Ангелина Давыдова о лесных пожарах
Все лето тема горящих лесов Сибири не покидает новостную повестку дня российских и международных СМИ. Если в конце апреля – начале мая, когда на спутниковых картах на территории России уже появилось несколько красных вспышек, тема лесных пожаров интересовала скорее профессионалов и экологов, то в середине лета горящая Сибирь волновала уже буквально всех и каждого.
Смог от лесных пожаров не покидал целый ряд сибирских городов на протяжении недель. Социальные сети были переполнены постами недоумения, возмущения и призывов к действиям: «Что я могу сделать?», «Как помочь Сибири?». Возникло несколько петиций, в том числе петиция «Гринпис» с требованиями срочно принять меры для тушения лесных пожаров, сказать правду о задымлении, пересмотреть зоны контроля (территории, далекие от населенных пунктов, где расходы на тушение могут превысить ущерб от пожара).
О пожарах в Сибири в своем Instagram написал Леонардо Ди Каприо. Президент США Дональд Трамп предложил Владимиру Путину помощь в их тушении. Многие российские компании (в том числе авиакомпания S7, вернувшая на время свое прежнее название «Сибирь») объявили о запуске кампаний об отчисления средств для последующих лесопосадок на сгоревших территориях. Экологи предупреждают о необходимости взвешенного и экологически устойчивого подхода к лесопосадкам, в том числе на территориях сгоревших лесов.
В этом году выбросы углекислого газа от лесных пожаров в России в 1,6 раза выше средних показателей
Лесные пожары в Сибири будут продолжаться еще как минимум несколько недель. Важнейшие выводы из них – в том числе возможные реформы лесной политики в России – будут сделаны уже не раньше осени. Однако крайне важно помнить о том, что лесные пожары в Сибири – это вопрос и проблема не только для Сибири и России, но в конечном итоге и для всего мира.
«Выбросы углекислого газа от лесных пожаров на территории Иркутской области, Якутии и Красноярского края составили 82 млн тонн, а по всей России с начала года – 284 млн т, что в 1,6 раза выше средних показателей», – говорит директор Института глобального климата и экологии имени академика Ю. А. Израэля Анна Романовская. Обычно в год от природных пожаров в РФ выбросы СО2 составляют около 170 млн т.
«Мы становимся заложниками этого замкнутого круга: жаркий климат нагревает планету, создавая идеальные условия для пожаров, и в сухую погоду достаточно одной искры, чтобы заполыхало на многие километры вокруг», – полагают эксперты российского отделения «Гринпис».
Сибирские пожары этого лета наглядно демонстрируют ответную реакцию климатических изменений: в регионе становится суше и жарче, что приводит к росту числа и площадей лесных пожаров, а также увеличению выбросов парниковых газов, усиливая изменения климата на всей планете. Еще одно крайне опасное последствие лесных пожаров (не только сибирских, отметим, сейчас горят леса и в Канаде, и на Аляске) – оседание сажи от лесных пожаров на арктических льдах и снегах, что приводит к снижению их отражающей способности и более быстрому таянию, в свою очередь также ускоряя климатические изменения.
Еще одно крайне опасное последствие лесных пожаров – оседание сажи от лесных пожаров на арктических льдах и снегах
Примечательно, что специальный доклад МГЭИК (Межправительственной группы экспертов по изменению климата) об изменении климата и землепользовании, вышедший в начале августа, также уделил особое внимание лесным пожарам.
«Изменение климата увеличивает продолжительность пожароопасного сезона, учащает и усиливает засухи и за счет этого ведет к росту масштабов лесных пожаров. Пожары, в свою очередь, довольно быстро превращают целые лесные регионы из мощных поглотителей парниковых газов в их мощные источники, особенно в районах сплошного распространения вечной мерзлоты. И чем сильнее меняется климат, тем более опасным становится этот процесс. Чтобы его остановить или хотя бы замедлить, необходимо радикально повысить эффективность охраны лесов от огня, а также вовлечь в выращивание лесов как можно большие площади деградированных и выбывших из использования сельхозземель, бывших карьеров, торфоразработок и подобных территорий», – комментирует выводы доклада руководитель лесного отдела российского отделения «Гринпис» Алексей Ярошенко.
Сможем ли мы остановить или хотя бы замедлить этот процесс?
Пока этот вопрос остается открытым. Как полагают эксперты, скорее всего, человечеству придется смириться с тем, что лесные пожары в целом ряде регионов мира станут более обычным событием, с рядом лесных экосистем (как и с территориями вечной мерзлоты) придется проститься. Как адаптироваться к подобным изменениям, как изменить систему управления лесами в подобных условиях, как спрогнозировать эти новые условия, оказывающие прямое влияние как на экосистемы, так и на жизнь и деятельность человека? Именно эти важнейшие вопросы раскрывают нам базовую проблематику климатических изменений: мир меняется, и меняется комплексно, эти изменения пока не всегда возможно понять, осознать и спрогнозировать, равно как и вырабатать стратегии адаптации к ним. В любом случае сибирские пожары этого года дают миру четкий сигнал: мир уже не будет прежним.