Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

PNAS: Возможности прогнозирования зимней волны тепла в пределах предсказуемости

 

Вопрос о том, как люди повлияли на отдельные экстремальные погодные явления, имеет как научное, так и социальное значение. Однако недостатки в представлении климатических моделей ключевых механизмов в цепочках процессов, определяющих погоду, уменьшают уверенность в оценках антропогенного воздействия на экстремальные явления. Авторы предположили, что использование моделей прогноза, которые успешно предсказали рассматриваемое событие, может повысить надёжность таких оценок. Использование успешного прогноза означает, что можно быть уверенным, что модель может достоверно представить характеристики конкретного экстремального события. Эта основанная на прогнозе методология использована для оценки прямого радиационного воздействия повышенных концентраций CO2 (один компонент, но не всё антропогенное воздействие) на волну тепла в Европе в феврале 2019 года. 

Установление экстремальных погодных явлений и рост их числа имеют место в последнее десятилетие. Однако недостатки в представлении климатической моделью ключевых динамических движущих сил экстремальных явлений привели к некоторым опасениям относительно надёжности исследований атрибуции, основанных на результатах климатических моделей. Также было высказано предположение, что безусловный ориентированный на риски подход к атрибуции событий может привести к ложноотрицательным результатам из-за динамического шума, подавляющего любой сигнал об изменении климата. Схема атрибуции «сюжетная линия», в которой исследуется влияние изменения климата на отдельные движущие силы экстремального явления, направлена ​​на смягчение этих опасений. Авторы предлагают методологию атрибуции экстремальных погодных явлений с использованием действующей модели среднесрочного прогноза Европейского центра среднесрочных прогнозов погоды, успешно предсказавшей такое событие. Использование успешного прогноза гарантирует не только то, что модель способна точно представить рассматриваемое событие, но и то, что анализ однозначно является атрибуцией этого конкретного события, а не «смесью» нескольких различных событий, имеющих некоторые общие характеристики. Поскольку эта методология атрибуции зависит от компонента события, который был предсказуем при инициализации прогноза, авторы показывают, как корректировка заблаговременности прогноза может гибко установить желаемый уровень обусловленности. Такая гибкая корректировка позволяет синтезировать сюжетную линию (сильно обусловленную) и подход, основанный на оценке риска (относительно безусловный). Продемонстрирована эта основанная на прогнозах методология путём частичного объяснения прямого радиационного воздействия повышенных концентраций CO2 на исключительную зимнюю аномальную жару в Европе в феврале 2019 года.

Ссылка: https://www.pnas.org/content/118/49/e2112087118

Печать

ТАСС: Регионы получат полномочия проводить мероприятия по адаптации к изменению климата



Также новый базовый законопроект о региональной власти, который в том числе определяет полномочия субъектов РФ, снимает запрет для губернаторов избираться более чем на два срока подряд и вводит единый срок полномочий для них - пять лет

МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству в среду поддержал поправку к законопроекту о региональной власти, согласно которой субъекты РФ получат право проводить мероприятия в связи с климатическими изменениями.

"На Госсовете ряд министерств выступил по поводу климатических изменений", - отметил на заседании комитета его председатель Павел Крашенинников. В связи с этим к законопроекту была предложена поправка, согласно которой "в полномочия региона по совместному ведению входят мероприятия по адаптации к изменениям климата на территории Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ".

Ранее комитет поддержал поправку в законопроект, которая устанавливала исчерпывающий перечень полномочий регионов.

Новый базовый законопроект о региональной власти, который в том числе определяет полномочия субъектов РФ, снимает запрет для губернаторов избираться более чем на два срока подряд и вводит единый срок полномочий для них - пять лет. Документом закрепляется, что федеральные органы власти, органы власти регионов и местного самоуправления "в их совокупности входят в единую систему публичной власти", их согласованное функционирование и взаимодействие обеспечивает президент РФ. Таким образом, законодательство в этой части приводится в соответствие с новыми положениями Конституции РФ.

Законопроект будет рассмотрен во втором чтении 9 декабря.

 

Ссылка:  https://tass-ru.turbopages.org/tass.ru/s/obschestvo/13142079

 

 

Печать

РИА Новости: В Сибири нашли ранее неизвестный источник парниковых газов

 

Ученые обнаружили, что при таянии вечной мерзлоты в Сибири выделяется закись азота

МОСКВА, 7 дек — РИА Новости. Ранее неизвестный источник сильного парникового газа — закиси азота — обнаружили ученые в Восточной Сибири. Оказалось, что газ выделяется при таянии едомы — богатой органикой мерзлой арктической почвы. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Закись азота N2O — третий по значимости парниковый газ после углекислого газа и метана. При этом по своему влиянию на климат на единицу массы он в триста раз сильнее, чем углекислый газ. Закись азота вырабатывается в почве в результате деятельности микробов.

Исследователи из Университета Восточной Финляндии вместе с коллегами из России, Германии, США, Австрии и Канады, изучающие поведение многолетней мерзлоты на севере Восточной Сибири, обратили внимание на то, что богатые органикой и лессом толщи льда, известные как едома, выделяют большие количества закиси азота.

Едомные возвышенности занимают большие площади в Восточной Сибири, Якутии и на Аляске и считаются источником парниковых газов. Однако до сих пор основное внимание уделяли образующимся при таянии едомы метану и углекислому газу. Авторы доказали, что не меньшую опасность для арктических экосистем представляют выбросы закиси азота.

Исследователи провели измерения концентраций газов на берегах рек Лена и Колыма в Восточной Сибири, где из-за быстрого таяния вечной мерзлоты едома выведена на поверхность. Авторы обнаружили, что выбросы закиси азота из недавно оттаявшей едомы изначально были очень низкими, но менее чем за десятилетие заметно увеличились и сейчас превышают типичные выделения из почв, затронутых вечной мерзлотой, на один-два порядка.

"Выбросы азота в результате таяния вечной мерзлоты могут существенно увеличить доступность азота в арктических экосистемах, что, помимо прямой климатической обратной связи, может иметь серьезные последствия для фиксации углерода растениями и эвтрофикации водных систем", — приводятся в пресс-релизе Университета Восточной Финляндии слова ведущего автора исследования, доктора наук Майи Марущак.

Ученые считают, что увеличение выбросов закиси азота связано с высыханием и стабилизацией осадков едомы после оттаивания, а также с изменениями в микробном сообществе, участвующем в круговороте азота в почве — увеличением относительной доли микробов, производящих нитраты и оксид азота — вещества-предшественники закиси азота, и уменьшением доли микробов, потребляющих оксид азота.

Обычно главным источником закиси азота считают сельскохозяйственные почвы, обогащенные минеральным азотом, входящим в состав удобрений. Арктическим регионам до сих пор уделяли мало внимания, так как круговорот азота в холодных мерзлых почвах протекает медленно. Оказалось, что с потеплением, нарушением растительного покрова и таянием вечной мерзлоты выбросы этого сильнейшего парникового газа из арктических почв увеличиваются.

 

Ссылка: https://ria.ru/20211207/merzlota-1762611548.html

 

 

Печать

Forbes: Компания Владимира Евтушенкова вложит несколько миллиардов рублей в спутниковый флот

 

АФК «Система» Владимира Евтушенкова планирует инвестировать несколько миллиардов рублей в развитие спутникового флота компании «Спутникс». В ближайшие два года компания запустит до 100 спутников различного назначения и намерена предлагать собственные космические снимки заказчикам через онлайн-сервис

Компания «Спутникс», которую в 2021 году приобрела АФК «Система» Владимира Евтушенкова, планирует запустить в космос до 100 малых спутников. Вложения составят несколько миллиардов рублей, а зарабатывать компания будет, предлагая результаты дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) через специальный маркетплейс, пишут «Ведомости» со ссылкой на презентацию компании и председателя совета директоров «Ситроникса», управляющего партнера АФК «Система» Алексея Каткова и ее президента Николая Пожидаева.

Сейчас орбитальная группировка «Спутникса» насчитывает три собственных спутника. Уже в следующем году число космических аппаратов на орбите Земли увеличится до 22, следует из презентации компании. Президент «Ситроникса», дочерней компании «Системы», управляющей «Спутниксом», рассказал, что в проекте могут задействовать наноаппараты на базе спутниковой платформы OrbiCraft-Pro. На этой платформе компания сейчас разрабатывает спутник ДЗЗ среднего разрешения «Зоркий», радиолокационный спутник «Атомсат» разрабатывается на базе платформы «Паллада», уточнила официальный представитель «Ситроникса».

На основе собственной космической флотилии «Спутникс» намерен развивать сервис спутникового интернета вещей с возможностью передачи sms со стационарных или подвижных объектов. Предполагается оказывать эту услугу промышленности и ТЭКу, в том числе на Северном морском пути. «Спутникс» планирует осуществлять из космоса мониторинг углеродного следа, вырубки лесов, пожаров и предоставлять услугу радарного зондирования Земли.

«Оценки российского рынка космических данных разнятся; по нашим оценкам, в настоящее время емкость этого рынка достигает 10 млрд рублей. Мы хотели бы стать весомым игроком на этом рынке», – сказал Катков. Стоимость выведения на орбиту малого космического аппарата – около 10 млн рублей, стоимость его производства — примерно такая же, уточнил собеседник газеты. Таким образом стоимость создания спутникового флота из 100 спутников составит более 2 млрд рублей.

По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрея Ионина, заявленная смета производства представляется заниженной. На производство спутников и их выведение на орбиту потребуется не менее 2 млрд рублей, считает главный специалист Института географии РАН Николай Казанцев. «Роскосмос» одобряет развитие частных инициатив на рынке ДДЗ и готов оказывать помощь и поддержку партнерам, прокомментировал проект «Ситроникса» представитель пресс-службы госкорпорации.

По словам Каткова, одновременно с наращиванием орбитальной группировки «Спутникс» создаст маркетплейс. На площадке заказчикам будут предлагаться результаты ДЗЗ — снимки космических аппаратов отечественных и зарубежных систем. В России в отличие от конкурентов у «Спутникса» будут данные с собственных спутников, отмечает Катков. «Мы сформируем вертикальную структуру, когда сами создаем космические аппараты, управляем ими на орбите, получаем с них данные и предоставляем на их основе сервисы»», — сказал управляющий партнер «Системы».

В мире есть успешные маркетплейсы спутниковых данных, например, сервис американской компании Planet, которая владеет собственным созвездием спутников, рассказала основатель компании «Лоретт» Ольга Гершензон. По ее оценке, в России рынка данных ДЗЗ практически нет, а новые законодательные инициативы «Роскосмоса» направлены на его монополизацию в пользу госорганов. Разработка маркетплейса без учета покупки спутниковых данных обойдется в десятки миллионов рублей, оценила собеседница. Казанцев среди компаний, которые предоставляют в России данные ДДЗ и услуги на их основе с зарубежных космических аппаратов, назвал «Совзонд» и «Сканекс». По словам Ионина, пока создать востребованный сервис с данными ДДЗ никому в мире не удалось.

 

Ссылка: https://www.forbes.ru/tekhnologii/448667-kompania-vladimira-evtusenkova-vlozit-bolee-2-mlrd-rublej-v-sputnikovyj-flot

 

 

Печать

Environmental Research Letters: Ассимиляция наблюдений за атмосферным СО2 из космоса может помочь в проведении национальных инвентаризаций выбросов СО2

 

Парижское соглашение устанавливает рамки прозрачности в отношении антропогенных выбросов диоксида углерода CO2. Её основным компонентом являются основанные на кадастрах национальные отчёты о выбросах парниковых газов, которые дополняются независимыми оценками, полученными на основе измерений CO2 в атмосфере в сочетании с решением обратныхзадач. Однако неизвестно, может ли такая способность поддержки мониторинга и контроля ограничивать оценки выбросов CO2от ископаемого топлива до степени, достаточной для предоставления ценной дополнительной информации. Ожидается, что миссия по мониторингу CO2 (CO2M), запланированная как группа спутников, измеряющих суммарное содержание CO2в столбеатмосферы (XCO2), станет ключевым компонентом такой способностиАвторы предлагают новую оценку потенциала комплексной системы усвоения данных с использованием полученного с помощью моделей XCO2 и других наблюдений для ограничения оценок выбросов CO2 от ископаемого топлива за примерный однонедельный период в 2008 году. Они обнаружили, что CO2M позволяет получать полезные еженедельные оценки выбросовв масштабе страны независимо от национальных кадастров. При экстраполяции от еженедельного к годовому масштабу неопределённости в выбросах сопоставимы с неопределённостями в кадастрах, так что оценки из кадастров и системы поддержки и контроля могут использоваться для взаимной проверки. Также продемонстрирован альтернативный, синергетический режим работы с целью предоставления наилучшей оценки выбросов CO2от ископаемого топлива. В этом режиме система ассимиляции использует не только XCO2 и другие данные предыдущего (проверочного) режима, но и результаты инвентаризацииОпределены дальнейшие шаги развитияподдержки мониторинга и контроля.

Ссылка: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1748-9326/ac3cea

Печать

Приказ Минвостокразвития России от 26.11.2021 N 221 "Об утверждении Плана адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ  ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И АРКТИКИ

ПРИКАЗ от 26 ноября 2021 г. N 221

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с абзацем первым пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р "Об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года" в целях реализации мероприятия по разработке и утверждению отраслевого плана адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации, а также в целях формирования системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемый План адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации.

2. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти Российской Федерации, ответственным за реализацию мероприятий национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, руководствоваться Планом адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации при формировании региональных планов адаптации к изменениям климата.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Г.Г. Гусейнова.

Врио Министра Г.Г.ГУСЕЙНОВ

Приложение N 1

к приказу Минвостокразвития России от 26 ноября 2021 г. N 221

ПЛАН АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Наименование субъекта адаптации:

Природно-техногенные комплексы Арктической зоны Российской Федерации.

2. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных):

Значительная часть мировых климатологов объясняет глобальное потепление климата преимущественно естественными причинами. Они обусловлены положительной ветвью естественных циклических колебаний, укладывающейся в вековой цикл колебания климата (ориентировочно 70 - 100 лет).

В течение последних 80 лет наблюдается статистически значимый (на 5% уровне значимости) рост среднегодовой температуры в Арктической зоне Российской Федерации. Помимо роста температуры происходит значительный рост атмосферных осадков, особенно в зимний период. Криолитозона России подвергается воздействию достаточно сильных климатических изменений.

При этом, около 65% территории Российской Федерации находится в области многолетней криолитозоны, характеристики который в основном определяются температурой.

В результате, повышение температур грунтов, как основной климатический риск в Арктической зоне Российской Федерации, приведет к снижению несущей способности оснований зданий и инженерных сооружений и развитию опасных физико-геологических процессов в Арктике.

Кроме того, потепление климата Арктической зоны Российской Федерации оказывает влияние на уровень инфекционной заболеваемости населения. Причины этого явления разнообразны: смещение границ леса к северу, что вызывает расширение ареала возбудителей и переносчиков инфекционных заболеваний, передающихся с укусом клеща; увеличение случаев заболеваний морских млекопитающих, птиц, рыб и моллюсков, и дальнейшего заражения людей. Другая причина возможного ареала инфекционных заболеваний - это изменение путей миграции птиц.

Аналогично, следствием климатических изменений становится ограничение доступа к традиционной пище коренного населения и животного мира.

3. Результаты воздействия данных климатических факторов на Арктическую зону Российской Федерации:

В настоящее время около 40% зданий и инженерных сооружений в области многолетней криолитозоны имеют деформации. Деградация мерзлоты, по некоторым подсчетам, оказывается причиной 23% отказов технических систем и 29% потерь добычи углеводородов. Ученые из МГУ, РАН и Гидроспецгеологии посчитали и спрогнозировали вероятный ущерб от деградации мерзлоты, к 2050 году - в среднем 5 триллионов рублей.

Основными негативными результатами климатических изменений в Арктике являются:

- снижение несущей способности мерзлых оснований и повреждения инфраструктуры;

- активизация опасных процессов - термокарста, термоэрозии, наводнений и других;

- сокращение популяций (северный олень, белый медведь и др.) и трансформация биосферы;

- ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и рост заболеваемости людей.

В свою очередь, к возможностям вследствие изменения климата в Арктической зоне Российской Федерации возможно отнести:

- улучшение ледовой обстановки и транспорта по Северному морскому пути и рекам в акватории Северного морского пути;

- интенсификация добычи некоторых водных биоресурсов;

- улучшение структуры и интенсификации сельского и лесного хозяйства;

- сокращение затрат на энергоресурсы.

4. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий

N п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации (годы)

Вид документа и ожидаемый результат

Потребность в ресурсах (млн рублей)

Исполнитель

2021

2022

2023

2024

2025

I.

Общие организационные мероприятия

1.

Формирование межведомственной рабочей группы по вопросам адаптации к климатическим изменениям в Арктической зоне Российской Федерации

         

Ведомственный акт Минвостокразвития России.

потребность отсутствует

Минвостокразвития России, АНО "ИАЦ ГКА", заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и региональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Арктической зоны Российской Федерации, научные организации и учреждения

Создана межведомственная рабочая группа.

II.

Научно-методические и информационные мероприятия

2.

Подготовка рекомендаций в план научно-исследовательской и проектной работы научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования", осуществляющего исследования и разработки в интересах развития Арктики

         

Доклад в Правительство Российской Федерации.

потребность отсутствует

Минвостокразвития России, АО "КРДВиА", ФАНУ "Востокгосплан", АНО "ИАЦ ГКА"

Ежегодное предоставление задания на проведение научно-исследовательской и проектной работы.

3.

Подготовка доклада о состоянии нормативной и провоприменительной практике в Арктической зоне Российской Федерации с учетом необходимости нормативного обеспечения мероприятий по адаптации к изменению климата

         

Доклад в Правительство Российской Федерации.

потребность отсутствует

Минвостокразвития России, АО "КРДВиА", ФАНУ "Востокгосплан", АНО "ИАЦ ГКА"

Подготовлен доклад, включающий в том числе предложения по изменению нормативно-правовых актов.

4.

Подготовка ежегодного доклада о тенденциях изменения климата в Арктической зоне Российской Федерации и соответствующего влияния на осуществляемые в Арктической зоне процессы (включающего анализ и прогноз, оценку рисков, расчет прогнозируемого ущерба и рекомендуемые механизмы адаптации)

         

Доклад в Правительство Российской Федерации.

потребность отсутствует

Минвостокразвития России, ФАНУ "Востокгосплан", заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

Подготовлен доклад, включающий в том числе предложения по адаптационным мероприятиям.

5.

Подготовка доклада о проблемах адаптации к изменению климата и состоянию экологической среды в акватории Большого Северного морского пути

         

Доклад в Правительство Российской Федерации.

потребность отсутствует

Минвостокразвития России, АНО "ИАЦ ГКА", Госкорпорация "Росатом", ФАНУ "Востокгосплан"

Подготовлен доклад, включающий в том числе предложения по адаптационным мероприятиям.

6.

Подготовка доклада о проблемах адаптации населения, проживающего в Арктической зоне Российской Федерации, к изменениям климата в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

         

Доклад в Правительство Российской Федерации.

потребность отсутствует

Минвостокразвития России, АО "КРДВиА", ФАНУ "Востокгосплан"

Подготовлен доклад, включающий в том числе предложения по адаптационным мероприятиям.

III.

Мероприятии, направленные на устойчивое функционирование инфраструктуры в условиях климатических изменений

7.

Разработка "дорожной карты" внедрения инженерно-технических решений, обеспечивающих устойчивое функционирование инфраструктуры в условиях климатических изменений

         

Протокол заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

потребность отсутствует

Минвостокразвития России, АО "КРДВиА", ФАНУ "Востокгосплан", АНО "ИАЦ ГКА"

IV.

Мероприятия, направленные на устранение рисков причинения вреда здоровью, обусловленных изменениями климата, изучение и оценку воздействия таких изменений на источники возникновения и пути распространения, зависимых от них инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний

8.

Разработка методологии оценки влияния климатических изменений на здоровье граждан

         

Методика.

В рамках текущего финансирования Минздрава России

Минздрав России, Минвостокразвития России

Формирование методической базы прогнозирования и планирования мер по устранению негативного воздействия климатических факторов на здоровье населения

9.

Укрепление инфекционной службы с учетом прогнозов развития эпидемиологической ситуации

         

В соответствии с целевыми показателями федеральных и региональных программ развития здравоохранения

За счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных на соответствующие цели

Минздрав России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

10.

Разработка и реализация коммуникационной кампании по таргетированному информированию граждан о влиянии климатических факторов риска на здоровье

         

Коммуникационная компания.

За счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных на соответствующие цели

Минздрав России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

Увеличена доля лиц, информированных о факторах риска для здоровья и профилактики заболеваний

11.

Мониторинг состояния микрофлоры природной среды, возбудителей особо опасных инфекций, эпидемиологического состояния инфекционных болезней для прогнозов рисков и разработки мер минимизации негативных последствий

         

Информационные материалы, размещенные на сайте Роспотребнадзора Действующая система мониторинга

потребность отсутствует

Роспотребнадзор

5. Обязательные приложения к Плану адаптации

Приложение N 2.

Результаты оценки климатических рисков по отрасли экономики в соответствии с рекомендуемой формой, предусмотренной приложением N 7 к Методическим рекомендациям по оценке климатических рисков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267.

Приложение N 3.

Результаты ранжирования адаптационных мероприятий в соответствии с рекомендуемой формой, предусмотренной приложением N 2 к Методическим рекомендациям по ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267.

Приложение N 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ

1.

Наименование отрасли экономики

Здания и инженерные сооружения всех отраслей

 

2.

Пороговые значения для объектов, уязвимых к климатическим факторам (с указанием этих объектов в разрезе ОКВЭД2, 5 знаков)

От 10 до 20% изменения несущей способности оснований в зависимости от класса зданий или инженерных сооружений

 

(указываются количественные значения гидрометеорологических и иных характеристик, превышение которых с высокой степенью вероятности (более 90%) приведет к потере работоспособности (прекращение нормального функционирования) либо ликвидации объекта воздействия)

 

3.

Минимальное и максимальное значение периода повторяемости пороговых значений в местах размещения отраслевых объектов, уязвимых к климатическим факторам

Повторяемости нет, нарастание риска по мере повышения температуры

(например, 1 раз в 10 лет)

 

4.

Описание прогнозируемого изменения повторяемости порогового значения (при наличии)

Нет

 

5.

Оценка возможного ущерба в результате превышения пороговых значений

У1 + У2 + У3 - (С + Р)

6 421 627,54 млн. руб. в АЗРФ

 

- балансовая стоимость оборудования и инфраструктуры, одновременно уязвимых к воздействию климатических факторов

У1

6 421 627,54 млн. руб. в АЗРФ

- суммарные затраты, связанные с заменой оборудования и инфраструктуры (кроме их стоимости), работоспособность которых может быть одновременно утрачена в результате воздействия климатических факторов

У2

Неизвестно, сопоставимые со стоимостью

- неполученный доход и дополнительные траты во время приостановления производственной деятельности (исходя из времени необходимого для замены вышедших из строя оборудования и инфраструктуры)

У3

Неизвестно

- страховое возмещение по договору имущественного и иного страхования при наступлении климатических рисков (при страховании этих рисков)

С

Неизвестно

- размер имеющихся резервов

Р Неизвестно

 

6.

Показатель уязвимости хозяйственной и иной деятельности

(У1 + У2 + У3) / (С + Р)

Крайне большой

 

7.

Контакты лица, ответственного за заполнение формы (ФИО, телефон, электронная почта) и дата заполнения

Брушков А.В.

+7(925)131-0020,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

09.09.2021

Приложение N 3

РЕЗУЛЬТАТЫ РАНЖИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Наименование субъекта адаптации

природно-техногенные комплексы Арктической зоны Российской Федерации

2. Распределение значимости подходов, учитываемых при ранжировании

Фактор

Компоненты фактора

Обозначение

Вес фактора

1

2

3

4

1. Эффект для снижения уровня риска

1.1. Сокращение площади подверженности территории с опасным уровнем климатического риска

Фактор 1.1

5

1.2. Снижение уровня риска для территории, подверженной опасному уровню климатического риска

Фактор 1.2

5

2. Эффект для снижения уязвимости объектов воздействия

2.1. Снижение показателя уязвимости

Фактор 2.1

30

2.2. Увеличение пороговых значений

Фактор 2.2

30

2.3. Использование страховых инструментов

Фактор 2.3

10

2.4. Обеспечение резервов (финансовые, материальные или другие)

Фактор 2.4

10

3. Эффект от использования предложений по использованию благоприятных возможностей изменений климата

Фактор 3

10

100%

3. Ранжирование адаптационных мероприятий

 

Метод соотнесения адаптационных мероприятий с факторами

Научно-исследовательская работа: "Анализ состояния вечной мерзлоты, тенденции ее изменения и социально-экономические последствия для регионов Арктики. Теоретическое обоснование основных параметров архитектуры и разработка принципов построения системы государственного мониторинга вечной мерзлоты в целях охраны и рационального использования криогенных ресурсов Арктики и устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации".

 

Наименование адаптационного мероприятия

Фактор 1.1

Фактор 1.2

Фактор 2.1

Фактор 2.2

Фактор 2.3

Фактор 2.4

Фактор 3

 

Максимальное значение веса для фактора (справочно, раздел 2)

 
             

Значение учета фактора адаптационным мероприятием

Сумма

Ранг

   

(Ранг присваивается по значению суммы каждого мероприятия в общей выборке)

Подготовка рекомендаций в план научно-исследовательской и проектной работы научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования", осуществляющего исследования и разработки в интересах развития Арктики

0

0

10

10

0

0

0

20

1

Подготовка доклада о состоянии нормативной базы и правоприменительной практике в Арктической зоне Российской Федерации с учетом необходимости нормативного обеспечения мероприятий по адаптации к изменению климата

0

0

5

0

5

5

0

15

2

Подготовка ежегодного доклада о тенденциях изменения климата в Арктической зоне Российской Федерации и соответствующего влияния на осуществляемые в Арктической зоне процессы

0

5

5

0

0

5

0

15

3

Подготовка доклада о проблемах адаптации к изменению климата и состоянию экологической среды в акватории Большого Северного морского пути

0

3

5

2

0

0

0

10

4

Подготовка доклада о проблемах адаптации населения, постоянно или временно проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, к изменениям климата в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

0

0

5

0

0

5

0

10

5

Разработка "дорожной карты" внедрения инженерно-технических решений, обеспечивающих устойчивое функционирование инфраструктуры в условиях климатических изменений

0

0

5

0

0

5

0

10

6

Разработка методологии оценки влияния климатических изменений на здоровье граждан

0

0

0

0

0

5

0

5

7

Укрепление инфекционной службы с учетом прогнозов развития эпидемиологической ситуации

0

0

5

0

0

0

0

5

8

Разработка и реализация коммуникационной кампании по таргетированному информированию граждан о влиянии климатических факторов риска на здоровье

0

0

5

0

0

0

0

5

9

Мониторинг состояния микрофлоры природной среды, возбудителей особо опасных инфекций, эпидемиологического состояния инфекционных болезней для прогнозов рисков и разработки мер минимизации негативных последствий

0

0

5

0

0

0

0

5

10

 

Ссылка: https://fzakon.ru/dokumenty-ministerstv-i-vedomstv/prikaz-minvostokrazvitiya-rossii-ot-26.11.2021-n-221/

 

 

 

Печать

Nature Communications: Атлантические тропические циклоны, подвергнутые даунскейлингу по результатам реанализа, демонстрируют рост активности за последние 150 лет

 

Исторические данные об активности ураганов в Атлантике, начиная с 1851 года, показывают её возрастание с течением времени, но вся или почти вся эта тенденция объясняется отсутствием наблюдений в ранней части рассматриваемого периодаАвторы использовали модель даунскейлинга тропических циклонов, основанную на трёх реанализах глобального климата, которые в основном базируются на данных о температуре поверхности моря и давлении на поверхности. Результаты подтверждают более ранние статистически обоснованные выводы о том, что штормы в XIX веке недооценивались, но, в отличие от них, показывают рост активности тропических циклонов в течение этого периода, прерванный сильной ураганной засухой в 1970-х и 1980-х годах, которую авторы связываютсвоздействиямиантропогенных аэрозолей. В соответствии с предыдущими исследованиями, они показывают, что большая часть изменчивости активности тропических циклонов в Северной Атлантике за последнее столетие была напрямую связана с региональным, а не глобальным изменением климата. Большинство показателей тропических циклонов, масштабируемых по всем тропикам, демонстрируют слабые и / или незначительные тенденции за последнее столетие, что свидетельствует об особом характере климатологии тропических циклонов в Северной Атлантике.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-021-27364-8

Печать

Nature Communications Earth & Environment: Улучшенные прогнозы потоков углерода в засушливых регионах с явным учётом связи «вода-углерод»

 

Экосистемы засушливых земель оказывают доминирующее влияние как на тенденцию, так и на межгодовую изменчивость земного стока углерода. Несмотря на свою важность, динамика углерода в засушливых районах плохо описывается современными моделями. Здесь авторы представляют DryFlux, усовершенствованный продукт, созданный на основе густой сети узлов вихревой ковариации на юго-западе Северной Америки. Для оценки валовой первичной продуктивности засушливых земель они объединили потоки, измеренные на местах, с данными дистанционного зондирования и метеорологических наблюдений с использованием машинного обучения. DryFlux явно учитывает внутригодовые колебания доступности воды и точно предсказывает межгодовые и сезонные колебания поглощения углерода. Глобальное применение DryFlux показывает, что существующие продукты могут недооценивать влияние крупномасштабных климатических структур на межгодовую изменчивость поглощения углерода засушливыми землями. Ожидается, что DryFlux станет улучшенным эталоном для моделей земных систем в засушливых районах и приведёт к более точному учёту ограничения воды в углеродном цикле. 

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s43247-021-00308-2

Печать

«Взгляд»: Россия собралась построить в Арктике 140 наблюдательных станций

 

В рамках создания системы мониторинга многолетней мерзлоты в Арктике планируется строительство 140 станций, сообщил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков на XI Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее».

Чекунков отметил важность «экологического баланса» для развития Арктики. Он сообщил, что «на базе наблюдательной сети Росгидромета создается система мониторинга многолетней мерзлоты». На первом этапе (до 2023 года) планируют построить 30 станций, на втором (в 2024–2025 годах) – еще 110, передает РИА «Новости».

Напомним, президент России Владимир Путин поручил создать систему регулярных обследований зданий и сооружений в северной части страны, где фиксируется таяние вечной мерзлоты. Глава Минприроды Александр Козлов сообщал, что создание системы мониторинга оценивается в 1,7 млрд рублей. Станции будут представлять собой скважины до 30 м глубиной. Приборы для мониторинга будут произведены российскими предприятиями.

 

Ссылка: https://m.vz.ru/news/2021/12/2/1132246.html

 

 

Печать

Российская газета: Компании будут подсчитывать выбросы парниковых газов

 

Компании обяжут сообщать, сколько и каких парниковых газов вылетело через трубы завода, фабрики или котельной. Проект приказа Минприроды об утверждении методики расчета размещен для общественного обсуждения.

Требования распространяются на все предприятия, хотя предоставлять обязательный отчет о выбросах с 1 января 2023 года должны будут лишь эмитенты более 150 тыс. тонн углеродного эквивалента в год. Еще через два года планка снизится до 50 тыс. тонн углерода.

На основе этих данных Росгидромет составит национальный кадастр выбросов и поглощений. Затем его представят в ООН в рамках рамочной конвенции об изменении климата, сообщили в минприроды. "Если у завода разные цеха выделены в самостоятельные юрлица, то, получается, каждый из них будет учтен по отдельности и предприятие, выбрасывающее на самом деле большое количество газов, отчет сможет не подавать, - обращает внимание руководитель программы "Климат и энергетика" WWF России Алексей Кокорин. - В результате отчетность может оказаться искаженной и не в полной мере отразит реальную ситуацию".

Данные кадастра каждый год будут проверять международные эксперты ООН, напоминает Кокорин. Поэтому при его составлении надо будет ориентироваться не только на отчеты предприятий, но и на другие данные. Например, по производству топлива. Такой подход позволит проверять и военные заводы, не нарушая законов о гостайне. То, что их сведения тоже попадут под международную проверку, подтвердили в минприроды. Однако тут интересы госбезопасности и экологии совместить реально - для аудита будет достаточно открытых данных.

"Понятно, что если бензин или дизель были произведены, то затем их заправят в машины и сожгут, - продолжил Кокорин. - Данные по отпуску топлива публикует Росстат. А из них нетрудно посчитать, сколько углекислого газа и других парниковых газов выделено". При этом, естественно, возникает определенная погрешность, однако эксперт не считает ее критичной.

"Сейчас есть большой запрос на качественную экологическую информацию, основанную на оперативных данных и методах расчета, признаваемых международным сообществом, - отметил директор института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. - Прозрачность и оперативность имеющейся вызывает изрядные сомнения, а по многим параметрам, запланированным для мониторинга, ее нет вообще".

Сбор этих данных необходим для выполнения климатических обязательств России.

 

Печать