Nature: Старые холодильники и изоляционные материалы в зданиях служат источником утечек озоноразрушающих химикатов: люди должны действовать
Международное сообщество недооценило объём хлорфторуглеродов в старых холодильных установках. Они должны быть безопасно утилизированы.
В сентябре 1987 г. представители многих стран собрались в Монреале, откликаясь на тревожные сообщения, озвученные исследователями. Речь шла о разрушении стратосферного озонового слоя, защищающего планету от вредного ультрафиолетового излучения Солнца. Виновник был ясен: хлорфторуглероды (ХФУ), класс химических веществ, используемых в системах охлаждения и в таких продуктах, как аэрозольные баллончики и пенная изоляция.
На этом совещании был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой - он будет ратифицирован в 1989 г. Выбросы ХФУ сократились по мере того, как страны и корпорации внедряли менее вредные химические химикаты.
Исследования подтверждают, что озоновый слой начал свое длительное восстановление. И это укрепило репутацию Монреальского протокола как одного из лучших решений в области научно обоснованной политики: исследователи определили надвигающуюся угрозу; правительства предприняли значимые действия; и угроза начала отступать.
Но ХФУ не просто разрушают озон. Они, будучи парниковыми газами, также оказывают влияние на климат, а также на циркуляцию воздуха в Южном полушарии - и, возможно, за его пределами.
В настоящее время группа, возглавляемая исследователями из Кооперативного института исследований в области наук об окружающей среде в Боулдере, штат Колорадо, сообщает в Nature, как Монреальский протокол помогает приостановить - или в некоторых случаях, возможно, обратить вспять - недавние изменения атмосферной циркуляции, вызванные истощением озонового слоя. Меньшее содержание озона ведёт к меньшему поглощению поступающей солнечной энергии в стратосфере.
Как следствие, произошло охлаждение нижней стратосферы, усилив ветры в верхних слоях атмосферы, циркулирующие вокруг Антарктиды в течение лета в южном полушарии. Исследователи обнаружили, что по мере того, как к концу тысячелетия содержание стратосферного озона начало восстанавливаться, предыдущие изменения начали стабилизироваться и, возможно, даже начали меняться.
Это исследование демонстрирует эффективность Монреальского протокола - и международных природоохранных соглашений - для защиты глобальной окружающей среды. Но другое исследование, опубликованное в Nature Communications на прошлой неделе, напоминает нам, почему для исследователей жизненно важно сохранять бдительность - и почему их работа всё ещё необходима.
В Монреальском протоколе нет требования находить и утилизировать более старые источники ХФУ, такие как старые холодильники и кондиционеры, отчасти потому, что соглашение касалось будущих источников. Кроме того, «банки» ХФУ считаются маленькими, но именно они были предметом значительных дискуссий и исследований. Теперь исследователи из Массачусетского технологического института в Кембридже говорят, что два типа ХФУ (ХФУ-11 и ХФУ-12) утекают из старого холодильного оборудования и из теплоизоляции здания - в больших количествах, чем предполагалось.
Они подсчитали, что эти «банки» ХФУ настолько велики, что потенциально могут задержать восстановление озонового слоя на шесть лет, добавив в атмосферу эквивалент девяти миллиардов тонн углекислого газа - аналогично объему, который весь Европейский союз обещал сократить в соответствии с Парижским климатическим соглашением. Исследователи также обнаружили более высокие, чем ожидалось, уровни ХФУ-113, химического вещества, ранее использовавшегося в растворителях, прямое производство которых запрещено.
Эти последние данные следуют за исследованиями 2018 и 2019 гг., когда Китай был определён как источник незаконных выбросов ХФУ-11. Правительство Китая, как сообщается, решило эту проблему, и последние анализы - всё ещё предварительные - показывают, что эти выбросы сократились.
Отслеживание и утилизация старых источников ХФУ будет иметь важное значение, если Монреальский протокол наконец достигнет своих целей. Это потребует определенной степени действий со стороны подписавших протокол стран - и скорее раньше, чем позже. Тем не менее, протокол является ярким примером для исследователей и политиков в других областях - не в последнюю очередь в области изменения климата - того, как научные данные могут стимулировать совместные глобальные действия.