Климатический центр Росгидромета

Новости

Science: Трансформационная адаптация к изменениям климата в США: тенденции и перспективы

Адаптация к новым реалиям

Успешное реагирование на последствия изменения климата станет проблемой для многих сообществ, особенно для городов. Рассматривая ситуацию в Соединённых Штатах, авторы изучают, как заинтересованные стороны могут помочь в повышении устойчивости городов даже в отсутствие федерального руководства. Они обсуждают, как местные органы власти и правительства штатов, частный сектор и гражданское общество могут участвовать в адаптации к экстремальным погодным явлениям и другим последствиям изменения климата, которые ожидаются в будущем. Подготовка к этим надвигающимся проблемам требует согласованных и коллективных ответов на всех уровнях и во всех слоях общества.

По мере нарастания изменений климата гражданское общество всё чаще призывает к преобразовательной адаптации, устраняющей факторы уязвимости к изменению климата. Авторы рассматривают тенденции в том, как федеральное правительство, частный сектор и гражданское общество США планируют адаптацию к изменению климата. Обнаружено растущее расхождение в их подходах и влиянии. Эта несогласованность увеличивает неадекватные инвестиции в климатически неэффективные инфраструктуру и правовые реформы в финансовом и профессиональном секторах и повышают уязвимость общества к климатическим воздействиям. Если бы эти субъекты активно и сознательно участвовали в трансформационной адаптации, им нужно было бы обратить внимание на материальные, относительные и нормативные факторы, поддерживающие существующие системы. На основе обзора литературы о преобразованиях и коллективном воздействии авторы в заключение приводят направления исследований и участия в политике, чтобы поддержать дальнейшую адаптацию к преобразованиям.

Ссылка: https://science.sciencemag.org/content/372/6549/eabc8054

Печать

Euronews: Принят Европейский климатический закон

Европейский союз намерен к 2050 году нейтрализовать свои выбросы углекислого газа. Подавляющим большинством евродепутаты одобрили в Брюсселе климатический закон. Его цель - сделать ЕС ведущей силой и образцом в борьбе мирового сообщества с изменениями климата и предотвращении стихийных бедствий. Доклад по этому вопросу подготовила шведский социалист Ютте Гутеланд:

«Я очень счастлива. Я рассматриваю это как большой шаг на впечатляющем пути Европы и ЕС к достижению климатической нейтральности. Это также исторический пусть. Начавшись как Союза угля и стали мы становимся климатически нейтральным союзом, и это круто. Это очень крутой день ».

Её доклад призывает также к сокращению парниковых выбросов как минимум на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года. Председатель парламентского комитета по окружающей среде французский либерал Паскаль Канфэн указывает, что Еврокомиссия ставила более скромные задачи:

«Достигнут компромисс. Все мы знаем, что Европарламент был готов пойти дальше. Но и с этим климатическим законом мы будем становится чище в два с половиной раза быстрее в следующем десятилетим, чем в предыдущем».

Климатическим законом предусмотрено созданию научного консультативного комитета. Работающие в нём экологи будут оценивать согласованность действий стран-членов и прогресса всего Союза в предотвращении перегрева планеты. Но некоторые фракции требуют более радикальных мер. Немецкий «Зелёный» Михаэль Блосс не уверен, что закон позволит сократить всемирное потепление до 1,5° C.

«Учёные говорят нам, что лежащий на столе климатический закон приведет к повышению глобальной температуры на 2–3 градуса. Так что это явно нарушает Парижское соглашение».

Консерватор Анна Залевска из предупреждают, что меры по ослаблению влияния Европы на климат дорого обойдется гражданам и правительствам. В её родной Польше придётся закрыть угольную промышленность.

«Принятый документ вызывает разочарование. Денег на него сейчас нет. Без должного финансирования не удастся добиться справедливого для всех результата. Закон о климате содержит приказы и запреты. Он не только приведёт к новым налогам, но и увеличит стоимость повседневной жизнь ».

Климатический закон - это центральный элемент Зелёной сделки стран ЕС. К 14 июля Еврокомиссия обещает представить новые, более амбициозные предложения по предвращению изменений климата. В них будут учтены появившие в последнее время технологические возможности.

Ссылка: https://ru.euronews.com/2021/06/24/eu-parliament-climate-law

Печать

ТАСС: На саммите БРИКС планируется выработать пятисторонние обязательства по климату

Как сообщил замглавы МИД РФ Сергей Рябков, Москва стремится выработать сбалансированный подход в борьбе с изменениями климата

МОСКВА, 23 июня. /ТАСС/. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) выработают пятисторонние обязательства по климату на саммите, который должен состояться в конце 2021 года под председательством Индии. Об этом сообщил в среду замглавы МИД РФ, шерпа в БРИКС Сергей Рябков на 25-й ежегодной российской конференции инвесторов.

"Чуть позже, когда будет проводиться саммит стран БРИКС под председательством Индии, мы услышим о пятисторонних обязательствах [по климату]. В противном случае не получится поддерживать актуальность экологической повестки на площадке БРИКС", - сказал он.

Как отметил Рябков, выполнение глобальных целей по достижению устойчивого развития и предотвращению климатических изменений является главной мировой задачей, это должно стать приоритетом и для БРИКС. "Экологическая повестка постоянно набирала обороты на площадке БРИКС за последние годы, и актуальность ее становилась все выше, это можно отследить по количеству информации, которой мы обменивались в течение последних лет. Кроме того, сама повестка становилась сложнее и комплекснее", - продолжил высокопоставленный дипломат.

РФ, по его словам, стремится выработать сбалансированный подход в борьбе с изменениями климата. "Россия считает, что нужно выработать рациональный подход и сочетать и возобновляемые источники энергии, и углеводороды. Нам кажется, что не стоит бросаться в крайности", - резюмировал Рябков.

Ссылка: https://tass.ru/obschestvo/11729195

Печать

Bellona.ru: Углеродное регулирование или «просто отчетность»?

После двух лет обсуждений и правок Госдума приняла в окончательном чтении закон об ограничении выбросов парниковых газов. Документ вводит понятие «целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов» и обязательную отчетность по ним.

Поводом для создания нового закон стало поручение президента Владимира Путина подготовить Стратегию развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% по сравнению с уровнем 1990 года.

Однако процесс принятия закона о парниковых газах растянулся на долгое время. А настоящим импульсом для его утверждения стало «обострение» международных климатических процессов – введение в Евросоюзе трансграничного углеродного регулирования. Стало очевидным, что новая европейская регуляция приведет к применению новых налогов и сборов для российских экспортеров, чьи показатели сокращения выбросов сильно отстают от общемировых. Как подсчитали аналитики группы KPMG, потери российских производителей могут составить около 35 миллиардов евро к 2025-2030 гг.

Как подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин, проект закона о парниковых газах подготовлен в рамках международных обязательств России и ее новой климатической политики. По словам главы правительства, появится система государственного учета и реализации проектов сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения, при этом все предприятия, работа которых сопровождается значительными объёмами выбросов парниковых газов, будут обязаны отчитываться об этом.

Уполномоченный орган, куда предприятия будут ежегодно предоставлять отчетность о выбросах, определит правительство. Первыми такие данные будут предоставлять крупные компании с объемом выбросов более 150 тыс. т эквивалента углекислого газа в год. А после 2024 г. это будут обязаны делать и предприятия с объемом выбросов более 50 тыс. т. За несвоевременную подачу отчетов или недостоверную информацию предусмотрена административная ответственность – для этого планируется внести поправки в Кодекс административных правонарушений.

Историю создания закона гладкой не назовешь – председатель Комитета Торгово-промышленной палаты по природопользованию и экологии Сергей Алексеев рассказал о препятствиях, возникших на пути согласования документа: «Первоначальный вариант закона был написан достаточно вменяемо и должен был уйти на согласование. И когда этот процесс начался, капитаны нефтяной промышленности при поддержке некоторых чиновников из Администрации президента сделали все возможное, чтобы сделать из этого документа сугубо рамочный и декларативный закон, не накладывающий ни на кого никаких обязательств».

Поскольку часть представителей бизнеса, особенно, связанного с добычей и переработкой углеводродов, считает, что углеродное регулирование в любом виде станет дополнительным финансовым бременем для них, было принято решение начать с «мягкого» регулирования – то есть без введения дополнительной налоговой нагрузки.

Подтверждая эту особенность нового закона заместитель министра экономического развития Илья Торосов сказал: «Мы не вводим ни налоговых сборов, ни каких-либо штрафов за отчётность, не вводим квот – законопроект на это не нацелен. Мы просто собираем отчётность, чтобы понимать, как мы выполняем указ президента во исполнение Парижского соглашения, позволяем компаниям на рынке заниматься добровольными климатическими проектами, как им будет угодно, и создаём понятийный аппарат».

По мнению заведующего научно-учебной лабораторией экономики изменения климата Высшей школы экономики Игоря Макарова, сокращать выбросы в России гораздо дешевле, чем в Европе, поэтому отечественный бизнес даже сможет выиграть от введения на своей территории цивилизованных рыночных инструментов сокращения выбросов и интеграции их с европейскими. «Бизнес опасается углеродного регулирования, так как видит в нем дополнительную налоговую нагрузку. Однако есть множество способов сделать такое регулирование фискально нейтральным», – считает он.

Важным компонентом нового закона является официальное признание понятия «целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов», – считает глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. – Документ вводит в оборот так называемые «углеродные единицы». Их будут предъявлять отечественные производители при экспорте продукции и также засчитывать наши зарубежные партнеры». Как пояснил глава думского комитета, принятие законопроекта – это «первый шаг в создании российского законодательства, которое позволит осуществить углеродное регулирование».

Как следует из пояснительной записки к документу, помимо регулирования хозяйственной и другой деятельности, приводящей к выбросам в атмосферу парниковых газов, он также должен сформировать необходимую правовую базу для получения полной и достоверной информации организаций о таких выбросах. «В этих целях законопроект предусматривает обязанность хозяйствующих субъектов, деятельность которых сопровождается значительными выбросами парниковых газов, представлять в уполномоченный орган отчеты о выбросах парниковых газов. Критерии деятельности, которая сопровождается значительными выбросами парниковых газов, будут установлены актом правительства РФ», – говорится в документе.

Кроме того, документ открывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возможность реализовать климатические проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения. Для этого предусмотрено принятие критериев отнесения проектов к климатическим, а также будет определен порядок проверки и утверждения результатов.

Как следует из документа, «важным элементом углеродного регулирования является новый механизм осуществления проектной деятельности, в рамках которого в обращение могут быть введены углеродные единицы, возникающие в результате реализации климатических проектов».

Подчеркивается, что появление данного механизма позволит российским производителям снижать углеродный след своей продукции, а также вовлекать в деятельность по сокращению выбросов парниковых газов заинтересованные организации, что будет способствовать модернизации производственных мощностей, внедрению новых технологий, а также повышению качества природных поглотителей парниковых газов.

По словам министра экономического развития Максима Решетникова, утвержденная новым законом модель углеродного регулирования будет действовать на территории всей страны уже со следующего года.

Вместе с законом «Об ограничении выбросов парниковых газов» в течение полугода предстоит разработать и принять 11 подзаконных актов для его реализации, в том числе порядок государственного учета выбросов парниковых газов и представления углеродной отчетности, перечень регулируемых парниковых газов, целевые показатели сокращения их выбросов, критерии климатических проектов и др.

«Кроме этого необходимо подготовить изменения в Кодекс административных правонарушений и Налоговый кодекс, – отметил министр экономразвития. – К этой работе мы уже приступили вместе с коллегами из Минфина и Минюста».

«Важно, чтобы вступление в силу закона было синхронизировано со всем пакетом нормативных актов», – подчеркнул министр.

Ссылка: https://bellona.ru/2021/06/22/carbon-law/

Печать

Nature Communications Earth & Environment: Недорогой метод постобработки улучшает прогнозы погоды по всему миру

Компьютерные прогнозы погоды предсказывают одно значение на каждую ячейку (площадью около 400 км2) сетки, которая понрывает всю поверхность Земли. Если погода заметно меняется внутри ячейки, прогнозы для конкретных участков неизбежно не срабатывают. Авторы представляют метод статистической постобработки для ансамблевых прогнозов, учитывающий степень вариации в пределах каждой ячейки, смещение шкалы сетки и зависимость каждого из них от погоды. При применении этой постобработки качество значительно улучшается по всему миру; например, для экстремальных дождей хорошие прогнозы продлеваются на пять дней вперёд по сравнению с менее чем одним днём ​​без постобработки. Улучшение качества связано с созданием огромных наборов калибровочных данных путём агрегирования на глобальном, а не на местном уровне, различий между прогнозами и наблюдениями везде и всякий раз, когда наблюдаемый «тип погоды» был схожим. Также вносит свой вклад упор на понимание метеорологии. Авторы предлагают, чтобы приложения для их методологии включали улучшенные предупреждения о внезапных наводнениях, понимание физических недостатков модели и глобальный точечный повторный анализ.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s43247-021-00185-9

Печать

РИА Новости: Патрушев предупредил о глобальном кризисе из-за изменения климата

МОСКВА, 24 июн - РИА Новости. Изменение климата может перекроить политическую карту мира и спровоцировать небывалый по масштабам глобальный кризис, заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

"Нельзя забывать об изменении климата, которое уже в первой половине столетия может перекроить политическую карту мира, а при самых неблагоприятных сценариях – спровоцировать небывалый по масштабам глобальный кризис, который отбросит развитие человечества на десятилетия назад", - сказал Патрушев на Московской конференции по международной безопасности.

Как отмечают ученые, скорость изменения климата связана с антропогенными выбросами парниковых газов. Задача человечества - снизить объемы выбросов и "затормозить" изменение климата. Повышение температуры приведет к усилению засух и наводнений, изменению мест обитания человека и животных, увеличению числа экстремальных погодных явлений. Кроме того, прогнозируется появления большого количества климатических беженцев из стран, где будет остро ощущаться дефицит воды, а также затопленных в связи с подъемом уровня океана.

Ссылка: https://turbo.ria.ru/20210624/klimat-1738369323.html

Печать

Nature Climate Change: Асимметрия отклика климата и углеродного цикла на положительные и отрицательные выбросы CO2

Отрицательные выбросы CO2 (извлечение углекислого газа из атмосферы) являются ключевой мерой по смягчению последствий в сценариях выбросов, соответствующих ограничениям температуры, принятым Парижским соглашением. Обычно предполагается, что отклик климата и углеродного цикла на отрицательную эмиссию СО2 равен по величине и противоположен по знаку отклику на эквивалентную положительную эмиссию СО2. Авторы проверили гипотезу о том, что эта реакция является симметричной, используя в модели системы Земли положительные и отрицательные импульсы выбросов СО2 разной величины, характерные для разных климатических состояний. Результаты показывают, что выброс CO2 в атмосферу более эффективен для увеличения атмосферного CO2, чем эквивалентное удаление CO2 при его снижении, причём асимметрия увеличивается с величиной выброса/удаления. Результаты этого исследования предполагают, что компенсация положительных выбросов CO2 отрицательными выбросами той же величины может привести к другому климатическому результату, нежели простая нейтрализация выбросов CO2.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41558-021-01061-2

Печать

Arctic PASSION: укрепление систем наблюдений в Арктике

Глобальное сообщество ВМО по наблюдению за криосферой поддерживает новый международный проект по укреплению систем наблюдений в Арктике в условиях быстрых изменений климата и окружающей среды.

Европейский союз выделит 15 миллионов евро из программы "Горизонт 2020" для финансирования проекта "Arctic PASSION" на период с 2021 по 2025 год. Под руководством Немецкого Института Альфреда Вегенера консорциум из 35 партнеров из 17 стран будет содействовать интеграции международных систем наблюдения за окружающей средой в Арктике и совершенствовать адаптацию этих систем к потребностям пользователей.

Ссылка: https://public.wmo.int/en/media/news/arctic-passion-seeks-improve-observing-systems

Печать

EOS: Сибирские волны тепла были бы практически невозможны без человеческого влияния

Новое исследование показывает, что исключительно высокие температуры, наблюдавшиеся в Сибири в первой половине 2020 года, были бы крайне маловероятными при отсутствии антропогенного изменения климата.

Прошлый год был жарким. НАСА заявило, что 2016 год стал самым жарким в истории наблюдений, а Метеорологическое бюро Соединенного Королевства – о том, что 2020-ый был последним годом самого тёплого 10-летнего периода из когда-либо зарегистрированных. Температуры были особенно высокими в Сибири, где в некоторых районах среднемесячные значения превышали более чем на 10°C среднемесячные значения за 1981–2010 гг. В целом, с января по июнь в Сибири был самый тёплый период с начала наблюдений; 20 июня в городе Верхоянск, Россия, температура достигла 38°C - самой высокой температуры, когда-либо зарегистрированной за Полярным кругом.

В новой статье в журнале Climatic Change Эндрю Чаварелла (Andrew Ciavarella) из Метеорологического бюро и международная группа ученых-климатологов показали, что продолжительная жара в Сибири была бы почти невозможна без изменения климата, вызванного деятельностью человека. Они обнаружили, что глобальное потепление сделало волну жары по крайней мере в 600 раз более вероятной, чем в 1900 году.

Чаварелла сказал, что без изменения климата такое событие могло бы происходить реже, чем один раз в тысячи лет, «тогда как в текущих климатических условиях вероятность такого события увеличилась до одного за 130-летний период». Чаварелла и его соавторы являются частью инициативы World Weather Attribution, стремящейся «проанализировать и сообщить о возможном влиянии изменения климата на экстремальные погодные явления».

По данным Метеорологического бюро, события, приведшие к продолжительной жаре в Сибири, начались осенью предыдущего года. В конце 2019 года диполь в Индийском океане - разница в температуре поверхности моря между западной и восточной частью Индийского океана - достиг рекордно высокого уровня, нагнетая струйный поток и приведя к низкому давлению и экстремальному теплу в конце зимы над Евразией. Эта не по сезону тёплая погода сохранялась до весны и уменьшала ледяной и снежный покров, что усугубляло тёплые условия за счёт увеличения количества солнечной энергии, поглощаемой сушей и морем.

Каталогизация прошлого, прогнозирование будущего

В результате высокие температуры обернулись целым рядом бедствий. Наиболее очевидными были лесные пожары, в результате которых было сожжено почти 255 000 квадратных километров сибирских лесов, что привело к выбросу 56 мегатонн углекислого газа в июне. Жара также спровоцировала эпидемию древесных мотыльков и вызвала таяние многолетней мерзлоты, ставшей причиной разрушения инфраструктуры и разливов топлива, в том числе одной утечки 150 000 баррелей дизельного топлива.

Исследователи сравнили климат с глобальным потеплением и без него, используя длинные серии наборов данных наблюдений и моделирование климата. Они обнаружили, что по сравнению с началом 20-ого века аналогичные чрезвычайно тёплые периоды в Сибири были как минимум на 2°C холоднее. Глобальное потепление также сделало рекордную июньскую температуру в Верхоянске гораздо более вероятной: максимальные температуры были как минимум на 1°C выше, чем они были бы в 1900 году.

Исследователи также «заглянули» в будущее. Они обнаружили, что к 2050 году такие периоды потепления могут быть на 2,5–7°C жарче, чем в 1900 году, и на 0,5–5°C теплее, чем в 2020 году. «Точно такие же события, что мы видели, будут учащаться, и не будет неожиданностью, что тогда вы увидите также события ещё большего масштаба», - сказал Чаварелла.
Дим Куму (Dim Coumou), климатолог из Vrije Universiteit Amsterdam, согласен с тем, что такого события не могло бы произойти в доиндустриальном климате. «С глобальным потеплением летние температуры становятся выше, и, следовательно, вероятность волн тепла и продолжительных тёплых периодов действительно сильно возрастает», - пояснил он, добавив, что эта закономерность особенно выражена в Сибири, поскольку в высоких широтах потепление происходит быстрее. Куму не участвовал в новом исследовании.

«Помимо местных проблем (таких как влияние на здоровье теплового воздействия, лесные пожары и разрушение конструкций, построенных в зоне таяния многолетней мерзлоты), мы также должны быть обеспокоены более широким воздействием тепловых явлений в Сибири», - сказал Мартин Стендель (Martin Stendel), климатолог из Датского метеорологического института. Стендель не участвовал в новом исследовании, но работал над другими исследованиями World Weather Attribution (например, таяние многолетней мерзлоты выделяет в атмосферу парниковые газы, такие как углекислый газ и метан).

«Мы должны осознавать, что всё это может иметь глобальные последствия», - сказал он.

Ссылка: https://eos.org/articles/siberian-heat-wave-nearly-impossible-without-human-influence

Печать

Science: Планируемый переезд: плюралистическая и интегрированная наука и управление

Хотя в переселении населения нет ничего нового, глобальные изменения окружающей среды, такие как изменение климата, повышение уровня моря и изменение землепользования, увеличивают вероятность переселения потенциально миллионов людей, особенно в прибрежных регионах. В глобальном масштабе только повышение уровня моря может привести к тому, что к 2050 году 340 миллионов человек окажутся на землях, расположенных ниже уровня затопления (1). Потребность в переселении возрастёт из-за таких рисков, отсутствия финансирования для стратегий защиты и размещения и/или того факта, что морские стены и другие меры в конечном итоге станут неэффективными. Поэтому нынешние подходы к планируемому переселению, такие как выкуп отдельных домохозяйств, вероятно, будут «крайне неадекватными» в будущем (2). Авторы обсуждают, как наука, управление и их взаимодействие должны развиваться, чтобы запланированное переселение стало стратегическим вариантом, улучшающим положение людей, сообществ и окружающей среды. Отправной точкой является признание того, что переселение предполагает физический переход из мест, подверженных угрозам глобальных изменений, а также необходимости трансформации институтов, социальных сетей, культурных ассоциаций, экономических отношений и других аспектов образа жизни сообщества.

Учитывая, что переселение - это событие, меняющее жизнь, такие организации, как Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, утверждают, что его необходимо планировать и осуществлять при значительном участии затронутых сторон и проводить его для улучшения (или, по крайней мере, сохранения) их качества жизни. Чтобы обеспечить способность реагировать на изменяющиеся условия и предпочтения, переселение должно быть частью гибкого и взаимосвязанного набора стратегий адаптации, который также включает выживание (ответные, краткосрочные меры по снижению риска) и постепенные корректировки (меры по повышению сопротивляемости и/или устойчивости) (3). То, как объединить эти различные меры в стратегическое портфолио политики и действий, требует от науки и управления поддержки открытых процессов адаптивного планирования, управляющих компромиссами между интересами, неопределённостями в знаниях и институциональной двусмысленностью, создаваемой пересекающимися юрисдикциями, властями, и экспертизы.

Планируемое переселение - это сложная социальная дилемма, которая включает множество структурных, перцептивных, экономических и межличностных движущих сил, препятствующих коллективным действиям. Это будет включать решение сложных вопросов, например, какие процессы принятия решений используются, кто переезжает (и когда), как выплачивается компенсация, куда осуществляется переезд, какая помощь предоставляется (и кому) в принимающих общинах, как устраняются брошенные отходы и экологическое наследие, а также как отслеживаются и соблюдаются соглашения. Не существует единого наилучшего подхода к движению сообщества - заинтересованные стороны с конфликтующими целями будут видеть это по-другому, даже если они разделяют основные взгляды на мир. Взаимодействие социальных и экологических триггеров и отсутствие предпочтительного пути делают запланированное отступление похожим на другие дилеммы глобальных изменений. Но потенциальный масштаб, экзистенциальный характер необходимых преобразований и сложность проблем управления делают его особенно требовательным.

Управленческое партнерство

Несмотря на масштабность проблемы, сейчас жизненно важно конструктивно привлекать науку и управление к планированию физических переходов и социально-экономических преобразований, которые снижают риски и улучшают положение людей, сообществ и окружающей среды. Здесь предлагается несколько идей по улучшению партнерских отношений в сфере управления при разработке стратегий планируемого переселения.

Устранение порочных стимулов и внедрение инклюзивного управления

Существующие институты и процессы управления будут расширены для решения проблем планирования и осуществления переселения таким образом, чтобы это соответствовало основным гуманитарным принципам и передовой практике. Это связано с тем, что нынешнее сочетание подходов, институтов и взаимоотношений отвечает за преобладающее распределение привилегий и уязвимости в обществе. Хотя изменение климата играет определённую роль, оно усугубляет существующие проблемы, представляющие собой смесь прошлого управления, укоренившегося неравенства и норм. Потенциальные масштабы переселения во всём мире превосходят всё, что испытывало наше современное глобальное общество. Например, мегаполис Джакарта активно рассматривает возможность переселения из-за растущих климатических угроз, оседания водоносного горизонта и плотности очень уязвимого населения с низкими доходами. Эти проблемы не ограничиваются развивающимся миром, о чём свидетельствует растущий ежегодный ущерб и затраты на восстановление в результате экстремальных климатических явлений для населения в Соединённых Штатах.

Улучшение управления потребует устранения структурного неравенства и многих порочных стимулов и поведенческой динамики, продолжающих побуждать людей селиться в районах, подверженных опасностям. Инновации необходимы для решения проблем организационной разобщённости, плохого планирования и информирования о рисках, психологической привязанности к месту работы и зависимости от продолжающейся работы в плане налоговых поступлений. Эти проблемы могут быть усугублены стратегиями выживания с благими намерениями (например, «эффект дамбы», который снижает точное восприятие риска). В Соединённых Штатах, например, федеральные программы, включая субсидирование поддержки пляжей, Национальную программу страхования от наводнений и федерализацию восстановления после стихийных бедствий, способствуют заселению опасных районов. Начинают появляться наборы инструментов по планированию переселения (4), которые определяют решение проблемы в рамках внутренней правовой базы и международных организаций (например, Управления ООН по снижению риска бедствий) и опыта, накопленного в результате существующих национальных усилий (например, усилий Фиджи по переселению 46 деревень)

Принятие и реализация решений, в которых сообщества добровольно переселяются, потребуют инклюзивных совещательных процессов, которые подчёркивают прозрачность, участие, построение доверия, подотчётность и интерактивный подход к взаимодействию с наукой. Политические или законодательные рамки имеют решающее значение для определения долгосрочных целей и обеспечения надёжных обязательств по поддержанию преемственности целей между учреждениями и политическими мандатами (5). Стратегии должны будут учитывать изменяющиеся обстоятельства (новые научные данные, технологические изменения, новые предпочтения) и управление тактикой реализации на основе рекомендаций экспертов, мониторинга и отчётности, а также подотчётности. В большинстве стран для улучшения доступа к рекомендациям экспертов, координации и консультациям требуются новые учреждения и финансирование. Структура управления переселением должна включать периодическое информирование о будущих рисках, взаимодействие с частным сектором и гражданским обществом, а также механизмы надзора для мониторинга и обеспечения выполнения согласованных планов.

Знание, ориентированное на действия

Разнообразные взгляды на постановку проблемы

Определение проблемы и её контекста - центральная проблема, возникающая при запланированном переселении. Постановка проблемы определяет, что является приоритетным (и что считается неважным), каковы цели, а также какие вопросы будут задаваться и на какие будут даны ответы. Выбор часто оспаривается, и, чтобы избежать маргинализации сообществ, он должен включать различные точки зрения, исходить из конкретного местного контекста текущих системных проблем, усиливать деятельность заинтересованных сторон и объединять различные источники знаний (6, 7).
Особенно сложно тщательно проанализировать различные заинтересованность сторон и типы знаний, которые имеют решающее значение для понимания и определения планируемого переселения (например, отслеживание точек зрения перемещающегося, принимающего и остающегося населения). Формулировка проблемы может учитывать потребность в экспертных знаниях, тактическом взаимодействии и устойчивой пропаганде, чтобы ускорить преобразование планов в действия (6, 8). Кроме того, появляющиеся инновации в вычислительной социальной науке и «совместное производство» исследований (в которых сообщества заинтересованных сторон участвуют в различных аспектах научного процесса) открывают возможности для формализации анализа заинтересованности сторон. Анализ может улучшить идентификацию заинтересованных сторон, категоризацию и отображение взаимосвязей (сил).

Учёт разницы в возможностях

Десятилетия исследований в области планирования, государственного управления, науки об устойчивом развитии и исследований в области науки и технологий позволили изучить, как повысить актуальность и эффективность науки для информирования, планирования и политики для широкого круга социальных, экологических проблем и проблем устойчивости. Несколько важных направлений этой работы являются комплексными, обеспечивающими механизм для создания общественных благ, услуг и институтов (7). Соответственно, при разработке процессов совместного действия речь идёт не только о том, как взаимодействие политиков, заинтересованных сторон и учёных влияет на удобство использования науки. Речь идет также о процессе социальных изменений - о том, как эпистемология (философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие), социальные и культурные нормы, институты и политика, а также властные отношения между сообществами и заинтересованными сторонами взаимодействуют, чтобы определить, кто участвует в процессе, какие типы знаний считаются законными и к каким результатам приводят.

Для таких серьёзных проблем, как запланированный переезд, этот более обширный подход обеспечивает основу для совместного развития знаний и действий. Это требует привлечения различных точек зрения на ценности и знания, когда участники совместного запланированного отступления должны работать вместе, чтобы исследовать нормативные и политические различия, присущие их различным видениям будущего (6).

Критика процессов комплексного подхода заключается в том, что они могут деполитизировать дискурс, используя научные аргументы для пробуждения универсальных идей о том, что «лучше». Их можно структурировать так, как если бы все участники играли равную роль, тогда как на самом деле правительства, крупные неправительственные организации с их экономическими интересами обладают несоразмерной властью и большими возможностями для участия (7). Это не только вопрос процесса, но также возможность повлиять на результаты совместных усилий - например, предпочтение использования узких рамок затрат и выгод, которые заключают, что защитные меры, такие как поддержка пляжа или строительство морских стен, экономически оправданы только для дорогостоящих ресурсов.

Эмпирически обоснованное осознание разнообразных ролей и направления совместных усилий в социальных изменениях предлагает путь для восстановления баланса проблемных отношений, ведущих к неравенству или исключению, или, по крайней мере, избеганию их непредвиденных последствий (7). Скромные шаги, такие как предоставление финансирования, позволяющего недостаточно обслуживаемым общинам участвовать в совместном производстве, или формализация участия консультативных советов коренных народов, также могут помочь уравнять правила игры (9).

Диверсификация источников и типов знаний

Для поддержки запланированного переселения наука должна предоставлять не только технические решения, но и знания о том, как переселить и трансформировать сообщества, включая готовность и возможности различных групп и институтов поддерживать фундаментальные изменения с течением времени (6). Предоставление этих знаний потребует междисциплинарного подхода к исследованиям, который расширяет спектр научных дисциплин и других задействованных источников знаний. Государственные органы и заинтересованные стороны (например, заинтересованные стороны в сфере недвижимости, предприятия, общественные организации) должны быть интегрированы в исследования не только как «пользователи», но и как носители знаний и эксперты по потребностям, предпочтениям, нормам и развивающимся возможностям сообщества для реализации решения. Когда переселение затрагивает общины коренных народов, а не интеграцию традиционных знаний в западную науку, учёные, участвующие в этих процессах, должны способствовать взаимному уважению различных способов познания, участвуя в родовых традициях, таких как региональные информационные бюллетени и дискуссионные круги на родовых собраниях (9, 10).

Информирование о социальных и экономических преобразованиях потребует исследования возможностей и ценностей различных групп населения и институтов. Это требует понимания таких вопросов, как то, что будет мотивировать людей к изменениям, какова способность отдельных лиц и организаций действовать в соответствии со своими предпочтениями и то, как текущие условия и зависимости от пути влияют на жизнеспособность будущих вариантов (6). Необходимо будет «критически мыслить как о результатах, так и о процессах, об институциональной структуре и структуре процессов, [а также] о власти и эффективности» (11).

Выборка из ряда вероятных вариантов будущего для оценки вариантов решения

Наука может быть более эффективной, если она перестанет пытаться предсказать непредсказуемые по своей сути явления. В настоящее время многие лица, принимающие решения, формулируют свои вопросы к учёным как «что произойдёт», а ученые отвечают «прогнозами» (возможностями, основанными на предположениях о будущем радиационном воздействии, которое часто используется в качестве прогнозов). Такое построение, помимо того, что ставит науку в опасное положение для спекуляций, не обязательно так полезно для лиц, принимающих решения, как вопросы «а что, если» о последствиях опционов для многих вероятных вариантов будущего. Наука может быть более полезной, если изменить цель сотрудничества с «прогнозировать, а затем действовать» на исследование гипотетических вопросов о том, какие краткосрочные действия будут совместимы с долгосрочными целями и будут хорошо работать в различных возможных вариантах будущего (12).

В качестве конкретного примера, штат Луизиана сталкивается с повышением уровня моря, оседанием земли, ускорением потери прибрежных земель и увеличением риска штормовых нагонов. Штат инициировал инновационный процесс совместного планирования, в рамках которого в портфель проектов выделяется 50 миллиардов долларов, которые должны быть использованы в течение следующих 50 лет (13). В отличие от традиционных усилий по планированию рисков на основе затрат и выгод, основанных на конкретном ожидаемом будущем («что произойдёт»), генеральный план Луизианы привлёк к широкому участию заинтересованные стороны для определения того, какие инвестиции в проекты приносят немедленную выгоду, обеспечивая гибкость для решения широкого круга проблем, для определения вероятных сценариев будущего, которые могут изменить инвестиционные приоритеты, а также будущие потребности заинтересованных сторон (планирование «что, если»).

Этот подход признаёт, что многие типы неопределённости будут препятствовать суждениям и принятию решений (12). Естественные факторы стресса, которые могут вызвать необходимость в эвакуации, не определены, поскольку они являются возникающими, усугубляющими и каскадными последствиями сложных взаимодействий человека и окружающей среды. Но последствия изменений в будущих ценностях и поведении также неопределённы и, возможно, не менее важны для оценки вариантов решения. Даже в хорошо задокументированных исторических случаях переселения трудно понять, как результаты возникли в результате предпринятых действий, не говоря уже о том, чтобы предвидеть с какой-либо уверенностью, какие желаемые результаты возникнут в результате будущих действий (14).

Одна из важных возможностей - более широко применять методы принятия решений с использованием методов глубокой неопределённости (12). Эти исследовательские подходы основаны на знаниях заинтересованных сторон на местном уровне о ключевых факторах и динамике (человеческих и естественных) и обеспечивают многообещающий механизм информирования о планируемом переселении. Модели и сценарии служат в качестве координационных центров для формирования общего понимания потенциальных последствий различных ценностей и вариантов, предпочитаемых заинтересованными сторонами.

Социальное обучение для наращивания местного потенциала

Переезд - это сложный процесс, который выиграет от расширения диапазона посредников и услуг, доступных для облегчения получения и применения знаний. Заинтересованным сторонам необходимо будет знать не только о том, какие научно надёжные источники информации доступны для противостояния опасностям, с которыми они сталкиваются, но и как эту информацию следует использовать для оценки уязвимости, пересмотра карт наводнений или зонирования, оценки финансовых рисков для изменения ставок страхования и рейтингов облигаций, перепроектировать системы инфраструктуры, обновить планы капитального ремонта и другие планы или установить пороговые значения и системы мониторинга, чтобы запустить следующий этап согласованных мер. Большое внимание уделяется предоставлению климатических сценариев и данных, но для удовлетворения потребностей перемещения необходимо расширить спектр услуг. Необходимые услуги включают в себя не только выявление передовой практики в области проектирования, финансового анализа и других технических анализов, но также поддержку преобразований, наращивание потенциала и установление стандартов для различных типов совещательных и аналитических процессов.

Тематические исследования и пилотные проекты проверяют подходы к решению этих проблем, и следующим полезным шагом будет организация оценки и социального обучения для определения передовой практики и технических рекомендаций. Один из вариантов - включить эту оценку в оценки, такие организаций как Межправительственная группа экспертов по изменению климата и Национальная оценка климата США, чтобы создать фундамент знаний для климатического обслуживания. Это создаст стандарты для услуг, предоставляемых через международные организации, частный сектор, научные круги и государственные агентства (чтобы обеспечить доступность услуг для малообеспеченных сообществ с низким доходом) (15). Другой - это вики-сайт с открытым исходным кодом для климатических решений, который позволит более широкому кругу носителей знаний взаимодействовать и на постоянной основе давать рекомендации по передовой практике, уделяя особое внимание источникам достоверной информации.

Ещё одна возможность - расширить использование посредников - отдельных лиц и организаций, способствующих взаимодействию между заинтересованными сторонами и экспертами (8). Многие промежуточные навыки необходимы на различных этапах совещательного планирования, финансирования, тактической реализации и последующего мониторинга действий по переселению. Учитывая потенциал оспариваемых потребностей и ценностей, важно, чтобы посредники знали о том, как они могут непреднамеренно повлиять на властные отношения или результаты - например, используя типы знаний, аналитические показатели или визуализации, которые отдают предпочтение точкам зрения той или иной группы. «Критический прагматический подход» подчёркивает важность этой осведомленности, а также разработки и критической оценки совещательных процессов, в которых конфликты между сторонами не сводятся к простым дебатам на основе консенсуса (11). Для увеличения числа и повышения эффективности посредников необходимы различные меры, включая профессиональную сертификацию; более широкое признание, в том числе в процессах продвижения по службе и владения недвижимостью; и увеличенное финансирование.

Использование новейших инноваций в области общественной науки и анализа данных

Инновации в области науки о сообществе, зондирования и анализа данных открывают большие перспективы для получения информации о планируемом переселении, если будут решены вопросы конфиденциальности, справедливости и другие проблемы, такие как неадекватное применение общих алгоритмических или сенсорных инструментов (15). Сочетание этих инноваций с мониторингом инвестиций в социально-экономические данные даёт возможность лучше фиксировать взаимозависимую эволюцию человеческих и природных систем, определяющих жизненный опыт и перспективы населения, сталкивающегося с переселением. Например, для области могут быть доступны модели с высоким разрешением масштабов наводнения, но отсутствуют данные о том, как неравенство в агентских полномочиях и правосудии взаимодействует с подверженностью опасностям, чтобы сформировать перспективы использования запланированного переселения для улучшения жизни людей.

Эти инновации повысят полезность стандартных режимов междисциплинарных научных исследований, которые сочетают в себе прогнозы опасностей, инженерный, финансовый и другие анализы для информирования технических решений, способствующих физическим переходам. Дополнительные методологические достижения, которые ещё не были полностью использованы, включают улучшенное прогнозирование опасностей в различных пространственных масштабах; исследования по утрате прибрежной среды обитания и решениям, основанным на природе; новые источники данных, оценки на основе показателей и демографическое моделирование для выявления уязвимых групп населения; и практические стандарты использования аналитики рисков глобальных изменений в инженерных и других профессиях. Эти технические знания могут обеспечить понимание последовательности мер по снижению рисков переходного периода и защитным мерам.

Осознание справедливого переезда

Революционное изменение роли науки с целью сосредоточения внимания на условиях, которые повлияют на способность общества определять справедливые пути переселения, создавать возможности и реализовывать стратегии в условиях неопределённости, потребует «плюралистического и комплексного подхода к знаниям, ориентированным на действия» (6). Такой подход повысит уверенность в способности сообществ успешно справиться с запланированным переселением в массовых масштабах, в которых это может потребоваться. Он должен выработать наиболее этичный и ответственный подход, который поможет пострадавшим.

Литература

1. S. A. Kulp, B. H. Strauss, Nat. Commun. 10, 4844 (2019).
2. J. Carey, Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 117, 13182 (2020).
3. N. Chhetri, M. Stuhlmacher, A. Ishtiaque, Environ. Res. Commun. 1, 015001 (2019).
4. E. Ferris, Int. Organ. Migr. (2017).
5. World Bank, “World Bank Reference Guide to Climate Change Framework Legislation” (Washington, DC 2020); https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/34972.
6. G. Caniglia et al., Nat. Sustain. 4, 93 (2021).
7. C. Wyborn et al., Annu. Rev. Environ. Resour. 44, 319 (2019).
8. P. Kivimaa, W. Boon, S. Hyysalo, L. Klerkx, Res. Policy 48, 1062 (2019).
9. P. Cochran et al., in Climate Change and Indigenous Peoples in the United States: Impacts, Experiences and Actions, J. K. Maldonado, B. Colombi, R. Pandya, Eds. (Springer, 2014; https://doi.org/10.1007/978-3-319-05266-3_5), pp. 49–59.
10. N. Latulippe, N. Klenk, Curr. Opin. Environ. Sustain. 42, 7 (2020).
11. J. Forester, Plann. Theory 12, 5 (2013).
12. V. A. W. J. Marchau, W. E. Walker, P. J. T. M. Bloemen, S. W. Popper, Decision Making under Deep Uncertainty: From Theory to Practice (Springer Nature, 2019); https://library.oapen.org/handle/20.500.12657/22900.
13. J. R. Fischbach, D. R. Johnson, D. G. Groves, Environ. Res. Commun. 1, 111001 (2019).
14. K. de Koning, T. Filatova, Environ. Res. Lett. 15, 034008 (2020).
15. R. H. Moss et al., Weather Clim. Soc. 11, 465 (2019).

Ссылка: https://science.sciencemag.org/content/372/6548/1276

Печать