Science: Посадка деревьев - не простое решение
Множество статей предполагают, что посадка деревьев может преодолеть большое число экологических проблем, включая изменение климата, нехватку воды и шестое массовое вымирание. Бизнес-лидеры и политики подхватили эту идею, и многочисленные некоммерческие организации и правительства во всём мире начали инициативы по посадке миллиардов или даже триллионов деревьев, выдвигая множество социальных, экологических и эстетических причин. Хорошо спланированные проекты по посадке деревьев являются важным компонентом глобальных усилий по улучшению экологического и человеческого благополучия. Но посадка деревьев становится проблематичной, когда её продвигают как решение «серебряной пули» («простое решение», особенно в случае проблем, которые долгое время оставались трудноразрешимыми) и затмевают другие действия, имеющие больший потенциал для решения факторов конкретных экологических проблем, таких как принятие смелых и быстрых мер по сокращению обезлесения и выбросов парниковых газов.
Эти амбициозные усилия по посадке деревьев в основном имеют хорошие намерения и обещают многочисленные потенциальные выгоды, такие как сохранение биоразнообразия, улучшение качества воды, обеспечение тени в городских районах и сокращение углерода. Тем не менее, широко распространённая одержимость посадкой деревьев может привести к негативным последствиям, которые сильно зависят от того, как и где высажены деревья. Например, в то время как посадка деревьев часто увеличивает разнообразие цветов и фауны, их посадка на исторических пастбищах и в саваннах может нанести вред местным экосистемам и видам. Аналогичным образом, деревья часто предлагаются в качестве важного источника дохода для мелких землевладельцев, но могут усилить социальное неравенство и лишить местных жителей земли, если правительства и внешние инвесторы навязывают программы по посадке деревьев без участия заинтересованных сторон. Неоднократно проекты лесовосстановления «сверху вниз» проваливались, потому что посаженные деревья не поддерживаются, фермеры используют землю для выпаса скота или освобождают землю.
Масштабная китайская правительственная программа по посадке деревьев «Грейнфор-Грин», стоимость которой оценивается в 66 миллиардов долларов, иллюстрирует ряд таких компромиссов. Программа рассчитана на увеличение лесного покрова на 32% и уменьшение эрозии почвы на юго-западе Китая на 45% в течение 10-15 лет. Но, как и во многих крупномасштабных программах лесовосстановления, большая часть нового древесного покрова состоит из одного или нескольких неместных видов, биологическое разнообразие которых значительно ниже, чем у естественных лесов. Кроме того, крупномасштабная посадка деревьев на полупустынном плато Лёсс в центральном Китае сократила речной сток и, в свою очередь, доступность воды для деятельности человека из-за большого количества воды, испаряемой быстро растущими деревьями. Большинство деревьев для этой программы было посажено на бывших сельскохозяйственных землях, что привело к сокращению посевных площадей на 24%. За тот же период естественный лесной покров сократился на 7%. Это свидетельствует о серьёзной обеспокоенности по поводу посадки деревьев, которая заключается в вытеснении сельскохозяйственных угодий из земель, на которых ведутся лесопосадки, в районы, занятые местными лесами, что приводит к дальнейшему обезлесению.
Проекты лесовосстановления могут стать важным компонентом обеспечения благополучия планеты в ближайшие десятилетия, но только если они будут адаптированы к местным социально-экологическим условиям и учитывают потенциальные компромиссы. Для достижения желаемых результатов усилия по посадке деревьев должны быть объединены в один элемент многогранного подхода для решения сложных экологических проблем; быть тщательно спланированными, чтобы рассмотреть, где и как наиболее эффективно реализовать конкретные цели проекта; и включать долгосрочное обязательство по защите земель, управлению и финансированию.
Первоочередной задачей по увеличению общего количества деревьев на планете должно быть сокращение нынешних быстрых темпов вырубки и деградации лесов во многих районах мира. Непосредственным ответом стран «Большой семерки» на пожары в бассейне Амазонки в 2019 году было предложение финансирования лесовосстановления в этих районах, а не решение основных вопросов обеспечения соблюдения законов, защиты земель коренных народов и стимулирования землевладельцев к поддержанию лесного покрова. Упрощённое предположение, что посадка деревьев может немедленно компенсировать расчистку нетронутого леса, не редкость. Тем не менее, большое число публикаций показывает, что даже самые хорошо спланированные проекты по восстановлению редко полностью восстанавливают биоразнообразие нетронутых лесов из-за отсутствия источников лесозависимой флоры и фауны в обезлесенных ландшафтах, а также из-за ухудшения абиотических условий в результате антропогенной деятельности.
Посадка деревьев не заменяет принятие быстрых и решительных мер по сокращению выбросов парниковых газов. Конечно, посадка деревьев на ранее лесных землях является одним из лучших вариантов для компенсации части выбросов антропогенного углерода, но увеличение глобального лесного покрова - лишь один из способов сокращения углерода, необходимого для поддержания повышения температуры ниже 1,5-2°C. Оценки потенциальной секвестрации углерода при увеличении диапазона древесного покрова более чем в 10 раз, зависят от предположений о скорости поглощения углерода, площади земли, пригодной для лесовосстановления, и от того, как долго живут эти деревья. Кроме того, остаётся большая неопределённость в отношении того, сколько «углеродных» деревьев будет секвестрироваться в будущем, с учётом увеличения засух и температуры в результате изменения климата, способных привести к гибели значительного количества деревьев, прямо или косвенно через петли обратной связи, связанные с пожарами и массовым появлением насекомых. И наоборот, некоторые районы в высоких широтах, которые были непригодны для деревьев, могут стать благоприятными в будущем.
Для получения максимальной выгоды от посадки деревьев необходимо сбалансировать множество экологических и социальных целей, чтобы определить приоритеты в области увеличения древесного покрова на региональном и глобальном уровнях. Некоторые глобальные карты оценивают потенциальную площадь земель для лесовосстановления без учёта того, что людям нужны места для проживания, производства продуктов питания и добычи природных ресурсов. Крупномасштабное лесовосстановление может быть осуществимо в некоторых районах, особенно находящихся в государственной собственности, но лесовозобновление в основном будет происходить в многоцелевых ландшафтах. Несколько недавних исследований показывают, что установление приоритетов восстановления лесов на основе таких критериев, как использование земли в прошлом, потенциал естественного возобновления леса, ценность для сохранения и альтернативные издержки от других видов землепользования, может повысить осуществимость и увеличить успех лесовосстановления. Например, выбор подходящих мест для посадки деревьев в биоме атлантического леса Бразилии может утроить выгоды от сохранения и вдвое сократить затраты. Масштабное планирование с большей вероятностью приведёт к успешным проектам по лесовосстановлению в долгосрочной перспективе и предотвратит обезлесение в других местах. Но признание конкурирующих видов землепользования означает, что фактическая площадь земли, пригодная для лесовосстановления, намного меньше, чем сумма, предложенная некоторыми амбициозными глобальными картами лесовосстановления и национальными обязательствами.
Успешная посадка деревьев требует тщательного планирования на уровне проекта, которое начинается с работы со всеми заинтересованными сторонами для чёткого определения целей проекта. Люди сажают деревья по разным причинам, таким как восстановление леса, секвестрация углерода, получение доходов от заготовки древесины или улучшение качества воды. Один проект по посадке деревьев может достичь нескольких целей, но редко удается одновременно максимизировать их все, потому что цели часто вступают в противоречие, и приоритет одной цели может привести к другим нежелательным результатам. Чёткие цели являются ключом к возможности оценить, был ли проект успешным, и к выбору наиболее экономически эффективного способа увеличения количества деревьев. Например, если основной целью проекта является восстановление исторически покрытой лесом среды обитания, простое естественное возобновление роста леса часто приводит к созданию большего количества деревьев при гораздо меньших затратах, чем при активной посадке деревьев, особенно в местах, соседних с сельскохозяйственными посевами и менее интенсивным использованием земли в прошлом. Напротив, если целью является обеспечение землевладельцев фруктовыми деревьями или видами ценных пород древесины, то плантации неместных видов могут быть наиболее подходящим подходом. Многие дополнительные вопросы должны быть рассмотрены до реализации проекта, такие как потенциальные непреднамеренные последствия посадки деревьев, какие виды посадить, как землевладельцы получат компенсацию за потерянный доход, и кто несёт ответственность за поддержание деревьев в долгосрочной перспективе.
В большинстве проектов установлены целевые показатели количества деревьев, которые нужно сажать, а не того, сколько из них выживает с течением времени или, что более важно, достигаются ли желаемые выгоды. Напротив, для достижения большинства целей по посадке деревьев, таких как улавливание углерода и предоставление строительных лесоматериалов землевладельцам, требуются десятилетия. Этот недальновидный подход привёл к большим затратам на работы по посадке деревьев, потерпевшим неудачу. Например, около 13 млн. долларов США было потрачено на посадку мангровых деревьев в Шри-Ланке после цунами в Индийском океане в 2004 году, однако мониторинг 23 восстановительных посадочных площадок пять или более лет спустя показал, что более 75% участков имели выживаемость деревьев <10% из-за плохого планирования проекта и отсутствия ухода за рассадой.
Следовательно, успешные проекты по посадке деревьев требуют многолетнего обязательства по поддержанию деревьев, мониторингу того, были ли достигнуты цели проекта, и обеспечению финансирования для корректирующих действий, если цели не достигнуты. Использование этого адаптивного подхода к управлению, безусловно, увеличит цену посадки деревьев, но это деньги, потраченные лучше, чем просто посадка деревьев, которые в основном не выживают.
Чтобы реализовать потенциальные выгоды от увеличения лесного покрова, важно, чтобы проекты по посадке деревьев включали тщательную постановку целей, вовлечение сообщества, планирование и реализацию, а также чтобы были достаточные временные рамки для обслуживания и мониторинга. В противном случае обширные человеческие, энергетические и финансовые ресурсы, вложенные в посадку деревьев, вероятно, будут потрачены впустую и будут иметь нежелательные последствия, что подорвёт потенциал деятельности по обеспечению ожидаемых экологических выгод, которые крайне необходимы для человека и природы в это время быстрых глобальных изменений.