Наука о климате и мировая судоходная индустрия вступают в противоречие в бедной льдом Арктике.
Споры о судоходных путях в Северном Ледовитом океане усиливаются в свете недавних климатологических прогнозов таяния морского льда. Согласно новому исследованию, к середине века в международных водах, когда-то покрытых летним морским льдом, могут появиться свободные ото льда маршруты. Более доступная Арктика может повлиять на сроки, устойчивое развитие и правовой статус международного судоходства.
Отклонение судов от их первоначальных маршрутов — часто от Панамского или Суэцкого каналов — может сократить время и расстояние в пути для многих международных рейсов. А небольшое подмножество судоходных маршрутов могло бы значительно сократить выбросы парниковых газов, если бы они были перенаправлены через Арктику.
Протяжённость морского льда может даже влиять на сферу действия международного права: в настоящее время статья 234 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву предоставляет прибрежным странам полномочия по регулированию районов, покрытых льдом большую часть года. Хотя мнения расходятся, некоторые говорят, что сокращение морского льда может ограничить претензии стран в Северном Ледовитом океане.
«Нет сценария, при котором таяние арктических льдов является хорошей новостью», — сказала климатолог Аманда Линч (Amanda Lynch) из Университета Брауна. «Но печальная реальность такова, что лёд уже отступает, эти маршруты открываются, и нам нужно начать критически думать о юридических, экологических и геополитических последствиях».
Степень таяния Арктики зависит от того, насколько нагреется планета. Учёные предупредили, что нагрев Земли намного выше 1,5°C будет иметь катастрофические, убийственные последствия.
Меняющиеся моря
Перебои в цепочке поставок из-за пандемии и российской спецоперации на Украине высветили деликатный поток глобальных вещей.
Для некоторых потепление в Арктике открывает возможности для торговли: согласно обзору международного судоходства за 2021 год, прохождение судов по Северному морскому пути в Арктике на 30–50% короче, чем по Суэцкому каналу. Время в пути может сократиться более чем на 2 недели в зависимости от скорости судна.
Однако те, кто ищет благоприятную, обусловленную изменениями климата причину для арктического судоходства, могут быть разочарованы.
Чжаоцзюнь Ван (Zhaojun Wang) из Смитсоновского центра экологических исследований, проводившая исследование арктического судоходства во время учёбы в докторантуре Университета Делавэра, обнаружила, что отклонение небольшого подмножества глобальных морских рейсов сократило их выбросы в среднем на 24%, сэкономив около 264 метрических тонн топлива каждый.
Но эти рейсы составляют лишь малую часть морских перевозок: только 20 из более чем 500000 международных торговых рейсов экономят деньги и время, выбирая арктический маршрут. Эти отклонения «окажут незначительное влияние на глобальные выбросы», сказала Ван. В прошлом году она опубликовала результаты в журнале «Морская политика и управление».
|
Ежегодная минимальная площадь морского льда в Арктике в сентябре сократилась с момента начала регистрации в 1979 году и в настоящее время сокращается на 13% каждое десятилетие. |
Согласно новым результатам, опубликованным в Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America (PNAS), таяние льда может повлиять на арктическое законодательство. Морской лёд преимущественно отступает из восточной части Арктики вблизи России.
«Сокращение морского льда означает, что государство Россия не сможет предъявлять такой же уровень претензий, по крайней мере, не на законных основаниях, через воды», — сказал Чарльз Норчи (Charles Norchi), директор по океанскому и прибрежному праву в Школе закона Университета штата Мэн, принимавший участие в новом исследовании. «У нас есть закон и геополитические отношения, которые действительно определяются наукой об изменении климата».
Но Арильд Моэ (Arild Moe), профессор-исследователь из Института Фритьофа Нансена в Норвегии, соавтор анализа Северного морского пути 2021 года, утверждает, что Россия может сохранить контроль над движением, даже когда исчезнет морской лёд. «Я не вижу снижения нормативных разногласий».
Тонкий лёд
Есть много типов судов, которые в будущем могут использовать преимущества свободных ото льда вод: военно-морские суда, круизные суда, контейнеровозы, научные суда и транспортные суда для морских буровых платформ.
Этим кораблям придётся столкнуться с множеством проблем во всё более свободной ото льда Арктике. Одним из наиболее заметных является тот факт, что лёд в Арктике сильно меняется из года в год. «Независимо от того, на каком пути сценария изменения климата мы находимся, межгодовая изменчивость оставалась очень высокой в течение длительного периода», — сказала Линч, которая руководила последним исследованием PNAS.
Хотя 83 из более чем 500000 рейсов были короче, а 45 сэкономили время плавания в анализе устойчивого развития Ван, только 20 были экономически целесообразными. «Мы определённо думаем, что это удивительный результат, потому что люди всегда говорят об Арктике как о большом потенциале для судоходства».
На этом сложности не заканчиваются: трудно получить покрытие арктической спутниковой навигации, трудно прогнозировать ледовый покров, аварийные операции сложны, а судоходство имеет различные ограничения в соответствии с Полярным кодексом, который регламентирует разрешённые размеры транспортных средств. Ван также беспокоится о влиянии инвазивных видов на хрупкую арктическую среду.
«Даже если одни грузоотправители предпочитают трансарктическую навигацию, другие могут этого не делать», — сказал Моэ. «Оценка рисков и страхование играют здесь ключевую роль».
Но Норчи указал на возможные преимущества диверсификации судоходства.
«Диверсификация торговых путей — особенно с учётом новых маршрутов, которые нельзя заблокировать, потому что они не являются каналами, — придаёт глобальной судоходной инфраструктуре гораздо большую устойчивость», — сказал Норчи.
Ссылка: https://eos.org/articles/arctic-shipping-routes-are-feeling-the-heat