Признавая важнейшую роль океана в поддержании жизни, экономики и благополучия человека, Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций в 2017 году провозгласила период с 2021 по 2030 гг. «Десятилетием океанической науки в интересах устойчивого развития». В рамках концепции «наука, которая нам нужна для океана, который мы хотим» и миссии по активизации преобразующих решений в области океанической науки для устойчивого развития Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) предпринимает глобальные усилия. Эти усилия направлены на стимулирование междисциплинарных исследований океана для получения знаний, данных и инструментов, необходимых для разработки политики и достижения Целей устойчивого развития посредством повышения уровня знаний, инноваций и управления.
Для формулирования и реализации «Десятилетия океана» группой экспертов был разработан амбициозный план его реализации, который был проведён в ходе широких и открытых консультаций. Цель состоит в том, чтобы подробно описать, как мобилизовать ресурсы в глобальном масштабе, стимулировать инновации, наращивать потенциал, укреплять инфраструктуру и партнёрства, а также содействовать совместно разработанным, ориентированным на решение исследованиям с участием учёных, изучающих естественные и социальные науки, а также различных заинтересованных сторон.
«Десятилетие океана» направлено на решение десяти основных задач, представляющих собой наиболее насущные приоритеты, выявленные заинтересованными сторонами, с упором на преобразующую науку и технологии. «Видение 2030» – это стратегический процесс «Десятилетия океана», призванный определить, каким должен быть успех в решении каждой из этих десяти глобальных задач к 2030 году. «Видение 2030» оценивает текущие тенденции, пробелы и потребности пользователей, а также устанавливает чёткие цели и ориентиры для руководства прогрессом. В нём определены научные знания, наборы данных, ресурсы, партнёрства, развитие потенциала и технологические подходы, необходимые для решения каждой задачи. В нём указаны ключевые ориентиры для оценки прогресса и успеха, а также индикаторы для отслеживания достижений, помогающие оценить воздействие «Десятилетия».
Основные общие действия, вытекающие из «Видения 2030», включают укрепление и расширение коммуникации в области научных потребностей, улучшение связей между политикой и наукой, расширение признания и участия коренных и местных знаний, усиление региональной и национальной координации, инвестиции в развитие потенциала, в технологии и инфраструктуру науки об океане, а также укрепление и расширение стратегических партнёрств для создания новых механизмов финансирования.
Одна из десяти задач (№7) непосредственно связана с устойчивым расширением глобальной системы наблюдений за океаном для улучшения качества данных мониторинга. Наблюдения за океаном предоставляют важнейшие данные о климате, биоразнообразии, состоянии экосистем и загрязнении, позволяя улучшить наши возможности прогнозирования и смягчения антропогенного изменения климата, экстремальных погодных явлений, повышения уровня моря и других глобальных проблем. Устойчивые наблюдения за океаном значительно расширились за последнее столетие: от первых измерений с судов до современных глобальных многоплатформенных сетей наземного и дистанционного зондирования. Эти наблюдения формируют национальную политику и законодательство, поддерживают международные соглашения (например, Рамочную конвенцию Организации Объединённых Наций об изменении климата и Парижское соглашение, Конвенцию о биологическом разнообразии) и вносят вклад в глобальную «голубую экономику». Глобальная система наблюдений за океаном (ГСНО) под эгидой МОК ЮНЕСКО координирует эти усилия на глобальном уровне и определяет стратегию посредством таких рамок, как Рамочная программа наблюдений за океаном и Стратегия ГСНО-2030. Образцовой моделью интегрированной национальной системы наблюдений является Австралийская интегрированная система морских наблюдений (Integrated Marine Observing System, IMOS), которая действует в прибрежных и открытых акваториях Австралии с 2006 года, поддерживая научные исследования, разработку политики и управление. Используя различные объекты (например, прибрежные волномеры, прибрежные и глубоководные причалы, спутниковое дистанционное зондирование, суда-попутчики, планеры, океанические радары, буи Argo и системы слежения за животными), IMOS собирает данные о физических, химических и биологических параметрах и предоставляет к ним полный доступ через портал Австралийской сети океанических данных (Australian Ocean Data Network, AODN).
Достижение глобальной устойчивости и устойчивости в области наблюдений за океаном — это долгосрочная задача. В «Видении 2030» определены конкретные действия по устойчивому расширению глобальной системы наблюдений за океаном, включая: (а) создание разнообразных партнёрств по совместному проектированию, (б) подготовку квалифицированных кадров, (в) развитие инновационных технологий и инфраструктуры и (г) создание инновационных, устойчивых экономических моделей для финансирования наблюдений за океаном.
Сообщество, занимающееся наблюдением за океаном, должно развивать диверсифицированные партнёрства для совместной разработки системы наблюдений, отвечающей их потребностям. Сотрудничество должно выходить за рамки правительств и научных сообществ и охватывать межправительственные органы, политиков, коренные народы, местные сообщества, благотворительные организации, неправительственные организации и частный сектор. Отрасли, связанные с океаном и морем, такие как судоходство, возобновляемые источники энергии, страхование, «голубой углерод», рыболовство и аквакультура, а также секторы, занимающиеся решением проблем климата, всё больше зависят от информации об океане и, следовательно, являются важнейшими партнёрами, имеющими сильные экономические стимулы к участию. Эти партнёрства гарантируют, что системы наблюдений отвечают реальным потребностям, отражают различные системы знаний и максимизируют общественную выгоду. Совместная разработка систем наблюдений с различными партнёрами также гарантирует, что потребности и права различных заинтересованных сторон — правительств, промышленности, коренных общин и местного населения — будут учтены в процессах планирования. Несмотря на то, что IMOS является национальным учреждением Австралии, у него более 100 партнёров на национальном и международном уровнях, включая академические круги, федеральное правительство, региональные и региональные органы власти, музеи, благотворительные фонды и частный сектор. Эти партнёры играют важнейшую роль в работе IMOS, помогая Австралии и её соседям в Тихом и Индийском океанах, особенно малым островным развивающимся государствам, решать сложные экологические, экономические и социальные проблемы. IMOS также признаёт глубокие и непрерывные знания аборигенов и жителей островов Торресова пролива об океанических условиях, их закономерностях, местообитаниях, видах и изменениях окружающей среды, интегрируя традиционные экологические знания с инновационными технологиями для более целостного представления о морской среде Австралии.
Достижение долгосрочной устойчивости зависит от наличия квалифицированных и диверсифицированных кадровых ресурсов по всему миру. Расширение и обучение этих кадров жизненно важны, поскольку океанические наблюдения требуют экспертных знаний на всех этапах формирования данных — от установки приборов и сбора данных до анализа, моделирования и применения данных, — обеспечивая преобразование данных в полезную информацию. По мере роста спроса на навыки, связанные с океаном, особенно в частном секторе, развитие кадровых ресурсов становится как научной необходимостью, так и экономической возможностью. Развитие потенциала особенно важно для малых островных развивающихся государств и наименее развитых стран, где человеческие ресурсы и техническая инфраструктура могут быть ограничены, но где зависимость от океанической информации высока. Успешной моделью является увязка развития потенциала с постоянной деятельностью по мониторингу через существующие сети наблюдений. Этот подход использовался, в частности, Глобальной академией преподавателей океанологии МОК, Научным комитетом по океаническим исследованиям и Партнёрством по наблюдению за Мировым океаном. Эти организации помогают странам наращивать потенциал в области океанологии и мониторинга посредством ресурсов, рекомендаций, научного наставничества, обучения, семинаров, летних школ, часто включающих предоставление времени на судне, стипендий и финансовой поддержки.
Укрепление самой системы наблюдений за океаном имеет решающее значение. Расширение глобального потенциала наблюдений требует модернизации существующих систем и расширения их охвата в недостаточно изученных, но критически важных с точки зрения климата и общества регионах, таких как полюса, малые острова, побережье развивающихся стран, быстро меняющиеся прибрежные экосистемы и глубоководные районы океана. Технологические и социальные инновации играют не менее важную роль. Необходимо разрабатывать и широко распространять доступные и экономически эффективные технологии, снижая технологические барьеры практически до нуля для обеспечения равноправного доступа к ним во всём мире. Ярким примером эффективной и недорогой технологии является «роболимпет» (“robolimpet”) – биомиметическое устройство, автономно и точно измеряющее температуру в течение длительного времени в приливной зоне. Отслеживание местонахождения тюленей, морских черепах и других крупных позвоночных с помощью спутниковых передатчиков, оснащённых океанографическими датчиками, позволяет собирать ценные физические данные в удалённых регионах. Достижения в области искусственного интеллекта и машинного обучения помогут интегрировать разрозненные наборы данных, оптимизировать стратегии наблюдений, улучшить интерпретацию данных и создавать готовые для пользователей продукты. Искусственный интеллект уже производит революцию в мониторинге морского биоразнообразия, помогая обрабатывать, анализировать и визуализировать подводные изображения донных сообществ, полученные с помощью дистанционно управляемых аппаратов, а также большие наборы данных, полученные с помощью анализа экологической ДНК. Преобразование данных в практическую информацию остаётся главной целью. Для создания продуктов, значимых как для экспертной аудитории, так и для пользователей, не имеющих технической подготовки, необходимы интегрированные, совместимые системы данных. Доступ к недоступным данным, особенно государственным и промышленным, наряду с созданием платформ долгосрочного хранения и внедрением передовых практик, значительно повысит качество и охват продукции. Стратегическое сотрудничество между государственными органами, научными кругами, частным сектором, а также местными и коренными носителями знаний также будет способствовать инновациям.
Устойчивые наблюдения за океаном требуют нового экономического мышления. Океанические данные, полученные в результате мониторинга, могут напрямую способствовать развитию «голубой экономики», создавая рабочие места и принося доход, однако долгосрочных механизмов финансирования по-прежнему недостаточно. По скромным оценкам, чистая приведённая стоимость IMOS для австралийского общества за пятьдесят лет окажется 8,3 млрд долларов США, что составит 4,70 доллара США прибыли на каждый доллар инвестиций в IMOS. Чётко сформулированное ценностное предложение, демонстрирующее социальную, экономическую и экологическую отдачу от наблюдений за океаном, крайне важно для привлечения дополнительных инвестиций со стороны правительств, промышленности, благотворительных организаций и новых финансовых субъектов. Диверсификация моделей финансирования и обеспечение инклюзивных, справедливых инвестиционных подходов помогут расширить инфраструктуру наблюдений, поддержать развитие рабочей силы и сократить неравенство в доступе к данным и технологиям.
Успех расширенной устойчивой системы наблюдений за океаном зависит от культурных изменений, которые приведут к признанию наблюдений за океаном как жизненно важной услуги для общества. Наблюдение за океаном должно быть признано всеми как основополагающая услуга, способствующая устойчивости к изменению климата, экономическому развитию и общественному благополучию. Более чёткая коммуникация, улучшенная координация, стратегические инновации и соблюдение принципов, стандартов и передовой практики ГСНО необходимы для внедрения этой идеи на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях.
Ссылка: https://www.science.org/doi/10.1126/science.aed3111