Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

Как России реализовывать Парижское соглашение по климату

До конца 2019 года правительство планирует разработать национальную стратегию низкоуглеродного развития, план адаптации для противостояния неблагоприятным последствиям изменения климата, подготовить проект федерального закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов и ратифицировать Парижское соглашение по климату. Между тем эксперты обсуждают правильные и эффективные меры реализации Парижского соглашения, которые позволят избежать целый ряд рисков для экономики и возможного ухудшения качества жизни населения.

Внимание крупнейших мировых держав к вопросам изменения климата и недопущения глобального потепления в последние годы только усиливается. Это означает, что проблема парниковых газов перестала быть только климатической. Сегодня реализация Парижского соглашения и госрегулирования эмиссии парниковых газов имеют важнейшее значение для конкурентоспособности и инвестиционной активности как мировой, так и российской промышленности. Это вопросы создания стимулов для новых видов производства и хранения энергии, защиты национальных рынков.

Но не менее важным для России является вопрос о социально-экономическом развитии страны в контексте принимаемых на себя обязательств. И с этим не все однозначно. Поэтому Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), научное и экспертное сообщество выступают за тщательную проработку мер по управлению парниковыми газами. Вопросы, связанные с реализацией климатического соглашения, обсуждались 16 сентября на заседании рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Энергетика».

Кому выгодно

К Парижскому соглашению по климату с декабря 2015 года присоединились уже 195 стран. Государства обязуются принять меры для недопущения повышения средней температуры на Земле более чем на 2 градуса по Цельсию к 2100 году. Подобного эффекта можно достичь, сократив выбросы парниковых газов и выделив средства развивающимся государствам на адаптацию к изменению климата. Россия подписала документ в 2016 году. «И уже сегодня мы стали абсолютным мировым лидером по снижению выбросов парниковых газов, — заявил на открытии заседания рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Энергетика» ее руководитель, губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. — Россия занимает пятое место по выбросу парниковых газов, и ее доля немногим больше 5 процентов».

Предполагается, что вкладом государства в Парижское соглашение станет ограничение эмиссии парниковых газов к 2030 году до 70 процентов от базового уровня 1990 года. Но что это означает с точки зрения социально-экономического развития?

Не секрет, что Россия обладает значительными запасами энергоресурсов, которые обеспечивают государству по сравнению с другими странами низкий уровень цен на топливо, тепло- и электроэнергию, транспортные перевозки. Это, в свою очередь, является существенным конкурентным преимуществом отечественной экономики. В Российском союзе промышленников и предпринимателей ранее отмечали, что в случае неправильного применения механизмов Парижского соглашения темпы роста экономики могут замедлиться, а конкурентоспособность экономики пострадает. Результатом может стать торможение развития промышленности и повышение себестоимости производства.

Дело в том, что Парижское соглашение лоббируется в первую очередь странами-импортерами ископаемого топлива, заинтересованными в продвижении разработанных ими технологий возобновляемой электроэнергии без учета экономической целесообразности для каждого конкретного государства. В письме президента РСПП Александра Шохина на имя руководителя рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Энергетика», губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева (имеется в распоряжении «Ленты.ру») говорится о том, что «отрицательные последствия могут быть связаны с падением объемов экспорта российской топливно-энергетической продукции, уменьшением выручки базовых отраслей экономики и снижением налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. При принятии в рамках реализации Парижского соглашения по климату глобального углеродного регулирования, в результате которого существенно возрастет нагрузка на бизнес, можно ожидать рост стоимости энергоресурсов и крайне негативные последствия для всей промышленности и населения страны».

В Торгово-промышленной палате РФ согласны с мнением РСПП и также отмечают, что реализация Парижского соглашения пока вызывает множество вопросов. «Фактически соглашение осталось в редакции 2017 года (…), является незавершенной конструкцией, поскольку не определены правила его реализации», — говорится в документах ТПП. Соглашение «не соответствует требованиям глобальности конструкции, которые также выдвигались президентом Российской Федерации в качестве условия участия России» и «в значительной степени ограничивает возможности экономического развития страны в долгосрочной перспективе». По мнению экспертов ТПП, для страны могут возникнуть дополнительные обязательства, которые потенциально несут в себе долгосрочные риски для российской экономики».

Новый закон

Проект федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов» уже вынесен на публичное обсуждение. Но он, по мнению представителей РСПП, нуждается в доработке. Так, например, документ предусматривает введение ряда обременительных пошлин — квотирования выбросов парниковых газов по секторам экономики, установление разрешения на выбросы для юридических лиц, сбор за выбросы сверх разрешенных объемов и прочее. Все это создает неопределенность для инвесторов, снизит темпы экономического роста и не позволит решить задачи национальных проектов. Более того, квотирование и так называемый углеродный налог не оправдан и приведет лишь к росту энерготарифов, услуг ЖКХ, тарифов транспортных перевозок. Это дополнительная нагрузка на бизнес, абсолютно неоправданная в условиях низкого экономического роста, а повышение цен и рост уровня инфляции в очередной раз будет переложено на население.

Опасность Парижского соглашения для национальной экономики связана еще и с тем, что обязательства России в рамках соглашения сформулированы в виде абсолютных цифр — насколько требуется сократить выбросы. «Более приемлем для России в ее нынешней экономической ситуации тот тип обязательств, который принят Китаем, Южной Кореей, Саудовской Аравией и некоторыми другими странами», — уверены в ТПП. Их обязательства сформулированы в относительных показателях, таких как снижение удельных выбросов парниковых газов на единицу ВВП, на душу населения и даже по отношению к неким сценариям экономического развития.

Членами РСПП был подготовлен альтернативный проект законопроекта, но Минэкономразвития его отклонило. В связи с этим РСПП предлагает обеспечить максимально широкое участие российских экспертов в деятельности всех рабочих органов в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата и сформировать единую позицию по ключевым вопросам Парижского соглашения на уровне правительства.

Глобальная переделка

Необходима и увязка Парижского соглашения с Доктриной энергетической безопасности Российской Федерации, которая обращает внимание на угрозы, связанные с участием страны в международных климатических конструкциях. В этом документе также отмечается, что эти конструкции могут стать предлогом для дискриминации российского топливно-энергетического комплекса на международных рынках.

В ТПП предлагают уточнить условия участия России в соглашении. Речь, в частности, идет об отходе от такого типа российских обязательств, как абсолютные национальные лимиты на выбросы. Продвигающие Парижское соглашение страны утверждают, что документ не налагает никаких конкретных обязательств на его участников. Однако это не так.

Участники заседания рабочей группы Госсовета много говорили об учете особенностей Парижского соглашения при разработке планов его реализации. С одной стороны, никто не сомневается в необходимости снижения выбросов парниковых газов и участия в международной повестке по климату, с другой стороны, решение этих вопросов должно происходить в контексте устойчивого социально-экономического развития государства. «Решение климатических вопросов не должно стать самоцелью,— подчеркнул директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Порфирьев. — Климатическая политика должна быть интегрирована в политику социально-экономического развития, устойчивого экономического роста, а не наоборот». «При ратификации Парижского соглашения мы должны исходить из социально-экономических интересов страны и учитывать поглощающие способности наших лесов», — отметил, в свою очередь, заместитель директора департамента международного сотрудничества Минприроды Демьян Смилевец.

Все выступавшие говорили о необходимости защититься от «углеродного протекционизма». Так, генеральный директор холдинговой компании «СДС уголь» Геннадий Алексеев подчеркнул, что «предполагаемые модели углеродного регулирования с дополнительной финансовой нагрузкой на бизнес в отношении нашей страны недопустимы», и предложил «препятствовать введению ограничительных мер на принципах углеродного протекционизма».

Сергей Цивилев также обратил внимание на то, что если будет введен углеродный сбор, то он войдет в себестоимость отечественной продукции, что, в свою очередь, снизит конкурентоспособность страны на мировом рынке. По его мнению, следует стимулировать энергосбережение, закрывать неэффективные котельные, развивать ГРЭС и атомную энергетику. «Если будет реализован углеродный налог, к 2030 году мы получим снижение ВВП по мягкому сценарию на 5 процентов, — оценил потери Борис Порфирьев. — В нынешней ситуации это непозволительная роскошь».

Координатор Рабочей группы по энергоэффективности и парниковым газам Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Сергей Рогинко высказал сомнение в том, что Россия сможет выполнить повышенные обязательства, принятия которых будут требовать Парижский клуб после 2020 года. По его мнению, при подготовке к ратификации Парижского соглашения России следует грамотно застраховаться, в том числе и предусмотреть возможность выхода из соглашения, как это было при подготовке к подписанию Киотского протокола.

Член правления РСПП Игорь Нечаев отметил, что в протокол заседания Госсовета вошли все пункты, которые союз обозначил в письме главы РСПП Александра Шохина. «Важно, чтобы участие в переработке и изменении законопроекта по парниковым газам принимали участие не только чиновники, но и представители экспертного сообщества и бизнеса», — подчеркнул Игорь Нечаев.

Ссылка: https://lenta.ru/articles/2019/09/17/kimat/

 

Печать