Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

lenta.ru: План Европы по защите леса обернулся скандалом

Стратегия Европы по усилению защиты леса обернулась неудачей. Как пишет Bloomberg, план Евросоюза вызвал острый скандал между представителями лесной промышленности, учеными и регулирующими органами.

В проекте документа Европейской комиссии (ЕК) говорится о посадке трех миллиардов деревьев и внедрении во всех государствах ЕС новых технологий наблюдения за состоянием лесов. В то же время организация не отказывается от активного использования древесины для замещения углеродоемкого бетона при строительстве.

Однако инициатива Брюсселя столкнулась с недовольством лидеров деревообрабатывающей промышленности. Представители отрасли побоялись более строгих ограничений, которые могут вытекать из плана ЕС, — недавно из-за неточности спутникового наблюдения их ошибочно обвинили в чрезмерной вырубке леса.

Началось все с отчета, который Объединенный исследовательский центр Еврокомиссии опубликовал в 2020 году. Основанное на данных спутников исследование показало, что с 2016 по 2018 год стали вырубать вдвое больше деревьев. В связи с этим ученые предупредили, что растущий спрос на древесину может лишить Европу важного поглотителя углерода и подорвать выполнение климатических целей.

Ситуацию усложнило заявление другой группы исследователей об ошибке, которую допустил Объединенный исследовательский центр. В апреле 2021 года ее обнаружили ученые из Европейского лесного института. По мнению специалистов, значительные изменения в целостности лесов являются результатом методологических ошибок — то есть связанных с повышенной чувствительностью спутников в период оценки. Они причислили к лесозаготовкам естественные изменения, которые могли погубить деревья — например, шторм или засуху.

Порожденные исследованиями разногласия только сильнее мешают политикам и компаниям справляться с и без того растущим ущербом от изменения климата. Многолетняя череда теплых зим и сухого лета ослабила способность лесных массивов противостоять пожарам и нападению насекомых-вредителей, которые принесли индустрии ущерб на миллионы евро. Поэтому работников лесной индустрии особенно возмущает, что в тот же период Еврокомиссия направила миллиарды евро на создание группы спутников, которыми управляет служба по изменению климата Copernicus. Свободный доступ к огромному объему передаваемой ими информации положил начало быстрорастущей индустрии климатических данных.

Основатель и главный исполнительный директор компании Collective Crunch Рольф Шмитц считает, что для большей точности данных наблюдение за состоянием лесов должно производиться как со спутников, так и с поверхности Земли. Его компания как раз занимается совмещением этих технологий: они подключают спутниковые данные к алгоритмам искусственного интеллекта, разработанным для отслеживания вырубки и максимизации поглощения углерода.

Ссылка: https://turbo.lenta.ru/news/2021/07/07/scandal/

Печать

Президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий Стратегию национальной безопасности

Президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий Стратегию национальной безопасности.

В новом указе перечислены основные стратегические приоритеты России. Среди них: сбережение народа России, защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также экологическая безопасность и рациональное природопользование.

Также подчеркивается возрастание важности обороны страны. Среди основных задач ставится в приоритет защита национальных интересов российских граждан как в России, так и за ее пределами.

Изменение климата прямо или косвенно довольно часто упоминается в новой Стратегии (например, пп. 25.6, 47.21, 67.16, 77-83, 101.27), а в п. 83.7 говорится о гидрометеорологической безопасности. Развёрнуто представлены также разделы "Научно-техническое развитие" и "Экологическая безопасность и рациональное природопользование".

Предыдущий указ Стратегии национальной безопасности был принят в 2015 году и теряет свою силу.

pdf Текст документа

Печать

Президент подписал Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов».

Федеральный закон принят Государственной Думой 1 июня 2021 года и одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности, которая сопровождается выбросами парниковых газов (газообразных веществ природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение), и направлен на создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации при снижении уровня выбросов парниковых газов.

Федеральным законом устанавливаются принципы ограничения выбросов парниковых газов, определяются меры по ограничению таких выбросов, полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области ограничения выбросов парниковых газов.

Предусматривается, что целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для экономики Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с указами Президента Российской Федерации и документами стратегического планирования федерального уровня с учетом поглощения парниковых газов в лесах и иных естественных экологических системах и исходя из обеспечения устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей применяемых технологий, объема инвестиций, выручки от реализации товаров, работ, услуг и суммы поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствующей отрасли экономики Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе реализовывать климатические проекты (мероприятия, обеспечивающие сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов).

Предусматривается создание реестра углеродных единиц – информационной системы, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними.

Федеральным законом устанавливается обязанность регулируемых организаций, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 тысяч тонн углекислого газа в год и более и 50 тысяч тонн углекислого газа в год и более, представлять отчеты о выбросах парниковых газов начиная с 1 января 2023 года и 1 января 2025 года соответственно.

Ссылка: http://kremlin.ru/acts/news/66061

Печать

iXBT: Названы самые быстрые суперкомпьютеры

Японскому суперкомпьютеру Fugaku на однокристальных системах Fujitsu A64FX на архитектуре Arm удалось удержаться на первом месте

Опубликована 57-я редакция списка TOP500, в котором перечислены самые высокопроизводительные компьютеры мира.

C ноября 2020 года мало что изменилось, так как японскому суперкомпьютеру Fugaku на однокристальных системах Fujitsu A64FX на архитектуре Arm удалось удержаться на первом месте. Fugaku был разработан Riken и Fujitsu, он имеет результат теста High Performance Linpack (HPL) 442 петафлопсов. Это втрое больше, чем у занявшей второе место системы IBM Summit на процессорах Power9 и ускорителях Nvidia Tesla V100.

Согласно TOP500, единственная новинка в этом списке — американский суперкомпьютер Perlmutter, который основан на платформе HPE Cray Shasta и гетерогенной системе. Perlmutter удалось достичь производительности 64,6 петафлопсов, но при этом его энергопотребление намного ниже, чем у обогнавших его конкурентов. Perlmutter занял пятое место.

Как утверждает FutureTimeline, в 2021 году мы должны увидеть компьютеры с производительностью более одного экзафлопса. Следующий список TOP500 должен выйти в ноябре.

Составители рейтинга отметили, что процессоры AMD стали использоваться больше, а также что Китай больше не доминирует в списке, как это было несколько лет назад.

Ссылка: https://www.ixbt.com/news/2021/06/29/nazvany-samye-bystrye-superkompjutery.html

Печать

Исполнительный совет ВМО одобрил единую политику в области данных

Свободный обмен данными о системе Земля жизненно необходим для укрепления системы наблюдений и удовлетворения растущего спроса на обслуживание в эпоху изменения климата

ЖЕНЕВА, 24 июня 2021 года — Исполнительный совет Всемирной метеорологической организации в своем знаковом решении одобрил единую политику международного обмена данными о системе Земля, чтобы помочь своим Членам удовлетворить взрывной рост спроса на обслуживание в области погоды, климата и водных ресурсов, поскольку мир борется с двойной проблемой — изменения климата и увеличения частоты экстремальных погодных явлений.

Проект резолюции о политике в области данных, который должен быть принят на внеочередной сессии Всемирного метеорологического конгресса с участием всех 193 Членов, запланированной на октябрь 2021 года, открывает путь для масштабного обновления политики в области свободного и неограниченного обмена данными, которая была основой ВМО с момента ее создания более 70 лет назад.

Единая политика ВМО в области международного обмена данными о системе Земля основана на стратегическом комплексном подходе ВМО к системе Земля для всего мониторинга и прогнозирования погоды, климата, воды и связанных с ними явлений окружающей среды, и она послужит основой для более широких усилий по укреплению глобальных сетей наблюдений и поможет преодолеть региональные различия.

«Для того чтобы удовлетворить спрос на обслуживание и прогнозы, крайне важно улучшить обмен данными о погоде, климате, воде и океане. Серьезные пробелы в данных и наблюдениях за погодой, особенно в Африке и островных государствах, оказывают значительное негативное влияние на точность заблаговременных предупреждений как на местном, так и на глобальном уровне», — сказал Генеральный секретарь ВМО профессор Петтери Таалас.

«Пересмотр политики ВМО в области данных принесет выгоду всему обществу и позволит нашему глобальному сообществу лучше работать вместе для предоставления обслуживания, которое защищает жизнь, средства к существованию и имущество», — сказал профессор Таалас.

«Это очень, очень важный шаг — иметь такую единую политику в области данных для ВМО», — сказал Президент ВМО Герхард Адриан. «У нас много решений по политике в области данных, и теперь у нас есть единый подход, где собраны все эти части».

«Это большая веха и исторический момент», — сказал Мишель Жан, президент Комиссии по инфраструктуре ВМО, которая разработала резолюцию о политике в области данных, одобренную на виртуальной сессии Исполнительного совета, проходившей с 14 по 25 июня.

Численное прогнозирование погоды

Предоставление метеорологического и климатического обслуживания зависит от регулярного международного обмена данными о погоде и климате, семь дней в неделю, 365 дней в году, часто в течение нескольких минут реального времени.

Данные наблюдений поступают в модели численного прогнозирования, а результаты этих моделей используются в качестве основы для метеорологического и климатического обслуживания. Основной целью учреждения ВМО в 1951 году было создание координационного механизма для сбора и международного обмена такими данными, как входными данными наблюдений, так и полученными результатами — в первые годы в основном метеонаблюдениями и предупреждениями, а также долгосрочной климатической статистикой, позже также расширенной до результатов моделирования.

Текущая политика ВМО в области данных изложена в трех отдельных резолюциях Конгресса — резолюции 40 (Кг‑XII, 1995 г., касающейся погоды) и двух последующих резолюциях (резолюция 25 (Кг‑XIII) и резолюция 60 (Кг‑17)), касающихся воды и климата.

Новая резолюция ВМО о единой политике в области данных, для сравнения, охватывает семь областей и дисциплин — все данные о системе Земля, относящиеся к ВМО, — в едином программном заявлении, и, таким образом, выходит за рамки традиционных областей метеорологических, климатических и гидрологических данных, включая теперь также области состава атмосферы, океанов, криосферы и космической погоды.

Увеличение числа наблюдений, обмен которыми ведется на международном уровне, для использования в глобальных и региональных моделях численного прогнозирования погоды (ЧПП) поможет значительно улучшить качество этих информационных продуктов. Эта политика также обеспечит развивающимся странам лучший доступ к этим ключевым видам продукции данных. В результате улучшение качества прогнозов и других видов обслуживания будет ощущаться повсюду на земном шаре, но оно будет особенно заметно в тех областях, где нынешний охват данными наблюдений недостаточен, в том числе во многих развивающихся странах.

Кроме того, резолюция о политике в области данных расширяет охват от учета ранее только национальных метеорологических и гидрологических служб до одобрения соответствующего обмена данными между всеми партнерами, включая учреждения, не входящие в метеорологические и гидрологические службы, быстро растущий частный сектор и научные круги.

«В качестве основополагающего принципа Всемирной метеорологической организации (ВМО) и в соответствии с растущими потребностями в ее научно-технических знаниях ВМО обязуется расширять и активизировать свободный и неограниченный международный обмен данными о системе Земля» — говорится в резолюции Исполнительного совета, согласованной 22 июня.

Двухуровневый подход

Резолюция предусматривает сохранение двухуровневого подхода:

  • Члены ВМО предоставляют на свободной и неограниченной основе базовые данные, необходимые для предоставления обслуживания в поддержку защиты жизни и имущества, а также благосостояния всех наций, и которые необходимы для бесшовного и точного мониторинга и прогнозирования метеорологических, климатических, гидрологических и других соответствующих условий окружающей среды.
  • Членам следует также предоставлять рекомендуемые данные, которые требуются для поддержки деятельности по мониторингу и прогнозированию системы Земля на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также для оказания дальнейшего содействия другим Членам в деле предоставления метеорологического, климатического, гидрологического и связанного с ними обслуживания в области окружающей среды в пределах их государств и территорий.

Такой дифференцированный подход позволит, во-первых, защитить и обеспечить международный обмен теми данными, которые необходимы для защиты жизни и средств к существованию. Кроме того, он поощряет обмен гораздо более обширным объемом данных, что позволит Членам расширить и улучшить мониторинг и прогнозирование системы Земля.

Конкретные детали в отношении того, что считается «базовыми данными» и «рекомендуемыми данными», содержатся в технических регламентах ВМО, которые могут быть изменены, расширены и обновлены в соответствии с технологиями и возникающими потребностями, а не требуют внесения полноценных поправок в саму резолюцию по политике в области данных. Обновления технических регламентов по‑прежнему должны утверждаться Конгрессом, но в силу их узкой направленности и ограниченной сферы охвата процесс их утверждения, как правило, значительно менее сложен, чем в случае политики в области данных.

Резолюция 40 (обмен метеорологическими данными) — уже содержит формулировку, обязывающую Членов обмениваться минимальными данными, необходимыми для эффективного принятия решений на всех уровнях в поддержку основных видов обслуживания населения. Новая политика со временем позволит обозначать данные и из других дисциплин, связанных с системой Земля, как «базовые данные», по мере того, как требования к обмену данными будут совершенствоваться и приобретать глобальное признание.

Глобальная опорная система наблюдений

В дополнение к единой политике в области данных Исполнительный совет также утвердил резолюцию, устанавливающую подробные положения о Глобальной опорной системе наблюдений, реализация которой будет гарантировать обмен минимальным количеством крайне необходимых данных наземных наблюдений от всех Членов для глобальных систем ЧПП, которые обеспечивают основу для всех видов метеорологического, климатического и другого связанного системой Земля обслуживания.

Хотя ГОСН обеспечит экономические выгоды, которые, по скромным оценкам, составят более 5 миллиардов долларов в год, в результате только ожидаемых улучшений в прогнозировании погоды, ВМО признает, что внедрение этой сети будет сложной задачей для многих из наименее обеспеченных ресурсами Членов.

Поэтому предлагаемый Фонд финансирования систематических наблюдений (ФФСН) призван обеспечить необходимую финансовую и техническую поддержку наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств для содействия реализации ГОСН, но с точки зрения заполнения существующих пробелов в охвате данными наблюдений и содействия поддержанию функционирования сети наблюдений в долгосрочной перспективе.

Реформа ВМО

Исполнительный совет также утвердил ряд рекомендаций для принятия внеочередной сессией Всемирного метеорологического конгресса 2021 года (Кг‑Внеоч.(2021)) по всеобъемлющему обзору региональных механизмов и подходов ВМО в рамках второго этапа реформы ВМО.

Рекомендации направлены на повышение эффективности и результативности деятельности региональных ассоциаций и расширение внутри- и межрегионального сотрудничества, партнерства и мобилизации ресурсов.

В частности, рекомендации приведут к более эффективному выполнению Членами ВМО решений Конгресса и Исполнительного совета ВМО; улучшению взаимодействия с системой ООН, региональными экономическими комиссиями и региональными организациями; укреплению потенциала региональных бюро ВМО по координации региональных партнерств и мероприятий; усилению вовлечения частного сектора и научных кругов; более эффективной поддержке и развитию потенциала Членов ВМО.

Ссылка: https://public.wmo.int/ru/media/...

Печать

Science: Трансформационная адаптация к изменениям климата в США: тенденции и перспективы

Адаптация к новым реалиям

Успешное реагирование на последствия изменения климата станет проблемой для многих сообществ, особенно для городов. Рассматривая ситуацию в Соединённых Штатах, авторы изучают, как заинтересованные стороны могут помочь в повышении устойчивости городов даже в отсутствие федерального руководства. Они обсуждают, как местные органы власти и правительства штатов, частный сектор и гражданское общество могут участвовать в адаптации к экстремальным погодным явлениям и другим последствиям изменения климата, которые ожидаются в будущем. Подготовка к этим надвигающимся проблемам требует согласованных и коллективных ответов на всех уровнях и во всех слоях общества.

По мере нарастания изменений климата гражданское общество всё чаще призывает к преобразовательной адаптации, устраняющей факторы уязвимости к изменению климата. Авторы рассматривают тенденции в том, как федеральное правительство, частный сектор и гражданское общество США планируют адаптацию к изменению климата. Обнаружено растущее расхождение в их подходах и влиянии. Эта несогласованность увеличивает неадекватные инвестиции в климатически неэффективные инфраструктуру и правовые реформы в финансовом и профессиональном секторах и повышают уязвимость общества к климатическим воздействиям. Если бы эти субъекты активно и сознательно участвовали в трансформационной адаптации, им нужно было бы обратить внимание на материальные, относительные и нормативные факторы, поддерживающие существующие системы. На основе обзора литературы о преобразованиях и коллективном воздействии авторы в заключение приводят направления исследований и участия в политике, чтобы поддержать дальнейшую адаптацию к преобразованиям.

Ссылка: https://science.sciencemag.org/content/372/6549/eabc8054

Печать

Euronews: Принят Европейский климатический закон

Европейский союз намерен к 2050 году нейтрализовать свои выбросы углекислого газа. Подавляющим большинством евродепутаты одобрили в Брюсселе климатический закон. Его цель - сделать ЕС ведущей силой и образцом в борьбе мирового сообщества с изменениями климата и предотвращении стихийных бедствий. Доклад по этому вопросу подготовила шведский социалист Ютте Гутеланд:

«Я очень счастлива. Я рассматриваю это как большой шаг на впечатляющем пути Европы и ЕС к достижению климатической нейтральности. Это также исторический пусть. Начавшись как Союза угля и стали мы становимся климатически нейтральным союзом, и это круто. Это очень крутой день ».

Её доклад призывает также к сокращению парниковых выбросов как минимум на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года. Председатель парламентского комитета по окружающей среде французский либерал Паскаль Канфэн указывает, что Еврокомиссия ставила более скромные задачи:

«Достигнут компромисс. Все мы знаем, что Европарламент был готов пойти дальше. Но и с этим климатическим законом мы будем становится чище в два с половиной раза быстрее в следующем десятилетим, чем в предыдущем».

Климатическим законом предусмотрено созданию научного консультативного комитета. Работающие в нём экологи будут оценивать согласованность действий стран-членов и прогресса всего Союза в предотвращении перегрева планеты. Но некоторые фракции требуют более радикальных мер. Немецкий «Зелёный» Михаэль Блосс не уверен, что закон позволит сократить всемирное потепление до 1,5° C.

«Учёные говорят нам, что лежащий на столе климатический закон приведет к повышению глобальной температуры на 2–3 градуса. Так что это явно нарушает Парижское соглашение».

Консерватор Анна Залевска из предупреждают, что меры по ослаблению влияния Европы на климат дорого обойдется гражданам и правительствам. В её родной Польше придётся закрыть угольную промышленность.

«Принятый документ вызывает разочарование. Денег на него сейчас нет. Без должного финансирования не удастся добиться справедливого для всех результата. Закон о климате содержит приказы и запреты. Он не только приведёт к новым налогам, но и увеличит стоимость повседневной жизнь ».

Климатический закон - это центральный элемент Зелёной сделки стран ЕС. К 14 июля Еврокомиссия обещает представить новые, более амбициозные предложения по предвращению изменений климата. В них будут учтены появившие в последнее время технологические возможности.

Ссылка: https://ru.euronews.com/2021/06/24/eu-parliament-climate-law

Печать

ТАСС: На саммите БРИКС планируется выработать пятисторонние обязательства по климату

Как сообщил замглавы МИД РФ Сергей Рябков, Москва стремится выработать сбалансированный подход в борьбе с изменениями климата

МОСКВА, 23 июня. /ТАСС/. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) выработают пятисторонние обязательства по климату на саммите, который должен состояться в конце 2021 года под председательством Индии. Об этом сообщил в среду замглавы МИД РФ, шерпа в БРИКС Сергей Рябков на 25-й ежегодной российской конференции инвесторов.

"Чуть позже, когда будет проводиться саммит стран БРИКС под председательством Индии, мы услышим о пятисторонних обязательствах [по климату]. В противном случае не получится поддерживать актуальность экологической повестки на площадке БРИКС", - сказал он.

Как отметил Рябков, выполнение глобальных целей по достижению устойчивого развития и предотвращению климатических изменений является главной мировой задачей, это должно стать приоритетом и для БРИКС. "Экологическая повестка постоянно набирала обороты на площадке БРИКС за последние годы, и актуальность ее становилась все выше, это можно отследить по количеству информации, которой мы обменивались в течение последних лет. Кроме того, сама повестка становилась сложнее и комплекснее", - продолжил высокопоставленный дипломат.

РФ, по его словам, стремится выработать сбалансированный подход в борьбе с изменениями климата. "Россия считает, что нужно выработать рациональный подход и сочетать и возобновляемые источники энергии, и углеводороды. Нам кажется, что не стоит бросаться в крайности", - резюмировал Рябков.

Ссылка: https://tass.ru/obschestvo/11729195

Печать

Bellona.ru: Углеродное регулирование или «просто отчетность»?

После двух лет обсуждений и правок Госдума приняла в окончательном чтении закон об ограничении выбросов парниковых газов. Документ вводит понятие «целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов» и обязательную отчетность по ним.

Поводом для создания нового закон стало поручение президента Владимира Путина подготовить Стратегию развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% по сравнению с уровнем 1990 года.

Однако процесс принятия закона о парниковых газах растянулся на долгое время. А настоящим импульсом для его утверждения стало «обострение» международных климатических процессов – введение в Евросоюзе трансграничного углеродного регулирования. Стало очевидным, что новая европейская регуляция приведет к применению новых налогов и сборов для российских экспортеров, чьи показатели сокращения выбросов сильно отстают от общемировых. Как подсчитали аналитики группы KPMG, потери российских производителей могут составить около 35 миллиардов евро к 2025-2030 гг.

Как подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин, проект закона о парниковых газах подготовлен в рамках международных обязательств России и ее новой климатической политики. По словам главы правительства, появится система государственного учета и реализации проектов сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения, при этом все предприятия, работа которых сопровождается значительными объёмами выбросов парниковых газов, будут обязаны отчитываться об этом.

Уполномоченный орган, куда предприятия будут ежегодно предоставлять отчетность о выбросах, определит правительство. Первыми такие данные будут предоставлять крупные компании с объемом выбросов более 150 тыс. т эквивалента углекислого газа в год. А после 2024 г. это будут обязаны делать и предприятия с объемом выбросов более 50 тыс. т. За несвоевременную подачу отчетов или недостоверную информацию предусмотрена административная ответственность – для этого планируется внести поправки в Кодекс административных правонарушений.

Историю создания закона гладкой не назовешь – председатель Комитета Торгово-промышленной палаты по природопользованию и экологии Сергей Алексеев рассказал о препятствиях, возникших на пути согласования документа: «Первоначальный вариант закона был написан достаточно вменяемо и должен был уйти на согласование. И когда этот процесс начался, капитаны нефтяной промышленности при поддержке некоторых чиновников из Администрации президента сделали все возможное, чтобы сделать из этого документа сугубо рамочный и декларативный закон, не накладывающий ни на кого никаких обязательств».

Поскольку часть представителей бизнеса, особенно, связанного с добычей и переработкой углеводродов, считает, что углеродное регулирование в любом виде станет дополнительным финансовым бременем для них, было принято решение начать с «мягкого» регулирования – то есть без введения дополнительной налоговой нагрузки.

Подтверждая эту особенность нового закона заместитель министра экономического развития Илья Торосов сказал: «Мы не вводим ни налоговых сборов, ни каких-либо штрафов за отчётность, не вводим квот – законопроект на это не нацелен. Мы просто собираем отчётность, чтобы понимать, как мы выполняем указ президента во исполнение Парижского соглашения, позволяем компаниям на рынке заниматься добровольными климатическими проектами, как им будет угодно, и создаём понятийный аппарат».

По мнению заведующего научно-учебной лабораторией экономики изменения климата Высшей школы экономики Игоря Макарова, сокращать выбросы в России гораздо дешевле, чем в Европе, поэтому отечественный бизнес даже сможет выиграть от введения на своей территории цивилизованных рыночных инструментов сокращения выбросов и интеграции их с европейскими. «Бизнес опасается углеродного регулирования, так как видит в нем дополнительную налоговую нагрузку. Однако есть множество способов сделать такое регулирование фискально нейтральным», – считает он.

Важным компонентом нового закона является официальное признание понятия «целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов», – считает глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. – Документ вводит в оборот так называемые «углеродные единицы». Их будут предъявлять отечественные производители при экспорте продукции и также засчитывать наши зарубежные партнеры». Как пояснил глава думского комитета, принятие законопроекта – это «первый шаг в создании российского законодательства, которое позволит осуществить углеродное регулирование».

Как следует из пояснительной записки к документу, помимо регулирования хозяйственной и другой деятельности, приводящей к выбросам в атмосферу парниковых газов, он также должен сформировать необходимую правовую базу для получения полной и достоверной информации организаций о таких выбросах. «В этих целях законопроект предусматривает обязанность хозяйствующих субъектов, деятельность которых сопровождается значительными выбросами парниковых газов, представлять в уполномоченный орган отчеты о выбросах парниковых газов. Критерии деятельности, которая сопровождается значительными выбросами парниковых газов, будут установлены актом правительства РФ», – говорится в документе.

Кроме того, документ открывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возможность реализовать климатические проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения. Для этого предусмотрено принятие критериев отнесения проектов к климатическим, а также будет определен порядок проверки и утверждения результатов.

Как следует из документа, «важным элементом углеродного регулирования является новый механизм осуществления проектной деятельности, в рамках которого в обращение могут быть введены углеродные единицы, возникающие в результате реализации климатических проектов».

Подчеркивается, что появление данного механизма позволит российским производителям снижать углеродный след своей продукции, а также вовлекать в деятельность по сокращению выбросов парниковых газов заинтересованные организации, что будет способствовать модернизации производственных мощностей, внедрению новых технологий, а также повышению качества природных поглотителей парниковых газов.

По словам министра экономического развития Максима Решетникова, утвержденная новым законом модель углеродного регулирования будет действовать на территории всей страны уже со следующего года.

Вместе с законом «Об ограничении выбросов парниковых газов» в течение полугода предстоит разработать и принять 11 подзаконных актов для его реализации, в том числе порядок государственного учета выбросов парниковых газов и представления углеродной отчетности, перечень регулируемых парниковых газов, целевые показатели сокращения их выбросов, критерии климатических проектов и др.

«Кроме этого необходимо подготовить изменения в Кодекс административных правонарушений и Налоговый кодекс, – отметил министр экономразвития. – К этой работе мы уже приступили вместе с коллегами из Минфина и Минюста».

«Важно, чтобы вступление в силу закона было синхронизировано со всем пакетом нормативных актов», – подчеркнул министр.

Ссылка: https://bellona.ru/2021/06/22/carbon-law/

Печать

Nature Communications Earth & Environment: Недорогой метод постобработки улучшает прогнозы погоды по всему миру

Компьютерные прогнозы погоды предсказывают одно значение на каждую ячейку (площадью около 400 км2) сетки, которая понрывает всю поверхность Земли. Если погода заметно меняется внутри ячейки, прогнозы для конкретных участков неизбежно не срабатывают. Авторы представляют метод статистической постобработки для ансамблевых прогнозов, учитывающий степень вариации в пределах каждой ячейки, смещение шкалы сетки и зависимость каждого из них от погоды. При применении этой постобработки качество значительно улучшается по всему миру; например, для экстремальных дождей хорошие прогнозы продлеваются на пять дней вперёд по сравнению с менее чем одним днём ​​без постобработки. Улучшение качества связано с созданием огромных наборов калибровочных данных путём агрегирования на глобальном, а не на местном уровне, различий между прогнозами и наблюдениями везде и всякий раз, когда наблюдаемый «тип погоды» был схожим. Также вносит свой вклад упор на понимание метеорологии. Авторы предлагают, чтобы приложения для их методологии включали улучшенные предупреждения о внезапных наводнениях, понимание физических недостатков модели и глобальный точечный повторный анализ.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s43247-021-00185-9

Печать