Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

EOS: Сибирские волны тепла были бы практически невозможны без человеческого влияния

Новое исследование показывает, что исключительно высокие температуры, наблюдавшиеся в Сибири в первой половине 2020 года, были бы крайне маловероятными при отсутствии антропогенного изменения климата.

Прошлый год был жарким. НАСА заявило, что 2016 год стал самым жарким в истории наблюдений, а Метеорологическое бюро Соединенного Королевства – о том, что 2020-ый был последним годом самого тёплого 10-летнего периода из когда-либо зарегистрированных. Температуры были особенно высокими в Сибири, где в некоторых районах среднемесячные значения превышали более чем на 10°C среднемесячные значения за 1981–2010 гг. В целом, с января по июнь в Сибири был самый тёплый период с начала наблюдений; 20 июня в городе Верхоянск, Россия, температура достигла 38°C - самой высокой температуры, когда-либо зарегистрированной за Полярным кругом.

В новой статье в журнале Climatic Change Эндрю Чаварелла (Andrew Ciavarella) из Метеорологического бюро и международная группа ученых-климатологов показали, что продолжительная жара в Сибири была бы почти невозможна без изменения климата, вызванного деятельностью человека. Они обнаружили, что глобальное потепление сделало волну жары по крайней мере в 600 раз более вероятной, чем в 1900 году.

Чаварелла сказал, что без изменения климата такое событие могло бы происходить реже, чем один раз в тысячи лет, «тогда как в текущих климатических условиях вероятность такого события увеличилась до одного за 130-летний период». Чаварелла и его соавторы являются частью инициативы World Weather Attribution, стремящейся «проанализировать и сообщить о возможном влиянии изменения климата на экстремальные погодные явления».

По данным Метеорологического бюро, события, приведшие к продолжительной жаре в Сибири, начались осенью предыдущего года. В конце 2019 года диполь в Индийском океане - разница в температуре поверхности моря между западной и восточной частью Индийского океана - достиг рекордно высокого уровня, нагнетая струйный поток и приведя к низкому давлению и экстремальному теплу в конце зимы над Евразией. Эта не по сезону тёплая погода сохранялась до весны и уменьшала ледяной и снежный покров, что усугубляло тёплые условия за счёт увеличения количества солнечной энергии, поглощаемой сушей и морем.

Каталогизация прошлого, прогнозирование будущего

В результате высокие температуры обернулись целым рядом бедствий. Наиболее очевидными были лесные пожары, в результате которых было сожжено почти 255 000 квадратных километров сибирских лесов, что привело к выбросу 56 мегатонн углекислого газа в июне. Жара также спровоцировала эпидемию древесных мотыльков и вызвала таяние многолетней мерзлоты, ставшей причиной разрушения инфраструктуры и разливов топлива, в том числе одной утечки 150 000 баррелей дизельного топлива.

Исследователи сравнили климат с глобальным потеплением и без него, используя длинные серии наборов данных наблюдений и моделирование климата. Они обнаружили, что по сравнению с началом 20-ого века аналогичные чрезвычайно тёплые периоды в Сибири были как минимум на 2°C холоднее. Глобальное потепление также сделало рекордную июньскую температуру в Верхоянске гораздо более вероятной: максимальные температуры были как минимум на 1°C выше, чем они были бы в 1900 году.

Исследователи также «заглянули» в будущее. Они обнаружили, что к 2050 году такие периоды потепления могут быть на 2,5–7°C жарче, чем в 1900 году, и на 0,5–5°C теплее, чем в 2020 году. «Точно такие же события, что мы видели, будут учащаться, и не будет неожиданностью, что тогда вы увидите также события ещё большего масштаба», - сказал Чаварелла.
Дим Куму (Dim Coumou), климатолог из Vrije Universiteit Amsterdam, согласен с тем, что такого события не могло бы произойти в доиндустриальном климате. «С глобальным потеплением летние температуры становятся выше, и, следовательно, вероятность волн тепла и продолжительных тёплых периодов действительно сильно возрастает», - пояснил он, добавив, что эта закономерность особенно выражена в Сибири, поскольку в высоких широтах потепление происходит быстрее. Куму не участвовал в новом исследовании.

«Помимо местных проблем (таких как влияние на здоровье теплового воздействия, лесные пожары и разрушение конструкций, построенных в зоне таяния многолетней мерзлоты), мы также должны быть обеспокоены более широким воздействием тепловых явлений в Сибири», - сказал Мартин Стендель (Martin Stendel), климатолог из Датского метеорологического института. Стендель не участвовал в новом исследовании, но работал над другими исследованиями World Weather Attribution (например, таяние многолетней мерзлоты выделяет в атмосферу парниковые газы, такие как углекислый газ и метан).

«Мы должны осознавать, что всё это может иметь глобальные последствия», - сказал он.

Ссылка: https://eos.org/articles/siberian-heat-wave-nearly-impossible-without-human-influence

Печать