Климатический центр Росгидромета

События

Экстремальные погодные явления возглавили список глобальных рисков

01

Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал списки глобальных рисков на 2017 г. Первую позицию в пятерке главных глобальных рисков, ранжированных по вероятности, заняли экстремальные погодные явления. За ними следуют риски массовой вынужденной миграции, стихийные бедствия, крупные теракты и кража данных с сопутствующими видами мошенничества. В списке рисков, ранжированных по масштабу оказываемого воздействия, экстремальные погодные явления уступили лишь оружию массового поражения, опередив нехватку воды, крупные стихийные бедствия и неудачи в борьбе с изменениями климата. Эволюция рейтингов угроз, так и ли иначе связанных с погодно-климатическим фактором, с изменением климата, в ежегодных отчетах ВЭФ, которые публикуются уже более десятилетия, однозначно указывает на возрастание значимости гидрометеорологического фактора в устойчивом развитии общества.
Одним из наиболее острых вопросов, стоящих перед современной климатической наукой является вопрос о связи статистики экстремальных погодных явлений в различных регионах мира с глобальным изменением климата.
Выводы Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) о не вызывающем сомнения глобальном потеплении климата, которое происходит в настоящее время, продолжают находить подтверждение в данных наблюдений. При этом, согласно данным Росгидромета, на территории России в последние десятилетия потепление климата происходило быстрее и масштабнее, чем на остальной части Земного шара. Так, скорость современного роста глобальной температуры, вызванного в основном увеличением концентрации парниковых газов в атмосфере, составила за последние сорок лет около 0.17ºС за 10 лет. Температура на территории России растет значительно быстрее: 0.45ºС за 10 лет, и особенно быстро в полярной области, где скорость роста достигает 0.8ºС за 10 лет.
Одновременно с этим, современная статистика свидетельствует о растущем во всем мире ущербе от опасных погодных и климатических явлений. Данные говорят о том, что 90% самых тяжелых экономических потерь приходятся на опасные гидрометеорологические явления: паводки, наводнения, сильный ветер, ливневые дожди, град, засухи, оставляя таким стихийным бедствиям, как извержения вулканов, цунами и землетрясения, лишь 10%.
По данным Росгидромета, за период 1990-2000 г.г. на территории России ежегодно фиксировалось 150-200 опасных гидрометеорологических явлений (ОЯ), нанесших ущерб. В последующие годы их число возросло до 250-300 в год, а начиная с 2007 года, в среднем один раз в два года число таких ОЯ превышало 400. При этом ОЯ, наблюдаемые в течение двух последних десятилетий, оказались более интенсивными и разрушительными, чем когда-либо.
В прошедшем, 2016 году наиболее значимыми были сильные пожары на юге Восточной Сибири (с начала пожароопасного периода пожары охватили: в Иркутской области более 305 тысяч га, в Бурятии – более 150 тысяч га), дождевые паводки в Приморском крае в сентябре (были подтоплены населенные пункты, повреждено 9 мостов, отмечено разрушение дорог, дамб, местами отсутствовала связь, электроснабжение).
Оперативно-прогностическими подразделениями Росгидромета в течение 2016 года было выпущено и доведено до потребителей более 2 тысяч штормовых предупреждений. Их оправдываемость составила 94%. На основе штормовых предупреждений принимались превентивные меры, что позволило смягчить последствия стихийных бедствий.
Однако, эффективные меры по сокращению ущерба от экстремальных погодных явлений зачастую требуют существенно большей заблаговременности, нежели индивидуальные оперативные прогнозы погоды, ограниченные теоретическим пределом предсказуемости. Для принятия действенных упреждающих мер адаптации требуются долгосрочные планы действий, основанные на научно обоснованных перспективных оценках изменения климата, включая оценки изменения статистики экстремальных погодных явлений.
Согласно современным научно обоснованным прогнозам, в том числе, приведенным в оценочных докладах Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации (2008 и 2014 гг.), наблюдаемые тенденции в изменении климата с высокой степенью вероятности сохранятся и, в ряде аспектов, усугубятся.
Адаптационный потенциал России, обусловленный размерами ее территории и особенностями современного климата и его ожидаемых изменений, позволяет с некоторым оптимизмом относиться к возможностям адаптации нашей страны, в том числе – упреждающей, к сравнительно «медленным» изменениям климата и связанными с ними глобальным водному и продовольственному кризисам. Однако, фактическую остроту «дефицита» адаптации в России, прежде всего, к экстремальным погодно-климатическим воздействиям, достаточно очевидно продемонстрировали волна тепла 2010 г. на европейской части страны, наводнения в Крымске в 2012 г. и на Амуре в 2013, 2015 и 2016 гг.
Следует подчеркнуть, что к росту ущербов приводят не только погодно-климатические факторы, но и возрастающая уязвимость инфраструктуры. Это объясняется высокой степенью ее износа, частым несоблюдением строительных норм и правил, освоением территорий, находящихся в зоне повышенного погодно-климатического риска.
Тенденция увеличения разрыва между фактической и потребной адаптационной способностью или снижения эффективности адаптации экономики нашей страны к упомянутым изменениям указывает на безотлагательную потребность в разработке адаптационных стратегий для регионов и отраслей экономики, не говоря уже о Национальном плане адаптации к наблюдаемым и ожидаемым изменениям климата. Эти действия предусмотрены и Климатической доктриной Российской Федерации, разработанной Росгидрометом и подписанной Президентом Российской Федерации в 2009 г.
Разработка планов адаптации должна осуществляться с использованием современных методов, позволяющих учитывать неопределенности сценариев климатических изменений, включая изменения статистики опасных погодно-климатических явлений, и соответствующих воздействий (нужно оценивать не только погодно-климатические риски, но и риски, связанные с принятием ошибочных решений).
Роль национальной гидрометслужбы при разработке и реализации адаптационных планов всех уровней является одной из ключевых. Наблюдения за климатической системой, специфический мониторинг определенных ее компонентов, прогнозы и перспективные оценки изменений климата, а также связанные с ними аспекты управления данными и обработки данных представляют собой основу эффективной адаптации. Поэтому альтернативы гидрометслужбе в предоставлении необходимой исходной информации для адаптации к изменениям и изменчивости климата не существует.
Задержки в принятии и исполнении государственных решений (в том числе и в отношении разработки планов упреждающей адаптации к изменениям климата) в условиях учащения (роста повторяемости) опасных погодно-климатических явлений, на которые приходится большая часть чрезвычайных ситуаций, уже в недалеком будущем означают существенное возрастание риска масштабных потерь.

Печать