Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

Geophysical Research Letters: Арктический морской лёд в CMIP6

Изучается описание эволюции арктического морского льда моделями глобального климата последнего поколения. Авторы находят, что наблюдаемая эволюция арктической зоны морского льда лежит в пределах полученных модельных оценок. В частности, модели последнего поколения работают лучше, чем модели предыдущих поколений, при моделировании потерь морского льда при заданных размерах выбросов CO2 и глобального потепления. По расчётам большинства моделей Северный Ледовитый океан впервые становится практически свободным от морского льда (площадь морского льда <1 млн. км2) в сентябре ранее 2050 года.

Авторы исследуют моделирование арктической площади и объёма морского льда в рамках CMIP6. Они находят, что модели CMIP6 дают широкий разброс средних арктических площадей морского льда, фиксируя оценки наблюдений в пределах мультимодельного ансамбля. Мультимодельное ансамблевое среднее значение CMIP6 обеспечивает более реалистичную оценку чувствительности площади морского льда в Арктике в сентябре к определённому размеру антропогенных выбросов CO2 и глобального потепления по сравнению с более ранними экспериментами CMIP. Тем не менее, большинство моделей CMIP6 не могут одновременно симулировать правдоподобную эволюцию площади морского льда и глобальной средней температуры поверхности. В расчётах подавляющего большинства доступных моделей CMIP6 Северный Ледовитый океан впервые становится практически свободным от морского льда (площадь морского льда <1 млн. км2) в сентябре ранее 2050 года при каждом из четырёх рассмотренных сценариев выбросов SSP1-1.9, SSP1-2.6, SSP2-4.5 и SSP5-8.5.

  • P.S. Shared Socioeconomic Pathways (SSPs) - Общие социально-экономические пути.
    Существует 5 сценариев:
  • SSP1: Устойчивое развитие (по зеленой дороге)
  • SSP2: Середина дороги
  • SSP3: Региональное соперничество (Скалистая дорога)
  • SSP4: Неравенство (разделённая дорога)
  • SSP5: Разработка на ископаемом топливе (по шоссе)

Ссылка: https://agupubs.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1029/2019GL086749

Печать

РБК: Как уроки аварии в Мексиканском заливе помогут защитить Арктику

Катастрофа на платформе Deepwater Horizon, произошедшая в апреле 2010 у берегов США, оставила неизгладимый след в истории человечества и показала масштаб последствий аварийных нефтеразливов

Ровно десять лет назад, 20 апреля 2010 года, произошла крупнейшая в истории морской нефтедобычи авария на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе — погибли 11 рабочих, в течение 86 дней после взрыва из скважины на дне шла нефть, по оценкам в воду попало около 650 тыс. т. Эта авария привела к колоссальным негативным воздействиям на экосистему залива, значительно повлияла на рыболовство и туризм. Спустя десять лет жители прибрежных районов ощущают экономические и экологические последствия этой катастрофы.

Один из главных уроков этой аварий для всего мира заключается в том, что нам необходимо приложить максимум усилий для предотвращения разливов нефти и поиска эффективных технологий их ликвидации. Это особенно актуально для Арктики, так как до сегодняшнего дня мы так и не нашли способ ликвидировать нефтеразливы во льдах и экстремальных природно-климатических условиях полярного региона. В то же время интенсивность промышленного освоения Арктики нарастает.

Растет востребованность Северного морского пути — и это новый вызов для защиты Арктического региона.

Если 10 лет назад основные угрозы разливов нефти в Арктике были связаны с развитием шельфовых проектов, то начиная с 2017 года основной причиной увеличения рисков нефтеразливов стал стремительный рост судоходства. Грузопоток северного морского пути значительно возрос в 2019 году и составил 31,5 млн т, в 2018 году этот показатель был на уровне 19,7 млн т, а в 2017 — 10,7 млн т.

В планах правительства к 2024 году довести грузопоток по северному морскому пути до 80 млн т. Согласно приказу министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, с 15 апреля начинается отбор инвестиционных проектов в Арктической зоне России, которым будут выделены государственные преференций и субсидий.

Растет и движение судов по восточному вектору северного морского пути, включая Берингов пролив, что означает увеличение экологических рисков для этого региона.

«Тревожным звонком» стала произошедшая в марте-апреле 2020 года авария танкера «Варзуга» во льдах Обской губы. Ликвидация аварии потребовала сложной буксировочной операции, длившейся с 29 марта по 7 апреля. В ней участвовали два атомных ледокола и буксир.

Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России:

«Самый эффективный способ снижения угроз аварийных нефтеразливов от судоходства — это замена нефтяных топлив на альтернативные, например, сжиженный природный газ.

В этом году был сделан первый шаг — подкомиссия по предотвращению и ликвидации загрязнений Международной морской организации (IMO) подготовила и согласовала поправки к Конвенции «Правила предотвращения загрязнения нефтью» о введении запрета на использование такого «грязного топлива» как флотский мазут.

Мы рассчитываем, что до конца 2020 года эти поправки будут утверждены Комитетом по защите морской среды ИМО. А начиная с 2021 года, Арктическом советом будут приниматься меры для перевода судоходства в Арктике на альтернативные виды топлива. Этом проект реализуется в рамках инициативы Устойчивое Арктическое судоходство (sustainable arctic shipping — SAS) под председательством РФ».

Арктические страны должны вместе искать решение проблемы.

Акватория Берингова пролива попадает в границы России и США. По мнению экспертов WWF, уже в 2020 году новый импульс получит российско-американское сотрудничество по предотвращению и реагированию на разливы нефти в регионе.

Это поможет:

  • Возобновить сотрудничество научных организаций России и США, в первую очередь системы Росгидромета и NOAA (Национальное управление океанических и атмосферных исследований США) по вопросам предотвращения и реагирования на разливы нефти;
  • Внедрить онлайн систему реагирования на загрязнение окружающей среды ERMA. Эта система показала свою эффективность еще во время ликвидации последствий аварии в Мексиканском заливе. Для Берингова и Чукотского морей действует региональная версия программы, но требуется постоянное обновление данных, в том числе по биоразнообразию;
  • Обмениваться результатами исследований о последствиях для окружающей среды аварийных ситуаций с топливами новых типов;
  • Делиться успешным опытом ликвидации разливов нефти и проводить совместные учения в зоне Берингова пролива.

Ссылка: https://www.rbc.ru/trends/green/5e9d74879a794748c91d1aad

Печать

РБК: Десять юридических последствий изменения климата

Климатические беженцы, аграрная революция, затопление исторического наследия и другие юридические риски природных катаклизмов планетарного масштаба

 

В январе 2020 года компания McKinsey выпустила отчет с прогнозами на 2050 год в связи с изменениями климата. А Егор Ларичкин, юрист Buzko Legal, посмотрел на них с точки зрения юридических последствий.

Об авторе: Егор Ларичкин развивает практику устойчивого развития и «зеленой» экономики в компании Buzko Legal, представляет компании и российских граждан в судах и арбитражах.

Аномалии температуры приземного воздуха с 1880 по 2019 год. Модель показывает, насколько теплее (оранжевый цвет) или холоднее (голубой цвет) в конкретном месте в конкретное время относительно средней температуры, рассчитанной за 30 лет с 1951 по 1980 год

1. Климат Санкт-Петербурга будет напоминать климат нынешней Софии, а Москва станет похожей на Детройт

Что может произойти: Изменятся условия для ведения сельского хозяйства, в ряде регионов они улучшатся, где-то ухудшатся. Произойдут изменения в структуре бизнеса, особенно в случаях с сезонным бизнесом. Дороги выгодно строить при холодной погоде, а продажи кондиционеров растут, если температура выше летней нормы. Сезонный бизнес станем менее предсказуемым.

Какие возможны последствия: В северных регионах встанет вопрос об отмене «северных» коэффициентов, так как могут улучшиться условия для ведения сельского хозяйства. Речь идет о повышающих коэффициентах используемых при расчете заработной платы в сложных климатических условиях, например, в районах Крайнего Севера. Тем не менее, необходимость надбавок может быть обоснована количеством солнечных дней в году, которое останется прежним. К тому же, возможна ситуация, когда определенные регионы, прежде казавшиеся вполне благополучными, начнут сталкиваться с опустыниванием и экстремальной жарой, нехваткой воды и продовольствия. Может возникнуть необходимость в противоположных мерах — «южных» надбавках, направленных на компенсацию неудобств проживания в регионах с повышенной температурой. Компании, чей бизнес зависит от климатических и погодных факторов, начнут думать о механизмах защиты от убытков. В результате произойдет настоящий расцвет рынка погодных деривативов — инструмента, позволяющего компенсировать собственные убытки за счет изымания части денег из прибыли другой компании, которая при аналогичных условиях получает сверхприбыль.

2. Риск умереть от жары многократно возрастет

Что может произойти: Сегодня в районах с вероятностью возникновения смертельных тепловых волн не живет ни один человек. Смертельная тепловая волна — это повышение температуры воздуха выше 37,5 ºС, при которой здоровый взрослый человек умирает после нахождения на улице свыше 4—5 часов.

По прогнозам, к 2050 году в таких районах будут жить до 1,2 млрд человек.

Какие возможны последствия: Важнейшее юридическое понятие — право на жизнь — может получить новое наполнение. В наиболее бедных странах наберут популярность иски к компаниям и правительствам с требованиями внедрить в общественных пространствах и на рабочих местах системы воздушного кондиционирования. Обязательное медицинское страхование должно будет покрывать случаи ухудшения состояния здоровья из-за жары.

3. Природные катаклизмы могут нанести существенный многомиллионный ущерб инфраструктуре

Что может произойти: Среднегодовой ущерб жилой недвижимости из-за ураганов во Флориде (США) сегодня составляет 2 миллиарда долларов США. По прогнозам, к 2050 году этот показатель возрастет примерно до $3–4,5 млрд. А ущерб наводнений может к 2050 году обесценить выставленные на продажу дома на $30–80 млрд, или на 15–35%. По оценкам Центра климатической целостности, для защиты Флориды к 2040 году необходимо построить морские дамбы на сумму $76 млрд.

Какие возможны последствия: Ущерб может оказаться выше размера страховки. Банки, кредитующие собственников пострадавшей недвижимости, будут сталкиваться с банкротством должников. Снижается стоимость недвижимости из-за обесценивания, сокращаются налоговые поступления в бюджет. Государство будет вынуждено оказывать поддержку банкам и страховым компаниям, чтобы избежать их банкротства, и выступать страховщиком и гарантом для пострадавших граждан.

4. Человек практически не способен работать при температуре воздуха выше 35ºС

Что может произойти: Трудоспособность человека зависит от температуры воздуха. Если взять за 100% трудоспособность на улице в течение часа при температуре 20 ºС, то при 25 ºС этот показатель практически не меняется, однако дальнейшее увеличение на 1 ºС снижает трудоспособность на 20%. При температуре в 30 ºС трудоспособность снижается до 40%.

Какие возможны последствия: Это может обострить конфликты между работодателями, работниками и профсоюзами. Потребуется пересмотр условий работы при высоких температурах воздуха, введение поправок на время простоя при температурных аномалиях и гарантии уровня заработной платы. Со стороны работодателей потребуются механизмы минимизации убытков в результате длительной жары.

5. За электроэнергию придется платить больше

Что может произойти: Возобновляемые источники энергии, такие как солнечные панели и ветряки, получат еще большее распространение. Однако солнечные панели имеют свойство снижать свой КПД из-за жары. По оценкам, потеря составляет 0,1—0,5% на каждый градус увеличения температуры воздуха.

Какие возможны последствия: Аномальная жара может привести к росту коммунальных платежей. При повышении температуры растут расходы на производство электроэнергии.

Однако возможен и альтернативный сценарий. Уже сегодня в большинстве стран солнце и ветер являются самыми дешевыми источниками энергии, а средняя себестоимость их производства постоянно падает. Государства стимулируют домохозяйства производить электричество самостоятельно и даже продавать излишки обратно в сеть, что может вызвать расцвет микрогенерации и снизить стоимость электричества для граждан.

6. Мировое сельское хозяйство ждут перестановки

Что может произойти: Ожидается, что к 2050 году в США произойдет снижение статистически ожидаемой урожайности более чем на 10%. В Канаде урожайность увеличится на 50%, а совокупная урожайность в европейской части Евразии — на 4%.

Какие возможны последствия: В более успешных с точки зрения сельского хозяйства регионах это приведет к снижению поддержки производителей, ряд субсидий и дотаций будет отменен. В ранее недоступных для сельского хозяйства регионах случится настоящая аграрная революция, которая может стать новым драйвером регионального роста.

7. Увеличивается вероятность продовольственного кризиса

Что может произойти: При температуре 18—20 ºС урожайность кукурузы достигает максимума. Увеличение температуры на 2 ºС приведет к потере 20% кукурузы. При температуре 25оС половина урожая будет потеряна. Начиная с 30 ºС весь урожай будет потерян. По прогнозам, к 2050 году в некоторых частях мира периоды засухи будут достигать 80% года, это коснется Средиземноморья, юга Африки, а также Центральной и Южной Америки. Исторические прецеденты показывают, что цены могут резко возрасти на 100% и более в краткосрочной перспективе в случае сокращения объемов глобального продовольствия более чем на 15%.

Какие возможны последствия: Потребуется дополнительное регулирование экспортеров продовольствия мирового значения и формирование международного антимонопольного органа. Сейчас каждая страна обладает собственным антимонопольным органом и не борется с конкуренцией на рынках соседних стран.

8. Утрата исторического и культурного наследия

Что может произойти: Экологические катастрофы могут оказать существенное влияние на объекты исторического и культурного наследия, расположенные в центральных районах городов.

Сейчас в случае среднестатистического наводнения затоплению подвергается 23% территории Хошимина, в то время как в 2050 году уже 36% территории может быть затоплено. Средняя глубина затопления с нынешних 10 см вырастет до 30 см к 2050 году, а к концу столетия составит 90 см. В этом случае уже 66% территории Хошимина будет подвергаться затоплению. В результате огромный пласт культуры может быть уничтожен.

Какие возможны последствия: Нужно будет ужесточить законодательство об охране культурных ценностей, повысить требования к строительным нормам, а устаревшие нормативы пересмотреть. Компании, которые не смогут обеспечивать повышенную энергоэффективность, долговечность, жаропрочность своих зданий, будут вынуждены уйти с рынка.

9. Некоторые виды растений и животных безвозвратно исчезнут

Что может произойти: Ожидается, что в таких странах, как Россия, Германия и Великобритания, произойдет сильное изменение биомассы. В среднем на около 40% поверхности суши этих стран сменятся климатические пояса, что в свою очередь приведет к изменению состава обитающих на данных территориях животных и растений по сравнению.

Какие возможны последствия: Новые виды животных окажутся в красной книге. Произойдет ужесточение законодательства об охоте, интенсивнее будет вестись борьба с браконьерством. Вполне вероятно, что появится новый вид исков — в связи с вымиранием видов.

10. Усилившаяся миграция между странами и внутри стран

Что может произойти: По данным Центра мониторинга внутренних перемещений, в период с 2008 по 2018 год стихийные бедствия привели к перемещению 265 млн человек. Всемирный банк прогнозирует, что к 2050 году в Латинской Америке, Южной Азии и Африке к югу от Сахары 140 млн человек придется мигрировать внутри своих стран — из районов с более низкой водообеспеченностью и урожайностью сельскохозяйственных культур или подверженных частым наводнениям и штормам.

Какие возможны последствия: Миграция кардинальным образом повлияет на состояние прав человека по всему миру. Конвенция о статусе беженца получит новое толкование, появится новый вид беженцев — климатические беженцы.

Большинство прогнозов неутешительны для человечества. Консенсус состоит в том, что богатые страны делают шаги по адаптации к изменению климата уже сейчас, в то время как бедные страны не могут себе этого позволить. В результате изменения климата именно наиболее бедные страны и наиболее бедные слои населения пострадают больше всего. Результатом может стать усиление социального неравенства и усложнение геополитической ситуации, в то время как одним из главных вызовов, стоящих перед современным обществом, является снижение и ликвидация социального неравенства.

Помимо прочего, климатические изменения затронут юридические сферы, имеющие повсеместный характер

Оговорка о форс-мажоре в договорах

Типовые форс-мажорные оговорки в договорах становятся неэффективными, поскольку не учитывают изменившиеся реалии. Уже сейчас суды отказываются признавать наводнения форс-мажорными обстоятельствами, указывая на то, что такие явления можно предсказать, особенно по мере приобретения обществом новых знаний о процессах в природе.

Требования о снижении выбросов

Компании ужесточают требования к поставщикам и подрядчикам, обязывая их внимательнее относиться к выбросам парниковых газов. Это становится распространенной практикой ввиду изменений потребностей покупателей, давления государства или в силу собственной озабоченности компаний проблемами изменения климата.

Климатические риски как новая фидуциарная обязанность

Концепция фидуциарных обязанностей широко используется во всех сферах экономики, где речь идет об отношениях доверия. Например, невозможно управление компанией, если между гендиректором и инвесторами нет доверия. Невозможно нормальное функционирование банковской системы, если общество не доверяет банкам при решении вопроса о том, куда инвестировать средства населения, лежащие на депозитах. Поскольку с каждым годом общественное внимание к проблеме глобального потепления возрастает все сильнее, фидуциарной обязанностью компаний становится бережное отношение к окружающей среде при принятии любых решений.

Ссылка: https://www.rbc.ru/trends/green/5e9472939a7947b0bd677016

Печать

Euronews: Как большие города адаптируются к рискам наводнений?

Изменение климата ведет к росту числа аномальных погодных явлений, а стремительное развитие инфраструктуры городов повышает их уязвимость перед наводнениями.

В ноябре прошлого года от грязевых оползней, вызванных проливными дождями, обрушившимися на итальянский регион Базиликата, пострадал город Матера — культурная столица Европы-2019. По оценкам властей, ущерб, нанесенный жилым домам, бизнесу и инфраструктуре, составил 8 млн евро. Тайфун «Хагибис» — сильнейший ураган в Японии за последние полвека — вызвал масштабные отключения электроэнергии и привел к затоплению объектов инфраструктуры по всей стране. Такие аномальные природные явления стали все чаще наблюдаться в районах, ранее не подверженных наводнениям.

Как меняются наводнения в Европе

Основными причинами разлива рек и затопления прибрежных районов, нарушающих привычный ритм жизни города и окрестностей, являются сильные ливни, обильное таяние снега, штормовые приливы и повышение уровня моря. Эксперты Европейского агентства по охране окружающей среды (EEA) считают, что характер наводнений в Европе меняется, поскольку повышение температуры воздуха приводит к увеличению уровня осадков и продолжительности периодов засухи. Ожидается, что в текущем столетии на большей части европейского континента зимой будет выпадать на 35% больше осадков, а летом устанавливаться засушливая погода на юге и юго-востоке Европы.

Источник EEA: климатические данные Euro-Cordex для периодов 1971 – 2000 гг. и 2071 – 2100 гг. для сценария RCP8.5

По данным другого исследования EEA, прогнозируемое изменение уровня осадков повлечет за собой учащение разливов рек в Европе. Ожидается, что в будущем катастрофические разливы рек будут все чаще наблюдаться по всей Европе за исключением нескольких северных регионов, юга Испании и Турции.

Городская инфраструктура не готова к наводнениям

Эксперты считают, что с повышением температуры воздуха будет расти и число наводнений, вызванных ливневыми дождями. Кроме того, значительно увеличится риск затопления некоторых европейских городов по мере того, как зимы будут становится все более влажными и менее снежными. Так, по результатам исследования 571 города Европы, в 85% городов Великобритании, расположенных на берегах рек, во второй половине века заметно увеличится частота наводнений.


«Если рост выбросов парниковых газов продолжится и в будущем, то даже по самым оптимистичным прогнозам, возрастет интенсивность разлива рек на севере и особенно на северо-востоке Европы, — сказала д-р Сельма Геррейро, гидролог и руководитель исследования в университете Ньюкасла. — Однако пессимистичный сценарий предполагает увеличение частоты разлива рек в большинстве европейских городов».

Согласно результатам исследования, сильные разливы рек в городах Великобритании, Бельгии, Нидерландов и Скандинавии, которые раньше наблюдались раз в 10 лет, будут происходить на 20% чаще. При сохранении текущих темпов роста выбросов парниковых газов частота масштабных наводнений в некоторых европейских городах (таких как Сантьяго-де-Компостела в Испании, Корк в Ирландии или Брага в Португалии) может увеличиться более чем на 80%.

Источник: Climate ADAPT / EEA

И не только дожди могут стать причиной наводнения в городах Европы. Низменные прибрежные районы все чаще будут страдать от затопления, вызванного повышением уровня моря и штормовыми приливами. По мнению экспертов, в настоящем столетии частота наводнений во многих прибрежных регионах может увеличиться в десять раз. Без адаптационных мер и значительного сокращения выбросов парниковых газов среднегодовой ущерб от наводнений в 17 крупнейших прибрежных городах Европейского союза может возрасти с 1 млрд евро в 2030 г. до 31 млрд евро в 2100 г. Если сегодня от наводнений страдает 102 000 человек, то в отсутствии адаптационных мер к 2050 г. их число может увеличится до 530 000 – 740 000. Другое исследование оценивает экономический урон от затопления прибрежных районов Европы в один триллион евро в год. Основной причиной роста частоты наводнений в прибрежных районах и причиненных ими убытков является повышение температуры воздуха. Предполагается, что уже с 2050 г. экономические потери от затопления прибрежных районов будут в четыре раза больше, чем от разлива рек, как следствие ускорения темпов повышения уровня моря.

Успешная адаптация требует климатических данных на уровне городов

«Без мер по адаптации нас ожидает увеличение частоты паводков и причиненных им убытков в 3 – 6 раз, ― сказал д-р Питер Саламон, старший научный сотрудник совместного научно-исследовательского центра при Европейской комиссии. ― Мы можем и должны адаптироваться, даже если повышение температуры при самом оптимистичном сценарии составит всего 1,5° C. Но необходим комплексный подход».

Прогнозирование наводнений по-прежнему имеет чрезвычайно важное значение для адаптации городской инфраструктуры, экономики и населения. Но не все так просто. По словам профессора Гюнтера Блошла, директора Центра водных ресурсов при Венском техническом университете, короткая продолжительность затопляющих города штормовых нагонов затрудняет возможность их прогнозирования. «Мы знаем, что частота и интенсивность таких штормовых нагонов уже увеличивается, ― объяснила д-р Геррейро. ― Уже разрабатываются […] модели для имитации штормовой ситуации данного типа, но пока еще слишком рано говорить о том, насколько сильнее и опаснее станут эти наводнения», ― добавила она. Различные проекты посвящены изучению механизмов возникновения наводнения с целью улучшения качества имеющихся данных и совершенствования мер по адаптации.

Служба мониторинга изменения климата программы «Коперник» в сотрудничестве с различными организациями разрабатывает систему, предоставляющую всестороннюю оценку риска затопления городов вследствие обильных ливневых дождей путем анализа конкретных случаев выпадения экстремального количества осадков. «Количество осадков, характеризующее данные случаи, может быть использовано в моделях для определения глубины воды и возможных зон затопления, а также экономического урона, ― сказала д-р Паола Меркоглиано, старший научный сотрудник Европейского средиземноморского центра по изучению изменения климата (CMCC). ― Аналогичный подход возможен и для оценки динамики риска наводнений, вызванных чрезмерными осадками, в будущем, вследствие изменения климата в результате человеческой деятельности».

Города, наиболее уязвимые перед ливневыми паводками и внезапными наводнениями, в частности Копенгаген, уже приступили к тестированию этой системы. «Органы государственного управления и местные власти, а также страховые компании и организации, работающие с моделями оценки последствий воздействия, уже проявили интерес к использованию этих данных, ― заявила д-р Меркоглиано. ― CMCC ― ведущий проект Службы мониторинга изменения климата программы «Коперник», целью которого является создание каталога случаев выпадения экстремального количества осадков в Европе с использование данных за прошлые годы и по возможности с указанием экономического ущерба».

Власти Роттердама, которые стремятся сделать город устойчивым к последствиям изменения климата к 2025 г., уже предпринимают необходимые меры для защиты от наводнений, такие как расширение сухопутной инфраструктуры порта, установка дополнительных сооружений береговой защиты, посадка зеленых насаждений вдоль берегов рек. Одновременно с этим полным ходом идет проектирование городских зон, менее уязвимых перед возможными наводнениями, создание подземных хранилищ воды и «сине-зеленых» коридоров, которые, не препятствуя естественному кругообороту воды, защищают городскую инфраструктуру. Город-порт в Голландии ставит цель поддержать другие города, страдающие от наводнений, став примером эффективного внедрения мер по адаптации к изменению климата в городское планирование.

JPI ― это международная исследовательская программа с участием жителей Бирмингема, Брюсселя и Роттердама, целью которой является разработка системы раннего предупреждения о наводнениях, вызванных ливневыми дождями, FloodCitiSense. Горожане будут осуществлять мониторинг осадков и наводнений, используя недорогие сенсорные датчики и цифровые технологии, что поможет властям усовершенствовать меры по адаптации и сократить ущерб.

Европейская система оповещения о наводнениях под управлением Службы по чрезвычайным ситуациям программы «Коперник» является первой системой, которая отслеживает и прогнозирует разливы рек на всем континенте, предоставляя местным властям среднесрочные прогнозы (на 3 – 10 дней) и давая им возможность лучше подготовиться к стихийному бедствию. «Многие наши пользователи хотят знать, каковы будут последствия, а не на сколько поднимется вода, ― сказал д-р Саламон. ― Это выходит за рамки гидрологического моделирования, и в наших моделях мы одновременно используем и гидрологические, и погодные данные, они служат полигоном для новых идей и трендов, которые затем могут быть протестированы местными властями». В 2018 г. совместный научно-исследовательский центр и Европейский центр среднесрочных прогнозов погоды (ECMWF) запустили Глобальную систему оповещения о наводнениях, и, по словам д-ра Саламона, в настоящее время ведется работа по предоставлению более детальной и качественной информации на основе спутниковых данных программы «Коперник».

За пределами Европы такие города, как Токио, также используют данные об экстремальных осадках, частоте наводнений и другую информацию Службы мониторинга изменения климата программы «Коперник» с целью ускорения реализации мер адаптации к риску наводнения. Столица Японии уже инвестировала два млрд долларов в создание городского подземного водосбросного канала, крупнейшей в мире системы отвода паводковых вод, который перенаправляет излишки воды из небольших рек в реку Эдо. И поскольку риск наводнений будет только расти, климатические данные смогут помочь местным властям лучше адаптировать небольшие и средние городские районы к угрозе затопления.

Что касается наводнений в прибрежных районах, то Служба мониторинга изменения климата программы «Коперник» в ближайшие годы начнет предоставлять точные климатические данные и по штормовым нагонам, течениям и волнам, а также последствиям повышения уровня моря для всех прибрежных вод Европы. Разработка системы данных в рамках Европейской штормовой службы ведется в сотрудничестве с учеными нескольких прибрежных городов, подверженных наводнениям, таких как Венеция и Копенгаген. «Мы работаем вместе над созданием показателей, которые характеризуют вероятность возникновения наводнения в прибрежных зонах, чтобы помочь пользователям в планировании и управлении рисками затопления», ― заявил Кунь Янь, сотрудник голландского научно-исследовательского института Deltares, партнера Службы мониторинга изменения климата программы «Коперник». Они разрабатываются на основе климатических данных с учетом информации за прошлые годы и прогнозов. «Эти показатели помогут понять частоту и последствия наводнений в конкретном месте, ― сказал Кунь Янь. ― Это поможет в проектировании противопаводковых сооружений, разработке систем раннего оповещения о наводнениях и в улучшении планирования и управления прибрежными зонами в условиях изменения климата».

Ссылка: https://ru.euronews.com/2020/04/15/how-do-big-cities-adapt-to-flood-risks

Печать

Nature: Профили с высоким разрешением по времени в базе данных о выбросах для глобальных исследований атмосферы

Антропогенные выбросы в атмосферу имеют заметные временные колебания в масштабах времени от межгодового до почасового. Консолидированная практика расчёта годовых выбросов следует тому же временному распределению базовой годовой статистики. Тем не менее, годовые выбросы могут не отражать эпизоды сильного загрязнения, сезонные тенденции или какой-либо атмосферный процесс, зависящий от времени. В этом исследовании разрабатываются профили высокого разрешения для загрязнителей воздуха и парниковых газов антропогенного происхождения в поддержку моделирования атмосферы, специалистов, производящих натурные наблюдения, и лиц, принимающих решения. Ключевыми нововведениями во временных профилях базы данных EDGAR (Emissions Database for Global Atmospheric Research) является разработка (а) ежегодных профилей по конкретным странам / регионам и секторам для всех источников, (б) зависящих от времени годовых профилей для источников с межгодовой изменчивостью их сезонной структуры, (в) еженедельных и дневных профилей в конкретной стране для представления ежечасных выбросов, (г) гибкой системы для расчёта почасовых выбросов, включая данные разных пользователей. Эта работа создаёт гармонизированное временное распределение выбросов для применения в любой базе в качестве входных данных для атмосферных моделей, что способствует однородности в мероприятиях по взаимному сравнению.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41597-020-0462-2.pdf

Печать

Le Monde diplomatique: завоевание полярных океанов — ледокольная геополитика

Чем активнее тают льды на Северном полюсе, тем выше спрос на ледоколы. Эти суда еще долго останутся необходимыми для развития полярных маршрутов, которые позволяют сократить путь между многими тихоокеанскими и атлантическими портами.

Океанские просторы Арктики и Антарктики вызывают все больший интерес. Уже заметное летом на севере отступление льдов может открыть гигантские морские и прибрежные пространства для судоходства и добычи природных ресурсов. Развитие национальных ледокольных флотов позволяет оценить настоящие планы стран, которые стремятся извлечь выгоду из потепления климата на этих широтах.

За несколько часов до отставки 15 января этого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о выделении 127 миллиардов рублей на производство самого большого за всю историю ледокола, проекта «Лидер». 200 метров в длину, 50 метров в ширину, силовая установка в 200 мегаватт — этот морской мастодонт будет вдвое мощнее любого из существующих в настоящий момент пяти ядерных ледоколов (все они были построены в Санкт-Петербурге и приписаны к порту Мурманска). До ожидаемой в 2027 году поставки первого из трех «Лидеров» у госпредприятия «Росатомфлот» уже будет три тяжелых атомных судна, способных круглый год работать в Северном ледовитом океане и прокладывать путь даже через самый толстый слой льда: речь идет о проекте 22220. Тем самым Россия демонстрирует возвращение в океаны и стремление придать новый импульс Северному морскому пути. Тот играл значимую национальную роль в советское время, а сейчас становится все более важным международным маршрутом.

Шестью месяцами ранее, 14 июля 2019 года, канадская метеорологическая станция Алерт (расположена в 842 км от северного полюса), зафиксировала температуру в 21°C. Этот рекорд на 15 градусов превысил средние температурные показатели июля на этой самой северной в мире станции. Кроме того, в последнем докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) отмечается общее потепление в Арктике, которое идет втрое быстрее среднемировых показателей (они оцениваются примерно в 1°C).

В результате слой льда медленнее восстанавливается зимой, становится более тонким и накрывает все меньшую площадь летом. Площадь льда в море 18 сентября этого года была самой маленькой с 1979 года, если не считать показателей 20212 год. По приведенным МГЭИК прогнозам, в случае общемирового потепления на 1,5°C нас может ждать одно арктическое лето без льда в столетие. При росте температуры на 2°C это будет происходить раз в десятилетие.

Хотя рост температуры выглядит бесспорным, будущее ледяного слоя выглядит неопределенным. В Южном океане, чья площадь в восемь раз больше Средиземного моря, таяние береговых ледников, как ни парадоксально, способствует сохранению льдов в окружающих континент морях. Кроме того, усиление снеговых осадков может частично скомпенсировать таяние ледников.

Как следует из результатов недавно проведенного исследования, в арктическом регионе (в пять раз больше Средиземного моря) почти половина потепления климата связана с разрушающими озоновый слой газами, в частности с фторхлоруглеродоами, которые обладают мощным парниковым эффектом. Они были постепенно запрещены по Монреальскому протоколу 1987 года и должны рассеяться в ближайшие 50 лет. В то же время существует большой риск ускорения изменения климата, поскольку сокращение площади покрытой снегом и льдом поверхности суши и моря ведет к уменьшению отражения солнечного излучения. Его более активное поглощение землей и океанами ведет к разогреву, тогда как таяние вечной мерзлоты (она, кстати, существует и на морском дне) высвобождает парниковые газы, в том числе метан.

В целом, в ближайшие годы нас, видимо, ждет уменьшение толщины и площади льда в море. Это не означает, что корабли смогут свободно ходить в полярных широтах, поскольку лед будет все так же формироваться на протяжение больше части года. Отсюда вытекает парадокс: чем активнее тает лед, тем выше спрос на ледоколы, как мы видим с середины 2000-х годов. Эти суда еще долго останутся необходимыми для развития полярных маршрутов, которые позволяют сократить путь между многими тихоокеанскими и атлантическими портами. Так, плавание из Роттердама в Йокогаму занимает 20 700 км через Суэцкий канал и всего 12 700 км по Северному морскому пути. Маршрут Нью-Йорк-Шанхай составляет 19 600 км через Панаму и 14 500 км через север Канады.

Острые споры о разделе

Будь то туристы под полуночным летним солнцем или иней, который покрывает все судно зимой при температуре до —50 °C, этих кораблей еще никогда не было так много в северных океанах. Один только российский флот проложил путь 510 судам в 2019 году против в среднем 400 за два предыдущих года. Хотя все идущие по северным водам корабли должны обладать усиленным корпусом, по международной классификации ледоколами считаются лишь те, чья масса, профиль и мощь позволяют пробивать слой льда толщиной не менее 70 см. Самые тяжелые корабли могут на небольшой скорости прокладывать себе путь через многолетний лед толщиной более 4 метров и вдоль линий соприкосновения двух льдин толщиной более 10 метров. Создавая возможности для мореплавания и судоходства в холодных регионах, они в основном выполняют вспомогательную функцию в заливе Святого Лаврентия, в Балтийском, Белом и Охотском море… Кроме того, они обеспечивают морской суверенитет в полярных регионах, которые вызывают все больший интерес к себе.

В Антарктике договор 1961 года замораживает все территориальные претензии и допускает лишь мирную научную деятельность. Около 30 стран разместили там научные базы, чтобы понять изменение климата и зарождающиеся в этих водах главные океанические течения. Многие, безусловно, хотят застолбить территорию в перспективе открытия доступа к природным ресурсам.

Россия, Норвегия и Дания уже представили заявки на расширение своих исключительных экономических зон на арктическом шельфе, а Канада намеревается в скором времени представить аналогичные бумаги. Раздел некоторых зон, безусловно, станет предметом острых юридических и политических споров. Заявки были поданы в рамках ооновской Конвенции по морскому праву 1994 года, которая до сих пор не была ратифицирована США. Признание новых прав на разработку ресурсов на морском дне и в водах в теории никак не влияет на свободу судоходства. Как бы то ни было, канадцы и россияне претендуют на полный суверенитет в основных проливах в их исторических водах. США стремятся представить себя поборником свободы мореплавания и называют эти проливы международными, не принадлежащими никому. Кроме того, канадцы и россияне опираются на «арктическую статью» конвенции, которая указывает на риски загрязнения и необходимость защиты региона, чтобы запретить проход не соответствующим норме кораблям. Найти равновесие между национальными интересами и формированием международных маршрутов явно будет непросто.

Арктика не осталась в стороне от утверждений суверенитета в растущей атмосфере недоверия. В августе 2007 года российская подлодка опустилась на 4 261 метр, чтобы установить на дне национальный флаг из нержавеющего титана. Воздушное пространство над северным полюсом регулярно патрулируют МиГи. На заброшенном в 1993 году острове Котельный появилась новая база, а базу на Земле Франца-Иосифа расширили. США в свою очередь задействовали 50 000 человек с союзниками по НАТО в рамках операции «Единый трезубец» на севере Норвегии в октябре 2018 года. Наконец, предложив купить Гренландию 18 августа прошлого года, Дональд Трамп с привычной вульгарностью выразил растущий общий интерес к потенциальным природным ресурсам региона.

С движением по Северному морскому пути сохраняются сложности

Вес России в мировом флоте связан в первую очередь с историей, геологией и климатом. Ветры и морские течения, в частности идущие с севера Атлантики теплые воды, все регулярнее открывают Северный морской путь у берегов Сибири. Движение сквозь лабиринт северных канадских островов долгое время будет оставаться более проблематичным. Там, кстати говоря, произошло несколько трагедий до успеха норвежца Амундсена (1903-1906), и маршрутом очень редко пользовались до 2000-х годов. В то же время Адольф Эрик Норденшельд (Adolf Erik Nordenskjöld) прошел весь Северный морской путь от Норвегии до Берингова пролива еще в 1878-1879 годах. В советские времена также было зарегистрировано множество эпопей (и целый ряд происшествий) на Северном морском пути, первопроходческом фронте освоения богатств азиатской части страны. В 1932 году ледокол «Сибиряков» осуществил первый рейс из Архангельска в Йокогаму за один сезон. Движение у северного побережья в летнее время начало набирать обороты с 1930-х годов. Этот маршрут дополнял судоходство по великим сибирским рекам: Обь, Енисей, Лена и Колыма (летом они тоже освобождаются от льда). Для обеспечения освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока в 1959 году на воду был спущен первый атомный ледокол «Ленин», который обладал несравненной автономностью в несколько месяцев и оставался на службе до 1989 года. 14 августа 1977 года его «коллега» «Арктика» стал первым кораблем, которому удалось достичь северного полюса. Год спустя вся западная часть была открыта на протяжение всего года вплоть до Диксона в устье Енисея. «В начале 1970-х годов у СССР было в арктическом бассейне 138 судов, которые могли плавать во льдах, — говорит историк Пьер Торез. — К концу советского периода эта цифра достигла 350, к которым также следует добавить 16 ледоколов, в том числе 8 атомных».

Грузопоток достиг пика в конце 1980-х годов: 7 миллионов тонн, в основном угля, нефти, леса и минеральных ресурсов. После распада СССР он обвалился и достиг минимума в 1,5 миллиона тонн в 1998 году. Соответственно менялось и число жителей этих негостеприимных регионов. Морская доктрина, которая была представлена в 2001 году президентом Владимиром Путиным, была призвана изменить эту тенденцию. После медленного роста грузопоток превысил объем 1989 года только в 2017 году, но почти достиг отметки в 20 миллионов тонн в 2018 году и превысил 30 миллионов тонн в 2019 году. Этот резкий подъем связан в первую очередь с разработкой гигантского газового месторождения на Ямале. Полтора десятка приспособленных к северным широтам танкеров осуществляют доставку СПГ в Северную Европу и Азию. Освоение этих ресурсов стало возможным лишь при техническом и финансовом содействии Запада и Китая. Занимающееся эксплуатацией объекта и судов совместное предприятие «Ямал СПГ» на 20% принадлежит французской Total и китайской PertoChina, тогда как 9,9% находятся в руках Фонда шелкового пути. Как бы то ни было, большая часть капитала (50,1%) остается у российского Новатэка.

Регулярно объявляются крупные инвестиции: модернизация или расширение портов, аэропортов, железнодорожных линий и так далее. Ледоколам тоже отводится видное место с проектами «Лидер» и 22220. «Арктика», «Урал» и «Сибирь» должны быть спущены на воду в 2020, 2021 и 2022 годах. Помимо несравненной мощи их оригинальная конструкция предлагает изменяемое водоизмещение с помощью балласта, в связи с чем они могут идти по менее глубоким речным водам. После запуска плана развития Северного морского пути в конце 2019 года президент России представил Арктику как стратегический ресурс и выступил за новый закон с налоговым привлечением инвестиций из-за полярного круга. Поставленная цель составляет 216 миллиардов евро к 2035 году и грузопоток в 80 миллионов тонн в 2025 году (вдвое больше в 2035 году). Весьма смелый план, учитывая, что в настоящий момент Севморпуть «представляет интерес лишь для грузопотока, связанного с добычей углеводородов и минеральных ресурсов», — отмечает сотрудник Национальной высшей морской школы Эрве Бодю. Хотя путешествие сухогруза Venta Maersk в сентябре 2018 года привлекло к себе большое внимание СМИ, большая часть касается перевозки сырья из России за границу или между российскими портами. Объем транзита других товаров остается ничтожным: менее 30 кораблей в год за три последних года. Это менее 3% всего грузопотока по Северному морскому пути и в 3 000 раз меньше транзита через Суэцкий канал.

На другом конце Северного ледовитого океана в среднесрочной перспективе не вырисовывается никаких перспектив развития. «Канада и США не могут найти финансирование и политические проекты для формирования ледокольного флота, который отвечал бы масштабам их морских амбиций», — добавляет Эрве Бодю. Канадский флот включает в себя десяток судов, однако тяжелым ледоколом среди них может считаться лишь «Луи Сен-Лоран»: тот стоит на службе с 1969 года и занимается научными исследованиями и снабжением общин инуитов. Он не обладает достаточной автономностью и инфраструктурой для устойчивого пребывания в Северном ледовитом океане и не идет ни в какое сравнение с российским. Неспособность этой великой северной страны обеспечить свой суверенитет в полярных морях регулярно упоминается в тревожном ключе парламентом и прессой. Во время визита в Инувик в августе 2008 года премьер Стивен Харпер заявил о строительстве к 2017 году мощного судна «Джон Дифенбейкер», однако, по последним новостям, бюджет в 1,3 миллиарда канадских долларов (824 миллиона евро) так и не был найден… Приоритет был отдан более скромным кораблям для поддержания судоходства на реке Святого Лаврентия. Очистка озера Верхнее от льда вплоть до атлантических островов привлекает зимой целый ряд легких ледоколов. Открытая в 1959 году сеть шлюзов и каналов играет несравнимо большую экономическую роль, чем арктические регионы. Хотя объем речного грузопотока снизился по сравнению с 1970-ми годами, он все еще составил 41 миллион тонн в 2018 году.

Два североамериканских соседа сотрудничают на Великих озерах, но вопрос свободы движения все равно вызывает трения. После обнаружения нефти на Аляске Вашингтон начал испытывать с 1969 года судоходность маршрута с помощью «Манхэттена», танкера с усиленной кормой длиной в 300 метров и с водоизмещением в 100 000 тонн. Оттава приняла год спустя закон о предотвращении загрязнения Арктики, который устанавливает нормы для ходящих по региону судов. Между странами едва не возник дипломатический скандал, когда тяжелый американский ледокол «Полар Си» (к настоящему моменту снят со службы) прошел вдоль северного побережья. В связи с невозможностью перехватить его Канада разрешила проход, но осознала слабость собственного флота. В условиях учащения случаев проникновения иностранных подлодок Министерство обороны рассматривало в 1987 году проект покупки боевой атомной подлодки у Франции или Великобритании. Год спустя был подписан договор с Вашингтоном о том, что «движение всех американских ледоколов водах, которые рассматриваются Канадой как территориальные, должно осуществляться с согласия правительства Канады». При этом в тексте уточняется, что «ничто в настоящем соглашении о сотрудничестве друзей и соседей» не влияет на позиции сторон «по морскому праву в том, что касается этой зоны или всего морского пространства». Заявление о покупке подлодки так и не повлекло за собой реальных шагов, как и озвученная в 2007 году новость о строительстве в Нанисивике глубоководного порта для облегчения патрулирования зоны. В конечным итоге все сводится к запланированному на будущее лето открытию пункта снабжения на острове Баффинова земля.

Большие угрозы для хрупкой экосистемы

Флот США выглядит еще беднее, чем у соседей. Самое мощное судно «Полар Стар» было спущено на воду 44 года назад! Его газодизельная силовая установка уступает атомным по автономности. Спущенный на воду для проведения научных работ «Хили» стал первым американским кораблем, который достиг северного полюса в 2015 году, через 38 лет после русских. Тем не менее в феврале этого года командующий береговой охраны заявил, что это судно находилось в Арктике «без надежной связи на протяжение большей части занявшего несколько месяцев патрулирования» из-за нехватки наземных каналов и недостаточного спутникового покрытия этих широт. Адмирал Карл Шульц (Karl Schultz) все же выразил оптимизм, заявив о подготовке финансирования трех новых тяжелых ледоколов, которые смогут ходить по Арктике в любое время года. Тем не менее в бюджете пока что прописан только один, и даже он еще не был утвержден Конгрессом…

Появление Китая на арктической сцене, судя по всему, так и не позволило покончить с этими колебаниями. При этом заход китайского ледокола Xue Long (приобретен у Украины) 14 августа 1999 года в маленький порт Тектоякчек на Северо-Западных территориях Канады вызвал настоящее смятение. Канадские власти были предупреждены, но не смогли должным образом передать информацию. Во время прохода по Северному морскому пути летом 2012 года китайское судно сопровождал российский атомный ледокол «Вайгач». В сентябре этого года китайский полярный флот был усилен выпущенным в Шанхае Xue Long II. Хотя его называют научным судном, он символизирует проект «арктического шелкового пути», который был заявлен Китаем в январе 2018 года. Первый в мире импортер сырья проявляет все больший интерес к российским углеводородным ресурсам, а также горнодобывающему потенциалу Канады, Гренландии и Исландии. В Пекине озвучивалось несколько судостроительных проектов, а в июне 2018 года Китайская национальная ядерная корпорация запустила тендер на строительство атомного ледокола в 30 000 тонн, аналоги которого существуют только в России.

Европейский союз в свою очередь сделал в 2002 году большую заявку на северные регионы с Aurora Borealis, «самым передовым в мире научно-исследовательским судном». 18 лет спустя проект не продвинулся вперед ни на шаг… У других стран более скромные планы. Это касается государств Финского и Ботнического заливов (Швеция, Финляндия, Эстония), которые покрываются тонким слоем льда практически каждую зиму. Норвегии и Дании тоже нужны такие суда для Шпицбергена и Гренландии. Большинство других кораблей занимаются научной деятельностью и связью с Антарктидой, например, недавние проекты Чили, ЮАР и Австралии. Кроме того, у берегов южного континента регулярно появляются единственный аргентинский корабль и его коллеги из Европы (Италия, Испания, Германия, Великобритания) и Азии (Япония, Южная Корея, Индия). У Франции в настоящий момент имеется один ледокол, который с 2017 года обеспечивает снабжение французских владений в Индийском океане (острова Кергелен, Сен-Поль, острова Крозе), а также полярных баз Дюмон-Дюрвиль и Конкордия. Кроме того, туристы могут зарезервировать место на «Командире Шарко». Это судно с газовыми турбинами и электродвигателем сможет перевезти 270 пассажиров на крайний север летом и на крайний юг зимой. Работы будут завершены только в 2021 году (в Румынии, а затем в Норвегии), но компания Ponant уже представляет «путешествие будущего» с «французским скромным шиком».

В знаменитой речи в Мурманске 1 октября 1987 года последний генсек КПСС Михаил Горбачев предложил мирное сотрудничество на крайнем севере с опорой на взаимное доверие. По его словам, безопасность нельзя обеспечить одними лишь военными средствами, а ядерное оружие в регионе необходимо запретить. Формирование в 1996 году Арктического совета для защиты этой особенно уязвимой среды частично отражает эти взгляды. Этот дискуссионный форум северных стран впоследствии был открыт для коренных народов, а также европейских и азиатских стран, получивших статус наблюдателей.

Несмотря на периодически возникающую напряженность, Норвегия и Россия показали пример, подписав в апреле 2010 года договор о разделе спорных зон в Баренцевом море. Арктический совет также позволил добиться ряда значимых соглашений, в частности о поиске и спасении потерпевших аварию кораблей и летательных аппаратов (2013 год). Другим примером стал международный договор о запрете рыбной ловли в центральной части Северного ледовитого океана с 15 марта 2019 года на срок не менее 15 лет. Как бы то ни было, сторонам еще далеко до договора по Арктике, который мог бы сравниться с тем, что касается Антарктики. Серьезные угрозы для экосистемы должны стать пищей для размышлений. Последнее заседание Арктического совета (Финляндия, май 2019 года) не позволило продвинуться по этому пути: встречу не удалось завершить общим заявлением, поскольку США не захотели признавать потепление климата «серьезной угрозой» для региона и выразили подозрительность по поводу присутствия Китая.

Таяние льда на Северном полюсе становится точкой сближения и возрождает старую мечту Ренессанса: сближение Востока и Запада, символом которого становится развитие севера под флагом ООН. Как бы то ни было, в практическом плане, на пути развития этих маршрутов сохраняется немало препятствий: малое количество портов, недостаточная глубина проливов, неполные гидрографические данные, неточность навигации на этих широтах, необходимость защитить груз и оборудование от холода, расходы на сопровождение и страхование… Приобретение дорогостоящего флота эффективных ледоколов тоже становится в таких условиях ставкой на будущее. Китай намеревается в первую очередь диверсифицировать свои торговые пути и энергоснабжение. Речь идет также о национальном приоритете для России, которая стремится обеспечить экспорт сырья. На пути к статусу первого производителя газа в мире она вступает в прямую конкуренцию с США на этом рынке, одновременно оспаривая их морскую гегемонию, по крайней мере, в северных водах.

Ссылка: https://inosmi.ru/politic/20200407/247206545.html

Печать

Независимая газета: Всадники климатического апокалипсиса

Конференция ООН по изменению климата – COP26, которая должна была пройти в этом году с 9 по 19 ноября в шотландском Глазго, перенесена на 2021 год. Все из-за пандемии коронавируса. Об этом в начале апреля сообщил министр по делам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Великобритании, а также председатель конференции Алок Шарма. По его словам, решение было принято в связи с тем, что мир столкнулся с беспрецедентным глобальным вызовом и сейчас все обоснованно сосредоточены на борьбе с COVID-19. Новая дата мероприятия будет согласована позднее.

Решающая конференция

Между тем предстоящая конференция должна стать самой важной с момента подписания Парижского соглашения в декабре 2015 года. Тем более что предыдущая оказалась провальной. В Мадриде из-за серьезных разногласий участники так и не смогли подать мировой общественности четкий сигнал о важности борьбы с изменением климата и твердом намерении продолжить слаженную работу в этом направлении. На практически безрезультатный поиск консенсуса по своду правил в отношении сокращения парниковых газов они потратили рекордные 14 дней. Атмосфера была такой напряженной, что участники даже сравнили эту ситуацию с захватом заложников в горящем здании.

Итоговая декларация COP25 отложила почти все важные вопросы на конференцию в Глазго. А теперь вот и ее приходится отложить.

Государства так и не решились взять на себя больше обязательств по улучшению климатической обстановки. 80 стран все же дали обещание представить более масштабные национальные планы по уменьшению выбросов парниковых газов, но при следующей встрече. Да и вместе они ответственны лишь за 10% мировой эмиссии.

Также не удалось определиться с механизмом финансирования и передачи единиц сокращения парниковых газов и с компенсациями за ущерб от изменения климата. Зато удалось включить гендерные проблемы в климатическую политику и подчеркнуть важность океанов для мирового климатического равновесия.

В связи с этим важность COP26 многократно возросла. Помимо решения отложенных задач, государствам также придется представить обновленные национальные планы по снижению выбросов в рамках Парижского соглашения. При этом, согласно договоренностям, не позднее 2020 года необходимо мобилизовать 100 млрд долл. для зеленого финансирования в развивающихся странах. Но, видимо, в связи коронавирусными проблемами этот срок будет отодвинут вместе с конференцией.

Вдобавок ко всему эксперты утверждают, что у нас осталось всего 10 лет, чтобы сломить тенденцию глобального потепления и ограничить его полутора градусами Цельсия (выше уровня времен промышленной революции). Для этого, по расчетам экспертов ООН, выбросы парниковых газов уже надо начать снижать в среднем на 7,6% каждый год.

Неопределенное будущее

Еще до того как страны по всему миру начали закрывать границы и массово вводить карантин, мне удалось съездить в Великобританию. Благодаря Thomson Reuters Foundation и посольству Великобритании в Москве я и другие журналисты получили возможность на месте пообщаться с экспертами. Пожалуй, самым ярким из них был профессор кафедры «Климатология и общество» в Университете Сассекса (University of Sussex) Доминик Найвтон.

Он отметил, что изменение климата – явление неопределенное. Однако спрогнозировать его на перспективу гораздо легче, чем погоду. У атмосферы весьма хаотичный характер, поэтому нельзя точно сказать, какой будет погода в конкретный час, тем более через неделю. А на климат влияют более масштабные факторы, такие как интенсивность солнечного излучения, состав атмосферы, удаленность от океана, движение течений в океане, а также другие атмосферные процессы, такие как Эль-Ниньо – южное ответвление экваториального течения. Они уже менее хаотичные. Если и меняются, то очень медленно, и проследить за этим достаточно легко. А значит, и будущий климат можно оценивать с большей уверенностью, чем погоду. Но нужно понимать, что и это не точная наука.

Во многом изменение климата – естественный процесс, но человек на него тоже влияет. По мнению Найвтона, мы можем с уверенностью говорить о шести тенденциях:

– человек любит все жечь. В атмосферу попадают парниковые газы и, в частности, CO2. Концентрация подобных веществ увеличивается, и достаточно стабильно. Уровень диоксида углерода, метана и оксида азота в атмосфере поднялся до рекордных значений как минимум за последние 800 тыс. лет. А конкретно содержание СO2 на 40% превысило показатель, который был до промышленной революции, в основном из-за активного использования углеводородов и земель;

– кислотность океанов повышается. Это происходит за счет того, что Мировой океан поглотил около 30% углекислого газа антропогенного происхождения;

– глобальная температура растет. Последние три десятилетия были значительно жарче всех предыдущих с 1850 года, то есть от начала наблюдений;

– уровень Мирового океана поднимается. Почти наверняка можно сказать, что скорость этого процесса, начиная с середины XX века, превышает средние значения предыдущих двух тысячелетий. Ледяные покровы Гренландии и Антарктики теряют массу, ледники тают практически по всему миру;

– погода становится более экстремальной. Засухи и наводнения происходят все чаще;

– человек ответственен за большую часть этих изменений.

При этом почти с полной уверенностью можно дать прогноз, что глобальная температура, уровень и кислотность океана будут подниматься и дальше, а погодные условия будут становиться более экстремальными. Даже если человечество перейдет к решительным действиям и остановит выбросы, эти процессы сохранятся, но будут выражены не так ярко.

Это все в общем, но как конкретно данные факторы повлияют на климат и погоду, предугадать сложно. Неопределенность возникает потому, что мы не до конца понимаем климатическую систему и наши научные модели неточны, к тому же мы не можем с вероятностью до 100% прогнозировать собственные действия. Остановим ли мы, наши потомки или потомки наших потомков выбросы парниковых газов, перейдем ли на более зеленую экономику, неизвестно. Не говоря уже о том, что сокращение льда в Северном Ледовитом океане может привести к наращиванию добычи углеводородов, делать это будет просто удобнее.

Предвестники бури

И в этой неопределенности кроется большая опасность. Изменение климата может привести к серьезным последствиям, определить степень вероятности которых почти невозможно. Кроме того, они ставят под вопрос шансы человечества на выживание. Профессор Найвтон называет их четырьмя всадниками апокалипсиса:

1. Высыхание дождевых лесов Амазонии. Это приведет к высвобождению углерода из почвы и деревьев и, как следствие, к резкому усилению парникового эффекта.

2. Прекращение термохалинной циркуляции, которая создается в Мировом океане за счет перепада плотности воды из-за неоднородности распределения температуры и разницы в концентрации солей. Например, без течения Гольфстрим в Европе значительно похолодает.

3. Высвобождение гидратов метана, очень сильных парниковых газов, вслед за нагреванием атмосферы.

4. Таяние льдов. Иногда вода с глубины проникает в расщелины в ледниках и тем самым ускоряет их движение и таяние. Текущие прогнозные модели этот фактор не учитывают, поэтому точно определить скорость сокращения ледяного покрова и повышения уровня Мирового океана нельзя.

Хорошая новость заключается в том, что все-таки ученые считают такое развитие событий не слишком вероятным.

Управление рисками

Оценивая климатические риски, нужно учитывать не только непосредственную угрозу, степень уязвимости населения и подверженности региона соответствующему воздействию, но также то, как будет меняться общество. И неопределенность в результате только растет.

Однако стоит ожидать, что изменения климата приведут к снижению производительности труда. Глобальное потепление может ухудшить плодородность почвы и условия труда. Так, в Западной Африке уже заметно сократилось время, в течение которого люди могут нормально работать.

Еще одна угроза – уменьшение биоразнообразия. Здесь все зависит от того, насколько быстро те или иные виды приспосабливаются к новым условиях. У кораллов, например, практически нет шансов «убежать» от глобального потепления, заметил профессор.

Расширение периодов жары, засухи и наводнений скажется на урожае. Его будет меньше, и он будет хуже, в том числе из-за сельскохозяйственных вредителей.

Со средней уверенностью можно прийти к выводу, что человечество ждут нехватка питания и более активное распространение болезней, связанных с экстремальными погодными условиями. С другой стороны, благодаря усилению интенсивности дождей Африка, например, сможет активнее использовать грунтовые воды. Так что плюсы у изменения климата тоже есть, хоть и немного.

В условиях неопределенности последствий изменения климата Доминик Найвтон предлагает придерживаться следующих правил при определении государственной политики:

– гибкость, чтобы подстраиваться под новую информацию;

– жизнеспособность, чтобы сохранять эффективность в различных климатических ситуациях. Нужно создать сильную базу, чтобы при необходимости планы можно было расширить;

– экономическая целесообразность;

– соответствие интересам всех слоев населения.

Профессор подчеркивает, что Парижское соглашение необходимо для ограничения вероятности прихода климатических всадников апокалипсиса. Неопределенность не означает, что нужно сидеть сложа руки. Начинать дискуссии по вопросам климата крайне важно. Поэтому Найвтон согласен с подходом ООН в рамках программы по защите окружающей среды: «Люди не хотят покупать лампочки, они хотят, чтобы было светло. Идея в том, чтобы подтолкнуть людей к другому образу мыслей». Открывается огромное поле для обсуждения, а результат зависит от того, кто как будет трактовать сложившуюся неопределенность.

Надежда на то, что стороны смогут уладить свои разногласия и прийти к консенсусу по мерам борьбы с изменением климата, есть. Вот только за стол переговоров зачастую возвращаются не от хорошей жизни. «Я сдержанно оптимистичен, но чувствую, что нам понадобится еще несколько стихийных бедствий в США. Один из моих коллег в Сассексе уверен, что мир может спасти гражданская война в Китае. Взять хотя бы коронавирус, выбросы, очевидно, пойдут на снижение, загрязнение уже уменьшилось. Все это весьма скверно и мрачно, не так ли?» – отметил Доминик Найвтон.

Последствия пандемии

Однако у каждой медали две стороны. Да, в связи с карантинными мерами по всему миру выбросы диоксида углерода резко сократились. Но это явление временное и сохранится разве что на краткосрочную перспективу. А вот глобальные экономические проблемы могут остаться с нами надолго.

По расчетам экспертов, в этом году мы выйдем на самое крупное сокращение эмиссий CO2 со времен Второй мировой войны – на 5% или даже больше. Ранее резкое снижение было только в период финансового кризиса 2008 года, тогда показатель ушел в минус на 1,4%.

«Ни развал Советского Союза, ни различные нефтяные или ссудно-сберегательные кризисы в последние 50 лет скорее всего не влияли на выбросы так, как текущий кризис», – заявил профессор Стэнфордского университета Роб Джексон агентству Reuters.

За февраль уровень эмиссии в Китае упал на четверть. Практически полная остановка пассажирских перевозок в Европе и теплая погода вывели Германию на столь желанный курс снижения выбросов – более чем на 40% по сравнению с 1990 годом.

Но, чтобы сохранить эту тенденцию, нужны структурные изменения, предупреждают специалисты. Иначе выбросы вернутся к прежним значениям. Так, после непродолжительного затишья в 2007–2008 годах они с лихвой все отыграли, рванув вверх на 5,1%. И сейчас Китай, например, уже начал постепенно восстанавливать производство, а вместе с ним и эмиссии парниковых газов в атмосферу.

Между тем есть опасения, что на климате борьба с пандемией может, наоборот, сказаться негативно. Для сдерживания глобального потепления мировую экономику необходимо перевести на новые рельсы, но в ее текущем ослабленном положении сделать это будет вдвойне тяжело. По оценке лондонского Центра экономических и бизнес-исследований, мировой ВВП в этом году может просесть на 4%. Если столь пессимистичный прогноз подтвердится, это будет крупнейшее падение с 1931 года. В условиях жесткой нехватки средств государства вряд ли станут направлять многомиллионные инвестиции на защиту окружающей среды и климата.

Международное энергетическое агентство уже предупредило, что коронавирус скорее всего подорвет инвестиционные программы по линии зеленых технологий, и призвало правительства активнее стимулировать это направление. Аналитики из BloombergNEF, в свою очередь, снизили прогноз по глобальному спросу на солнечную энергию, так как страны сейчас отдают предпочтение краткосрочным мерам поддержки экономики (в том числе крупных компаний – эмитентов СО2 и производителей углеводородов), а не долгосрочным вложениям в инновации и альтернативные технологии. Более того, участники рынка возобновляемых источников энергии говорят о замедлении производства и задержках в реализации проектов. Под угрозой целостность цепочек поставок.

Действия по борьбе с изменением климата уже становятся все менее активными. Не исключено, что государства могут вообще отказаться от ряда проектов. И если экономику еще можно будет восстановить, то к политике устойчивого развития правительства могут так и не вернуться.

Но все-таки благодаря пандемии мы увидели, что локально улучшить экологическую ситуацию человеку вполне по силам. Остается надеяться, что многие страны войдут во вкус и захотят и впредь дышать чистым воздухом и пить чистую воду.

Ссылка: http://www.ng.ru/energy/2020-04-13/14_7841_climate.html

Печать

Климатическая дипломатия в Zoom

pasted image 0

По мере того, как пандемия коронавируса распространяется по всему миру, климатическая дипломатия, столь важная для того, чтобы использовать правительства для усиления своих климатических планов в этом году, выходит в интернет. По мере того, как вступает в силу дипломатия Zoom, неофициальные пространства для переговоров возле кофемашины или в коридорах были заменены гораздо более упорядоченным процессом в Интернете. Адаптация к виртуальным встречам приносит свои собственные проблемы.

Ссылка: https://www.climatechangenews.com/2020/04/01/zoom-climate-diplomacy-technology-doesnt-help-build-trust/?fbclid=IwAR1IsQS8e2JZkgmtGdNSczdolIYAIdCBrx2JzkxtjwZqc1OVaVxZR2tzAaE

Печать

Строительная газета: Нормативы для Арктики

Методологические аспекты развития нормативной базы строительства в криолитозоне России

Принятие программы социально-экономического развития Арктики и Дальнего Востока до 2035 года обусловило необходимость сформировать новую нормативную базу строительства в криолитозоне России на основе информационного (экосистемного) подхода к задачам обеспечения техногенной безопасности. Причем экосистемный подход к инженерно-строительной деятельности наряду с признанными индикаторами (признаками) типа формируемого технологического уклада следует признать в качестве методологического императива шестого технологического уклада, обеспечивающего динамичное и устойчивое социально-экономическое развитие Арктической зоны.

Имеется несколько организационно-технических уровней управления, позволяющих значительно снижать аварийность и техногенную опасность. В первую очередь это относится к проектной документации новых и реконструируемых объектов промышленности и строительства. Компетентное выполнение статистически обоснованных требований по обеспечению безопасности позволяет избежать грубых ошибок в проектных и технологических решениях. Однако важнейшим фактором гарантированной безопасности является не изменение нормативов в сторону их ужесточения, а повышение достоверности метрологических и цифровых технологий.

Немного истории

Строительству в районах вечной мерзлоты более 200 лет. Однако к созданию нормативной базы таких работ приступили только в конце 1920-х годов: в 1927 г. в поселке Сковородино на Транссибе была создана первая в стране мерзлотная станция. Достаточный объем и уровень результатов исследований, позволивший приступить к разработке нормативной базы строительства в районах вечной мерзлоты, был накоплен к началу 60-х годов прошлого столетия. В 1961 г. были утверждены ведомственные строительные нормы ВСН 61-61 «Технические указания по изысканиям, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог в районах вечной мерзлоты», которые позже на основе опыта строительства БАМ были переработаны в ВСН 61-89 «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог в районах вечной мерзлоты».

Исследования проблем строительства в этих районах чрезвычайно трудоемки. Они требуют от инженеров-строителей не только овладения знаниями в области общего и инженерного мерзлотоведения, механики мерзлых грунтов, инженерной теплофизики — новых дисциплин, которые не входят в программы строительных специальностей вузов, но и желания и готовности работать в условиях сурового климата и неустроенного быта на новостройках Сибири и Крайнего Севера. Это обстоятельство наряду с длительным (до 80-х годов) периодом ограничений на публикации в СМИ результатов исследований по вопросам строительства в районах вечной мерзлоты также сдерживало развитие научных изысканий и, как следствие, создание качественной нормативной базы.

Трудности роста

Всем вышеназванным и объясняется то, что первые значительные научные результаты и ведомственные нормативные документы по проектированию и строительству сооружений в криолитозоне были опубликованы уже после начала строительства БАМ в отраслевых научно-исследовательских изданиях ЦНИИС, НИИОСП, ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, проводивших исследования на конкретных объектах и взаимодействующих с научными школами МГУ и СО РАН.

В ходе исследований и опытного строительства дорог, аэродромов, населенных пунктов, добычных комплексов при освоении нефтяных и газовых месторождений на севере Сибири были получены новые теоретические представления о взаимодействиях техносферных и природных компонентов природно-технических систем (ПТС). Были выявлены региональные закономерности формирования термического режима грунтовых массивов земляного полотна, оснований искусственных сооружений и территорий при различных технических решениях, включающих конструктивные элементы, выполняющие функции тепловых амортизаторов, тепловых экранов, тепловых диодов и тепловых трансформаторов в системах регулирования теплового режима грунтовых массивов. На основе установленных закономерностей и теоретических разработок учеными научных школ ЦНИИС, МГУ, Института мерзлотоведения Академии наук были разработаны и применены на практике новые методики проектирования, программное обеспечение инженерных теплотехнических расчетов и расчетов напряженно-деформированного состояния техногенных и природных грунтовых массивов, взаимодействующих с сооружениями.

К настоящему времени предложены сотни новых патентно-защищенных конструктивно-технологических решений (патенты РФ №№2035537, 2010919, 1807113, 1740555, 1764371 и др.), проверенных и внедренных на объектах гражданского и транспортного строительства на севере Сибири. Оправдавшие себя технические решения нашли отражение в ведомственных нормативных документах, обеспечивая эксплуатационную надежность и безопасность объектов строительной инфраструктуры железных и автомобильных дорог «Ягельная—Ямбург» и «Обская—Бованенково— Карская», «Тында—Беркакит—Томмот». Все это представляет собой научный задел, достаточный для создания современной нормативной базы строительства в криолитозоне России. Соответственно, в 2016-2019 гг. под научно-организационным руководством ТК 465 «Строительство» Росстандарта разработаны своды правил по проектированию и строительству земляного полотна железных и автомобильных дорог и аэродромов, оснований и фундаментов зданий и мостовых сооружений, водопропускных труб и систем водоотвода в районах вечной мерзлоты.

Условия для успеха

Методология выработки, принятия и реализации управляющих решений в современных нормативных документах базируется на экосистемном подходе, а выбор конкретных методов и средств управления процессами термодинамической стабилизации грунтовых массивов земляного полотна, оснований сооружений и прилегающих к ним территорий осуществляется на основе численных краткосрочных и долгосрочных мерзлотных прогнозов с использованием функциональной классификации методов и средств управления тепловым режимом грунтовых массивов в криолитозоне.

Актуальность созданной системы управления температурным режимом грунтовых массивов возрастает в связи с тем, что в последние годы на полуострове Ямал по трассе железной дороги и в зоне влияния добычных комплексов наблюдается активизация опасных геокриологических процессов, вызванная не только техногенными воздействиями, но и краткосрочными локальными и долгосрочными глобальными изменениями климата (повышение температуры приземного слоя воздуха с трендом примерно 0,02-0,04 ˚С/год), вызывающими деградацию мерзлоты.

Разработанные методы и технические решения позволяют сохранять мерзлое состояние грунтов, усиливать при необходимости мерзлоту в основании построенных и эксплуатируемых сооружений, а при возникновении нештатных ситуаций оперативно восстанавливать мерзлоту независимо от времени года с использование тепловых трансформаторов различных конструкций.

Успешная реализация комплексной программы опытно-экспериментального строительства и исследований позволила создать и реализовать научно-методическую и нормативно-техническую базу проектирования и строительства в Арктике в целом.

Безопасность строительства и хозяйственной деятельности в арктических широтах может быть обеспечена управляющими решениями, основанными на научных прогнозах и результатах комплексного геокриологического мониторинга. Методы и средства мониторинга могут быть разнообразными, но все они должны завершаться краткосрочными и долгосрочными численными прогнозами изменений мерзлотно-грунтовых условий на всех уровнях иерархии пространственной организации ПТС и быть пригодными в качестве основы для создания цифровых геоинформационных моделей взаимодействий компонентов ПТС.

Кстати:

Для Арктики создается беспрецедентная для современной налоговой системы России система преференций, в соответствии с задачами, которые поставил президент РФ Владимир Путин на прошлогоднем Международном арктическом форуме. По оценкам Минэнерго и инвесторов, только эти преференции помогут запустить в Арктике 9 крупнейших проектов с объемом инвестиций в 15 трлн рублей.

Около 22,6 млрд рублей может составить общий объем государственных субсидий на развитие арктической инфраструктуры

Ссылка: https://www.stroygaz.ru/publication/item/normativy-dlya-arktiki/

Печать

ВМО: Международный атлас облаков переведен на официальные языки ООН

Женева, 9 апреля 2020 года — Международный атлас облаков — глобальный справочник для идентификации облаков – переведен на арабский, испанский, китайский, русский и французский языки.

Цифровая версия Атласа доступна на английском языке с 2017 года — она пришла на смену изданному в конце XIX века печатному изданию.

«Международный атлас облаков является самым авторитетным и всеобъемлющим справочником для идентификации облаков и других погодных явлений. Помимо того, что Атлас пользуется популярностью у любителей наблюдений за облаками, он служит в качестве важного учебного материала для специалистов, работающих в метеорологических службах, а также в таких отраслях, как авиация и судоходство», — заявил Генеральный секретарь ВМО Петтери Таалас.

«ВМО с радостью представляет Атлас на всех официальных языках Организации Объединенных Наций. Теперь контент станет доступен миллионам людей, которые хотят наблюдать за облаками, пусть даже из стен собственных домов в условиях продолжающейся пандемии COVID-19», — заявил г‑н Таалас.

«В период социального дистанцирования, самоизоляции и дестабилизированной повседневной жизни Международный атлас облаков предлагает авторитетную информацию для людей, увлекающихся наукой, студентов и преподавателей», — сказал он.

«Облака играют важную роль в прогнозах погоды и предупреждениях. Они способствуют функционированию гидрологического цикла и всей климатической системы. На протяжении всей истории они вдохновляли художников, поэтов, музыкантов, фотографов и бесчисленное множество других творческих людей», — сказал г‑н Таалас.

Международный атлас облаков содержит изображения, определения и пояснения, признанные и используемые всеми 193 государствами и территориями — членами ВМО. На веб-портале сведены воедино все виды измерений, включая высокотехнологичные наземные измерения, наблюдения in situ и с помощью дистанционного зондирования, а также космические наблюдения, с тем чтобы помочь наблюдателям понять условия, в которых формируются облака.

Веб-портал размещен на ресурсах Гонконгской обсерватории. МетеоСвисс оказала финансовую поддержку в переводе этого масштабного проекта. Это мероприятие, как и ряд других, приурочено к 70‑летию ВМО.

В издание Международного атласа облаков 2017 года были включены новые классификации, в том числе «volutus», или рулонные облака; облака, порожденные человеческой деятельностью, такие как конденсационный след — паровой след, иногда возникающий за самолетом; а также облака «asperitas» — разительные волнообразные облака, захватившие воображение людей.

Классификация облаков

Текущая международная система классификации облаков, основанная на латинских названиях, восходит к 1803 году, когда метеоролог-любитель Люк Говард написал «Essay on the Modification of Clouds» (Эссе о видоизменениях облаков).

Существует 10 основных «родов» облаков, которые определяются в соответствии с местом формирования облаков на небосводе и их приблизительным внешним видом. В новом Международном атласе облаков к существующим 10 родам облаков новых родов добавлено не было.

Основание облаков верхнего яруса, как правило, располагается на высоте около 5000 метров (16 500 футов), облаков среднего яруса — обычно в диапазоне от 2000 до 7000 метров (от 6500 до 23 000 футов), а облаков нижнего яруса — обычно на высоте, не превышающей 2000 метров (6500 футов).

Большинство названий облаков содержат латинские префиксы и суффиксы, которые в сочетании указывают на характер облака. К ним относятся:

  • «alto» (высоко-): среднего яруса (хотя «alto» в переводе с латинского языка означает «высокий»);
  • «cirrus»/«cirro» (перистые/перисто-): перистые, тонкие;
  • «cumulus»/«cumulo» (кучевые/кучево-): нагроможденные, пышные;
  • «nimbus»/«nimbo» (дождевые/-дождевые): несущие дождь;
  • «stratus»/«strato» (слоистые/слоисто-): плоские, слоистые и гладкие.

Эти 10 родов подразделяются на «виды», описывающие форму и внутреннюю структуру облаков, и «разновидности», описывающие их прозрачность и расположение. В общей сложности насчитывается около 100 комбинаций.

Новые обновленные характеристики

В издание Международного атласа облаков 2017 года был добавлен новый вид облаков: «volutus» или рулонные облака (от латинского «volutus» — скрученный в рулон), которые формируются в пределах высоко-кучевых и слоисто-кучевых облаков. Рулонное облако представляет собой, как правило, низко расположенную горизонтальную облачную массу в форме трубы, часто похожей на закручивающийся вдоль горизонтальной оси рулон.

Также были добавлены пять новых дополнительных характеристик:

«Asperitas» (в переводе с латинского языка означает «неровность») — разительное волнообразное облако;

«Cavum» — обычно круглое (иногда линейное) отверстие с четкими границами в тонком слое переохлажденного жидкокапельного облака;

«Cauda» — облако, часто называемое хвостообразным;

«Fluctus» — облако, широко известное как «волна Кельвина-Гельмгольца»;

«Murus» — облако, известное как стенообразное.

Было также добавлено новое вспомогательное облако «flumen». Оно широко известно под названием «хвост бобра» и связано с суровым конвективным штормом сверхъячейки.

В издании Международного атласа облаков 2017 года также предлагается пять новых «специальных облаков»: «cataractagenitus», «flammagenitus», «homogenitus», «silvagenitus» и «homomutatus». Суффикс «genitus» указывает на локализованные факторы, которые привели к образованию или росту облаков, а суффикс «mutatus» добавляется, когда такие факторы привели к видоизменению облака из другой формы.

Эти специальные облака связаны с большими водопадами, локализованным теплом от лесных пожаров, насыщенностью воздуха над лесами и местами обитания людей. Так примером облаков «homogenitus» является инверсионный след, иногда наблюдаемый за самолетом.

Ссылка: https://public.wmo.int

Печать