Новости партнеров

EOS: Когда меры по адаптации к изменению климата создают риск дальнейшей маргинализации

Многие мероприятия по адаптации к изменению климата чрезмерно сосредоточены на последствиях изменения климата и меньше - на изучении факторов уязвимости.

Согласно новому обзору, созданному Норвежским университетом естественных наук (Norwegian University of Life Sciences, NMBU) и Оксфордским университетом, многие проекты по адаптации к изменению климата, финансируемые на международном уровне, «усиливают, перераспределяют или создают новую уязвимость» в развивающихся странах. По сути, утверждается в документе, положение людей в развивающихся странах становится хуже после принятия мер по адаптации к изменению климата. Развивающиеся страны уже непропорционально сильно страдают от последствий изменения климата.

Статья, опубликованная в журнале World Development в январе, написана группой из 20 учёных и практиков адаптации. Она включает обзор 34 исследований по адаптационным проектам в развивающихся странах Африки, Азии, Латинской Америки и Океании.

Суть проблемы заключается в том, что «существующая структура проектов адаптации часто фокусируется на последствиях изменения климата, а не на коренных причинах уязвимости», - сказала Лиза Шиппер (Lisa Schipper), один из авторов документа и специалист по социально-экологическим проблемам Оксфордского института изменения окружающей среды. Усилия по адаптации могут быть направлены на устранение таких последствий, как, например, повышение уровня моря, но при этом не могут в полной мере решить социальные проблемы, создающие уязвимость, такие как адекватный доступ к образованию, возможностям трудоустройства, жилью и здравоохранению.
Например, для борьбы с последствиями повышения региональной температуры в сельском хозяйстве «Стратегия устойчивой к изменению климата зелёной экономики Эфиопии» предусматривала увеличение площади орошаемых земель в стране и перевод средств к существованию от скотоводства к земледелию. Но эта стратегия переместила «некоторых людей к более маргинальным средствам к существованию, например, к неформальной работе. Это оказывает огромное влияние на уязвимость людей в долгосрочной перспективе», - сказала Сири Эриксен (Siri Eriksen), ведущий автор статьи и профессор международных исследований окружающей среды и развития в NMBU.

Адити Мукхерджи (Aditi Mukherji), главный научный сотрудник Международного института управления водными ресурсами, которая не участвовала в новом исследовании, согласилась с идеей, что снижение уязвимости должно быть центральным компонентом успеха адаптации. «Мы не можем двигаться к трансформационной адаптации, не устраняя коренных причин уязвимости», - сказала она.

По словам Эриксен, для устранения этих причин «абсолютно необходимо увеличить финансирование адаптации». Она добавила, что «никогда не было адекватного [адаптационного] финансирования по сравнению с потребностями» и что устранение этой нехватки финансирования важно, потому что «это проблема социальной справедливости ... ущерб для богатых стран, выбрасывающих больше всего [парниковых газов], оказывается наименьшим, а наиболее пострадавшие - те, которые выбрасывают меньше всего [парниковых газов]».

Пересмотр нынешней модели международной помощи

Эриксен предупредила, что любое существующее и будущее финансирование адаптации должно управляться лучше, чем согласно нынешней модели.
В общем нынешняя модель помощи в целях развития подразумевает, что, когда проект разрабатывается как часть Зелёного климатического фонда или Адаптационного фонда, международное агентство, такое как Организация Объединенных Наций, управляет его общими финансами. Оттуда финансирование поступает в неправительственные организации или местные исследовательские институты. Затем эти организации реализуют проект на местах.

По словам Шиппер, неудачи этих подходов «нисходящего вмешательства» были доказаны десятилетиями. Важной причиной такой неправильной адаптации является отсутствие широких консультаций с местными заинтересованными сторонами. Один из способов преодолеть это - обеспечить, чтобы «местные партнёры действительно представляли всех, а не только часть, например, землевладельцев».

Тематические исследования того, как лучше понять уязвимость в контексте международной помощи, были получены, в частности, из Бангладеш.

В Бангладеш стратегии адаптации к изменению климата включали модернизацию прибрежной инфраструктуры для защиты людей от тропических циклонов и штормовых нагонов. Авторы утверждают, что эта более укрепленная инфраструктура оказалась мнимой адаптацией, поскольку побудила жителей оставаться в районах с повышенным риском. Стратегии постепенной адаптации, ориентированные на немедленные последствия (например, штормовые нагоны), могут создать новые риски в долгосрочной перспективе (например, подвергнуть риску большее количество сообществ).

Однако, пояснила Мукхерджи, более целостное рассмотрение уязвимости не должно концентрироваться только на конкретных адаптациях к климату. По её словам, Бангладеш добилась «огромного прогресса» в решении таких социальных проблем, как детская и материнская смертность, трудоустройство женщин, приём в школы и продовольственная безопасность. Кроме того, в стране разработаны очень хорошие системы раннего предупреждения в рамках своей программы готовности к стихийным бедствиям.

«Это поистине впечатляющие достижения для маленькой страны с огромным населением, и этого не могло бы произойти без согласованных усилий правительства и гражданского общества», - сказала Мукерджи, добавив, что «прогресс также означает снижение [климатической] уязвимости в значительной степени».

По сути, отметила Мукхерджи, хотя некоторые люди в развивающихся странах могут по-прежнему оставаться уязвимыми, «общая картина того, что является, а что не является мнимой адаптацией, ещё не сформирована с достаточной детализацией. Этот документ - шаг к такому пониманию».

Ссылка: https://eos.org/articles/when-climate-adaptation-intervention-risks-further-marginalization

Печать