Климатический центр Росгидромета

События

8 октября 2018 г. в Инчхоне, Республика Корея, МГЭИК представила Специальный доклад о глобальном потеплении на 1,5 °C

Резюме для политиков Специального доклада о глобальном потеплении на 1,5 °C, утвержденного правительствами

ИНЧХОН, Республика Корея, 8 октября — Как МГЭИК заявила в новой оценке, ограничение глобального потепления 1,5 °C потребует осуществления быстрых, далеко идущих и беспрецедентных изменений во всех сферах жизни общества. В понедельник Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) сообщила о том, что наряду с очевидными выгодами для людей и природных экосистем, ограничение глобального потепления 1,5 °C по сравнению с 2 °C могло бы осуществляться в тесном взаимодействии с обеспечением более устойчивого и справедливого общества.

Специальный доклад о глобальном потеплении на 1,5 °C был утвержден МГЭИК в субботу в Инчхоне, Республика Корея. Он станет основным научным вкладом в Конференцию по изменению климата, которая состоится в декабре в Катовице, Польша, и на которой правительства проведут обзор выполнения Парижского соглашения для решения проблем, связанных с изменением климата.

«Этот важный доклад, в котором приводится более 6 000 ссылок на научные источники и целевой вклад в подготовку которого внесли тысячи экспертов и правительственных рецензентов всего мира, свидетельствует о масштабном характере и политической значимости МГЭИК», — заявил председатель МГЭИК Хвесон Ли.

Девяносто один автор и редактор-рецензент из сорока стран подготовили доклад МГЭИК в соответствии с предложением Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИКООН), когда она приняла Парижское соглашение в 2015 году.

Полное название доклада — Глобальное потепление на 1,5 °C — специальный доклад о последствиях глобального потепления на 1,5 °C выше доиндустриальных уровней и о соответствующих траекториях глобальных выбросов парниковых газов в контексте укрепления глобального реагирования на угрозу изменения климата, а также устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты.

«Один из ключевых выводов, который со всей очевидностью вытекает из этого доклада, заключается в том, что мы уже сейчас видим последствия глобального потепления на 1 °C в результате, среди прочих изменений, увеличения числа экстремальных погодных явлений, подъема уровней моря и уменьшения объема арктического морского льда», — заявил сопредседатель Рабочей группы I Паньмао Чжай.

В докладе освещается ряд последствий изменения климата, которых можно было бы избежать, ограничив глобальное потепление 1,5 °C по сравнению с 2 °C, или более того.

Например, к 2100 году глобальное повышение уровня моря будет на 10 см ниже при глобальном потеплении на 1,5 °C по сравнению с 2°C. Правдоподобно, что при глобальном потеплении на 1,5 °C Северный Ледовитый океан был бы свободен летом от морского льда один раз в столетие, а в случае потепления на 2 °C — один раз в десятилетие. Количество коралловых рифов сократится на 70—90 процентов при глобальном потеплении на 1,5 °C, тогда как практически все они (> 99 процентов) будут утрачены при потеплении на 2 °C.

«Каждое самое незначительное дополнительное потепление имеет значение, тем более что потепление на 1,5 °C или выше увеличивает риск, связанный с длительными или необратимыми изменениями, такими как потеря некоторых экосистем», — добавил сопредседатель Рабочей группы II МГЭИК Ханс-Отто Пертнер.

«Ограничение глобального потепления также даст людям и экосистемам больше возможностей адаптироваться и продолжать существовать при более низких соответствующих пороговых значений риска», — добавил Пертнер. В докладе также рассматриваются доступные варианты ограничения потепления 1,5 °C, а также необходимые меры для их осуществления и их возможные последствия.

«Хорошая новость заключается в том, что некоторые виды действий, которые будут необходимы для того, чтобы ограничить глобальное потепление 1,5 °C, уже предпринимаются по всему миру, но их необходимо ускорить», — сказала сопредседатель Рабочей группы I Валери Массон-Дельмотт.

В докладе делается вывод о том, что ограничение глобального потепления 1,5 °C потребует «быстрых и далеко идущих» переходных процессов, касающихся земельных, энергетических, промышленных систем, а также зданий, транспорта и городов. Глобальные выбросы двуокиси углерода (CO 2 ), вызванные деятельностью человека, необходимо будет сократить к 2030 году почти на 45 % по сравнению с уровнями 2010 года, достигнув «чистого нуля» приблизительно к 2050 году. Это означает, что все остающиеся выбросы должны быть сбалансированы за счет удаления CO 2 из воздуха.

«Ограничение потепления 1,5 °C возможно в рамках законов химии и физики, но для этого потребуются беспрецедентные изменения», — сказал сопредседатель Рабочей группы III МГЭИК Джим Скеа.

Если глобальная температура временно превзойдет или «превысит определенное значение» в 1,5 °C, то это будет означать более значительную зависимость от методов удаления CO 2 из воздуха для возвращения глобальной температуры к 2100 году к величине ниже 1,5 °C. В докладе отмечается, что эффективность таких методов не доказана в больших масштабах, и некоторые из них могут нести значительные риски для устойчивого развития.

«Ограничение глобального потепления 1,5 °C по сравнению с 2 °C уменьшит неблагоприятные воздействия на экосистемы, здоровье и благополучие человека, что облегчит достижение Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций», — сказал сопредседатель Рабочей группы III МГЭИК Приярдарши Шукла.

«Решения, которые мы принимаем сегодня, имеют решающее значение для обеспечения безопасного и устойчивого мира для всех, как сейчас, так и в будущем», — сказала сопредседатель Рабочей группы II МГЭИК Дебра Робертс.

«Этот доклад дает политикам и практикующим специалистам информацию, которая необходима им для принятия решений, касающихся проблем изменения климата, учитывая при этом местный контекст и потребности людей. Следующие несколько лет, являются, вероятно, самыми важными в нашей истории», — сказала она.

МГЭИК — это всемирный орган, ответственный за оценку научных знаний, связанных с изменением климата, его воздействиями и потенциальными будущими рисками, а также возможных вариантов реагирования.

Доклад был подготовлен под научным руководством всех трех рабочих групп МГЭИК. Рабочая группа I занимается оценкой физической научной основы изменения климата;

Рабочая группа II отвечает за вопросы, связанные с последствиями, адаптацией и уязвимостью; и Рабочая группа III занимается вопросами смягчения воздействий на изменение климата.

Парижское соглашение, принятое 195 странами на двадцать первой Конференции Сторон РКИКООН в декабре 2015 года, включало в качестве цели укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата посредством «удержания прироста среднемировой температуры намного ниже 2 °C сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 °C сверх доиндустриальных уровней».

В качестве части решения по принятию Парижского соглашения МГЭИК было предложено подготовить в 2018 году Специальный доклад о глобальном потеплении на 1,5 °C выше доиндустриальных уровней и о соответствующих траекториях глобальных выбросов парниковых газов. МГЭИК приняла это предложение, при этом она дополнительно сообщила, что в Специальном докладе все эти вопросы будут рассматриваться в контексте укрепления глобального реагирования на угрозу изменения климата, а также устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты.

«Глобальное потепление на 1,5 °C» — это первый доклад в серии специальных докладов, которые должны быть подготовлены в ходе Шестого оценочного цикла МГЭИК. В следующем году МГЭИК выпустит Special Report on the Ocean and Cryosphere in a Changing Climate (Специальный доклад об океанах и криосфере в условиях изменения климата) и Climate Change and Land (Изменение климата и землепользование), в котором рассматриваются вопросы о том, каким образом изменение климата затрагивает землепользование.

В резюме для политиков (РП) представлены основные выводы Специального доклада, основанные на оценке имеющихся научных, технических и социально-экономических публикаций, посвященных вопросам глобального потепления на 1,5 °C.

Резюме для политиков Специального доклада о глобальном потеплении на 1,5 °C (SR15) доступно по адресу: http://www.ipcc.ch/report/sr15 или www.ipcc.ch.

Основные статистические данные, касающиеся Специального доклада о глобальном потеплении на 1,5 °C

91 автор (44 гражданства и 40 стран проживания)
— 14 координирующих ведущих авторов (КВА)
— 60 ведущих авторов (ВА)
— 17 редакторов-рецензентов (РР)

133 сотрудничающих автора (CA)
Более 6 000 приведенных ссылок

В общей сложности 42 001 замечание, содержащееся в рецензиях экспертов и правительств (проект первого порядка — 12 895; проект второго порядка — 25 476; окончательный правительственный проект — 3 630)

За дополнительной информацией просьба обращаться по адресу:

IPCC Press Office, э-почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Werani Zabula, +41 79 108 3157 или Nina Peeva +41 79 516 7068
IPCC Working Group I Technical Support Unit:
Roz Pidcock, +44 7746 515669

Печать

Торговля сельскохозяйственной продукцией, изменение климата и продовольственная безопасность

Открытые, предсказуемые и справедливые глобальные продовольственные рынки могут помочь в борьбе с изменением климата и голодом, говорится в новом докладе

fao

В некоторых регионах изменение климата приводит с снижению сельскохозяйственной производительности, что делает импорт особенно важным для обеспечения продовольственной безопасности.

17 сентября 2018, Рим - В условиях изменения климата, способного в значительной степени повлиять на способность многих регионов мира производить продукты питания, ожидается, что международная торговля сельскохозяйственной продукцией будет играть все более важную роль в обеспечении планеты продовольствием и реагировании на связанные с климатом вспышки голода, говорится в новом докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

Правила международной торговли, разработанные под эгидой ВТО и новые механизмы, разработанные в рамках Парижского соглашения, направленные на реагирование на изменение климата, могут быть взаимодополняющими, утверждается в докладе «Состояние рынков сельскохозяйственной продукции» 2018 года. Для достижения этой цели необходима корректировка национальной сельскохозяйственной и торговой политики, чтобы помочь превратить глобальный рынок в основу продовольственной безопасности и инструмент адаптации к изменению климата, говорится в докладе ФАО.

Это связано с тем, что изменение климата влияет на глобальное сельское хозяйство неравномерно, улучшая условия производства в одних местах и отрицательно влияя на условия в других, создавая при этом множество «победителей» и «проигравших».

В докладе отмечается, что производство продуктов питания в странах, располагающихся на низких широтах, многие из которых уже страдают от нищеты, отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания, будет в наибольшей степени подвержено воздействию изменения климата. И, напротив, регионы с умеренным климатом могут испытывать положительное воздействие, поскольку более теплая погода способствует увеличению сельскохозяйственного производства.

По словам Генерального директора ФАО Жозе Грациану да Силвы, чтобы предотвратить еще больший разрыв между экономикой и продовольственной безопасностью, между развитыми и развивающимися странами, «мы должны обеспечить, чтобы эволюция и расширение торговли сельскохозяйственной продукцией основывались на принципах справедливости и работали над общей целью искоренения голода, отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания».

«Международная торговля имеет потенциал в стабилизации рынков и перераспределении продовольствия из избыточных в дефицитные регионы, оказании помощи странам в адаптации к изменению климата и в обеспечении продовольственной безопасности», - написал он в своем вступительном слове к докладу.

«Неравномерное воздействие изменения климата в мире и его последствия для торговли сельскохозяйственной продукцией, особенно в развивающихся странах, подчеркивают необходимость сбалансированного подхода к политике, который должен усилить адаптивную роль торговли, поддерживая при этом наиболее уязвимые слои населения», - сказал Грациану да Силва.

Однако для этого необходимы широкомасштабные политические действия, добавил Генеральный директор ФАО. Необходима торговая политика, способствующая эффективному функционированию глобальных рынков, в сочетании с климатически оптимизированными внутренними мерами, инвестициями и механизмами социальной защиты.

Торговля как механизм социальной защиты

Многие страны уже сегодня полагаются на международные рынки в качестве источника продовольствия для удовлетворения своего дефицита в продовольствии либо из-за высоких издержек на сельскохозяйственное производство (например, в странах с ограниченными земельными и водными ресурсами), либо когда климат или другие стихийные бедствия подрывают национальное производство продуктов питания.

Например, в Бангладеш в 2017 году правительство сократило таможенные пошлины на рис с целью увеличения импорта и стабилизации внутреннего рынка после того, как сильные наводнения привели к росту розничных цен на основные зерновые более чем на тридцать процентов.

Аналогичным образом, Южная Африка - традиционный производитель и чистый экспортер кукурузы - недавно увеличила импорт, чтобы ослабить воздействие последовательных засух.

В целом в докладе ФАО говорится о том, что открытые, предсказуемые и справедливые международные продовольственные рынки имеют важное значение для торговли, чтобы помочь обеспечению продовольственной безопасности и адаптации к изменению климата.

Однако, в то время как более интегрированные рынки усиливают адаптивную роль торговли в изменении климата, для стран, которые уже в сильной степени зависят от импорта продовольствия, это будет только углублять такую зависимость, отмечается в докладе. Таким образом, подчеркивается важность рассмотрения национальных приоритетов и задач.

Дополнительные политические возможности

Помимо рыночных мер интеграции существует еще более широкий диапазон подходов, которые могут быть использованы для более эффективного функционирования сельскохозяйственной торговли, чтобы помочь фермерам повысить свою устойчивость, увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции, поддержать продовольственную безопасность и сократить выбросы парниковых газов в продовольственном секторе, утверждается в докладе ФАО.

На национальном уровне они включают в себя расходы, связанные с исследованиями и разработками, а также услуги по распространению знаний в области сельского хозяйства, чтобы стимулировать фермеров на внедрение климатически оптимизированных подходов в сельском хозяйстве. Расходы на экологические программы и экосистемные услуги, которые сглаживают негативные последствия выбросов от сельского хозяйства, никак не скажутся на торговле.

В развивающихся странах, подверженных риску изменения климата, поддержка фермеров в особенности станет ключевым фактором к тому, чтобы помочь им стать конкурентоспособными и добиться лучшего баланса между экспортом и импортом.

Все эти варианты могут быть согласованы с правилами ВТО, а также с новыми обязательствами, принятыми в рамках Парижского соглашения - не существует фундаментального конфликта между политикой в области изменения климата в соответствии с соглашением и правилами многосторонней торговли, говорится в докладе.

Последние тенденции в области глобальной торговли сельскохозяйственными товарами

В докладе также содержится обзор эффективности международной системы торговли сельскохозяйственной продукцией в последние годы и основных тенденций.

В то время как быстрый рост торговли сельскохозяйственной продукцией в период с 2000 по 2008 год сменился спадом в течение 2009-2012 года, а затем вялым подъемом, общая картина заключается в том, что в стоимостном выражении торговля сельскохозяйственной продукцией увеличилась в период с 2000 по 2016 гг. - с 570 млрд. долл. США до 1,6 триллиона долларов.

Большая часть этого роста была обусловлена экономической экспансией в Китае, а также увеличением глобального спроса на биотопливо.

Примечательно, что доля стран с развивающейся экономикой в мировой торговле сельскохозяйственной продукцией значительно выросла при одновременном росте доходов на душу населения и снижении уровня бедности. Это привело к росту потребления и импорта продовольствия, а также к повышению производительности сельского хозяйства, что в свою очередь привело к росту экспорта продовольствия не только на рынки промышленно развитых стран, но и в другие страны Глобального юга.

Действительно, в то время как традиционные гиганты, экспортирующие продовольствие, такие как Европа или Соединенные Штаты, остаются крупнейшими сельскохозяйственными экспортерами в стоимостном выражении, новички бросают вызов их первенству.

Например, в период с 2000 по 2016 гг. Бразилия увеличила свою долю в мировой торговле продуктами питания с 3,2 до 5,7 процента, Китай опередил Канаду и Австралию и стал четвертым по величине в мире экспортером сельскохозяйственной продукции, а Индонезия и Индия увеличили свой сельскохозяйственный экспорт достаточно для того, чтобы войти в десятку крупнейших мировых экспортеров продовольствия (8-е и 10-е места, соответственно).

За тот же период совокупная доля в общей экспортной стоимости Соединенных Штатов, Европейского союза, Австралии и Канады снизилась на десять процентов.

Ссылка: http://www.fao.org/news/story/ru/item/1152948/icode/

Резюме

Печать

6-7 сентября 2018 г. в Москве состоялся Второй климатический форум городов России

6-7 сентября 2018 г. в Москве состоялся Второй климатический форум городов России.
Целями проведения Форума были объединение усилий власти, делового и научного сообществ в создании эффективных климатических планов, обмен опытом по реализации значимых проектов в данной области.
Работа форума проходила в формате пленарных заседаний, панельных сессий и лекций.
Центральными темами 4 пленарных заседаний были:

  1. Лицо современного города: экологичный, умный, устойчивый
  2. Партнерство Правительства и бизнеса – основные направления и перспективы взаимодействия
  3. Рынки будущего: куда пойдет зеленое финансирование?
  4. От идей к реализации.

14 панельных сессий были посвящены широкому кругу вопросов, относящихся к важным аспектам основной темы форума:

  1. Устойчивый город в условиях климатических изменений
  2. Проекты, объединяющие города. Успех совместных усилий
  3. Green City Index: климатический навигатор для городов
  4. Энергетика города: резервы для климата
  5. Климатический путеводитель: лучшие практики городов мира
  6. Здоровье человека – фокус климатической повестки
  7. Энергетика города: ВИЭ в моем дворе
  8. Климатические риски: отраслевые и корпоративные стратегии
  9. Актуальная наука. Дайджест мировых научных исследований
  10. Russian Green Building Challenge
  11. Наилучшие доступные технологии: вокруг света за 80 минут
  12. Ответственное потребление: учимся жить цивилизованно
  13. Климат в прямом эфире
  14. Экономика сохранения природыОт Росгидромета на форуме с сообщениями выступили: на 4-й панельной сессии «Энергетика города: резервы для климата» – зав. отделом ИГКЭ им. Ю. А. Израэля М.Л.
  15. Гитарский; на 9-й панельной сессии «Актуальная наука. Дайджест мировых научных исследований» – начальник Управления специальных и научных программ Росгидромета С.В. Тасенко, директор ГГО им. А. И. Воейкова В.М. Катцов и зав. лабораторией ВНИИГМИ-МЦД Б.Г. Шерстюков.

  • 00
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 07
  • fao
  • fao1

Фотоматериалы подготовлены начальником отдела информационной политики ФГБУ «Гидрометсервис» М.И.Калачевой и ее сотрудниками.

Печать

Исполсовет ВМО одобрил новый стратегический план

Женева, 3 июля 2018 года — Исполнительный совет одобрил новый стратегический план руководства дальнейшим направлением деятельности Всемирной метеорологической организации, направленный на обеспечение более комплексного подхода к системе Земля для решения взаимосвязанных проблем XXI века.

«К 2030 году мы представляем себе мир, когда все страны, особенно наиболее уязвимые, являются более устойчивыми к социально-экономическим последствиям экстремальных метеорологических, климатических, гидрологических и других явлений окружающей среды, и поддерживаем их устойчивое развитие посредством предоставления лучшего возможного обслуживания на суше, на море или в атмосфере», — говорится в плане.

Помимо долгосрочного видения, в нем изложены долгосрочные цели и стратегические задачи с особым акцентом на период 2020—2023 годов. Они поддерживают международную повестку дня в области устойчивого развития, снижения риска бедствий и изменения климата, а также не имеющий прецедента спрос на практически реализуемые, доступные и надежные научные исследования и информацию.

Этот стратегический план основан на необходимости в комплексном подходе к борьбе с возрастающей угрозой экстремальных явлений погоды и климата, нехватки пресной воды и нагрузки на океан, ухудшения качества воздуха и состояния окружающей среды. Науку необходимо трансформировать в обслуживание для укрепления устойчивости, смягчения последствий и адаптации.

«Экстремальные метеорологические, водные и климатические явления со значительными последствиями оказывают разрушительное воздействие на безопасность людей, национальные экономики, урбанизированные и сельские среды, а также на продовольственную и водную безопасность. Экстремальные гидрометеорологические явления в настоящее время являются основной причиной более 80 % стихийных бедствий в мире», — отмечено в плане.

Ожидается, что в условиях роста концентраций парниковых газов частота и интенсивность таких экстремальных явлений будет расти. Подъем уровня моря, также связанный с изменением климата, будет повышать в дальнейшем угрозу для более чем половины населения мира, проживающего в прибрежных районах.

Подверженность и уязвимость общества к этим опасным гидрометеорологическим явлениям будут еще более усугубляться вследствие роста населения, которое достигнет более 9 миллиардов человек к 2050 году, дальнейшей урбанизации и роста мегаполисов по всему миру, в особенности на затопляемых территориях и в прибрежных зонах.

Стратегический план содержит три всеобъемлющих приоритета для решения проблем:

  • повышение готовности и сокращение потерь жизни и имущества от экстремальных гидрометеорологических явлений;
  • поддержка принятия решений с учетом климатических факторов для обеспечения устойчивости и адаптации к климатическим рискам;
  • повышение социально-экономической значимости гидрометеорологического, климатического, гидрологического и связанного с окружающей средой обслуживания.

Всемирный метеорологический конгресс, высший орган принятия решений, одобрит стратегический план в ходе своей проводимой раз в четыре года сессии в 2019 году. Сессия Исполнительного совета проходила с 20 по 29 июня.

Взаимодействие и партнерства между государственным и частным сектором

Исполнительный совет также рассмотрел вопрос о возможностях реформирования структуры ВМО для привлечения наилучших технических и научных знаний и опыта и для эффективного использования ресурсов, необходимых для улучшения предоставления межотраслевого метеорологического, климатического, гидрологического и связанного с окружающей средой обслуживания.

Он согласовал рамочную основу для взаимодействия между государственным и частным сектором в глобальной метеорологической отрасли для обеспечения того, чтобы ВМО продолжала соответствовать своему целевому назначению перед лицом увеличения роли частного сектора, технологических достижений, больших данных, краудсорсинга и искусственного интеллекта.

«Тенденции, такие как "большие данные", "краудсорсинг" и "открытая система", появление коммерческих сетей наблюдений, поставщиков данных и услуг, доступность цифровых технологий, внедрение искусственного интеллекта и когнитивных вычислений для быстрого извлечения полезной информации из "больших данных", меняют "правила игры"», — сказано в плане.

Политика взаимодействия государственного и частного сектора с ее принципом «Люди — прежде всего» будет тесно координироваться с усилиями по установлению новых партнерств с учреждениями по финансированию развития для содействия преодолению разрыва в части потенциала между развитыми и развивающимися странами. Оказание помощи развивающимся странам с применением новой мультисекторальной и ориентированной на обслуживание философии будет создавать устойчивые решения для предоставления критически важной метеорологической, климатической и гидрологической информации уязвимым сообществам.

Исполнительный совет также обсудил предложения по Глобальной системе оповещения о многих опасных явлениях, а также необходимость предоставления прогнозов с учетом воздействий партнерам в рамках Организации Объединенных Наций и гуманитарного сектора. Он поддержал планы по интегрированному обслуживанию в сфере здравоохранения и городскому обслуживанию и усилил политику по вопросам полярных и высокогорных регионов.

Вопросы наблюдений, спутников и обмена данными занимали важное место в повестке дня. Был проведен специальный однодневный диалог по вопросам воды. Совет принял решение продолжать развитие Интегрированной глобальной информационной системы по парниковым газам.

«Роль ВМО будет по-прежнему ориентирована на поддержку деятельности ее государств‑членов в области понимания прошлого, мониторинга настоящего и прогнозирования будущего состояния атмосферы, гидросферы и других жизненно важных элементов нашей планеты, а также их взаимодействия, обеспечение адекватных и эффективных мер готовности, адаптации и реагирования на природные экстремальные явления», — указано в плане.

«Это потребует дальнейшего совершенствования скоординированных и функционально совместимых сетей и систем для сбора данных и их обработки, улучшения прогностической предсказуемости посредством передовых научных и вычислительных технологий и в конечном итоге применения высоко инновационных подходов к предоставлению обслуживания, что обеспечит своевременное получение пользователями точной соответствующей целевому назначению информации для принятия решений на основе метеорологических, гидрологических и климатических данных».

Президент ВМО Дейвид Граймс (Канада) председательствовал на сессии при поддержке вице-президента Селесты Сауло (Аргентина). Президенты шести региональных ассоциаций ВМО и 27 директоров национальных метеорологических и гидрологических служб также приняли участие в заседании Совета.

 

Ссылка: wmo.int

 

Печать

Наилучшие практики муниципалитетов и городов в вопросах адаптации к изменениям климата

26 мая 2018 г. в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2018) состоялась панельная дискуссия «Наилучшие практики муниципалитетов и городов в вопросах адаптации к изменениям климата», организованная Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. Помимо руководства Петербургского Комитета И.А. Григорьева и И.А.Серебрицкого, в панельной дискуссии приняли участие директор Департамента международного сотрудничества Минприроды России Н.Р. Инамов, руководство Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы А.О. Кульбачевский и Е.Г. Семутникова, руководитель Рабочей группы по экологии Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Р.А. Исмаилов, представители российских, а также ряда зарубежных и международных организаций. Участники дискуссии обсудили различные аспекты влияния изменений климата на городскую среду и вопросы адаптации городов к изменениям климата. По приглашению организаторов, директор ГГО В.М. Катцов сделал краткое сообщение на тему "Наука как ключевой ресурс адаптации к изменениям климата".

  • 0
  • 1

Печать

15 мая мир отмечает Международный день климата

15 мая мир отмечает Международный день климата. Обеспокоенность происходящими климатическими изменениями активно обсуждается с конца 1980-х годов прошлого века. Глобальное изменение климата приводит к усилению частоты и интенсивности опасных гидрометеорологических явлений (ОГЯ), таких как наводнения, засухи, ураганы, торнадо, смена небывалой жара непривычными морозами и т.д.

2

По оценкам Всемирного банка реконструкции и развития ежегодный ущерб от различных ОГЯ, в число которых входят и последствия изменения климата, составляет 30-60 миллиардов рублей.

Сохранение климата, как важного ресурса, влияющего на благосостояние нынешних и будущих поколений – одна из глобальных проблем, которые сегодня стоят перед человечеством.

3

Впервые проблема сохранения климата обсуждалась в 1992 году на международном саммите в Рио-де-Жанейро. С целью стабилизации уровня парниковых газов в атмосфере и, как следствие, недопущения возникновения парникового эффекта или хотя бы уменьшения возможного глобального влияния последнего на состояние земного климата, представителями более 180 стран мира, включая Россию и страны бывшего СССР, была подписана Рамочная конвенция ООН (РКИК) об изменении климата. В декабре 1997 года представителями 190 мировых держав был подписан Киотский Протокол, дополнительный документ к Рамочной конвенции, который обязывал каждое государство из указанного числа сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

3

В декабре 2007 года через десять лет, прошедших с момента принятия Киотского протокола, на конференция ООН по проблеме изменения климата (Бали, Индонезия) было отмечено, что текущее резкое изменение климата последних десятилетий вызвано антропогенными выбросами парниковых газов. На этой конференции были заложены юридические основы нового международного соглашения о сокращении выбросов парниковых газов, главная роль в снижении которых отводится энергосбережению, повышению энергоэффективности и развитию возобновляемых источников энергии.

Печать

15 мая 1930 г. родился академик Юрий Антониевич Израэль

15 мая 1930 г. в г. Ташкенте, ныне столице Республики Узбекистан родился академик Юрий Антониевич Израэль (15.05.1930-23.01.2014), выдающийся ученый и организатор науки, государственный и общественный деятель. В 1953 г. окончил Физический факультет Среднеазиатского государственного университета.

1

Он заложил не только научные, но и организационные основы мониторинга состояния окружающей среды и климата в России.

Ю.А.Израэль был членом многих международных советов и комиссий. Занимал посты вице-президента Всемирной метеорологической организации и вице-председателя Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Был координатором по вопросам МГЭИК в РФ.

В 1992 г. Ю.А.Израэль удостоен премии и золотой медали Международной метеорологической организации. Ему была вручена золотая медаль международной организации Этторе Маджорана (Италия) за работы по аварии в Чернобыле. Он удостоен высшей премии им. Сасакавы Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в области охраны окружающей среды (1992 г.). Гидрометслужба трижды удостоила Ю.А.Израэля ведомственной премии им. академика Е. К.Федорова.

В составе делегации Межправительственной группы экспертов по изменению климата в 2007 году получил Нобелевскую премию мира, присужденную МГЭИК.

10 мая 2018 года приказом Росгидромета № 183 Институту глобального климата и экологии (ИГКЭ) присвоено имя академика Юрия Антониевича Израэля, который многие годы возглавлял гидрометеорологическую службу страны, а также был инициатором создания в 1989-1990 гг. ИГКЭ и до 2011 г. был его первым директором. Официальное название института — Федеральное государственное бюджетное учреждение “Институт глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля” (ФГБУ “ИГКЭ”).

Ссылка: http://www.igce.ru

 

Печать

10-13 апреля 2018 г. в в Женеве состоялись 17-я сессия Комиссии по климатологии (ККл) ВМО

В период 10-13 апреля 2018 г. в штаб-квартире ВМО в Женеве состоялись 17-я сессия Комиссии по климатологии (ККл) ВМО, а также Техническая конференция (ТЕКО) «Климатические услуги в поддержку политики и принятия решений», которая продемонстрировала приложения и пользу от результатов деятельности ККл за межсессионный период, текущие потребности и предлагаемые сферы для будущей работы. В ходе заседаний ККл рассмотрела и приняла ряд документов, определяющих приоритеты и содержание ее работы на ближайшие годы, а также рассмотрела ряд кадровых вопросов, включая смену председателя и заместителя председателя ККл, а также состав экспертных групп.

  • 1
  • 2
  • 3

В работе 17-й сессии ККл активное приняла участие делегация Российской Федерации, возглавленная начальником УСНП Росгидромета С.В. Тасенко. Члены российской делегации работали в составе групп по согласованию редакции документов, вызвавших дискуссию в ходе пленарного заседания, а также – комитета по кадровому составу экспертного корпуса ККл.

Печать

Презентация Национального доклада «Глобальный климат и почвенный покров России: оценка рисков и эколого-экономических последствий деградации земель. Адаптивные системы и технологии рационального природопользования (сельское и лесное хозяйство)»

14 марта 2018 г. состоялось совместное заседание Межведомственного научно-экспертного совета «Глобальный климат и рациональное природопользование: нуль-эмиссия и нуль деградация почв России (сельское и лесное хозяйство)» и ученого совета Почвенного института им. В.В. Докучаева. Заседание было посвящено презентации Национального доклада «Глобальный климат и почвенный покров России: оценка рисков и эколого-экономических последствий деградации земель. Адаптивные системы и технологии рационального природопользования (сельское и лесное хозяйство)». Национальный доклад был подготовлен группой экспертов Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития. В Докладе представлен анализ сценариев изменений климата и их влияния на сельское и лесное хозяйство России; приводится оценка существующих трендов и рисков деградации почвенных и земельных ресурсов России; возможные механизмы и средства регулирования углеродного баланса в сельском и лесном хозяйстве, а также меры адаптации систем и технологий земледелия и лесопользования к климатическим изменениям. В подготовке доклада, помимо специалистов РАН и Высшей школы, приняли участие эксперты Росгидромета: Главной геофизической обсерватории им.А.И. Воейкова, Гидрометцентра России, Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН, ВНИИ сельскохозяйственной метеорологии.

2

Заседание открыл Директор Почвенного института им. В.В. Докучаева, академик РАН (руководитель группы экспертов А.Л. Иванов. В ходе заседания выступили академик-секретарь отделения с.-х. наук РАН, академик РАН Ю.Ф.Лачуга; директор ГГО им.А.И.Воейкова д.ф.-м.н. В.М. Катцов; главный научный сотрудник Почвенного института им. В.В. Докучаева, академик РАН В.И.Кирюшин; зав. отделом государственного реестра почв Почвенного института им. В.В. Докучаева, д.г.н. В.С. Столбовой; директор ВНИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства, доктор с.-х. наук А.А. Мартынюк.

3

Итоги заседания повел Советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата А.И. Бедрицкий.

По итогам заседания было принято решение, в котором содержание Доклада было одобрено. Было решено направить Доклад в заинтересованные ФОИВ и опубликовать его для широкого ознакомления общественности.

Печать

23 марта Всемирный метеорологический день

 

01

Каждый год, 23 марта, Всемирная Метеорологическая Организация (ВМО) и ее страны-участники, в том числе и Российская Федерация, отмечают Всемирный метеорологический день. В этот день отмечается вступление в силу в 1950 г. Конвенции ВМО, в соответствии с которой была создана Организация. В 1951 г., ВМО получила статус специализированного учреждения системы Организации Объединенных Наций. Ежегодно ВМО провозглашает девиз Всемирного метеорологического дня, который формулирует основные задачи ВМО. В 2018 г. был выбран следующий девиз: «Готовимся к погоде, учитываем климат» («Weather-ready, climate-smart»).

См. pdf Готовимся к погоде, учитываем климат

 

Печать