Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

ТАСС: Климатическая повестка будет одним из направлений председательства РФ в Арктическом совете

Российская сторона намерена предложить новые форматы сотрудничества

МОСКВА, 25 ноября. /ТАСС/. Вопросы, связанные с последствиями изменения климата, станут одним из основных направлений работы РФ в Арктическом совете, сообщил первый заместитель главы Минвостокразвития РФ Александр Крутиков в среду на международном форуме "Дни Арктики и Антарктики в Москве".

"Мы в рамках предстоящего председательства в числе важнейших вопросов будем вместе рассматривать общие вызовы и в первую очередь вызов, связанный с изменением климата. <...> Это глобальный вызов, <...> минимизировать последствия которого может все арктическое сообщество. Климатическая повестка будет одной из ключевых, и мы намерены в рамках председательства предложить новые форматы сотрудничества", - сказал Крутиков.

В 2021-2023 годах Россия будет председательствовать в Арктическом совете. Ведется активная подготовка программы председательства. Как ранее заявлял посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов, в значительной степени она будет учитывать предложения регионов, особое внимание в ходе российского председательства будет уделяться сбалансированному продвижению устойчивого развития с акцентом на социально-экономические вопросы.

Арктический совет учрежден в 1996 году в соответствии с Оттавской декларацией и является межправительственным форумом высокого уровня, обеспечивающим содействие сотрудничеству в регионе, особенно в сфере защиты окружающей среды. В совет входят Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция.

Международный арктический форум "Дни Арктики в Москве" проводится с 2010 года. В 2020 году - в год 200-летия открытия Антарктиды русскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым - форум стал называться "Дни Арктики и Антарктики в Москве", а его программа дополнилась событиями антарктической тематики. В этом году ключевой задачей форума является объединение усилий власти, бизнеса, общественности для решения вопросов устойчивого развития арктических территорий, реализации национальных проектов в Арктике.

Ссылка: https://tass.ru/obschestvo/10094779

Печать

Nature Climate Change: Достижения и потребности в рамках сценариев изменения климата

Долгосрочные глобальные сценарии лежали в основе исследований и оценок глобального изменения окружающей среды на протяжении четырёх десятилетий. За последние десять лет сообщество исследователей изменения климата разработало структуру сценария, объединяющую альтернативные варианты будущего климата и общества, чтобы облегчить комплексные исследования и последовательную оценку для информирования политиков. Авторы оценивают, насколько хорошо работает эта структура и с какими проблемами она сталкивается. Синтезированы идеи из литературы, основанной на сценариях, обсуждений в сообществе и недавнего опыта проведения оценок, сделан вывод о том, что структура, широко используемая в исследовательских сообществах, в значительной степени удовлетворяет насущные потребности. Однако некоторые неоднозначные успехи, а также меняющиеся политика и горизонты исследований создают ключевые проблемы, поэтому авторы рекомендуют несколько новых направлений для развития и использования этой основы.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41558-020-00952-0

Печать

CBS News: Температура в Арктике на удивление выше, чем должна быть

Это происходит уже несколько лет, особенно осенью, но не перестает беспокоить метеорологов: температуры в Арктике на удивление выше, чем должны быть.

По данным Climate Reanlayzer Университета штата Мэн, в эти выходные за Полярным кругом было в среднем на 11,1°С выше нормы. И это не в одном локальном месте, а в среднем по всей площади 7,7 миллиона квадратных миль - огромной территории, почти вдвое большей площади всех Соединённых Штатов.

Сейчас в Арктике далеко не жарко; во многих местах температура близка к нулю. Но, как вы можете видеть на изображении ниже, иллюстрирующем отклонения от нормы, ярко-красные заштрихованные участки указывают на то, что температура выше на 20 градусов Цельсия, чем она должна быть в это время года.

31

«Это становится почти ежегодным напоминанием о быстром изменении климата, которое мы наблюдаем в Арктике», - объясняет доктор Зак Лейб (Zack Labe), специалист по арктическому климату из Университета штата Колорадо.

Хотя темпы глобального потепления являются самыми высокими за последние миллионы лет, нигде оно не происходит так быстро, как в Арктике. Температура в Арктике повышается в три раза быстрее, чем в остальной части земного шара.

В 2020 году потепление в Арктике будет одним из самых высоких уровней.

32

Тенденцию быстрого потепления в Арктике можно объяснить уникальной быстро меняющейся структурой Северного Ледовитого океана. Арктика - это в основном океан, покрытый миллионами квадратных миль морского льда большую часть года. Но с 1970-х годов протяжённость морского льда быстро сокращается, а объём морского льда уменьшился на две трети.

33

Каждый год в сентябре площадь арктического морского льда достигает минимума. В этом году она была второй среди самых низких площадей за всю историю наблюдений. Хотя это само по себе важно, но то, что произошло потом, было ещё более удивительным. Восстановление морского льда приостановилось на несколько недель, и в октябре были побиты рекорды самой низкой протяжённости морского льда за всю историю наблюдений.
В результате Северо-Восточный проход вдоль сибирского побережья, который раньше был редко когда открыт, оставался проходимым в течение рекордных 112 дней, побив прежний рекорд примерно на месяц.

34

Хотя Арктика нагревается круглый год, самое сильное потепление, известное как Арктическое усиление, происходит в осенние месяцы.

«Всё тепло, поглощённое океаном летом, возвращается обратно в атмосферу, поскольку морской лёд начинает перестраиваться перед зимой», - объясняет Лабе. «Всё ещё есть большая территория открытой воды, которая обычно покрыта морским льдом».

В результате отсутствие морского ледяного покрова и наличие открытой воды позволяют теплу из океана передаваться в вышележащую атмосферу в конце сезона, увеличивая температуру до аномального уровня.

На нижеприведённом графике показано, как Арктическое усиление в осенние месяцы ускоряет потепление интенсивнее, чем в любое другое время года.

 35

«Арктика перешла из состояния старого и толстого морского льда в состояние тонкого однолетнего льда, сопровождаемого быстрым повышением температуры океана и воздуха», - объясняет Лабе, показывая, что Арктика переходит в новый климатический режим.

36

Это имеет значение и за пределами Северного Ледовитого океана. В Сибири с января по июнь 2020 года имела место охватившая огромную площадь, продолжительная и интенсивная волна тепла, которая, по мнению специалистов, была бы практически невозможна без антропогенного изменения климата, а вероятность её появления возросла по крайней мере в 600 раз в результате парникового потепления.

Это аномальное тепло сохраняется в течение всего года.

37

Итак, что всё это значит для большей части населения мира, живущего далеко к югу от Арктики? Это одна из наиболее интенсивно изучаемых и обсуждаемых тем в климатологии прямо сейчас, и на неё ещё предстоит получить чёткий ответ.

Учёные соглашаются, что при таких драматических изменениях, происходящих в Арктике, неизбежен эффект домино в средних широтах. Хотя детали всё ещё прорабатываются, наиболее очевидным представляется то, что Арктическое усиление связано с большим числом экстремальных климатических явлений в Северном полушарии, возможно, смещением атмосферных и, возможно, даже океанических течений.

То, что происходит в Арктике, говорит Лабе, согласуется с нашими прогнозами, полученными с помощью глобальных климатических моделей, что повышает надёжность прогнозов на будущее. Он предупреждает, что необходимо уделять пристальное внимание драматическим изменениям в Арктике, потому что она является сигналом для всех нас: «Арктика - действительно предупреждающий знак будущего».

Ссылка: https://www.cbsnews.com/news/climate-change-arctic-temperatures-warmer/

Печать

Nature Communications: Глобальные горячие точки для возникновения сложных явлений

Сложные явления - это погодные и климатические явления, возникающие в результате множества опасностей или факторов, способных вызвать серьезные социально-экономические последствия. По сравнению с изолированными опасностями, многочисленные опасности / факторы, связанные со сложными явлениями, могут привести к более высоким экономическим потерям и гибели людей. Авторы предоставляют первый анализ множественных многомерных сложных явлений, потенциально вызывающих сильные наводнения, засухи и пожары. Используя данные наблюдений и реанализа за 1980–2014 гг., они проанализировали 27 пар опасностей и дали первые пространственные оценки их возникновения в глобальном масштабе. Определены горячие точки многомерных сложных явлений, включая многие социально-экономически важные регионы, такие как Северная Америка, Россия и Западная Европа. Проанализирована относительная важность различных многомерных сложных явлений в шести континентальных регионах с целью выделить сложные явления, представляющие наибольший риск. Приведённые результаты представляют собой начальное руководство для оценки регионального риска событий сложных явлений и набор данных на основе наблюдений, способные помочь при климатическом моделировании многомерных сложных явлений.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-020-19639-3

Печать

Рамблер: Пересмотр СП 25 учитывает изменения климата и повышает безопасность сооружений в Арктической зоне

Минстрой России пересмотрел требования к проектированию оснований и фундаментов зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах, направленные на обеспечение безопасности строительства в криолитозоне страны. В связи с наличием многолетнемерзлых грунтов наблюдаемое в мире в последние годы изменение климата имеет особое значение и в целом для криолитозоны, и для Арктики России. Повышение температуры воздуха вызывает их деградацию и интенсификацию опасных криогенных процессов, негативно отражающихся на устойчивости зданий и сооружений. С повышением температуры многолетнемерзлых пород уменьшаются их прочностные свойства и возрастают их деформационные характеристики, что впоследствии ведет к разрушению объектов капитального строительства. В настоящее время, в городах, расположенных на территории криолитозоны и Арктической зоны России, а это около 65% всей территории, существует большое количество острых вопросов, связанных с эксплуатацией жилищного фонда и новым строительством. «Зачастую эта проблематика обусловлена именно отсутствием в нормативно-технической базе современных технологий, инновационных материалов, а также соответствующей методологии расчетов. В принципе изменения климата требуют переосмысления подходов строительства в Арктической зоне РФ. Благодаря разработанному проекту пересмотра СП 25 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» снизится опасность возникновения аварийных ситуаций при длительной эксплуатации зданий и сооружений, возведенных в криолитозоне», – сообщил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков. Пересмотр СП 25 обеспечивает внедрение новых и усовершенствованных способов фундаментостроения на многолетнемерзлых грунтах, а также уточненных методик расчетов по прочности и деформациям, обусловленных необходимостью учета изменения климата при проектировании оснований и фундаментов, а также появлению новых способов определения свойств мерзлых и оттаивающих грунтов. «Изменения, внесенные разработчиками в текст свода правил СП 25 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах», призваны закрыть существующие пробелы в проектных требованиях и позволят в будущем избежать необходимости разработки целого ряда специальных технических условий, связанных с возможностью применения прямошовных труб для устройства свай в вечномерзлых грунтах, использования сухих смесей для заполнения металлических свай, а также возможности передачи части проектных нагрузок на сваи в процессе замораживания основания. Результаты работы получили согласование и высокую оценку организаций нефтяной и газовой отраслей. Вносимые изменения позволят достичь существенной экономии средств при строительстве в условиях Крайнего Севера, в том числе за счет отсутствия длинного плеча доставки бетонного раствора и необходимости организации растворных узлов на площадке. Эта экономия оценивается на уровне свыше 400 млн рублей в год», – прокомментировал важность готовящегося документа директор НИИОСП им. Н.М. Герсеванова АО «НИЦ «Строительство» Игорь Колыбин. На основании анализа разрабатываемых специальных технических условий (СТУ) и обсуждения с заинтересованными организациями проработаны вопросы по использованию электросварных прямошовных труб в качестве свай и заполнения внутренней полости труб сухой цементно-песчаной смесью (ЦПС). Применение ЦПС позволит сократить установочные сроки производства работ приблизительно на 20% относительно существующих трудозатрат при использовании растворов. «СП 25 – документ из ТОП-2 по количеству разработанных и согласованных Минстроем России в 2019 г. Всего за указанный год было зарегистрировано около 100 СТУ, большая часть из которых носила повторяющийся характер. По результатам работ над пересмотром этого документа необходимость в подобных СТУ будет исключена», – отметил заместитель директора ФАУ «ФЦС» Александр Неклюдов. В целях модернизации наиболее распространенного способа устройства свайных фундаментов на многолетнемерзлых грунтах для сокращения сроков строительства в проект включены положения по проходке лидерных скважин для установки буроопускных свай с помощью струйной технологии, а также расчеты теплового взаимодействия сооружений с многолетнемерзлыми грунтами. При выполнении таких работ следует учитывать внесение в массив грунта тепла вследствие применения раствора бетона при устройстве буроопускных полых свай для заполнения их внутренней полости.

Использование струйной технологии также позволит значительно сократить время разбуривания скважин в массивах прочного мерзлого грунта. В составе документа предусмотрена возможность применения в многолетнемерзлых грунтах буроинъекционные сваи, что позволит избежать целой серии аварийных ситуаций, связанных с деформированием фундаментов существующих зданий вследствие повышения температур основания за счет их усиления. Эта технология применима для крепления защитных сооружений от опасных геологических и геокриологических, в том числе склоновых процессов. Новые положения СП 25 также связаны и с расширением и уточнением величин удельного сцепления и угла внутреннего трения многолетнемерзлого грунта, определением критерия перехода мерзлых грунтов из пластичномерзлого состояния в твердомерзлое. Кроме того, учтены требования к железобетонным конструкциям, расположенным в слое сезонного промерзания-оттаивания, подвергающимся попеременному замораживанию и оттаиванию в водонасыщенном состоянии при проектировании зданий с полами по грунту в районах с расчетной зимней температурой наружного воздуха ниже минус 40°С. По словам Андрея Алексеева, руководителя ЦГГИ НИИОСП им. Н.М. Герсеванова АО «НИЦ «Строительство», в последние годы были завершены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в результате выполнения которых появились новые данные, позволяющие дополнить и уточнить отдельные положения по проектированию оснований и фундаментов зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах. Именно эти новые данные отображены в проекте пересмотра СП 25.

Ссылка: https://news.rambler.ru/troops/45297297-peresmotr-sp-25-uchityvaet-izmeneniya-klimata-i-povyshaet-bezopasnost-sooruzheniy-v-arkticheskoy-zone/?article_index=0

Печать

Nature Scientific Reports: Изменения массы льда в Антарктике с 1979 по 2017 гг., вызванные аномальным накоплением осадков

Баланс массы антарктического льда определяется осадками и его расходом, поэтому понимание их относительного вклада в современное изменение массы льда в Антарктике важно для прогнозирования её будущей потери и, как следствие, повышения уровня моря. Имеются свидетельства того, что аномальные осадки влияют на оценки потери массы антарктического льда, и, значит, их вклад следует понимать и учитывать в будущих прогнозах. В этом исследовании пересматриваются изменения в массе антарктического льда за последние десятилетия и изучается вклад осадков за этот период. Показано, что накопленные (интегрированные во времени) осадки объясняют большинство межгодовых аномалий изменения массы антарктического льда в период GRACE (2003–2017 гг.). С 1979 по 2017 гг. накопленные антарктические осадки способствовали значительному ускорению потери массы льда в тихоокеанском секторе и замедлению в атлантико-индийском секторах, формируя биполярную пространственную картину. Анализ главных компонентов показывает, что такая биполярная структура, вероятно, модулируется южным кольцевым режимом (Southern Annular Mode). Также обнаружено, что ускорение потери массы льда в 2007 г. связано с изменением накопления осадков. Общий сброс льда с 1992 года регулярно ускорялся, но в последнее время не наблюдалось его резкого увеличения.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41598-020-77403-5

Печать

Nature Climate Change: Увеличение переноса тепла океана в северные моря и Северный Ледовитый океан в период 1993–2016 гг.

Тёплая вода перемещается из субтропиков на север, в Атлантический океан, и переносит тепло в высокие широты. Этот перенос тепла к полюсу считается одной из возможных причин уменьшения площади морского льда и повышения температуры океана в северных морях и Северном Ледовитом океане, но надёжных оценок пока ещё нет. Авторы использовали обратную боксовую модель и измерения объёмного переноса за более чем 20 лет, чтобы показать, что средний перенос тепла океаном составил 305 ± 26 Тераватт за 1993–2016 гг. Значительное увеличение на 21 Тераватт произошло после 2001 г., что достаточно для объяснения недавнего накопления тепла в северных морях. Таким образом, перенос тепла океаном мог быть одним из основных факторов изменения климата с конца 1990-х годов. Этот усилившийся перенос тепла контрастирует с замедлением опрокидывающей циркуляции Атлантического океана (AMOC) в средних широтах и указывает на её прерывность, наблюдавшуюся на разных широтах в Атлантическом океане.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41558-020-00941-3

Печать

Влияние изменения климата на риск сердечно-сосудистых событий

Экстремально высокие температуры сейчас стали частым явлением во многих частях мира как результат изменений климата. Причинами возникновения острых сердечно-сосудистых заболеваний, которых потенциально можно избежать, являются как совокупные экологические факторы (температурное воздействие, загрязнение воздуха), так и индивидуальные факторы человека (возраст, социально-экономическое положение и состояние здоровья). Все это необходимо учитывать для разработки эффективных методов профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

Изменение климата неизбежно сказывается на глобальной температуре суши и океана на Земле. В конце 2010-х годов наблюдалось повышение среднемировой температуры на 1 °C в сравнении с доиндустриальной эпохой [1]. Как следствие, во многих частях мира участились перепады температур и эпизоды экстремальной жары. Например, необычно жаркая погода наблюдалась в 2003 году в центральной Европе. По оценкам, от этих экстремальных условий умерло более 70 000 человек, причем более трети смертей приходится на Испанию, Италию и Францию [2]. С тех пор во всем мире увеличилась подверженность населения экстремальной жаре, и, как результат, в 2018 году по сравнению со средними значениями 1986–2005 гг. в мире было зарегистрировано еще 220 млн. случаев теплового удара [3].

Анализ ежедневных показателей смертности демонстрирует, что как низкие, так и высокие температуры связаны с повышением смертности от сердечно-сосудистых заболеваний [3]. Хотя эту общую закономерность можно проследить по всей планете, климат региона, а также культурная и технологическая адаптация к холоду и жаре влияют на то, при какой температуре умирает наименьшее число людей. Неоптимальная температура недавно была включена в оценку Глобального бремени болезней, и на долю этого показателя пришлось 1,96 миллиона смертей во всем мире, причем до сих пор это значение было больше связано с низкими, чем с высокими температурами [4]. В нынешней ситуации, когда изменяется климат, меняется и относительная важность экстремальных погодных условий. И действительно, удалось зафиксировать изменения степени риска инфаркта миокарда, связанного с жарой, даже в Аугсбурге (Германия) [5]. На основании данных Реестра инфарктов миокарда KORA было оценено влияние холода и жары на наступление инфаркта миокарда за два временных периода: 1987–2000 и 2001–2014 гг. В течение первого периода инфаркты миокарда случались только от воздействия холодных температур. Однако во втором исследуемом периоде наблюдалось значительное влияние температуры > 18 °C на риск развития инфаркта миокарда. Повышенный риск объясняется тем, что больше склонны к развитию неблагоприятных сердечно-сосудистых событий лица, страдающие сахарным диабетом второго типа или гипертонической болезнью. Это наблюдение указывает на то, что уже сейчас мы можем регистрировать последствия для здоровья, вызванные изменением температуры; наибольшее негативное воздействие оказывается на уязвимые подгруппы населения. Предполагается, что в будущем последствия воздействия жары на здоровье перевесят и без того снижающееся воздействие холодных температур и создадут существенную нагрузку на систему здравоохранения в виде возрастания количества инфарктов миокарда без подъема сегмента ST, что вполне возможно при неконтролируемом изменении климата. Именно такой сценарий в настоящее время является наиболее вероятным [6].

Корреляция увеличения риска острой ишемической болезни сердца с повышением температуры является правдоподобной с биологической точки зрения, учитывая патофизиологические последствия воздействия повышенной температуры. Тепловой стресс приводит к физиологической реакции в виде изменения температуры тела, ведущей к повышенному потоотделению, увеличению частоты сердечных сокращений и дыхания, вазодилатации, а также к повышению или снижению коагуляции. Эти изменения могут приводить к нарушениям в автономной регуляции сердечной деятельности, локальному повышению артериального давления, вызывать системный воспалительный ответ и нарушать свертываемость крови [7]. В совокупности эти нарушения гемостаза являются потенциальными предрасполагающими факторами разрыва атеросклеротической бляшки и последующего инфаркта миокарда у лиц, склонных к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Аналогичным образом, при сердечной недостаточности и сниженной фракции выброса левого желудочка сердце, вероятно, не способно компенсировать повышенную потребность организма в ускоренной циркуляции крови (для охлаждения) при повышенной температуре окружающей среды. Можно предположить, что наблюдаемая связь между воздействием высокой температуры и повышенной смертностью от заболеваний дыхательной системы также опосредована воздействием жары на миокард при сердечной недостаточности правого желудочка.

К сожалению, изменение климата воздействует не только на температуру воздуха, но и на другие условия окружающей среды; например, в результате увеличения числа лесных пожаров происходит загрязнение воздуха. Мелкодисперсные частицы дыма являются причиной сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности [8]. Исследования убедительно демонстрируют влияние эпизодов одновременного воздействия тепла и твердых частиц на смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, например, в России в 2010 году [9]. Общенациональное исследование, проведенное в Италии, показывает, что в условиях высокой концентрации мелкодисперсных частиц высокая температура в три раза повышает смертность по сравнению с условиями низкой концентрации мелкодисперсных частиц [10].

Все эти данные подчеркивают, что действовать необходимо уже сейчас. Важнейший момент в процессе смягчения последствий климатических изменений — достижение экономических условий с нулевым уровнем выбросов углекислого газа. Например, инвестиции в систему общественного транспорта, работающего на топливе с минимальными углеродными выбросами, и безопасные пешеходные и велосипедные сети способствуют переходу от пассивного передвижения к активному. Эти меры сокращают выбросы парниковых газов и снижают загрязнение воздуха, одновременно стимулируя физическую активность и благотворно влияя на здоровье сердечно-сосудистой системы. Эти столь необходимые политические изменения позволят снизить долю сердечно-сосудистых заболеваний у будущих поколений, но необходимо также рассмотреть, как можно повлиять на профилактику и лечение сердечно-сосудистых заболеваний уже сейчас. Системы тепловой сигнализации внедряются во многих странах, регионах и городах, однако сохраняется озабоченность по поводу того, насколько адекватно охвачены этой системой наиболее уязвимые группы населения, такие как пожилые или бездомные. Индивидуальный риск тяжелых последствий жары может быть частично устранен современными схемами лечения, поэтому необходимо повышать уровень информированности, чтобы дать возможность пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями принять профилактические меры. Аналогичным образом врачам рекомендуется повышать свою компетентность и по возможности грамотно корректировать схемы лечения. Для поддержки этих усилий необходимы дальнейшие исследования по мониторингу состояния здоровья с помощью портативных приборов и методов амбулаторного измерения артериального давления, выявления аритмий или нарушений углеводного обмена. Также необходимы дальнейшие исследования коморбидности и потенциального взаимодействия специфических лекарственных средств. В частности, весьма актуальными направлениями являются взаимосвязь диабета второго типа и респираторных заболеваний. В условиях продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции совместное воздействие COVID-19 и высокой температуры может привести к увеличению тяжести болезни у зараженных людей. Аналогичным образом совместное влияние COVID-19 и холода может повысить риск смерти при заражении атипичной пневмонией (SARS-CoV-2) в зимние месяцы.

В заключение следует отметить, что совокупное воздействие глобального потепления, загрязнения воздуха, а также индивидуальных факторов человека (возраста, социально-экономического положения и состояние здоровья), как ожидается, приведет в ближайшие десятилетия к увеличению смертности, связанной с воздействием высокой температуры (рис. 1). Изменение климата уже сейчас порождает повышенный риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у населения в целом, что подчеркивает необходимость осуществления политических мер в соответствии с Парижским соглашением. Даже в случае самого благоприятного развития событий эти экологические изменения приводят к заметному числу острых сердечно-сосудистых событий, необходимость профилактики которых ни у кого не вызывает сомнений.

Рисунок 1 | Факторы изменения климата, влияющие на сердечно-сосудистый риск

Глобальное потепление ведет к более частым случаям экстремально высоких температур. Загрязненный воздух усиливает воздействие высокой температуры на здоровье. Пожилые люди, люди с низким социально-экономическим статусом и те, у кого имеется предрасположенность к высокому риску сердечно-сосудистых заболеваний, таких как сахарный диабет второго типа и артериальная гипертензия, наиболее уязвимы к связанным с воздействием повышенной температуры острым сердечно-сосудистым патологиям, например, к инфаркту миокарда.

Ссылка: https://medach.pro/post/2483

Печать

Декларация эр-риядского саммита лидеров «Группы двадцати» (21–22 ноября 2020 года)

Перевод с английского

1. Мы, лидеры «Группы двадцати», на своей второй встрече под председательством Саудовской Аравии, выступаем с единым убеждением в том, что скоординированные глобальные действия, солидарность и многостороннее сотрудничество сегодня особенно важны, чем прежде, для преодоления текущих вызовов и реализации возможностей XXI века для всех посредством укрепления потенциала человека, сохранения планеты и выхода на новые горизонты. Мы нацелены возглавить мировые усилия в создании уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного будущего после COVID-19.

A. Совместный надлежащий ответ на вызов

2. Пандемия COVID-19 и ее беспрецедентные последствия, приведшие к потерям человеческих жизней, ущербу для материального благополучия и экономик, обернулись мощнейшими потрясениями, которые выявили проблемы в нашей готовности и способности к реагированию, а также показали общий характер наших вызовов. Мы вновь подтверждаем взятые по итогам экстренного саммита 26 марта с. г. обязательства, приветствуем достигнутые с тех пор успехи и обязуемся продолжать прилагать все усилия к тому, чтобы сохранить жизни людей, оказать поддержку, особенно, наиболее уязвимым группам населения, а также возвратить наши экономики на траекторию роста, сохранить и создать рабочие места для всех. Мы выражаем признательность и поддержку работникам системы здравоохранения и другим работникам на переднем крае борьбы с пандемией. Мы по-прежнему преисполнены решимости оказать помощь всем развивающимся и наименее развитым странам, которые сталкиваются с комплексным воздействием пандемии COVID-19 на сферу здравоохранения и социально-экономическую ситуацию, признавая наличие особых проблем в странах Африки и малых островных развивающихся государствах.

3. Мы мобилизовали ресурсы для решения неотложных финансовых задач в сфере глобального здравоохранения в целях поддержки научных исследований, разработки, производства и распределения безопасных и эффективных средств диагностики, лечения и вакцин против COVID-19. Мы будем прилагать все усилия к тому, чтобы обеспечить доступ к ним всех людей на равноправной основе и по приемлемым ценам, следуя при этом нашим обязательствам по поощрению инноваций. В этой связи мы в полной мере поддерживаем все совместные усилия, особенно Инициативу по ускорению доступа к средствам для борьбы с COVID-19 (АСТ-А) и ее механизм по вакцинам (COVAX), а также добровольное лицензирование интеллектуальной собственности. Мы нацелены на решение остающихся глобальных финансовых проблем, приветствуем усилия многосторонних банков развития по наращиванию финансовой поддержки для обеспечения доступа стран к средствам для борьбы с COVID-19 в рамках предпринимаемых многосторонних усилий и призываем их не останавливаться на достигнутом. Мы признаем роль активной иммунизации в качестве глобального общественного достояния.

4. Несмотря на то, что пандемия COVID-19 вызвала в 2020 году резкий спад в мировой экономике, деловая активность начала частично набирать обороты на фоне постепенного открытия наших экономик и проявления положительных результатов наших масштабных мер реагирования. Тем не менее это восстановление протекает неравномерно, отличается высокой степенью неопределенности и подвержено нарастающим рискам снижения экономической активности, включая те, которые обусловлены новыми вспышками инфекции в некоторых странах, а также повторными введениями ими ограничений в целях охраны здоровья. Мы отмечаем необходимость срочного установления контроля над распространением вируса, что имеет ключевое значение для поддержки восстановления мировой экономики. Мы полны решимости продолжать, пока это необходимо, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства для сохранения жизни людей, рабочих мест и доходов населения, поддержки восстановления мировой экономики, а также повышения устойчивости финансовой системы при одновременном предотвращении рисков снижения экономической активности. Мы также вновь подтверждаем обязательства в отношении обменных курсов, которые были приняты нашими министрами финансов и управляющими центральных банков в марте 2018 года.

5. Мы принимаем срочные и чрезвычайные меры реагирования на пандемию COVID-19 и ее взаимосвязанные последствия для здравоохранения, социальной сферы и экономики, в том числе путем реализации беспрецедентных действий в налогово-бюджетной и денежно-кредитной сферах и в целях обеспечения финансовой стабильности в рамках соответствующих полномочий правительств и центральных банков, одновременно добиваясь того, чтобы международные финансовые учреждения и профильные международные организации продолжали предоставлять критически важную поддержку странам с формирующимися рынками, развивающимся странам и странам с низким уровнем доходов. Согласно оценкам Международной организации труда (МОТ), благодаря нашим усилиям по временному расширению охвата системы социальной защиты была оказана поддержка благосостоянию 645 миллионов человек.

6. План действий «Группы двадцати» содержит ключевые принципы и обязательства по дальнейшему развитию международного экономического сотрудничества. В это время мы противостоим кризису и предпринимаем шаги по поддержке восстановления и достижения уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста. С учетом того, что наши страны находятся на разных этапах преодоления кризиса, а перспективы мировой экономики продолжают изменяться, мы утверждаем актуализированный в октябре 2020 года План действий «Группы двадцати», который позволит нам продолжать быстро реагировать на динамику ситуации в области здравоохранения и в экономической сфере, а также извлечь максимальную пользу из происходящих экономических, социальных, экологических, технологических и демографических изменений. Мы также утверждаем второй доклад о ходе реализации Плана действий «Группы двадцати», который отмечает текущий прогресс в исполнении обязательств в рамках этого Плана действий. План действий «Группы двадцати» – это гибкий документ, и мы поручаем нашим министрам финансов и управляющим центральными банками продолжать его регулярно пересматривать, актуализировать, отслеживать и отчитываться о выполнении.

7. Мы полны решимости реализовать Инициативу о предоставлении отсрочки по обслуживанию долга для стран с низким уровнем дохода (DSSI), включая продление срока ее действия до конца июня 2021 года, что позволит странам, которые подпадают под ее охват, приостановить выплаты по обслуживанию двусторонних государственных долговых обязательств. Мы приветствуем достигнутый прогресс. Предварительные доклады Международного валютного фонда (МВФ) и Группы Всемирного банка (ГВБ) свидетельствуют о том, что наряду с экстренным финансированием, DSSI в значительной степени способствует увеличению расходов в целях преодоления пандемии коронавируса. МВФ и ГВБ также продолжат работу над своим предложением по процессу повышения качества и согласованности долговых данных и улучшения раскрытия информации о долговых обязательствах. Мы подтверждаем важность совместных усилий как со стороны заемщиков, так и кредиторов, официальных и частных, по повышению долговой прозрачности. Наши министры финансов и управляющие центральными банками рассмотрят в преддверии весенних встреч МВФ/ГВБ в 2021 году необходимость дальнейшего продления DSSI на очередные шесть месяцев в зависимости от складывающейся экономической и финансовой ситуации, что также поддерживается Парижским клубом. Всем государственным двусторонним кредиторам следует реализовывать Инициативу в полном объеме и на условиях прозрачности. Мы продолжим тесно координировать процесс ее реализации в целях предоставления всей возможной поддержки странам, подпадающим под охват DSSI. Мы ощущаем недостаточное подключение частных кредиторов и в этой связи настоятельно призываем их к участию на сопоставимых условиях при обращениях стран-бенефициаров Инициативы. Многосторонним банкам развития (МБР), поддерживающим свои текущие кредитные рейтинги и низкую стоимость заимствований, следует предпринять дальнейшие совместные усилия в поддержку DSSI, в том числе по обеспечению чистых положительных потоков финансирования в подпадающие под охват DSSI страны в период приостановления выплат в рамках Инициативы, включая срок ее продления. По состоянию на 13 ноября 2020 года 46 стран направили запросы на участие в DSSI, что согласно имеющейся оценке, позволит им приостановить выплаты по обслуживанию долга на сумму в 5,7 млрд долл. США в 2020 году.

8. С учетом масштаба вызванного COVID-19 кризиса, рисков долговой устойчивости и ухудшения экономических перспектив во многих странах с низким уровнем дохода, мы признаем, что после завершения DSSI может потребоваться индивидуальная работа с долговыми обязательствами отдельных стран. В этой связи мы утверждаем Общие принципы по урегулированию долга после завершения DSSI, которые также одобрены Парижским клубом.

9. Принимаемые нами ответные меры в связи с кризисом, вызванным COVID-19, знаменуют собой решающий момент в нашей истории. С опорой на преимущества нашей взаимосвязанности мы устраним слабые стороны, выявленные данным кризисом, предпримем необходимые шаги, чтобы выйти из него и стать сильнее, и будем работать над тем, чтобы будущие поколения чувствовали себя в большей безопасности, нежели мы.

B. Обеспечение устойчивого и долгосрочного восстановления

10. Здравоохранение: Мы обязуемся укреплять глобальную готовность к пандемиям, предупреждению, обнаружению и реагированию на них. Вновь подтверждаем нашу приверженность полному соблюдению Международных медико-санитарных правил ВОЗ (ММСП, 2005 год), повышению эффективности их осуществления, в том числе за счет укрепления потенциала нуждающихся стран, и продолжению обмена актуальными, прозрачными и стандартизированными данными и информацией. Мы подчеркиваем важность мандатов системы ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего ВОЗ, по координации и поддержке глобальных мер реагирования на пандемию коронавируса, одновременно принимая во внимание проводимые оценочные мероприятия, подтверждение ВОЗ приверженности прозрачности, необходимость повышения общей эффективности ее работы, а также ключевое значение усилий самих государств-членов. Мы принимаем к сведению оценку пробелов в готовности к пандемии коронавируса, проведенную профильными международными организациями, и ожидаем результатов работы Независимой комиссии по оценке готовности и эффективности ответных мер на пандемию, а также Комитета экспертов по обзору ММСП по оценке глобальных мер реагирования в области здравоохранения на пандемию COVID-19 в соответствии с резолюцией Всемирной ассамблеи здравоохранения о борьбе с коронавирусом. Выражаем признательность председательству Саудовской Аравии за инициативу по обсуждению вопроса о необходимости поиска долгосрочных решений для устранения пробелов в области обеспечения глобальной готовности и реагирования на пандемию, включая предложение в отношении обеспечения доступа к средствам борьбы с пандемиями, и рассчитываем на продолжение указанной дискуссии в период следующего председательства Италии.

11. Крайне важное значение для прогресса в деле достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) имеют исправно функционирующие, основанные на ценностном подходе, инклюзивные и устойчивые системы здравоохранения. Мы вновь подтверждаем важность финансирования ВОУЗ в развивающихся странах. Мы приветствуем создание Глобального инновационного центра по вопросам ценностной медицины, с которым страны могут взаимодействовать на добровольной основе. Мы продолжим заниматься проблемами устойчивости к противомикробным препаратам (УПП) и зоонозных заболеваний на основе подхода «Единое здоровье»; поддержкой и ускорением исследований и разработок новых противомикробных препаратов; обеспечением доступа к существующим противомикробным препаратам при одновременном благоразумном подходе к этому вопросу; а также дальнейшей работой по борьбе с инфекционными и неинфекционными заболеваниями.

12. Торговля и инвестиции: Сегодня как никогда прежде важна поддержка многосторонней системы торговли. Мы будем стремиться к достижению цели свободной, справедливой, инклюзивной, недискриминационной, прозрачной, предсказуемой и стабильной торгово-инвестиционной среды и сохранения открытости наших рынков. Мы будем по-прежнему способствовать обеспечению равных условий в целях создания благоприятной среды для бизнеса. Мы утверждаем План действий «Группы двадцати» по поддержке мировой торговли и инвестиций в условиях пандемии COVID-19. Мы признаем вклад Эр-Риядской инициативы по вопросам будущего Всемирной торговой организации (ВТО), которая дала дополнительную возможность для обсуждения и подтверждения целей и основополагающих принципов многосторонней торговой системы, а также позволила нам выразить неизменную политическую поддержку необходимой реформе ВТО, в том числе в преддверии 12-й Министерской конференции ВТО. Мы признаем необходимость повышения устойчивости и прочности национальных, региональных и глобальных цепочек поставок, которые способствуют устойчивому встраиванию развивающихся и наименее развитых стран в торговую систему, и поддерживаем цель содействия инклюзивному экономическому росту, в том числе за счет расширения участия микро-, малых и средних предприятий (ММСП) в международной торговле и инвестициях. Мы отмечаем наличие структурных проблем в ряде отраслей, таких как избыточные производственные мощности, которые могут привести к негативным последствиям.

13. Транспорт и путешествия: Мы выражаем приверженность сохранению открытости, надежности и безопасности глобальных транспортных маршрутов, а также адресный, соразмерный, прозрачный и временный характер любых ограничительных мер, принимаемых в связи с COVID-19, в том числе в отношении экипажей воздушных и морских судов, а также обеспечению соответствия таких мер обязательствам по международным соглашениям. Мы продолжим изучать конкретные способы упрощения передвижения людей таким образом, чтобы это не подрывало наши усилия по охране здоровья населения.

14. Международная финансовая архитектура: Мы подтверждаем наше обязательство обеспечить укрепление глобальной системы финансовой безопасности с крепким, основанным на квотном капитале и располагающим достаточными финансовыми ресурсами МВФ и его центральной ролью. Мы остаемся приверженными повторному рассмотрению вопроса об адекватности квот и продолжим процесс реформы управления МВФ в рамках 16-го общего пересмотра квот, включая разработку новой формулы распределения квот в качестве руководства, к 15 декабря 2023 года. Мы призываем МВФ продолжить изучение дополнительных инструментов, которые помогли бы членам Фонда закрыть свои потребности в условиях происходящего кризиса, опираясь на соответствующий опыт в период предыдущих кризисов. Мы также поддерживаем расширенную помощь МВФ малым развивающимся странам в преодолении стоящих перед ними особых вызовов. Помимо антикризисных мер, мы призываем МВФ подготовить анализ потребностей во внешнем финансировании развивающихся стран с низким уровнем доходов в предстоящие годы и вариантов устойчивого финансирования, а ГВБ – расширить свою работу и по-новому задействовать инструменты в целях мобилизации частного финансирования для этих стран. Мы приветствуем Рамочные принципы «Группы двадцати» для эффективных страновых платформ и пилотные страновые платформы, которые уже были развернуты, и ожидаем дальнейших докладов МБР о прогрессе в этой области. Мы будем укреплять долгосрочную устойчивость финансовой системы и поддержим экономический рост, в том числе за счет содействия устойчивости потоков капитала и развития внутренних рынков капитала.

15. Инвестиции в инфраструктуру: Инфраструктура является источником экономического роста и материального благополучия и имеет решающее значение для обеспечения восстановления и устойчивости мировой экономики. Мы утверждаем Эр-Риядскую повестку дня по технологиям в инфраструктуре (Инфра Тех), которая призвана содействовать использованию технологий в инфраструктуре в целях повышения эффективности инвестиционных решений, практической отдачи от вложенных средств и качества инвестиций в инфраструктуру для достижения более весомых социальных, экономических и экологических результатов. В соответствии с Дорожной картой по развитию инфраструктуры как класса активов мы приветствуем доклад «Группы двадцати»/ОЭСР по сотрудничеству с институциональными инвесторами и управляющими активами в области инвестиций в инфраструктуру, который излагает взгляды инвесторов на проблемы и вызовы, влияющие на частные инвестиции в инфраструктуру, и представляет рекомендации по мерам реагирования на них. Мы нацелены на рассмотрение возможностей продолжения этой работы в гибком ключе, избегая дублирования с другими инициативами, с участием заинтересованных МБР и международных организаций. Мы также будем продвигать работу, связанную с Принципами «Группы двадцати» по инвестированию в качественную инфраструктуру.

16. Вопросы финансового сектора: Мы выражаем приверженность принципам Совета по финансовой стабильности (СФС), на которых основываются национальные и международные меры по противодействию пандемии COVID-19, в том числе в части необходимости обеспечения соответствия наших действий международным стандартам. Мы поручаем СФС продолжать осуществление мониторинга рисков в финансовом секторе, заниматься вопросами процикличности и кредитоспособности, а также обеспечением координации регуляторных и надзорных мер. Мы приветствуем комплексный обзор СФС кризисных явлений в марте 2020 года и его рабочий план по повышению устойчивости небанковского финансового сектора. Пандемия вновь подтвердила необходимость совершенствования условий для глобальных трансграничных платежей в целях содействия более дешевому, быстрому, доступному и прозрачному проведению платежей, включая денежные переводы. Мы утверждаем Дорожную карту «Группы двадцати» по совершенствованию трансграничных платежей. Мы поручаем СФС при координации с другими международными организациями и органами стандартизации осуществлять мониторинг прогресса в реализации этой дорожной карты, пересматривать ее содержание и ежегодно представлять «Группе двадцати» соответствующий доклад. Мы ожидаем завершение СФС оценки воздействия реформ системно значимых кредитных учреждений в 2021 году. Кроме того, мы подтверждаем важность организованного перехода от ставки LIBOR к альтернативным финансовым индикаторам до конца 2021 года. Мобилизация устойчивого финансирования и развитие финансовой инклюзивности имеют важное значение для мирового экономического роста и стабильности. СФС продолжает оценку влияния изменения климата на финансовую стабильность. Мы приветствуем активизацию участия частного сектора и повышение прозрачности в указанных областях.

17. Исходя из того, что ответственные технологические инновации могут принести значительные выгоды для финансовой системы, мы тщательно отслеживаем ситуацию и проявляем бдительность в отношении текущих и возникающих рисков. Так называемые глобальные стейблкоины не должны поступать в обращение до тех пор, пока соответствующие правовые, регуляторные и надзорные требования не будут сформированы надлежащим образом и не обеспечат соблюдение применимых стандартов. Мы приветствуем доклады о так называемых глобальных стейблкоинах и других аналогичных похожих инструментах, которые были представлены Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) и МВФ. Мы ожидаем, что органы по стандартизации с учетом содержания этих докладов произведут ревизию существующих стандартов и внесут в них необходимые изменения. Мы также ожидаем, что МВФ продолжит работу по изучению макрофинансовых последствий использования цифровых валют и так называемых глобальных стейблкоинов.

18. Мы поддерживаем ответные меры политики в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, подробно изложенные в докладе ФАТФ, посвященном проблематике противодействия пандемии COVID-19, и вновь подтверждаем нашу поддержку ФАТФ в качестве глобального органа по стандартизации в области профилактики и борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения. Мы подтверждаем нашу твердую приверженность пресечению всех источников, методов и каналов этих угроз. Мы подтверждаем нашу приверженность укреплению глобальной сети региональных органов ФАТФ, в том числе посредством поддержки их экспертизы при проведении взаимных оценок, и призываем к полному, эффективному и быстрому внедрению стандартов ФАТФ во всем мире. Мы приветствуем ужесточение стандартов ФАТФ для совершенствования глобальных усилий по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения.

19. Цифровая экономика: Подключение к сети, цифровые технологии и меры политики сыграли ключевую роль в укреплении наших ответных действий в связи с пандемией и содействии продолжению экономической деятельности. Мы принимаем к сведению Набор мер политики в поддержку цифровизации бизнес-моделей во время пандемии COVID-19. Мы признаем, что универсальное, надежное и доступное подключение к сети является основополагающим фактором для развития цифровой экономики, а также катализатором инклюзивного роста, инноваций и устойчивого развития. Мы признаем важность свободного перемещения данных на условиях доверия и трансграничных потоков данных. Мы вновь подтверждаем роль данных для целей развития. Мы выступаем за содействие формированию открытой, справедливой и недискриминационной среды, а также за защиту и расширение прав и возможностей потребителей при одновременном решении проблем, связанных с обеспечением неприкосновенности частной жизни, защиты данных, защиты прав интеллектуальной собственности и обеспечения безопасности. За счет решения этих проблем в рамках соответствующей применимой нормативно-правовой базы мы сможем и далее способствовать обеспечению свободного перемещения данных и укреплению доверия среди потребителей и бизнеса. Мы признаем важность работы с заинтересованными сторонами в целях подключения к сети всего человечества путем ускорения распространения Интернета по всему миру и устранения разрывов в цифровой сфере. Мы признаем важность обеспечения безопасности в цифровой экономике и приветствуем Примеры практического опыта стран «Группы двадцати» в области обеспечения безопасности в цифровой экономике. Мы продолжим поощрять дискуссии всех заинтересованных сторон в целях содействия инновационной деятельности и применению ориентированного на человека подхода к искусственному интеллекту (ИИ) с учетом Примеров мер национальной политики стран «Группы двадцати» в поддержку Принципов «Группы двадцати» в области развития ИИ. Мы приветствуем Практики «Группы двадцати» по умной мобильности в качестве вклада в обеспечение благополучия и устойчивости «умных городов» и поселений, а также Дорожную карту «Группы двадцати» по выработке общего подхода к измерению цифровой экономики.

20. Международное налогообложение: Мы намерены продолжать наше сотрудничество в целях создания в глобальном масштабе справедливой, устойчивой и современной международной налоговой системы. Мы приветствуем доклады по «первому направлению» и «второму направлению», которые были одобрены для обнародования в рамках Инклюзивного механизма по реализации Плана «Группы двадцати»/ОЭСР по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS). На этой прочной основе мы остаемся приверженными обеспечению дальнейшего прогресса по этим двум направлениям и настоятельно призываем Инклюзивный механизм «Группы двадцати»/ОЭСР по BEPS рассмотреть остающиеся вопросы с целью выхода на глобальное и основанное на консенсусе решение к середине 2021 года. Мы приветствуем доклад о налоговых последствиях использования виртуальных валют, одобренный Инклюзивным механизмом «Группы двадцати»/ОЭСР по BEPS. Мы приветствуем прогресс, достигнутый в применении согласованных на международном уровне стандартов налоговой прозрачности и в области внедрения автоматического обмена налоговой информацией. Мы продолжим оказывать поддержку развивающимся странам в укреплении потенциала их налоговой системы для создания устойчивой базы налоговых поступлений.

21. Борьба с коррупцией: Мы продолжим подавать пример в глобальной борьбе с коррупцией. В этой связи мы приветствуем проведение первой министерской встречи «Группы двадцати» по противодействию коррупции. Мы продолжим поощрять честность и неподкупность на глобальном уровне в усилиях по борьбе с пандемией; мы утверждаем Призыв к действию против коррупции в связи с COVID-19. Мы привержены работе в многостороннем формате со всеми заинтересованными сторонами в целях предупреждения и пресечения коррупции, в том числе с участием международных организаций, гражданского общества, средств массовой информации и частного сектора. Мы приветствуем Эр-Риядскую инициативу по укреплению международного сотрудничества между антикоррупционными правоохранительными органами. Мы утверждаем Предложения по действиям «Группы двадцати» в отношении международного сотрудничества против коррупции и экономических преступлений и преступников и возврату активов. Мы приветствуем реформированный подход к Антикоррупционному отчетному докладу «Группы двадцати» и утверждаем Принципы высокого уровня «Группы двадцати»: по разработке и реализации национальных антикоррупционных стратегий; по повышению прозрачности госсектора через использование информационных и коммуникационных технологий; по повышению прозрачности в приватизации и государственно-частном партнерстве. Мы приложим конкретные усилия к 2021 году по введению уголовной ответственности за подкуп иностранных должностных лиц и внедрению законодательства о подкупе иностранных должностных лиц в соответствии со Статьей 16 Конвенции ООН против коррупции (КПК) и с учетом возможного присоединения всех государств «Группы двадцати» к Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Мы приветствуем присоединение Саудовской Аравии к Рабочей группе ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

С. Восстановление экономики на инклюзивной основе и преодоление неравенства

22. Устойчивое развитие: Социально-экономические последствия пандемии диктуют необходимость наращивания усилий по искоренению бедности и устранению неравенства с тем, чтобы никто не был забыт. Мы утверждаем План «Группы двадцати» по поддержке мер по борьбе с COVID-19 и восстановлению экономики в развивающихся странах, Руководящие принципы «Группы двадцати» по созданию качественной инфраструктуры для обеспечения региональной взаимосвязанности и Рамочные основы финансирования устойчивого развития. Мы намерены и далее играть ведущую роль в содействии своевременной реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и Аддис-Абебской программы действий. Эр-Риядский актуализированный обзор, основанный на Плане действий «Группы двадцати» по Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и содержащий новые рамочные основы отчетности, обозначает коллективные и конкретные действия «Группы двадцати», способствующие осуществлению Повестки-2030 и ее Целей устойчивого развития. Мы преисполнены решимости оказывать содействие странам Африки в преодолении кризиса, в том числе за счет изучения более устойчивых подходов к финансированию экономического роста в Африке. Мы подчеркиваем нашу неизменную поддержку Инициативы «Группы двадцати» по содействию промышленному развитию в Африке и наименее развитых странах, Партнерства «Группы двадцати» с Африкой, Соглашения с Африкой и других соответствующих инициатив. Мы остаемся приверженными противодействию незаконным финансовым потокам.

23. Доступ к возможностям: Кризис продолжает ложиться тяжелым социально-экономическим бременем в первую очередь на наиболее уязвимые группы населения, что указывает на необходимость улучшения доступа к возможностям для всех. Мы продолжим предпринимать усилия по сокращению неравенства в духе наших прежних обязательств по содействию инклюзивному росту. Мы утверждаем Набор мер политики «Группы двадцати» по улучшению доступа к возможностям для всех, который может быть использован для поддержки срочных мер по преодолению пандемии COVID-19 и перехода к уверенному, устойчивому, сбалансированному и инклюзивному восстановлению экономики. Мы также утверждаем Руководящие принципы высокого уровня «Группы двадцати» по цифровой финансовой доступности для молодежи, женщин, малых и средних предприятий, разработанные Глобальным партнерством по расширению доступа к финансовым услугам (GPFI). Мы приветствуем План действий «Группы двадцати» по расширению доступа к финансовым услугам от 2020 года, который будет служить ориентиром в работе GPFI на ближайшие три года.

24. Занятость: Преодоление катастрофических последствий пандемии на рынке труда по-прежнему является нашей приоритетной задачей, поскольку миллионы работников продолжают терять рабочие места и источники дохода. Мы считаем важным сохранение и поощрение создания достойных рабочих мест для всех, в особенности для женщин и молодежи. Мы поддерживаем обеспечение доступа к всеобъемлющим, надежным и адаптивным механизмам социальной защиты для всех, в том числе для занятых в неформальном секторе экономики, и призываем к использованию Вариантов мер политики для адаптации механизмов социальной защиты к изменениям схем организации занятости. Мы признаем важную роль политики и программ по обеспечению занятости для содействия созданию рабочих мест, а также поощряем использование социального диалога. Мы продолжим оказывать работникам поддержку посредством возможностей их профессиональной подготовки и переподготовки. Мы принимаем к сведению Доклад МОТ и ОЭСР о воздействии COVID-19 на мировые рынки труда. Мы утверждаем Дорожную карту «Группы двадцати» в отношении молодежи на период до 2025 года, которая призвана способствовать достижению установленной по итогам саммита в Анталье цели по снижению доли молодежи, наиболее подверженной риску надолго остаться вне рынка труда, на 15 процентов в странах «Группы двадцати» к 2025 году. Мы призываем МОТ и ОЭСР продолжать следить за указанными вопросами. Мы продолжим наши усилия по искоренению детского труда, принудительного труда, незаконной торговли людьми и современного рабства в сфере труда.

25. Расширение прав и возможностей женщин: Поскольку кризис намного сильнее затронул многих женщин, мы намерены работать над обеспечением того, чтобы пандемия не привела к усугублению гендерного неравенства и подрыву достигнутого в последние десятилетия прогресса. С учетом соответствующих деклараций, программ и призывов к действиям в рамках ООН в области расширения прав и возможностей женщин и девочек, мы вновь подтверждаем важность вопроса расширения прав и возможностей женщин и девочек во всех аспектах нашей политики и признаем, что женщины являются одной из ключевых движущих сил экономического роста. Мы продолжим работу по обеспечению гендерного равенства, а также по борьбе со стереотипами, сокращению разницы в уровнях оплаты труда и решению проблемы неравномерного распределения между мужчинами и женщинами неоплачиваемой работы и обязанностей по уходу. Мы активизируем усилия по достижению цели Брисбенского саммита, направленной на сокращение разрыва в уровнях занятости мужчин и женщин на 25 процентов к 2025 году при одновременном улучшении качества занятости женщин; призываем МОТ и ОЭСР и далее вносить вклад в поддержку нашей работы; рассчитываем на разработку дорожной карты в этой сфере под руководством следующего председательства. Мы намерены предпринимать шаги по ликвидации барьеров для участия женщин в экономической и предпринимательской деятельности. Мы приветствуем начало работы в период председательства Саудовской Аравии Альянса частного сектора за расширение прав и возможностей женщин, а также повышение их представленности в экономике (EMPOWER), которая нацелена на продвижение женщин на руководящие должности.

26. Образование: Мы предприняли шаги по смягчению последствий пандемии COVID-19 в сфере образования. Мы подчеркиваем важность продолжения образовательного процесса в условиях кризиса посредством реализации мер, в зависимости от обстоятельств, по обеспечению безопасности очного обучения, эффективности и качества дистанционного обучения, а также смешанных методик преподавания и обучения. Залогом достижения более благоприятного будущего и успеха в борьбе с неравенством по-прежнему является инклюзивное, равноправное и качественное образование для всех, в особенности для девочек. Такое образование составляет основу личностного развития, так как дает детям, молодежи и взрослым знания, формирует навыки, ценности и установки, необходимые для полного раскрытия их потенциала. Мы подтверждаем важность повышения доступности и возможности получения качественного дошкольного образования, подготовки и сохранения квалифицированных кадров. Мы признаем значение содействия интернационализации образования при одновременном уважении национального и регионального законодательства, норм и политики.

27. Туризм: Совместно с заинтересованными сторонами, в том числе частным сектором, мы продолжим наши усилия по содействию восстановлению туристической отрасли и путешествий после пандемии. Мы приветствуем Инициативу по общинному туризму в качестве импульса для восстановления этого сектора, в том числе креативной экономики. Мы утверждаем Руководящие принципы «Группы двадцати» в отношении инклюзивного развития общин через туризм и поощряем использование Аль-Ульской рамочной программы инклюзивного общинного развития при помощи туризма, направленные на создание рабочих мест, расширение возможностей местных общин, в особенности сельских, защиту планеты и сохранение культурного наследия. Мы также утверждаем Руководящие принципы «Группы двадцати» в отношении действий по обеспечению безопасных и беспрепятственных путешествий и приветствуем учреждение Рабочей группы «Группы двадцати» по туризму.

28. Миграция и вынужденное перемещение: Мы подчеркиваем важность совместных действий в целях: смягчения воздействия пандемии на находящиеся в уязвимом положении группы населения, к которым могут относиться беженцы, мигранты и вынужденно перемещенные лица; реагирования на растущие гуманитарные потребности; а также устранения первопричин перемещения. Мы принимаем во внимание ежегодный Доклад для «Группы двадцати» 2020 года по тенденциям и подходам в области международной миграции и насильственного перемещения, подготовленный ОЭСР в сотрудничестве с МОТ, Международной организацией по миграции (МОМ) и Верховным комиссаром ООН по делам беженцев (ВКБ ООН). Мы продолжим диалог по различным аспектам этих вопросов в «Группе двадцати».

D. Обеспечение устойчивого будущего

29. Окружающая среда, энергетика, климат: Наиболее актуальные задачи нашего времени – предотвращение ухудшения состояния окружающей среды, сохранение, устойчивое использование и восстановление биоразнообразия, сохранение наших океанов, повышение чистоты воздуха и воды, реагирование на стихийные бедствия и экстремальные погодные явления, а также борьба с изменением климата. В ходе восстановления после пандемии мы привержены защите нашей планеты и созданию более устойчивого с точки зрения окружающей среды и инклюзивного будущего для всех людей.

30. В преддверии предстоящей 15-й Конференции Сторон (КС) Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) мы укрепляемся в решимости сохранять морскую и наземную окружающую среду. Мы запускаем Глобальную платформу по ускорению научных исследований коралловых рифов в целях сохранения коралловых рифов и Глобальную инициативу по снижению деградации земель и усилению охраны наземной среды обитания с целью предотвращения, остановки и обращения вспять процесса деградации земель. На базе существующих инициатив мы разделяем стремление к 2040 году добиться на добровольной основе сокращения площади деградированных земель на 50 процентов. Мы подтверждаем нашу приверженность сокращению дополнительного загрязнения морскими пластиковыми отходами в соответствии с Осакской стратегией для синего океана, а также прекращению незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла.

31. Мы подчеркиваем нашу сохраняющуюся решимость обеспечить стабильное и бесперебойное энергоснабжение в целях достижения экономического роста в условиях преодоления вызовов пандемии коронавируса. Мы признаем важность ускорения всеобщего доступа к недорогой и надежной энергии для всех с опорой на инновации в использовании различных видов топлива и технологий и в соответствии с национальными обстоятельствами, в том числе в целях обеспечения доступа к чистой энергии для приготовления пищи и к электричеству. В этой связи мы признаем важность использования самого широкого спектра видов топлива и технологий с учетом национальных условий, а также осуществления различных вариантов энергоперехода на основе концепции 3E+S (энергетическая безопасность, экономическая эффективность, защита окружающей среды + надежность). Мы признаем важность поддержания бесперебойных потоков энергии и изучения путей повышения энергетической безопасности и стабильности рынков при содействии открытым, конкурентным и свободным международным энергетическим рынкам. Мы утверждаем Инициативу «Группы двадцати» по доступу к экологически чистому приготовлению пищи и энергии и Документ о сотрудничестве «Группы двадцати» в области энергетической безопасности и стабильности рынков. Мы приветствуем меры и рекомендации Специальной фокусной группы по энергетике, которые были утверждены министрами энергетики участвовавших в ней стран, по ребалансировке энергетических рынков и сохранению краткосрочных и долгосрочных инвестиций. Мы подтверждаем наше совместное обязательство в среднесрочной перспективе оптимизировать и постепенно ликвидировать неэффективные субсидии для ископаемого топлива, которые приводят к расточительному потреблению, одновременно оказывая целевую поддержку наиболее бедным группам населения.

32. Мы утверждаем Платформу углеродной экономики замкнутого цикла, основанную на принципах 4R (сокращение, повторное использование, переработка и захоронение), признавая особую важность и стремление сократить выбросы при учете параметров эффективности системы и национальных обстоятельств. Указанная платформа предлагает добровольный, целостный, интегрированный, инклюзивный, прагматичный и взаимодополняющий подход для содействия экономическому росту при одновременном более ответственном обращении с окружающей средой путем регулирования выбросов парниковых газов во всех секторах, включая в числе прочего, энергетику, промышленность, транспорт и продовольственную отрасль. Мы признаем в этой связи наличие разнообразных добровольных возможностей и их ускоренного использования, как это отмечается в Руководстве для Платформы по углеродной экономике замкнутого цикла. Мы принимаем во внимание доклады председательства о деятельности Рабочей группы по климату, которые могут быть использованы в качестве инструментария для решения проблем устойчивого развития, в том числе для борьбы с изменениями климата с учетом национальных обстоятельств. Мы также признаем важность достижению сопряжения между мерами в области изменения климата по адаптации и смягчению, в том числе на основе природоподобных решений и экосистемного подхода.

33. В преддверии 26-й сессии КС Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) в Глазго и 15-й сессии КС КБР в Куньмине мы вновь заявляем о нашей поддержке решению насущных проблем в области окружающей среды, таких как изменение климата и сокращение биоразнообразия при одновременном поощрении экономического роста, энергетической безопасности и всеобщего доступа к энергии, а также защиты окружающей среды. Подписанты Парижского соглашения, подтвердившие на саммите в Осаке свою твердую приверженность его реализации, вновь объявляют о своей приверженности его полному осуществлению на основе общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей с учетом национальных обстоятельств. Указанные подписанты напоминают о призыве 21-й сессии КС РКИК ООН сообщить или обновить определяемые на национальном уровне вклады, которые отражают максимально возможный уровень, как это предусматривается их обязательствами в рамках Парижского соглашения, принимая во внимание связанные с ними средства осуществления; а также подчеркивают важность предоставления и мобилизации финансовых ресурсов из широкого круга источников в целях оказания помощи развивающимся странам в их действиях по адаптации и смягчению в соответствии с РКИК ООН и Парижским соглашением, подтверждая важность международного сотрудничества. Кроме того, подписанты вновь призывают представить до конца 2020 года стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов. Указанные подписанты напомнили об обязательстве развитых стран сообща мобилизовать до конца 2020 года сумму в размере 100 млрд долл. США на ежегодной основе для удовлетворения нужд развивающихся стран. Все члены «Группы двадцати» также продолжают поддерживать усилия и использовать все имеющиеся подходы, направленные на содействие ответственному отношению к окружающей среде в интересах будущих поколений, и подчеркивают, что для решения этих проблем необходимы дальнейшие глобальные усилия при сохранении здоровых экономик, способствующих экономическому росту, созданию достойных рабочих мест и инновациям.

34. Сельское хозяйство: Мы вновь подтверждаем нашу приверженность решению проблем в области продовольственной безопасности и питания, а также повышению эффективности, надежности и устойчивости продовольственных и сельскохозяйственных цепочек поставок, особенно в условиях пандемии. Для обеспечения населения планеты продовольствием необходим существенный рост ответственного инвестирования в сельское хозяйство и продовольственные системы, в связи с чем мы утверждаем Эр‑Риядское заявление «Группы двадцати» об активизации внедрения ответственного инвестирования в сельское хозяйство и продовольственные системы. Мы признаем цель добровольного установления промежуточных страновых показателей по наращиванию усилий, направленных на сокращение вдвое в пересчете на душу населения общемирового объема продовольственных потерь и пищевых отходов к 2030 году.

35. Вода: Мы признаем, что доступное, надежное и безопасное водоснабжение и санитарно-гигиенические услуги имеют важнейшее значение для жизни человека и что доступ к чистой воде является неотъемлемым условием преодоления пандемии. Мы приветствуем Диалог «Группы двадцати» по воде как основу для обмена передовыми практиками и содействия инновациям и новым технологиям на добровольной основе, которая придаст устойчивость, надежность и комплексный характер управлению водными ресурсами.

36. Мы ценим усилия по сохранению здоровья людей путем переноса массовых общественных мероприятий на более поздние сроки. Мы приветствуем намерение Японии провести Олимпийские и Паралимпийские игры 2020 года в Токио в следующем году в ознаменование человеческой стойкости и общемирового единства в преодолении COVID-19. Мы также признательны Объединенным Арабским Эмиратам за готовность провести в следующем году международную выставку «ЭКСПО-2020». С нетерпением ожидаем зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине.

37. Мы благодарим международные организации за их ценный вклад в форме докладов и экспертного консультирования. Мы празднуем 75-летие Организации Объединенных Наций. Мы выражаем признательность общественным группам по взаимодействию с «Группой двадцати» за их полезную работу.

38. Мы благодарим Саудовскую Аравию за проведение успешного Эр-Риядского саммита и его вклад в работу «Группы двадцати». Мы ожидаем наших следующих встреч в Италии в 2021 году, Индонезии в 2022 году, Индии в 2023 году и Бразилии в 2024 году.

Ссылка: http://www.kremlin.ru/supplement/5585

Печать

Ъ: Сколько дождя выпадает в Крыму

В последние годы практически каждый туристический сезон в Крыму все явственнее проявляется проблема водообеспеченности, напрямую связанная с недостаточной наполняемостью водохранилищ. В научном сообществе бытует мнение, что это прямое следствие климатических изменений режима атмосферных осадков. Давайте посмотрим, так ли это.

Реки наземные и подземные

В 2015 году Украина приостановила поступление вод Днепра в Крым по Северо-Крымскому каналу. Если не считать незначительного на общем фоне забора воды из артезианских скважин, единственным источником пресной воды на полуострове остались водохранилища, которые питаются реками, а дебет рек, в свою очередь, в теории зависит от количества атмосферных осадков, выпадающих над их водосборными бассейнами. Но водосборный бассейн крымских рек имеет особенности.

Для всех рек западного склона Ай-Петринской яйлы, в верховьях которых расположены основные водохранилища, характерен смешанный тип питания: дождевое и подземное (карстовое), с преобладанием дождевого. Вершины Крымских гор Главной гряды, яйловые плато и верхние части склонов сложены из легкорастворимых известняков, вследствие чего в земной поверхности образуются различного рода полости — пещеры, каналы, естественные шахты и колодцы.

Главная гряда и ее склоны составляют единую гидрогеологическую систему, в которой верхняя часть является областью питания подземных вод, в средней части склонов происходит накопление карстовых вод, а нижние части склонов Главной гряды находятся в области разгрузки карстовых вод. Закарстованные известняки поглощают атмосферные осадки и после их некоторой циркуляции по пустотам подпитывают поверхностные речные воды или выходят на поверхность в виде родников.

Количественная оценка роли карста в формировании подземного стока рек, а также расчет подземного притока в реки полуострова является до сих пор не решенной задачей. Именно по этой причине прямой зависимости между годовыми осадками и стоком рек северных склонов Крымских гор не было обнаружено. Тем не менее годовые или полугодовые суммы атмосферных осадков в некоторой степени могут характеризовать водоносный «потенциал» рек, поскольку косвенно характеризуют объемы накапливаемых вод в толще карстовых пород и поступление атмосферной воды на поверхность водосбора рек, питающих основные водохранилища Крыма.

Карта распределения нормы годового количества осадков (в мм) на территории Крымского полуострова

На основе обобщенных данных наблюдений за атмосферными осадками за последние 60 лет были построены карты распределения нормы годового количества осадков (в мм) на территории Крымского полуострова. Пример такой карты приведен на рисунке. На ней хорошо видно, что с ростом высоты местности над уровнем моря увеличивается норма осадков. Наибольшее количество осадков (более 1000 мм) отмечается на вершинах и склонах Крымских гор. Кроме этого, пик выпадения атмосферных осадков в горах, в отличие от равнин, приходится на холодное полугодие. И именно в этот период года формируется основной водоносный «потенциал» водохранилищ. Интенсивные, но непродолжительные летние ливни кардинально повлиять на накопление воды в них не могут.

Потеплело, но дождей меньше не стало

Однако со временем режим осадков может меняться. В последние десятилетия многие чрезвычайные ситуации природного происхождения принято связывать с изменением планетарного климата вследствие глобального потепления. Вот и проблему воды в Крыму часто связывают с этим феноменом.

В период прогрессирующего глобального потепления наблюдаются сдвиги по широте некоторых атмосферных характеристик. Отмечается и сдвиг в северном направлении траекторий циклонов, перемещающихся с Северной Атлантики на Западную Европу и Европейскую территорию России. С ними в регионы России приходит тепло и влага с северной части Атлантики. Следствием этого является учащение теплых зим с обильными осадками, смещение сроков таяния снега и наступления половодий. А во многих южных регионах при этом отмечается иная картина — «сухая» зона субтропиков наступает на южную часть сельскохозяйственной зоны средних широт, нанося ей заметный ущерб в виде учащения засух и дефицита влаги.

Климатические тенденции, наблюдаемые в Крыму, не являются исключением из известных глобальных тенденций. За последние 30 лет в Крыму наблюдается устойчивая тенденция к потеплению. Начиная с середины 1980-х годов каждое новое десятилетие характеризуется более высокими средними величинами температуры приземного воздуха. Например, в Севастополе, куда пресная вода поступает из крупнейшего в Крыму Чернореченского водохранилища (запас воды 64,2 млн м3), за период 1985–2018 годов темп роста температуры воздуха составил +0,7°С каждые десять лет (см. красную линию на рисунке).

Среднегодовая температура приземного воздуха в Севастополе за период 1960–2018 годов

Существуют свидетельства того, что на фоне глобального потепления изменяется и режим осадков обширных территорий. Так, в среднем по России за последние 40 лет темпы роста годовых сумм атмосферных осадков составили 2,1% за десять лет. Однако на региональном уровне тенденции изменений могут быть не столь однозначными, и пример тому — Крым. На рисунке представлен многолетний ход количества осадков, осредненных по территории Крымских гор и предгорий. Как видно, здесь, в отличие от температуры приземного воздуха, временной ход количества осадков не имеет ярко выраженной тенденции изменения.

Многолетний ход среднего количества атмосферных осадков на территории Крымских гор и предгорий

В последние 8 лет отмечается относительно засушливый период. Годы с аномально низким количеством осадков были в Крыму и раньше, но для количественной оценки изменения климата климатологи обычно используют разность между 30-летними климатическими нормами той или иной метеорологической величины, характеризующими климатические условия начального и конечного периодов. На диаграме черными горизонтальными линиями отмечены нормы количества осадков за текущий (с 1991 года) и предыдущий (1961–1990 годы) климатические периоды. Видно, что разница между нормами неразличима. Выходит, что режим осадков в горной части Крыма, да и на всем полуострове, в целом не изменился. С чем же тогда может быть связана проблема водообеспечения Крыма?

Испарение и «апартаменты у моря»

На наш взгляд, здесь действуют два основных фактора. Первый связан с процессом испарения с поверхности водоемов и соответствующих водосборов, особенно в летний период. В последние десятилетия более интенсивный прогрев поверхности водоемов интенсифицирует испарение.

Одно из последствий потепления в Крыму уже очевидно. Интенсивный прогрев поверхности суши, особенно в летний период, приводит к образованию и развитию в приземном слое атмосферы локальных зон активной конвекции, которые вызывают сильные ливни, часто сопровождающиеся градом и шквалом. Примером подобной ситуации в крымском регионе являются неблагоприятные погодные условия 5 июня 2019 года, когда сильный дождь сопровождался градом. Под ударом стихии оказались 3,5 тыс. гектаров сельхозугодий в шести равнинных районах Крыма.

Согласно открытым ежегодным обзорам Росгидромета, ущерб от опасных гидрометеорологических явлений оценивается примерно в 0,5–1% ВВП в год. Не последнюю роль в этом играет интенсификация опасных явлений, связанных с избытком или недостатком воды. Такие угрозы составляют основную часть экологических проблем — 69%, причем наибольшее число — 52% — из них относят к засухам и 11% к наводнениям.

Интересно, что если нормы годовых сумм осадков не изменились, то частота опасных явлений сильных осадков в Крыму меняется заметно. Так, по данным наблюдений за период 1976–2018 годов, частота явлений очень сильных осадков увеличивается на 2,7 случая каждые десять лет. Но, как уже сказано выше, интенсивные летние ливни кардинально повлиять на уровень запасов воды в водохранилищах не способны.

Второй вероятный фактор, влияющий на водообеспеченность Крыма, отношения к метеорологии не имеет. Это возросшее в последние годы водопотребление, связанное с увеличивающимся населением Крыма — как временно пребывающих здесь (например, отдыхающие в летний сезон), так и переезжающих сюда на постоянное место жительства, нарастающим из года в год вводом в эксплуатацию новых жилых комплексов и, как следствие, возрастающей нагрузкой на водные ресурсы Крыма. Очевидно, что при разработке перспективных концепций водного обеспечения Крыма нельзя не учитывать перспективы демографических изменений в регионе и потенциал жилищно-коммунального «освоения» Крыма.

Но ключевую роль в поиске решения сложившихся проблем, конечно же, играет степень нашего понимания процессов формирования подземного и поверхностного стоков рек, питающих водохранилища Крыма. Тут знания у нас по-прежнему неполные. Поэтому помимо разработок перспективных планов и концепций в первую очередь требуется целенаправленное финансирование научных исследований по изучению гидрогеологии Крыма.

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/4566218

Печать