EOS: Как «лучший договор о случайном климате» остановил безудержное изменение климата
Монреальский протокол остановил разрушение озонового слоя. В процессе его исполнения был спасён один из самых важных стоков углерода на Земле.
Согласно исследованиям, международное соглашение о прекращении производства озоноразрушающих химикатов предотвратило глобальное потепление на 0,65°C - 1°C.
Исследование также показало, что углерод, накопленный в растительности в результате фотосинтеза, сократился бы на 30% без договора, вступившего в силу в 1989 году.
Исследователи из Великобритании, Новой Зеландии и США написали в Nature, что Монреальский протокол имеет важное значение для защиты углерода, хранящегося в растениях. Исследования в полярных регионах показали, что высокоэнергетические ультрафиолетовые лучи уменьшают биомассу растений и повреждают ДНК. В настоящее время леса и почвы поглощают 30% антропогенных выбросов углекислого газа.
«Модельные расчёты показали, что к 2100 году, количество углерода, поглощаемого растениями, составит 15% от «контрольного» значения при условии действия Монреальского протокола», - сказал ведущий автор Пол Янг (Paul Young). Ланкастерского университета.
В моделировании ультрафиолетовое излучение настолько интенсивно, что растения в средних широтах перестают поглощать возрастающий поток углерода.
Растения в тропиках находятся в лучших условиях, но влажные леса будут иметь на 60% меньше озона, чем раньше, - состояние намного хуже, чем когда-либо наблюдалось в антарктической озоновой дыре.
«Мир, которого удалось избежать»
В исследовании использовалась модель, включающая химическую климатическую и погодо-генерирующую модели, модель земной поверхности и модель круговорота углерода. Она впервые связывает потерю озона со снижением стока углерода в растениях.
Хлорфторуглероды (ХФУ), озоноразрушающие химические вещества, использование которых было прекращено в соответствии с Монреальским протоколом, являются мощными парниковыми газами. По оценкам исследования, к 2100 году ХФУ могли бы нагреть планету ещё на 1,7°C. Взятые вместе, ущерб от ультрафиолетового излучения и парниковый эффект ХФУ добавили бы к концу столетия дополнительное потепление на 2,5°C. Сегодня прирост температуры на поверхности Земли в среднем составляет 1,1°C, что приводит к более частым засухам, аномальной жаре и сильным осадкам.
К концу века уровень углекислого газа в атмосфере достигнет 827 частей на миллион, что вдвое больше, чем сегодня (~ 412 частей на миллион).
В ходе работы были проанализированы три различных сценария: первый предполагает, что уровень озоноразрушающих веществ оставался ниже уровня 1960 года, когда началось массовое производство. Второй предполагает, что пик содержания озоноразрушающих веществ в атмосфере пришёлся на конец 1980-х годов, а затем прекратился. Последний предполагает, что количество озоноразрушающих химикатов в атмосфере ежегодно увеличивается на 3% до 2100 года.
Последний сценарий, названный «Мир, которого удалось избежать», предполагает не только то, что Монреальского протокола никогда не было, но также и то, что люди понятия не имели, что ХФУ наносят вред озону, даже когда последствия станут очевидными в 2040-х годах. Модели также предполагают, что ультрафиолетовое излучение наносит одинаковый вред всей растительности, тогда как в действительности растения реагируют по-разному.
«Изменения возможны»
«Монреальский протокол считается одним из наиболее успешных глобальных природоохранных договоров», - сказал учёный из Лидского университета Мартин Чипперфилд (Martyn Chipperfield), не принимавший участия в исследовании. «ХФУ и другие озоноразрушающие вещества являются сильнодействующими парниковыми газами, и Монреальский протокол известен своими реальными успехами в борьбе с изменением климата за счёт удаления из атмосферы высоких уровней содержания ХФУ».
Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу в 2016 году выдвинула на первый план проблему изменения климата. Страны согласились постепенно отказаться от гидрофторуглеродов (ГФУ), которые используются в таких приложениях, как системы кондиционирования воздуха и пожаротушения. Первоначально ГФУ заменили гидрохлорфторуглероды (ГХФУ) и ХФУ, поскольку они не вредят озону. Тем не менее, ГФУ являются мощными парниковыми газами.
По словам Янга, Монреальский протокол был «лучшим соглашением о случайном климате». «Это пример того, как наука обнаружила проблему, и мир принял меры для её решения».
Введение сульфатных аэрозолей в стратосферу было предложено в качестве одного из геоинженерных решений для замедления глобального потепления. «Люди серьёзно говорят об этом, потому что это один из наиболее вероятных геоинженерных механизмов, но он действительно разрушает озон», - сказал Янг. Расчёт вреда для углеродного цикла - это «очевидный последующий эксперимент для нас».
Исследование подчёркивает важность Конференции сторон ООН по изменению климата (COP26) этой осенью, которая определит успех глобальных климатических целей.
По мнению Межправительственной группы экспертов по изменению климата, немедленное и быстрое сокращение выбросов парниковых газов необходимо, чтобы остановить наиболее разрушительные последствия изменения климата.
Ссылка: https://eos.org/articles/how-the-best-accidental-climate-treaty-stopped-runaway-climate-change