Независимая газета: Или устойчивый рост экономики, или снижение выбросов
Зеленый идеал глобальной экономики без сжигания ископаемого топлива – это смерть нынешней российской экономики и экспортно-сырьевой модели государства. Но есть ли шансы адаптировать российскую энергетику к будущей углеродной нейтральности? Ученые и экономисты предлагают лишь частные решения и локальные инициативы. А масштабная перестройка российской энергетики в условиях многолетней стагнации вряд ли возможна. Пока же российские власти объявили о начале эксперимента в Сахалинской области. Этот регион должен достичь углеродной нейтральности уже через четыре года.
В России переход на зеленую и низкоуглеродную экономику пока происходит в основном на уровне дискуссий, обсуждения законопроектов и презентаций стратегий. Так, Минэкономразвития совместно с правительством Сахалинской области подготовило проект закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области». Этот российский регион может первым испытать на себе все прелести углеродной нейтральности. На острове, в частности, должна заработать система торговли так называемыми углеродными единицами – эквивалентами тонн выбросов парниковых газов. Полной углеродной нейтральности регион должен достичь к 2025 году.
«Законопроектом вводятся обязательные требования для регулируемых организаций, деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов – свыше 50 тыс. т СО2 и более, обязательные требования по представлению в уполномоченный орган углеродной отчетности и соблюдения установленной им квоты на выбросы», – говорится в пояснениях к законопроекту.
Превышение квоты выбросов на каждую тонну эквивалента углекислого газа будет стоить контролируемому предприятию 150 руб. А по региональному закону штраф за лишнюю эмиссию может быть увеличен до 2 тыс. руб. за каждую тонну эквивалента углекислого газа.
Россия подписала Парижское климатическое соглашение еще в 2019 году. Участники соглашения договорились не допустить повышения средней температуры на планете к 2100 году более чем на два градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохой. Соглашение также предполагает добровольные обязательства стран по снижению выбросов парниковых газов. Россия после подписания соглашения также приступила к разработке законопроекта об ограничении выбросов парниковых газов. При этом документ был внесен в Госдуму только в феврале этого года, а его первое чтение запланировано на апрель.
Законопроект, в частности, предусматривает обязательную отчетность ряда компаний о выбросах, прописывает основы стимулирования деятельности по реализации климатических проектов, но не содержит лимитирующие меры для бизнеса – квоты и плату за выбросы. Он также предполагает создание контуров национальной системы торговли углеродными выбросами.
При этом еще до начала чтений парламентарии отмечали неэффективность положений законопроекта. Так, глава думского комитета по природным ресурсам Николай Николаев заявил, что внесенный правительством законопроект о поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов в РФ может стать слишком затратным для бизнеса. По словам депутата, пока не ясно, как правительство собирается балансировать между выполнением задач развития экономики и реализацией норм Парижского соглашения. «Законопроект о регулировании выбросов в том виде, в котором он внесен в Госдуму, – это путь к большим затратам. Чего только будет стоить экономике глобальная сеть учета выбросов и их динамики», – рассуждает Николаев. Введение механизма торговли углеродными выбросами он сравнил с виртуальной валютой, которая ничем фактически не обеспечена.
Сценарии выбросов парниковых газов в РФ в период до 2050 года. Источник: расчеты ИПН РАН
В рамках Парижского соглашения по климату Россия также приступила к разработке стратегии долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Согласно проекту документа, к 2030 году в РФ выбросы парниковых газов должны сократиться на 70% (от уровня 1990 года) с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов, а к 2050 году должны быть закрыты все предприятия, производящие парниковый газ. При этом в базовом сценарии стратегии низкоуглеродного развития предполагается снизить углеродоемкость российского ВВП на 9% к 2030 году и на 48% к 2050-му относительно текущего уровня. Пока Россия выбрасывает 1,2 кг углекислого газа на один доллар душевого ВВП. Для сравнения – Великобритания сейчас выбрасывает лишь 0,3 кг углекислого газа на один доллар душевого ВВП.
Большие проблемы в реализации стратегии низкоуглеродного развития РФ волнуют не только бизнес и депутатов, но и научное сообщество. Будущая декарбонизация может стать серьезным ударом по экономике, признали ученые на специальной экспертной сессии РАН. «Тема низкоуглеродного развития сама по себе затрагивает напрямую вопросы не только климата, а также вопросы экономики, российского экспорта, реализации климатических проектов в России», – отмечал в ходе сессии глава МЭР Максим Решетников. По его словам, нужно начинать с формирования специальной системы мониторинга как эмиссии, так и поглощения парниковых газов.
С просьбой разработать подходы к такой системе мониторинга министр обратился к президенту РАН Александру Сергееву. В ответ президент РАН заверил министра, что российские ученые готовы разработать для России этакого «цифрового карбонового двойника» обращения углерода.
Главное условие для действенного низкоуглеродного развития РФ – это устойчивое экономическое развитие страны в течение следующих 15–20 лет, считает научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Борис Порфирьев. Этот инвестиционный цикл необходим для диверсификации экономики страны за счет экспортных доходов, подчеркивает академик. «Россия может рассчитывать на внешний спрос на сырьевые товары, которые способны обеспечить финансовые ресурсы структурно-технологической модернизации экономики, которое позволило бы реализовать цель снижения нетто-эмиссии парниковых газов в контексте реализации и при обеспечении приоритетных национальных целей развития», – говорит Порфирьев.
По мнению ученых из ИНП, в России приемлем только такой сценарий снижения выбросов, который не создаст препятствий для роста экономики России в период до 2040 года темпами не ниже 3% ежегодно. «Поддержание темпов роста российской экономики выше среднемировых является критически важным условием повышения ее энергоэффективности», – подчеркивают эксперты. Для этого они предлагают отходить от акцента на действия, направленные на экономию энергии (в том числе через принуждение к энергосбережению за счет ценовых, налоговых и других стимулов), и концентрироваться на мерах по стимулированию спроса и поддержке инвестиций в модернизацию производственных фондов.
Кроме того, считает Порфирьев, если РФ будет слепо реализовывать цели Парижского соглашения, то ввергнет себя в макроэкономический тупик. «При реализации такого сценария экономика РФ будет развиваться в разы медленнее, возрастет доля высокотехнологичного импорта», – полагает он.
В частности, как следует из расчетов ИНП, реализация такого агрессивного сценария грозит РФ потерей 1,8 п.п. среднегодового темпа прироста ВВП в период до 2050 года. И даже если российская экономика пройдет первую фазу шока (первые 5–10 лет реализации мер), она выйдет на траекторию замедленного роста со среднегодовыми темпами роста ВВП не выше 1,5%, считают эксперты института.
Кроме того, реализация жестких мер по снижению эмиссии ПГ, предусматриваемых агрессивным сценарием, также сопряжена с ростом затрат на энергию до беспрецедентно высоких уровней – с текущих 13% до 30% ВВП к 2040 году. «Такой уровень затрат на энергию вряд ли совместим с экономическим ростом, во всяком случае, он не будет трансформироваться в улучшение уровня жизни населения», – подчеркивают ученые.
Таким образом, продолжают в ИНП РАН, агрессивные сценарии низкоуглеродного развития могут не только негативно влиять на внешний спрос на российские топливно-энергетические товары, но и ограничивать эффективность цепочек создания добавленной стоимости в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), вести к негативным ценовым и налоговым последствиям, сдерживающим модернизацию российской экономики.
Российские ученые также выступают за включение атомной энергетики в список чистых, зеленых энергетик. «Нет других энерготехнологий, которые исключали бы эмиссию парниковых газов практически полностью и обеспечивали бы при этом сохранение кислорода», – считает советник президента исследовательского центра «Курчатовский институт» Виктор Цибульский. Он считает, что главный недостаток той же ветряной энергетики – высокий расход материалов. «Для того чтобы построить станции на 7 мегаватт, нужно вложить 7 тыс. т материалов. Атомная станция, для сравнения, потребовала в тысячу раз меньше материалов», – уверен эксперт.
Для выполнения целей низкоуглеродного развития нужно хорошо контролировать состояние лесных массивов – считает академик РАН Евгений Ваганов. . Но пока состояние лесов контролируется все хуже. «За последние годы медленно, но стабильно растет число вырубок лесных массивов, но большую настороженность вызывает рост площадей лесных пожаров. С 2017 года площадь пожаров увеличилась с 5–7 млн га до более чем 35 млн га», – рассказывает он, подчеркивая, что тенденция роста площадей лесных пожаров в РФ настораживает.
Ссылка: https://www.ng.ru/economics/2021-04-04/4_8119_economics.html