Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

PNAS: Развитие морских опасностей в Арктике: сокращение морского льда и рост волн в Северо-Западном проходе

 

В этом исследовании анализируются две взаимосвязанные опасности, угрожающие морским операциям в Арктике: морской лёд и океанские волны. Здесь климатические модели используются для прогнозирования будущего состояния морского льда и структуры арктических волн. На основании этого получен 50-летний ансамблевый прогноз эволюции морского льда и волн с целью проанализировать, как обе опасности развиваются вдоль морского маршрута Северо-Западного прохода. В результате этого исследования авторы пришли к выводу, что по мере снижения риска от морского льда в регионе наблюдается значительный рост волн. Это явление различается в зависимости от месяца, поскольку в летние и зимние месяцы - июль и ноябрь - наблюдаются схожие тенденции в уменьшении риска от морского льда, а в последнем месяце наблюдается быстрое усиление волнового климата по сравнению с предыдущим месяцем. 

Продолжающееся и прогнозируемое отступление арктического морского льда вызвало международный интерес к использованию арктических морских коридоров для судоходства, туризма и развития. Тем не менее, учитывая потенциал увеличения трафика в арктических регионах, важно учитывать дополнительные экологические переменные, на которые влияет изменение климата и которые могут поставить под угрозу морские операции. Здесь использованы четыре прогноза климатической модели для океанских волн и исследованы будущая величина и сезонность риска от морского льда в сочетании с волновыми опасностями. Анализируя потенциальный пятимесячный сезон судоходства, охватывающий июль-ноябрь, вдоль морского маршрута Северо-Западного прохода в период с 2020 по 2070 гг., авторы показывают существенное снижение риска от морского льда за период анализа, что приводит к почти открытой воде на маршруте для пяти месяцев к 2070 году. Однако по мере сокращения сезонного ледяного покрова наблюдается значительная тенденция к увеличению высоты волн вдоль маршрута в июле и ноябре, при этом время наибольшей высоты волн смещается с сентября к более позднему сезону. Этот результат важен, поскольку возможность беспрецедентных по сезону экстремальных волн в сочетании с низкими температурами поздней осени создаёт особенно опасную окружающую среду, подчёркивая тем самым важность учёта взаимодействия между развивающимся морским льдом и взаимозависимыми опасностями при прогнозировании рисков и проблем, с которыми сталкивается арктическое морское судоходство.

 

Ссылка: https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.2400355121

Печать