению пожаров на землях сельхозназначения в отношении участков, на которые государственная собственность не разграничена.

Минприроды России и Рослесхоз поддержали внесение изменений в действующее законодательство, которые повысят ответственность граждан и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности и нанесение ущерба, в том числе лесным насаждениям.

Учитывая высокую общественную опасность таких правонарушений, мы считаем, что целесообразно повысить размер ответственности за них. Дополнительно мы предлагаем рассмотреть возможность вознаграждать граждан за предоставление в правоохранительные органы достоверной информации о виновниках – поджигателях лесных пожаров. Полагаем, что неотвратимость наказания повысит уровень осознанности граждан при обращении с огнем на природе, понимание своей ответственности за то, что с ней происходит.

— За рубежом отдельные институты занимаются проблемами решения лесных пожаров, которые стали особенно актуальны с изменением климата. Там тестируют методики плановых выжиганий. В каких направлениях у нас ведутся работы, как меняются схемы и средства для тушения пожаров?

— В нашей стране практика плановых профилактических выжиганий внедрена уже давно, в этом направлении мы готовы делиться опытом с зарубежными коллегами.
Кроме того, улучшением методик профотжигов в России занимается ФБУ ВНИИЛМ и, в частности, его филиал "Центр лесной пирологии". Научные сотрудники организации провели исследования по оценке эффективности использования управляемого огня для снижения природной пожарной опасности на лесных землях. Изучались особенности горения и влияние управляемого огня на напочвенные горючие материалы, природную пожарную опасность и состояние компонентов лесных экосистем.

Исследования проводили на контролируемых профилактических выжиганиях в 2019 и 2020 годах. Результаты станут основой для совершенствования этого процесса, лесные пожарные смогут лучше регулировать параметры управляемого огня, то есть его интенсивность, скорость распространения, продолжительность горения и другие. Ведь при контролируемых выжиганиях важно, чтобы сгорело большинство лесных горючих материалов при минимальных затратах сил и средств. Этого можно добиться, подобрав оптимальные метеорологические, лесорастительные условия и технологии выжиганий.

— Еще раз о пожарах этого года. Пожары все-таки разные. Насколько губительны для лесов пожары этого года?

— Сразу скажу, что касается площадей, пройденных огнем, которые фигурируют в лесопожарных сводках. Совершенно необязательно, что лес погибнет на территориях, где прошел огонь. При низовых пожарах, которые свойственны весеннему периоду, выгорает подстилка, напочвенный покров, подрост и подлесок. Кроны остаются нетронутыми, а стволы могут быть едва обожжены. Если огонь не сильно ушел в почву и не повредил корни, деревья могут выжить.

— То есть площадь, пройденная огнем, не равняется площади погибших лесов.

— Это совершенно разные цифры. После детального обследования пожаров в регионах по итогам года площадь лесов, погибших от лесных пожаров, уточняется. По данным региональных лесных ведомств, в прошлом году площадь леса, погибшего от лесных пожаров, составила 101,4 тысячи гектаров. А уточненная сумма ущерба, за которую отчитались регионы, 13,4 миллиарда рублей.

Основной ущерб лесу наносят верховые пожары, при которых гибель насаждения может достигать ста процентов. В текущем году верховыми пожарами пройдено семь тысяч гектаров, а низовыми пожарами – 2,8 миллиона гектаров, и по ним еще предстоит выявить гибель и повреждение лесов по результатам государственного лесопатологического мониторинга лесов.

По сравнению с прошлым годом площадь, пройденная верховыми пожарами, снизилась вдвое, а низовыми на 20 %. По оперативным данным, ущерб, причиненный лесам, остался на уровне прошлого года (2,2 миллиарда рублей против 2,3 миллиарда рублей в 2019 году).

В целом сезон протекает в рамках средних многолетних значений горимости: количество и площадь лесных пожаров остается на уровне показателей пяти прошлых лет.

— Российское отделение Greenpeace заявляет, что при том объеме проблем с пожарами, которые есть, денег на их тушение выделяется мало. Что вы об этом думаете?

— Минприроды России подготовило проект постановления о выделении дополнительных средств на борьбу с лесными пожарами из резервного фонда правительства Российской Федерации. Документ направлен на рассмотрение в правительство РФ. Эти средства планируется направить в регионы с наиболее сложной лесопожарной ситуацией, чтобы не допустить угрозы распространения огня на населенные пункты, объекты экономики, минимизировать угрозу задымления населенных пунктов.

— Также большая волна поднялась в СМИ по поводу заявления Счетной палаты, что в России фактически нет учета лесов? Есть ли такая проблема? Может ли ее решить Рослесхоз или это региональный уровень и вы мало что можете сделать?

— Материалы лесоустройства действительно критически устарели: на сегодня 85% земель лесного фонда имеет давность лесоустройства свыше 10 лет. Мы предлагаем комплексно решить эту проблему, для этого подготовлен законопроект, направленный на совершенствование правового регулирования отношений в области лесоустройства ("О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области лесоустройства"). Он даст возможность систематизировать этот вид деятельности с учетом интенсивности использования лесов и ведения лесного хозяйства, срока действия материалов лесоустройства, определит планирование и очередность выполнения работ.

Кроме того, законопроект позволит увеличить объемы лесоустроительных работ благодаря использованию перспективных технологий на основе современных материалов дистанционного зондирования земли и программно-аппаратных комплексов нового поколения. Он также позволит установить критерии, по которым леса относятся к категории интенсивного использования и ведения лесного хозяйства. В настоящее время законопроект проходит межведомственное согласование.

— Весной произошло два крупных скандала с лесными ведомствами. Первый касался поджога растительности в Усть-Кутском районе представителями местного ведомства, а второй с арестом руководителей Лесного ведомства в Алтайском крае. Как вы можете прокомментировать данную ситуацию: это системные проблемы, которые очевидны и которые требуют решения, или это результат принятых управленческих решений и проверок?

— Что касается случая в Усть-Куте, по нашим данным, сейчас правоохранительные органы (Следственное управление Следственного комитета по Иркутской области. — Прим. ред.) проводят следственные действия, устанавливают фактические обстоятельства происшествия, поэтому комментировать эту ситуацию до выяснения всех обстоятельств с нашей стороны было бы некорректно.

Если говорить про Алтайский край, то там оперативно-следственные мероприятия проводились в развитие той проверки, которую Рослесхоз совместно с ФСБ России осуществили еще весной 2019 года.

Сегодня значительные полномочия в области управления лесными отношениями и лесным хозяйством переданы на региональный уровень, поэтому навести порядок в регионах очень важно для всей отрасли.

Мы вплотную работаем с правоохранителями. Специалисты Рослесхоза участвуют в совместных проверках деятельности региональных лесных ведомств, постоянно обмениваемся информацией.

Все это помогает нам обеспечить организацию полноценного контроля за региональными лесными ведомствами, а взаимодействие с правоохранителями позволяет лучше выявлять и пресекать нарушения лесного законодательства.

— Расскажите, пожалуйста, о возможностях, которые открывает для лесного хозяйства нашей страны реализация Парижского соглашения? Как лес влияет на депонирование углерода и сдерживание изменения климата?

— Лесное хозяйство позволяет реализовать широкий спектр мер, направленных на смягчение антропогенного воздействия на климатическую систему. Однако, по имеющимся экспертным оценкам, в случае сохранения экстенсивной модели лесопользования поглощение лесами парниковых газов к середине XXI века может уменьшиться до половины от текущего уровня. При негативном сценарии даже возникает риск перехода лесных земель из категории стока парниковых газов в категорию источника их выбросов. Этого можно и нужно избежать, что лишь подтверждает важность реализации до 2030 года и в последующем мероприятий, направленных на сохранение лесов и увеличение объемов поглощения ими парниковых газов.

Переход на траекторию низкоуглеродного развития предусматривает меры по устойчивому управлению лесами, сокращению выбросов в результате обезлесения и деградации лесов, лесных пожаров и некомпенсируемых вырубок. Другое направление связано с увеличением накопления углерода, формированием благоприятных условий для реализации проектов по воспроизводству лесов, их охране и защите, созданию хозяйственно ценных и устойчивых к изменениям климата насаждений, повышению эффективности функционирования единого генетико-селекционного комплекса в условиях климатических изменений. Здесь важно понимать, что каждое действие, направленные на создание новых насаждений, уход за ними, противодействие лесным пожарам и незаконным вырубкам, благоприятно сказывается на климате нашей планеты.

Мы постепенно подходим к формированию экологически осознанного отношения бизнеса к этому процессу восстановления лесов. Например, у нас в двух регионах Сибири крупная производственная компания, деятельность которой никак не связана с лесозаготовкой и лесопереработкой, добровольно взяла на себя обязательства по высадке лесов. В прошлом году в Красноярском крае и Иркутской области высадили по 500 тысяч саженцев, в этом году в Иркутской области планируют высадить еще 120 тысяч и обеспечить последующий уход за созданными насаждениями.

Такие инициативы от структур, которые, в отличие от лесопромышленников, не обязаны по лесному законодательству заниматься восстановлением лесов, можно только приветствовать. Конечно, эффективная реализация механизма сокращения выбросов парниковых газов за счет привлечения негосударственных инвестиций будет осуществляться с учетом как рыночных, так и не рыночных подходов.

— Довольны ли вы темпами лесовосстановления в этом году?

— На сегодня планы по искусственному лесовосстановлению выполнены уже более чем на три четверти, регионы высадили более 156 тысяч гектаров леса. Общая площадь всех работ по лесовосстановлению с начала года достигла почти 250 тысяч гектаров. Пока этот показатель достигает 22 % от плана, но основной объем работ по восстановлению лесов традиционно приходится на осенний сезон. Площадь лесовосстановления в этом года должен достигнуть 1,1 миллиона гектаров, из них посадка лесных культур запланирована на площади 201,2 тысячи гектаров.

В частности, на Дальнем Востоке посадка лесных культур проведена на площади 10 тысяч гектаров (или 40,2 % от плана), в Северо-Западном федеральном округе на площади 31,3 тысячи гектаров, (или 85,1 %), в Сибирском федеральном округе составила 30,3 тысячи гектаров (или 85,5 %), в Уральском федеральном округе – 11,7 тысячи гектаров (или 40,7 %), в Приволжском федеральном округе площадь составила 31,2 тысячи гектаров (или 88,6 %), в Центральном федеральном округе посадка лесных культур проведена на площади 37,6 тысячи гектаров (или 106,2 %).

Плановые показатели по посадке леса выполнены в 30 субъектах Российской Федерации (в Белгородской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Липецкой, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Оренбургской, Вологодской, Псковской, Пензенской, Ростовской, Астраханской, Самарской, Саратовской, Иркутской, Омской, Ульяновской областях, республиках Алтай, Карелия, Ингушетия, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесской, Чувашской республиках, в Мордовии, Татарстане, Тыве и Еврейской АО).

Весенний лесокультурный сезон подходит к концу. Площадь искусственного лесовосстановления превышает прошлогодний показатель на 9,7 тысячи гектаров.

Ссылка: https://ria.ru/20200703/1573831511.html

Печать