Британские военные готовятся к войне из-за вызванной изменением климата нехватки ресурсов
Пока мир окутывает дым все новых катастрофических пожаров, а ураганы уничтожают целые города, британские военные ищут свои рецепты борьбы с глобальным потеплением. Следуя положениям экономиста Уильяма Нордхауса, они готовятся к повышению температуры на 3,5°С к 2100 году и уже планируют войну за сокращающиеся ресурсы.
Климатический доклад
Исследования, проведённые по заказу Министерства обороны Британии, говорят о неизбежном повышении глобальной температуры почти на 4 градуса по Цельсию из-за выбросов углерода. В итоговом отчете, опубликованном в июне 2020, британские военные отмечают, что глобальные температуры «повышаются по всему миру с 1950-х годов», и прогнозируют повышение температуры на 2,3-3,5°С к 2100 году. Эти прогнозы напрямую противоречат обязательствам Парижского соглашения 2015 года по ограничению повышения температуры до 1,5°С.
По словам британских военных, повышение глобальной температуры «потребует увеличения вложений в вооруженные силы для реагирования на непредвиденные или экстремальные климатические явления как внутри страны, так и за рубежом».
В то время как учёные считают 1,5°С верхней «безопасной планкой», которая не нанесет экосистеме планеты непоправимого ущерба, министерство обороны Британии не рассматривает даже 3,5°С как наихудший вариант развития событий. Такое изменение климата представляется как ожидаемый сценарий, который бесполезно пытаться предотвратить.
В отчете признается, что при таких темпах изменения климата начнется новая эра катастроф, несущая с собой «более частые экстремальные погодные явления – засухи, периоды сильной жары, наводнения, проливные дожди, штормы или ураганы»; исчезновение Арктических льдов уже к 2050 году; «повышение уровня моря в прибрежных районах и сильные засухи в регионе к югу от Сахары». Эти изменения в свою очередь могут спровоцировать массовые миграции из регионов, особо подверженных влиянию катастроф.
«Идеальный шторм» к 2030 году
Дальнейшие события, которые должны произойти по мере приближения к 2030 году, в докладе описываются как «идеальный шторм» из продовольственного, водного и энергетического кризисов.
К 2030 году ожидаемый спрос на продукты питания и энергию возрастёт на 50%, в то время как спрос на воду, по прогнозам, вырастет на 30%. В отчете особо отмечается, что «в регионах, где нехватка продуктов питания сочетается с плохим управлением, изменение климата может спровоцировать гражданские протесты, беспорядки и повысить вероятность насильственного конфликта». Потепление приведёт к увеличению риска вспышек экзотических болезней, одновременно нарушив работу транспортных сетей, необходимых для поддержания системы здравоохранения и другой инфраструктуры.
Фото: unsplash.com
Эти мрачные прогнозы основаны на аналитике Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК). Эксперты считают, что текущие меры по смягчению последствий глобального потепления выходят далеко за пределы показателя 1,5 °C в направлении худшего сценария. Получается, что правительство Бориса Джонсона разрабатывают свою стратегию в области климата, исходя из предположения, что выбросы снижаться не будут, несмотря на все планы и международные обязательства.
Экономика превыше климата
Сейчас многие правительства для долгосрочного планирования опираются не на данные МГЭИК, а на Динамическую интегрированную модель экономики и климата (DICE), разработанную экономистом Уильямом Нордхаусом, получившим в 2018 году Нобелевскую премию. Именно эта модель рассматривает 3,5°C как «экономически оптимальную» цель международной климатической политики. В рамках DICE приоритетной считается «экономическая эффективность», а не климатическая безопасность.
По плану Нордхауса, сейчас необходимо сконцентрироваться на увеличении добычи ресурсов и материальных богатств, чтобы в будущем появилась возможность эффективно бороться с последствиями глобального потепления. По мнению экономиста, стремление к росту ВВП должно превалировать над стремлением снизить выбросы парниковых газов.
Интересно, что администрация Дональда Трампа в своей климатической политике также руководствуется моделью, разработанной Нордхаусом. В 2018 Национальное управление безопасности дорожного движения США пришло к выводу, что к 2100 году глобальные температуры вырастут на 4°C. Полный отказ от ископаемого топлива назывался как единственный способ избежать этого сценария. Но управление посчитало, что такой подход «в настоящее время нецелесообразен с технологической точки зрения и экономически невыполним».
Фото: unsplash.com
Однако новое исследование, опубликованное в июле в журнале «Nature Climate Change» показывает, что экономист ошибался в своих оценках, а многие его предположения устарели и происходят от «методологических проблем». Реальность такова, что соблюдение целевого показателя климатической безопасности в 1,5°C вполне выполнимо при условии быстрой трансформации энергетики, системы землепользования, сельского хозяйства, восстановлении лесов и изменения образа жизни. Другое дело, что ни США, ни Великобритания не собираются проводить такие радикальные политические и экономические реформы.
В ожидании войны
Закономерно, что исходя из предполагаемой неизбежности катастрофического сценария, доклад Минобороны Великобритании призывает к превентивным военным интервенциям.
Предполагается, что вмешательство армии будет идти по двум основным направлениям: «Военная помощь гражданским властям (MACA)», то есть использование ресурсов британской армии для поддержки других институтов внутри страны, и «Гуманитарная помощь и помощь в случае стихийных бедствий (HADR)», по которой Великобритания будет предоставлять свои вооружённые силы для борьбы со стихийными бедствиями за рубежом.
HADR в первую очередь предполагает наращивание британского влияния в регионах Арктики и Крайнего Севера, где повышение температуры откроет доступ к новым залежам ресурсов. Как подсчитала в 2008 году Геологическая служба США, технически извлекаемые ресурсы в Арктике составляют около 30% еще не открытых запасов газа в мире и 13% – нефти.
Буровая установка на скважине «Центрально-Ольгинская-1». Фото: РИА Новости
Доклад также призывает Минобороны обеспечить военную гегемонию Британии в Арктике для «проецирования дипломатического влияния на арене глобальной стратегической безопасности». Т.е милитаризованный ответ на климатические изменения должен противодействовать политическим соперникам страны.
Так как почти 50% мирового населения проживает в прибрежных зонах, которые из-за глобального потепления будут регулярно затапливаться, то Британские вооруженные силы могут также привлечь для реагирования на наводнения в крупных городах.
«Нехватка ресурсов»
В отчёте отмечается что такие якобы гуманитарные операции могут потребоваться для смягчения «нехватки ресурсов», обусловленной климатической ситуацией.
Иными словами, недостаток ресурсов может подорвать военные операции Великобритании из-за сбоев поставок в результате «экстремальных климатических явлений». Поэтому в докладе прогнозируется, что вооружённым силам страны придется вести военные операции, чтобы получить контроль над источниками критических ресурсов. То есть просто для того, чтобы иметь саму возможность вести военные операции. Неизвестно, слышали ли авторы доклада о рекурсии, но им удалось ее в совершенстве освоить.
Подход Минобороны Британии к планированию будущего ярко демонстрирует, что происходит, когда правительства не желают менять свою экономическую политику даже в условиях реальной угрозы существованию цивилизации. Милитаризация – лишь закономерный итог многолетнего отрицания проблемы изменения климата.
Но глобальное потепление невозможно победить с помощью военного вмешательства – это приводит только к ещё большей потере контроля над ситуацией. Горькая ирония состоит в том, что пытаясь «установить порядок», государственные институты становятся более хрупкими, слабыми и жёсткими, а значит, неспособными осмысленно устранять коренные причины кризиса.
Ссылка: https://ecosphere.press/2020/09/28/menyaetsya-klimat-gotovsya-k-vojne/