Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

Nature Communications Earth & Environment: Другая сторона изменения уровня моря

Уровень воды во внутренних морях и озёрах во всём мире снизится, часто резко, в течение 21-ого века в ответ на изменение климата. Основываясь на примере Каспийского моря, авторы выступают за согласованную кампанию по повышению осведомленности об угрозах для людей, биоразнообразию и геополитической стабильности.

Многие страны реализуют или планируют меры по адаптации в связи с повышением уровня моря, следуя последовательной и важной информации Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). В отличие от этого, прогнозируемому воздействию глобального потепления на падение уровня воды в замкнутых морях и озёрных системах из-за масштабного высыхания континентов в различных регионах мира уделяется гораздо меньше внимания. Повышение температуры поверхности усилит испарение над сушей и озёрами в 21-ом веке. Эти изменения приводят к снижению уровня озера и его площади поверхности и усугубляются уменьшением количества осадков во многих регионах мира. Бессточные озёра особенно чувствительны к климатическим изменениям, поскольку их уровень воды определяется тонким балансом между выпадением осадков и испарением с поверхности озера. Хотя обусловленное климатом высыхание внутренних территорий континентов признано важной проблемой с точки зрения нехватки пресной воды, его влияние на уровень озера будет иметь множество других далеко идущих последствий, которые недооцениваются, но которые влияют на средства к существованию и экономику миллионов людей. по всему миру. Серьёзным предупреждающим сигналом является прогнозируемое катастрофическое падение уровня воды в Каспийском море, самом большом озере в мире, к которому заинтересованные стороны могут оказаться неподготовленными.

Авторы утверждают, что недостаточно места было отведено проблеме падения уровня воды во внутренних морях и озёрах во всём мире в рамках широко признанных на международном уровне усилий, таких как Обобщающие доклады МГЭИК, цели устойчивого развития ООН или межправительственные научные исследования - Политическая платформа по биоразнообразию и экосистемным услугам (IPBES). Падение уровня озера приведёт к разрушительным экологическим, экономическим и политическим последствиям. Срочно необходима глобальная целевая группа для разработки и координации трансграничных стратегий смягчения последствий и адаптации.

Каспийская катастрофа

Уровень Каспийского моря, по прогнозам, упадёт на 9–18 м при сценариях выбросов от средних до высоких к концу этого столетия, что будет вызвано значительным увеличением испарения из озера, не уравновешиваемого увеличением речного стока или осадков. Согласно этим новым прогнозам, снижение уровня Каспийского моря в 21-ом веке будет примерно вдвое больше, чем по оценкам, основанным на более ранних климатических модельных расчётах. Понижение на 9–18 м будет означать, что обширный северный шельф Каспийского моря, туркменский шельф на юго-востоке и все прибрежные районы в среднем и южном Каспийском море окажутся над поверхностью моря. Кроме того, залив Кара-Богаз-Гол на восточной окраине будет полностью высушен. В целом площадь Каспийского моря сократится на 23% и на 34% при падении уровня моря на 9 м и 18 м, соответственно (см. Рис. 1).

 

A Regions affected by severe drying as projected for 2080–2099 (based on ref. 2) with major lakes located in the region indicated in bright red. Many of these lakes are already experiencing drying. Map data: Google Earth, Landsat/Copernicus (data from SIO/NOAA, U.S. Navy, NGA, GEBCO, IBCAO, USGS). B Impact of Caspian Sea Level projections of −9 m and −18 m at the end of the twenty-first century. Red regions fall dry. C The Caspian seal is one of the endangered, endemic Caspian species that will be severely affected by the emergence of the northern Caspian shelf and reduction of winter sea ice due to rising temperatures. Today, at least 99% of the pupping grounds are located there (photograph courtesy of Susan Wilson).

Биоразнообразие

Прогнозируемое понижение уровня Каспийского моря в сочетании с потерей высокопродуктивного и сезонно покрытого льдом северного шельфа Каспия серьёзно повлияет на эту уникальную экосистему, которая уже находится под огромным стрессом из-за загрязнения, чрезмерной эксплуатации и появления агрессивных видов. Уменьшение площади морского льда в зимний период повлияет на районы выращивания исчезающего каспийского тюленя. Исчезновение обширного шельфа лишает Каспийское море мелководных местообитаний, являющихся основными источниками пищи (например, для рыб, перелётных птиц и эндемичных тюленей) и служащих нерестилищами для местных и эндемичных видов рыб, таких как исчезающие виды осетровых. Существующие охраняемые территории в Каспийском море, большинство из которых охватывает прибрежные экосистемы, включая очень важные водно-болотные угодья, такие как дельта Волги и другие Рамсарские угодья (водно-болотные угодья международного значения, названные по прибрежному городу Рамсар на Каспии, Иран), будут преобразованы до неузнаваемости. Попадание загрязнителей и избыточных биогенных веществ в реку, минуя появившиеся шельфовые области, напрямую повлияет на центральный бассейн. Наряду с более высокой продуктивностью, обусловленной более высокими температурами, приток воды в реки снизит доступность кислорода. Возникающие мёртвые зоны, вероятно, повлияют на горячие точки биоразнообразия как в мелководных, так и в более глубоких частях Каспийского моря, что очень похоже на нынешнее расширение таких зон в океанах. Ожидаемые нарастающие последствия понижения уровня Каспийского моря, вероятно, приведут к полной реорганизации экосистем и поставят под угрозу уникальную биоту Каспия, развивавшуюся в бассейне на протяжении миллионов лет.

Экосистемные услуги и экономика

Экосистема Каспийского моря обеспечивает существенные выгоды для людей, но будет серьёзно затронута, если уровень Каспийского моря снизится, как прогнозируется. Последствия включают потерю снабженческих услуг, таких как сокращение рыболовных угодий и высыхание объектов аквакультуры; потеря вспомогательных услуг, таких как круговорот питательных веществ; потеря регулирующих услуг, таких как обеспечение влагой и атмосферными осадками Центральной Азии, испытывающей нехватку воды, посредством испарения с поверхности озера; и потеря культурных услуг, связанных с отдыхом и туризмом. Таким образом, будут затронуты все четыре категории экосистемных услуг, обозначенных в «Оценке экосистем на пороге тысячелетия». Поскольку средства к существованию и продовольственная безопасность миллионов людей зависят от Каспийского моря, потеря этих экосистемных услуг будет иметь серьёзные социально-экономические последствия и может спровоцировать локальные и региональные конфликты в этнически разнообразном регионе, в котором уже имеет место большая напряжённость. Понижение уровня Каспийского моря будет иметь геополитические разветвления и скажется на экономике всего региона. Судоходство внутри и за пределами Каспийского моря, которое связано с Мировым океаном Волго-Балтийским водным путём и Волго-Донским каналом, будет затронуто с последствиями для морской торговли и доступа с моря. Прибрежная инфраструктура, включая порты, устареет по мере отступления воды. Усыхание Каспийского моря может ещё больше повлиять на будущие притязания пяти прибрежных государств на желанные запасы нефти и газа. Сдвинутся морские зоны юрисдикции и исключительные права на рыболовство. Ожидается рост международной политической напряжённости в отношении перераспределения рыболовных угодий или национальных планов по добыче и опреснению воды, чтобы помочь удовлетворить растущие потребности сельскохозяйственного, промышленного и бытового секторов в регионах с дефицитом воды.

Смягчение и адаптация

Смягчение последствий понижения уровня Каспийского моря и адаптация к ним будет сложной задачей по нескольким причинам, которые аналогичным образом применимы к снижению уровня воды в озёрах и внутренних морях в других местах:

  1. Глобальная по сравнению с местной: снижение в основном вызвано глобальными факторами, но последствия бывают региональными и местными. Глобальные меры по смягчению последствий, такие как сокращение выбросов парниковых газов, вероятно, вступят в силу слишком поздно, поскольку уровень Каспийского моря уже снижается со скоростью примерно 6–7 см / год. Таким образом, требуются усиленные региональные меры адаптации.
  2. Пробел в осведомленности: заинтересованные стороны не осознают наличие проблемы. Например, в Первом оценочном отчёте МГЭИК (1990/92) предполагалось повышение уровня Каспийского моря примерно с 2010 года. Ни в одном из сводных докладов МГЭИК этот вопрос не рассматривается более подробно. Более того, межправительственная Каспийская экологическая программа в 2011 году предполагала, что уровень Каспийского моря будет незначительно колебаться в будущем. В результате отсутствует управление на международном, национальном и региональном уровнях мерами адаптации Каспийского моря к понижению его уровня.
  3. Отсутствие исследований: Оценка рисков и уязвимости экосистемы, экономики и социальных систем Каспийского региона к снижению его уровня в основном отсутствует. Проблема усугубляется общепринятым мнением, согласно которому периодические колебания уровня Каспийского моря рассматриваются как саморегулирующееся явление.
  4. Смещение пространственного оптимизма: разные сообщества и прибрежные страны могут считать, что они меньше затронуты понижением уровня Каспийского моря, чем другие. Такая предвзятость может помешать согласованным действиям по адаптации. Отсутствие общественной и политической осведомленности о неизбежном понижении уровня Каспийского моря в равной мере относится и к глобальным изменениям уровня озёр, вызванным или усиленным глобальным потеплением. Растущее число научных исследований предсказывает обусловленное климатом высыхание во многих регионах мира, что неизбежно повлечёт за собой существенное падение уровня озёр в бассейнах Азии, Африки и Америки. Кроме того, на уровень озера также влияют забор воды людьми, строительство плотин и водозабор (знаменитое высыхание Аральского моря - лишь один из ярких примеров этого), часто маскирующие климатические воздействия. Точные модели будущих климатических изменений уровня озёр как научная основа для упреждающих и устойчивых стратегий смягчения последствий и адаптации имеют первостепенное значение, но в значительной степени отсутствуют. Поэтому авторы призывают к глобальной кампании по повышению осведомленности о будущих изменениях уровня озёр, обусловленных климатом. В частности, предлагается уделить значительное внимание этому вопросу в будущих отчётах МГЭИК, а также в следующем Глобальном оценочном докладе Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам. Авторы также призывают к научным программам для оценки рисков и уязвимости в отношении снижения уровня озёр во всём мире и предоставления рекомендаций при принятии решений. Наконец, они предлагают создать глобальную целевую группу для разработки и координации трансграничных стратегий смягчения последствий и адаптации при содействии недавно запущенной Всемирной научной программы по адаптации (WASP), проводимой UNEP, которая рассматривается как интерфейс между исследованиями по адаптации и лицами, принимающими решения. Международные климатические фонды могут предложить возможность финансировать проекты и меры по адаптации, если изменения уровня озёр связаны с изменением климата. Последствия упускаемого из виду аспекта будущего изменения уровня моря - падения уровня озёр и морей в континентальных внутренних районах в глобальном масштабе - могут быть столь же разрушительными, как глобальное повышение уровня моря, и угрожать средствам к существованию миллионов людей во всём мире. Необходимы немедленные и скоординированные действия, чтобы наверстать потерянное драгоценное время. Сжимающееся Каспийское море может послужить примером проблемы, которая поможет стимулировать такие действия.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s43247-020-00075-6

Печать