МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И АРКТИКИ
ПРИКАЗ от 26 ноября 2021 г. N 221
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с абзацем первым пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р "Об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года" в целях реализации мероприятия по разработке и утверждению отраслевого плана адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации, а также в целях формирования системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемый План адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации.
2. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти Российской Федерации, ответственным за реализацию мероприятий национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, руководствоваться Планом адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации при формировании региональных планов адаптации к изменениям климата.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Г.Г. Гусейнова.
Врио Министра Г.Г.ГУСЕЙНОВ
Приложение N 1
к приказу Минвостокразвития России от 26 ноября 2021 г. N 221
ПЛАН АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Наименование субъекта адаптации:
Природно-техногенные комплексы Арктической зоны Российской Федерации.
2. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных):
Значительная часть мировых климатологов объясняет глобальное потепление климата преимущественно естественными причинами. Они обусловлены положительной ветвью естественных циклических колебаний, укладывающейся в вековой цикл колебания климата (ориентировочно 70 - 100 лет).
В течение последних 80 лет наблюдается статистически значимый (на 5% уровне значимости) рост среднегодовой температуры в Арктической зоне Российской Федерации. Помимо роста температуры происходит значительный рост атмосферных осадков, особенно в зимний период. Криолитозона России подвергается воздействию достаточно сильных климатических изменений.
При этом, около 65% территории Российской Федерации находится в области многолетней криолитозоны, характеристики который в основном определяются температурой.
В результате, повышение температур грунтов, как основной климатический риск в Арктической зоне Российской Федерации, приведет к снижению несущей способности оснований зданий и инженерных сооружений и развитию опасных физико-геологических процессов в Арктике.
Кроме того, потепление климата Арктической зоны Российской Федерации оказывает влияние на уровень инфекционной заболеваемости населения. Причины этого явления разнообразны: смещение границ леса к северу, что вызывает расширение ареала возбудителей и переносчиков инфекционных заболеваний, передающихся с укусом клеща; увеличение случаев заболеваний морских млекопитающих, птиц, рыб и моллюсков, и дальнейшего заражения людей. Другая причина возможного ареала инфекционных заболеваний - это изменение путей миграции птиц.
Аналогично, следствием климатических изменений становится ограничение доступа к традиционной пище коренного населения и животного мира.
3. Результаты воздействия данных климатических факторов на Арктическую зону Российской Федерации:
В настоящее время около 40% зданий и инженерных сооружений в области многолетней криолитозоны имеют деформации. Деградация мерзлоты, по некоторым подсчетам, оказывается причиной 23% отказов технических систем и 29% потерь добычи углеводородов. Ученые из МГУ, РАН и Гидроспецгеологии посчитали и спрогнозировали вероятный ущерб от деградации мерзлоты, к 2050 году - в среднем 5 триллионов рублей.
Основными негативными результатами климатических изменений в Арктике являются:
- снижение несущей способности мерзлых оснований и повреждения инфраструктуры;
- активизация опасных процессов - термокарста, термоэрозии, наводнений и других;
- сокращение популяций (северный олень, белый медведь и др.) и трансформация биосферы;
- ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и рост заболеваемости людей.
В свою очередь, к возможностям вследствие изменения климата в Арктической зоне Российской Федерации возможно отнести:
- улучшение ледовой обстановки и транспорта по Северному морскому пути и рекам в акватории Северного морского пути;
- интенсификация добычи некоторых водных биоресурсов;
- улучшение структуры и интенсификации сельского и лесного хозяйства;
- сокращение затрат на энергоресурсы.
4. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Сроки реализации (годы)
|
Вид документа и ожидаемый результат
|
Потребность в ресурсах (млн рублей)
|
Исполнитель
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
2025
|
I.
|
Общие организационные мероприятия
|
1.
|
Формирование межведомственной рабочей группы по вопросам адаптации к климатическим изменениям в Арктической зоне Российской Федерации
|
|
|
|
|
|
Ведомственный акт Минвостокразвития России.
|
потребность отсутствует
|
Минвостокразвития России, АНО "ИАЦ ГКА", заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и региональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Арктической зоны Российской Федерации, научные организации и учреждения
|
Создана межведомственная рабочая группа.
|
II.
|
Научно-методические и информационные мероприятия
|
2.
|
Подготовка рекомендаций в план научно-исследовательской и проектной работы научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования", осуществляющего исследования и разработки в интересах развития Арктики
|
|
|
|
|
|
Доклад в Правительство Российской Федерации.
|
потребность отсутствует
|
Минвостокразвития России, АО "КРДВиА", ФАНУ "Востокгосплан", АНО "ИАЦ ГКА"
|
Ежегодное предоставление задания на проведение научно-исследовательской и проектной работы.
|
3.
|
Подготовка доклада о состоянии нормативной и провоприменительной практике в Арктической зоне Российской Федерации с учетом необходимости нормативного обеспечения мероприятий по адаптации к изменению климата
|
|
|
|
|
|
Доклад в Правительство Российской Федерации.
|
потребность отсутствует
|
Минвостокразвития России, АО "КРДВиА", ФАНУ "Востокгосплан", АНО "ИАЦ ГКА"
|
Подготовлен доклад, включающий в том числе предложения по изменению нормативно-правовых актов.
|
4.
|
Подготовка ежегодного доклада о тенденциях изменения климата в Арктической зоне Российской Федерации и соответствующего влияния на осуществляемые в Арктической зоне процессы (включающего анализ и прогноз, оценку рисков, расчет прогнозируемого ущерба и рекомендуемые механизмы адаптации)
|
|
|
|
|
|
Доклад в Правительство Российской Федерации.
|
потребность отсутствует
|
Минвостокразвития России, ФАНУ "Востокгосплан", заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
|
Подготовлен доклад, включающий в том числе предложения по адаптационным мероприятиям.
|
5.
|
Подготовка доклада о проблемах адаптации к изменению климата и состоянию экологической среды в акватории Большого Северного морского пути
|
|
|
|
|
|
Доклад в Правительство Российской Федерации.
|
потребность отсутствует
|
Минвостокразвития России, АНО "ИАЦ ГКА", Госкорпорация "Росатом", ФАНУ "Востокгосплан"
|
Подготовлен доклад, включающий в том числе предложения по адаптационным мероприятиям.
|
6.
|
Подготовка доклада о проблемах адаптации населения, проживающего в Арктической зоне Российской Федерации, к изменениям климата в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
|
|
|
|
|
|
Доклад в Правительство Российской Федерации.
|
потребность отсутствует
|
Минвостокразвития России, АО "КРДВиА", ФАНУ "Востокгосплан"
|
Подготовлен доклад, включающий в том числе предложения по адаптационным мероприятиям.
|
III.
|
Мероприятии, направленные на устойчивое функционирование инфраструктуры в условиях климатических изменений
|
7.
|
Разработка "дорожной карты" внедрения инженерно-технических решений, обеспечивающих устойчивое функционирование инфраструктуры в условиях климатических изменений
|
|
|
|
|
|
Протокол заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики
|
потребность отсутствует
|
Минвостокразвития России, АО "КРДВиА", ФАНУ "Востокгосплан", АНО "ИАЦ ГКА"
|
IV.
|
Мероприятия, направленные на устранение рисков причинения вреда здоровью, обусловленных изменениями климата, изучение и оценку воздействия таких изменений на источники возникновения и пути распространения, зависимых от них инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний
|
8.
|
Разработка методологии оценки влияния климатических изменений на здоровье граждан
|
|
|
|
|
|
Методика.
|
В рамках текущего финансирования Минздрава России
|
Минздрав России, Минвостокразвития России
|
Формирование методической базы прогнозирования и планирования мер по устранению негативного воздействия климатических факторов на здоровье населения
|
9.
|
Укрепление инфекционной службы с учетом прогнозов развития эпидемиологической ситуации
|
|
|
|
|
|
В соответствии с целевыми показателями федеральных и региональных программ развития здравоохранения
|
За счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных на соответствующие цели
|
Минздрав России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
|
10.
|
Разработка и реализация коммуникационной кампании по таргетированному информированию граждан о влиянии климатических факторов риска на здоровье
|
|
|
|
|
|
Коммуникационная компания.
|
За счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных на соответствующие цели
|
Минздрав России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
|
Увеличена доля лиц, информированных о факторах риска для здоровья и профилактики заболеваний
|
11.
|
Мониторинг состояния микрофлоры природной среды, возбудителей особо опасных инфекций, эпидемиологического состояния инфекционных болезней для прогнозов рисков и разработки мер минимизации негативных последствий
|
|
|
|
|
|
Информационные материалы, размещенные на сайте Роспотребнадзора Действующая система мониторинга
|
потребность отсутствует
|
Роспотребнадзор
|
5. Обязательные приложения к Плану адаптации
Приложение N 2.
Результаты оценки климатических рисков по отрасли экономики в соответствии с рекомендуемой формой, предусмотренной приложением N 7 к Методическим рекомендациям по оценке климатических рисков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267.
Приложение N 3.
Результаты ранжирования адаптационных мероприятий в соответствии с рекомендуемой формой, предусмотренной приложением N 2 к Методическим рекомендациям по ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267.
Приложение N 2
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ
1.
|
Наименование отрасли экономики
|
Здания и инженерные сооружения всех отраслей
|
|
2.
|
Пороговые значения для объектов, уязвимых к климатическим факторам (с указанием этих объектов в разрезе ОКВЭД2, 5 знаков)
|
От 10 до 20% изменения несущей способности оснований в зависимости от класса зданий или инженерных сооружений
|
|
(указываются количественные значения гидрометеорологических и иных характеристик, превышение которых с высокой степенью вероятности (более 90%) приведет к потере работоспособности (прекращение нормального функционирования) либо ликвидации объекта воздействия)
|
|
3.
|
Минимальное и максимальное значение периода повторяемости пороговых значений в местах размещения отраслевых объектов, уязвимых к климатическим факторам
|
Повторяемости нет, нарастание риска по мере повышения температуры
|
(например, 1 раз в 10 лет)
|
|
4.
|
Описание прогнозируемого изменения повторяемости порогового значения (при наличии)
|
Нет
|
|
5.
|
Оценка возможного ущерба в результате превышения пороговых значений
|
У1 + У2 + У3 - (С + Р)
|
6 421 627,54 млн. руб. в АЗРФ
|
|
- балансовая стоимость оборудования и инфраструктуры, одновременно уязвимых к воздействию климатических факторов
|
У1
|
6 421 627,54 млн. руб. в АЗРФ
|
- суммарные затраты, связанные с заменой оборудования и инфраструктуры (кроме их стоимости), работоспособность которых может быть одновременно утрачена в результате воздействия климатических факторов
|
У2
|
Неизвестно, сопоставимые со стоимостью
|
- неполученный доход и дополнительные траты во время приостановления производственной деятельности (исходя из времени необходимого для замены вышедших из строя оборудования и инфраструктуры)
|
У3
|
Неизвестно
|
- страховое возмещение по договору имущественного и иного страхования при наступлении климатических рисков (при страховании этих рисков)
|
С
|
Неизвестно
|
- размер имеющихся резервов
|
Р Неизвестно
|
|
6.
|
Показатель уязвимости хозяйственной и иной деятельности
|
(У1 + У2 + У3) / (С + Р)
|
Крайне большой
|
|
7.
|
Контакты лица, ответственного за заполнение формы (ФИО, телефон, электронная почта) и дата заполнения
|
Брушков А.В.
+7(925)131-0020,
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
|
09.09.2021
|
Приложение N 3
РЕЗУЛЬТАТЫ РАНЖИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Наименование субъекта адаптации
|
природно-техногенные комплексы Арктической зоны Российской Федерации
|
2. Распределение значимости подходов, учитываемых при ранжировании
|
Фактор
|
Компоненты фактора
|
Обозначение
|
Вес фактора
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1. Эффект для снижения уровня риска
|
1.1. Сокращение площади подверженности территории с опасным уровнем климатического риска
|
Фактор 1.1
|
5
|
1.2. Снижение уровня риска для территории, подверженной опасному уровню климатического риска
|
Фактор 1.2
|
5
|
2. Эффект для снижения уязвимости объектов воздействия
|
2.1. Снижение показателя уязвимости
|
Фактор 2.1
|
30
|
2.2. Увеличение пороговых значений
|
Фактор 2.2
|
30
|
2.3. Использование страховых инструментов
|
Фактор 2.3
|
10
|
2.4. Обеспечение резервов (финансовые, материальные или другие)
|
Фактор 2.4
|
10
|
3. Эффект от использования предложений по использованию благоприятных возможностей изменений климата
|
Фактор 3
|
10
|
|
100%
|
3. Ранжирование адаптационных мероприятий
|
|
Метод соотнесения адаптационных мероприятий с факторами
|
Научно-исследовательская работа: "Анализ состояния вечной мерзлоты, тенденции ее изменения и социально-экономические последствия для регионов Арктики. Теоретическое обоснование основных параметров архитектуры и разработка принципов построения системы государственного мониторинга вечной мерзлоты в целях охраны и рационального использования криогенных ресурсов Арктики и устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации".
|
|
Наименование адаптационного мероприятия
|
Фактор 1.1
|
Фактор 1.2
|
Фактор 2.1
|
Фактор 2.2
|
Фактор 2.3
|
Фактор 2.4
|
Фактор 3
|
|
Максимальное значение веса для фактора (справочно, раздел 2)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значение учета фактора адаптационным мероприятием
|
Сумма
|
Ранг
|
|
|
(Ранг присваивается по значению суммы каждого мероприятия в общей выборке)
|
Подготовка рекомендаций в план научно-исследовательской и проектной работы научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования", осуществляющего исследования и разработки в интересах развития Арктики
|
0
|
0
|
10
|
10
|
0
|
0
|
0
|
20
|
1
|
Подготовка доклада о состоянии нормативной базы и правоприменительной практике в Арктической зоне Российской Федерации с учетом необходимости нормативного обеспечения мероприятий по адаптации к изменению климата
|
0
|
0
|
5
|
0
|
5
|
5
|
0
|
15
|
2
|
Подготовка ежегодного доклада о тенденциях изменения климата в Арктической зоне Российской Федерации и соответствующего влияния на осуществляемые в Арктической зоне процессы
|
0
|
5
|
5
|
0
|
0
|
5
|
0
|
15
|
3
|
Подготовка доклада о проблемах адаптации к изменению климата и состоянию экологической среды в акватории Большого Северного морского пути
|
0
|
3
|
5
|
2
|
0
|
0
|
0
|
10
|
4
|
Подготовка доклада о проблемах адаптации населения, постоянно или временно проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, к изменениям климата в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
|
0
|
0
|
5
|
0
|
0
|
5
|
0
|
10
|
5
|
Разработка "дорожной карты" внедрения инженерно-технических решений, обеспечивающих устойчивое функционирование инфраструктуры в условиях климатических изменений
|
0
|
0
|
5
|
0
|
0
|
5
|
0
|
10
|
6
|
Разработка методологии оценки влияния климатических изменений на здоровье граждан
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
5
|
0
|
5
|
7
|
Укрепление инфекционной службы с учетом прогнозов развития эпидемиологической ситуации
|
0
|
0
|
5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
5
|
8
|
Разработка и реализация коммуникационной кампании по таргетированному информированию граждан о влиянии климатических факторов риска на здоровье
|
0
|
0
|
5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
5
|
9
|
Мониторинг состояния микрофлоры природной среды, возбудителей особо опасных инфекций, эпидемиологического состояния инфекционных болезней для прогнозов рисков и разработки мер минимизации негативных последствий
|
0
|
0
|
5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
5
|
10
|
Ссылка: https://fzakon.ru/dokumenty-ministerstv-i-vedomstv/prikaz-minvostokrazvitiya-rossii-ot-26.11.2021-n-221/