EOS: В Арктике сохраняются последствия аномальной жары
Последствия исторической аномальной жары 2020 года всё ещё ощущаются в Сибири год спустя.
В течение первой половины 2020 года среднемесячная температура в Сибири превышала норму на 6 °C. Кульминационный момент наступил 20 июня, когда температура в Верхоянске поднялась до 38 °C — самой высокой температуры, когда-либо зарегистрированной к северу от Полярного круга. Экстремальная жара сопровождалась лесными пожарами, нашествиями насекомых и таянием многолетней мерзлоты.
Квон и соавторы (Kwon et al.) предполагают, что последствия аномальной жары 2020 года всё ещё ощущались в следующем году в виде более тёплых и влажных, чем обычно, почв.
Исследователи получили данные о температуре, осадках и других климатических факторах из Европейского центра среднесрочных прогнозов погоды и включили их в модель высокоширотных экосистем. Чтобы уловить влияние сибирской волны тепла 2020 года, они заменили данные за 2020 год данными за каждый из предыдущих пяти лет (с 2015 по 2019 гг.), что предоставило пять оценок того, как могли бы выглядеть региональные экосистемы в 2021 году, если бы не было волны тепла.
Анализ показал, что из-за высокой температуры температура почвы в 2021 году оставалась примерно на 1,2 °C, или примерно на 150%, теплее, чем она была бы без волны тепла, даже несмотря на то, что температура воздуха вернулась к норме. Более высокие температуры также растопили почвенный лёд, что привело к более влажной почве, чем обычно. Доступность почвенной влаги в корневой зоне, мера того, сколько воды почва может удерживать на глубине корней растений, увеличилась в 2021 году на 10,9% в лесах и на 9,3% на лугах. Однако часть этой талой воды покинула почву через сток.
Моделирование показало, что в ответ на более тёплую и влажную почву микробы стали размножаться, что привело к увеличению выбросов углекислого газа почвенной экосистемой. В лесах этот эффект был в значительной степени компенсирован усилением фотосинтеза, поскольку растения процветали в новых условиях. На лугах, с другой стороны, фотосинтез первоначально увеличился во время аномальной жары, но затем быстро снизился до уровня 2021 года, поскольку растения израсходовали доступную влагу и погибли. Исследователи сообщили, что в результате аномальной жары 2020 года леса получили дополнительно 6 граммов углерода на квадратный метр в первой половине 2021 года, тогда как луга потеряли 10,9 грамма углерода на квадратный метр.
(Global Biogeochemical Cycles, https://doi.org/10.1029/2025GB008607, 2025)
Ссылка: https://eos.org/research-spotlights/in-the-arctic-consequences-of-heat-waves-linger