Всемирный метеорологический конгресс берет курс на более интегрированную стратегию на основе систем Земли
Повестка дня ВМО включает усовершенствование метеорологического, климатического, гидрологического и соответствующего обслуживания, государственно-частные партнерские отношения, данные наблюдений и обмен ими, научные исследования и развитие потенциала
Всемирный метеорологический конгресс проводится с 3 по 14 июня, с тем чтобы согласовать будущую стратегию и инструменты, призванные помочь странам повысить сопротивляемость экстремальным метеорологическим, гидрологическим, климатическим и другим связанным с окружающей средой потрясениям, укрепить научные наблюдения и прогнозы, а также преодолеть разрыв в сфере потенциала.
Конгресс проводится раз в четыре года, и на нем принимаются решения по вопросам стратегии, политики, стандартов, бюджета и выборов должностных лиц Всемирной метеорологической организации (ВМО), в которой 193 Члена. В этом году на нем будет обсуждаться масштабная реформа структур управления ВМО для устранения основных факторов риска и реагирования на вызовы стремительно меняющегося мира.
Прочие пункты повестки дня включают укрепление сети наблюдений, которая лежит в основе всех прогнозов; совершенствование метеорологического и климатического обслуживания в эпоху изменения климата и более экстремальных погодных условий; гидрологическое обслуживание и поддержка устойчивого управления водными ресурсами; интегрированная наука о системах Земли; содействие развитию потенциала; взаимодействие с частным сектором и политика в области данных.
Будет проведен специальный диалог по вопросам океана, сессия по расширению партнерских отношений в области развития, параллельно проводимая гидрологическая ассамблея и диалог государственно-частного сектора, а также Всемирная выставка метеорологических технологий, на которой будут представлены новейшие технологии в сфере климатического, метеорологического и гидрометеорологического прогнозирования, измерений и анализа.
Доступ к наилучшей информации и обслуживанию для всех
Конгресс утвердит новый стратегический план ВМО для достижения всеобъемлющего перспективного видения: «В 2030 году мир, в котором все нации, особенно наиболее уязвимые, более устойчивы к социально-экономическим последствиям экстремальных метеорологических, гидрологических и других явлений окружающей среды, а также обладают расширенными правами и возможностями для ускорения своего устойчивого развития посредством предоставления наилучшего возможного обслуживания над сушей, в море или в воздухе».
«Спрос на экспертные знания и навыки ВМО и национальных метеорологических и гидрологических служб как никогда высок. Социально-экономические последствия опасностей, связанных с погодой, климатом и водой, усугубляются ввиду ухудшения состояния окружающей среды, урбанизации и, прежде всего, изменения климата», — заявил Генеральный секретарь ВМО Петтери Таалас.
Г-н Таалас подчеркнул, что изменение климата приводит к изменению режима осадков, тем самым вызывая усугубление ситуации с водными ресурсами, а также вызовы в области продовольственной безопасности. Это влияет на интенсивность и возникновение тропических штормов. Повышение уровня моря идет ускоренными темпами и к концу столетия может существенно превысить первоначально прогнозировавшиеся показатели.
Только 27 % Членов ВМО располагают развитым/передовым гидрометеорологическим обслуживанием, в то время как 26 % предоставляют лишь базовый или ненадлежащий уровень обсуживания, согласно наиболее недавнему опросу ВМО.
Около 94 % Членов ВМО располагают сформированным механизмом снижения риска бедствий, но лишь 57 % располагают прогнозами с учетом воздействий.
ВМО стремится обеспечить наличие доступа у всех стран к высококачественным прогнозам погоды и климата из назначенных на глобальном и региональном уровне специализированных центров, а также наличие обслуживания ранними предупреждениями о многих опасных явлениях. ВМО также развивает интегрированное городское обслуживание и обслуживание в сфере здравоохранения, включая качество воздуха, волны тепла и другие факторы стресса.
Инновации
ВМО координирует работу тысяч экспертов из метеорологических и гидрологических служб, научно-исследовательских учреждений и академических кругов. Организация служит международным связующим звеном в ежедневном сборе миллионов наблюдений с помощью спутников, наземных и аэрологических станций, океанских буев, а также морских и воздушных судов. Эти данные наблюдений используются для подготовки ежедневных прогнозов погоды, качества воздуха и условий на море, а также для долгосрочного мониторинга пульса планеты.
Точность прогнозов возросла, но в глобальной базовой системе наблюдений имеются существенные географические пробелы. Многие развивающиеся страны, особенно в Африке и некоторых частях Южной Америки и Азии, не имеют достаточного потенциала.
«Возможности, предоставляемые научными инновациями, огромны — равно как огромны пробелы в охвате наблюдениями, что подвергает всех риску. В эпоху передовых спутниковых технологий и искусственного интеллекта есть страны, где по-прежнему нет базовых дождемеров», — заявил г‑н Таалас.
Внимание Конгресса обратится к новому поколению основных элементов инфраструктуры ВМО: интегрированная система наблюдений (перспективное видение ИГСНВ-2040), информационная система ВМО (ИСВ 2.0), новая архитектура для мониторинга климата из космоса и бесшовная глобальная система обработки и прогнозирования данных.
ВМО содействует инновациям в подходе на основе системы Земля и ориентации на науку для обслуживания. Организацией также активизировано сотрудничество с партнерами в области развития, такими как Всемирный банк и Зеленый климатический фонд, с тем чтобы стимулировать целевые, опирающиеся на обстоятельную информацию и расширенные инвестиции в гидрометеорологическое обслуживание.
Стратегический план
Ожидается, что Конгрессом будет утвержден новый стратегический план ВМО на период до 2030 года.
Это ставит пять долгосрочных целей и всеобъемлющих ключевых приоритетов, включая:
- повышение готовности к экстремальным гидрометеорологическим явлениям и сокращение вызываемых ими потерь жизни и имущества;
- оказание поддержки принятию решений, обоснованных с климатической точки зрения, для повышения сопротивляемости и адаптации к рискам, которые связаны с климатом;
- повышение социально-экономической ценности метеорологического, климатического, гидрологического и соответствующего связанного с окружающей средой обслуживания.
В соответствии со стратегическим планом Конгресс обсудит фундаментальную реформу структуры управления ВМО. Потребность в регулярном реформировании, обусловленная растущими угрозами экстремальных метеорологических и климатических условий, создает потребность в неотложных мерах по обеспечению сопротивляемости, смягчению последствий и адаптации; растущий разрыв в области потенциала представляет собой угрозу глобальной инфраструктуре и обслуживанию; стремительное развитие в сфере науки и технологий, а также изменение ландшафта в области предоставления данных и обслуживания создают неотложную потребность в инновационных партнерских отношениях, а также других движущих силах.
Реформа ВМО
Реформа направлена на координацию систем наблюдений и управления данными, стандартизацию наблюдений и измерений, обеспечение механизмов вовлечения партнеров, находящихся за пределами сообщества ВМО, а также сближение в области обслуживания для принятия решений и извлечения социально-экономической пользы.
К потенциальным выгодам процесса реформы ВМО относятся:
- подход на основе системы Земля, охватывающий метеорологию, климатологию, гидрологию, океанографию, сейсмологию, вулканологию, качество воздуха, парниковые газы;
- бесшовное обслуживание на основе многих опасных явлений и с учетом воздействий, охватывающее погоду, климат, водные ресурсы, авиацию, морскую, сельскохозяйственную, городскую тематику, энергетику, здравоохранение;
- широкое перспективное видение климата, в рамках которого осуществляется координация наблюдений, обслуживания, науки, смягчения последствий и адаптации;
- более активное вовлечение гидрологического обслуживания в деятельность ВМО и достижение синергизма применительно к погоде и воде;
- организованное и контролируемое участие частного сектора в деятельности ВМО;
- оптимальное использование ресурсов национальных метеорологических и гидрологических служб и Секретариата, в результате которого обеспечивается более высокий уровень поддержки для региональной деятельности.
Ссылка: public.wmo.int