В Марокко обсудят новые климатические правила
Сегодня в Марракеше (Марокко) начинается очередная двухнедельная сессия климатических переговоров ООН. Тем временем уже в минувшую пятницу новое глобальное климатическое соглашение, утвержденное странами в прошлом году в Париже, вступило в силу. В результате, как ожидается, основная работа в Марокко будет сконцентрирована на проработке правил Парижского соглашения. РФ пока планирует ратификацию на 2019–2020 годы, притом что внутри страны продолжаются дискуссии об опасностях нового международного климатического режима для российского бизнеса.
По состоянию на 4 ноября Парижское соглашение (ПС) ратифицировали уже 100 стран мира, ответственных за почти 70% глобальных эмиссий парниковых газов, среди них: Китай, США, ЕС, ЮАР, Канада, Индия, Бразилия. Среди крупных стран-эмитентов, пока не ратифицировавших соглашение,— РФ (пятое место по выбросам в мире), Австралия, Япония. В результате, так как порог в 55% стран, ответственных за 55% глобальных выбросов, был пройден еще в начале октября, в минувшую пятницу новый климатический договор вступил в силу и стал юридически обязательным документом для его участников.
Реализация ПС начнется после 2020 года — до этого будет действовать вторая фаза обязательств по Киотскому протоколу. В то же время в рамках климатических конференций ООН представители стран будут вырабатывать конкретные правила реализации нового климатического договора. «Правила будут направлены на обеспечение полноты и прозрачности отчетности стран — больших задач не ставится, так как ПС не содержит ни квот на выбросы, ни системы платежей»,— сказал “Ъ” руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. Напомним, что в соответствии с правилами ПС страны самостоятельно предоставляют цели снижения выбросов парниковых газов, которые необходимо обновлять каждые пять лет, одновременно разрабатывая планы долгосрочного низкоуглеродного развития и программы адаптации к изменению климата.
Опубликованные в конце прошлой недели данные исследования Программы ООН по окружающей среде (UNEP) свидетельствуют о том, что цели снижения выбросов, предоставленные странами, пока выводят мир на объем выбросов 54–56 гигатонн (Гт) СО2-эквивалента (или на повышение температуры порядка 2,9–3,4°C) к 2030 году, что значительно выше уровня в 42 Гт, который необходим для ограничения повышения температуры в пределах 2°C (текущий уровень выбросов — около 50 Гт). В результате ООН призывает еще дальше снижать объявленные странами уровни парниковых газов — как минимум на четверть.
Напомним, что уровень содержания парниковых газов в атмосфере пока продолжает расти — так, по данным октябрьского отчета Всемирной метеорологический организации, содержание СО2 в атмосфере превысило 400 частиц на 1 млн первый раз в истории человечества, 2015-й стал самым жарким годом за весь период метеонаблюдений, ряд месяцев 2016 года также оказался самым теплым из когда-либо зарегистрированных. На этом фоне глобально уровень выбросов парниковых газов не растет уже два года подряд, главным образом из-за снижения использования угля в Китае и США, а также развития возобновляемой энергетики в мире. Кроме того, последние два месяца были крайне успешны в плане международных договоренностей о дальнейшем снижении выбросов парниковых газов. Кроме вступления в силу ПС страны также договорились о постепенном выведении из промышленных процессов гидрофторуглеродов, также являющихся сильнодействующими парниковыми газами, приняв поправку к Монреальскому протоколу. Одновременно в рамках Международной организации гражданской авиации была достигнута договоренность по снижению выбросов от международных авиаперевозок (см. «Власть» от 24 октября).
Все большее развитие в последнее время получают и субнациональные климатические инициативы (на уровне городов, регионов, компаний, бизнес-ассоциаций) — вопросы интеграции их в деятельность по соглашению на уровне ООН также будут обсуждаться в Марокко. Так, по данным последнего исследования Всемирного банка, сейчас более 40 стран и более 20 городов, штатов и регионов уже установили «цену на углерод» — либо в форме углеродного налога, либо в виде углеродного рынка.
Тем временем в РФ перспективы ратификации и введения углеродного регулирования по-прежнему являются основой для опасений со стороны бизнеса. Так, по данным «Интерфакса», на днях Союз нефтегазопромышленников России выступил против «дополнительной финансовой нагрузки на базовые отрасли экономики РФ в рамках Парижского климатического соглашения», отправив письмо вице-премьеру Александру Хлопонину. Одновременно с этим также на прошлой неделе в Общественной палате РФ обсуждали риски Парижского климатического соглашения для экономического развития страны.
«Риски для российской экономики от нового климатического соглашения есть, прежде всего в области планов российских компаний по экспорту энергетических углей на азиатский рынок, но они никак не связаны с ратификацией ПС, которое, по сути, не налагает никаких обязательств на страну: все обязательства и планы по нему добровольны»,— поясняет Алексей Кокорин. С ним согласен и Михаил Юлкин из РСПП, считающий: «Мир ясно сказал, что не хочет больше ископаемого топлива, а хочет нулевых (или даже отрицательных) выбросов. И мы уже ничего поделать не можем: ратифицируем мы ПС или нет, спрос на ископаемое топлива все равно в долгосрочной перспективе будет падать, и, значит, нам предстоит найти свое место в новой низкоуглеродной глобальной экономике, для чего нашей собственной экономике придется “позеленеть”».
Впрочем, по мнению эксперта, ратификация ПС также нужна, чтобы иметь возможность участвовать на равных в выработке международных механизмов реализации нового климатического соглашения. Отметим, что, по данным “Ъ”, в РФ план мер по реализации Парижского соглашения по-прежнему находится в аппарате правительства и может быть подписан уже в ближайшее время. В числе действий, перечисленных в документе,— оценка социально-экономических последствий ПС для российской экономики, разработка стратегии низкоуглеродного развития, а также национального плана адаптации к изменению климата. Однако по информации редакции, ратификация соглашения пока не запланирована ранее 2019–2020 годов.
В рамках конференции в Марокко ожидаются два российских мероприятия: 9 ноября представители коренных народов будут рассказывать о негативных последствиях изменения климата для арктических регионов страны, а 17 ноября участники Российского партнерства за сохранение климата представят действия российского бизнеса по снижению выбросов парниковых газов. “Ъ” будет следить за развитием событий.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3135708