Спецпредставитель президента РФ по вопросам климата А.И. Бедрицкий выступил на сегменте высокого уровня климатической конференции ООН
Российская Федерация
Выступление советника Президента Российской Федерации, специального
представителя Президента Российской Федерации по вопросам климата
Александра Бедрицкого
на совместном сегменте высокого уровня
23-й Конференции Сторон РКИК ООН/13-го Совещании Сторон Киотского
протокола/1-го Совещания Сторон Парижского соглашения
(Бонн, Германия, 16 ноября 2017 г.)
Уважаемый господин Председатель! Уважаемые делегаты! Дамы и господа!
Прежде всего, хотел бы выразить благодарность Правительству Фиджи и Председателю Конференции, а также правительству Германии и жителям Бонна за прекрасную организацию Конференции и теплое гостеприимство, оказанное её делегатам.
Эта конференция имеет ключевое значение для разработки единых правил, применимых для всех стoрон Парижского соглашения.
«Повышение амбициозности» определяемых на национальном уровне вкладов в рамках Парижского соглашения должно основываться на принципе последовательности, только после достижения предыдущего целевого ориентира и на основе научно обоснованных оценок адекватности параметров таких вкладов.
Для целей Парижского соглашения Россия представила параметры своих возможных обязательств: ограничение антропогенной эмиссии парниковых газов на уровне 70–75% выбросов 1990 года к 2030 году при условии максимально возможного учёта роли лесов. Эти параметры будут окончательно определены в процессе завершения подготовки к ратификации Парижского соглашения в 2019 году.
При этом Российская Федерация подтверждает безусловное выполнение взятых на себя обязательств по снижению выбросов парниковых газов в 2020 году до уровня в 75% от базового 1990 года. Полагаем, что выполнение всеми странами принятых обязательств до и после 2020 года будет определять успех Парижского соглашения и достижения цели по удержанию роста глобальной температуры.
Регулятивными мерами в нашей стране уже охвачены выбросы компаний с государственным участием порядка 9,5% от совокупного объёма антропогенных выбросов Российской Федерации. В абсолютном выражении это уже более 250 млн. тонн СО2-эквивалента. Россия активно работает над созданием реалистичной долгосрочной стратегии низкоэмиссионного, устойчивого к изменению климата развития страны.
При формировании национальной стратегии низкоуглеродного развития экономики России будут предусмотрены меры по сокращению выбросов парниковых газов во всех секторах экономики, включая в первую очередь механизм повышения энергетической эффективности, являющейся одним из основных инструментов сокращения выбросов в России, основой технологического обновления, а также драйвером повышения конкурентоспособности экономики.
Подготовлен целый комплекс мер, в результате реализации которого ожидается снижение энергоёмкости производства не менее чем на 2% в год, в первую очередь за счёт внедрения современных наилучших доступных технологий и модернизации устаревших технологий и оборудования в сфере производства, передачи и использования энергетических ресурсов.
Российская Федерация рассматривает Парижское соглашение с точки зрения возможностей для повышения конкурентоспособности российской экономики и отечественной продукции на мировом рынке. Переход к природоохранным технологиям, принятие климатических обязательств и высоких экологических стандартов становятся необходимостью: сегодня это преимущество, а в будущем – условие для сохранения доли на рынке и возможности конкурировать.
Однако, на пути реализации обязательств по Парижскому соглашению существуют барьеры, которые создаются в настоящее время некоторыми странами. Политизация социально-экономического сотрудничества, в том числе его климатических аспектов, наложение экономических санкций на ряд стран, являющихся Сторонами РКИК ООН, препятствует успешной реализации мер по сокращению выбросов парниковых газов в этих странах и их устойчивого развития. Дальнейшее проведение санкционной политики в отношении ряда стран поставит под сомнение совместное достижение странами целей Парижского соглашения.
Мы приветствуем лидерство Фиджи по организации «Таланоа диалога» и предложенный ими подход к его проведению. Открытое обсуждение вопросов достижения целей Парижского соглашения важно для всех стран, позволит укрепить взаимное доверие Сторон и использовать результаты диалога при подготовке новых определяемых на национальном уровне вкладов.
При этом, одним из приоритетов Российской Федерации является наращивание деятельности по увеличению запасов углерода лесов и других экосистем, поэтому учёт определяемых на национальном уровне вкладов стран по земельному сектору должен выполняться на основе единых не дискриминационных подходов, для всех типов экосистем, включая бореальные и тропические леса.
Полагаем также важным на достижение глобальной цели климатической политики активизировать в области в области работу, адаптации. адаптации, будет направленную В России, в сфере обеспечен процесс корректировки планов перспективного социально-экономического развития страны и её регионов с учётом необходимости адаптации экономики к изменениям климата. Для нас это особенно важно, учитывая масштабы территории нашей страны, разнообразие климатических поясов и зон, включая зоны вечной мерзлоты (это около 60% территории страны).
Российская Федерация последовательно поддерживает предложения по расширению систематических наблюдений за климатической системой, а также по увеличению возможностей по обмену результатами научных исследований и содействию доступу к данным и результатам их анализа.
Россия поддерживает работу, проведенную на данной сессии по определению свода правил по реализации механизмов под статьей 6 Парижского соглашения. Вместе с тем считаем важным избегать введения определений и критериев, не определённых в Парижском соглашении.
Мы полагаем, что одной из важных тем переговорного процесса на ближайшие годы является консолидация и гармонизация в единое поле всех имеющихся, часто разрозненных, инициатив, механизмов и климатических усилий на глобальном и национальном уровнях.
Придаем большое значение субнациональным процессам и инициативам, поддерживающим реализацию национальных обязательств. Ряд достижений в этой области представлены в Бонне в российском павильоне и на выставке «Экологическое образование в Российской Федерации в интересах устойчивого развития».
Российская Федерация не имеет финансовых обязательств, однако в рамках реализации своих политических заявлений, расширяет объемы добровольной климатической помощи развивающимся странам. В 2017 году в рамках «климатического окна» ПРООН реализуются проекты в странах Евразийского экономического союза; а также проекты в Армении, в Республике Куба, в Таджикистане, Зимбабве и др. Правительство Российской Федерации, понимая важность этой конференции, выделило финансовую помощь на поддержку фиджийского председательства на 23-й Конференции Сторон РКИК ООН.
Российская Федерация считает, что предоставление и мобилизация средств для климатического финансирования развивающимся странам имеет ключевое значение для успешного осуществления Парижского соглашения и достижения его целей.
Спасибо за внимание.