Последствия пандемии COVID-19 для системы наблюдений вызывают беспокойство в ВМО
Женева, 1 апреля 2020 года — Всемирная метеорологическая организация (ВМО) обеспокоена воздействием пандемии COVID-19 на количество и качество наблюдений и прогнозов, а также мониторинга атмосферы и климата.
Глобальная система наблюдений ВМО служит основой для всех видов метеорологического и климатического обслуживания и продукции, предоставляемых 193 государствами и территориями — членами ВМО своим гражданам. Она обеспечивает наблюдение за состоянием атмосферы и поверхности океана с помощью наземных, морских и спутниковых приборов. Полученные данные используются для подготовки анализов погоды, прогнозов, рекомендаций и оповещений.
«Национальные метеорологические и гидрологические службы продолжают выполнять свои основные функции круглосуточно и без выходных, несмотря на серьезные трудности, вызванные пандемией коронавирусной инфекции», — заявил Генеральный секретарь ВМО Петтери Таалас. «Мы высоко ценим их преданность делу защиты людей и имущества, однако принимаем во внимание все большие ограничения в части потенциала и ресурсов», — сказал он.
«Проблема воздействия изменения климата и растущего числа связанных с погодой стихийных бедствий по-прежнему актуальна. Пандемия COVID-19 создает дополнительные трудности и может усугубить риски, связанные с многими опасными явлениями, на страновом уровне. Поэтому важно, чтобы правительства обратили внимание на возможности раннего оповещения и наблюдения за погодой на национальном уровне, несмотря на кризисную ситуацию, вызванную пандемией COVID-19», — сказал г‑н Таалас.
Многие компоненты системы наблюдения, например спутниковые, а также многие наземные сети наблюдения частично или полностью автоматизированы. Поэтому ожидается, что они будут продолжать функционировать без существенного уменьшения мощностей в течение нескольких недель, а в некоторых случаях даже дольше. Однако если пандемия продлится дольше нескольких недель, то отсутствие ремонта, технического обслуживания, поставок и перестановки оборудования станет основанием для беспокойства.
Некоторые компоненты системы наблюдения уже подверглись воздействию. Особенно заметное влияние оказало значительное сокращение интенсивности воздушного движения. Полетные измерения температуры окружающей среды, скорости и направления ветра являются крайне важным источником информации как для прогнозирования погоды, так и для мониторинга климата.
Метеорологические данные с самолетов
Коммерческие воздушные суда вносят свой вклад в Систему передачи метеорологических данных с самолета (АМДАР), используя бортовые датчики, компьютеры и системы связи для сбора, обработки, форматирования и передачи данных метеорологических наблюдений на наземные станции по радио- и спутниковой связи.
В некоторых частях мира, в особенности над Европой, в течение нескольких недель наблюдается резкое снижение числа измерений (см. диаграмму ниже, предоставленную ЕВМЕТНЕТ). Государства — члены ЕВМЕТНЕТ — объединение из 31 Европейской метеорологической службы — в данный момент обсуждают способы временно задействовать возможности других компонентов сетей наблюдения, чтобы частично смягчить последствия недостачи наблюдений с самолетов.
При обычных условиях система наблюдений АМДАР ежедневно производит более 700 тысяч высококачественных наблюдений за температурой воздуха, скоростью и направлением ветра, предоставляет необходимую пространственно-временную информацию и производит все больше измерений влажности и турбулентности.
Наземные наблюдения
В большинстве развитых стран приземные метеорологические наблюдения в настоящее время почти полностью автоматизированы.
Однако во многих развивающихся странах переход к автоматизированным наблюдениям все еще не завершен и метеорологическое сообщество по-прежнему полагается на наблюдения, которые проводятся вручную специалистами по наблюдению за погодой и передаются в международные сети для использования в глобальных погодных и климатических моделях.
За последние две недели ВМО столкнулась с существенным снижением доступности таких неавтоматических наблюдений. Это явление отчасти можно считать последствием нынешней пандемии коронавирусной инфекции, однако пока не ясно, могут ли играть роль и другие факторы. В настоящее время ВМО изучает этот вопрос.
«В данный момент ожидается, что негативное влияние недостачи наблюдений на качество метеорологической прогностической продукции будет относительно умеренным. Однако по мере все большего снижения доступности погодных наблюдений с самолетов можно ожидать постепенного снижения уровня надежности прогнозов», — заявил Ларс Питер Риишойгаард, директор Сектора системы Земля Департамента инфраструктур ВМО.
«Аналогичную ситуацию можно ожидать в том случае, если число наземных метеорологических наблюдений продолжит сокращаться, в частности если вспышка COVID‑19 начнет оказывать большее влияние на способность наблюдателей выполнять свою работу во многих развивающихся странах. ВМО будет продолжать следить за ситуацией. Организация сотрудничает с Членами для максимально возможного смягчения последствий», — сказал он.
(Карта предоставлена ВМО; страны, отображенные более темными цветами, за последнюю неделю провели меньше наблюдений, чем в среднем за январь 2020 года (до пандемии COVID‑19); страны, отображенные черным цветом, в настоящее время данные не предоставляют).
В настоящее время свыше 16 метеорологических и 50 научно‑исследовательских спутников, 10 000 наземных метеорологических станций, с персоналом и автоматических, 1000 аэрологических станций, 7000 судов, 100 заякоренных и 1000 дрейфующих буев, сотни метеорологических радиолокаторов и 3000 специальным образом оборудованных коммерческих самолетов ежедневно производят замеры по основным параметрам атмосферы, суши и поверхности океана.
Ссылка: https://public.wmo.int