Освоение Арктики требует разработки климатической стратегии
Заместитель председателя Кольского научного центра РАН, директор Института проблем промышленной экологии Севера Владимир Маслобоев прочитал в САФУ лекцию о ресурсном освоении Арктики и ее экологических последствиях.
Владимир Алексеевич придерживается мнения, что глобальное потепление сулит человечеству немало проблем. Как рассчитали мурманские ученые, повышение среднегодовой температуры на Кольском полуострове на 2-3 градуса приведет к аридному (пустынному) климату, когда воды будет испаряться больше, чем выпадать осадков.
«То есть наши исследования подтверждают выводы западных ученых о последствиях текущего потепления, — заявил ученый. — Европе этот процесс грозит засухами, Амазонии — уничтожением лесов. Таяние ледников в Гималаях создаст дефицит воды в окружающих странах. В России снизятся урожаи зерновых и кормовых культур, а погода будет балансировать между засухами и затоплениями. Вообще, я считаю, правильнее говорить: не глобальное потепление, а глобальное изменение климата, увеличение его нервозности».
Освоение Арктики, по мнению ученого, только поспособствует потеплению. Так откачка углеводородов на морском шельфе приведет к образованию пустот в земной коре и проседанию грунта, а это чревато, например, землетрясениями. Увеличение транспортного трафика по Северному морскому пути (СМП) увеличит выброс парниковых газов. В общем, экономическая эксплуатация арктических территорий грозит рисками, которые свойственны промышленным территориям во всем мире.
«Необходима упреждающая адаптация к этим изменениям, разработка климатической стратегии, чтобы минимизировать экологический ущерб от освоения северных широт, — отметил Владимир Алексеевич. — При этом у нас до сих пор очень мало знаний о воздействии естественных и антропогенных факторов на подогрев атмосферы. Россия не придает большого значения климатическим изменениям. В условиях развивающейся экономики правительство занято другими проблемами. Считается, что ученые преувеличивают проблематику потепления, чтобы получить дополнительное финансирование».
В то же время, высказался Маслобоев, реализация экономических планов России в отношении Арктики также инерционна. Российские власти выпускают программные документы, но в реализации их положений надеются на большой бизнес, который пока не заинтересован в арктических инвестициях из-за отсутствия рентабельности экономических проектов.
«А чтобы транспортный коридор СМП действовал и приносил доходы России, необходима его загрузка, а значит создание промышленных кластеров на нашем арктическом побережье, — уверен ученый. — Только перевалка грузов из Азии в Европу и обратно затраты судовладельцев не окупит. Сокращение времени доставки на две недели, по сравнению с перевалкой товаров через Суэцкий канал — это слабый стимул для бизнеса. Страховка прохода судна по СМП — это большие затраты».
Как констатировал Владимир Алексеевич, сегодня очень много ожиданий от арктических перспектив, но мало кто хочет в них вкладываться.
По материалам портала САФУ