Климатический центр Росгидромета

Новости

Председатель Правительства России Михаил Мишустин провел рабочую встречу с руководителем Росгидромета Игорем Шумаковым

 

4 февраля 2022 г

       Обсуждалось, в частности, участие России в международных климатических проектах, научные исследования на Северном и Южном полюсах, модернизация наблюдательной сети Службы, а также вопросы цифровой трансформации Росгидромета.

Из стенограммы:

       М.Мишустин: Уважаемый Игорь Анатольевич, Вы возглавляете очень важное ведомство – Росгидромет, которое наделено важнейшими государственными функциями мониторинга окружающей среды. И, можно сказать, от функционирования Росгидромета зависит благополучие многих россиян.


Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Игорем Шумаковым

       Росгидромет является также одним из ключевых участников международной климатической повестки России, в том числе в рамках Киотского протокола и Парижского соглашения. Вы лично координируете от Российской Федерации исполнение Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата. Хочу, чтобы Вы рассказали подробнее об этой части работы Росгидромета.

       И.Шумаков: Уважаемый Михаил Владимирович!

       Действительно, Российская Федерация уделяет огромное внимание вопросам борьбы с изменением климата. Росгидромет как национальный координатор и я лично широко представляем позицию Российской Федерации на международной арене. На площадке Рамочной конвенции ООН об изменении климата мы выступаем прежде всего за разумный подход к достижению углеродной нейтральности.

       Что это означает? Прежде всего в борьбе с изменением климата надо учитывать необходимость устойчивого экономического развития страны и обеспечения благополучия наших граждан и граждан других стран мира.

       В вопросе достижения углеродной нейтральности также акцентируем важную роль лесных и других экосистем, атомной энергетики, гидроэнергетики, других альтернативных источников энергии.

       Как Вам известно, в ноябре прошлого года состоялась 26-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН в городе Глазго. Участие российской делегации было организовано Росгидрометом. На этой конференции нам удалось внести очень весомый вклад в согласование всеми сторонами правил осуществления Парижского соглашения. При этом нам удалось обеспечить возможность учёта лесных экосистем при реализации Парижского соглашения, что является очень важным аспектом для достижения углеродной нейтральности в нашей стране. Напряжённые переговоры на эту тему длились практически шесть лет. И вот нам удалось вернуться с такой хорошей новостью – с победой.


Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин

       В Глазго российская делегация, которая была представлена многочисленными сотрудниками органов власти, различных организаций, научным сообществом, рассказала мировой общественности о наших достижениях на этом направлении, продемонстрировав тем самым, что Российская Федерация позиционирует себя как активный и заинтересованный участник процесса.

       Сейчас ведём подготовку к 27-й конференции, которая состоится в Шарм-эль-Шейхе в конце этого года. Надеемся, и оттуда вернёмся с хорошими результатами.


Руководитель Росгидромета Игорь Шумаков

       М.Мишустин: Хорошо, Игорь Анатольевич. Очень важно участвовать активно в мировой повестке. И, конечно, хорошо, что Вы этим занимаетесь. Надо ещё более настойчиво абсолютно точно и чётко доносить позицию России до международных организаций, стран, которые участвуют в мировой повестке. И, как Вы абсолютно правильно сказали, необходимо расширять контакты с мировым научным сообществом.

       Другое направление, не менее важное, которое также ведёт ваша организация, – это исследования, которые проводятся на Северном и Южном полюсах. Эти территории представляют очень большой интерес и с точки зрения науки, и с точки зрения климатических изменений на планете. Сегодня ведётся большая работа по созданию инфраструктуры там. Мы неоднократно в Правительстве об этом говорим и участвуем в принятии очень важных решений, в том числе о построении инфраструктуры для работы в Арктике. Сегодня такая инфраструктура может позволить выполнять масштабные научные и исследовательские задачи. И конечно, развивать Северный морской путь – наш основной транспортный коридор, который очень серьёзно на сегодняшний день развивается.

       Игорь Анатольевич, как идёт реализация этих крупных проектов?

       И.Шумаков: Уважаемый Михаил Владимирович, действительно, у нас два масштабных проекта на полюсах нашей планеты – для Северного полюса и на Южном полюсе. Таких масштабных проектов в нашей стране уже давно не было в этих областях.

       Расскажу сначала про нужды Северного полюса. Для того чтобы удовлетворять потребности потребителей информации, которую производит Росгидромет – я имею в виду, в частности, участников грузоперевозок по Северному морскому пути и иных потребителей, – нам нужно иметь абсолютно точную картину ситуации на Северном полюсе. Для этого в своё время были организованы так называемые экспедиции «Северный полюс» на льдине. Все мы о них знаем. Но в последние несколько лет уже, к сожалению, не удаётся отправить такие экспедиции из-за того, что просто нет безопасных льдин, на которых могут разместиться люди и безопасно там работать.

       Для этих целей был создан проект ледостойкой самодвижущейся платформы. Это абсолютно новое судно в мировой морской технологии по строительству научно-исследовательских судов. Это судно способно своим ходом дойти до точки дрейфа на Северном полюсе, вморозиться в лёд и дрейфовать вместе со льдами до двух лет. Автономность у него – два года. После этого своим ходом выйти и прибыть в порт приписки. На борту этого судна будут расположены 16 научных лабораторий, оснащённых самым современным оборудованием. Платформа берёт на борт 34 научных сотрудника и 14 членов экипажа. Платформа оборудована всем необходимым для обеспечения безопасности людей прежде всего, то есть уже не на льдине, а на борту судна. Также там будет вертолётная площадка, которая должна обеспечивать ротацию научного персонала и экипажа.

       Судно строится Адмиралтейскими верфями по заказу Росгидромета. Оно спущено на воду в 2020 году. В настоящий момент ведутся швартовые испытания и испытания основных судовых механизмов и оборудования. Строительная готовность судна на сегодняшний день – 92%. Адмиралтейские верфи планируют передать нам это судно в июле этого года. Поднятие флага на таком уникальном научно-исследовательском судне станет значимым событием не только для судостроителей, потому что такого никто никогда не строил, но и для широкой международной научной общественности.

       Это что касается Северного полюса.

       Что касается нужд Южного полюса, Антарктиды. Росгидрометом с участием средств частного инвестора осуществляется масштабный проект по строительству нового зимовочного комплекса станции «Восток», расположенной в самом сердце Антарктиды. Эта станция была основана в 1957 году, инфраструктура станции кардинально не менялась с тех времён, и большинство объектов станции находится сейчас под снегом на глубине нескольких метров.

       В этом сезоне нам удалось завезти в Антарктиду все строительные грузы и топливо для осуществления строительства – это около 12 тыс. т. Грузы размещены были на берегу, на нашей антарктической станции «Прогресс», и доставляются на станцию «Восток» санно-гусеничными походами. Длина этого похода – 1460 км. Уже осуществили 10 походов, два заканчиваем.

       В этом строительном сезоне, который, кстати, в Антарктиде длится не более трёх месяцев из-за погодных условий, установлены опоры станции – 36 больших, трёхметровых опор. На них положена рама, на которую в последующие строительные сезоны будут ставиться модули зимовочного комплекса. Стройка будет продолжаться до 2025 года, когда и планируется передать нам эту станцию в эксплуатацию.

       Инфраструктура новой станции позволит возобновить и продолжить дальнейшее изучение подледникового озера Восток совместно с Горным университетом Санкт-Петербурга и институтами Российской академии наук. Это в свою очередь позволит нам оценить изменение климата и газового состава атмосферы за последние 1,5–2 млн лет. А в условиях нынешней международной климатической повестки позволит Российской Федерации занять лидирующие позиции в вопросах изучения климата на нашей планете.

       М.Мишустин: Ещё хотел бы, чтобы Вы сказали несколько слов о наблюдательной сети Росгидромета. Очень важная инфраструктура, которая позволяет нам в первую очередь оценивать эффективность мероприятий такого важного федерального проекта, как «Чистый воздух». И конечно, борьба с загрязнениями, вредными выбросами – это также часть климатической повестки мира. Все этим занимаются очень серьёзно. И та объективная и достоверная информация, которую мы можем получить, позволит защитить наших людей от негативного воздействия и загрязнённого воздуха.

       Пожалуйста, расскажите, как ведутся работы по этому направлению.

       И.Шумаков: Да, действительно, Михаил Владимирович, Росгидромет участвует в федеральном проекте «Чистый воздух» с 2019 года, когда он появился. В его рамках мы проводим модернизацию государственной наблюдательной сети путём перехода на непрерывные автоматические наблюдения. Запланировано модернизировать 59 действующих постов наблюдательной сети и построить восемь новых в городах-участниках. По состоянию на сегодняшний день нами модернизировано уже 56 из 59 постов, что составляет 83%. Мы в графике – отклонений от плана работ у нас нет.

       На 2022 год мы запланировали модернизацию постов в Новокузнецке, Красноярске, Магнитогорске и Череповце. И планируем установить два новых поста – в Омске и Челябинске.

       Кроме того, Росгидрометом в инициативном порядке разработано программное обеспечение, которое при регистрации загрязнения позволяет найти его источник. Мы тестируем это программное обеспечение уже в Челябинске и Омске и будем тиражировать его на другие города.

       Вы абсолютно правы: данные государственной наблюдательной сети Росгидромета позволяют оценить эффективность проекта в целом. В этой связи нами разработана методика для оценки динамики ежемесячных и ежегодных изменений качества атмосферного воздуха в городах-участниках. Данные по этому показателю вводятся в Единую межведомственную информационно-статистическую систему – ЕМИСС и доступны всем участникам проекта. Будем дальше продолжать работу.

       На 2022–2024 годы планы тоже серьёзные: будем переводить сеть на непрерывные наблюдения в связи с тем, что своевременная и оперативная информация из государственной наблюдательной сети позволяет более эффективно и адресно принимать меры государственного регулирования.

       М.Мишустин: В продолжение этого же вопроса – конечно, очень важно развивать информационные технологии и вообще цифровизацию службы. На сегодняшний день то количество необходимых сенсоров, датчиков для сбора необходимой информации, которые есть, естественно, объединяясь в информационную систему, создают очень серьёзные заделы, цифровую платформу для дальнейшего развития и работы, связанной с этим направлением. Это и прогнозирование схода лавин, и вопросы урожая, и наблюдение за различными природными явлениями, более качественное прогнозирование погоды и многое другое. Интернет вещей на сегодняшний день представляют ваши датчики. Конечно, это всё – часть большой технологической программы цифровизации. Пожалуйста, расскажите, какие задачи сейчас стоят перед службой в части цифровой трансформации и как вы этим занимаетесь.

       И.Шумаков: Михаил Владимирович, цифровизация Росгидромета началась в давние, ещё советские времена – с покупки первого суперкомпьютера в СССР, который был приобретён для Гидрометеослужбы Советского Союза. С течением времени в Росгидромете из-за большого объёма разнообразных поступающих задач была создана масса локальных информационных подсистем, которые решают каждую конкретную задачу. Такая высокая сегментация на сегодня для нас является проблемой. Росгидромет входит в топ-5 гидрометеослужб мира, по оценке Всемирной метеорологической организации, наряду с США, Великобританией, Японией и Германией. Топ-5 по качеству заблаговременности и оправдываемости прогнозов погоды. Но прогнозы погоды – это не единственная продукция, которую выпускает Росгидромет. Большая масса продукции требуется сейчас потребителю. А вот полнота и оперативность представления этих сервисов у нас хромает. Поэтому мы обязаны проводить цифровую трансформацию, для того чтобы убрать эту высокую сегментацию, разрозненность наших продуктов. Мы планируем решить эту проблему в рамках разработанной нами ведомственной программы цифровой трансформации. Она предполагает использование современных информационных технологий, которые, в частности, определены и утверждены Правительством Российской Федерации в стратегических направлениях в области цифровой трансформации.

       Мы создадим государственную единую цифровую платформу Росгидромета, которая предусматривает использование современных программных и инфраструктурных решений. А самое главное для потребителя – это доступ в режиме «одного окна» ко всем сервисам и всей продукции, которая выпускается Росгидрометом. Это позволит потребителю получить прежде всего правильное представление о том, чем занимается гидрометеослужба и какие продукты она выпускает. Позволит нам определить единый стандарт обслуживания потребителей и доступа к данным через «одно окно». Создать экосистему сервисов Росгидромета, которая в максимально возможном объёме и оперативно обеспечит потребности наших потребителей. Повысить качество и оперативность управления государственной наблюдательной сетью, безусловно, оптимизировать внутренние ресурсы Росгидромета и так далее.

       В настоящий момент с Минцифры, с рядом российских компаний и организаций мы обсуждаем эту концепцию и уже выходим практически на финал этого обсуждения. Планируем провести стратсессию – если не в конце февраля, то в начале марта, всё зависит от эпидемиологической ситуации, – где будем обсуждать и эти проблемы. Помимо этого мы ещё будем обсуждать вопросы, касающиеся производства отечественного гидрометеоборудования и программного обеспечения к нему, с участием средств частных инвесторов, ГЧП и использованием каких-то других форм сотрудничества с целью выхода в ближайшем будущем на полное импортозамещение в этой области.

М.Мишустин: Вот это очень важно. Говоря о цифровых платформах, мы иногда забываем, что всё-таки за каждой цифровой платформой стоит конкретно произведённая электроника, программное обеспечение, операционные системы, технологии. Это всё очень важно базировать на российских достижениях, на российских разработках, и для этого сейчас есть все возможности. Поэтому внимательно посмотрите, чтобы в этой программе был не просто раздел «Импортозамещение», а чтобы она реально была примером импортозамещения. Это позволит нам провести цифровую трансформацию службы на высоком уровне.

       Хочу пожелать Вам удачи. Пожалуйста, доложите мне по результатам, особенно когда вы закончите концепцию, связанную с цифровой трансформацией, что у вас получилось.

       И.Шумаков: Обязательно сделаем, Михаил Владимирович.

 

Ссылка: http://www.meteorf.ru/press/news/27092/

 

Печать

Лента.ру: В России задумали отложить «жесткий» эксперимент для компаний

 

Власти задумались о сдвиге начала эксперимента по климатическому регулированию на Сахалине

Власти задумали отложить начало проведения эксперимента по климатическому регулированию на Сахалине, рассказал «Ленте.ру» источник, знакомый с ходом обсуждения реализации эксперимента в Правительстве России. Ко второму чтению в Госдуме законопроекта по введению углеродного регулирования на Сахалине могут быть сделаны поправки, сдвигающие срок вступления закона в силу на полгода — с 1 марта на 1 сентября 2022 года. Решение, по экспертным оценкам, вполне ожидаемо — проект еще не раз изменится в процессе подготовки и реализации, поскольку задача изначально ставилась очень амбициозная.

В первом чтении Госдума приняла законопроект об установлении на Сахалине эксперимента по ограничению выбросов 21 декабря 2021 года. Эксперимент позволит испытать так называемый «жесткий» сценарий регулирования для компаний, который подразумевает введение квот на выбросы и штрафы за их превышение. Суть проекта — определить оптимальный механизм учета загрязнений. Принятая в первом чтении версия законопроекта предоставляет остальным субъектам России право присоединяться к эксперименту по собственной инициативе.

Собеседник «Ленты.ру» объяснил возможную отсрочку тем, что российский бизнес сделал по законопроекту много предложений, которые необходимо рассмотреть к началу эксперимента. Минэкономразвития, курирующему проект, предстоит подготовить более 10 подзаконных актов. Документы будут регулировать методику определения размеров квот на выбросы и правила расчета и взимания платы за их превышение, а также определят организации, которые подпадут под новое регулирование.

Ошибки недопустимы

По словам источника, одной из причин переноса сроков стала необходимость установить четкие критерии для присоединения регионов к эксперименту, чтобы не допустить бесконтрольного введения жесткого регулирования. Такое предложение поступило от Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), и в Минэкономразвития поддержали предложенный бизнесом ответственный подход к допуску регионов в эксперимент. Организация уже заявляла о том, что считает преждевременным расширение действия сахалинского эксперимента по торговле углеродными единицами на другие регионы — на съезде РСПП с участием президента Владимира Путина такую позицию выражал член правления союза Игорь Нечаев, сообщал «Интерфакс».

«Согласились, что преждевременно отдавать решение о включении в эксперимент самим регионам или кому бы то ни было. Критерии вхождения должны быть разработаны Минэкономразвития. Есть поручение проработать этот вопрос», — заявил источник. При этом срок достижения Сахалином углеродной нейтральности, по словам источника, останется прежним — конец 2025 года, что соответствует поручению президента. Источник выразил обеспокоенность тем, что если первый отчетный период сдвинется, то квоты на выбросы для компаний будут утверждены и начнут действовать только в 2025 году. Непроработанный механизм может навредить работе российского бизнеса.

Останется всего год на обкатку этой системы до истечения закрепленного президентом срока. Это очень мало, чтобы понять насколько система квотирования будет безболезненна для бизнеса в разных регионах, для принятия решения о введении такого сценария на федеральном уровне. Ведь цель эксперимента — не собрать побольше штрафов с бизнеса

источник, знакомый с ходом обсуждения реализации эксперимента в Правительстве

Заместитель руководителя экономического департамента в Институте энергетики и финансов Сергей Кондратьев считает отсрочку начала эксперимента вполне объяснимой. В отличие от европейских стран, которые начали вводить элементы углеродного регулирования еще в 90-е годы, Россия старается наладить эту систему в максимально сжатые сроки.

«Изначально это была очень амбициозная заявка — у нас не было такого опыта, нормальной нормативной базы. (…) Такого рода задержки достаточно объяснимы и естественны — правильно с самого начала принять всю законодательную базу, предварительно обсудив ее с бизнесом и региональными властями, и лишь потом проводить сам эксперимент, чтобы не возникала ситуация, когда нам необходимо постоянно делать какие-то «заплатки» — кому-то предоставлять исключения, разъяснять, как вести себя в той или иной ситуации», — заявил эксперт.

Кондратьев подчеркнул, что основная ценность сахалинского эксперимента заключается в том, чтобы «отладить методологические вопросы», связанные с учетом выбросов, определением платы за выбросы и ее влияния на экономические показатели бизнеса. В связи с этим специалист ожидает, что по ходу реализации эксперимент будет постоянно меняться и его результаты будут существенно отличаться от тех, что власти обозначили при разработке законопроекта в 2021 году.

Не спешить с выводами

Эксперт из Института энергетики и финансов обратил внимание на то, что, если эксперимент будет реализован, он вряд ли станет ориентиром для всех регионов России — распространить его на всю страну в неизменном виде будет сложно. Скорее, при его проведении власти получат данные для последующего анализа и обсуждения углеродного регулирования в стране. Возможно, проект станет целевой моделью для регионов Дальнего Востока.

Эксперимент будет ценен тем, что в условиях относительно закрытой, островной сахалинской экономики с большой зависимостью от энергоемкий отраслей, в первую очередь от нефтегазодобычи, мы получим оценку того, как бизнес влияет на введение платы за выбросы и как в целом экономика адаптируется к этим изменениям

Сергей Кондратьев  заместитель руководителя экономического департамента в Институте энергетики и финансов

При том Кондратьев считает, что сама идея введения квот на выбросы, которые уже используются в ряде регионов мира, таких как Европа и Восточная Азия, может стать одним из вариантов развития углеродного рынка в России. «Она [система квот] более отлажена, и такой механизм (что для нас очень важно) более понятен зарубежным партнерам. Мы понимаем, что в ближайшее десятилетие многие страны по примеру Европейского Союза могут пойти по пути введения трансграничных углеродных сборов, и в этих условиях будет очень важно взаимное признание механизмов учета выбросов, платы за них», — объяснил эксперт.

По его мнению, при таком подходе властям удастся сохранить в российской экономике деньги, которые компании заплатят за выбросы. Кроме того, этот рыночный механизм позволит более гибко подходить к определению стоимости выбросов, и, при необходимости, корректировать систему учета.

Заместитель министра экономического развития России Илья Торосов в разговоре с «Ведомостями» ранее отмечал, что вхождением в эксперимент уже интересуются Калининградская и Иркутская области, Башкирия и Хабаровский край. Замминистра также подчеркнул, что квотирование выбросов и взимание платы за превышение квот являются ключевыми моментами эксперимента, и Россия собирается ввести более мягкое регулирование по сравнению с другими странами, где производители платят за сами квоты. Он напомнил, что квоты на Сахалине будут бесплатные, плата будет взиматься только за их превышение.

 

Ссылка: https://lenta.ru/news/2022/02/04/experiment/ 

 

Печать

rtvi: Экстремальные погодные условия обошлись Европе в €500 млрд за последние 40 лет

 

Сильные наводнения и другие экстремальные погодные условия обошлись Европе примерно в €500 млрд за последние четыре десятилетия, причем сильнее всего пострадали Германия, Франция и Италия. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Европейским агентством по окружающей среде (EEA).

Как следует из результатов исследования EEA, в период с 1980 по 2020 год от погодных и климатических явлений в Европе погибли от 90 до 142 тыс. человек. При этом большая часть смертей вызвана периодами аномальной жары.

Наибольший экономический ущерб европейским государствам нанесли «гидрологические» явления – в основном, наводнения, на долю которых приходится до 44% общих потерь. «Метеорологические» явления – засухи, лесные пожары, периоды аномальной жары и холодов – стали причиной 39% экономических потерь.

Наибольший ущерб из-за экстремальных погодных явлений понесли Германия (€107,6 млрд), Франция (€99 млрд), Италия (€90 млрд) и Испания (€60,9 млрд). В суммы потерь не входят страховые убытки, которые составили в Европе от €450 до €520 млрд. При этом были застрахованы чуть менее четверти (23%) общих убытков за этот период, и эти показатели заметно различались в разных странах: в Дании и Нидерландах было застраховано больше половины убытков, а в Литве и Румынии – около 1%.

Данные отчета EEA не демонстрируют тенденции к увеличению потерь из-за глобального изменения климата. По мнению авторов исследования, это связано с тем, что более 60% экономического ущерба за последние 40 лет приходится всего на 3% погодных явлений.

«Для самых экстремальных событий нет четкой закономерности – они всё еще в значительной степени случайны. <…> Причина, по которой мы не видим тенденции, заключается не в том, что изменение климата нереально, а в том, что против изменения климата предпринимается множество действий», – пояснил один из ведущих авторов исследования Ваутер Ванневиль.

В исследовании EEA приводятся данные по 32-м странам, включая Норвегию и Швейцарию, которые не входят в Евросоюз. Великобритания отказалась от членства в европейском экологическом надзорном органе после Брексита.

Ранее британская благотворительная организация Christian Aid оценила глобальный ущерб от климатических катастроф в 2021 году в $170 млрд. При этом самым «дорогостоящим» природным катаклизмом оказался ураган Ида, обрушившийся на восток США в конце августа и нанесший ущерб в размере около $65 млрд. Среди других наиболее разрушительных для экономики стихийных бедствий были названы наводнение в Германии и Бельгии в июле, резкое похолодание и снежная буря в Техасе, выведшие из строя энергосистему штата в феврале, а также наводнение в китайской провинции Хэнань в июле.

 

Ccылка: https://rtvi-com.turbopages.org/rtvi.com/s/news/ekstremalnye-pogodnye-usloviya-oboshlis-evrope-v-500-mlrd-za-poslednie-40-let/

  

Печать

Nature Communications: Контрастное воздействие лесов на облачность по данным спутниковых наблюдений 

 

Леса играют ключевую роль в регулировании климата и поддержании гидрологического цикла. Однако биофизическое воздействие лесов на облака остается неясным. Авторы использовали спутниковые данные, чтобы показать, что леса в разных регионах оказывают противоположное влияние на летнюю облачность. Они обнаружили увеличение облачности над большинством умеренных и бореальных лесов, но её сокращение над Амазонкой, Центральной Африкой и юго-востоком США. Пространственное изменение знака облачных эффектов обусловлено заметным нагревом, при котором усиление облачности с большей вероятностью происходит над лесами с более сильным явным теплом, а облачное подавление — над лесами с меньшим явным теплом. Продолжающаяся потеря лесного покрова привела к увеличению облачности над «горячими точками» потери леса в Амазонке (+0,78%), Индонезии (+1,19%) и юго-востоке США (+ 0,09%), но её уменьшению в Восточной Сибири (-0,20%) по сравнению с 2002-2018 гг. Эта оценка, основанная на данных мониторинга, улучшает механистическое понимание взаимодействий леса и облаков, остающихся неопределёнными в моделях системы Земля.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-022-28161-7

 

Печать

Nature Climate Change: Повышенный риск одновременных региональных засух с повышенной изменчивостью ЭНЮК и потеплением  

Пространственное объединение экстремальных явлений представляет собой существенную угрозу глобально взаимосвязанным социально-экономическим системам. Авторы использовали несколько крупных ансамблевых расчётов по сценарию с высокими выбросами, чтобы показать повышенный риск усугубляющихся засух в течение бореального лета в десяти регионах мира. По сравнению с концом ХХ века вероятность усугубляющихся засух увеличивается на ~ 40% и ~ 60% к середине и концу ХХI века, соответственно, с непропорциональным увеличением риска в Северной Америке и бассейне Амазонки. Эти изменения способствуют примерно девятикратному увеличению площади подверженных сильным комплексным засухам сельскохозяйственных угодий, а также ущерба населению при сохранении зависимости от ископаемого топлива. Эль-Ниньо-Южное Колебание (ЭНЮК) является преобладающей крупномасштабной причиной комплексных засух, при этом 68% исторических событий происходили в условиях Эль-Ниньо или Ла-Нинья. Поскольку дальние корреляционные связи ЭНЮК в будущем останутся в основном неизменными, увеличение частоты явлений ЭНЮК на ~22% в сочетании с прогнозируемым потеплением приводит к повышенному риску комплексных засух.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41558-021-01276-3

 

Печать

Nature Climate Change: Угроза морских волн тепла адаптивным крупным морским экосистемам в вихреразрешающей модели 

Морские волны тепла, эпизодические периоды аномально высокой температуры поверхности моря, серьёзно влияют на морские экосистемы. Крупные морские экосистемы покрывают примерно 22% площади мирового океана, но на них приходится 95% мирового улова рыбы. Тем не менее, как изменение климата влияет на морские волны тепла над крупными морскими экосистемами, остаётся неизвестным, поскольку такие экосистемы ограничены побережьем, где, как известно, климатические модели с низким разрешением имеют погрешности. Авторы, используя модель системы Земля с высоким разрешением и рассматривая морские волны тепла как аномальное потепление, превышающее долгосрочное среднее повышение температуры поверхности моря, находят, что будущая интенсивность и число дней в году морских волн тепла над большей частью крупных морских экосистем оказываются выше, чем в современном климате. Лучшее разрешение мезомасштабных водоворотов океана позволяет моделировать более реалистичные морские волны тепла, чем у моделей с низким разрешением. Это увеличение морских волн тепла в условиях глобального потепления представляет серьёзную угрозу для крупных морских экосистем, даже если резидентные организмы смогут полностью адаптироваться к долгосрочному среднему потеплению.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41558-021-01266-5 

 

Печать

“Ъ”: К науке приложат точное знание

 

В правительстве ищут способы повышения эффективности исследователей

“Ъ” стали известны детали нового подхода к управлению наукой, которые обсуждаются в Белом доме. Описывающая этот процесс «дорожная карта» предполагает распространение на научную деятельность общего «цифрового подхода» правительства к госуправлению — создание, в частности, единой государственной информационной системы управления научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и технологическими работами. Такая информсистема должна обеспечить власти данными для более точного понимания нынешнего состояния российской науки, а также инструментами для ее развития. Описанные в плане цели — повышение эффективности расходов на науку, концентрация усилий на прорывных технологиях и ориентация на экспорт высокотехнологичной продукции.

Минобрнауки подготовило проект плана мероприятий по реализации второго этапа «Стратегии научно-технологического развития РФ до 2025 года» (есть у “Ъ”). В нем пять направлений:

          • кадры и человеческий капитал;
          • инфраструктура и среда;
          • взаимодействие и кооперация;
          • управление и инвестиции;
          • сотрудничество и интеграция.


Всего в проекте 30 мероприятий, они нацелены на формирование прорывных научно-технологических решений, стимулирование перехода к активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, увеличение объема экспорта технологий и высокотехнологичной продукции. Отметим, что все эти цели соответствуют результатам, ожидаемым от госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ до 2030 года»

В частности, план предусматривает переход к современным моделям статистического наблюдения и анализа эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности, новых отраслей и рынков.

Для этого предполагается идти путем цифровой трансформации науки и высшего образования, а также создать единую государственную информсистему на базе существующей с 2014 года системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР). Как пояснял в конце прошлого года вице-премьер Дмитрий Чернышенко, интеграция информации о НИОКР позволяет повысить эффективность бюджетного финансирования науки. Данные о работах позволят прогнозировать и оценивать результат вложений госсредств и любого управленческого воздействия на сферу исследований и разработок.


Также план предполагает переход распорядителей бюджетных средств к модели «квалифицированного заказчика». Эта мера предусматривает создание правовой основы системы формирования и выполнения стратегически значимых проектов, приемки научно-технических результатов в зависимости от уровня готовности технологий и оценки результата их использования. Для этого к 1 марта 2023 года планируется разработать нормативный акт, в котором, в частности, будут закреплены понятия «уровень готовности технологий» и «оценка технологической готовности» как одного из видов научно-технической экспертизы. Также будут определены технические параметры, которыми должны обладать целевые продукты и услуги. Отметим, что сейчас уже действует «Единый заказчик в сфере строительства», созданный для централизации госзаказа и наделенный полномочиями главного распорядителя бюджетных средств (см. “Ъ” от 8 июня 2021 года). Вероятно, аналогичный механизм будет внедрен и в сфере науки.

По одному из направлений — «Взаимодействие и кооперация» — предполагается формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций.

Чиновники намерены повысить восприимчивость экономики и общества к инновациям и создать условия для развития наукоемкого бизнеса. Например, с этой целью предусмотрено создание не менее 35 центров трансфера технологий для содействия коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности научных организаций и вузов.

Напомним, что, согласно госпрограмме научно-технического развития, экспорт технологий и услуг технологического характера должен превысить объем их импорта: к 2030 году соотношение показателей должно достичь 1,15. С этой целью предполагается в том числе внедрить механизм «научной дипломатии» — организовать взаимодействие ученых РФ с представителями российской научной диаспоры за рубежом. Кроме того, предусмотрено участие Российской академии наук в деятельности международных научных организаций. Также предполагается сформировать механизмы привлечения в Россию ведущих международных компаний для совместного развития продуктов и услуг для глобального рынка. Вероятно, это будет один из самых сложных для реализации проектов, потому что в последние десять лет контакты российских ученых с иностранными коллегами осложнены, в том числе и опасениями по поводу возможного уголовного преследования из-за обвинений в разглашении государственной тайны.

 

Ссылка; https://www.kommersant.ru/doc/5194172 

 

 

Печать

Nature Communications: Задержка таяния антарктического морского льда в моделировании изменения климата с высоким разрешением

 

Несмотря на глобальное потепление и потерю арктического морского льда, в среднем площадь антарктического морского льда не уменьшилась с 1979 года, когда стали доступны спутниковые данные. Напротив, результаты климатических моделей, как правило, демонстрирует сильные отрицательные тренды протяжённости морского льда за тот же период. Этот парадокс антарктического морского льда приводит к низкой достоверности прогнозов эволюции морского льда в XXI веке. Авторы представляют прогнозы изменения климата с несколькими разрешениями, учитывающими мезомасштабные водовороты Южного океана. Конфигурация с высоким разрешением имитирует стабильную протяжённость антарктического морского льда в сентябре, которая, по прогнозам, не уменьшится до середины XXI века. Утверждается, что одной из причин этого вывода является более реалистичная циркуляция океана, которая увеличивает реакцию переноса тепла в экваториальном направлении на глобальное потепление. В результате океан становится более эффективным в сдерживании антропогенного потепления вокруг Антарктиды и, следовательно, в задержке сокращения площади морского льда. Исследование предполагает, что явное моделирование водоворотов Южного океана необходимо для более достоверного прогнозирования эволюции антарктического морского льда.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-022-28259-y

 

Печать

Nature Communications Earth & Environment: Ущерб от холода, вызванный потеплением в Арктике, для наземных экосистем Восточной Азии

 

Средняя глобальная температура повышается из-за увеличения содержания парниковых газов в атмосфере, но, как это ни парадоксально, во многих регионах в средних широтах в последнее время были холодные зимы. Авторы анализируют несколько наборов наблюдаемых и смоделированных данных, чтобы оценить связи между колебаниями температуры в Арктике и ущербом от холода в наземной экосистеме Восточной Азии. Установлено, что зимнее потепление над Баренцевым и Карским морями привело к одновременным отрицательным аномалиям температуры над большей частью районов Восточной Азии и отрицательным аномалиям листового индекса на юге Китая, где произрастают преимущественно субтропические вечнозеленые леса. В дополнение к этим одновременным воздействиям весенняя вегетационная активность и валовая первичная продуктивность также были снижены над вечнозелеными и лиственными деревьями, а весенние фенологические сроки сдвинуты. Климатическое моделирование показывает, что ущерб от холода становится сильнее при парниковом потеплении; поэтому такой стресс, вызванный потеплением в Арктике, следует учитывать в стратегиях управления лесами и выбросами углерода.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s43247-022-00343-7

 

Печать

Nature Reviews Earth & Environment: Круговорот отложений на Земле в антропоцене

 

Глобальный цикл отложений является фундаментальной особенностью системы Земля, уравновешивая конкурирующие факторы, такие как горообразование, физико-химическая эрозия и деятельность человека. В этом обзоре предлагаются значения магнитуд нескольких источников и стоков в пределах цикла, хотя набор данных остаётся фрагментарным с неопределённостями. В период с 1950 по 2010 гг. люди изменили активацию, транспортировку и секвестрацию отложений до такой степени, что теперь деятельность человека доминирует над этими потоками в глобальном масштабе. Деятельность человека увеличила поступление речных отложений на 215%, одновременно уменьшив количество речных отложений, попадающих в океан, на 49%, а потребление отложений обществом за тот же период увеличилось более чем на 2500%. Глобальное потепление также оказывает существенное влияние на глобальный цикл отложений из-за температурных воздействий (образование и перенос отложений, морского ледяного покрова, абляции ледникового льда и утраты многолетней мерзлоты), изменений осадков, опустынивания и интенсивности ветра, масштабов и интенсивности лесных пожаров, а также ускорения подъёма уровня воды в океане. Благодаря прогрессивному совершенствованию глобальных наборов цифровых данных и моделирования возможно получить всестороннюю картину воздействия деятельности человека и потепления климата.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s43017-021-00253-w

 

Печать