Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

Nature Scientific Reports: Скрытые отрицательные осадки для выделения зоны без осадков в пространственной интерполяции

 

Пространственная интерполяция осадков использовалась в ряде областей, в том числе путём пространственного масштабирования модели глобальной циркуляции до более мелкого масштаба. В большинстве случаев выпадения осадков становятся более спорадическими, когда зона покрытия увеличивается (т.ев некоторых точках осадки не выпадают). Однако пространственная интерполяция осадков обычно игнорирует эти засушливые области, и в них интерполированные сетки заполняются определённым количеством осадков. Поэтому невозможно разграничить сухие и влажные районы. Впредлагаемом исследовании предлагается новый подход к определению засушливых районов при пространственной интерполяции осадков путём присвоения скрытых отрицательных осадков точкам с наблюдаемыми значениями осадков, равными нулю. Затем эти точки используются в пространственной интерполяции. После этого можно определить засушливую область, используя отрицательную область (то есть точки с нулевым количеством осадков). Величину скрытых отрицательных осадков можно определить умножением значения осадков на соседних станциях на параметр настройки. Метод скрытых отрицательных осадков и параметр настройки протестированы на метеостанциях, расположенных в Южной Корее. Результаты показывают, что предложенный метод скрытых отрицательных осадков может быть пригоден для пространственной интерполяции выпадения осадков путём разграничения засушливых и влажных регионов. Кроме того, параметр настройки играет особую роль, поскольку его значение растёт с увеличением продолжительности осадков и при использовании более плотной сети. Значение 0,5–1,5 может быть предложено для параметра настройки, когда высокая точность для конечных продуктов интерполированных осадков не является критичной. Для будущих исследований полученная модель скрытых отрицательных осадков может быть протестирована на гораздо более крупных территориях, таких как США, и модель также может быть легко адаптирована для других переменных с пространственно спорадическими значениями.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41598-021-99888-4

Печать

npj Climate and Atmospheric Science: Количественная оценка вкладов иных, нежели CO2, парниковых газов в остаточные углеродные бюджеты

 

В специальном отчёте МГЭИК, посвящённом ограничению роста глобальной температуры 1,5°C, сделан вывод о том, что антропогенное глобальное потепление определяется совокупными антропогенными выбросами CO2 и уровнем радиационного форсингаобусловленного прочими парниковыми газамив десятилетия до пикового потепления. Авторы количественно оценивают это, используя выбросы, эквивалентные выбросам CO2 (CO2-экв). Они произвели ограниченную наблюдениями оценку переходной реакции климата на совокупные выбросы углерода, дающую 90%-ный доверительный интервал 0,26–0,78°C / TтCO2, что подразумевает остаточный общий бюджет CO2-экв с 2020 года до достижения роста глобальной температуры на 1,5°C, равный 350–1040 ГтCO2-экв, где изменения, не связанные с CO2, требуют от 50 до 300 ГтCO2-экв. Используя центральную оценку воздействия, не связанного с CO2, остаточные балансы CO2 составляют 640, 545, 455 ГтCO2 для 33, 50 или 66%-ной вероятности ограничения потепления до 1,5°C. Обсуждается влияние пересмотров величины среднеглобальной температуры и вклад смягчения воздействий, отличных от CO2, в остаточные бюджеты, определяя, что отчёты по бюджетам в CO2-экв для альтернативных определений среднеглобальной температуры, отображение вкладов CO2 и иных, чем CO2, газов в двумерном представлении, предлагают наиболее прозрачный подход.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41612-021-00203-9

Печать

Объективный взгляд российских ученых на мировые климатические проблемы

 

14 октября 2021 г. в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" прошел Круглый стол на тему: "Объективный взгляд российских ученых на мировые климатические проблемы".
 
Круглый стол был посвящен вопросам глобального потепления и другим мировым климатическим проблемам. Участники - российские ученые, ведущие специалисты в области моделирования климата, физики атмосферы и экологии:
 
— президент Российской академии наук Александр СЕРГЕЕВ;
— заместитель директора Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, заведующий Лабораторией климатологии Института географии РАН, член-корреспондент РАН Владимир СЕМЕНОВ;
— научный руководитель Института глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля, главный научный сотрудник Института географии РАН, профессор Сергей СЕМЕНОВ;
— заместитель директора Института вычислительной математики им. Г.И. Марчука РАН, профессор Андрей ГРИЦУН;
— директор Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова, доктор физико-математических наук Владимир КАТЦОВ.

Ученые рассказали об объективном состоянии современного климата Земли и представили мнение российского научно-климатического сообщества на мировые климатические проблемы.

Видеофайл доступен по ссылке: http://pressmia.ru/pressclub/20211014/953387139.html

 

Печать

Заявление об экономическом сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического союза в рамках климатической повестки

Мы, главы государств–членов Евразийского экономического союза Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации (далее соответственно – государства-члены, ЕАЭС),

основываясь на принципах Устава Организации Объединенных Наций и Договора о Евразийском экономическом союзе,

принимая во внимание, что наши государства являются Сторонами Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Парижского соглашения,

выражая приверженность Повестке дня в области устойчивого развития до 2030 года,

выступая за инклюзивное международное сотрудничество по вопросам борьбы с изменением климата и укрепление внешнеэкономических связей на основе принципов недискриминации, равноправия и уважения суверенитета, с целью обеспечения условий для экономического и экологического благополучия государств – членов ЕАЭС,

  • Считаем, что реагирование на вызовы изменения климата, исходя из долгосрочной глобальной цели достижения баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением во второй половине XXI века, вызовет в мировой экономике глубинные процессы, в том числе всеобъемлющую технологическую трансформацию производства, существенное изменение структуры мировой экономики, в которой будут доминировать производства и технологии с низким уровнем выбросов парниковых газов.
  • Масштабность происходящих изменений требует скоординированных действий государств, нацеленных на создание благоприятных условий для экономического роста и защиту окружающей среды, недопущение негативных социально – экономических эффектов, предотвращение усиления разрыва между развитыми и развивающимися странами и появления барьеров на пути торговли и инвестиций.
  • В этом контексте подтверждаем намерение внести конструктивный вклад в работу 26 - й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду, адаптации к изменению климата и обеспечения устойчивого социально – экономического развития государств.
  • Призываем завершить формирование правил реализации Парижского соглашения, в том числе в части рыночных механизмов сотрудничества на основе инклюзивности, широкого доступа к создаваемым механизмам, недискриминации и эффективности сокращений выбросов и поглощений парниковых газов.
  • Подчеркиваем важность широкого международного обмена и недискриминационного использования технологий, обеспечивающих сокращение выбросов и низкоуглеродное развитие, эффективное и рациональное использование ископаемых источников, атомной энергии и гидрогенерации, низкоуглеродного транспорта, внедрения водородных технологий, возобновляемых источников энергии, энергоэффективных подходов и технологий в промышленности, сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.
  • Выступаем за сближение подходов к мониторингу и верификации выбросов и поглощения парниковых газов, что будет содействовать учету и развитию поглощающей способности экосистем и стимулировать использование инструментов зеленого финансирования для поддержки климатических проектов и трансфера наилучших доступных технологий.
  • Также считаем необходимым двигаться в направлении взаимного международного признания механизмов обращения углеродных единиц, образованных в результате реализации климатических проектов, а также систем подтверждения происхождения электрической энергии.
  • Отдельно отмечаем необходимость использования значительного потенциала цифровых платформ в реализации климатической повестки.
  • Заявляем о намерении развивать экономическое сотрудничество государств – членов ЕАЭС в рамках климатической повестки, в том числе для достижения целей Парижского соглашения и Целей устойчивого развития ООН, включая формирование необходимых подходов и механизмов, исходя из принципов функционирования единого рынка ЕАЭС.
  • Выражаем уверенность, что экономическое сотрудничество государств – членов ЕАЭС в рамках климатической повестки станет важным вкладом в международные усилия по борьбе с изменением климата и обеспечение устойчивого развития.

Заявление об экономическом сотрудничестве государств-членов  Евразийского экономического союза в рамках климатической повестки

Ссылка: https://eec.eaeunion.org/news/zayavlenie-ob-ekonomicheskom-sotrudnichestve-gosudarstv-chlenov-%20evrazijskogo-ekonomicheskogo-soyuza-v-ramkah-klimaticheskoj-povestki/

 

 

Печать

Nature Scientific Reports: Будущая адаптация к жаре и подверженность городского населения и почему одна процветающая экономика нас не спасёт

 

При выводе о числе будущих смертей, связанных с жарой в результате изменения климата, необходимо учитывать адаптацию человека к жаре. Авторы моделируют долгосрочные изменения минимальных температур смертности, хорошо зарекомендовавшего себя показателя, обозначающего самый низкий риск смертности, связанной с жарой, в зависимости от изменения климата и социально-экономического прогресса в 3820 городах. В зависимости от комбинации климатических прогнозов и оценённых путей социально-экономического развития к 2100 году ожидается снижение риска для здоровья человека в 60–80% городов по сравнению с современными условиями. Это вызвано средним глобальным увеличением минимальных температур смертности, обусловленным долгосрочной адаптацией человека к будущим климатическим условиям и экономическим развитием стран. Хотя использованная адаптационная модель предполагает, что негативные последствия глобального потепления для здоровья в целом можно сдерживать, компромиссы в значительной степени зависят от сценария и конкретного местоположения. Для сценариев с сильным воздействием климата (например, RCP8.5) поддержание непрерывного высокого экономического роста к 2100 году является жёстким требованием для увеличения минимальных температур смертности и нивелирования негативных последствий для здоровья от дополнительного теплового воздействия, обусловленного сценарием. Выбор климатического прогноза, совместимого с увеличением глобальной температуры на 2​​°C, снижает зависимость от быстрого роста, оставляя место для устойчивой экономики и приводит к более высокому снижению риска смертности.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41598-021-99757-0

Печать

BBC News: Изменение климата: предупреждение Агентства по окружающей среде «Адаптируйся или умри»

 

Сотни людей могут погибнуть в результате наводнения в Великобритании, как предупреждает Агентство по окружающей среде в отчёте, в котором говорится, что страна не готова к воздействию изменения климата.

Ранее в этом году в Германии десятки людей погибли в результате наводнения.

«Рано или поздно это произойдет в Великобритании», если она не станет более устойчивой к всё более суровой погоде, - заключает агентство.

Эмма Ховард Бойд (Emma Howard Boyd), председатель агентства, сказала: «Приспособься или умри».

Апокалиптический тон преднамеренно предназначен для того, чтобы напугать правительства, компании и сообщества и заставить их подготовиться к последствиям глобального потепления, таким как повышение уровня моря и усиление экстремальных дождей и засухи.

В новом отчёте, представленном BBC перед публикацией в среду, оценивается готовность страны справиться с множеством различных рисков изменения климата.

В своём ответе департамент окружающей среды Defra заявил, что принимает ключевые меры для защиты Великобритании от последствий глобального потепления.

В настоящее время мы стремимся к повышению средней глобальной температуры чуть ниже 3°C к концу века.

Но агентство прогнозирует, что даже рост меньший 2°C будет иметь серьёзные последствия:

Количество зимних осадков увеличится на 6% к 2050-м годам и на 8% к 2080-м (по сравнению с 1981-2000 годами).

Летнее количество осадков сократится примерно на 15% к 2050-м годам.

«Лондонский» уровень моря повысится на 23 см к 2050-м годам и на 45 см к 2080-м.

К 2050-м годам пиковый речной сток может вырасти на 27%, а летний сток - на 82%.

Ежедневно к 2050-му году потребуется дополнительно 3,4 миллиарда литров воды помимо 15 миллиардов, используемых сейчас.

По словам г-жи Ховард Бойд: «Мы можем успешно справиться с климатической чрезвычайной ситуацией, если будем действовать правильно, но нам не хватает времени для реализации эффективных мер адаптации».

«Около 200 человек погибли в результате наводнения этим летом в Германии. Это произойдёт в Великобритании рано или поздно, независимо от того, насколько высоко мы построим нашу защиту от наводнений, - если мы также не сделаем места, где мы живём, работаем и путешествуем, устойчивыми к воздействию ненастной погоды, которую несёт климатическая чрезвычайная ситуация».

Агентство призывает по-новому взглянуть на защиту от наводнений, более тесное партнерство между правительством и бизнесом, а также проекты по восстановлению природных систем, которые поглощают углерод и задерживают дождевую воду.

Г-жа Ховард Бойд добавила: «При правильном подходе мы можем быть в большей безопасности и процветать. Так что давайте готовиться, действовать и выживать».

Гибель людей в Германии в июле прошлого года является напоминанием о последнем наводнении, приведшем к огромному числу погибших в Великобритании.

Ещё в 1953 году в результате штормового нагона погибло 307 человек в Англии и 19 в Шотландии.

Эта трагедия заставила радикально переосмыслить защиту от наводнений и вложить огромные средства в береговую оборону, что в конечном итоге привело к созданию преграды на Темзе в Лондоне.

 

Теперь, когда официальные лица Великобритании взвешивают будущие этапы защиты от наводнений, отчёт указывает, что он называет пятью «проверками реальности» в отношении изменения климата:

Одно только Агентство по окружающей среде «не может защитить всех от возрастающих рисков наводнений и прибрежных зон». Персонал агентства давно предупреждал о долгосрочных опасностях ускоренного повышения уровня моря и сдвигов в структуре осадков.

Изменение климата «затрудняет обеспечение чистой и обильной воды». Это происходит по мере роста спроса на воду с ростом населения, особенно в восточной и юго-восточной Англии.

Экологические правила «ещё не готовы к изменению климата». Правила водопользования и загрязнения воды создавались без учёта таких быстрых изменений.

«Экосистемы не могут адаптироваться так быстро, как меняется климат». Это фактор потери биоразнообразия, особенно среди пресноводных видов.

Будет «больше и худших экологических инцидентов». Чрезвычайные ситуации, связанные с наводнениями, нехваткой воды и загрязнением, будут происходить чаще и серьёзнее.

Агентство призывает по-новому взглянуть на защиту от наводнений, заявив, что подходы «как обычно» больше не являются адекватными.

На практике это означает лучшую координацию между компаниями, национальными агентствами и местными властями, при этом предприятия и домовладельцы поощряются к принятию основных мер по защите своей собственности от наводнений.

Нужны дополнительные инвестиции в естественные способы снижения риска наводнений, такие как восстановление возвышенных территорий, которые могут удерживать дождевую воду вверх по течению, и улучшение управления почвой, чтобы уменьшить сток.

Агентство также предлагает опробовать новые механизмы и технологии для предупреждения местных сообществ о рисках наводнений и более тесно координировать свои действия с другими аварийными службами.

Агентство признаёт, что на защиту от наводнений были потрачены миллиарды фунтов стерлингов, и что ещё больше предусмотрено.

И оно признаёт, что Великобритания, которая будет принимать у себя климатическую конференцию COP26 в Глазго в следующем месяце, подчёркивает важность помощи сообществам и природе в адаптации к изменению климата.

В ответ Defra выделила несколько ключевых мер, направленных на адаптацию к изменяющемуся климату:

5,2 миллиарда фунтов стерлингов для лучшей защиты 336 000 объектов недвижимости от наводнений и береговой эрозии;

национальная структура для управления водными ресурсами;

и фонд «Природа для климата» стоимостью 640 млн фунтов стерлингов для совместной борьбы с изменением климата и адаптацией к нему.

Её представитель сказал: «Мы предпринимаем активные действия по повышению устойчивости к изменению климата по всей стране и экономике, а адаптация к изменению климата интегрирована в политику всего правительства».

«Мы также используем наше председательство в COP26 для адаптации к изменению климата во всём мире, защиты сообществ и естественной среды обитания».

Ссылка: https://www.bbc.com/news/science-environment-58883234

 

 

 

Печать

PNAS: Воздействие экстремальной жары на городское население во всём мире

 

Усиленное воздействие экстремальной жары в результате как изменения климата, так и эффекта городского теплового острова угрожает быстрорастущим городским поселениям во всём мире. Тем не менее, поскольку мы не знаем, где пересекаются рост городского населения и экстремальная жара, у нас ограниченные возможности для уменьшения воздействия экстремальной жары в городах. Авторы использовали данные с высоким разрешением о температуре и населении для анализа экстремальной жары в 13 115 городах с 1983 по 2016 гг. В глобальном масштабе подверженность городской среды увеличилась почти на 200%, затронув 1,7 миллиарда человек. Общее потепление в городах повысило уровень подверженности на 52% по сравнению с одним только ростом населения. Однако пространственно неоднородные структуры подверженности подчеркивают острую необходимость в адаптированных к местным условиям мерах и системах раннего предупреждения для уменьшения вреда от воздействия экстремальной жары в городах в различных городских поселениях планеты.

Усиленное воздействие экстремальной жары как из-за изменения климата, так и из-за эффекта городского теплового острова - полного городского потепления - угрожает устойчивости быстрорастущих городских поселений во всём мире. Чрезмерное тепловое воздействие крайне неравномерно и серьёзно сказывается на городской бедноте. В то время как предыдущие исследования количественно оценивали глобальное воздействие экстремальной жары, отсутствие глобального точного временного с высоким разрешением анализа городской подверженности существенно ограничивает возможности по внедрению адаптации. Авторы оценивают ежедневное воздействие экстремальной жары на городское население 13 115 городских поселений с 1983 по 2016 гг. Они согласовывают глобальные оценки дневных максимумов температуры и относительной влажности с высоким разрешением (0,05°) с геолокационными и долготными данными о глобальном городском населении. Измеряются среднегодовые темпы увеличения подверженности (человеко-дни / год− 1) на глобальном, региональном, национальном и муниципальном уровнях, отделяя вклад от роста городского населения и от общего городского потепления. При максимальном дневном пороге температуры земного шара по влажному термометру 30°C, глобальная подверженность увеличилась почти на 200% с 1983 по 2016 гг. Общее потепление в городах повысило годовой уровень подверженности на 52% по сравнению с ростом только городского населения. Тенденции подверженности усилились для 46% городских поселений, которые в совокупности в 2016 году составляли 23% населения планеты (1,7 миллиарда человек). Однако существенна пространственная неоднородность того, как общее потепление в городах и рост населения повлияли на них. Это исследование подчёркивает важность использования нескольких показателей экстремального теплового воздействия для определения местных закономерностей и сравнения тенденций воздействия в разных регионах. Эти результаты показывают, что предыдущие исследования недооценивают экстремальное тепловое воздействие, подчёркивая безотлагательность целевых адаптаций и систем раннего предупреждения для снижения вреда от экстремального теплового воздействия в городах.

Ссылка: https://www.pnas.org/content/118/41/e2024792118

 

 

Печать

ТАСС: Абрамченко считает, что миграция из-за изменения климата в России неизбежна

По словам вице-премьера, к появлению "климатических мигрантов" нужно готовиться

Россия должна быть готова к климатическим изменениям и миграции, вызванной переменой условий жизни. До конца года будет подготовлено 10 соответствующих планов адаптации, сообщила вице-премьер РФ Виктория Абрамченко в среду.

"Наша задача - срочно создать условия для адаптации к климатическим изменениям, принять меры по минимизации последствий [изменения климата] для граждан и отраслей экономики. Подготовиться к неизбежному появлению "климатических мигрантов", - заявила она на пленарной сессии Третьего Евразийского женского форума.

По словам Абрамченко, для минимизации уязвимости населения и экономики в связи с изменениями климата необходимо создать национальную систему управления климатическими рисками. В текущем году завершится подготовка 10 отраслевых планов адаптации.

"В этих планах оцениваются климатические риски для той или иной деятельности, определяются приоритетные адаптационные мероприятия и потребности в ресурсном обеспечении", - отметила вице-премьер.

Ссылка: https://tass.ru/obschestvo/12649977

 

 

 

Печать

Беллона: Климатические проекты по правилам


За климат в России, похоже, взялись всерьез. Минэкономики подготовило пакет документов, которые определят рамки и процедуры реализации проектов по снижению выбросов парниковых газов. Регионы России уже в этом году смогут начать вводить углеродное регулирование.

О необходимости запуска в стране «отраслевого климатического рынка» на международном конгрессе Ecumene, состоявшемся в Москве, рассказал Министр экономического развития России Максим Решетников. По его словам, для продвижения климатической повестки планируется принять ряд законодательных изменений уже до конца этого года. Обширный перечень нововведений можно объяснить стремлением сделать отечественные выбросы парниковых газов легитимными в ответ на решительные действия Европы по ужесточению углеродного контроля.

Одним из таких нововведений, подготовленных Минэкономики, стал пакет документов для запуска в России рынка углеродных единиц. В него вошли проект Постановления правительства о назначении Национального расчетного депозитария оператором реестра углеродных единиц и законопроект о введении процедуры верификации результатов климатических проектов. Также для создания «благоприятных налоговых условий» подготовлены поправки к Налоговому кодексу: есть предложение освободить доходы от продажи углеродных единиц от НДС. Кроме того сейчас ведется работа по созданию системы климатического мониторинга.

Помимо этого, по словам главы Минэкономразвития, уже почти создана полная линейка стандартов, позволяющая реализовывать т.н. климатические проекты. «Последний стандарт будет утвержден в ноябре. Далее у нас будет возможность не только верифицировать по этим стандартам проекты, но и аккредитовать по ним всю систему верификации. Чтобы все понимали методики, которые применяются, – говорит Решетников. – В первом полугодии следующего года первые климатические проекты будут верифицированы и запущены, мы запустим оборот углеродных единиц».

На днях были определены критерии и порядок отнесения проектов к климатическим, а также форма отчета об их реализации. Климатическими могут считаться проекты, «которые направлены в том числе на достижение целей Парижского соглашения, приводят к сокращению [парниковых] выбросов или к увеличению их поглощения, соответствуют принципам и целям устойчивого развития и являются дополнительными по отношению к обязательным требованиям законодательства РФ».

Решать, относится ли проект к климатическим, будут аккредитованные верификаторы, которым компании будут представлять соответствующие документы. Отчеты о реализации климатических проектов, которые также будут проверяться, компании должны будут сдавать в Минэкономики и оператору реестра.

Какими будут цены на парниковые выбросы на национальном рынке, во многом зависит от Сахалина – именно этот дальневосточный регион станет площадкой для создания и отработки методик их подсчета. Напомним, с инициативой провести в Сахалинской области «низкоэуглеродный эксперимент» выступил в конце прошлого года губернатор Валерий Лимаренко. Правительство приняло это предложение и в январе нынешнего года утвердило дорожную карту, согласно которой создать на Сахалине первую в России систему торговли углеродными единицами и обеспечить достижение углеродной нейтральности планируется к 2025 году. При этом начать продажу углеродных единиц регион планирует уже в 2022 году.

Для создания базы для осуществления этих планов до конца 2021 года в Госдуму будет внесен соответствующий законопроект, который представители Минэкономразвития называют «следующим уровнем углеродного регулирования, который идет в развитие базового закона».

«Очень важно, что в конечном итоге на примере этого эксперимента мы запустим свою систему ценообразования на углерод. И вот здесь нам предстоит пройти тот путь, по которому наши европейские коллеги идут 20 лет, в достаточно сжатый период времени, в сжатые сроки, – подчеркнул Максим Решетников. – И другим регионам надо внимательно изучать опыт Сахалина и составлять свои углеродные балансы».

Тем не менее, в ближайшие пять лет «низкоуглеродные» нововведения затронут и другие регионы – это следует из подписанного в июне закона «Об ограничении выбросов парниковых газов». Так, промышленные предприятия с уровнем парниковых выбросов, превышающим 150 тыс. т/год CO₂-экв., начнут сдавать отчетность в 2024 году, а с 2025 года придётся отчитываться компаниям с объёмом выбросов 50-150 тыс. т/год. Отчетность будет сдаваться за год, то есть начать вести ее предприятиям нужно будет с 2023 и 2024 годов соответственно.

Как следует из закона, компании также смогут запускать добровольные проекты по снижению выбросов и повышению поглощения парниковых газов. Также предполагается создание специального реестра – информационной системы, в которой будут регистрироваться климатические проекты и вестись учет углеродных единиц и операций с ними.

Углеродные единицы должны выпускаться при сокращении компаниями выбросов в РФ ниже выделенных им квот и могут быть проданы или переданы компаниям, выбросы которых превышают квоты, и зачтены последним при оценке их негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом может начать функционировать национальный углеродный рынок.

Большие надежды Минэкономразвития России связывает с введением верификации – инструмента, который позволит подтвердить достоверность и правильность подсчета парниковых выбросов. Ранее министерство предложило включить возможность верификации отчетов в федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов». Верификация климатических проектов может привести зарождающийся российский углеродный рынок в соответствие мировым стандартам и открыть возможность для присоединения российской системы торговли квотами к международной, считают представители экономического ведомства.

Как заявил Максим Решетников, Минэкономразвития России рассчитывает добиться признания российской системы верификации выбросов парниковых газов на международном уровне к концу 2023 года.

В документе экономического ведомства отмечено, что при формировании российской системы должно быть обеспечено исключение двойного учета результатов климатических проектов, реализованных на территории РФ. Двойной учет – это одна из главных претензий к углеродным рынкам, а исключение возможности двойного учета – одно из ключевых требований к климатическим проектам.

Интересно, что до сих пор вопрос о дате достижения углеродной нейтральности не решен на национальном уровне. К тому же эксперты считают, что синхронизировать национальный углеродный рынок с европейским – очень сложная задача. И для России, и для других стран, не имеющих соответствующих договоренностей с Европой.

«У России в отличие от Китая, Швейцарии, Норвегии, Великобритании или Южной Кореи нет договоренностей по синхронизации с европейской системой торговли углеродными выбросами ETS, – объясняет эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, генеральный директор компании «КарбонЛаб» Михаил Юлкин. – В мире есть много разных стандартов, определяющих подсчет выбросов и получение компаниями углеродных единиц. Говорить о каком-то едином подходе пока не приходится. Но не каждый проект можно считать климатическим, даже если он повышает энергоэффективность или утилизирует какую-то часть выбросов… У нас еще нет четкой методологии, которая рассчитывает базовую линию климатических проектов, чтобы выйти на рынок углеродных единиц других стран, в том числе и европейских».

Однако уже никто не спорит, что процесс энергетического перехода начался. Принятые законы, введенные правила реализации проектов по снижению выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц, налоговые льготы должны создать условия для зеленых инвестиций и снижения углеродного следа российской продукции. И потребность в этом продиктована не только внешними вызовами, но и внутренней необходимостью модернизации и перехода к устойчивому развитию.

Ссылка: https://bellona.ru/2021/10/12/klimaticheskie-proekty-po-pravilam/

 

 

 

Печать

Nature Climate Change: Картирование доказательств и атрибуции 100 000 исследований воздействия на климат на основе машинного обучения

 

Всё больше данных свидетельствует о том, что последствия изменения климата уже наблюдаются во всём мире. Глобальный анализ затруднён растущим объёмом публикаций. Авторы использовали языковую модель BERT для выявления и классификации исследований наблюдаемых воздействий климата и создали комплексную карту доказательств с помощью машинного обучения. По их оценкам, 102 160 (64 958–164 274) публикаций документируют широкий спектр наблюдаемых воздействий. Объединив эту базу данных с изменениями температуры и осадков на уровне ячеек, обусловленными деятельностью человека, они пришли к выводу, что антропогенные воздействия могут иметь место на 80% территории земного шара, где проживает 85% населения. Эти результаты показывают существенный «разрыв атрибуции», поскольку надёжные уровни доказательств потенциально возможных последствий в два раза выше в странах с высоким уровнем доходов, чем в странах с низким уровнем доходов. Хотя сохраняются пробелы в достоверной атрибуции климатических воздействий на региональном и отраслевом уровне, эта база данных иллюстрирует потенциальное текущее воздействие антропогенного изменения климата во всём мире. 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41558-021-01168-6 

 

 

Печать