Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

EOS: Восстановление лесов в Амазонии - медленный процесс

Впервые в исследовании проводится анализ утраты и восстановления лесов Амазонии на национальном и субнациональном уровнях. Один из выводов гласит, что новые насаждения компенсируют менее 10% выбросов, связанных с обезлесением. 

 

Восстановление лесов - важный инструмент борьбы с изменением климата. Однако недавние исследования показывают, что восстановлению в Амазонии ещё предстоит пройти долгий путь, чтобы стать действительно эффективным.  

 

Вторичные леса - лесные массивы, преднамеренно засаженные заново после того, как при заготовке древесины были уничтожены первичные или старые леса, - являются одним из способов реагирования сообществ и бизнеса на обезлесение. Деревья и кустарники вторичных лесов не полностью заменяют деревья, утраченные в первичных лесах, но биомасса растений действует как поглотитель углерода, компенсирующий выбросы углерода, связанные с первоначальным обезлесением.  

 

Однако, согласно новому исследованию, вторичные леса компенсировали менее 10% выбросов углерода в Амазонииобусловленных обезлесением, даже несмотря на то, что они занимают почти 30% от общей площади, подверженной обезлесению в регионе. Бразилия, на территорию которой приходится около 60% биома, лидирует: в стране был самый низкий коэффициент компенсации выбросов углерода (9%) и самый низкий уровень восстановления лесных площадей (24,8%).  

 

На противоположном конце спектра Эквадор, показавший наибольшее восстановление лесных площадей (56,9%), и Гайана, имеющая самый высокий коэффициент компенсации выбросов углерода (23,8%). Однако эти страны представляют собой небольшую часть Амазонии, поскольку на них приходится всего 1,5% и 3% биома соответственно. 

 

Исследование, опубликованное в журнале Environmental Research Lettersпредставляет первый анализ потери и восстановления лесов как на национальном, так и на субнациональном уровнях для всего региона Амазонии. Исследователи проанализировали данные всех девяти амазонских стран (Боливии, Бразилии, Колумбии, Эквадора, Франции (через департамент Французская Гвиана), Гайаны, Перу, Суринама и Венесуэлы) и девяти бразильских штатов, составляющих биом (АккоАмапаАмазонасМараньян, Мату-Гросу, Пара, РондонияРорайма и Токантинс).  

 

Анализ основан на данных о земном покрове из Бразильского проекта годового картирования землепользования и земельного покрова (MapBiomas) за период с 1985 по 2017 гг., а также на оценках надземной биомассы и скорости связывания углерода за этот период.  

 

Авторы использовали карты дистанционного зондирования MapBiomas за каждый год, просматривая пиксель за пикселем области, которые были покрыты и не покрыты растительностью, чтобы отследить изменения в землепользовании. «Мы накладывали карты на карты, пытаясь определить, где была растительность в данном году, но не в следующем (это означает, что территория была обезлесена), а где произошло обратное, то есть восстановление лесов», - поясняет соавтор Эрика Беренгер (Erika Berenguer), исследователь из Оксфордского и Ланкастерского университетов в Великобритании 

 

«Разрешение каждого пикселя составляет 30 квадратных метров, поэтому MapBiomas предоставил нам достаточно подробный материал для работы», - сказала ведущий автор и исследователь Ланкастерского университета Шарлотта Смит (Charlotte Smith). По её словам, помимо хорошего разрешения, исследование даёт хорошую картину того, что происходит во всём биоме. «Теперь, когда данные доступны по всем отдельным странам Амазонии, им не нужно делать оценки, основанные [исключительно] на результатах наблюдений в Бразилии». 

 

Международные и межгосударственные различия  

 

На бразильские штаты приходится больше суши в регионе и бо́льшая доля вырубки лесов. Исследователи обнаружили, что к 2017 году только обезлесенная территория в Пара (более 260 000 квадратных километров, по площади больше, чем штат Орегон в США) более чем вдвое превышала площадь вырубок всех других стран Амазонии вместе взятых. Выбросы углерода, связанные с вырубкой лесов, в Мату-Гросу, Пара и Рондонии превышают выбросы в любой другой отдельной стране Амазонии 

 

Резкие контрасты наблюдаются и между самими бразильскими штатами. В то время как Токантинс потерял более 80% своего первичного леса и менее 20% этой площади было восстановлено за счёт вторичного леса, в Амапе было снесено только 4% общей площади лесов и почти 70% восстановлено за счёт вторичного леса. Amaпе также удалось компенсировать более четверти своих выбросов от обезлесения (26,9%), тогда как Токантинс компенсировал лишь немногим более десятой части (13%).  

 

Стоит отметить, что площадь лесов Амапы более чем в 4 раза превышает площадь Токантинса, и более 70% её площади являются природоохранными объектами или землями коренных народов. По данным Проекта мониторинга обезлесения Амазонии, входящего в состав Национального института космических исследований Бразилии, в штате самый низкий уровень обезлесения в бразильской Амазонии. 

 

В старых лесах наблюдается большее связывание углерода  

 

Профессор Университета Коннектикута Робин Чаздон (Robin Chazdon), не принимавшая участие в исследовании, сказала, что оно подтверждает тенденции, наблюдаемые в предыдущих работах по регенерации углерода в регионах с восстановленными лесами. «Это также показывает необходимость более глубокого анализа экономических, социальных и политических факторов, являющихся частью этих тенденций», - сказала она.  

 

Чаздон объяснила, что количество оставшегося леса на месте является предиктором самостоятельного восстановления растительности. «Иногда между вырубкой леса и началом землепользования проходит промежуток времени», - сказала она, намекнув, что старые вторичные леса могут обеспечить более высокий уровень связывания углерода.  

 

Цифры в исследовании подтверждают наблюдения Чаздон: почти 80% всей проанализированной вторичной лесной растительности было моложе 20 лет, а средний возраст - 8 лет. В Гайане и Суринаме были одни из старейших изученных вторичных лесов, и в этих странах были самые высокие показатели извлечения углерода по всему биому. «Это означает, что деревьям нужно дать время для роста, чтобы поглощение ими углерода могло иметь какое-то значение», - сказала Беренгер. Она подчеркнула, что вторичные леса не поглощают столько углерода, сколько могли бы, по двум основным причинам: выбросы в результате обезлесения в Амазонии по-прежнему чрезвычайно высоки, и в то же время вторичные леса уничтожаются в молодом возрасте по большей части биома. «Посадить гектар и снести ещё 10 - контрпродуктивно», - добавила она.  

 

Несмотря на это, исследователи видят некоторую надежду. «Нам всегда рассказывают историю о том, как мы терпим поражение в лесах Амазонии. Но такие места, как Эквадор и Амапа, показывают, что Амазония - это не только неудачи. Эти два случая необходимо рассмотреть подробно, чтобы мы могли узнать что-то, что может быть полезно для всего биома», - сказала Беренгер 

 

«Латинская Америка обладает самым высоким потенциалом восстановления лесов в мире, а леса Амазонии обладают самым высоким потенциалом во всём регионе», - сказала Чаздон. «Бразилия - страна с самым высоким потенциалом восстановления лесов в мире, но социальные, экономические и политические факторы препятствуют возобновлению роста». 

 

Печать