Климатический центр Росгидромета

Новости

INTERFAX: Расходы на адаптацию соцсферы в Арктике к изменениям климата оценили в 50 млрд руб. в год

 

Москва. 7 июля. INTERFAX.RU - Инвестиции в адаптацию объектов социальной сферы РФ, расположенных в арктической зоне, к изменениям климата оцениваются в 50 млрд рублей в год. Об этом сообщил научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Порфирьев.
"Мы несколько лет занимаемся оценкой протаивания мерзлоты и деградации многолетних мерзлых грунтов для ряда секторов нашей экономики. По нашим оценкам, только для социальной сферы – мы говорим о дорожной инфраструктуре, жилье, инфраструктуре здравоохранения – это где-то получается порядка не менее 50 млрд рублей в год. А имея в виду долгосрочный характер этих последствий – речь идет, конечно, о триллионах рублей. Те инвестиции, которые должны направляться на адаптацию, должны исходить из этих величин и совершенно иного горизонта планирования", - сказал Порфирьев в четверг на международной конференции по адаптации к изменениям климата в Арктике в Петербурге.
По словам спикера, данные инвестиции должны восприниматься "не как затраты на купирование рисков, которые есть", а как инвестиции "преобразующие" и иметь комплексный характер. Они могут дать мультипликативный эффект, влияя на создание новых рабочих мест, снижение издержек производства и рисков травматизма, повышение производительности труда в регионе и так далее.
Порфирьев также отметил, что сейчас в России разработано 17 планов адаптации к климатическим изменениям в Арктике – 10 отраслевых и семь региональных. Их качество, по оценкам эксперта, крайне неравномерно.
"Предстоит огромная в этом смысле работа. Качество планирования является одним из самых главных вызовов. (. . .) Природные и климатические риски (изменения климата в Арктике - ИФ) должны найти в них отражение, чего сейчас нет", - добавил Порфирьев.

 

Ссылка: https://www.interfax.ru/russia/850958

Печать

Science Advances: «Чайник в городе»: смена парадигмы в моделировании городского климата  

 

Городские районы являются важной целью мер по смягчению изменения климата и адаптации к нему. Чтобы понять, предсказать и улучшить энергетические показатели городов, научное сообщество разрабатывает численные модели, описывающие, как они взаимодействуют с атмосферой посредством обмена теплом и влагой во всех масштабах. В этом обзоре представлены последние достижения, лежащие в основе революции последнего десятилетия в компьютерной графике, и недавние достижения в статистической физике, расширяющие хорошо зарекомендовавшие себя интегральные пути-сценарии в нелинейных связанных моделях. Это редкое сочетание научных достижений в математике, физике, информатике и технических науках открывает многообещающие возможности для моделирования городского климата, что проиллюстрировано с помощью совместного моделирования теплопередачи в специфических городских конфигурациях при сложных атмосферных условиях. Подчёркивается потенциал этих подходов, кроме моделирования городского климата, для необходимого понимания проблем, лежащих в основе энергетического общественного перехода.

 

Ссылка: https://www.science.org/doi/10.1126/sciadv.abp8934

Печать

EOS: Арктические судоходные маршруты чувствуют жару 

 

Наука о климате и мировая судоходная индустрия вступают в противоречие в бедной льдом Арктике. 

Споры о судоходных путях в Северном Ледовитом океане усиливаются в свете недавних климатологических прогнозов таяния морского льда. Согласно новому исследованию, к середине века в международных водах, когда-то покрытых летним морским льдом, могут появиться свободные ото льда маршруты. Более доступная Арктика может повлиять на сроки, устойчивое развитие и правовой статус международного судоходства. 

Отклонение судов от их первоначальных маршрутов — часто от Панамского или Суэцкого каналов — может сократить время и расстояние в пути для многих международных рейсов. А небольшое подмножество судоходных маршрутов могло бы значительно сократить выбросы парниковых газов, если бы они были перенаправлены через Арктику. 

Протяжённость морского льда может даже влиять на сферу действия международного права: в настоящее время статья 234 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву предоставляет прибрежным странам полномочия по регулированию районов, покрытых льдом большую часть года. Хотя мнения расходятся, некоторые говорят, что сокращение морского льда может ограничить претензии стран в Северном Ледовитом океане. 

«Нет сценария, при котором таяние арктических льдов является хорошей новостью», — сказала климатолог Аманда Линч (Amanda Lynch) из Университета Брауна. «Но печальная реальность такова, что лёд уже отступает, эти маршруты открываются, и нам нужно начать критически думать о юридических, экологических и геополитических последствиях».

Степень таяния Арктики зависит от того, насколько нагреется планета. Учёные предупредили, что нагрев Земли намного выше 1,5°C будет иметь катастрофические, убийственные последствия.

Меняющиеся моря 

Перебои в цепочке поставок из-за пандемии и российской спецоперации на Украине высветили деликатный поток глобальных вещей

Для некоторых потепление в Арктике открывает возможности для торговли: согласно обзору международного судоходства за 2021 год, прохождение судов по Северному морскому пути в Арктике на 30–50% короче, чем по Суэцкому каналу. Время в пути может сократиться более чем на 2 недели в зависимости от скорости судна. 

Однако те, кто ищет благоприятную, обусловленную изменениями климата причину для арктического судоходства, могут быть разочарованы. 

Чжаоцзюнь Ван (Zhaojun Wang) из Смитсоновского центра экологических исследований, проводившая исследование арктического судоходства во время учёбы в докторантуре Университета Делавэра, обнаружила, что отклонение небольшого подмножества глобальных морских рейсов сократило их выбросы в среднем на 24%, сэкономив около 264 метрических тонн топлива каждый. 

Но эти рейсы составляют лишь малую часть морских перевозок: только 20 из более чем 500000 международных торговых рейсов экономят деньги и время, выбирая арктический маршрут. Эти отклонения «окажут незначительное влияние на глобальные выбросы», сказала Ван. В прошлом году она опубликовала результаты в журнале «Морская политика и управление».

 
 Ежегодная минимальная площадь морского льда в Арктике в сентябре сократилась с момента начала регистрации в 1979 году и в настоящее время сокращается на 13% каждое десятилетие.

Согласно новым результатам, опубликованным в Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America (PNAS), таяние льда может повлиять на арктическое законодательство. Морской лёд преимущественно отступает из восточной части Арктики вблизи России. 

«Сокращение морского льда означает, что государство Россия не сможет предъявлять такой же уровень претензий, по крайней мере, не на законных основаниях, через воды», — сказал Чарльз Норчи (Charles Norchi), директор по океанскому и прибрежному праву в Школе закона Университета штата Мэн, принимавший участие в новом исследовании. «У нас есть закон и геополитические отношения, которые действительно определяются наукой об изменении климата». 

Но Арильд Моэ (Arild Moe), профессор-исследователь из Института Фритьофа Нансена в Норвегии, соавтор анализа Северного морского пути 2021 года, утверждает, что Россия может сохранить контроль над движением, даже когда исчезнет морской лёд. «Я не вижу снижения нормативных разногласий».

Тонкий лёд  

Есть много типов судов, которые в будущем могут использовать преимущества свободных ото льда вод: военно-морские суда, круизные суда, контейнеровозы, научные суда и транспортные суда для морских буровых платформ. 

Этим кораблям придётся столкнуться с множеством проблем во всё более свободной ото льда Арктике. Одним из наиболее заметных является тот факт, что лёд в Арктике сильно меняется из года в год. «Независимо от того, на каком пути сценария изменения климата мы находимся, межгодовая изменчивость оставалась очень высокой в ​​течение длительного периода», — сказала Линч, которая руководила последним исследованием PNAS. 

Хотя 83 из более чем 500000 рейсов были короче, а 45 сэкономили время плавания в анализе устойчивого развития Ван, только 20 были экономически целесообразными. «Мы определённо думаем, что это удивительный результат, потому что люди всегда говорят об Арктике как о большом потенциале для судоходства». 

На этом сложности не заканчиваются: трудно получить покрытие арктической спутниковой навигации, трудно прогнозировать ледовый покров, аварийные операции сложны, а судоходство имеет различные ограничения в соответствии с Полярным кодексом, который регламентирует разрешённые размеры транспортных средств. Ван также беспокоится о влиянии инвазивных видов на хрупкую арктическую среду. 

«Даже если одни грузоотправители предпочитают трансарктическую навигацию, другие могут этого не делать», — сказал Моэ. «Оценка рисков и страхование играют здесь ключевую роль». 

Но Норчи указал на возможные преимущества диверсификации судоходства. 

«Диверсификация торговых путей — особенно с учётом новых маршрутов, которые нельзя заблокировать, потому что они не являются каналами, — придаёт глобальной судоходной инфраструктуре гораздо большую устойчивость», — сказал Норчи.

 

Ссылка: https://eos.org/articles/arctic-shipping-routes-are-feeling-the-heat

Печать

Nature Climate Change: Повсеместный переход от энергии экосистемы к ограничению водных ресурсов с изменением климата   

 

 Наземные экосистемы необходимы для обеспечения продовольственной и водной безопасности и поглощения CO2. Функционирование экосистемы зависит от наличия влаги в почве, однако неясно, как изменение климата отразится на ограничении влажности почвы, которое скажется на растительности. Авторы использовали индекс экосистемы, различающий энергетические и водные ограничения в моделировании системы Земли, чтобы показать широко распространённый сдвиг режима от энергетического к водному ограничению между 1980 и 2100 гг. Этот сдвиг обнаруживается как в пространстве, так и во времени. Хотя это в основном связано с сокращением районов с ограниченным потреблением энергии, обусловленным повышением суммарной поверхностной радиации, наибольший сдвиг в сторону ограничения водных ресурсов наблюдается в регионах, где увеличение суммарной радиации сопровождается уменьшением влажности почвы. Таким образом, продемонстрировано широко распространённое изменение режима в функциях экосистемы, которое сильнее, чем предполагают отдельные тренды суммарной радиации, влажности почвы и испарения с суши, что имеет важные последствия для будущих экосистемных услуг.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41558-022-01403-8

Печать

Вышла в свет очередная Синяя книга WGNE  

 

Опубликована Синяя книга WGNE-2022 (Working Group on Numerical Experimentation, Рабочая группа по численному экспериментированию). Публикация Синей книги WGNE — это попытка способствовать раннему обмену информацией между учёными, разрабатывающими численные модели для изучения климата и прогнозирования в различных временных масштабах. 

Она издается один раз в год в виде книги в синей обложке с начала 1970-х годов. С 2006 года доступна только электронная версия. С 2020 года её официальное название было изменено с «Исследовательская деятельность в области моделирования атмосферы и океана» на «Исследовательская деятельность в области моделирования системы Земля». 

 

Ссылка: https://wgne.net/publications/wgne-blue-book/

Печать

Nature Communications: Изменения альбедо, вызванные будущей урбанизацией, способствуют глобальному потеплению  

 

Замена природных земель городскими структурами имеет многочисленные экологические последствия, однако мало что известно о величине и масштабах вклада урбанизации в глобальное потепление, вызванное изменением альбедо, в прошлом и будущем. Здесь применён эмпирический подход для количественной оценки климатических последствий урбанизации в прошлом и при будущей урбанизации в соответствии с различными общими социально-экономическими путями (SSP). Обнаружен эффект потепления, вызванный альбедо, как для прошлого, так и для прогнозируемого будущего в рамках трёх иллюстративных сценариев. Уменьшение альбедо из-за урбанизации в 2018 г. по сравнению с 2001 г. дало среднегодовое глобальное потепление на 0,00014 [0,00008, 0,00021] °C/100 лет. Без надлежащего смягчения последствий будущая урбанизация в 2050 г. и в 2100 г. (в обоих случаях по сравнению с 2018 г.) по сценарию промежуточных выбросов (SSP2-4.5) приведёт к среднему эффекту потепления на 0,00107 [0,00057; 0,00179] °C/100 лет и 0,00152 [0,00078; 0,00259] °C/100 лет, соответственно, за счёт изменения альбедо Земли.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-022-31558-z

Печать

Nature Communications: Потеря воды за счёт испарения 1,42 миллиона мировых озёр 

 

Потери на испарение из глобальных озёр (естественных и искусственных) являются критическим компонентом наземного водного и энергетического баланса. Однако объём испарения с поверхности этих водоёмов — от пространственного распределения до многолетнего тренда — пока неизвестен. Здесь, используя спутниковые наблюдения и инструменты моделирования, авторы количественно оценили объём испарения из 1,42 миллиона мировых озёр с 1985 по 2018 гг. Они обнаружили, что долгосрочное среднее испарение из озёр составляет 1500 ± 150 км3 год−1, и оно увеличивалось со скоростью 3,12 км3 год−1. Атрибуты тенденции включают увеличение скорости испарения (58%), уменьшение площади ледяного покрова озера (23%) и увеличение площади поверхности озера (19%). Хотя доля искусственных озёр (т.е. водохранилищ) составляет всего 5% вместимости озёр в мире, на них приходится 16% объёма испарения. Эти результаты подчёркивают важность использования объёма, а не скорости испарения, в качестве основного показателя для оценки климатических воздействий на озёрные системы.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-022-31125-6

Печать

PNAS: Взаимодействие льда и права в морской доступности Арктики  

 

Морской лёд затрудняет морскую навигацию в Арктике, но уменьшение ледяного покрова из-за антропогенного изменения климата порождает надежды на улучшение доступности в ближайшие десятилетия. Прогнозы отступления морского ледяного покрова преимущественно из восточной части Арктики предполагают, что ключевые положения международного морского права потребуют пересмотра. В частности, защита от загрязнения морской среды в покрытых льдом морях, закрепленная в статье 234 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, использовалась в последние десятилетия для расширения юрисдикционной компетенции над Северным морским путем, лишь слабо связанной с последствиями для окружающей среды. Прогнозы показывают, что вероятные открытые водные маршруты через международные воды могут быть доступны к середине века при всех сценариях ограничения выбросов, кроме самых агрессивных. В то время как межгодовая и внутригодовая изменчивость ставит под сомнение экономическую жизнеспособность этих маршрутов в течение некоторого времени, неизбежность сезонного освобождения Арктики ото льда будет сопровождаться уменьшением нормативных разногласий и перекалибровкой соответствующих правовых рамок.

 

Ссылка: https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.2202720119

Печать

Nature Scientific Data: Набор модельных климатических данных с высоким разрешением за последние 540 миллионов лет 

 

Фанерозойский эон стал свидетелем значительных изменений в климатической системе, а также в многообразии животных и растений. Поэтому эволюция климатической системы в этом периоде достойна обширных исследований. Только изучая изменения климата в прошлом, мы можем понять движущие механизмы изменений климата в будущем и сделать надёжные климатические прогнозы. Дополняя наборы косвенных данных наблюдений о палеоклимате, моделирование климата обеспечивает альтернативный подход к исследованию прошлых климатических условий Земли, особенно в течение длительного периода времени в глубоком прошлом. Здесь выполнено 55 расчётов моментальных «снимков» за последние 540 миллионов лет с интервалом в 10 миллионов лет с использованием модели системы Земли, версия 1.2.2 (CESM1.2.2). Набор данных моделирования климата включает глобальные распределения месячных приземных температур и осадков с горизонтальным разрешением 1° (0,9° × 1,25° по широте и долготе соответственно). Этот набор климатических данных с открытым доступом полезен для междисциплинарных исследований, таких как палеоклимат, геология, геохимия и палеонтология.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41597-022-01490-4

Печать

Nature Communications: Время наступления беспрецедентной гидрологической засухи в условиях изменения климата 

 

Засухи, диапазон колебаний которых превышает исторический, могут происходить всё чаще в будущих климатических условиях. Однако время возникновения беспрецедентных засушливых условий при изменении климата исследовалось редко. Здесь, используя мультимодельное гидрологическое моделирование, авторы исследуют изменения частоты гидрологической засухи (определяемой как аномально низкий речной сток) при сценариях высокой и низкой концентрации парниковых газов и существующих мерах по управлению водными ресурсами и оценивают время первого появления беспрецедентных региональных засушливых условий в период маловодья. Время определено для нескольких регионов субконтинентального масштаба, и для трёх регионов, а именно юго-запада Южной Америки, средиземноморской Европы и Северной Африки, получены особенно надёжные результаты при сценарии с высоким уровнем выбросов. Ожидается, что эти три региона столкнутся с беспрецедентными условиями в течение следующих 30 лет с высокой вероятностью, независимо от сценариев выбросов. Кроме того, полученные результаты демонстрируют преимущества пути с более низким уровнем выбросов для снижения вероятности появления засухи. Показано, что цели Парижского соглашения эффективно снижают вероятность до маловероятного уровня в большинстве регионов. Тем не менее, надлежащие и предварительные меры по адаптации считаются незаменимыми в условиях беспрецедентной засухи. Результаты этого исследования подчёркивают важность повышения готовности к засухе в рамках рассматриваемых временных горизонтов.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-022-30729-2

Печать