Климатический центр Росгидромета

События

ВМО: Темпы и последствия изменения климата резко возросли в 2011-2020 гг.

 

 

1338 WMO Decadal State of the Climate en

Темпы изменения климата тревожно возросли в период с 2011 по 2020 гг., ставший самым тёплым десятилетием за всю историю наблюдений. Согласно новому докладу Всемирной метеорологической организации (ВМО), продолжающийся рост концентрации парниковых газов привел к рекордным температурам суши и океана, а также резкому ускорению таяния льда и повышению уровня моря. 

Ключевые сообщения 

● 2011-2020 гг. были самым тёплым десятилетием за всю историю наблюдений
● Беспрецедентная потеря ледников и ледникового покрова
● Повышение уровня моря ускоряется
● Жара и закисление океана наносят ущерб морским экосистемам
● Экстремальные погодные условия подрывают устойчивое развитие
● Озоновый слой на пути к восстановлению 

Доклад «Глобальный климат 2011-2020: Десятилетие ускорения» вызвал тревогу, в частности, в связи с глубокими преобразованиями, происходящими в полярных регионах и на высокогорьях. Ледники истончаются примерно на 1 метр в год – беспрецедентная потеря – с долгосрочными последствиями для водоснабжения многих миллионов людей. Континентальный ледниковый щит Антарктики потерял почти на 75% больше льда в период с 2011 по 2020 гг., чем в 2001-2010 гг. Это зловещее событие для будущего повышения уровня моря, которое поставит под угрозу существование низменных прибрежных регионов и государств.
В проблеске надежды в докладе говорится, что озоновая дыра в Антарктике в период 2011-2020 гг. была меньше, чем в течение двух предыдущих десятилетий, благодаря успешным и согласованным международным действиям по поэтапному отказу от химикатов, разрушающих озоновый слой, что является показателем успеха Монреальского Протокола.
«Каждое десятилетие, начиная с 1990-х годов, было теплее предыдущего, и мы не видим немедленных признаков изменения этой тенденции. Больше стран сообщили о рекордно высоких температурах, чем за любое другое десятилетие. Наш океан нагревается всё быстрее и быстрее, а скорость повышения уровня моря почти удвоилась менее чем за одно поколение. Мы проигрываем гонку за спасение наших тающих ледников и ледяных щитов», — заявил Генеральный секретарь ВМО профессор Петтери Таалас.
«Это однозначно обусловлено выбросами парниковых газов в результате деятельности человека», — сказал Петтери Таалас. «Мы должны сократить выбросы парниковых газов как главный и важнейший приоритет для планеты, чтобы не допустить выхода изменения климата из-под контроля», — отметил он.
«Наша погода становится всё более экстремальной, что оказывает явное и очевидное влияние на социально-экономическое развитие. Засухи, волны тепла, наводнения, тропические циклоны и лесные пожары наносят ущерб инфраструктуре, уничтожают урожайность сельскохозяйственных культур, ограничивают запасы воды и вызывают массовые перемещения», — сказал профессор Таалас. «Многочисленные исследования показывают, что, в частности, за последнее десятилетие значительно увеличился риск сильной жары».

В докладе документально зафиксировано, как экстремальные явления на протяжении десятилетия имели разрушительные последствия, особенно для продовольственной безопасности, перемещения населения и миграции, препятствуя национальному развитию и прогрессу в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР).
Но он также показал, как улучшение прогнозов, раннего предупреждения и скоординированного управления стихийными бедствиями и реагирования на них меняют ситуацию. Число жертв в результате экстремальных явлений снизилось, что связано с улучшением систем раннего предупреждения, хотя экономические потери возросли.
Государственное и частное финансирование климата почти удвоилось в период с 2011 по 2020 гг. Однако для достижения климатических целей его необходимо увеличить как минимум в семь раз к концу этого десятилетия.
Доклад был опубликован на Конференции ООН по изменению климата COP28 и подчёркивает необходимость гораздо более амбициозных действий по борьбе с изменением климата, чтобы попытаться ограничить глобальное повышение температуры не более чем на 1,5°C по сравнению с доиндустриальной эпохой.
Доклад о состоянии климата за десятилетие даёт долгосрочную перспективу и выходит за рамки годичной изменчивости нашего климата. Он дополняет ежегодный доклад ВМО о состоянии глобального климата. В предварительном годовом отчёте за 2023 год, опубликованном на COP28, говорится, что 2023 год станет самым тёплым годом за всю историю наблюдений.
Отчёт основан на анализе физических данных и оценках десятков экспертов национальных метеорологических и гидрологических служб, региональных климатических центров, национальных статистических управлений и партнеров Организации Объединённых Наций. 

Ключевые результаты: 

● Это было самое тёплое десятилетие за всю историю наблюдений с явным отрывом как для суши, так и для океана.
● Средняя глобальная температура за период 2011–2020 гг. была на 1,10 ± 0,12°C выше среднего значения за 1850–1900 гг. Это основано на среднем значении шести наборов данных, используемых ВМО. Самые тёплые шесть лет за всю историю наблюдений в мире пришлись на период с 2015 по 2020 гг.
● Каждое последующее десятилетие, начиная с 1990-х годов, было теплее, чем все предыдущие десятилетия.
● Самыми тёплыми годами десятилетия были 2016 год (из-за сильного явления Эль-Ниньо) и 2020 год. Самые большие положительные аномалии за десятилетие, местами более чем на 2°C выше среднего показателя 1981-2010 гг., наблюдались в Арктике.
● Больше стран сообщили о рекордно высоких температурах, чем за любое другое десятилетие.

 

Концентрации трёх основных парниковых газов в атмосфере продолжали расти на протяжении десятилетия.

Примерно за 10 000 лет до начала индустриальной эры содержание углекислого газа в атмосфере оставалось почти постоянным на уровне около 280 млн-1 (млн-1 - число молекул газа на миллион молекул сухого воздуха). С тех пор выбросы CO2 увеличились почти на 50%, достигнув 413,2 млн-1 в 2020 году, в первую очередь из-за сжигания ископаемого топлива, вырубки лесов и изменений в землепользовании.
Среднее глобальное значение CO2 за десятилетие в период с 1991 по 2000 гг. составляло 361,7 млн-1, в течение десятилетия 2001-2010 гг. - 380,3 млн-1, а в 2011-2020 гг. оно возросло до 402,0 млн-1.
В те же периоды средняя скорость роста увеличилась с 1,5 млн-1 /год и 1,9 млн-1 /год до 2,4 млн-1 /год.
Чтобы стабилизировать климат и предотвратить дальнейшее потепление, необходимо устойчиво сокращать выбросы.

Темпы потепления и закисления океана растут.

Около 90% накопленного тепла в системе Земли хранится в океане. Темпы потепления океана демонстрируют особенно сильный рост за последние два десятилетия.
Скорость потепления океана на глубине 2000 м достигла 1,0 ± 0,1 Вт м-2 за период 2006–2020 гг. по сравнению с 0,6 ± 0,1 Вт м-2 за весь период 1971–2020 гг. В 2020 году он достиг рекордного уровня, и ожидается, что эта тенденция сохранится и в будущем.
Следствием накопления CO2 в океане является его подкисление, а именно падение pH океана, что усложняет морским организмам построение и поддержание своих панцирей и скелетов.

 

 

Морские волны тепла становятся всё более частыми и интенсивными.

В любой год с 2011 по 2020 гг. примерно 60% поверхности океана испытывали волну тепла.
Тремя годами с самым высоким средним числом дней с морскими волнами тепла были 2016 (61 день), 2020 (58 дней) и 2019 гг. (54 дня).
В последнее десятилетие морские волны тепла стали относительно более интенсивными. События категории II (сильные) стали более распространёнными, чем события категории I (средние). За последнее десятилетие в среднем наблюдалась 0,5-дневная волна экстремальной морской жары (Категория IV) в год, а в 2016 году Эль-Ниньо – один полный день. В прошлом эти экстремальные явления, которые могут изменить целые экосистемы, были настолько редкими, что их вряд ли можно измерить в глобальном масштабе.

Глобальное повышение среднего уровня моря ускоряется, в основном из-за потепления океана и потери массы материкового льда.

С 2011 по 2020 гг. уровень моря повышался со скоростью 4,5 мм в год. Для сравнения: 2,9 ± 0,5 мм/год в 2001-2010 гг.
Повышение глобального среднего уровня моря ускорилось, главным образом, из-за ускорения потери массы льда ледникового щита Гренландии и, в меньшей степени, из-за ускоренного таяния ледников и потепления океана.

Утрата ледников является беспрецедентной в современной истории.

Ледники, наблюдаемые по всему миру, в период с 2011 по 2020 гг. истончались в среднем примерно на 1 метр в год.
Последняя оценка, основанная на 42 эталонных ледниках с долгосрочными измерениями, показывает, что в период между 2011 и 2020 гг. наблюдался самый низкий средний баланс массы за любое наблюдаемое десятилетие. Некоторые из опорных ледников баланса массы уже растаяли, поскольку питающий ледник зимний снег полностью тает в летние месяцы.
Почти во всех 19 регионах первичных ледников в период с 2000 по 2020 гг. наблюдались всё более значительные отрицательные значения.
Остальные ледники вблизи экватора, как правило, быстро тают. Ледники в Папуа, Индонезия, вероятно, полностью исчезнут в течение следующего десятилетия. В Африке ледники на горах Рувензори и Кения, по прогнозам, исчезнут к 2030 году, а на Килиманджаро — к 2040 году.

 

Гренландия и Антарктида потеряли на 38% больше льда в период с 2011 по 2020 гг., чем за период 2001-2010 гг.

Континентальные ледниковые щиты Гренландии и Антарктики являются крупнейшими резервуарами пресной воды на Земле, хранящими объём замороженной воды в размере 29,5 млн км3. Когда ледяные щиты теряют массу, они напрямую способствуют повышению глобального среднего уровня моря, и поэтому мониторинг объёма льда, который они приобретают или теряют, имеет решающее значение для оценки изменения уровня моря.
В течение десятилетия 2011-2020 гг. Гренландия теряла массу со средней скоростью 251 гигатонн (Гт) в год и достигла нового рекорда потери массы в 444 Гт в 2019 году. Континентальный ледниковый покров Антарктики терял лёд со средней скоростью 143 Гт в год - в течение этого десятилетия более трёх четвертей этой потери массы приходится на Западную Антарктиду. По сравнению с предыдущим десятилетием (2001-2010 гг.) потери льда увеличились почти на 75%. Это не то же самое, что морской лёд Антарктики.
Для ледниковых щитов Гренландии и Антарктики вместе взятые потери льда увеличились на 38% по сравнению с 2001-2010 гг. Это подтверждает устойчивый рост потерь по сравнению с 1990-ми годами (1992-2000 гг.), когда потери ледникового покрова Гренландии и Антарктиды составляли 84 Гт/год.

Протяжённость арктического морского льда продолжает сокращаться в течение нескольких десятилетий: средний сезонный минимум был на 30% ниже среднего.

Арктический морской лёд продолжал сокращаться, особенно во время летнего сезона таяния. Средняя сезонная минимальная протяжённость в период 2011-2020 гг. составила 4,37 млн км2, что на 30% ниже среднего показателя за 1981-2010 гг., составившего 6,22 млн км2. Снижение было менее выраженным, но всё же существенным в течение зимнего сезона накопления, при этом среднегодовой максимум за десятилетие составил 14,78 млн км2, что на 6% ниже среднего показателя в 15,65 млн км2 за период 1981-2010 гг.

Уменьшение площади морского льда сопровождалось уменьшением толщины и объёма, хотя данные по этим показателям более ограничены. Также произошло заметное уменьшение площади льда, которое продолжалось более одного года. В марте 1985 г. старый лёд (четыре года и более) составлял 33% от общего ледяного покрова Северного Ледовитого океана, но к 2010 г. этот показатель упал ниже 10%, а в марте 2020 г. - до 4,4%.

В период 2011-2020 гг. озоновая дыра была меньше, чем в течение двух предыдущих десятилетий.

В среднем за период 2011-2020 гг. годовой максимальный дефицит массы был ниже, чем в течение предыдущих двух десятилетий. Благодаря действиям, предпринятым в рамках Монреальского протокола, общее количество хлора, попадающего в стратосферу из контролируемых и неконтролируемых озоноразрушающих веществ, таких как хлорфторуглероды, снизилось на 11,5% с пикового значения 3660 трлн-1 (трлн-1 - число молекул газа на триллион молекул сухого воздуха) в 1993 году до 3240 трлн-1 в 2020 году.
По прогнозам, общее содержание озона в Антарктике вернётся к значениям 1980 года примерно к 2065 году. Ожидается, что общее весеннее содержание озона вернётся к значениям 1980 года в Арктике примерно к 2045 году. 

Устойчивое развитие

Для достижения ЦУР и достижения целей Парижского соглашения необходимы синергетические действия, при которых прогресс в одном может привести к улучшению в другом.
Впервые в этом докладе демонстрируется конкретная связь между экстремальными явлениями и развитием. Используя междисциплинарное сотрудничество с учреждениями Организации Объединённых Наций и национальными статистическими управлениями, отдельные тематические исследования демонстрируют, как экстремальные события за десятилетие препятствовали прогрессу в достижении ЦУР.
Экстремальные события десятилетия имели разрушительные последствия, особенно для продовольственной безопасности и мобильности людей. Связанные с погодой и климатом явления стали причиной почти 94% всех перемещений населения в результате стихийных бедствий, зарегистрированных за последнее десятилетие, и сыграли роль в обратной тенденции в прогрессе глобальных усилий по искоренению голода, отсутствия продовольственной безопасности и недоедания.
Для многих экстремальных явлений вероятность события такого масштаба изменилась, зачастую значительно, из-за антропогенного изменения климата. Практически каждое атрибуционное исследование показало, что вероятность экстремальной жары значительно возросла.
Волны тепла стали причиной наибольшего числа жертв, а тропические циклоны нанесли наибольший экономический ущерб.

Число жертв в результате экстремальных явлений снизилось, что связано с улучшением систем раннего предупреждения, но экономические потери возросли.

Основным фактором этого снижения стало улучшение систем раннего предупреждения, обусловленное улучшением прогнозирования в сочетании с улучшением управления стихийными бедствиями. Десятилетие 2011-2020 гг. стало первым с 1950 года, когда не произошло ни одного краткосрочного события с 10 000 смертей и более.
Однако экономические потери от экстремальных погодных и климатических явлений продолжают расти. Хотя ураган «Катрина» в 2005 году остаётся самым дорогостоящим погодным бедствием в мире, следующими четырьмя наиболее дорогостоящими событиями стали ураганы, которые произошли в десятилетии 2011–2020 гг. и наибольшие последствия которых пришлись на Соединённые Штаты и/или их территории.
Существовал большой контраст между событиями, повлекшими за собой большое число жертв, и событиями, повлекшими за собой большие экономические потери, как с точки зрения типа событий, так и с точки зрения их географического распределения. Из 13 известных событий, приведших к гибели более 1000 человек, шесть были волнами тепла; четыре из них были муссонными наводнениями или оползнями, связанными с такими наводнениями, а три - тропическими циклонами.
Из 27 событий с известными экономическими потерями, превышающими 10 миллиардов долларов США, в 2022 году 16 произошли на территории США и восемь – в Восточной Азии; 13 из 27 событий были тропическими циклонами, восемью наводнениями и тремя лесными пожарами.

 

Ссылка: https://wmo.int/news/media-centre/rate-and-impact-of-climate-change-surges-dramatically-2011-2020

Печать