Парламентская газета об озоновом слое земли
16 сентября человечество отмечает Международный день охраны озонового слоя. Памятная дата совпадает с моментом подписания 31 год назад Монреальского протокола, предусматривающего снятие с производства ряда химических веществ, разрушающих этот тончайший, не более трех миллиметров, оберег нашей Земли. К ним относятся фреоны (у нас чаще говорят «хладоны»), широко используемые в холодильном оборудовании, всевозможные химикаты-растворители, а также реагенты для тушения пожаров. Масштабы их применения в современном мире огромны…
Хранитель жизни на земле
«Главное, чем озон интересен для нас, — его способность защищать биосферу Земли от жесткого ультрафиолетового излучения, - рассказывает старший научный сотрудник отдела динамической метеорологии Главной геофизической обсерватории имени А.И. Воейкова (Санкт-Петербург) Андрей Киселев. - Умеренные дозы ультрафиолета вызывают загар и тонизируют человеческий организм, а повышенные - повреждают клетки кожи и провоцируют рак. Наибольший риск у представителей белой расы. По прогнозу ООН, реализация Монреальского протокола предотвратит два миллиона случаев рака кожи к 2030 году. Радиация накапливается в течение всей жизни человека. Еще одно следствие этого - рост случаев поражения хрусталика глаза катарактой. Проявляет озон себя и как парниковый газ. Интенсивно поглощая инфракрасную (тепловую) радиацию, он влияет на формирование температуры в атмосфере и изменение климата».
Без озона не было бы жизни на нашей планете. Природа диалектична. Озон на высоте 15-30 километров для человека спаситель, а в приземном слое (тропосфере) — токсичный загрязнитель, яд по российской классификации первого класса опасности. В городах он - один из основных компонентов смога, связанного с выбросами автотранспорта. Достается от него и растениям. Высокая концентрация токсичного газа ежегодно оборачивается потерями 25 миллионов тонн урожая риса, пшеницы, сои и кукурузы.
Тема озонового слоя появилась в общественной дискуссии в 1985 году, когда ученые обнаружили озоновую дыру сначала над Антарктидой, а потом и над Арктикой. Ее появление на Южном полюсе в конце зимы и начале весны вызвано воздействием трех факторов, объясняет климатолог. Первый — блокирование воздухообмена между полярными и средними южными широтами. Второй - разрушение озона при особо низких, порядка минус 85-75 градусов, температурах. Третий - разрушение озона в химических реакциях с участием атомов хлора и брома. Содержание последних в стратосфере (слой атмосферы на высоте от 11 до 50 километров) в 1970-1980-е годы выросло в 6-8 раз. Причиной тому всеобщее использование фреонов в качестве хладагентов, распылителей, пенообразователей, растворителей и тому подобного. То есть истощение озонового слоя возникает и по естественным причинам, но, прежде всего, определяется антропогенным фактором. Попыткой нейтрализовать плоды хозяйственной активности человека стало подписание в 1985 году Венской конвенции об охране озонового слоя, а через два года - Монреальского протокола. Его конечная цель - прекращение выпуска и применения озоноразрушающих веществ с заменой их на более щадящие.
Фреоны под запретом
У «фреоновой теории» есть оппоненты. Они утверждают, что вклад хозяйственной деятельности человека ничтожен по сравнению с глобальными космическими воздействиями. За этим скепсисом — несогласие признать пагубность выбросов в атмосферу рукотворных химикатов, выпуск которых пришлось сворачивать, а промышленность переориентировать на выпуск других соединений (с теми же холодильными и прочими свойствами, но без хлора или брома в своем составе).
Сторонников Монреальского протокола одно время даже записывали в «агенты Дюпона» — американской химической корпорации «Дюпон де Немур». Она обеспечивала продукцией значительную часть потребностей мировой экономики в хлорфторуглеродах (фреонах) и оперативно перестроилась на выпуск «дружественных озону» веществ. Но любая теория проверяется практикой. В прошлом году Монреальский протокол отметил свое 30-летие и был признан единственным успешным международным соглашением в области экологии и климата. К слову, в него вошли практически все страны - члены ООН.
Есть ли результат? Есть. Запрет использовать пять фреонов первого поколения, применявшихся в холодильной промышленности и в качестве пропеллентов в газовых баллончиках, привел к убыванию в атмосфере содержания запрещенных газов (хотя их присутствие еще высоко) и постепенному ослаблению хлорного давления на озоносферу. Ликовать, правда, еще рано, несмотря на то что эксперты из ООН даже создали сайт «озоновые герои» (www.ozoneheroes.org). Средняя площадь дыры на Южном полюсе за последние 20 лет составляла 22,5 миллиона квадратных километров — в 1,6 раза больше площади самой Антарктиды. Ее закрытие эксперты Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) прогнозируют где-то к 2025-2075 годам.
Еще особенность — сезонное изменение озоновой дыры над Антарктикой. Есть связь между ее состоянием и температурой стратосферы в сентябре - октябре. Так что точку в исследовании темы ставить рано. Ладно бы дыра дислоцировалась в пустынных полярных районах, но ведь уменьшается озоновый слой также в умеренных и тропических широтах. Нужно знать почему, чтобы защитить от солнечного ультрафиолета крупнейшие города и другие места сосредоточения населения.
Озон — токсичный газ. Поэтому метеослужбы и специалисты экомониторинга отслеживают его содержание в воздухе мегаполисов. Как окислитель и бактерицид (убийца бактерий), он дает фору перекиси марганца и окиси хлора. Отсюда его использование для стерилизации и дезинфекции помещений, одежды, инструментов, очистки питьевой, промышленной и даже сточной воды. Во многих странах он заменяет хлор в процессе отбеливания целлюлозы. Опыт озонирования воздуха в прядильных цехах города Иванова дал рост производительности труда и снижение распространенности респираторных заболеваний.
Кто химичит с хладонами?
Однако любое его приложение на практике требует тщательного мониторинга из-за высокой токсичности. Например, взрывоопасность не позволила «приручить» газ как окислитель в ракетном топливе. На бытовом уровне мы восхищаемся свежестью воздуха после грозы, а вот аллергикам и астматикам озон неполезен. Длительное воздействие его угрожает рисками сердечно-сосудистых и дыхательных недугов и даже атеросклероза из-за реакции с холестерином.
Отметив значение озона как защитника жизни на Земле, нужно упомянуть и о другой его ипостаси. За 100 лет концентрация озона в Северном полушарии выросла втрое, и он вышел на третье место в рейтинге четырех «антропогенных» парниковых газов (еще водяной пар, углекислый газ и метан) — виновников глобального потепления.
В мае этого года специалисты американского Национального управления океанических и атмосферных исследований забили тревогу по поводу нового нарастания в атмосфере концентрации фреона-11. Его выбросы в 2014-2016 годах, по их данным, выросли на четверть. Подозрение пало на Восточную Азию. Химики из Великобритании еще в прошлом году назвали виновников — Китай и Индию, которые производят огромные количества хлорсодержащих растворителей и пестицидов. Якобы те используют некоторые вещества, ранее не считавшиеся вредными, например дихлорметан (CH2Cl2), популярнейший реагент в пищевой и химической промышленности для производства безопасных аналогов фреона - фторуглеводородов.
В развивающихся странах Южной и Юго-Восточной Азии его применяют в сельском хозяйстве и в агрикультурной промышленности, а другие соединения хлора и углеводородов — в производстве пластика. Пробы воздуха в Сингапуре, Индии, Таиланде и на Тайване указали на Китай, где может вырабатываться до половины вредных выбросов. На КНР падает около 40 процентов мирового выпуска пенополиуретана, используемого в том числе как хладоизолятор. Ряд заводов с незаконным производством фреонов были закрыты, а ооновская профильная программа ЮНЕП взяла ситуацию на контроль, чтобы доподлинно выявить источники загрязнения.
Полный отказ от производства и потребления озоноразрушающих веществ (ОРВ) по Монреальскому протоколу должен произойти в развитых странах к 2030 году, в развивающихся — к 2040-му. У нас они применяются в качестве хладагентов в промышленных и бытовых кондиционерах, в промышленном и торговом холодильном оборудовании, в качестве вспенивателей, при производстве сэндвич-панелей, а также технологических растворителей. Установлен список из 40 веществ-разрушителей, производство, ввоз, вывоз и использование которых подлежит учету.
Кигалийская поправка
Сейчас в качестве товарного продукта в России производится лишь три вида ОРВ: хладон 21, хладон 22 и хладон 142b. Мы последовательно выполняем свои международные обязательства и выводим из обращения ОРВ, в частности гидрохлорфторуглероды (ГХФУ). Они считаются одной из шести крупных групп химвеществ, провоцирующих глобальное потепление. График строгий: их потребление в 2015 году в РФ сократилось на 90 процентов, к 2020-му упадет до 0,5, в 2030 году выйдет на ноль.
Правительство ежегодно устанавливает допустимые объемы производства и потребления ОРВ. На 2015-2019 годы они равны 399,69 тонны озоноразрушающей способности, в планах на 2029 год — 19,98 тонны. Проведена соответствующая реформа законодательства. Действуют ФЗ-226 (в части выполнения обязательств по Монреальскому протоколу), ФЗ-96 (об охране атмосферного воздуха), ФЗ-7 (об охране окружающей среды), ФЗ-304 (о ратификации Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран). В России запрещено проектирование и строительство объектов по производству ОРВ и содержащей их продукции. Запрещено захоронение на полигонах такой продукции. Выпуск и использование ОРВ документируется. Введена административная ответственность за невыполнение новых требований по обращению с ОРВ.
Тема защиты озонового слоя хорошо знакома председателю Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимиру Кашину. В шестом созыве он возглавлял Комитет по природным ресурсам, проводивший в 2013 году ФЗ-226. «Мы и так впереди планеты всей в отличие от других, — говорит он. - Америка-то вообще кинула по большому счету все, что связано с Киотским протоколом, утверждающим положения Монреальского протокола в части борьбы с парниковыми газами. У нас по выбросам, сбросам резкое сокращение. Мы вышли на все протокольные параметры и никакого положенного вознаграждения не получили. Стремиться в принципе есть к чему, но и сделано многое», - заключает депутат.
Следующий шаг в развитие духа Монреальского протокола — Кигалийская поправка к нему. Она вводится в действие с 2019 года для развитых стран и с 2020-го - для России и некоторых государств СНГ. Ее цель - снизить глобальную температуру на 0,5 градуса. Речь идет о снятии с производства и отказе от потребления гидрофторуглеродов (ГФУ), пришедших на замену ХФУ и ГХФУ. Ныне они широко используются в оборудовании для кондиционирования воздуха, холодильной технике и других сферах, но теперь попали под подозрение как агенты глобального потепления.
Экономический прогресс и биосфера
«Нам уже сейчас надо подумать, как Россия вступит в новый период выполнения обязательств по Монреальскому протоколу, — отметил советник Международного центра научной и технической информации Василий Целиков. - С 1 января 2020 года мы должны будем сократить на 99,5 процента потребление ГФУ. К ним относится один из самых популярных хладонов R 22, используемых в промышленном холодильном оборудовании и в кондиционерах, в том числе бытовых. Такое сокращение подтверждено постановлением Правительства РФ от 24 марта 2014 года №228. В документе предписывается всем организациям, потребляющим озоноразрушающие вещества, обеспечить создание их резерва на переходный период. Уверяю, что ни одной тонны запаса заложено не было. А это чревато проблемами. Неготовность обусловит появление не совсем легальных хладонов на российском рынке».
Вторую проблему эксперт по проблемам Монреальского протокола связывает с организацией отчетности: «Все хозяйствующие субъекты от юрлиц до ИП должны информировать Минприроды о том, сколько ОРВ произвели, ввезли, вывезли, применили, восстановили, уничтожили, но электронная форма отчетности не предусмотрена, и они со всей России шлют в министерство бумажные отчеты. Сомневаюсь, что ее можно будет переварить. Это надо исправлять».
Заметное снижение накала страстей вокруг озоновой проблемы говорит о том, что принятые до сих пор ограничения достаточно эффективны. Совершенно очевидно, что с развитием современных технологий и появлением новых химикатов для обеспечения различных нужд людей и промышленности необходима жесткая экспертиза их озонобезопасности, причем на стадии обсуждения внедрения, а не постфактум. Чтобы компрессоры, кондиционеры, бытовые, торговые и медицинские холодильники и морозильники, медицинские дозированные ингаляторы, средства и системы огнетушения, служа человеку, не отравляли среду его существования. Пока же в современной цивилизации развиваются две противоположные тенденции: глобальный валовой доход растет, а «природный капитал» с его жизнеобеспечивающими ресурсами (вода, почва, биомасса, озоновый слой) деградирует. Вывод прост: промышленное развитие, служащее экономическому прогрессу, должно учитывать реальные пределы устойчивости биосферы. Имеют ли отношение участившиеся в последние годы катаклизмы глобального климата, и в частности жара минувшего лета в Европе и других регионах планеты, к состоянию озонового слоя? Ученые разъясняют: связь между состоянием климата и озоносферы существует, но не определяющая. Что не отменяет нашей обязанности беречь озоновый слой.