Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

Ъ: Мировая экономика накапливает экологический долг

По подсчетам международной исследовательской организации «Глобальная сеть экологического следа», 1 августа мировая экономика израсходовала весь условный запас возобновляемых природных ресурсов, которые могут восстановиться за год. Для обеспечения потребностей в биологических ресурсах мировому населению по-прежнему требуется 1,7 планеты Земля. Россия пока остается мировым «экологическим донором», однако в последние годы в стране увеличивается экологический след от потребления домохозяйств.

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/3702021

 

Печать

Эксперт лесного проекта Всемирного банка — о предотвращении лесных пожаров в РФ

С начала года площадь лесных пожаров на территории России уже превысила 10 млн га. Экологи по-прежнему говорят о низкой эффективности выявления и тушения горящих лесов в стране. “Ъ” подробно обсудил с руководителем лесного проекта Всемирного банка в России Эндрю Митчеллом важность раннего обнаружения лесных пожаров, гибкости приоритетов лесной политики и координации деятельности различных органов власти для снижения лесопожарных рисков.

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/3690574?

Печать

Как города реагируют на изменение климата

Уже больше половины населения мира живет в городах, урбанизированные территории продолжают расти вверх и вширь, развиваться, привлекать новых жителей. Несмотря на то что территория городов составляет порядка 2% от всей площади планеты Земля, урбанизированные зоны потреб ляют около 80% всей производимой в мире энергии, одновременно с этим выбрасывая почти 70% от общего объема парниковых газов. Одновременно с этим 80% крупных городов в мире подвержены серьезным рискам, возникающим в результате климатических изменений — от опасных погодных явлений, навод нений, засух, штормов до волн жары и холода и появления новых инфекций. По данным ООН-Хабитат, 90% всех урбанизированных территорий — прибрежные, именно они в наибольшей степени будут уязвимы из-за изменений вод ного режима, повышения уровня Мирового океана, затоплений и возникающих проблем с доступом к пресной воде.

В результате города оказываютс я как основными виновниками, так и основными жертвами климатических изменений. Именно поэтому меры реагирования на проблему изменения климата также лежат в двух плоскостях: снижения выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата.

К первой группе можно отнести меры по повышению ресурсо- и энергоэффективности, развитию низкоуглеродной энергетики, снижению выбросов в секторах транспорта и строительства, уменьшению образования отходов и росту их переработки, внедрению технологий умного города, позволяющих наиболее рационально расходовать ресурсы, поддерживать городские экосистемы (такие как зеленые насаждения, водные объекты, почвы) в состоянии, позволяющем им выполнять климаторегулирующие функции. Сюда же интересным образом относятся прямые и косвенные меры, стимулирующие развитие экономик совместного пользования и потребления: например, развитие программ фудшеринга, платформ по совместному использованию бытовых приборов и инструментов или платформ обмена одеждой и прочими товарами, системы каршеринга.

Уже более 100 городов мира (по данным исследовательской компании CDP) обеспечивали генерацию более 70% электричества за счет возобновляемых источников энергии (к их числу, правда, также относится гидроэнергетика, вызывающая критику экологов, но кроме нее — и солнечная, ветряная, геотермальная и энергия биомассы) — среди них Окленд (Новая Зеландия), Найроби, Осло, Рейкьявик и Бразилиа. Намного больше городов (в том числе около 80 го- родов в ЕС) поставили перед собой цель довести долю возобновляемой энергетики в энергобалансе до 100% за ближайшие 20 лет (в том числе Мюнхен, Вена, Копенгаген). В Бруклине и Хельсинки идут эксперименты по со зданию платформ обмена произведенной жителями возобновляемой энергией на основе блокчейна. Целый ряд небольших городов Швеции и Германии переходят на полную энергонезависимость (комбинируя собственную генерацию от разных источников). Влас ти многих европейских стран (Швеция, Германия, Австрия) поддерживают строительство энергонезависимых или энергопассивных домов.

Многие города мира разрабатывают собственные климатические планы, содержащие как меры по снижению выбросов парниковых газов, так и стратегии адаптации к изменению климата. Последнее направление, как правило, включает в себя анализ основных климатических рисков (в частности, анализ того, какие сектора городской экономики попадают под основные угрозы — жилой сектор, транспорт, коммуникации, здоровье населения), а также рекомендации по адаптации городской инфраструктуры к угрозам настоящего и будущего, в том числе реформа требований к строительству и эксплуатации новых зданий и объектов инфраструктуры.

Ключевых подходов тут три: во-первых, большинство предлагаемых мер должны носить системный характер и укреплять жизнестойкость (resilience) городских систем (жилой, инфраструктурной, природных территорий в составе города), их устойчивость к потенциальным негативным воздействиям; во-вторых, эти меры должны вырабатываться на основе баланса интересов и с учетом мнения разных групп населения; в-третьих, в идеале все стратегии адаптации должны иметь гибкие движущиеся цели: мир меняется, не все последствия климатических изменений можно учесть сейчас, потому крайне важно адаптировать сами цели и установки.

Что мы получаем в результате? Города меняют правила застройки береговых линий, инвестируют в восстановление берегов и пляжей, вводят новые требования, в том числе по озеленению, созданию зеленых крыш и зеленых стен, создают особо охраняемые природные территории в пределах границ мегаполисов. Во многих городах Китая разрабатывается концепция городов-губок — путем озеленения зданий и увеличения площадей водных и болотных пространств на территории города.
Предполагается, что эти естественные способы накопления, фильтрации, хранения и очистки воды помогут регулировать водный баланс, справиться с наводнениями, жарой, загрязнением воздуха и засухой.

Тема укрепления и усиления естественных городских экосистем также крайне важна для все большего числа адаптационных планов городов мира. Так, в Сан-Франциско в последние годы большое внимание уделяется вопросам развития и поддержания так называемой зеленой инфраструктуры — а именно качества почв, заболоченных территорий, зеленых насаждений, поверхностных вод, — с тем чтобы они смогли выполнять естественные функции очистки воды, регулирования водного баланса, борьбы с затоплениями. Специалисты Института мировых ресурсов (WRI) также предлагают инвестировать в природную инфраструктуру — в том числе как в подушку безопасности от будущих негативных климатических изменений.

Ссылка: http://mosurbanforum.ru/media/library/urban_agenda_2018_special.pdf

 

Печать

А. Эдельгериев в должности советника президента РФ будет курировать вопросы климата

Экс-глава Правительства Чеченской Республики Абубакар Эдельгериев, назначенный советником президента РФ, будет заниматься вопросами климата. Об этом сообщает ТАСС.

"Знаю точно, что буду курировать вопросы климата, - сказал Эдельгериев ТАСС. - У нас глобальные вопросы - потепление климата. Россия участвует в международных совещательных органах, советах, Киотском соглашении, Парижском соглашении. Некоторые мы ратифицировали, некоторые нет, там большой объем работы. Это и внутренние вопросы, и внешние в том числе".

Ранее сообщалось, что советник президента Александр Бедрицкий, который занимал пост спецпредставителя главы государства по вопросам климата, в пятницу был освобожден от занимаемой должности. С мая 2012 года по настоящее время 43-летний Эдельгериев занимал пост Председателя Правительства ЧР.

Как рассказал Эдельгериев, Чеченская Республика входит в число регионов с наиболее благоприятной экологической обстановкой, также в республике больших успехов добились, например, в реализации программы "Чистая вода". "У нас обширная работа идет по лесовосстановлению, борьба с мусором довольно активно ведется - нет таких стихийных свалок, которые бы угрожали экологии", - отметил новый советник президента.

Он отметил, что глава Чечни Рамзан Кадыров поздравил его с назначением и выразил надежду, что представитель республики "будет служить стране, во благо России" и будет "достойным представителем в команде президента".

Абубакар Эдельгериев родился в 1974 году, в 2002 году окончил Краснодарский юридический институт МВД России по специальности "юриспруденция". Он начинал службу в органах внутренних дел на Кубани, в 2004 году продолжил в Чеченской Республике, был начальником отдела "Р" отряда милиции специального назначения "Терек". В конце 2007 года перешел на работу в органы власти, был назначен сначала первым замминстра сельского хозяйства Чечни, затем - и.о. министра, а в конце 2008 года стал заместителем Председателя Правительства ЧР - министром сельского хозяйства ЧР. В мае 2012 года возглавил Правительство Чечни.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Ссылка: https://www.grozny-inform.ru/news/politic/97304/

Печать

Ъ: Объем "климатического финансирования" в 2017 году достиг 35.2 млрд долларов

35,2 миллиарда долларов достиг в 2017 году объем климатического финансирования, выделяемого шестью крупнейшими банками развития(группа Всемирного и Межамериканского банков развития, Африканский и Азиатский банки развития, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк). За год показатель вырос на 28%. 80% климатического финансирования было предоставлено в форме инвестиционных займов, остальное — в виде грантов, кредитных линий и банковских гарантий. Направлялись эти средства в сектора водоснабжения и водоочистки, энергетики, транспорта и сельского хозяйства в странах Латинской Америки, субэкваториальной Африки, а также Восточной Азии и Тихоокеанского региона.

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/3661384?

Печать

15 июня на нашей планете отмечается Всемирный день ветра (Global Wind Day)

15 июня на нашей планете отмечается Всемирный день ветра (Global Wind Day). Инициаторами создания столь необычного на первый взгляд праздника стали Европейская ассоциация ветроэнергетики и Всемирный совет по энергии ветра. Цель его проведения — привлечение внимания общественности (в первую очередь, представителей энергетических комплексов разных стран) к огромному потенциалу ветроэнергетики.

По мнению экспертов, развитие ветроэнергетики поможет решить большой ряд проблем не только энергетического, но и экономического, а также экологического характера. В частности, активная работа в этом направлении может привести к сокращению огромных сумм, которые ежегодно вкладываются в энергетику. В результате, не будет так остро стоять проблема ограниченности ресурсов ископаемого топлива, мир сможет преодолеть кризис глобального изменения климата.

Впервые День ветра отмечался в Европе в 2007 году. Уже в 2009 году он приобрел статус всемирного, к празднованию присоединились более 30 стран. С каждым годом их количество быстро растет. Правда, Россия в число этих стран, к сожалению, пока не входит: на официальном уровне никаких мероприятий, посвященных Дню ветра, в нашей стране не проводится. Но большое начинается с малого. Что мешает каждому из нас праздновать этот необычный день самостоятельно: например, отправиться с друзьями запускать воздушных змеев, используя для этого веселого действа бесплатную и мощную энергию ветра?

Ветроэнергетические климатические ресурсы – это ресурсы энергии ветра, которые могут быть использованы для получения электрической энергии. Эту энергию можно получать, не загрязняя окружающую среду. Но у климатических ресурсов ветра есть два существенных недостатка: энергия ветра сильно рассеяна в пространстве и характеристики ветра имеют большую изменчивость во времени.

Оценка ветроэнергетических ресурсов представляет важную задачу, решение которой участвует в перспективном планировании экономического развития территории.

Климатическая информация о ветре используется при решении следующих основных задач ветроэнергетики: проектировании ветроэнергетических установок (ВЭУ), расчете потенциальных, технических и реальных ресурсов, выборе типа ВЭУ с учетом его производительности, планировании оптимального режима работы ВЭУ, разработке схемы рационального размещения ВЭУ.

На территории России наиболее перспективными районами для использования климатической энергии ветра являются побережье Северного Ледовитого и Тихого океанов, Черноморское побережье Кавказа. Перспективными районами для развития ветроэнергетики являются и степные зоны юга европейской части России.

Ссылка: http://ecoportal.su/news.php?id=98353

Печать

В Республике Саха (Якутия) состоялись парламентские слушания на тему «Влияние изменения климата на ведение традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера»

В информационных материалах прозвучали выводы о возможных изменениях климата и их влиянии на уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, основанные на многолетних наблюдениях. Был отмечен огромный масштаб таяния подземных льдов и необратимость процессов, происходящих сегодня в северной природе: перемещение границ природных зон, изменение рельефа земной поверхности, изменение ареала расселения и миграции промысловых животных, промысловой рыбы, увеличение инфицированности животных, паводки и многое другое. В ходе дискуссии поступили предложения создать систему оценки климатических изменений в регионе, включая этнологический мониторинг с участием представителей коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, разработать профилактические программы по защите населения, необходимые для минимизации неблагоприятных последствий изменения климата, разработать меры по распространению знаний среди населения о влиянии глобальных изменений климата и достижению социального партнерства в решении этих проблем. Высказано предложение о подготовке «Климатической доктрины Республики Саха (Якутия)» и разработке «Стратегии развития адаптационных мероприятий по изменению климата» с предусмотрением финансирования из республиканского бюджета.

Ссылка: http://www.global-climate-change.ru/index.php/ru/component/content/article/108-of-news-cat/649-slyshaie

Печать

Опубликован информационный бюллетень "Изменение климата" №72, апрель-май 2018 г.

Главные темы выпуска:

  • Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов не регулируемых Монреальским протоколом за 1990 – 2016 гг.
  • Сводное ежегодное сообщение о состоянии и изменении климата на территориях государств-участников СНГ за 2017 год
  • 48-е сессии вспомогательных органов РКИК, 30 апреля – 10 мая, Бонн (Германия)

Ссылка: http://www.global-climate-change.ru/index.php/ru

Печать

ВМО и ВОЗ занимаются вопросами воздействий на здоровье загрязнения, экстремальных погодных условий, изменения климата

ЖЕНЕВА, 31 мая 2018 года — На фоне усиливающихся воздействий на здоровье экстремальных погодных условий, изменения климата и загрязнения воздуха Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) пришли к соглашению о наращивании совместных действий в области рисков для здоровья, связанных с окружающей средой, которые, по оценкам, приводят к преждевременной смерти 12,6 миллионов человек каждый год.

Генеральный секретарь ВМО Петтери Таалас и Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус 30 мая подписали новую Рамочную основу для взаимодействия в области климата, окружающей среды и здоровья. Подписание последовало за инициированием глобальной коалиции при участии ВМО, ВОЗ и ООН-Окружающая среда в ходе проведения Всемирной ассамблеи здравоохранения 24 мая.

Соглашение обязывает ВМО и ВОЗ ускорить меры по улучшению результатов в сфере здравоохранения путем разработки и использования «актуальных и авторитетных научных данных в области погоды, климата, состава атмосферы и гидрологии, а также оперативного обслуживания».

Основное внимание уделяется укреплению понимания и управления рисками для здоровья, связанными с экстремальными погодными и климатическими явлениями и долгосрочным изменением климата. Это предполагает улучшенный доступ и использование данных о погоде и климате для оценки рисков, планирования в области адаптации и развития специализированного обслуживания.

Также первоочередное внимание уделяется совершенствованию в сфере мониторинга и управления рисками для здоровья, связанными с окружающей средой, такими как УФ‑излучение, представляющее опасность качество воздуха и вода. Это будет способствовать более тесной координации между метеорологическими службами, которые отслеживают и прогнозируют качество воздуха, а также органами в области здравоохранения, которые занимаются вопросами подверженности человека рискам, связанным с загрязнителями.

Всеохватная цель состоит в продвижении политики и практик, которые полезны как для общественного здравоохранения, так и для сокращения объема выбросов парниковых газов.

Новое соглашение соответствует международной повестке дня в области устойчивого развития, снижения риска бедствий и адаптации к изменению климата. Особое внимание в нем уделяется охвату наиболее уязвимых групп населения в развивающихся странах, малых островных развивающихся государствах и городских районах.

Оно основано на сотрудничестве, насчитывающем десятилетия, и создает для него официальную основу. ВМО и ВОЗ уже учредили Совместное бюро по климату и здоровью.

«Каждый год более 12 миллионов человек умирают в результате скрытых рисков, связанных с нашей окружающей средой, распространяемых путем переноса воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, или невидимыми глазу химическими веществами, риску воздействия которых мы слишком часто подвержены. Кроме того, меняющийся климат подвергает нас риску более экстремальных погодных условий, включая шторм, засуху и меняющиеся модели распространения инфекционных заболеваний», — заявил д-р Тедрос. — «Именно поэтому мы объединяемся с другими ведущими учреждениями Организации Объединенных Наций, с тем чтобы активизировать свои действия, направленные на устранение глубинных причин, связанных с окружающей средой, плохого состояния здоровья».

Д-р Таалас привел пример урагана Мария, который, по официальным данным, привел к гибели 64 человек в Пуэрто-Рико. Согласно данным, представленным в новом исследовании, которое провел Гарвардский университет, ураган по факту связывается с дополнительными 4 645 случаями гибели людей (а это более чем в 70 раз превышает данные официальных оценок), в результате сбоев в области здравоохранения, электроснабжения и инфраструктуры.

«Это свидетельствует о том, что помимо того, что бедствия служат причиной непосредственных жертв, они также приводят к серьезному долгосрочному воздействию на здоровье человека», — заявил д‑р Таалас. — «Именно поэтому ВМО содействует развитию обслуживания заблаговременными предупреждениями о многих опасных явлениях с существенными воздействиями, такими как тропические циклоны, которые приводят к возникновению множественных рисков с каскадным эффектом».

«Множество трансмиссивных заболеваний, такие как малярия и лихорадка Денге, находятся в условиях зависимости от количества осадков и температурных значений. Предоставление климатического обслуживания, такого как производство сезонных ориентировочных прогнозов, жизненно важно для предотвращения подобных заболеваний, чувствительных к климату, а также управления ими. Предупреждения о последствиях жары для здоровья все чаще используются в качестве инструмента для уменьшения воздействий тепловых волн на состояние здоровья людей», — заявил д‑р Таалас.

Международная коалиция

Двустороннее соглашение является частью более масштабной международной коалиции, в которую также входят ООН-Окружающая среда и Коалиция «Климат и чистый воздух». Коалиция, представленная на ежегодной сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, послужит объединению экспертных опыта и знаний и обеспечит более эффективную координацию.

Одним из самых непосредственных результатов деятельности в рамках этой коалиции станет Глобальная конференция по загрязнению воздуха и состоянию здоровья, которая будет проводиться в Женеве 30 октября — 1 ноября 2018 года.

По данным ВОЗ, около 7 миллионов человек ежегодно преждевременно умирают в результате заболеваний, связанных с загрязнением воздуха, включая инсульты и сердечные заболевания, респираторные заболевания и рак. Степень загрязнения воздуха в большинстве крупных городов превышает значения, предусмотренные стандартами качества воздуха ВОЗ.

Многие загрязняющие вещества, которые наносят ущерб здоровью, также вредят окружающей среде и способствуют изменению климата. К ним относятся углерод в чистом виде, который выбрасывается в результате использования дизельных двигателей, кухонных плит, а также сжигания отходов, и приземный озон. Они вредны, но недолго живут в атмосфере. По оценкам, сокращение выбросов короткоживущих загрязняющих веществ, усиливающих изменение климата, из таких источников, как транспорт, кухонные плиты, сельское хозяйство и промышленность, может помочь снизить темпы глобального потепления примерно на 0,5 ° C к 2050 году.

Роль, которую ВМО играет в этой коалиции, служит залогом того, что возможности в области моделирования и технические ресурсы национальных метеорологических служб могут быть использованы для целей глобального общественного здравоохранения.

Сеть наблюдений ВМО, ее Система предупреждений о песчаных и пыльных бурях (СДС‑ВАС), а также станции ее Глобальной службы атмосферы, которые отслеживают состояние атмосферы, послужат основой глобального стремления усовершенствовать картирование и мониторинг качества воздуха.

СДС-ВАС может сыграть важную роль в понимании того, когда и где могут возникать пыльные бури, позволяя партнерам в области здравоохранения более эффективно осуществлять планирование и извлекать пользу в результате проводимого глобального атмосферного мониторинга и возможностей в области прогнозирования ВМО применительно к опасных обострений ситуации в связи с качеством воздуха, таких как пыльные бури.

Всемирная метеорологическая организация — авторитетный источник информации системы Организации Объединенных Наций в области погоды, климата и воды

Ссылка: https://public.wmo.int/ru/media/пресс-релизы/вмо-и-воз-занимаются-вопросами-воздействий-на-здоровье-загрязнения-экстремальных

 

Печать

КоммерсантЪ о ситуации вокруг ратификации Россией Парижского соглашения

РФ не спешит с ратификацией Парижского соглашения

“Ъ” стали известны приоритеты климатической политики РФ на ближайшее время, которые уходящее правительство намерено оставить новому составу кабинета. Российские ведомства (включая Минприроды) рекомендуют не спешить с ратификацией Парижского климатического соглашения. Основным методом углеродного регулирования выбрана поддержка проектов по снижению выбросов парниковых газов — с одновременной разработкой механизмов компенсации вредных выбросов за счет лесных проектов.

В распоряжении “Ъ” оказались переписка и протоколы совещания ведомств по теме корректировки утвержденного в 2016 году «Комплекса мер по совершенствованию госрегулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения». Судя по этим документам, позиция большинства ведомств такова: более ранняя, чем планировалось, ратификация (ее, по данным “Ъ”, не раз предлагало Минэкономики) не нужна. Вместо этого необходимо дождаться финальной разработки международных правил действия соглашения (должны быть готовы осенью 2018 года) и уже потом принимать решение о ратификации.

Поясним, что Парижское соглашение (ПС) ратифицировали уже 176 стран из 195 подписавших. Кроме РФ из крупных эмитентов этого не сделала Турция, выступающая против ее включения в список условно развитых стран, которые не могут получать средства международных зеленых фондов. Напомним также, что в прошлом году Дональд Трамп объявил о планах США выйти из ПС (процесс занимает четыре года, поэтому пока страна остается участником соглашения).

Судя по министерским документам, ключевым подходом РФ к углеродному регулированию остается поддержка проектов по снижению выбросов парниковых газов (ПГ, см. “Ъ” от 22 марта). Также разрабатываются правила «механизмов компенсации выбросов ПГ». Речь прежде всего идет о возможности реализации лесных проектов для компаний — с целью вычета поглощенной эмиссии за счет лесопосадок (споры бизнеса и Минприроды по поводу «лесной методики», а именно способов подсчета поглощаемых выбросов, до сих пор продолжаются).

Ряд экспертов опасаются, что промедление с ратификацией может негативно сказаться на международной репутации России и на ее дальнейшем участии в разработке правил нового климатического режима. По их мнению, вырастут и потенциальные риски для российских углеродоемких отраслей. «Соглашение не накладывает на РФ никаких дополнительных обязательств — цели по снижению выбросов мы разрабатываем и отправляем в ООН самостоятельно,— сказал “Ъ” руководитель программы "Климат и энергетика" WWF России Алексей Кокорин.— От ратификации зависит лишь то, есть ли у нас шансы на международные проекты — от них лучше не отказываться. Да и политически быть вместе с Трампом против всего мира довольно неумно».

Источник в «Деловой России» считает крайне важной возможность участия РФ в утверждении правил ПС уже на правах стороны соглашения. По его мнению, для российского бизнеса главная опасность заключается не в самом соглашении, а в установлении жестких международных требований по регулированию выбросов вне его рамок. Напомним, что первые шаги к международному регулированию выбросов уже сделаны на уровне ICAO (Международная организация гражданской авиации, см. “Ъ” от 13 февраля). Также на апрельском заседании Международной морской организации (IMO) был утвержден и план сокращения парниковых газов в судоходстве на 50% к 2050 году (от уровня 2008-го). Ранее чиновники Евросоюза заявляли, что рассматривают возможность не заключать торговые соглашения со странами, не ратифицировавшими ПС, на уровне ВТО уже запущены консультации по внедрению зеленых показателей в международную торговлю (см. “Ъ” от 12 февраля). Для России риски такого регулирования высоки — в условиях фактического отсутствия у нас полноценно работающей национальной системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов (напомним, что соответствующий законопроект, разработанный еще в конце минувшего года, завис — в том числе из-за критических отзывов РСПП). Источник “Ъ” в РСПП тем временем говорит о «многих факторах неопределенности» и «отсутствии консенсуса» в текущем ходе международных климатических переговоров — приходя к выводу, что «в этой ситуации торопиться с ратификацией РФ все-таки не стоит».

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/3627656

 

Печать