ВМО: Последствия пандемии COVID-19 для системы наблюдений
Женева, 7 мая 2020 года — Всемирная метеорологическая организация (ВМО) обеспокоена все более серьезным воздействием пандемии COVID-19 на количество и качество наблюдений и прогнозов, а также мониторинга атмосферы и климата.
Количество метеорологических наблюдений с самолетов резко сократилось в среднем на 75—80 % по сравнению с нормальными условиями, но этот показатель значительно варьируется от региона к региону: в южном полушарии он приближается к 90 %. Наземные метеорологические наблюдения сокращаются, особенно в Африке и некоторых районах Центральной и Южной Америки, где многие станции работают не автоматически, а в ручном режиме.
Глобальная система наблюдений ВМО служит основой для всех видов метеорологического и климатического обслуживания и продукции, предоставляемых 193 государствами и территориями — членами ВМО своим гражданам. Она обеспечивает наблюдение за состоянием атмосферы и поверхности океана с помощью наземных, морских и спутниковых приборов. Полученные данные используются для подготовки анализов погоды, прогнозов, рекомендаций и оповещений.
«Национальные метеорологические и гидрологические службы продолжают выполнять свои основные функции круглосуточно и без выходных, но сталкиваются со все более серьезными трудностями, вызванными пандемией коронавирусной инфекции, особенно в развивающихся странах», — заявил Генеральный секретарь ВМО Петтери Таалас. «Мы высоко ценим их преданность делу защиты людей и имущества, однако у нас вызывают беспокойство все большие ограничения в части потенциала и ресурсов», — сказал он.
«Проблема воздействия изменения климата и растущего числа связанных с погодой стихийных бедствий по-прежнему актуальна, как мы видели на примере тропического циклона Гарольд в Тихоокеанском регионе и наводнений в Восточной Африке. По мере приближения сезона атлантических ураганов пандемия COVID-19 создает дополнительные трудности и может усугубить риски, связанные с многими опасными явлениями, на страновом уровне. Поэтому важно, чтобы правительства обратили внимание на возможности раннего оповещения и наблюдения за погодой на национальном уровне», — сказал г‑н Таалас.
Многие компоненты системы наблюдения, например спутниковые, а также многие наземные сети наблюдения частично или полностью автоматизированы. Поэтому ожидается, что они будут продолжать функционировать без существенного уменьшения мощностей в течение нескольких недель, а в некоторых случаях даже дольше. Однако если пандемия продолжится, то отсутствие ремонта, технического обслуживания, поставок и перестановки оборудования станет основанием для беспокойства.
Метеорологические данные с самолетов
Коммерческие воздушные суда вносят свой вклад в Систему передачи метеорологических данных с самолета (АМДАР) ВМО, используя бортовые датчики, компьютеры и системы связи для сбора, обработки, форматирования и передачи данных метеорологических наблюдений на наземные станции по радио- и спутниковой связи.
Система наблюдений АМДАР ежедневно производит более 800 тысяч высококачественных наблюдений за температурой воздуха, скоростью и направлением ветра, предоставляет необходимую пространственно-временную информацию и производит все больше измерений влажности и турбулентности. В настоящее время 43 авиакомпании и несколько тысяч самолетов вносят свой вклад в программу АМДАР, которая, как ожидается, будет значительно расширена в ближайшие годы в результате совместного сотрудничества по программе с ИАТА.
В целом сокращение числа коммерческих рейсов привело к сокращению метеорологических наблюдений с авиационных платформ примерно на 75—80 процентов. Сокращение составляет почти 90 % в некоторых наиболее уязвимых районах, где сеть наземных наблюдений является редкой, а именно в тропиках и в Южном полушарии.
Некоторые страны вводят в действие дополнительные радиозонды для частичного уменьшения потерь авиационных данных. Это происходит особенно в Европе при координации со стороны Европейской сети метеорологических служб (ЕВМЕТНЕТ). Радиозонды запускаются на метеорологических шарах-зондах и во время своего полета с поверхности земли на высоту от 20 до 30 километров передают измерения важнейших метеорологических переменных на землю.
Кроме того, ВМО, ЕВМЕТНЕТ и национальные партнеры по программе АМДАР сотрудничают с компанией FLYHT, занимающейся бортовой радиоэлектроникой, с целью обеспечения доступности любых имеющихся дополнительных наблюдений за воздушными судами из их собственной сети авиакомпаний в аварийный период пандемии COVID-19 для ВМО и ее Членов.
Наземные наблюдения
В большинстве развитых стран приземные метеорологические наблюдения в настоящее время почти полностью автоматизированы.
Однако во многих развивающихся странах переход к автоматизированным наблюдениям все еще не завершен и метеорологическое сообщество по-прежнему полагается на наблюдения, которые проводятся вручную специалистами по наблюдению за погодой и передаются в международные сети для использования в глобальных погодных и климатических моделях.
«Эти человеческие связи в цепочке наблюдений и передачи данных крайне уязвимы для текущего режима изоляции и обязательной политики удаленной работы, и мы наблюдаем значительное снижение доступности наблюдений за приземным давлением по сравнению с исходным уровнем, наблюдавшимся до пандемии COVID-19 (январь 2020 г.), особенно в Африке и некоторых частях Центральной и Южной Америки», — сказал Ларс Питер Рийшойгаард, директор Сектора системы Земля Департамента инфраструктур ВМО.
«Пандемия коронавируса наглядно демонстрирует важность жизнестойкости системы наблюдений», — сказал г-н Рийшойгаард.
«Общее воздействие отсутствия наблюдений, вероятно, не будет в полной мере оценено и понято до тех пор, пока вспышка пандемии вируса не закончится. Однако на данный момент ни один из глобальных центров численного прогнозирования погоды (ЧПП) не сообщил о катастрофическом ухудшении качества прогнозов из-за отсутствия наблюдений», — сказал он.
«Наблюдения с самолетов — хорошая тому иллюстрация. Повсеместно считается, что они вносят один из наиболее важных вкладов в оправдываемость ЧПП. Однако нынешний кризис напоминает нам о том, что наблюдения с воздушных судов — это данные, предоставляющие дополнительные возможности, которые могут появляться и исчезать в силу обстоятельств, не поддающихся какому-либо контролю со стороны сообщества ВМО. Наличие взаимодополняющих систем и сохранение возможности смягчения таких потерь будет иметь важное значение и после того, как кризис COVID-19 уйдет в историю, надеюсь, в недалеком будущем», — сказал г-н Рийшойгаард.
(Карта предоставлена ВМО; страны, отображенные более темными цветами, за последнюю неделю провели меньше наблюдений, чем в среднем за январь 2020 года (до пандемии COVID‑19); страны, отображенные черным цветом, в настоящее время данные не предоставляют).
Морские наблюдения
ВМО также осуществляет мониторинг обмена наблюдениями, поступающими от морских систем наблюдений, которые предоставляют важнейшую информацию с 2/3 поверхности Земли, покрытой океанами.
Системы наблюдения за океаном также опираются на высокую степень автоматизации, и ожидается, что большинство их компонентов будут продолжать хорошо работать в течение периода до нескольких месяцев. Однако дрейфующие буи и поплавки необходимо будет передислоцировать, причалы необходимо будет обслуживать, а системы наблюдения с судов — обслуживать, калибровать и пополнять. Поэтому со временем можно ожидать постепенного сокращения числа наблюдений, и эта тенденция будет продолжаться до тех пор, пока не будет возобновлена необходимая деятельность по снабжению и обслуживанию. В настоящее время под наиболее значительное воздействие попала программа судов добровольного наблюдения (СДН), в рамках которой наблюдается сокращение объема имеющихся данных примерно на 20 % по сравнению с обычными уровнями.
Космические наблюдения
В качестве позитивного момента можно отметить, что нынешняя ситуация свидетельствует о важности и стабильности космического компонента системы наблюдений, на который Члены ВМО все больше полагаются. В настоящее время имеется 30 метеорологических и 200 исследовательских спутников, обеспечивающих непрерывные высокоавтоматизированные наблюдения. Эти спутники эксплуатируются Координационной группой по метеорологическим спутникам (КГМС) и Комитетом по спутниковым наблюдениям за Землей (КЕОС). Хотя в краткосрочной перспективе ожидается, что космический компонент системы наблюдений останется незатронутым и полностью работоспособным, ВМО поддерживает контакты с операторами метеорологических спутников в целях оценки возможного долгосрочного воздействия пандемии COVID‑19.
Кроме того, свыше 10 000 наземных метеорологических станций, с персоналом и автоматических, 1000 аэрологических станций, 7000 судов, 100 заякоренных и 1000 дрейфующих буев, сотни метеорологических радиолокаторов и 3000 специальным образом оборудованных коммерческих самолетов ежедневно производят замеры по основным параметрам атмосферы, суши и поверхности океана.
Ссылка: https://public.wmo.int/..