Bellona.ru: Углеродное регулирование или «просто отчетность»?
После двух лет обсуждений и правок Госдума приняла в окончательном чтении закон об ограничении выбросов парниковых газов. Документ вводит понятие «целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов» и обязательную отчетность по ним.
Поводом для создания нового закон стало поручение президента Владимира Путина подготовить Стратегию развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% по сравнению с уровнем 1990 года.
Однако процесс принятия закона о парниковых газах растянулся на долгое время. А настоящим импульсом для его утверждения стало «обострение» международных климатических процессов – введение в Евросоюзе трансграничного углеродного регулирования. Стало очевидным, что новая европейская регуляция приведет к применению новых налогов и сборов для российских экспортеров, чьи показатели сокращения выбросов сильно отстают от общемировых. Как подсчитали аналитики группы KPMG, потери российских производителей могут составить около 35 миллиардов евро к 2025-2030 гг.
Как подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин, проект закона о парниковых газах подготовлен в рамках международных обязательств России и ее новой климатической политики. По словам главы правительства, появится система государственного учета и реализации проектов сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения, при этом все предприятия, работа которых сопровождается значительными объёмами выбросов парниковых газов, будут обязаны отчитываться об этом.
Уполномоченный орган, куда предприятия будут ежегодно предоставлять отчетность о выбросах, определит правительство. Первыми такие данные будут предоставлять крупные компании с объемом выбросов более 150 тыс. т эквивалента углекислого газа в год. А после 2024 г. это будут обязаны делать и предприятия с объемом выбросов более 50 тыс. т. За несвоевременную подачу отчетов или недостоверную информацию предусмотрена административная ответственность – для этого планируется внести поправки в Кодекс административных правонарушений.
Историю создания закона гладкой не назовешь – председатель Комитета Торгово-промышленной палаты по природопользованию и экологии Сергей Алексеев рассказал о препятствиях, возникших на пути согласования документа: «Первоначальный вариант закона был написан достаточно вменяемо и должен был уйти на согласование. И когда этот процесс начался, капитаны нефтяной промышленности при поддержке некоторых чиновников из Администрации президента сделали все возможное, чтобы сделать из этого документа сугубо рамочный и декларативный закон, не накладывающий ни на кого никаких обязательств».
Поскольку часть представителей бизнеса, особенно, связанного с добычей и переработкой углеводродов, считает, что углеродное регулирование в любом виде станет дополнительным финансовым бременем для них, было принято решение начать с «мягкого» регулирования – то есть без введения дополнительной налоговой нагрузки.
Подтверждая эту особенность нового закона заместитель министра экономического развития Илья Торосов сказал: «Мы не вводим ни налоговых сборов, ни каких-либо штрафов за отчётность, не вводим квот – законопроект на это не нацелен. Мы просто собираем отчётность, чтобы понимать, как мы выполняем указ президента во исполнение Парижского соглашения, позволяем компаниям на рынке заниматься добровольными климатическими проектами, как им будет угодно, и создаём понятийный аппарат».
По мнению заведующего научно-учебной лабораторией экономики изменения климата Высшей школы экономики Игоря Макарова, сокращать выбросы в России гораздо дешевле, чем в Европе, поэтому отечественный бизнес даже сможет выиграть от введения на своей территории цивилизованных рыночных инструментов сокращения выбросов и интеграции их с европейскими. «Бизнес опасается углеродного регулирования, так как видит в нем дополнительную налоговую нагрузку. Однако есть множество способов сделать такое регулирование фискально нейтральным», – считает он.
Важным компонентом нового закона является официальное признание понятия «целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов», – считает глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. – Документ вводит в оборот так называемые «углеродные единицы». Их будут предъявлять отечественные производители при экспорте продукции и также засчитывать наши зарубежные партнеры». Как пояснил глава думского комитета, принятие законопроекта – это «первый шаг в создании российского законодательства, которое позволит осуществить углеродное регулирование».
Как следует из пояснительной записки к документу, помимо регулирования хозяйственной и другой деятельности, приводящей к выбросам в атмосферу парниковых газов, он также должен сформировать необходимую правовую базу для получения полной и достоверной информации организаций о таких выбросах. «В этих целях законопроект предусматривает обязанность хозяйствующих субъектов, деятельность которых сопровождается значительными выбросами парниковых газов, представлять в уполномоченный орган отчеты о выбросах парниковых газов. Критерии деятельности, которая сопровождается значительными выбросами парниковых газов, будут установлены актом правительства РФ», – говорится в документе.
Кроме того, документ открывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возможность реализовать климатические проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения. Для этого предусмотрено принятие критериев отнесения проектов к климатическим, а также будет определен порядок проверки и утверждения результатов.
Как следует из документа, «важным элементом углеродного регулирования является новый механизм осуществления проектной деятельности, в рамках которого в обращение могут быть введены углеродные единицы, возникающие в результате реализации климатических проектов».
Подчеркивается, что появление данного механизма позволит российским производителям снижать углеродный след своей продукции, а также вовлекать в деятельность по сокращению выбросов парниковых газов заинтересованные организации, что будет способствовать модернизации производственных мощностей, внедрению новых технологий, а также повышению качества природных поглотителей парниковых газов.
По словам министра экономического развития Максима Решетникова, утвержденная новым законом модель углеродного регулирования будет действовать на территории всей страны уже со следующего года.
Вместе с законом «Об ограничении выбросов парниковых газов» в течение полугода предстоит разработать и принять 11 подзаконных актов для его реализации, в том числе порядок государственного учета выбросов парниковых газов и представления углеродной отчетности, перечень регулируемых парниковых газов, целевые показатели сокращения их выбросов, критерии климатических проектов и др.
«Кроме этого необходимо подготовить изменения в Кодекс административных правонарушений и Налоговый кодекс, – отметил министр экономразвития. – К этой работе мы уже приступили вместе с коллегами из Минфина и Минюста».
«Важно, чтобы вступление в силу закона было синхронизировано со всем пакетом нормативных актов», – подчеркнул министр.