Климатический центр Росгидромета

Новости

Почему ученые РАН бьют тревогу из-за лесов

 

Почему Россия получает доход от продажи лесов в 6 раз меньше, чем Германия, площадь лесов у нас в десятки раз больше? Придется ли России закупать лес? Почему, несмотря на огромную площадь лесов России, лесозаготовки занимают всего лишь 27 процентов нашего лесного фонда? В чем суть Концепции нового Лесного кодекса, который разработан Научным советом РАН по лесу? Об этом корреспондент "РГ" беседует с одним из авторов документа, руководителем кластера лесной политики и лесного законодательства Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН Юрием Гагариным.

Юрий Николаевич, вроде бы уж чем-чем, а лесом нас Бог не обделил. Богатства несметные, никто в мире не сравнится. Как говорится, рубить не перерубить. И вдруг в последнее время правительство забило по поводу лесов тревогу, а РАН вообще предлагает кардинальные меры - изменить Лесной кодекс. Что произошло? Почему лес выходит на первый план?
Юрий Гагарин: Сложившееся мнение о неисчерпаемости российских лесов глубоко ошибочно. Хотя их площадь около 770 млн га, но 46 процентов из них располагаются в неблагоприятном климате, 70 процентов в зоне мерзлотных почв, отсюда их низкое качество. А из того, что можно разрабатывать (около 340 млн га), из-за истощительной эксплуатации на 2/3 состоит из малопродуктивного древостоя.
Словом, несмотря на огромную площадь лесов России, лесозаготовки ведутся на площади 209,6 млн га. Это всего лишь 27% нашего лесного фонда. Причем расширить эту территорию практически невозможно.
В общем, перерубили, думая, что богатства нескончаемы. Почему так получилось?
Юрий Гагарин: Если говорить совсем просто, то на протяжении многих поколений происходило так называемое "пионерное" освоение лесов. На них смотрели, как на дар природы. Поэтому мало кто серьезно задумывался о его выращивании. А в последние десятилетия наше государство вообще вышло из леса, передав его в аренду частному бизнесу.

Есть специфические сферы, где впрямую не работают законы рыночной экономики, где должно работать только государство

Но это вполне в духе рыночной экономики. Передавали не только лес, но и другие природные богатства. Считается, что государство не лучшим образом ведет дела, что бизнес делает это намного эффективней.
Юрий Гагарин: Это верно, но только отчасти. Есть специфические сферы, где должно работать только государство, например, атомная энергетика. Почему? Срок окупаемости вложений составляет минимум 25-30 лет. А ведь чтобы вырастить высококачественный лес, нужно еще больше времени: 80-100 лет. Ты сегодня вложил деньги, посадил молодые деревья, а отдачу от них получат следующие поколения. При этом нужно еще затратить много средств на сохранение высаженных деревьев до возраста спелости. Здесь впрямую не работают законы рыночной экономики.
Юрий Гагарин: Особо важно подчеркнуть, что из всех вариантов привлечения бизнеса в лес мы выбрали самый худший - аренду, которая является самой низшей формой экономических отношений. Аренда леса как имущества не применяется ни в одной экономически развитой стране мира. Арендатор думает только о том, чтобы взять свой доход здесь и сейчас. А заботиться о том, что он будет рубить через 50 лет? Таких чудаков нет. Кстати, еще Лев Толстой в письме Столыпину говорил о главном недостатке аренды: "нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землею..."
Понимаете, лес для арендатора чужое, склад бревен, которые нужно вывезти, распилить, продать и получить прибыль от рубки. И для него это экономически справедливо, ведь его инвестиции в лесозаготовку и лесопереработку должны окупиться и принести прибыль. Наверняка государство, сдавая лес в аренду, это понимало. Но посчитало, что ему заниматься лесным хозяйством обременительно, что магическая рука рынка все расставит по местам. И наверняка было уверено, что сможет заставить бизнес не только рубить, но и думать о восстановлении, вкладываться в будущее.
Юрий Гагарин: Вы правы. Считали, что система контроля, в том числе и мониторинг лесов из космоса, различные запреты, штрафы смогут заставить арендатора рационально вести лесное хозяйство. Вы удивитесь, если скажу, что из выделяемых сегодня из бюджета на лесное хозяйство 40 млрд рублей около 70 процентов идет не на выращивание леса, а на контроль за арендатором. И никакого эффекта - лесное хозяйство для арендатора лишь досадное обременение. Нельзя заставить делать то, что противоречит самой сути экономических отношений. Не может арендатор думать на 100 лет вперед. Он или минимизирует лесохозяйственные работы, или выполняет лишь его отдельные элементы.
Что вы заложили в Концепцию нового Лесного кодекса? Возврат государства в лес?
Юрий Гагарин: Главная наша идея в следующем: нам необходим переход от освоения лесов как источника древесины к выращиванию высокопродуктивного леса. Как это сделать? Мы изучали международный опыт. Возможно, мало кто знает, что Германия продает ежегодно лесной продукции на 4 млрд евро, это в 6 раз больше, чем Россия. И там нет никаких частников или арендаторов. Всю работу ведут государственные лесничества, которые лес и выращивают, и вырубают, и продают на аукционах лесоматериалы бизнесу для переработки.
В странах с частной собственностью на леса (США, Швеция, Финляндия) их продуктивность поддерживается лесовладельцем. В такой богатой стране как Канада иной подход. Государство выдает бизнесу лицензии на право вести работы на лесных участках, возмещая ему все затраты, связанные с воспроизводством лесов после рубки.
И на каком варианте вы остановились?
Юрий Гагарин: Мы исходили из разнообразия как климатических, так и социально-экономических условий нашей страны. Нельзя, как это сегодня происходит, установить одну модель управления лесами и их использования. Если государство как собственник хочет получить больший доход от владения лесами в каких-то регионах, например, центре России, то оно должно взять ведение лесного хозяйства на себя. И здесь можно использовать опыт Германии.
А сложные для разработок участки, где, скажем, слабая инфраструктура и требуются значительные вложения, можно отдавать частнику по лицензии, а возможно и продать ему в собственность. Сразу хочу прояснить отношение Научного совета РАН по лесу к частной собственности на леса. Речь может идти только об эксплуатационных лесах, предназначенных для промышленной рубки.

Арендатор думает только о том, чтобы взять свой доход здесь и сейчас. А заботиться о том, что он будет рубить через 50 лет? Таких чудаков нет

А чем лицензия лучше аренды? Говоря образно, в лес с топором приходит все тот же частник?
Юрий Гагарин: Да, приходит, но на других условиях. Мы уже говорили, что лесное хозяйство, выращивание леса для арендатора лишь досадное обременение. Его цель - доход здесь и сейчас. В варианте с лицензиями действует совсем другая схема. Не буду подробно о ней рассказывать, но смысл в том, что бизнес, получивший лицензию, по рыночной цене заплатит государству за вырубленный им лес, и часть этих средств будут использованы для выращивания новых древостоев. При такой модели исполнение лесохозяйственных работ становится предпринимательской деятельностью, а не обременением.
И все же, почему вы считаете, что государственные лесхозы не будут варварски эксплуатировать лес, более того - займутся его выращиванием. Здесь работают не Львы Толстые, не экологи, а обычные хозяйственники. Им надо получить свой доход здесь и сейчас, план выполнять, а не смотреть на 60-80 лет вперед.
Юрий Гагарин: Ваши сомнения понятны. Что мы предлагаем? Лесхоз может быть либо полностью государственной структурой, либо созданной им коммерческой, но принципиально важно, что при любом варианте вся его деятельность будет проходить под управлением и контролем государства. В первом варианте доход от продажи древесины пойдет в региональные бюджеты. Это будут целевые средства, которые можно использовать исключительно на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Во втором варианте, когда государство участвует в создании коммерческой организации, вся ее деятельность тоже будет контролироваться государством. Оно как собственник кровно заинтересовано, чтобы наши запасы качественного леса, наше богатство не только не сокращалось, а увеличивалось. Особенно актуально это становится в связи с климатической повесткой, которая будет диктовать ситуацию и в мире, и в мировой экономике.
Наверняка вы обкатывали Концепцию Лесного кодекса в разных аудиториях. Какова реакция? Есть шанс, что он будет принят?
Юрий Гагарин: Еще раз подчеркну, что это коллективный труд Научного совета РАН по лесу. Какова реакция? Отрицательно нашу работу воспринял крупный лесной бизнес. Что не удивительно, ведь все они крупные арендаторы. Их нынешняя модель вполне устраивает. Вместе с тем нас поддержал лесоперерабатывающий бизнес, малое и среднее предпринимательство, не имеющее закрепленных лесосырьевых баз. Наша работа получила высокую оценку экспертного и научного сообщества, в том числе зарубежного, а также общественных природоохранных организаций.
Будет ли новый Лесной кодекс принят? На данный момент ситуация неоднозначная. Если еще недавно в высоких кабинетах заявляли о необходимости разработки и принятия нового лесного законодательства, то сейчас склоняются к тому, что достаточно внести очередные изменения в действующий Лесной кодекс. Напомню, что с момента его принятия в 2006 году внесено 60 пакетов поправок, большинство из которых не улучшили ситуацию с лесами. Более того, закон потерял свою системность, в нем возникли неустранимые противоречия и препятствия для устойчивого и доходного лесопользования. Поэтому Научный совет РАН по лесу считает, что дальнейшее изменение действующего Лесного кодекса не целесообразно. Необходима комплексная модернизация всего лесного законодательства России на новой основе. Требуется перейти от экстенсивного освоения лесов, как источника древесины к выращиванию высокопродуктивного леса, который обеспечит потребности экономики и позволит обеспечить баланс экосистемных услуг лесов. Проект Концепции Лесного кодекса отправлен в правительство РФ, Совет Федерации и Госдуму.
Выращивание и защита лесов особенно актуальны в связи с климатической повесткой, которая будет диктовать ситуацию в мире. Фото: iStockМежду тем
В ближайшее годы ЕС вводит "углеродный налог". Для разных производств будут установлены лимиты на выбросы парниковых газов. И если у кого-то будет превышение, то при продаже продукции в Европу придется оплатить этот налог. По разным оценкам, для России сумма может составить 5-10 миллиардов долларов в год. Для нашей сырьевой экономики это удар ниже пояса. Многие специалисты считают, что собирать этот налог с России в принципе несправедливо. Ведь российские леса называют легкими планеты, они убирают из атмосферы больше углекислого газа, чем выбрасывает вся наша промышленность. Почему мы должны платить? Однако этот аргумент не убеждает ЕС. Его чиновники считают, что нельзя полагаться на природу, которая уже не справляется с чисткой атмосферы от парниковых газов. Кстати, и с лесами все не так очевидно. Например, они горят, выбрасывая огромное объемы углекислого газа. А во время жары 2010 года вдруг вместо поглощения газа начали его выделять. Плюс превратился в минус. Изменить позицию ЕС должны так называемые лесоклиматические проекты. Если, ваши выбросы углекислоты превышают лимит, можете взять в аренду какой-то участок леса и инвестировать в его восстановление или в системы пожаротушения определенную сумму. В таком случае налог на вашу продукию можно существенно уменьшить. А возможно и вообще свести к нулю. По оценкам экспертов, у ЛКП в России огромный потенциал по сокращению выбросов парниковых газов.

Ссылка: https://rg.ru/2021/09/28/pochemu-uchenye-ran-biut-trevogu-iz-za-lesov.html

 

Печать

Nature Geoscience: Отключение конвекции в Южном океане контролирует долгосрочное потепление, вызванное парниковыми газами

 

Эффективная чувствительность климата оценивает равновесную реакцию приповерхностной температуры на удвоение концентрации углекислого газа в атмосфере и является широко используемым показателем для характеристики потенциального глобального потепления. Модели земных систем, участвующие в фазе 6 Проекта взаимного сравнения моделей CMIP6, демонстрируют значительный разброс в оценках эффективной чувствительности климата. Считается, что причиной этого являются облачные обратные связи, при этом важную роль играют облака морского пограничного слоя над Южным океаном. Авторы показывают, что глубинная конвекция Южного океана является основным фактором межмодельного разброса в CMIP6 в эффективной чувствительности климата. Сравнивая две модели системы Земли с очень разной чувствительностью, они обнаружили, что большее накопление тепла на глубине может задержать потепление поверхности Южного океана и связанную с этим реакцию облаков, тем самым задерживая глобальное потепление поверхности на столетия. Связь между конвекцией Южного океана и эффективной чувствительностью климата прослеживается в 41 модели CMIP6, при этом модели с низкой чувствительностью демонстрируют существенное потепление глубоководного океана. Представленные результаты показывают влияние конвекции Южного океана на возможное долгосрочное потепление климата.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41561-021-00825-x

Печать

Минэкономики разработало правила реализации климатических проектов в России

 

Минэкономики разработало правила реализации климатических проектов в России — их критерии, порядок и форму отчетности. Эксперты отмечают соответствие этих документов международным стандартам — указывая, впрочем, на то, что результаты таких добровольных проектов компаний нельзя будет использовать для компенсации выбросов в рамках готовящегося трансграничного углеродного регулирования Евросоюза.

Минэкономики подготовило проекты трех ведомственных приказов, определяющих правила реализации климатических проектов. Напомним, в соответствии с законом «Об ограничении выбросов парниковых газов» компании могут запускать добровольные проекты по снижению выбросов и повышению поглощения парниковых газов (см. “Ъ” от 2 июня). Документы Минэкономики проясняют критерии и порядок отнесения проектов к климатическим, а также вводят форму отчета об их реализации.

Указано, что климатическими могут считаться проекты, которые направлены в том числе на достижение целей Парижского соглашения, приводят к сокращению выбросов или к увеличению их поглощения, соответствуют принципам и целям устойчивого развития и являются дополнительными по отношению к обязательным требованиям законодательства РФ.
Относить проекты к климатическим будут аккредитованные верификаторы, которым компании будут представлять документы о планах реализации инициатив (или уже о ходе их исполнения). О положительном решении верификатора компания сообщит оператору реестра углеродных единиц. Отчеты о реализации климатического проекта (также верифицируемые) компании будут сдавать Минэкономики и оператору реестра.
«На сегодняшний день сформирована система стандартов, которая позволит присваивать статус углеродным проектам. Росстандарт до середины ноября утвердит все процессы. И начиная с конца года появится возможность аккредитовать органы по верификации и валидации парниковых газов,— сообщил вчера министр экономического развития Максим Решетников в ходе своего визита на Сахалин.— Мы уже в 2022 году сможем начать процесс верификации климатических проектов по российским стандартам».

РСПП уже направил Минэкономики информацию о планируемых бизнесом климатических проектах.
Среди них — проект компании «Русал» по авиационной охране лесов от пожаров, проект группы СУЭК по повышению эффективности использования ископаемого топлива при замещении котельных объектами когенерации и проект компании «ЕвроХим» по утилизации выбросов СО2 в производственном процессе и применению инновационных удобрений.
По словам директора отдела операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ Владимира Лукина, документы Минэкономики «вполне отражают требования международных стандартов и лучшую практику реализации климатических проектов». Директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин назвал документы «работоспособными», отметив важность включения в критерии вопросов охраны природы и социально-экологических аспектов.
Хотя результаты климатических проектов нельзя будет зачесть для целей компенсации углеродного следа в рамках предлагаемого ЕС механизма трансграничного углеродного регулирования, в перспективе эта работа «создаст основу для привлечения инвестиций и внедрения низкоуглеродных технологий», отметил Владимир Лукин.
Заместитель председателя комитета ТПП по экологии и природопользованию Олег Плужников полагает, что на климатические проекты и углеродные единицы спроса не будет.
«Законом "Об ограничении выбросов парниковых газов", к сожалению, не создано никаких стимулов для реализации проектов на национальном уровне. Правовых условий для зачета результатов проектов при расчете углеродного следа нет ни в ЕС, ни в России, ни в других странах мира, а добровольные углеродные рынки работают исключительно на развивающиеся страны»,— считает эксперт.

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/5006994

 

Печать

Виктория Абрамченко: Правительство разработало программу в области экологического развития и климатических изменений до 2030 года

 

Правительством разработана Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021–2030 годы. В ходе заседания президиума Совета при Президенте по науке и образованию под председательством Заместителя Председателя Совета Безопасности Дмитрия Медведева программа была поддержана.

Как сообщила Виктория Абрамченко, программа будет работать по трём направлениям.

Прежде всего это мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата. В рамках этого блока будут созданы наукоёмкие технологические решения для получения достоверных данных мониторинга и моделирования окружающей среды и климата, а также прогнозирования их будущих состояний.
Во-вторых, смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат. В данном блоке планируется разработка комплекса методик и моделей, позволяющих сформировать систему оценки целесообразности и эффективности применения мер, направленных на смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат.
В-третьих, адаптация природных систем, населения и отраслей экономики к изменениям климата. В данном направлении предстоит разработать решения, которые позволят сформировать систему оценки экологических и климатических рисков на территории России и прилегающих акваториях для обоснования и принятия необходимых мер по адаптации к изменениям климата с учётом региональной и отраслевой специфики.

Программа включает несколько блоков мероприятий: проведение научных исследований и разработок преимущественно на базе научных и научно-образовательных центров, создание и развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок, внедрение результатов исследований в практические проекты, а также организационное сопровождение реализации программы.
План реализации ФНТП будет формироваться на каждый трёхлетний период. Всего на реализацию программы предполагается выделить около 34 млрд рублей.

Ссылка: http://government.ru/news/43367/

 

Печать

EOS: Долгосрочный цикл уровня моря влияет на прогнозы его будущего повышения

 

Новое исследование подтверждает существование регулярных долгосрочных колебаний уровня моря, возможно, вызванных процессами в ядре Земли.
Повышение уровня моря угрожает сообществам и экосистемам по всему миру. Усилия по предотвращению повышения уровня моря - или смягчению последствий - выиграют от точных прогнозов того, насколько быстро это может произойти.
Новое исследование (Ding et al.) анализирует и подтверждает наличие 64-летних колебаний среднего глобального уровня моря Земли; По мнению авторов, включение этой повторяющейся структуры в расчёты прогнозов повышения уровня моря может повысить их точность.
Новые результаты построены на анализе более ранних исторических данных мареографов, предполагавших существование колебаний глобального среднего уровня моря, повторяющихся примерно каждые шесть десятилетий. Наряду с глобальным потеплением такой цикл мог способствовать ускорению подъёма уровня моря, обнаруженному с помощью спутниковой радиолокационной альтиметрии за последние 30 лет.
Чтобы подтвердить существование этой многодекадной флуктуации, исследователи применили новый метод анализа данных из 44 отдельных записей уровня моря, датируемых периодом с 1933 по 2019 гг. Метод, который они использовали, называется оценкой оптимальной последовательности, представляющий собой метод суммирования данных, предназначенный для обнаружения закономерности, общей для разных наборов геолого-геофизических данных.
Анализ подтвердил, что наряду с колебаниями в других временных масштабах, глобальный средний уровень моря регулярно колеблется примерно каждые 64 года - в среднем примерно на 1 миллиметр и до 18 миллиметров в некоторых районах океана. Исследователи подтвердили свои выводы, используя дополнительные данные 94 других мареографов.
Исследовательская группа также подтвердила, что 64-летний цикл может оказать значительное влияние на расчёты повышения уровня моря в регионе, что важно для обеспечения его точных оценок в будущем.
Между тем, что вызывает такие колебания, неясно. Однако исследователи отмечают, что это соответствует определённым колебаниям, наблюдаемым в магнитном поле Земли, а также периодическим колебаниям продолжительностью один полный день на Земле. Эти другие закономерности связаны с процессами внутри ядра Земли, и возможно, что те же самые движения ядра лежат в основе 64-летних колебаний уровня моря.

Ссылка: https://eos.org/research-spotlights/long-term-sea-level-cycle-affects-predictions-of-future-rise

 

Печать

Страны мира приготовились к поражению в борьбе с глобальным потеплением

 

На парижском саммите по климату в декабре 2015 года 196 стран-участников решили, что каждые пять лет будут возвращаться за стол переговоров со свежими целями по достижению экологических целей. Бывший посланник ООН по вопросам климата Мэри Робинсон настаивает, что вместо этого представителям государства нужно собираться каждый год, чтобы обсуждать планы и заявлять о новых усилиях. ООН придерживается аналогичной точки зрения. «Парижское соглашение установило пятилетний период для реализации амбиций, но ничто не мешает стране пересмотреть и обновить свой NDC (планы по сокращению выбросов) в следующем году», — сказал высокопоставленный чиновник ООН.

В то время как Великобритания, США и ЕС представили очень смелые планы, крупнейший в мире производитель выбросов — Китай — до сих пор не обнародовал подробной программы по снижению выбросов. Единственное, что известно о плане КНР — эти шаги приведут к достижению пика выбросов в 2030 году. Однако эксперты уверены, что таких усилий недостаточно для удержания мирового потепления ниже 1,5 градуса. Китай все еще не сообщил, будет ли председатель КНР Си Цзиньпин присутствовать на конференции COP26. Другие участники опасаются, что страна не предпримет никаких серьезных шагов на саммите. Некоторые другие страны, среди которых Австралия, Бразилия, Мексика, Индонезия, Россия и Саудовская Аравия, также не смогли разработать более амбициозные планы по спасению планеты.

Летом межправительственная группа экспертов по изменению климата ООН представила доклад о текущей экологической ситуации на планете. Специалисты заявили, что в ближайшие десятилетия признаки глобального потепления почувствуют все страны, так как повышение температуры на планете достигнет критических значений для сельского хозяйства и здравоохранения.

Ссылка: https://m.lenta.ru/news/2021/09/27/cop26/

 

Печать

Ангелина Давыдова о декарбонизации экономики России

 

На прошлой неделе правительство объявило о создании специальных групп по подготовке экономики к глобальному энергопереходу. Обещано, что операционный план действий Минэкономики представит в правительство до 15 декабря, а до конца года он будет утвержден.
Вопросы декарбонизации и зеленого развития в целом обсуждаются не первый год. Утвержден ряд нормативных актов в области климатической политики, в августе Минэкономики представило новую версию долгосрочной низкоуглеродной стратегии до 2050 года. Но решения прошлой недели стыли первым серьезным признанием на правительственном уровне факта, что климат, декарбонизация и энергопереход — это всерьез и надолго. А также первая попытка комплексно подойти к теме, определить приоритеты, выявить «развилки» и разобраться с вопросом финансирования.
В последние годы многие законодательные инициативы в области климата не всегда согласовывались с другими стратегическими документами. В целом дискуссия о будущей экономической модели перетекала от желания наращивать добычу и экспорт ископаемых источников энергии до намерения срочно реагировать на меры по декарбонизации, принимаемые другими странами, и до поддержки развития зеленых отраслей и внедрения различных моделей углеродного регулирования.

Так что главная задача сейчас — синхронизировать цели адаптации экономики РФ к глобальному тренду на декарбонизацию с документами стратегического, отраслевого, регионального планирования.
А также создать общее видение того, как будет представлена экономика РФ, тесно завязанная на углеродоемкие отрасли и на экспорт их продукции, в «зеленом» мире будущего. И речь не идет о том, чтобы «подкрутить» по мелочи, попытаться убедить остальной мир в том, что российский энергобаланс уже достаточно зеленый, продвинуть и поддержать только конкретные технологии или попытаться отчитаться пересчитанными заново лесными поглощениями.
Речь идет о системном подходе, ориентированном на перестройку экономики и определение новых приоритетов. Это потребует более амбициозных целей по снижению выбросов парниковых газов (ведь пока даже за термином «сокращение» выбросов в соответствующем указе президента скрывается возможность их роста). Они потребуют и интенсивного (чтобы достичь углеродной нейтральности хотя бы к 2060 году), а не базового сценария (предполагающего рост выбросов парниковых газов) проекта стратегии долгосрочного низкоуглеродного развития, а также понимания, какие именно формы углеродного регулирования окажутся наиболее эффективными для обеспечения финансовой и технологической поддержки трансформации экономики и бизнеса, в том числе перетекания капитала и инвестиций в менее углеродоемкие отрасли.

Ссылка; https://www.kommersant.ru/doc/5005583

 

Печать

Nature Communications: Значение климатической обратной связи, обусловленной органическими аэрозолями, в бореальной зоне


Аэрозольные частицы способствуют охлаждению, рассеивая солнечную радиацию и выступая в роли ядер конденсации облаков. Было высказано предположение, что более высокие температуры, возникающие в результате увеличения содержания парниковых газов в атмосфере, приводят к увеличению биогенных вторичных органических аэрозолей и концентрации ядер конденсации облаков, создавая механизм климатической отрицательной обратной связи. Авторы представили прямые наблюдения за этим механизмом обратной связи с использованием совместных долгосрочных измерений химического состава аэрозолей и дистанционных наблюдений за свойствами аэрозолей и облаков. Летние нагрузки органических аэрозолей явно возросли с ростом температуры и с одновременным увеличением концентрации ядер конденсации облаков в бореальной лесной среде. Наблюдения с помощью дистанционного зондирования выявили изменение свойств облаков с увеличением их отражательной способности вместе с увеличением нагрузки органического аэрозоля в этом регионе. Результаты предоставляют прямые данные наблюдений, позволяющие судить о значении такого механизма отрицательной климатической обратной связи.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-021-25850-7

Печать

РИА Новости: Российские суперкомпьютеры объединят в единую сеть

 

С.-ПЕТЕРБУРГ, 24 сен — РИА Новости. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Межведомственный суперкомпьютерный центр (МСЦ) РАН и Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) в пятницу подписали соглашение об объединении суперкомпьютеров в единую сеть, передает корреспондент РИА Новости.
"Президент поручил нам расширить территориальную доступность и пропускную способность НИКС (Национальная исследовательская компьютерная сеть России — ред.). И данное соглашение является важным шагом в решении поставленной задачи", — сказал вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, присутствовавший на церемонии подписания.

По его словам, сейчас НИКС предоставляет услуги более 150 организациям высшего образования и науки, расположенным в 34 регионах. "В этом году планируется подключить к ней 40% от общего числа ведущих организаций и все 10 суперкомпьютерных центров страны. К 2024 году к системе будут подключены абсолютно все научные и образовательные организации высшего образования", —добавил он.

По оценке ректора СПбПУ Андрея Рудского, расширение высокопроизводительных вычислительных возможностей "означает выход на новый уровень исследовательских возможностей, на новый масштаб наукоемких мультидисциплинарных проектов".
Согласно материалам городского комитета по науке и высшей школе, соглашение предполагает объединение высокопроизводительных вычислительных ресурсов в интегрированную сеть суперкомпьютерных центров, а также создание экосистемы профессионального сообщества пользователей путем организации коллаборативных исследований в университетах, лабораториях, научно-исследовательских институтах, а также на промышленных предприятиях.
В результате научные центры мирового уровня, научно-образовательные и инжиниринговые центры получают возможность распределенной работы с большими данными на научных установках класса мегасайенс в суперкомпьютерных центрах. Для исследователей и разработчиков будет обеспечен глобальный доступ к сервисам машинного обучения, а также аналитики больших данных.

Ссылка: https://ria.ru/20210924/politekh-1751666848.html

Печать

Nature Climate Change: Остаточный ущерб от наводнения при интенсивной адаптации

 

Ожидается, что риск речных наводнений будет возрастать с изменением климата и социально-экономическим развитием, и поэтому требуются дополнительные меры защиты для снижения потенциального увеличения ущерба от таких наводнений. В то время как исследования оценивали эффективность адаптационных мер по снижению рисков наводнений, ни одно из них не рассматривало остаточный ущерб от наводнения, отражающий прогнозируемое увеличение ущерба при интенсивной адаптации. Авторы оценивают этот ущерб по нескольким направлениям адаптации, используя модель наводнения, включающую оценки ущерба и анализ затрат и выгод, и указывают, что Китай, Индия и страны Латинской Америки могут достичь более высоких уровней защиты от наводнений, что снизит остаточный ущерб даже при экстремальных сценариях. Тем не менее, высокий уровень остаточного ущерба от наводнения (превышающий 0,1% субнационального административного валового внутреннего продукта) сохраняется, особенно в восточном Китае, северной Индии и центральной Африке. Остаточный ущерб от наводнения можно сократить за счёт более коротких периодов строительства или более низких затрат на адаптацию, что подразумевает необходимость немедленных и эффективных действий по адаптации, включая усиление финансовой поддержки для регионов с высоким уровнем риска.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41558-021-01158-8

Печать