ООН: Конференция ООН по климату КС-29 согласовала троекратный рост климатического госфинансирования для развивающихся стран. Это защитит жизни и средства к существованию
Новости Секретариата ООН по климату, 24 ноября 2024 г. - Конференция ООН по климату (29-я сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата – КС-29 РКИК ООН) завершилась сегодня согласованием новой финансовой цели, призванной помочь странам защитить свои население и экономику от климатических катастроф и воспользоваться существенными преимуществами стремительного роста чистой энергии.
Главной темой КС-29 в Баку (Азербайджан) стало финансирование борьбы с изменением климата. На мероприятии собрались представители почти 200 стран, и было достигнуто прогрессивное соглашение, которое позволит:
- Втрое увеличить климатическое финансирование для развивающихся стран из государственных источников, что соответствует росту с объемов прежней согласованной в рамках переговоров по климату цели в 100 миллиардов долларов США в год до 300 миллиардов долларов США в год к 2035 году.
- Укрепить усилия по взаимодействию всех участников климатического процесса с целью увеличения объема финансирования для развивающихся стран из государственных и частных источников в объемах до 1,3 триллионов долларов США в год к 2035 году.
Эта так называемая Новая коллективная количественная цель по финансированию климата (НККЦ) была согласована после двух недель интенсивных переговоров и нескольких лет подготовительной работы, в ходе которой все страны должны были единогласно согласовать все детали соглашения.
«Эта новая финансовая цель является «страховым полисом» для человечества на фоне ухудшающихся последствий изменения климата, затрагивающих все страны. Но, как и любая другая страховка, она работает только в том случае, если взносы выплачиваются полностью и в срок», – заявил Саймон Стил, Исполнительный секретарь РКИК ООН.
«Это соглашение позволит сохранить масштабный рост чистой энергии и поможет всем странам воспользоваться его существенными преимуществами: увеличением числа рабочих мест, укреплением роста, удешевлением чистой энергии для всех», - добавил он.
По прогнозам Международного энергетического агентства, в 2024 году объем глобальных инвестиций в чистую энергетику впервые превысит 2 триллиона долларов США.
Новая финансовая цель КС-29 основывается на значительных успехах в практическом осуществлении мер по борьбе с изменением климата, согласованных на КС-27, в ходе которой был дан старт работе первого в своем роде Фонда по компенсации потерь и ущерба, вызванных последствиями изменения климата, а также КС-28, где было достигнуто глобальное соглашение о скорейшем и справедливом переходе от ископаемого топлива в энергетических системах, увеличении в три раза объема возобновляемых источников энергии и укреплении климатической устойчивости.
На КС-29 также было достигнуто соглашение по углеродным рынкам, которое не удавалось заключить на нескольких предыдущих КС. Соответствующие решения помогут странам быстрее и выгоднее реализовать свои климатические стратегии и быстрее добиться прогресса в сокращении глобальных выбросов вдвое в этом десятилетии, как того требует наука.
Также были достигнуты важные соглашения по прозрачности климатической отчетности, адаптации и гендерным вопросам, о которых будет подробнее сказано ниже.
Исполнительный секретарь РКИК ООН С.Стил также признал, что соглашение, достигнутое в Баку, не оправдало ожиданий всех Сторон, и в следующем году необходимо проделать еще значительную работу по ряду важнейших направлений.
«Ни одна страна не получила всего, чего хотела, и мы покидаем Баку с уймой работы, которую необходимо сделать. Многие другие вопросы, по которым нам необходимо добиться прогресса, может быть, и не попадают в заголовки газет, но являются жизненно важными для миллиардов людей. Поэтому сейчас не время для победных реляций, нам нужно засучить рукава и удвоить наши усилия на пути к [месту проведения следующей Конференции ООН по климату - бразильскому] Белену», - отметил С.Стил.
Соглашение по климатическому финансированию на КС-29 было достигнуто на фоне того, что в следующем году все страны должны представить более амбициозные национальные климатические стратегии (Определяемые на национальном уровне вклады - ОНУВы). Эти новые климатические планы должны охватывать все парниковые газы и все сектора экономики, чтобы сохранить в пределах досягаемости цель по ограничению роста глобальной средней температуры полутора градусами Цельсия относительно доиндустриальных уровней.
На КС-29 две страны «Группы 20» - Великобритания и Бразилия - ясно дали понять, что планируют укрепить меры по борьбе с изменением климата в своих ОНУВ 3.0, поскольку они полностью отвечают интересам их экономик и народов.
«Нам предстоит еще очень долгий путь, но здесь, в Баку, мы сделали очередной важный шаг вперед. Парижское соглашение ООН – это план спасения человечества; больше ничего другого нет. Таким образом, мы, находящиеся в Баку, и все страны, представленные здесь, идём по этому пути вместе», - отметил С.Стил
Ниже приводится краткая информация о других ключевых достижениях КС-29.
Статья 6 Парижского соглашения
Заметным достижением последних двух недель стал прогресс, достигнутый в области углеродных рынков. После почти десятилетней работы страны пришли к соглашению по заключительным составным элементам, которые определят, как будут функционировать углеродные рынки в рамках Парижского соглашения. Благодаря этому торговля между странами и механизм углеродного кредитования смогут в полной мере начать функционировать.
Решение КС-29 по торговле между странами (Статья 6.2) обеспечивает ясность в отношении того, как страны будут авторизовывать торговлю углеродными кредитами, и как будут действовать реестры, в которых это будет отражено. Кроме того, появилось понимание того, что будет обеспечен изначальный учет экологических факторов благодаря проведению технических проверок в рамках прозрачного процесса.
В первый день работы КС-29 страны согласовали стандарты для централизованного углеродного рынка под эгидой ООН (механизм Статьи 6.4). Это хорошая новость для развивающихся стран, которые получат выгоду от новых финансовых потоков. И в особенной степени это хорошая новость для наименее развитых стран, которые получат поддержку для укрепления своего потенциала, необходимую для «закрепления» на рынке.
Этот механизм, известный как Механизм кредитования Парижского соглашения, опирается на обязательную проверку проектов на предмет соблюдения строгих мер защиты окружающей среды и прав человека. Это включает аспекты, гарантирующие, что проект не может быть осуществлён без четкого и информированного согласия коренных народов. Механизм также позволяет любому лицу, затронутому проектом, обжаловать решение или подать жалобу.
В тексте, согласованном по Статье 6.4, содержится четкий мандат на приведение углеродного рынка ООН в соответствие с научными данными. Он обязывает Наблюдательный орган, создающий и запускающий этот рынок, учитывать наилучшие имеющиеся научные данные в ходе всей дальнейшей работы.
Работа над углеродными рынками не завершена в Баку. Наблюдательный орган, создающий новый механизм углеродного кредитования, получил от Сторон длинный «список дел» на 2025 год и будет продолжать отчитываться перед ними.
Прозрачность и отчётность
Развитие климатической отчетности, основанной на принципах прозрачности, значительно продвинулось на конференции в Баку, создав более прочную доказательную базу для поступательного укрепления климатической политики и помогая определить потребности и возможности климатического финансирования. На сегодняшний день 13 Сторон представили свои первые Двухгодичные доклады о прозрачности (ДДП), которые должны быть представлены всеми Сторонами до конца года. Таким образом, Андорра, Азербайджан, Европейский Союз, Германия, Гайана, Япония, Казахстан, Мальдивы, Нидерланды, Панама, Сингапур, Испания и Турция возглавили процесс климатической отчетности, основанной на принципах прозрачности, и подали пример другим странам. Список направленных в Секретариат ДДП постоянно обновляется здесь.
Кроме того, на КС-29 были успешно согласованы все аспекты переговоров по прозрачности, при этом Стороны выразили признательность за своевременное завершение разработки инструментов Рамок для осуществления расширенной отчётности (РРО), проведение технических тренингов и поддержку, оказанную развивающимся странам для отчетности в рамках РРО в 2024 году.
В рамках инициативы «Вместе ради прозрачности» (#Together4Transparency), проекта РКИК ООН, способствующего повышению климатической прозрачности среди Сторон и прочих участников переговорного процесса по климату было организовано 42 мероприятия. Эти встречи подчеркнули ключевую роль вопросов прозрачности при подготовке ОНУВов и траекторий развития с целью достижения нетто-нулевых выбросов парниковых газов, а также в признании мер по борьбе с изменением климата со стороны участников переговорного процесса по климату, не являющихся Сторонами. Мероприятия включали в себя сессии высокого уровня, официальные мероприятия и учебные сессии, призванные подготовить страны к написанию ДДП, а также предоставить необходимые инструменты техническим экспертам для предстоящего обзора.
Ключевая роль Программы СВОД+ (сокращения выбросов, обусловленных обезлесением и деградацией лесов в развивающихся странах) была отмечена благодаря обещанию Международного лесного подразделения Великобритании выделить 3 миллиона фунтов стерлингов на поддержку работы Секретариата ООН по климату в течение четырех лет. Это финансирование будет способствовать деятельности в области СВОД+ во многих странах, что позволит Секретариату создать возможности для экспертов СВОД+ для участия в технических диалогах. Ожидается, что эти усилия повысят прозрачность и эффективность реализации программы СВОД+ в соответствии с целью Глобального подведения итогов – остановить и обратить вспять процесс обезлесения и деградации лесов к 2030 году.
Адаптация
КС-29 стала важным моментом для адаптации, поскольку на ней было достигнуто несколько ключевых результатов на данном направлении. Решение КС по вопросам, касающимся наименее развитых стран (НРС), содержит положение о создании программы поддержки для осуществления Национальных планов по адаптации (НПА) для НРС. Стороны подробно обсудили вторую пятилетнюю оценку прогресса при разработке и осуществлении НПА и продолжат ее в июне 2025 года.
В ходе Диалога высокого уровня по НПА министры из наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств, финансовые эксперты и международные доноры встретились для преодоления становящейся все более неотложной проблемы адаптации к изменению климата. В ходе дискуссий обсуждались вопросы инновационного финансирования, технической поддержки и ускорения принятия мер для соблюдения сроков представления НПА к 2025 году. Мероприятие завершилось решительным призывом к принятию мер по ускорению подготовки НПА и воплощению планов в практические результаты.
Результат по Глобальной цели по адаптации прочертил четкую дорогу вперед на пути к КС-30 для рабочей программы по индикаторам, подготовив процесс, в ходе которого эксперты смогут продолжить свою техническую работу до «передачи эстафеты» Сторонам. На КС-29 также была запущена Бакинская дорожная карта по адаптации и Бакинский диалог высокого уровня по адаптации с целью укрепить осуществление Рамочной программы ОАЭ. Наконец, в итоговом документе укреплен уровень амбициозности благодаря соглашению о продолжении работы над трансформационной адаптацией в будущем.
КС-29 сделала решительный шаг вперед для повышения роли коренных народов и местных общин в мерах по борьбе с изменением климата, приняв Бакинский рабочий план и продлив мандат Рабочей группы по содействию Платформы местных общин и коренных народов. В принятом решении признается прогресс, достигнутый Платформой в укреплении сотрудничества между Сторонами, коренными народами и местными общинами, и подчеркивается ведущая роль коренных народов и местных общин в преодолении климатического кризиса.
Гендер и изменение климата
Страны согласовали решение по гендерным вопросам и изменению климата, продлив расширенную Лимскую рабочую программу по гендерным вопросам и изменению климата еще на 10 лет, подтвердив важность гендерного равенства и способствуя учету гендерных аспектов в работе по линии Конвенции.
Они также договорились разработать новый план действий по вопросам гендера для принятия на КС-30, который определит конкретные направления дальнейшей работы.
Участие в климатическом процессе гражданского общества, детей и молодежи
К мировым лидерам на КС-29 присоединились представители гражданского общества, субнациональных структур, бизнеса, коренных народов, молодежи, благотворительных и международных организаций. Более 55 000 человек приняли участие в КС-29, чтобы поделиться идеями, решениями и создать партнерства и коалиции.
В решениях, принятых на КС-29, также подчеркивается критическая важность расширения возможностей всех заинтересованных сторон для участия в мерах по борьбе с изменением климата; в частности, в рамках программы действий по расширению возможностей в области климата (ДРВК). Стороны напомнили о важности интеграции элементов ДРВК в национальную политику, планы, стратегии и меры по борьбе с изменением климата и приняли к сведению подготовленный Секретариатом сборник передовой практики по интеграции элементов ДРВК в ОНУВы.
На КС-29 выпала важная веха: впервые были созданы специальные форматы для обеспечения значимого участия детей в работе Молодежного климатического форума. Четверо детей, включая самого младшего, которому было всего 10 лет, выступили в роли модераторов и докладчиков, общаясь напрямую с представителями Сторон и организациями-наблюдателями. Их участие подчеркнуло важность инклюзивности и межпоколенческого сотрудничества для принятия мер по борьбе с изменением климата.
Параллельно с официальными переговорами формат Глобальных мер по борьбе с изменением климата на КС-29 предоставил правительствам, бизнесу и гражданскому обществу платформу для сотрудничества и демонстрации практических решений в области климата. С обзором и кратким описанием этих решений можно ознакомиться здесь.
Лидеры высокого уровня в рамках Марракешского партнерства по глобальным климатическим действиям представили на КС-29 ежегодник глобальных климатических действий на 2024 год, демонстрирующий, что меры по борьбе с изменением климата, предпринимаемые участниками переговорного процесса по климату, не являющимися Сторонами, включая бизнес, инвесторов, субнациональные субъекты и гражданское общество, способствуют прогрессу в достижении целей Парижского соглашения, и что их участие в климатическом процессе является как никогда важным.