Затемнение солнечных лучей должно быть запрещено, считают эксперты

Инженерные схемы планетарного масштаба, предназначенные для охлаждения поверхности Земли и уменьшения воздействия глобального потепления, потенциально опасны и должны быть заблокированы правительствами, заявили в понедельник более 60 политических экспертов и учёных.

Даже если выброс миллиардов частиц серы в средние слои атмосферы — наиболее горячо обсуждаемый план так называемой модификации солнечного излучения — вернёт критическую долю солнечных лучей, как предполагалось, последствия могут перевесить любые преимущества, утверждали они в открытом письме.

«Развёртывание солнечной геоинженерии не может регулироваться глобально справедливым, инклюзивным и эффективным образом», — говорится в письме, подкреплённом комментарием в журнале WIREs Climate Change.

«Поэтому мы призываем к немедленным политическим действиям со стороны правительств, Организации Объединенных Наций и других субъектов, чтобы предотвратить регуляризацию солнечной геоинженерии в качестве варианта климатической политики».

Повышение температуры на 1,1 градуса по Цельсию по сравнению с уровнем середины XIX века уже привело к увеличению интенсивности, частоты и продолжительности смертоносных волн тепла, засух и мегаштормов.

Страны мира взяли на себя обязательство ограничить повышение температуры поверхности Земли до 1,5°C по сравнению с уровнем середины XIX века, но учёные, поддерживаемые ООН, заявили, что этот порог будет превышен, возможно, в течение десятилетия.

Неспособность сократить выбросы парниковых газов, вызывающих глобальное потепление, побудила некоторых политиков ратовать за солнечную геоинженерию, которую не так давно многие отвергли как скорее научную фантастику, чем науку, чтобы выиграть время для более надёжного решения.

Давно известно, что введение большого количества отражающих частиц в верхние слои атмосферы может охладить планету.

Природа иногда делает то же самое: продукты извержения вулкана Пинатубо в 1991 году на Филиппинах понизили среднюю температуру поверхности Земли более чем на год.

Но в открытом письме говорится, что есть несколько причин отказаться от такого курса действий.

Несколько исследований показали, что искусственное ослабление силы солнечного излучения может нарушить муссонные дожди в Южной Азии и Западной Африке и уничтожить неорошаемые посевы, от которых зависят сотни миллионов людей.

Непреднамеренные последствия

«Инъекция стратосферного сульфата ослабляет летние муссоны в Африке и Азии и вызывает высыхание Амазонки», — говорится в последней научной оценке Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК).

Однако другие регионы могут получить пользу: исследование, проведённое в прошлом году, пришло к выводу, что модификация солнечного излучения может резко снизить риск засухи на юге Африки.

Учёные также беспокоятся о так называемом последующем терминальном шоке, если заполнение атмосферы частицами, блокирующими солнечное излучение, внезапно прекратится.

Если модификация солнечного излучения «будет прекращена по какой-либо причине, есть высокая вероятность того, что температура поверхности быстро возрастёт», — заявила МГЭИК.

Кроме того, эта технология никак не остановит продолжающееся накопление CO2 в атмосфере, что буквально меняет химический состав океана.

В открытом письме также содержится предупреждение о том, что надежды на быстрое решение проблемы климата «могут лишить правительства, бизнес и общество стимулов делать всё возможное для скорейшего достижения декарбонизации или углеродной нейтральности».

Наконец, в настоящее время не существует глобальной системы управления для мониторинга или реализации схем солнечной геоинженерии, которые сегодня могла бы привести в действие одна страна или даже миллиардер с ракетами.

В открытом письме содержится призыв к «международному соглашению о неиспользовании», которое заблокирует национальное финансирование, вредные эксперименты на открытом воздухе и откажет в предоставлении патентных прав на технологии модификации солнечного излучения.

Такое соглашение «не запрещает атмосферные или климатические исследования как таковые», говорится в письме.

Другие формы модификации солнечного излучения включают осветление морских облаков путем засеивания их частицами соли из океана и размещение в космосе гигантских зеркал, отражающих направленный на Землю солнечный свет.

Менее противоречивые методы включают отбеливание крыш и дорожных покрытий, а также осветление листьев сельскохозяйственных культур посредством генетической модификации.

Под открытым письмом подписались Франк Бирманн (Frank Biermann), профессор глобального управления устойчивым развитием в Утрехтском университете; Аарти Гупта (Aarti Gupta), профессор глобального экологического управления Вагенингенского университета в Нидерландах; профессор Мелисса Лич (Melissa Leach), директор Института исследований развития в Сассексе, Англия и Дирк Месснер (Dirk Messner), президент Немецкого агентства по охране окружающей среды.

Ссылка: https://phys.org/news/2022-01-dimming-sun-rays-off-limits-experts.html