Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

РИА Новости: Патрушев предупредил о глобальном кризисе из-за изменения климата

МОСКВА, 24 июн - РИА Новости. Изменение климата может перекроить политическую карту мира и спровоцировать небывалый по масштабам глобальный кризис, заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

"Нельзя забывать об изменении климата, которое уже в первой половине столетия может перекроить политическую карту мира, а при самых неблагоприятных сценариях – спровоцировать небывалый по масштабам глобальный кризис, который отбросит развитие человечества на десятилетия назад", - сказал Патрушев на Московской конференции по международной безопасности.

Как отмечают ученые, скорость изменения климата связана с антропогенными выбросами парниковых газов. Задача человечества - снизить объемы выбросов и "затормозить" изменение климата. Повышение температуры приведет к усилению засух и наводнений, изменению мест обитания человека и животных, увеличению числа экстремальных погодных явлений. Кроме того, прогнозируется появления большого количества климатических беженцев из стран, где будет остро ощущаться дефицит воды, а также затопленных в связи с подъемом уровня океана.

Ссылка: https://turbo.ria.ru/20210624/klimat-1738369323.html

Печать

Nature Climate Change: Асимметрия отклика климата и углеродного цикла на положительные и отрицательные выбросы CO2

Отрицательные выбросы CO2 (извлечение углекислого газа из атмосферы) являются ключевой мерой по смягчению последствий в сценариях выбросов, соответствующих ограничениям температуры, принятым Парижским соглашением. Обычно предполагается, что отклик климата и углеродного цикла на отрицательную эмиссию СО2 равен по величине и противоположен по знаку отклику на эквивалентную положительную эмиссию СО2. Авторы проверили гипотезу о том, что эта реакция является симметричной, используя в модели системы Земли положительные и отрицательные импульсы выбросов СО2 разной величины, характерные для разных климатических состояний. Результаты показывают, что выброс CO2 в атмосферу более эффективен для увеличения атмосферного CO2, чем эквивалентное удаление CO2 при его снижении, причём асимметрия увеличивается с величиной выброса/удаления. Результаты этого исследования предполагают, что компенсация положительных выбросов CO2 отрицательными выбросами той же величины может привести к другому климатическому результату, нежели простая нейтрализация выбросов CO2.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41558-021-01061-2

Печать

Arctic PASSION: укрепление систем наблюдений в Арктике

Глобальное сообщество ВМО по наблюдению за криосферой поддерживает новый международный проект по укреплению систем наблюдений в Арктике в условиях быстрых изменений климата и окружающей среды.

Европейский союз выделит 15 миллионов евро из программы "Горизонт 2020" для финансирования проекта "Arctic PASSION" на период с 2021 по 2025 год. Под руководством Немецкого Института Альфреда Вегенера консорциум из 35 партнеров из 17 стран будет содействовать интеграции международных систем наблюдения за окружающей средой в Арктике и совершенствовать адаптацию этих систем к потребностям пользователей.

Ссылка: https://public.wmo.int/en/media/news/arctic-passion-seeks-improve-observing-systems

Печать

EOS: Сибирские волны тепла были бы практически невозможны без человеческого влияния

Новое исследование показывает, что исключительно высокие температуры, наблюдавшиеся в Сибири в первой половине 2020 года, были бы крайне маловероятными при отсутствии антропогенного изменения климата.

Прошлый год был жарким. НАСА заявило, что 2016 год стал самым жарким в истории наблюдений, а Метеорологическое бюро Соединенного Королевства – о том, что 2020-ый был последним годом самого тёплого 10-летнего периода из когда-либо зарегистрированных. Температуры были особенно высокими в Сибири, где в некоторых районах среднемесячные значения превышали более чем на 10°C среднемесячные значения за 1981–2010 гг. В целом, с января по июнь в Сибири был самый тёплый период с начала наблюдений; 20 июня в городе Верхоянск, Россия, температура достигла 38°C - самой высокой температуры, когда-либо зарегистрированной за Полярным кругом.

В новой статье в журнале Climatic Change Эндрю Чаварелла (Andrew Ciavarella) из Метеорологического бюро и международная группа ученых-климатологов показали, что продолжительная жара в Сибири была бы почти невозможна без изменения климата, вызванного деятельностью человека. Они обнаружили, что глобальное потепление сделало волну жары по крайней мере в 600 раз более вероятной, чем в 1900 году.

Чаварелла сказал, что без изменения климата такое событие могло бы происходить реже, чем один раз в тысячи лет, «тогда как в текущих климатических условиях вероятность такого события увеличилась до одного за 130-летний период». Чаварелла и его соавторы являются частью инициативы World Weather Attribution, стремящейся «проанализировать и сообщить о возможном влиянии изменения климата на экстремальные погодные явления».

По данным Метеорологического бюро, события, приведшие к продолжительной жаре в Сибири, начались осенью предыдущего года. В конце 2019 года диполь в Индийском океане - разница в температуре поверхности моря между западной и восточной частью Индийского океана - достиг рекордно высокого уровня, нагнетая струйный поток и приведя к низкому давлению и экстремальному теплу в конце зимы над Евразией. Эта не по сезону тёплая погода сохранялась до весны и уменьшала ледяной и снежный покров, что усугубляло тёплые условия за счёт увеличения количества солнечной энергии, поглощаемой сушей и морем.

Каталогизация прошлого, прогнозирование будущего

В результате высокие температуры обернулись целым рядом бедствий. Наиболее очевидными были лесные пожары, в результате которых было сожжено почти 255 000 квадратных километров сибирских лесов, что привело к выбросу 56 мегатонн углекислого газа в июне. Жара также спровоцировала эпидемию древесных мотыльков и вызвала таяние многолетней мерзлоты, ставшей причиной разрушения инфраструктуры и разливов топлива, в том числе одной утечки 150 000 баррелей дизельного топлива.

Исследователи сравнили климат с глобальным потеплением и без него, используя длинные серии наборов данных наблюдений и моделирование климата. Они обнаружили, что по сравнению с началом 20-ого века аналогичные чрезвычайно тёплые периоды в Сибири были как минимум на 2°C холоднее. Глобальное потепление также сделало рекордную июньскую температуру в Верхоянске гораздо более вероятной: максимальные температуры были как минимум на 1°C выше, чем они были бы в 1900 году.

Исследователи также «заглянули» в будущее. Они обнаружили, что к 2050 году такие периоды потепления могут быть на 2,5–7°C жарче, чем в 1900 году, и на 0,5–5°C теплее, чем в 2020 году. «Точно такие же события, что мы видели, будут учащаться, и не будет неожиданностью, что тогда вы увидите также события ещё большего масштаба», - сказал Чаварелла.
Дим Куму (Dim Coumou), климатолог из Vrije Universiteit Amsterdam, согласен с тем, что такого события не могло бы произойти в доиндустриальном климате. «С глобальным потеплением летние температуры становятся выше, и, следовательно, вероятность волн тепла и продолжительных тёплых периодов действительно сильно возрастает», - пояснил он, добавив, что эта закономерность особенно выражена в Сибири, поскольку в высоких широтах потепление происходит быстрее. Куму не участвовал в новом исследовании.

«Помимо местных проблем (таких как влияние на здоровье теплового воздействия, лесные пожары и разрушение конструкций, построенных в зоне таяния многолетней мерзлоты), мы также должны быть обеспокоены более широким воздействием тепловых явлений в Сибири», - сказал Мартин Стендель (Martin Stendel), климатолог из Датского метеорологического института. Стендель не участвовал в новом исследовании, но работал над другими исследованиями World Weather Attribution (например, таяние многолетней мерзлоты выделяет в атмосферу парниковые газы, такие как углекислый газ и метан).

«Мы должны осознавать, что всё это может иметь глобальные последствия», - сказал он.

Ссылка: https://eos.org/articles/siberian-heat-wave-nearly-impossible-without-human-influence

Печать

Science: Планируемый переезд: плюралистическая и интегрированная наука и управление

Хотя в переселении населения нет ничего нового, глобальные изменения окружающей среды, такие как изменение климата, повышение уровня моря и изменение землепользования, увеличивают вероятность переселения потенциально миллионов людей, особенно в прибрежных регионах. В глобальном масштабе только повышение уровня моря может привести к тому, что к 2050 году 340 миллионов человек окажутся на землях, расположенных ниже уровня затопления (1). Потребность в переселении возрастёт из-за таких рисков, отсутствия финансирования для стратегий защиты и размещения и/или того факта, что морские стены и другие меры в конечном итоге станут неэффективными. Поэтому нынешние подходы к планируемому переселению, такие как выкуп отдельных домохозяйств, вероятно, будут «крайне неадекватными» в будущем (2). Авторы обсуждают, как наука, управление и их взаимодействие должны развиваться, чтобы запланированное переселение стало стратегическим вариантом, улучшающим положение людей, сообществ и окружающей среды. Отправной точкой является признание того, что переселение предполагает физический переход из мест, подверженных угрозам глобальных изменений, а также необходимости трансформации институтов, социальных сетей, культурных ассоциаций, экономических отношений и других аспектов образа жизни сообщества.

Учитывая, что переселение - это событие, меняющее жизнь, такие организации, как Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, утверждают, что его необходимо планировать и осуществлять при значительном участии затронутых сторон и проводить его для улучшения (или, по крайней мере, сохранения) их качества жизни. Чтобы обеспечить способность реагировать на изменяющиеся условия и предпочтения, переселение должно быть частью гибкого и взаимосвязанного набора стратегий адаптации, который также включает выживание (ответные, краткосрочные меры по снижению риска) и постепенные корректировки (меры по повышению сопротивляемости и/или устойчивости) (3). То, как объединить эти различные меры в стратегическое портфолио политики и действий, требует от науки и управления поддержки открытых процессов адаптивного планирования, управляющих компромиссами между интересами, неопределённостями в знаниях и институциональной двусмысленностью, создаваемой пересекающимися юрисдикциями, властями, и экспертизы.

Планируемое переселение - это сложная социальная дилемма, которая включает множество структурных, перцептивных, экономических и межличностных движущих сил, препятствующих коллективным действиям. Это будет включать решение сложных вопросов, например, какие процессы принятия решений используются, кто переезжает (и когда), как выплачивается компенсация, куда осуществляется переезд, какая помощь предоставляется (и кому) в принимающих общинах, как устраняются брошенные отходы и экологическое наследие, а также как отслеживаются и соблюдаются соглашения. Не существует единого наилучшего подхода к движению сообщества - заинтересованные стороны с конфликтующими целями будут видеть это по-другому, даже если они разделяют основные взгляды на мир. Взаимодействие социальных и экологических триггеров и отсутствие предпочтительного пути делают запланированное отступление похожим на другие дилеммы глобальных изменений. Но потенциальный масштаб, экзистенциальный характер необходимых преобразований и сложность проблем управления делают его особенно требовательным.

Управленческое партнерство

Несмотря на масштабность проблемы, сейчас жизненно важно конструктивно привлекать науку и управление к планированию физических переходов и социально-экономических преобразований, которые снижают риски и улучшают положение людей, сообществ и окружающей среды. Здесь предлагается несколько идей по улучшению партнерских отношений в сфере управления при разработке стратегий планируемого переселения.

Устранение порочных стимулов и внедрение инклюзивного управления

Существующие институты и процессы управления будут расширены для решения проблем планирования и осуществления переселения таким образом, чтобы это соответствовало основным гуманитарным принципам и передовой практике. Это связано с тем, что нынешнее сочетание подходов, институтов и взаимоотношений отвечает за преобладающее распределение привилегий и уязвимости в обществе. Хотя изменение климата играет определённую роль, оно усугубляет существующие проблемы, представляющие собой смесь прошлого управления, укоренившегося неравенства и норм. Потенциальные масштабы переселения во всём мире превосходят всё, что испытывало наше современное глобальное общество. Например, мегаполис Джакарта активно рассматривает возможность переселения из-за растущих климатических угроз, оседания водоносного горизонта и плотности очень уязвимого населения с низкими доходами. Эти проблемы не ограничиваются развивающимся миром, о чём свидетельствует растущий ежегодный ущерб и затраты на восстановление в результате экстремальных климатических явлений для населения в Соединённых Штатах.

Улучшение управления потребует устранения структурного неравенства и многих порочных стимулов и поведенческой динамики, продолжающих побуждать людей селиться в районах, подверженных опасностям. Инновации необходимы для решения проблем организационной разобщённости, плохого планирования и информирования о рисках, психологической привязанности к месту работы и зависимости от продолжающейся работы в плане налоговых поступлений. Эти проблемы могут быть усугублены стратегиями выживания с благими намерениями (например, «эффект дамбы», который снижает точное восприятие риска). В Соединённых Штатах, например, федеральные программы, включая субсидирование поддержки пляжей, Национальную программу страхования от наводнений и федерализацию восстановления после стихийных бедствий, способствуют заселению опасных районов. Начинают появляться наборы инструментов по планированию переселения (4), которые определяют решение проблемы в рамках внутренней правовой базы и международных организаций (например, Управления ООН по снижению риска бедствий) и опыта, накопленного в результате существующих национальных усилий (например, усилий Фиджи по переселению 46 деревень)

Принятие и реализация решений, в которых сообщества добровольно переселяются, потребуют инклюзивных совещательных процессов, которые подчёркивают прозрачность, участие, построение доверия, подотчётность и интерактивный подход к взаимодействию с наукой. Политические или законодательные рамки имеют решающее значение для определения долгосрочных целей и обеспечения надёжных обязательств по поддержанию преемственности целей между учреждениями и политическими мандатами (5). Стратегии должны будут учитывать изменяющиеся обстоятельства (новые научные данные, технологические изменения, новые предпочтения) и управление тактикой реализации на основе рекомендаций экспертов, мониторинга и отчётности, а также подотчётности. В большинстве стран для улучшения доступа к рекомендациям экспертов, координации и консультациям требуются новые учреждения и финансирование. Структура управления переселением должна включать периодическое информирование о будущих рисках, взаимодействие с частным сектором и гражданским обществом, а также механизмы надзора для мониторинга и обеспечения выполнения согласованных планов.

Знание, ориентированное на действия

Разнообразные взгляды на постановку проблемы

Определение проблемы и её контекста - центральная проблема, возникающая при запланированном переселении. Постановка проблемы определяет, что является приоритетным (и что считается неважным), каковы цели, а также какие вопросы будут задаваться и на какие будут даны ответы. Выбор часто оспаривается, и, чтобы избежать маргинализации сообществ, он должен включать различные точки зрения, исходить из конкретного местного контекста текущих системных проблем, усиливать деятельность заинтересованных сторон и объединять различные источники знаний (6, 7).
Особенно сложно тщательно проанализировать различные заинтересованность сторон и типы знаний, которые имеют решающее значение для понимания и определения планируемого переселения (например, отслеживание точек зрения перемещающегося, принимающего и остающегося населения). Формулировка проблемы может учитывать потребность в экспертных знаниях, тактическом взаимодействии и устойчивой пропаганде, чтобы ускорить преобразование планов в действия (6, 8). Кроме того, появляющиеся инновации в вычислительной социальной науке и «совместное производство» исследований (в которых сообщества заинтересованных сторон участвуют в различных аспектах научного процесса) открывают возможности для формализации анализа заинтересованности сторон. Анализ может улучшить идентификацию заинтересованных сторон, категоризацию и отображение взаимосвязей (сил).

Учёт разницы в возможностях

Десятилетия исследований в области планирования, государственного управления, науки об устойчивом развитии и исследований в области науки и технологий позволили изучить, как повысить актуальность и эффективность науки для информирования, планирования и политики для широкого круга социальных, экологических проблем и проблем устойчивости. Несколько важных направлений этой работы являются комплексными, обеспечивающими механизм для создания общественных благ, услуг и институтов (7). Соответственно, при разработке процессов совместного действия речь идёт не только о том, как взаимодействие политиков, заинтересованных сторон и учёных влияет на удобство использования науки. Речь идет также о процессе социальных изменений - о том, как эпистемология (философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие), социальные и культурные нормы, институты и политика, а также властные отношения между сообществами и заинтересованными сторонами взаимодействуют, чтобы определить, кто участвует в процессе, какие типы знаний считаются законными и к каким результатам приводят.

Для таких серьёзных проблем, как запланированный переезд, этот более обширный подход обеспечивает основу для совместного развития знаний и действий. Это требует привлечения различных точек зрения на ценности и знания, когда участники совместного запланированного отступления должны работать вместе, чтобы исследовать нормативные и политические различия, присущие их различным видениям будущего (6).

Критика процессов комплексного подхода заключается в том, что они могут деполитизировать дискурс, используя научные аргументы для пробуждения универсальных идей о том, что «лучше». Их можно структурировать так, как если бы все участники играли равную роль, тогда как на самом деле правительства, крупные неправительственные организации с их экономическими интересами обладают несоразмерной властью и большими возможностями для участия (7). Это не только вопрос процесса, но также возможность повлиять на результаты совместных усилий - например, предпочтение использования узких рамок затрат и выгод, которые заключают, что защитные меры, такие как поддержка пляжа или строительство морских стен, экономически оправданы только для дорогостоящих ресурсов.

Эмпирически обоснованное осознание разнообразных ролей и направления совместных усилий в социальных изменениях предлагает путь для восстановления баланса проблемных отношений, ведущих к неравенству или исключению, или, по крайней мере, избеганию их непредвиденных последствий (7). Скромные шаги, такие как предоставление финансирования, позволяющего недостаточно обслуживаемым общинам участвовать в совместном производстве, или формализация участия консультативных советов коренных народов, также могут помочь уравнять правила игры (9).

Диверсификация источников и типов знаний

Для поддержки запланированного переселения наука должна предоставлять не только технические решения, но и знания о том, как переселить и трансформировать сообщества, включая готовность и возможности различных групп и институтов поддерживать фундаментальные изменения с течением времени (6). Предоставление этих знаний потребует междисциплинарного подхода к исследованиям, который расширяет спектр научных дисциплин и других задействованных источников знаний. Государственные органы и заинтересованные стороны (например, заинтересованные стороны в сфере недвижимости, предприятия, общественные организации) должны быть интегрированы в исследования не только как «пользователи», но и как носители знаний и эксперты по потребностям, предпочтениям, нормам и развивающимся возможностям сообщества для реализации решения. Когда переселение затрагивает общины коренных народов, а не интеграцию традиционных знаний в западную науку, учёные, участвующие в этих процессах, должны способствовать взаимному уважению различных способов познания, участвуя в родовых традициях, таких как региональные информационные бюллетени и дискуссионные круги на родовых собраниях (9, 10).

Информирование о социальных и экономических преобразованиях потребует исследования возможностей и ценностей различных групп населения и институтов. Это требует понимания таких вопросов, как то, что будет мотивировать людей к изменениям, какова способность отдельных лиц и организаций действовать в соответствии со своими предпочтениями и то, как текущие условия и зависимости от пути влияют на жизнеспособность будущих вариантов (6). Необходимо будет «критически мыслить как о результатах, так и о процессах, об институциональной структуре и структуре процессов, [а также] о власти и эффективности» (11).

Выборка из ряда вероятных вариантов будущего для оценки вариантов решения

Наука может быть более эффективной, если она перестанет пытаться предсказать непредсказуемые по своей сути явления. В настоящее время многие лица, принимающие решения, формулируют свои вопросы к учёным как «что произойдёт», а ученые отвечают «прогнозами» (возможностями, основанными на предположениях о будущем радиационном воздействии, которое часто используется в качестве прогнозов). Такое построение, помимо того, что ставит науку в опасное положение для спекуляций, не обязательно так полезно для лиц, принимающих решения, как вопросы «а что, если» о последствиях опционов для многих вероятных вариантов будущего. Наука может быть более полезной, если изменить цель сотрудничества с «прогнозировать, а затем действовать» на исследование гипотетических вопросов о том, какие краткосрочные действия будут совместимы с долгосрочными целями и будут хорошо работать в различных возможных вариантах будущего (12).

В качестве конкретного примера, штат Луизиана сталкивается с повышением уровня моря, оседанием земли, ускорением потери прибрежных земель и увеличением риска штормовых нагонов. Штат инициировал инновационный процесс совместного планирования, в рамках которого в портфель проектов выделяется 50 миллиардов долларов, которые должны быть использованы в течение следующих 50 лет (13). В отличие от традиционных усилий по планированию рисков на основе затрат и выгод, основанных на конкретном ожидаемом будущем («что произойдёт»), генеральный план Луизианы привлёк к широкому участию заинтересованные стороны для определения того, какие инвестиции в проекты приносят немедленную выгоду, обеспечивая гибкость для решения широкого круга проблем, для определения вероятных сценариев будущего, которые могут изменить инвестиционные приоритеты, а также будущие потребности заинтересованных сторон (планирование «что, если»).

Этот подход признаёт, что многие типы неопределённости будут препятствовать суждениям и принятию решений (12). Естественные факторы стресса, которые могут вызвать необходимость в эвакуации, не определены, поскольку они являются возникающими, усугубляющими и каскадными последствиями сложных взаимодействий человека и окружающей среды. Но последствия изменений в будущих ценностях и поведении также неопределённы и, возможно, не менее важны для оценки вариантов решения. Даже в хорошо задокументированных исторических случаях переселения трудно понять, как результаты возникли в результате предпринятых действий, не говоря уже о том, чтобы предвидеть с какой-либо уверенностью, какие желаемые результаты возникнут в результате будущих действий (14).

Одна из важных возможностей - более широко применять методы принятия решений с использованием методов глубокой неопределённости (12). Эти исследовательские подходы основаны на знаниях заинтересованных сторон на местном уровне о ключевых факторах и динамике (человеческих и естественных) и обеспечивают многообещающий механизм информирования о планируемом переселении. Модели и сценарии служат в качестве координационных центров для формирования общего понимания потенциальных последствий различных ценностей и вариантов, предпочитаемых заинтересованными сторонами.

Социальное обучение для наращивания местного потенциала

Переезд - это сложный процесс, который выиграет от расширения диапазона посредников и услуг, доступных для облегчения получения и применения знаний. Заинтересованным сторонам необходимо будет знать не только о том, какие научно надёжные источники информации доступны для противостояния опасностям, с которыми они сталкиваются, но и как эту информацию следует использовать для оценки уязвимости, пересмотра карт наводнений или зонирования, оценки финансовых рисков для изменения ставок страхования и рейтингов облигаций, перепроектировать системы инфраструктуры, обновить планы капитального ремонта и другие планы или установить пороговые значения и системы мониторинга, чтобы запустить следующий этап согласованных мер. Большое внимание уделяется предоставлению климатических сценариев и данных, но для удовлетворения потребностей перемещения необходимо расширить спектр услуг. Необходимые услуги включают в себя не только выявление передовой практики в области проектирования, финансового анализа и других технических анализов, но также поддержку преобразований, наращивание потенциала и установление стандартов для различных типов совещательных и аналитических процессов.

Тематические исследования и пилотные проекты проверяют подходы к решению этих проблем, и следующим полезным шагом будет организация оценки и социального обучения для определения передовой практики и технических рекомендаций. Один из вариантов - включить эту оценку в оценки, такие организаций как Межправительственная группа экспертов по изменению климата и Национальная оценка климата США, чтобы создать фундамент знаний для климатического обслуживания. Это создаст стандарты для услуг, предоставляемых через международные организации, частный сектор, научные круги и государственные агентства (чтобы обеспечить доступность услуг для малообеспеченных сообществ с низким доходом) (15). Другой - это вики-сайт с открытым исходным кодом для климатических решений, который позволит более широкому кругу носителей знаний взаимодействовать и на постоянной основе давать рекомендации по передовой практике, уделяя особое внимание источникам достоверной информации.

Ещё одна возможность - расширить использование посредников - отдельных лиц и организаций, способствующих взаимодействию между заинтересованными сторонами и экспертами (8). Многие промежуточные навыки необходимы на различных этапах совещательного планирования, финансирования, тактической реализации и последующего мониторинга действий по переселению. Учитывая потенциал оспариваемых потребностей и ценностей, важно, чтобы посредники знали о том, как они могут непреднамеренно повлиять на властные отношения или результаты - например, используя типы знаний, аналитические показатели или визуализации, которые отдают предпочтение точкам зрения той или иной группы. «Критический прагматический подход» подчёркивает важность этой осведомленности, а также разработки и критической оценки совещательных процессов, в которых конфликты между сторонами не сводятся к простым дебатам на основе консенсуса (11). Для увеличения числа и повышения эффективности посредников необходимы различные меры, включая профессиональную сертификацию; более широкое признание, в том числе в процессах продвижения по службе и владения недвижимостью; и увеличенное финансирование.

Использование новейших инноваций в области общественной науки и анализа данных

Инновации в области науки о сообществе, зондирования и анализа данных открывают большие перспективы для получения информации о планируемом переселении, если будут решены вопросы конфиденциальности, справедливости и другие проблемы, такие как неадекватное применение общих алгоритмических или сенсорных инструментов (15). Сочетание этих инноваций с мониторингом инвестиций в социально-экономические данные даёт возможность лучше фиксировать взаимозависимую эволюцию человеческих и природных систем, определяющих жизненный опыт и перспективы населения, сталкивающегося с переселением. Например, для области могут быть доступны модели с высоким разрешением масштабов наводнения, но отсутствуют данные о том, как неравенство в агентских полномочиях и правосудии взаимодействует с подверженностью опасностям, чтобы сформировать перспективы использования запланированного переселения для улучшения жизни людей.

Эти инновации повысят полезность стандартных режимов междисциплинарных научных исследований, которые сочетают в себе прогнозы опасностей, инженерный, финансовый и другие анализы для информирования технических решений, способствующих физическим переходам. Дополнительные методологические достижения, которые ещё не были полностью использованы, включают улучшенное прогнозирование опасностей в различных пространственных масштабах; исследования по утрате прибрежной среды обитания и решениям, основанным на природе; новые источники данных, оценки на основе показателей и демографическое моделирование для выявления уязвимых групп населения; и практические стандарты использования аналитики рисков глобальных изменений в инженерных и других профессиях. Эти технические знания могут обеспечить понимание последовательности мер по снижению рисков переходного периода и защитным мерам.

Осознание справедливого переезда

Революционное изменение роли науки с целью сосредоточения внимания на условиях, которые повлияют на способность общества определять справедливые пути переселения, создавать возможности и реализовывать стратегии в условиях неопределённости, потребует «плюралистического и комплексного подхода к знаниям, ориентированным на действия» (6). Такой подход повысит уверенность в способности сообществ успешно справиться с запланированным переселением в массовых масштабах, в которых это может потребоваться. Он должен выработать наиболее этичный и ответственный подход, который поможет пострадавшим.

Литература

1. S. A. Kulp, B. H. Strauss, Nat. Commun. 10, 4844 (2019).
2. J. Carey, Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 117, 13182 (2020).
3. N. Chhetri, M. Stuhlmacher, A. Ishtiaque, Environ. Res. Commun. 1, 015001 (2019).
4. E. Ferris, Int. Organ. Migr. (2017).
5. World Bank, “World Bank Reference Guide to Climate Change Framework Legislation” (Washington, DC 2020); https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/34972.
6. G. Caniglia et al., Nat. Sustain. 4, 93 (2021).
7. C. Wyborn et al., Annu. Rev. Environ. Resour. 44, 319 (2019).
8. P. Kivimaa, W. Boon, S. Hyysalo, L. Klerkx, Res. Policy 48, 1062 (2019).
9. P. Cochran et al., in Climate Change and Indigenous Peoples in the United States: Impacts, Experiences and Actions, J. K. Maldonado, B. Colombi, R. Pandya, Eds. (Springer, 2014; https://doi.org/10.1007/978-3-319-05266-3_5), pp. 49–59.
10. N. Latulippe, N. Klenk, Curr. Opin. Environ. Sustain. 42, 7 (2020).
11. J. Forester, Plann. Theory 12, 5 (2013).
12. V. A. W. J. Marchau, W. E. Walker, P. J. T. M. Bloemen, S. W. Popper, Decision Making under Deep Uncertainty: From Theory to Practice (Springer Nature, 2019); https://library.oapen.org/handle/20.500.12657/22900.
13. J. R. Fischbach, D. R. Johnson, D. G. Groves, Environ. Res. Commun. 1, 111001 (2019).
14. K. de Koning, T. Filatova, Environ. Res. Lett. 15, 034008 (2020).
15. R. H. Moss et al., Weather Clim. Soc. 11, 465 (2019).

Ссылка: https://science.sciencemag.org/content/372/6548/1276

Печать

Science: Пути прибрежного отступления

Существует острая необходимость более серьёзно отнестись к отступлению от побережья как к варианту адаптации к повышению уровня моря и как к стратегии, способной обеспечить положительные заранее запланированные результаты. Появляются первые признаки такого мышления. Авторы демонстрируют, как изучение путей к управляемому отступлению увеличивает возможности в контексте необратимого долгосрочного повышения уровня моря. Отступление обычно оформляется и понимается как единичное действие, которое в основном используется после событий, а не превентивно, и рассматривается как последнее средство. Однако реализация управляемого отступления представляет собой многодесятилетнюю последовательность действий (используя разные пути), включая участие сообщества, оценку уязвимости, планирование землепользования, активное отступление, компенсацию и перепрофилирование. Ниже говорится о том, как могут выглядеть пути к отступлению от побережья и как они могут дать начало гибкой и позитивной трансформационной адаптации, если начать прямо сейчас.

Сокращение пространства решений

Повышение уровня моря во всём мире ускорилось с 1,4 мм/год (1901–1990 гг.) до 3,6 мм/год (2006–2015 гг.) и будет продолжать расти в течение этого столетия (от 10 до 20 мм/год к 2100 году) (1). Уровень моря может подняться на 0,43–0,84 м в глобальном масштабе к 2100 году по сравнению с уровнем 1986–2005 гг. (в качестве медианной оценки при сценариях низких и высоких выбросов соответственно). Однако нельзя исключать подъём на 2 м к 2100 году (1). Существует также чёткая приверженность повышения уровня моря на столетия вперёд из-за инерции как климатической, так и океанической систем; на каждый градус потепления уровень моря в конечном итоге поднимется на ∼2,3 м (2). Неумолимое повышение уровня моря делает неизбежными переселение прибрежных жителей, перенос зданий, инфраструктуры и видов деятельности, даже если глобальное потепление снизится до 1,5 или 2°C. Необходимость уделять более серьёзное внимание путям управляемого отступления становится насущной (3). Начнём с того, что наблюдаемое прибрежное наводнение уже достигает неприемлемого уровня для сообществ и инфраструктуры во многих низколежащих прибрежных поселениях по всему миру (1), и, если адаптация не начнется сейчас, через несколько поколений больше регионов (например, небольшие острова, части побережья США, крупные дельты) будут подвержены риску прибрежных наводнений (1). Для справедливого планирования и реализации заблаговременного отступления требуются десятилетия (3, 4). Кроме того, многие решения, принятые сегодня, устарели и зависимость от них закрывают некоторые варианты решений в будущем. Например, береговая оборона длится многие десятилетия, а охраняемые территории привлекают людей и активы, что даёт основания надеяться на дальнейшую защиту. С другой стороны, создание пространства для роста водно-болотных угодий при повышении уровня моря обеспечивает временный буфер, оставляющий открытыми варианты для дальнейшего развития или более низкий барьер для отступления. Текущее и ускоряющееся повышение уровня моря в сочетании с другими изменениями, связанными с климатом (например, усилением экстремальных явлений, таких как штормы, ливни и речные разливы), и увеличением населения на побережье, уже постепенно сокращают пространство решений доступных вариантов адаптации. Вариантов размещения (например, высоких зданий и убежищ даже при раннем предупреждении) будет недостаточно для снижения прибрежных рисков до приемлемых уровней в условиях наводнений и эрозии, вызванных повышением уровня моря. По мере повышения уровня моря засоление грунтовых вод сделает водные ресурсы непригодными для использования и ограничит производство продуктов питания устойчивыми к засолению культурами. Решения, основанные на естественных процессах, такие как восстановление прибрежных рифов или водно-болотных угодий, вряд ли будут поспевать за комбинированными воздействиями изменения климата (1) и антропогенным давлением, которое привело к сокращению пространства и притока наносов на побережье. Поэтому ожидается, что во многих местах такие реакции будут лишь временной адаптацией (5).

Жёсткая защита, будь то удержание линии (защита) или продвижение в сторону моря (продвижение) с использованием дамб, барьеров или искусственных островов, может быть полезной, например, в богатых ресурсами мегаполисах, но также имеет ограничения, поскольку устойчивое и быстрое повышение уровня моря затруднит расширение инфраструктуры в доступные сроки (6). Кроме того, жёсткая защита не будет доступным долгосрочным решением для каждого сообщества и не будет устранять последствия подъёма грунтовых вод и речных потоков на каждом побережье (6) или существующих и возрастающих остаточных рисков (например, при обрушении дамб). В низколежащих прибрежных районах с разной геоморфологией и уровнем развития отступление предлагает альтернативный вариант (см. Первый рисунок), который в конечном итоге устраняет уязвимость и риски на месте.

 

Динамическая стратегия

Отступление непросто по разным причинам, включая привязанность к месту, высокую стоимость, недостаточную осведомленность о рисках, влияние на поселения внутри страны и политическое сопротивление (3). Например, отступление означает невозвратные затраты на существующие инвестиции в государственную инфраструктуру и частную собственность и не устраняет риск для культурных ценностей, которые нельзя переместить. Однако среди причин, которые делают управляемое отступление полезным, является то, что оно позволяет упорядоченным образом предвидеть и планировать долгосрочные изменения на побережье, что может минимизировать как нагрузку на людей и учреждения, так и несправедливые результаты. Изучение путей может поддержать этапное отступление и помочь разбить отступление на управляемые шаги с течением времени, согласовать его с техническим обслуживанием или другими социальными целями (например, экономическим развитием или охраной окружающей среды) и реализовать отступление в зависимости от того, что произойдёт в будущем. Это могло бы помочь преодолеть сопротивление общества отступлению. Планирование динамических адаптивных программных путей (7) - это практический подход, разработанный для реализации упомянутых целей, который всё чаще используется для поддержки принятия решений по адаптации к изменению климата. На сегодняшний день такое планирование использовалось для решения проблемы адаптации к повышению уровня моря в нескольких местах, включая Нидерланды, Великобританию, США и Новую Зеландию, где меры предполагали зоны без строительства и перемещение населения и активов (5, 6, 8). Долгосрочная перспектива ставит отступление на второй план следом за мерами защиты и адаптации (см. Первый рисунок), избегая увеличения инвестиций, которые в конечном итоге становятся более высокими невозвратными затратами.

Первым шагом в планировании путей является оценка опасности, уязвимости и неопределённостей и определение вариантов адаптации. Вариант адаптации может не достичь целей и/или может достигнуть предела или порога производительности (также называемого критической точкой адаптации) при изменении условий (например, повышения уровня моря). Тогда потребуется новая или дополнительная мера. Точно так же могут возникнуть возможности (например, когда инфраструктура нуждается в замене или когда люди не могут терпеть удары повышения уровня моря, и необходимость отступления становится очевидной). На первом рисунке представлены некоторые пороги и возможности адаптации к повышению уровня моря, которые меняют пространство решений.

Затем производится упорядочивание вариантов, начиная с не вызывающих сожаления и подготовительных действий, которые могут и/или должны быть предприняты в ближайшем будущем, далее разрабатываются пути, а также проверяются варианты их чувствительности к диапазону приращений повышения уровня моря и их зависимости от выбора пути. Проектирование траекторий часто выполняется поэтапно, с увеличением глубины анализа. Для части города Майами, штат Флорида, потенциальные пути сначала были разработаны с использованием описаний и вопросов заинтересованных сторон: какие варианты адаптации могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными? Какой следующий вариант? Затем перспективные варианты и пути были дополнительно оценены с использованием подробных моделей. В Нидерландах исследователи оценили пространство решения для повышения уровня моря на несколько метров, прежде чем исследовать конкретные пути. Исследование пришло к выводу, что пространственное планирование, учитывающее последствия долгосрочного повышения уровня моря, необходимо из-за неопределённости потенциального подъёма уровня моря.

Мониторинг обычно используется для оценки успеха внедрения, но он также необходим для обнаружения сигналов раннего предупреждения о приближении пороговых значений и рамок возможностей для упреждающих действий (например, нового понимания будущих рисков или новых социальных ценностей). Это помогает определить, когда необходимо перейти к другому действию. Для адаптации к повышению уровня моря сигналы могут быть получены от климатических факторов (например, потеря массы льда в Антарктике, местное повышение уровня моря), указателей воздействия (например, наводнение или наличие пресной воды) на основе наблюдений, а также научных исследований и оценок [например, Межправительственной Группы Экспертов по Изменению Климата] и, что более важно, социальных, экономических и культурных ориентиров (например, отказ от страховки, рост затрат и другие факторы, разработанные совместно с сообществами). Мониторинг уровней (недопустимого) риска, возрастающая подверженность ущербу из-за изменений численности населения и старения инфраструктуры могут предупреждать о потенциальных ситуациях блокировки. Потенциальные сигналы необходимо оценивать на предмет своевременности и надёжности, учитывая при этом время, необходимое для планирования и реализации поледующих действий. Это проблематично в контексте растущих и ускоряющихся прибрежных рисков, когда физические и социальные пороговые значения возникают близко друг к другу, с ограниченным временем, оставшимся для реализации, и где сообщества зависят от критического состояния инфраструктуры, функционирование которой уже находится под угрозой. Например, во Флориде, где несколько пороговых значений для инфраструктуры водоснабжения близки к достижению или уже достигнуты, наблюдается наводнение и септические системы подвергаются опасности из-за повышения уровня грунтовых вод. Новая инфраструктура с насосами и дренажем может дать только отсрочку на ограниченное время (8).

Помимо отображения пространства решений, включающего отступление, анализ путей также имеет решающее значение для поддержки проектирования и реализации перехода к отступлению, как показано на втором рисунке с вложенными путями.

 

Практические идеи

Хотя актуальность, степень, скорость и условия управляемого отступления будут варьироваться в зависимости от повышения уровня моря и местного контекста, в прибрежных поселениях можно выделить три общих шага: подготовка, активное отступление и очистка (5). Предоставление лицам, принимающим решения, возможности для постепенной подготовки включает участие в достижении понимания сообществом рисков и понимания социальных ценностей и уязвимостей; планирование для определения вариантов, изучение путей и создание планов мониторинга для обнаружения сигналов о возможностях (например, ранние шаги, окончание срока службы инфраструктуры); финансирование приобретения недвижимости и создание инфраструктуры на альтернативных территориях; и корректировка планов и правил землепользования. Эти подготовительные действия поддерживают активное отступление, которое включает в себя приобретение собственности, выкуп и снос строений или перемещение домов, людей и хозяйственную деятельность. Последний шаг, очистка, включает восстановление и перепрофилирование земель (например, для прибрежных благоустройств и рекреационных целей, которые могут легко перемещаться) до тех пор, пока эта земля не будет навсегда затоплена морем.

Поскольку реализация управляемого отступления может занять десятилетия, его следует рассматривать значительно выше любых социальных и физических пороговых значений, обусловленных климатом (9). Необходимое время зависит от желания и способности каждого общества предвидеть климатические риски и действовать в соответствии с ними до наблюдаемых воздействий. Также необходимо время, чтобы спланировать и обсудить с теми, кого затронет процесс отступления, чтобы люди могли принимать решения о переселении по мере появления возможностей. Например, в Нидерландах и Новой Зеландии об отступлении с целью восстановления поймы рек было объявлено задолго до реализации проекта в ожидании последствий изменения климата (5, 10), что дало время (25 и 10 лет соответственно) для возможного добровольного вывоза домов и покупки объектов повышенной опасности. Это контрастирует со случаями, когда отступление было инициировано после разрушительных климатических явлений (например, после ураганов Сэнди в Нью-Йорке и Катрина в Новом Орлеане (4, 10); где защита оказалась неэффективной и отступление было вынужденным, создавая дополнительный стресс для общества и вызывая дополнительные затраты [например, после шторма и оползня в Новой Зеландии (11)]; или когда вынужденное отступление в безопасный от наводнения район было неприемлемым из-за невозможности работы в новом месте [например, на Филиппинах (12)]. На островах Картерет, Папуа-Новая Гвинея, переселение островного населения привело к негативным последствиям из-за отсутствия экономических возможностей в районах переселения, конфликтов землевладения с местным населением и непредвиденных нарушений в жизни местных общин (13). Эти примеры иллюстрируют социальные последствия отступления, если оно не использует запланированный и поэтапный подход.

Чтобы определить, когда начинать активное отступление, можно оценить, при каких условиях отступление требуется из-за ограничений других стратегий, указывая самый последний момент, в который следует осуществить активное отступление. Другой способ - оценить условия, при которых отступление становится более выгодным, чем другие стратегии, с учётом риска наводнения, соответствия социальным целям и затрат. Например, Kool et al. (14) работали в обратном направлении от порога инфраструктуры для повышения уровня моря в 30 см, после чего гравитационная ливневая система и система сточных вод должны быть заменены насосной системой. До этого момента затраты на новую систему, срок её службы и альтернативные издержки для сообщества необходимо было бы сопоставить с затратами и преимуществами варианта отступления, который помогает устранить текущие воздействия повышения уровня моря. Используя пути для соседних мест, они определили возможности для модернизации дренажной системы, чтобы выиграть время для взаимодействия с сообществом перед возможным отступлением. Такая стратегия, состоящая из последовательных шагов, может привести к выгодному переходу, который поддерживается сообществом.

Растущее число исследований (3, 5, 10, 15) даёт основы для разработки надёжных путей к отступлению от побережья: (i) раннее взаимодействие с затронутыми сообществами для формирования понимания их толерантности к риску, уязвимости и ценностей; (ii) улучшение политики и понимания общественностью более высоких уровней риска, чем в прошлом; (iii) заблаговременная разработка и участие в разработке механизмов и правил финансирования, которые могут позволить осуществить отступление; (iv) недопущение застройки в местах, признанных опасными и где существующие тенденции урбанизации могут быть обращены вспять с помощью зон без строительства и запрещённого землепользования; (v) рассмотрение мест для новых застроек или их проектирование для передвижения; и (vi) рассмотрение вопроса о том, вызовет ли выигрыш времени за счёт временного размещения, защиты или природоохранных мер более высокий риск и, следовательно, усугубление проблемы с течением времени, или эти подходы способствуют переходу к отступлению.

Необходимые факторы влияния неумолимого повышения уровня моря, которое будет продолжаться веками, означает, что для многих низколежащих прибрежных районов по всему миру отступление является неизбежным действием адаптации. Если адаптация запланирована сейчас и интегрирована с социальными, экономическими и культурными целями, упреждающие и динамичные пути к отступлению могут стать позитивным подходом к снижению прибрежных рисков и минимизации сожалений об инвестициях и социальной несправедливости.

Чтобы отступление считалось серьёзным вариантом и реализовывалось там, где это необходимо, существует ряд необходимых факторов, требующих дальнейшего внимания со стороны исследовательского и политического сообщества. К ним относятся: (i) лучшее понимание того, как повышение уровня моря представляет собой изменяющийся риск с течением времени, который требует перехода от статических к динамическим путям принятия решений, и как это влияние на сообщества в настоящее время, по сравнению с прошлым; (ii) улучшенное понимание того, что включает в себя управляемое отступление и как его можно организовать с течением времени посредством мониторинга и обмена опытом; (iii) разработка политики и правил, основанных на упреждающем планировании, поддерживаемом механизмами устойчивого финансирования; (iv) дальнейшая разработка аналитических методов, относящихся к изменяющимся рискам, таких как картирование сокращающегося пространства решений и определение того, потребуется ли и когда отступление; (v) дальнейшая оценка эффективности ряда адаптационных мер в условиях альтернативного будущего и того, как отступление может быть интегрировано с более широкими социальными целями; и (vi) усиление роли политического руководства в укреплении доверия в обществе при подготовке к управляемому отступлению и внедрение механизмов приверженности для поддержания долгосрочных динамических подходов к снижению рисков повышения уровня моря.

Примечательно, что разработка и реализация любого пути отступления фундаментально зависит от прошлой истории прибрежных рисков; текущая ситуация (управление, прибрежная стратегия, наблюдаемые воздействия, индивидуальные и институциональные ценности и отношение к рискам, связанным с климатом); предполагаемое будущее; а также когда и при каких условиях появляются возможности и ограничения адаптации. Независимо от контекста, становится всё более очевидным, что сокращающееся пространство решений для адаптации в низколежащих прибрежных районах требует долгосрочного динамического планирования путей уже сейчас.

Литература

1. M. Oppenheimer et al., “Sea level rise and implications for low-lying islands, coasts and communities” in IPCC Special Report on the Ocean and Cryosphere in a Changing Climate, H.-O. Pörtner et al., Eds. (IPCC, 2019).
2. A. Levermann et al., Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 110, 13745 (2013).
3. A. R. Siders, M. Hino, K. J. Mach, Science 365, 761 (2019).
4. K. J. Mach et al., Sci. Adv. 5, eaax8995 (2019).
5. J. Lawrence et al., Curr. Clim. Change Rep. 6, 66 (2020).
6. M. Haasnoot et al., Environ. Res. Lett. 15, 034007 (2020).
7. M. Haasnoot, J. H. Kwakkel, W. E. Walker, J. ter Maat, Glob. Environ. Change 23, 485 (2013).
8. J. Obeysekera, M. Haasnoot, R. Lempert, US CLIVAR Variations 18, 1 (2020).
9. S. A. Stephens, R. G. Bell, J. Lawrence, Environ. Res. Lett. 13, 104004 (2018).
10. M. Hino, C. B. Field, K. J. Mach, Nat. Clim. Change 7, 364 (2017).
11. C. Hanna, I. White, B. Glavovic, Sustainability 12, 736 (2020).
12. J. See, B. Wilmsen, Glob. Environ. Change 65, 102188 (2020).
13. J. Connell, Aust. Geogr. 43, 127 (2012).
14. R. Kool, J. Lawrence, M. Drews, R. Bell, Infrastructures 5, 92 (2020).
15. A. K. Magnan, V. K. E. Duvat, Reg. Environ. Change 20, 119 (2020)

Ссылка: https://science.sciencemag.org/content/372/6548/1287

Печать

Science: Переосмысление стратегического управляемого отступления при адаптации к изменению климата

Человеческие общества трансформируются, чтобы бороться с изменением климата и другими факторами стресса. То, как они решат трансформироваться, будет зависеть от того, какие социальные ценности будут сделаны приоритетными. Управляемое отступление может сыграть важную роль в расширении диапазона возможных вариантов будущего, которых может достичь трансформация, и в формулировании ценностей, формирующих это будущее. Факт отступления вызывает напряжённость в отношении того, какие потери недопустимы и какие аспекты общества сохраняются, целенаправленно изменяются или могут измениться без посторонней помощи. Авторы объединили исследования по отступлению, трансформационной адаптации, климатическому ущербу и потерям, а также поддержке проектирования и принятия решений, чтобы составить дорожную карту для стратегического управляемого отступления. По сути, эта дорожная карта требует фундаментального переосмысления того, что означает стратегическое и управляемое отступление. Поднятые вопросы имеют отношение к науке об адаптации и обществам, выходящим далеко за рамки отступления.

Ссылка: https://science.sciencemag.org/content/372/6548/1294

Печать

Nature Communications: Межмодельные различия в отклике Атлантической термохалинной меридиональной циркуляции на прогнозируемые изменения климата

При моделировании будущего изменения климата прогнозируется ослабление атлантической термохалинной меридиональной циркуляции (АТМЦ). Однако последствия этого ослабления по сравнению с другими изменениями ещё предстоит определить. Авторы решают эту проблему, анализируя 30 идеализированных модельных расчётов резкого роста атмосферного содержания СО2 (4xCO2). Обнаружено, что модели, показывающие большой спад АТМЦ, демонстрируют минимальное потепление в Северной Атлантике, смещение на юг зоны межтропической конвергенции и смещение к полюсу струйных течений средних широт. Изменения в результатах моделей с меньшим снижением АТМЦ кардинально отличаются: в Северной Атлантике наблюдается относительно большее потепление, реакция осадков демонстрирует картину, когда влажные участки становятся ещё более влажными, а сухие суше, и есть меньшие смещения струйных течений средних широт. Это исследование показывает, что АТМЦ является основным источником неопределённости в межмодельных оценках, и необходимы дальнейшие усилия по наблюдениям, чтобы ограничить реакцию АТМЦ на изменение климата в будущем.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-021-24015-w

Печать

Nature Climate Change: Использование наблюдений для оценки облачной обратной связи помогает снизить чувствительность модельного климата

Глобальные климатические модели предсказывают потепление в ответ на увеличение концентрации парниковых газов, отчасти из-за уменьшения тропической облачности нижнего яруса и её отражательной способности. Авторы использовали спутниковые наблюдения, позволяющие отличить слоисто-кучевые облака от тонких кучевых облаков, чтобы отдельно оценить их чувствительность к потеплению и ограничить вклад в обратную связь тропической низкой облачности. Они нашли обратную связь облаков нижнего яруса, полученную в результате наблюдений, в два раза меньше, чем считалось ранее. Мелкие кучевые облака нечувствительны к потеплению, тогда как глобальные климатические модели демонстрируют их большую положительную обратную связь. Слоисто-кучевые облака, напротив, демонстрируют чувствительность к потеплению и мощности тропического инверсионного слоя, контролируемую градиентом температуры поверхности в тропической части Тихого океана. Модели не могут воспроизвести исторические тренды градиента температуры поверхности моря и, следовательно, изменения мощности инверсии, что приводит к завышению положительной обратной связи слоисто-кучевых облаков. Таким образом, продолжающееся слабое потепление в восточной части Тихого океана вызовет более слабую обратную связь при низкой облачности и повлечёт за собой более умеренную чувствительность климата (3,47 ± 0,33 K), чем предсказывают многие модели.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41558-020-00970-y

Печать

Опубликован отчёт «Экономика Севера - ECONOR 2020», завершающий работу над проектом «ECONOR IV»

Цель отчёта - представить всесторонний обзор экономики приполярной Арктики, включая традиционную производственную деятельность коренных народов. Отчёт подготовлен в рамках проекта ECONOR IV, осуществляемого Рабочей группой по устойчивому развитию (SDWG) Арктического совета. Проект ECONOR IV осуществлялся с Норвегией в качестве ведущей страны, Канадой и США в качестве соруководителей среди арктических государств и Советом саамов в качестве соруководителя среди постоянных участников. «Экономика Севера - ECONOR 2020» является результатом работы экспертов и исследователей ECONOR из национальных регионов. статистических управлений и академических институтов, расположенных по всей Арктике.

Данные были получены из многих источников. Хотя отчет является результатом участия всей сети ECONOR, отдельные главы носят имена авторов. Статистическое управление Норвегии организовало редакционную группу, которая собирала и редактировала материалы, полученные от сети проекта. В разделе «Национальные счета» представлены данные, включая данные о создании стоимости в морских районах, в разделах «Статистика экономического цикла» и «Структурная бизнес-статистика» представлена ​​статистика Шпицбергена, а в разделе «Статистика населения» представлена ​​статистика саамов. В ряде разделов нашли отражение отклики экономики северных стран на современные антропогенные изменения климата.

«Экономика Севера - ECONOR 2020» обновляет временные ряды предыдущих отчётов ECONOR. Настоящий отчёт является новаторским в ​​том смысле, что путь, намеченный в первых трех отчётах ECONOR («Экономика Севера», «Экономика Севера 2008 г.» и «Экономика Севера 2015 г.»), всё ещё остается относительно неосуществлённым, с проблемами статистического и концептуального анализа и необходимостью развития партнёрских отношений.

«Экономика Севера - ECONOR 2020» и предыдущие отчёты ECONOR доступны на сайте www.ssb.no. Проект ECONOR IV был одобрен Рабочей группой Арктического совета по устойчивому развитию. Отчёт по проекту был подготовлен командой проекта и не обязательно отражает политику или позицию какого-либо арктического государства, постоянного участника или наблюдателя Арктического совета.

Ссылка: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/2611

Печать