Климатический центр Росгидромета

Новости

PNAS: Неожиданно возникающие выбросы в атмосферу трёх озоноразрушающих гидрохлорфторуглеродов

Продемонстрирована необходимость обнаруживать и отслеживать неожиданные вещества в атмосфере и определять их источники. Здесь сообщается о трёх гидрохлорфторуглеродах (ГХФУ), об использовании которых неизвестно. ГХФУ-132b (CH2ClCClF2) недавно обнаружен в глобальной атмосфере. Авторы определяют Восточную Азию как доминирующий регион-источник глобальных выбросов этого соединения и ГХФУ-133a (CH2ClCF3). Также количественно оценены глобальные выбросы ГХФУ-31 (CH2ClF). Эти соединения, скорее всего, выбрасываются как промежуточные побочные продукты химических производственных процессов. Раннее обнаружение и идентификация таких неожиданных выбросов может выявить соответствующие производственные практики и помочь в разработке и управлении экологической политикой для сокращения нежелательных и потенциально вредных выбросов до того, как масштабы проблемы станут более дорогостоящими для смягчения.

Глобальные и региональные атмосферные измерения и моделирование могут играть ключевую роль в обнаружении и количественной оценке неожиданно возникающих выбросов экологически важных веществ. Здесь обсуждаются три гидрохлорфторуглерода, производство и использование которых ограничены Монреальским протоколом из-за их роли в истощении стратосферного озона. На основе измерений заархивированных проб воздуха и измерений на месте (in situ) на станциях сети Advanced Global Atmospheric Gases Experiment (AGAGE) авторы сообщают о глобальном содержании, тенденциях и региональном росте для ГХФУ-132b (CH2ClCClF2), недавно обнаруженного в атмосфере, и обновлённых результатах для ГХФУ-133a (CH2ClCF3) и ГХФУ-31 (CH2ClF). Целенаправленное конечное использование любого из этих соединений неизвестно. Авторы обнаружили, что ГХФУ-132b появился в атмосфере 20 лет назад и что его глобальные выбросы увеличились до 1,1 Гг/год к 2019 году. По региональным оценкам выбросов для Восточной Азии, основанным на высокочастотных измерениях за 2016–2019 гг., на этот регион приходится ∼95% глобальных выбросов ГХФУ-132b и ∼80% глобальных выбросов ГХФУ-133a в размере 2,3 Гг/год в течение этого периода. Глобальные выбросы ГХФУ-31 за тот же период составляют 0,71 Гг/год. Небольшие выбросы ГХФУ-132b и ГХФУ-133а в Европе, обнаруженные на юго-востоке Франции, прекратились в начале 2017 года, когда в этом районе закрылось предприятие по производству фторуглеродов. Несмотря на то, что нельзя исключать незарегистрированные виды использования их эмиссий, все три соединения, скорее всего, выбрасываются как промежуточные побочные продукты в химических производственных процессах. Выявление вредных выбросов в атмосферу на ранней стадии может способствовать эффективному развитию глобальной и региональной экологической политики.

Ссылка: https://www.pnas.org/content/118/5/e2010914118

Печать

Опубликован информационный бюллетень "Изменение климата" №88, декабрь 2020 г. - январь 2021 г.

Главные темы номера:

  • 2020 год стал одним из трех самых тёплых лет в истории наблюдений
  • Об итогах Климатического саммита ООН (декабрь 2020 года)
  • Саммит по адаптации к изменению климата (25-26 января 2021 года)

Также в выпуске:

  • Руководитель Росгидромета Игорь Шумаков назначен председателем Национального комитета РФ по Межправительственной гидрологической программе ЮНЕСКО
  • Анатолий Чубайс назначен спецпредставителем Президента по связям с международными организациями
  • «Газпром нефть» и Shell расширят сотрудничество в снижении выбросов
  • Роснефть анонсирует климатические цели до 2035 года
  • Первая в «зелёной» энергетике сделка на блокчейн-платформе СБЕРА
  • Сахалин стал пилотным регионом проекта по торговле углеродными единицами
  • В России появится новая международная научная лаборатория по изучению климатических изменений
  • Новый ежегодный обзор по данным сетей фонового мониторинга Росгидромета (за 2019 г.)
  • Росгидромет: изменения климата и адаптация к ним
  • Новые публикации в российских и зарубежных научных изданиях
  • ВМО: Всемирная программа исследований климата движется к новому будущему
  • США возвращаются в Парижское соглашение по климату

 pdf Текст бюллетеня

Печать

Nature Scientific Reports: Торфяные отложения накапливают больше углерода, чем деревья на лесных торфяниках северного биома

Торфяники являются значительными хранилищами углерода, играя ключевую роль в смягчении последствий изменения климата. В то время как эффективность нелесных торфяников как резервуаров углерода признаётся всё шире, функция секвестрации углерода лесных торфяников, несмотря на их широкое распространение, остаётся плохо документированной. Авторы оценивают потенциал секвестрации углерода в нетронутых бореальных лесных торфяниках как в недавнем прошлом, так и в тысячелетнем масштабе. Оценки запасов углерода показывают, что большая часть углерода, хранящегося в этих экосистемах, находится в органических горизонтах (22,6–66,0 кг м−2), тогда как масса углерода деревьев (2,8–5,7 кг м−2) уменьшается с утолщением слоя торфа. Впервые произведено сравнение возможности накопления углерода в бореальных слоях торфа и биомассы деревьев в той же шкале времени, показано, что органические горизонты (11,0–12,6 кг м−2) могут хранить больше углерода, чем надземная и подземная биомасса деревьев (2,8–5,7 кг м−2) даже за короткий период времени (последние 200 лет). Также показано, что у лесных торфяников недавние темпы накопления углерода аналогичны темпам накопления бореальными нелесными торфяниками, но долгосрочные темпы заметно ниже, что указывает на более высокий уровень разложения и более важное сгорание слоя торфа во время пожаров. Представленные результаты подчёркивают важность лесных торфяников для связывания углерода и предполагают, что следует уделять больше внимания запасам торфяного углерода в национальных кадастрах парниковых газов и политике.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41598-021-82004-x

Печать

Руководитель Климатического центра Росгидромета выступил с лекцией об адаптации к изменениям климата

28 января 2021 г. В.М. Катцов выступил на семинаре Европейского университета в Санкт-Петербурге с лекцией «Адаптация к изменениям климата. Увертюра».

Погодные и климатические факторы, в том числе возникновение опасных явлений и изменения климата, затрагивают сферы ответственности практически всех органов власти России, влияют на планирование и реализацию крупных инвестиционных проектов. Адаптация к изменениям климата должна опираться на количественную оценку рисков с учетом специфики практических задач, стоящих перед потребителями информации о климате, но она невозможна без регулярного мониторинга и оценки изменений климата и их последствий, совершенствования климатических моделей, улучшения и обновления сценарных прогнозов и адаптационных стратегий.

В лекции была затронута тема диалога между представителями естественных и социальных наук, а также с гражданским обществом и органами власти. Такой диалог необходим для формирования адаптационных решений, понимания потребностей различных субъектов адаптации, интерпретации результатов научных исследований и практического их использования.

Ссылка: https://eusp.org/events/vladimir-katcov-adaptaciya-k-izmeneniyam-klimata-uvertyura

Печать

WMO: Саммит по адаптации к изменению климата: инвестируйте в ранние предупреждения и ранние действия

Поскольку изменение климата приводит к увеличению частоты и интенсивности экстремальных погодных явлений, необходимость эффективных раннего предупреждения и своевременных действий заняла центральное место на Саммите по адаптации к изменению климата 25-26 января.

Онлайн-мероприятие, организованное Нидерландами, собрало мировых лидеров и широкую аудиторию заинтересованных сторон. В ходе него была представлена всеобъемлющая Программа действий по адаптации и оглашены новые финансовые обязательства в рамках инициатив, направленных на повышение устойчивости мира к последствиям изменения климата.

«По данным Всемирной Метеорологической Организации, за последние 50 лет произошло более 11 000 стихийных бедствий, связанных с погодными, климатическими и водными факторами, что обошлось примерно в 3,6 триллиона долларов США», - сказал Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, открывая сессию.

«Экстремальные погодные и связанные с климатом опасные явления также унесли жизни более 410 000 человек за последнее десятилетие, подавляющее большинство из них - в странах с низким и средним уровнем доходов. Вот почему я призвал к прорыву в адаптации и устойчивости», - сказал он.

Хотя число погибших во всем мире снизилось, бедные по-прежнему подвергаются непропорционально высокой опасности.

Гутерриш также заявил на открытии, что, поскольку «каждый третий человек всё ещё недостаточно охвачен системами раннего предупреждения, а своевременное информирование о рисках также недостаточно, необходимы совместные усилия для обеспечения полного глобального охвата на раннем этапе системами предупреждения с целью минимизации этих потерь».

Управление рисками стихийных бедствий

Специальное «якорное» мероприятие по управлению рисками стихийных бедствий - одна из тем Саммита по адаптации к изменению климата - было посвящено срочности увеличения инвестиций в системы раннего предупреждения. Оно также сосредоточило внимание на необходимости превратить ранние предупреждения в ранние действия с учётом рисков до того, как возникнет опасность.

Мероприятие «Опережая климатическую кривую: инвестирование в раннее предупреждение и ранние действия» было организовано Партнёрством раннего реагирования на основе информации о рисках (Risk-informed Early Action Partnership, REAP) и Всемирной Метеорологической Организацией через Системы климатических рисков и раннего предупреждения (Climate Risk and Early Warning Systems, CREWS) и Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies, IFRC). В нём приняли участие мировые лидеры и лица, принимающие решения, в том числе из стран, наиболее страдающих от изменения климата.

На мероприятии стало известно о новых финансовых обязательствах Франции, Финляндии и Европейской комиссии через CREWS по наращиванию потенциала систем раннего предупреждения. Министр по вопросам климата, окружающей среды и устойчивого развития Люксембурга Кэрол Дишбур (Carole Dieschbourg) представила стратегию финансирования борьбы с изменением климата Люксембурга, которое удвоится в течение следующих пяти лет для поддержки наиболее уязвимых стран, таких как малые островные развивающиеся государства.

 

Недостатки возможностей

Системы раннего предупреждения - это очень эффективный способ адаптации к изменению климата и повышения устойчивости к экстремальным погодным условиям. Подсчитано, что инвестиции в эти услуги могут спасти жизни и имущество на сумму, по крайней мере, в десять раз превышающую его стоимость.

Только 40% стран-членов ВМО сообщают о наличии системы раннего предупреждения. Кроме того, отчёт ВМО о состоянии климатического обслуживания 2020 г. показал, что существует глобальная неспособность превратить ранние предупреждения в ранние действия.

«Существуют новые уровни осведомленности и политической приверженности на самых высоких уровнях для борьбы с последствиями изменения климата. Системы раннего предупреждения и действия с учётом рисков - один из наиболее эффективных способов адаптации к изменению климата и сокращения числа несчастных случаев и экономических потерь от экстремальных явлений», - говорит Генеральный секретарь ВМО проф. Петтери Таалас (Petteri Taalas).

«Нам нужно больше прогнозов, чтобы помочь преодолеть разрыв между ранним предупреждением и ранними действиями, сообщая не только о том, какой будет погода, но и о том, каковы будут последствия», - сказал он. «Но для обеспечения качественных услуг раннего предупреждения нужны хорошие наблюдения. Пробелы в данных в Африке и некоторых других частях мира имеют отрицательный эффект, особенно в самих этих регионах, но также и в глобальном масштабе», - сказал профессор Таалас, объясняя причины предлагаемого механизма финансирования систематических наблюдений (Systematic Observations Financing Facility, SOFF)».

Юрген Фогеле (Juergen Vogele), вице-президент Всемирного банка по устойчивому развитию, подчеркнул необходимость увеличения инвестиций в адаптацию и выразил поддержку SOFF.

 

Достигни последней мили

По данным Глобальной комиссии по адаптации, заблаговременное предупреждение о приближающемся шторме или сильной жаре может сократить нанесённый ущерб на 30 процентов. Затраты 800 миллионов долларов США на такие системы в развивающихся странах потенциально предотвратят убытки в размере 3–16 миллиардов долларов США в год.

Отчёт IFRC о мировых катастрофах 2020 года показал, что, хотя число людей, пострадавших от климатических бедствий, увеличилось, число смертей от этих бедствий уменьшилось.

«Это хороший показатель нашего прогресса и признак того, что усилия по снижению риска бедствий и адаптации к изменению климата работают», - говорит Джаган Чапагейн (Jagan Chapagain), Генеральный секретарь IFRC.

«Но прогресс не достигается достаточно быстро, особенно в местах, наиболее сильно пострадавших от изменения климата. Большинство людей, которые погибли или напрямую пострадали от стихийных бедствий, связанных с климатом, живут в странах с низким и средним уровнем доходов. По мере нарастания экстремальных погодных явлений мы должны уделять первоочередное внимание поддержке людей, наиболее подверженных и наиболее уязвимых к климатическим опасностям и стрессам, даже если до них труднее всего добраться», - сказал он. Г-н Чапагейн воспользовался случаем, чтобы запустить Рамочную программу действий Партнерства по ранним действиям с учетом рисков, в которой изложено, как партнеры стремятся масштабировать ранние действия с учётом рисков, чтобы обезопасить миллиард человек от стихийных бедствий в ближайшие годы.

На мероприятии рассказали об эффективных инициативах, направленных на повышение устойчивости уязвимых групп населения к изменению климата. Одним из таких примеров является проект DARAJA, что на суахили означает «мост». В неформальных поселениях в Дар-эс-Саламе, Танзания, и Найроби, Кения, DARAJA успешно наладила мосты между сообществами и поставщиками метеорологической и климатической информации. Он финансируется и разрабатывается в рамках программы Метеорологической службы Великобритании по вопросам погоды и климата для Африки (WISER).

По словам Арлин Лейнг (Arlene Laing) из Карибской метеорологической организации, в Карибском бассейне восемь стран сейчас получают финансирование CREWS и укрепляют координацию против общей угрозы - ураганов.

Обязательства CREWS

Инициатива CREWS была запущена на Парижской конференции по изменению климата в 2015 году с целью сбора 100 миллионов долларов США для повышения устойчивости, особенно в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах.

По оценкам, ещё 10 миллионов человек находятся под защитой благодаря этим системам раннего предупреждения через 13 проектов, охватывающих более 50 стран мира.

Еврокомиссар по кризисному менеджменту Янез Ленарчич (Janez Lenarčič) объявил о первом взносе в размере 10 миллионов евро в CREWS. Министр Финляндии по сотрудничеству в целях развития и внешней торговли Вилле Скиннари (Ville Skinnari) сообщил, что Финляндия присоединяется к CREWS, и выделила 5 миллионов евро в Целевой фонд в рамках расширенных обязательств страны по адаптации к изменению климата. Министр упомянул, что это участие направлено на достижение целей REAP.

Стефан Круза (Stéphane Crouzat), посол Франции по климату, объявил о новом взносе в размере 4 миллионов евро в фонд CREWS, в результате чего их общий вклад с 2016 года составил 26 миллионов евро.

Специальный посланник ООН по климату Селвин Харт (Selwin Hart) сказал, что его воодушевили амбициозные обязательства по расширению масштабов действий по раннему предупреждению и ранним действиям с помощью CREWS и REAP, нацеленных на обеспечение безопасности миллиарда человек от стихийных бедствий к 2025 году.

«Партнёрство, которое мы наблюдаем сегодня между CREWS и REAP, - это именно то, что необходимо, чтобы помочь преодолеть разрыв между ранним предупреждением и ранними действиями, защитить жизни и средства к существованию от климатического кризиса», - сказал г-н Харт.

По словам Анн-Мари Тревельян (Anne-Marie Trevelyan), международного борца за адаптацию и устойчивость и министра по делам бизнеса, энергетики и чистого роста Соединенного Королевства, адаптация к изменению климата станет ключевой платформой Конференции ООН по изменению климата в этом году в Глазго. Цели в области устойчивого развития и Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий обязывают правительства существенно снизить глобальную смертность от бедствий и увеличить доступ к системам раннего предупреждения и их наличие к 2030 году, а также оценить их прогресс в достижении этой цели.

Ссылка: https://public.wmo.int/en/media/press-release/climate-adaptation-summit-invest-early-warnings-and-early-action

Печать

ТАСС: Пентагон будет моделировать риски изменения климата

ВАШИНГТОН, 28 января. /ТАСС/. Пентагон намерен включать анализ рисков климатических изменений при проведении моделирования и военных игр. Об этом говорится в распространенном в среду заявлении главы американского военного ведомства Ллойда Остина.

"Полностью поддерживаю указание президента включить вопросы климата в качестве важнейшего элемента нашей национальной безопасности и проанализировать влияние изменений климата на наши стратегии безопасности, операций и инфраструктуру, - отмечается в тексте. - Министерство обороны с 2010 года признало, что изменение климата на планете имеет драматическое влияние на наши операции, объекты и планирование. Каждый год мы наблюдаем последствия наводнений, засух, лесных пожаров и экстремальных погодных явлений".

"Министерство обороны будет поддерживать включение анализа климатических рисков в моделирование, военные игры и в следующую Стратегию национальной обороны", - сказал Остин.

Президент США Джо Байден подписал в среду три указа, направленные на противодействие изменению климата. Согласно документам, администрация США сделает вопросы защиты окружающей среды неотъемлемой частью внешней политики. Планируется также создать управление Белого дома по внутренней политике в сфере климата под руководством советника по климатическим вопросам, а также соответствующую рабочую группу.

Ссылка: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10565541

Печать

Руководитель Росгидромета Игорь Шумаков принял участие в работе Саммита по адаптации к изменению климата

25-26 января 2021 года в режиме видеоконференции состоялся Саммит по адаптации к изменению климата. Целью мероприятия, организованного правительством Нидерландов, является определение практических решений и планов по борьбе с изменением климата на период до 2030 года, усиление глобальных действий по адаптации людей и экономики к этим последствиям.

В формате онлайн в нем приняли участие представители национальных правительств, ученые, лидеры международных и общественных организаций. Выступая на саммите, руководитель Росгидромета Игорь Шумаков отметил, что Российская Федерация относится к проблеме изменения климата как к одному из главных глобальных вызовов современности, а адаптация к изменениям климата входит в число важнейших государственных приоритетов.

«Как федеральный орган исполнительной власти, свою главную задачу Росгидромет видит в оказании информационно-аналитической, научной и консультативной помощи секторам экономики и регионам России, разрабатывающим свои адаптационные планы», — подчеркнул Игорь Шумаков.

Саммит по адаптации к изменению климата стал завершающим мероприятием Года принятия активных действий Глобальной комиссии по адаптации. По данным комиссии, средства, вложенные в проекты по адаптации к изменению климата, в конечном итоге предотвращают десятикратно больший ущерб.

video Видеообращение руководителя Росгидромета И.А. Шумакова

Ссылка: http://www.meteorf.ru/press/news/23394/

Печать

Журналу «Метеорология и гидрология» исполнилось 130 лет

Журнал «Метеорология и гидрология» ведет свою историю с января 1891 года, когда 130 лет назад вышел в свет первый номер журнала «Метеорологический вестник». Решение о его издании было принято на собрании Императорского русского географического общества в январе 1890 года, учредителями стали Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Екатерина Михайловна.

Этот журнал был первым в России изданием о погоде и климате (ранее по инициативе выдающегося российского метеоролога Г. И. Вильда нерегулярно выходили сборники для узкого круга специалистов «Сообщение по метеорологии»). Особый интерес представляли опубликованные в журнале первые в России обзоры погоды (ежемесячные бюллетени погоды Главной физической обсерватории стали выпускаться позднее, в 1893 году).

Основателями и первыми редакторами журнала были выдающиеся российские ученые-метеорологи А. И. Воейков, М. А. Рыкачев и И. Б. Шпиндлер. Александр Иванович Воейков — знаменитый отечественный климатолог, имя которого с 1949 года носит Главная геофизическая обсерватория в Санкт-Петербурге, — оставался редактором и основным автором издания до своей кончины в 1916 году. За это время он опубликовал в журнале около 1500 статей, обзоров, рецензий и справок.

Журнал «Метеорология и гидрология» начал выходить в сентябре 1935 года, он был образован путем слияния двух журналов — «Метеорологический вестник» и «Вестник ЕГМС», имевших схожие задачи и общий круг читателей. Издателями журнала стали Центральное управление Единой гидрометеорологической службы СССР и Государственное географическое общество СССР (до 1938 года).

В июне 1941 года вышел последний довоенный номер. Во время Великой Отечественной войны журнал не издавался, регулярный выпуск возобновился в 1946 году. С 1946 по 1949 год выпускались шесть номеров в год с подзаголовком «Информационный сборник». Как ежемесячный журнал «Метеорология и гидрология» окончательно возродился в 1950 году.

Сегодня учредителем журнала выступает Росгидромет, издателем — ФГБУ «НИЦ «Планета». Главными редакторами журнала «Метеорология и гидрология» были И. Г. Файнштейн, Г. А. Ушаков, Е. К. Федоров, Н. Н. Грибанов, В. В. Шулейкин, К. И. Кашин, К. Т. Логвинов, Ф. Ф. Давитая, В. А. Бугаев, Е. И. Толстиков, Ю. С. Седунов, Ю. А. Израэль. С 2014 года главный редактор журнала — В. В. Асмус. C 1990 по 2016 год редакцию журнала возглавляла Т. В. Лешкевич, с 2016 года — В. В. Борисова.

Все эти годы на страницах журнала публиковались статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные актуальным проблемам гидрометеорологической науки и практики. Тематика журнала постоянно расширялась, отражая всю сферу деятельности Гидрометслужбы и направляя усилия ученых на решение актуальных социально-экономических и оборонных задач. Как и 130 лет назад, по-прежнему важными остаются исследования, посвященные гидрометеорологическим прогнозам различной заблаговременности. Одновременно в журнале большое внимание уделяется проблемам, связанным с изменением климата, опасными гидрометеорологическими явлениями, загрязнением окружающей среды, а также вопросам космической погоды.

Журнал «Метеорология и гидрология» имеет переводную версию и издается в США, включен в крупнейшие отечественные (РИНЦ, ВИНИТИ и др.) и международные (Web of Science, Scopus, Springer) библиографические базы данных научных периодических изданий. По данным рейтинга Science Index издание входит в десятку, по оценке базы Scopus — в тройку лучших российских геофизических журналов, на платформе Web of Science импакт-фактор журнала равен 0,742 и превышает среднее значение для российских геофизических журналов.

Высокие публикационные показатели журнала «Метеорология и гидрология» — преемника журнала «Метеорологический вестник» и одного из старейших научных журналов России — свидетельствуют о его востребованности и признании в мировом научном сообществе.

Ссылка: http://www.meteorf.ru/press/news/23388/

Печать

Nature Communications Earth & Environment: Другая сторона изменения уровня моря

Уровень воды во внутренних морях и озёрах во всём мире снизится, часто резко, в течение 21-ого века в ответ на изменение климата. Основываясь на примере Каспийского моря, авторы выступают за согласованную кампанию по повышению осведомленности об угрозах для людей, биоразнообразию и геополитической стабильности.

Многие страны реализуют или планируют меры по адаптации в связи с повышением уровня моря, следуя последовательной и важной информации Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). В отличие от этого, прогнозируемому воздействию глобального потепления на падение уровня воды в замкнутых морях и озёрных системах из-за масштабного высыхания континентов в различных регионах мира уделяется гораздо меньше внимания. Повышение температуры поверхности усилит испарение над сушей и озёрами в 21-ом веке. Эти изменения приводят к снижению уровня озера и его площади поверхности и усугубляются уменьшением количества осадков во многих регионах мира. Бессточные озёра особенно чувствительны к климатическим изменениям, поскольку их уровень воды определяется тонким балансом между выпадением осадков и испарением с поверхности озера. Хотя обусловленное климатом высыхание внутренних территорий континентов признано важной проблемой с точки зрения нехватки пресной воды, его влияние на уровень озера будет иметь множество других далеко идущих последствий, которые недооцениваются, но которые влияют на средства к существованию и экономику миллионов людей. по всему миру. Серьёзным предупреждающим сигналом является прогнозируемое катастрофическое падение уровня воды в Каспийском море, самом большом озере в мире, к которому заинтересованные стороны могут оказаться неподготовленными.

Авторы утверждают, что недостаточно места было отведено проблеме падения уровня воды во внутренних морях и озёрах во всём мире в рамках широко признанных на международном уровне усилий, таких как Обобщающие доклады МГЭИК, цели устойчивого развития ООН или межправительственные научные исследования - Политическая платформа по биоразнообразию и экосистемным услугам (IPBES). Падение уровня озера приведёт к разрушительным экологическим, экономическим и политическим последствиям. Срочно необходима глобальная целевая группа для разработки и координации трансграничных стратегий смягчения последствий и адаптации.

Каспийская катастрофа

Уровень Каспийского моря, по прогнозам, упадёт на 9–18 м при сценариях выбросов от средних до высоких к концу этого столетия, что будет вызвано значительным увеличением испарения из озера, не уравновешиваемого увеличением речного стока или осадков. Согласно этим новым прогнозам, снижение уровня Каспийского моря в 21-ом веке будет примерно вдвое больше, чем по оценкам, основанным на более ранних климатических модельных расчётах. Понижение на 9–18 м будет означать, что обширный северный шельф Каспийского моря, туркменский шельф на юго-востоке и все прибрежные районы в среднем и южном Каспийском море окажутся над поверхностью моря. Кроме того, залив Кара-Богаз-Гол на восточной окраине будет полностью высушен. В целом площадь Каспийского моря сократится на 23% и на 34% при падении уровня моря на 9 м и 18 м, соответственно (см. Рис. 1).

 

A Regions affected by severe drying as projected for 2080–2099 (based on ref. 2) with major lakes located in the region indicated in bright red. Many of these lakes are already experiencing drying. Map data: Google Earth, Landsat/Copernicus (data from SIO/NOAA, U.S. Navy, NGA, GEBCO, IBCAO, USGS). B Impact of Caspian Sea Level projections of −9 m and −18 m at the end of the twenty-first century. Red regions fall dry. C The Caspian seal is one of the endangered, endemic Caspian species that will be severely affected by the emergence of the northern Caspian shelf and reduction of winter sea ice due to rising temperatures. Today, at least 99% of the pupping grounds are located there (photograph courtesy of Susan Wilson).

Биоразнообразие

Прогнозируемое понижение уровня Каспийского моря в сочетании с потерей высокопродуктивного и сезонно покрытого льдом северного шельфа Каспия серьёзно повлияет на эту уникальную экосистему, которая уже находится под огромным стрессом из-за загрязнения, чрезмерной эксплуатации и появления агрессивных видов. Уменьшение площади морского льда в зимний период повлияет на районы выращивания исчезающего каспийского тюленя. Исчезновение обширного шельфа лишает Каспийское море мелководных местообитаний, являющихся основными источниками пищи (например, для рыб, перелётных птиц и эндемичных тюленей) и служащих нерестилищами для местных и эндемичных видов рыб, таких как исчезающие виды осетровых. Существующие охраняемые территории в Каспийском море, большинство из которых охватывает прибрежные экосистемы, включая очень важные водно-болотные угодья, такие как дельта Волги и другие Рамсарские угодья (водно-болотные угодья международного значения, названные по прибрежному городу Рамсар на Каспии, Иран), будут преобразованы до неузнаваемости. Попадание загрязнителей и избыточных биогенных веществ в реку, минуя появившиеся шельфовые области, напрямую повлияет на центральный бассейн. Наряду с более высокой продуктивностью, обусловленной более высокими температурами, приток воды в реки снизит доступность кислорода. Возникающие мёртвые зоны, вероятно, повлияют на горячие точки биоразнообразия как в мелководных, так и в более глубоких частях Каспийского моря, что очень похоже на нынешнее расширение таких зон в океанах. Ожидаемые нарастающие последствия понижения уровня Каспийского моря, вероятно, приведут к полной реорганизации экосистем и поставят под угрозу уникальную биоту Каспия, развивавшуюся в бассейне на протяжении миллионов лет.

Экосистемные услуги и экономика

Экосистема Каспийского моря обеспечивает существенные выгоды для людей, но будет серьёзно затронута, если уровень Каспийского моря снизится, как прогнозируется. Последствия включают потерю снабженческих услуг, таких как сокращение рыболовных угодий и высыхание объектов аквакультуры; потеря вспомогательных услуг, таких как круговорот питательных веществ; потеря регулирующих услуг, таких как обеспечение влагой и атмосферными осадками Центральной Азии, испытывающей нехватку воды, посредством испарения с поверхности озера; и потеря культурных услуг, связанных с отдыхом и туризмом. Таким образом, будут затронуты все четыре категории экосистемных услуг, обозначенных в «Оценке экосистем на пороге тысячелетия». Поскольку средства к существованию и продовольственная безопасность миллионов людей зависят от Каспийского моря, потеря этих экосистемных услуг будет иметь серьёзные социально-экономические последствия и может спровоцировать локальные и региональные конфликты в этнически разнообразном регионе, в котором уже имеет место большая напряжённость. Понижение уровня Каспийского моря будет иметь геополитические разветвления и скажется на экономике всего региона. Судоходство внутри и за пределами Каспийского моря, которое связано с Мировым океаном Волго-Балтийским водным путём и Волго-Донским каналом, будет затронуто с последствиями для морской торговли и доступа с моря. Прибрежная инфраструктура, включая порты, устареет по мере отступления воды. Усыхание Каспийского моря может ещё больше повлиять на будущие притязания пяти прибрежных государств на желанные запасы нефти и газа. Сдвинутся морские зоны юрисдикции и исключительные права на рыболовство. Ожидается рост международной политической напряжённости в отношении перераспределения рыболовных угодий или национальных планов по добыче и опреснению воды, чтобы помочь удовлетворить растущие потребности сельскохозяйственного, промышленного и бытового секторов в регионах с дефицитом воды.

Смягчение и адаптация

Смягчение последствий понижения уровня Каспийского моря и адаптация к ним будет сложной задачей по нескольким причинам, которые аналогичным образом применимы к снижению уровня воды в озёрах и внутренних морях в других местах:

  1. Глобальная по сравнению с местной: снижение в основном вызвано глобальными факторами, но последствия бывают региональными и местными. Глобальные меры по смягчению последствий, такие как сокращение выбросов парниковых газов, вероятно, вступят в силу слишком поздно, поскольку уровень Каспийского моря уже снижается со скоростью примерно 6–7 см / год. Таким образом, требуются усиленные региональные меры адаптации.
  2. Пробел в осведомленности: заинтересованные стороны не осознают наличие проблемы. Например, в Первом оценочном отчёте МГЭИК (1990/92) предполагалось повышение уровня Каспийского моря примерно с 2010 года. Ни в одном из сводных докладов МГЭИК этот вопрос не рассматривается более подробно. Более того, межправительственная Каспийская экологическая программа в 2011 году предполагала, что уровень Каспийского моря будет незначительно колебаться в будущем. В результате отсутствует управление на международном, национальном и региональном уровнях мерами адаптации Каспийского моря к понижению его уровня.
  3. Отсутствие исследований: Оценка рисков и уязвимости экосистемы, экономики и социальных систем Каспийского региона к снижению его уровня в основном отсутствует. Проблема усугубляется общепринятым мнением, согласно которому периодические колебания уровня Каспийского моря рассматриваются как саморегулирующееся явление.
  4. Смещение пространственного оптимизма: разные сообщества и прибрежные страны могут считать, что они меньше затронуты понижением уровня Каспийского моря, чем другие. Такая предвзятость может помешать согласованным действиям по адаптации. Отсутствие общественной и политической осведомленности о неизбежном понижении уровня Каспийского моря в равной мере относится и к глобальным изменениям уровня озёр, вызванным или усиленным глобальным потеплением. Растущее число научных исследований предсказывает обусловленное климатом высыхание во многих регионах мира, что неизбежно повлечёт за собой существенное падение уровня озёр в бассейнах Азии, Африки и Америки. Кроме того, на уровень озера также влияют забор воды людьми, строительство плотин и водозабор (знаменитое высыхание Аральского моря - лишь один из ярких примеров этого), часто маскирующие климатические воздействия. Точные модели будущих климатических изменений уровня озёр как научная основа для упреждающих и устойчивых стратегий смягчения последствий и адаптации имеют первостепенное значение, но в значительной степени отсутствуют. Поэтому авторы призывают к глобальной кампании по повышению осведомленности о будущих изменениях уровня озёр, обусловленных климатом. В частности, предлагается уделить значительное внимание этому вопросу в будущих отчётах МГЭИК, а также в следующем Глобальном оценочном докладе Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам. Авторы также призывают к научным программам для оценки рисков и уязвимости в отношении снижения уровня озёр во всём мире и предоставления рекомендаций при принятии решений. Наконец, они предлагают создать глобальную целевую группу для разработки и координации трансграничных стратегий смягчения последствий и адаптации при содействии недавно запущенной Всемирной научной программы по адаптации (WASP), проводимой UNEP, которая рассматривается как интерфейс между исследованиями по адаптации и лицами, принимающими решения. Международные климатические фонды могут предложить возможность финансировать проекты и меры по адаптации, если изменения уровня озёр связаны с изменением климата. Последствия упускаемого из виду аспекта будущего изменения уровня моря - падения уровня озёр и морей в континентальных внутренних районах в глобальном масштабе - могут быть столь же разрушительными, как глобальное повышение уровня моря, и угрожать средствам к существованию миллионов людей во всём мире. Необходимы немедленные и скоординированные действия, чтобы наверстать потерянное драгоценное время. Сжимающееся Каспийское море может послужить примером проблемы, которая поможет стимулировать такие действия.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s43247-020-00075-6

Печать

RG.RU: МЭР будет отвечать за политику по снижению выбросов парниковых газов

Регулировать выбросы парниковых газов теперь будет Министерство экономического развития. Проект постановления правительства об этом опубликован для общественного обсуждения.

В нём уточняется, что ведомству предстоит координировать работу органов власти и государственных корпораций, которые участвуют в мероприятиях по снижению выбросов парниковых газов в различных отраслях экономики, пояснили в пресс-службе. Документ разработан по поручению Президента, потому что России нужна единая государственная политика в области климата.

Медведев: Сфера экологии должна быть приоритетной при строительстве

"При актуальности климатической повестки и отсутствии углеродного регулирования определение координирующего органа по вопросам ограничения выбросов позволит консолидировать усилия ведомств на климатическом треке" - отметил замминистра Минэкономразвития Илья Торосов.

Сегодня Минэкономразвития уже координирует работу по адаптации экономики к изменениям климата, которая проводится в рамках нацплана и рассчитана до 2022 года. Ведомство разрабатывает нормативные акты в сфере регулирования выбросов парниковых газов. Например, на рассмотрении в правительстве находятся представленные им законопроект "Об ограничении выбросов парниковых газов" и проект Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

Если Минэкономразвития наделят новыми полномочиями, то ему нужно будет упорядочить подготовку международной климатической отчётности, запустить новые климатические проекты, сформировать методическую базу для эффективной реализации мер в области адаптации к изменениям климата.

Ссылка: https://rg.ru/2021/01/23/mer-budet-otvechat-za-politiku-po-snizheniiu-vybrosov-parnikovyh-gazov.html

Печать