Климатический центр Росгидромета

Новости

Science Advances: Сезонные вариации источника чёрного углерода от сжигания топлива и биомассы в Арктике нуждаются в уточнении

В журнале Science Advances опубликована статья об источниках черного углерода в Арктике. Чёрный углерод оказывает значительное влияние на глобальное потепление в Арктике, однако его источники до сих пор недостаточно изучены, это связано как с недостаточностью данных наблюдений, так и с погрешностями в определении величины его эмиссии. Круглогодичные измерения на основе изотопного анализа показали большие сезонные вариации источников чёрного углерода - устойчивые и синхронные в различных арктических областях. Доминирующими составляющими в этих источниках являются сжигание ископаемого топлива зимой и биомассы летом. Сжигание биомассы составило 39±10% от арктического среднегодового источника чёрного углерода. Сравнение модельных оценок с результатами наблюдений показало их хорошее согласие в концентрациях чёрного углерода, но выявило значительные расхождения в его источниках, обусловленных сжиганием топлива и биомассы. Такое положение дел связано с ошибками в распределении его эмиссии. Выявленный вклад сезонного хода источника чёрного углерода повсюду в Арктике даёт основание полагать, что снижение его выбросов существенно скажется на потеплении и в Арктике, и за её пределами.

Ссылка: http://advances.sciencemag.org/content/advances/5/2/eaau8052.full.pdf

Печать

Nature Communications: Современные глобальные модели недооценивают воздействие климатических экстремальных ситуаций

Международная группа исследователей (J. Schewe et al.) подготовила статью, посвящённую анализу способности современных климатических моделей воспроизводить климатические экстремальные ситуации.

Оценки, полученные с помощью глобальных моделей, облегчают путь к пониманию того, как различные естественные и антропогенные факторы влияют на изменения климата. Модельные прогнозы используются в интегральных оценках изменений климата. В этой работе предпринята попытка проверки на примере ряда отраслей, сколь успешно модели воспроизводят экстремальные климатические ситуации. В основу проверки положены данные о волнах тепла и засухе, имевших место в Европе в 2003 г., которые взяты в качестве исторического аналога будущим катаклизмам. Анализ показал, что большинство моделей недооценивает уровень экстремальности воздействия на такие важные области, как сельское хозяйство, наземные экосистемы, а также рост человеческой смертности при установлении волн тепла. В то же время модели переоценивают влияние климатических экстремумов на водные ресурсы и гидроэнергетику в бассейнах некоторых рек. При этом разброс оценок у разных моделей часто оказывается достаточно большим. Вышесказанное является важным предостережением при проведении полагающихся на модельные результаты экономических оценок последствий изменений климата. Это также означает, что социально-общественные риски, связанные с будущими климатическими экстремальными ситуациями, могут оказаться выше, чем считалось ранее.

Опубликовано в журнале «Nature Communications»: https://www.nature.com/articles/s41467-019-08745-6.pdf

Печать

N+1: Антропогенное изменение климата показали по стандарту пяти сигм

Степень уверенности ученых в том, что изменение климата вызвано деятельностью человека, достигла так называемого «золотого стандарта» в пять сигм, принятого, например, в физике, еще в 2016 году, считают исследователи из США, Канады и Великобритании. Их комментарий опубликован в журнале Nature Climate Change.

Сигмой в статистическом анализе обозначают стандартное отклонение, меру рассеяния случайной величины вокруг ее математического ожидания. Количеством сигм принято определять вероятность того, что истинное значение величины будет отличаться от полученного результата, то есть ваше измерение не верно: чем сигм больше, тем эта вероятность меньше. В физике принято говорить о настоящем открытии, когда удается накопить статистики на пять стандартных отклонений (пять сигм — это 99,9999 процента вероятности неслучайного результата).

Бенджамин Сантер (Benjamin Santer) из Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса и его коллеги в комментарии обсуждают три сорокалетних годовщины, которые в этом году отмечает климатическая наука. Это публикация так называемого доклада Чарни о влиянии выбросов парниковых газов на климат Земли, публикация работы Клауса Хассельмана о проблеме сигнала и шума в климатических исследованиях (работа недоступна в сети), где впервые сделана попытка подтвердить роль человека в изменении климата, и начало спутниковых наблюдений за климатом на американских космических аппаратах.

Авторы, в частности, отмечают, что в докладе Чарни, несмотря на отсутствие у его авторов большого количества данных, которые есть у ученых сегодня, сделаны верные выводы о чувствительности климата к изменению концентрации углекислого газа в атмосфере и даны корректные прогнозы социально-экономических последствий потепления. Массив спутниковых данных за 40 лет позволил применить идеи Хассельмана и с уверенностью обнаружить «человеческий след» в наблюдаемом потеплении тропосферы и похолодании в нижнем слое стратосферы.

«Теперь мы можем ответить на следующий вопрос: когда антропогенный сигнал в стратосферном потеплении впервые появился из шума естественной изменчивости климата? Мы применили для этого метод, родственный методу Хассельмана. Антропогенный сигнал тропосферного потепления с высокой степенью уверенности детектируется во всех трех имеющихся у нас наборах спутниковых данных. В двух из трех наборов сигнал с пятью сигмами — по золотому стандарту физики элементарных частиц — детектируется не позднее 2005 года (в третьем наборе это случилось в 2016 году — N+1). Человечество не может позволить себе игнорировать такие четкие сигналы», — пишут ученые в комментарии.

d68e4a38c1c3ccfceb6f19c877a79c49

Детектирование антропогенного сигнала в трех наборах спутниковых данных (Santer et al. Nature Climate Change, 2019)

В официальном докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата 2013 года заключается, что вероятность того, что недавнее изменение климата с середины 1950-х годов вызвано именно деятельностью человека, оценивается в 95 процентов. Следующий такой доклад запланирован на 2021 год.
Последствия потепления, тем временем, наблюдаются уже сегодня. Австралийское министерство окружающей среды и энергетики недавно официально перевело в категорию вымерших животных рифовую мозаичнохвостую крысу (Melomys rubicola), об исчезновении которой из-за изменения климата ученые сообщили в 2016 году.

Примечание: изначально в новости было неверно указано значение вероятности неслучайного результата, соответствующее пяти сигмам — это не 99,977 процента (что соответствует трем сигмам), а 99,9999 процента. Редакция приносит извинения своим читателям.

Ссылка: https://nplus1.ru/news/2019/02/27/five-sigmas-climate-change

Печать

"Science": Одних естественных мер для борьбы с глобальным потеплением недостаточно

Журнал "Science" опубликовал статью К.Андерсон с соавторами (http://science.sciencemag.org/content/363/6430/933), посвященную "естественным климатическим решениям" проблемы глобального потепления. Стабилизация климата Земли и ограничение роста глобальной температуры двумя градусами (как требует Парижское соглашение) критически зависят от темпов сокращения выбросов парниковых газов. Естественные меры, включающие в себя воздействие на источники выбросов (например, вырубки леса, изменения в методах землепользования и сельскохозяйственной практике) и их стоки (такие как лесопосадки и восстановление деградировавших земель), а также, например, на эмиссию метана от жизнедеятельности крупного рогатого скота, могут существенно сказаться как на климате, так и на людях и состоянии экосистем. В то же время они не снижают необходимости снижать эмиссии парниковых газов, поступающих в атмосферу из энергетического и индустриального секторов экономики. Тем не менее, такие меры должны быть полноправным дополнением, а не альтернативой усилиям по сокращению выбросов парниковых газов из энергетического и индустриального секторов.

Опубликовано в журнале "Science” http://science.sciencemag.org/content/363/6430/933

Печать

РБК: Интервью с Сергеем Гулевым и Андреем Киселевым о недофинансировании Российской гидрометслужбы

Видеозапись интервью: http://tv.rbc.ru/archive/den/5c77cab19a794763219e31b5

В России могут перестать предсказывать природные катаклизмы: https://ura.news/articles/1036277629

 

Печать

Заседание рабочей группы по вопросам изменения климата

Советник Президента РФ, специальный представитель Президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев провёл 25-е заседание межведомственной рабочей группы при Администрации Президента РФ по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития. На заседании рассмотрен вопрос о ходе подготовки итогового доклада главе государства о ратификации Парижского соглашения. По итогам обсуждения принято решение рекомендовать Минприроды России оперативно доработать и представить указанный доклад в целях решения вопроса о целесообразности ратификации Парижского соглашения. Состоялось также обсуждение представленного Минэкономразвития России проекта национального плана адаптации к изменениям климата. Отмечено, что указанный план является ключевым документом стратегического характера, закладывающим адаптационную основу дальнейшего развития страны в условиях изменения климата. О деятельности ИКАО и ИМО в части сокращения выбросов парниковых газов доложил представитель Минтранса России. Подчёркнуто, что ИКАО предпринимает рыночные меры по сокращению выбросов парниковых газов, аналогичная ситуация складывается и в ИМО. Важно владеть формирующейся конъюнктурой, адаптировать и защищать российскую экономику, интересы российских авиа- и судоходных компаний. Заслушана информация Росгидромета о передаче позиционных предложений по вопросам повестки переговорной сессии сторон РКИК ООН, состоявшейся в Катовице 2–14 декабря 2018 года, для их представления в Секретариат РКИК ООН. Предложения Росгидромета по представлению позиции Российской Федерации по вопросу о частоте и месте проведения сессий высших органов после 2020 года, а также представление позиции нашей страны в отношении прозрачности отчётности в рамках Парижского соглашения поддержаны.

Ссылка: http://kremlin.ru/events/administration/59905

Печать

NOAA и NCAR объединяют усилия в моделировании погоды и климата

Национальное управление по освоению океана и атмосферы (NOAA) и Национальный Центр Атмосферных Исследований (NCAR) США договорились о сотрудничестве, целью которого является помощь специалистам, занимающимся моделированием погоды и климата, достичь взаимовыгодных значительных успехов в исследованиях. Вышеупомянутые организации подписали меморандум об установлении партнёрства для создания общей модельной инфраструктуры, которая будет простой и доступной всем заинтересованным исследователям и различным экспертам. Предпринимаемые меры позволят повысить эффективность работ, сократить их дублирование, создать модельные базы данных, ускорить внедрение новейших разработок в оперативную практику, в результате чего ожидается улучшение качества прогнозов погоды и климата. В документе отмечается, что соглашение олицетворяет собой принципиально новый сдвиг в подходах к моделированию, оно не направлено на дублирование уже существующих управленческих структур.

Ссылка: https://www.meteorologicaltechnologyworldexpo.com/en/industry-news.php?release=da0b566359c3862f20b5072c3d49bd0f&utm_source=mailing&utm_medium=email

 

 

Печать

The National Interest назвал изменения климата выгодными для Кремля

Москва может выиграть от изменений климата, а Запад может впасть в глубокий кризис, считает обозреватель The National Interest Час Голдман. Об этом говорится в его статье, опубликованной 9 февраля.

По оценке экспертов, к 2050 году около 150 млн человек, или 10% мирового населения, столкнутся с необходимостью переселения из-за изменений климата, пишет Голдман. По его мнению, это повлечет за собой существенный экономический и политический ущерб для Соединенных Штатов и их союзников. В то же время России удастся избежать негативных последствий глобального потепления и даже извлечь из них пользу.

Россия в силу своего географического положения изолирована от воздействий климатических изменений: большинство ключевых городов расположены внутри страны и, таким образом, защищены от потопов. Риску затопления в первую очередь подвержены многие островные и низколежащие государства Южно-Восточной Азии, а также прибрежные регионы Европы и Северной Америки. Если уровень моря поднимется на 45 см, это приведет к миграции порядка 14,2 млн американцев (4% населения США). В России при таких условиях этот показатель составит лишь 1,86 млн, или 1,3%.

Таяние Северного Ледовитого океана также станет выгодным для Кремля. По данным Геологической службы США, в Арктике может находиться около 30% нетронутых запасов природного газа и 13% нефти. По мере таяния льдов и развития новых технологий становится проще добывать природные ресурсы из этой области. Вдобавок, из-за потепления в Северном Ледовитом океане открываются новые морские пути. В частности, экспорт товаров из Китая в Европу через территорию РФ может дать Москве «невообразимое» экономическое преимущество.

Изменения климата также могут сделать из России «сельскохозяйственную сверхдержаву» по мере того, как огромные территории будут превращаться из «ледяных тундр» в плодородные земли. Потепление будет способствовать привлечению туристов, что также окажет положительное влияние на экономику РФ.

Миграция, в том числе экологическая, вызванная климатическими изменениями ведет к политической нестабильности, считает Голдман. По его словам, российский авторитарный политический режим лишен проблемы «поляризации», в которой сейчас оказался Запад из-за миграционного кризиса. Еще один аргумент состоит в том, что повышение уровня мирового океана будет означать перемещение или перестройку ряда американских военных баз, что очень дорого обойдется Вашингтону.

13 января The National Interest сообщал, что значительной угрозой для США является укрепление сотрудничества России и Китая. Подобный союз может стать настоящим «американским кошмаром».

Ссылка: https://iz.ru/export/google/amp/844139

Печать

Лента.ру о перспективах СМП

На развитие и поддержку Северного морского пути (СМП), кратчайшего в мире судоходного маршрута из Европы в Азию, Россия планирует в ближайшие пять лет потратить огромные деньги — почти триллион. Несмотря на весь грандиозный потенциал, Севморпуть все еще остается малоэффективной и невостребованной транспортной артерией. Его популяризация — одна из наиболее приоритетных задач, поставленных президентом Владимиром Путиным в рамках майских указов. Получится ли у России реформировать международную транспортную систему путем многомиллиардных вливаний — в материале «Ленты.ру».

Денежный поток

Росморречфлот представил на обсуждение план-график реализации указа президента Владимира Путина — повысить к 2024 году грузооборот СМП до 80 миллионов тонн в год. Согласно расчетам ведомства, на это потребуется 905,6 миллиарда рублей. Из них 305 миллиардов должно выделить государство, остальные 600,6 миллиарда придутся на внебюджетное финансирование.

Так, на мероприятия «Росатома», который назначен инфраструктурным оператором СМП, в ближайшие пять лет потребуется 173,7 миллиарда рублей, на мероприятия Росморречфлота — 226,5 миллиарда рублей. В 235,9 миллиарда обойдется соединение Северной и Свердловской железных дорог и обеспечение выхода транспортной системы к СМП. Еще 169,6 миллиарда рублей уйдет на мероприятия из федеральной программы «Морские порты».

В перечень мероприятий входит, в частности, строительство трех атомных ледоколов, начало строительства четвертого и пятого ледоколов по смешанной схеме, а также продление срока эксплуатации ядерных установок судов атомно-технологического обеспечения «Имандра» и «Лотта» и хранилища жидких радиоактивных отходов «Серебрянка».

Кроме того, планируется построить терминал сжиженного природного газа (СПГ) и газового конденсата «Утренний», глобальную морскую систему связи при бедствии на СМП, модернизировать базу техобслуживания флота Морспасслужбы.

На период с 2019-го по 2024 год запланировано в том числе строительство многофункциональных аварийно-спасательных, гидрографических и лоцмейстерских судов, комплекса по перегрузке СПГ в Мурманской области, терминала в бухте Север для отгрузки пайяхской нефти, угольного терминала «Чайка» в порту Диксон и перегрузочного комплекса СПГ на Камчатке.

Однако окончательного решения по документу еще нет. Все профильные ведомства — Минэкономразвития, Минтранс, Минэнерго и «Росатом» — получили его на рассмотрение. И хотя достижение показателя в объеме 80 тысяч тонн уже не раз ставилось под сомнение, последовательное развитие Севморпути открывает большие перспективы.

Молодой и перспективный

Арктическая зона занимает особое место в экономике России. Здесь создается около 20 процентов валового внутреннего продукта страны и обеспечивается более четверти ее экспорта. В Заполярье находится главная минерально-сырьевая база — здесь уже добывается и производится 95 процентов российского никеля и кобальта, более 80 процентов газа, 25 процентов нефти и 60 процентов меди. Совокупный объем инвестиций в проекты развития сырьевой базы и логистического потенциала Арктики до 2050 года оценивается в 13,5 триллиона рублей. При этом 5,5 триллиона должны быть освоены уже к 2024 году.

В связи с этим Северный морской путь, соединяющий порты европейского и дальневосточного побережий, приобретает важнейшее значение. Глава «Новатэка» Леонид Михельсон ранее заявлял, что СМП позволит значительно снизить стоимость транспортировки сжиженного природного газа (СПГ). Кроме того, за счет него сократится срок поставки газа в Азию с 36 до 19 дней.

Сейчас в зимний период транспортировка осуществляется через Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря. Для сравнения: путь из Владивостока до Санкт-Петербурга по Северному морскому пути составляет 14 тысяч километров, через Суэцкий канал — 23 тысячи километров.

Помимо экономии на топливе, уменьшение продолжительности рейса автоматически сокращает расходы на оплату труда персонала и уменьшает стоимость фрахта (провозная плата за транспортировку грузов или использование судна). Из иностранных партнеров в развитии северного маршрута больше всего заинтересован Китай.

По словам исполнительного директора Института стратегического сотрудничества Китая и России Ван Ци, арктический путь снизит стоимость транспортировки товаров в Европу в два раза: «Сырая нефть, потребляемая морским транспортом Китая, является самым большим фактором в стоимости доставки. Цена топлива составляет половину от общей стоимости фрахта».

Среди других преимуществ СМП по сравнению с Суэцким каналом — отсутствие очередей и платежей за проход судна. Кроме того, северный маршрут более безопасен. Традиционный южный путь проходит через пиратский Малаккский пролив и сомалийские воды, что означает более высокие затраты на обеспечение безопасности рейсов. Из-за обострения ситуации на Ближнем Востоке также возникают риски остановки движения через Суэцкий канал.

Палки в колесах

В конце августа 2018 года состоялось значимое событие: датская компания Maersk Line, мировой лидер по морским грузовым перевозкам, отправила судно в пробный рейс по Северному морскому пути. Владимир Путин тогда заявил, что этот рейс «открывает новую страницу в истории торгового мореплавания, подтверждает безопасность, эффективность и востребованность российской Арктики, всего Северного морского пути как международного коридора». Тем не менее рассматривать СМП как коммерческую альтернативу существующей сети компания не спешит.

Главный недостаток Севморпути — суровые природные условия и ограниченный навигационный сезон. Во многом эта проблема решается с помощью атомных ледоколов, но их пока недостаточно. В акватории СМП сегодня действует восемь линейных ледоколов, четыре из которых — атомные («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач»), остальные четыре — дизель-электрические («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын»).

При этом, по словам заместителя гендиректора «Атомфлота» Андрея Смирнова, ожидать увеличения числа ледоколов в ближайшей перспективе не приходится даже с учетом того, что в 2019—2021 годах должно быть построено не менее трех ледоколов «Лидер». «Когда это произойдет, будет исчерпан ресурс всех сегодняшних атомоходов, кроме одного. А значит, снова останется всего четыре», — констатировал он.

Другая проблема заключается в отсутствии более-менее точного климатического прогноза. Несмотря на стремительное таяние арктических льдов в условиях глобального потепления, через 30−40 лет, по некоторым данным, ситуация может кардинально измениться.

Похолодание может существенно повлиять на условия работы, а значит — неясно, стоит ли инвестировать средства в строительство судов для СМП. Если в осенние месяцы путь займет 10−12 дней, то дальше отклонения доходят до 40 суток, рассказал представитель «Совкомфлота» Вадим Удалов. Из-за этого, по его словам, подрывается экономика, судовладельцы и грузоотправители не могут строить бизнес-планы.

В качестве дополнительных препятствий Удалов назвал отсутствие сводных данных по максимальной пропускной мощности Севморпути, а также единого оператора СМП. Председатель экспертной группы по вопросам освоения минеральных ресурсов и развития транспортной системы в Арктике Михаил Григорьев, в свою очередь, отметил отсутствие инфраструктуры и регулярной грузовой базы на всем протяжении маршрута. Например, тот самый контейнеровоз компании Maersk, который отправился в пробный рейс по Севморпути в августе-сентябре, даже не смог загрузиться рыбой, потому что в порту не хватало рефрозеток (используются для подключения охлаждаемых контейнеров).

Прыгнуть выше головы

Все перечисленные проблемы мешают популяризации и монетизации СМП. Если транзит грузов через Суэцкий канал превышает миллиард тонн, то транзит через Севморпуть колеблется на показателе около 200 тысяч тонн. «Давайте смотреть правде в глаза. Количество транзитных судов, которые проходят по нему за год, равно числу судов, за день проходящих по Суэцкому каналу. Пока это внутренний наш ресурс, который надо развивать», — заявил председатель правления компании «Совфрахт» Дмитрий Пурим. Власти тоже это понимают и теперь крепко взялись за реализацию президентского указа.

Задача, которую поставил Владимир Путин, весьма амбициозна, если учитывать тот факт, что в 2017 году объем грузоперевозок по Севморпути составил 9,9 миллиона тонн. По подсчетам Минприроды, к 2024 году объем транспортировки грузов достигнет лишь 52 миллионов тонн в год. В то же время в пессимистическом сценарии Аналитического центра при правительстве указывается, что объем составит 53,8 миллиона тонн.

Возможное решение проблемы видят в изменении границ СМП. Федеральным законом № 132 от 2012 года границами СМП считаются Карские Ворота и Берингов пролив. Однако, согласно постановлению от 1936 года, они шире и захватывают Мурманск, Баренцево и Печорское моря. По мнению Михаила Григорьева, достижение показателя в 80 миллионов тонн будет реалистичнее в том случае, если вернуться к первоначальным границам СМП. Включение Печорского моря и Мурманска гарантированно даст 20 миллионов тонн грузов, считает Григорьев.

Грузовую базу для Севморпути обеспечивают такие индустриальные гиганты, как «Новатэк», «Норникель», «Газпром нефть», они также строят новые суда усиленного ледового класса для перевозок и способствуют развитию арктического региона. Например, «Норникель» за последние десять лет создал современный флот контейнеровозов усиленного ледового класса ARC7, которые сейчас поддерживают регулярное сообщение между морскими портами Мурманска, Архангельска, Дудинки и осуществляют прямые рейсы с экспортной продукцией в европейские и южноазиатские порты.

Росморречфлот, в отличие от Минприроды, настроен более оптимистично и ожидает, что планку в размере 80 миллионов тонн удастся не только достигнуть, но и превысить. Так, план-график ведомства предусматривает увеличение грузопотока до 81,9 миллиона тонн к 2024 году.

Не исключено, что при условии выполнения всех заявленных мероприятий по развитию маршрута и сопутствующей ему инфраструктуры Северный морской путь может со временем стать не только главной национальной трассой, но и одним из лидеров мирового судоходства. Уже после 2020 года Китай намерен направлять через Севморпуть до 15 процентов своего внешнеторгового оборота с Европой.

Ссылка: https://news.mail.ru/politics/36076795/?frommail=1

Печать

Опубликован информационный бюллетень "Изменение климата" №76, декабрь 2018 г. - январь 2019 г.

Главные темы номера:

  • 24-я Конференция сторон РКИК ООН/14-е Совещание сторон Киотского протокола/1-е Совещание сторон Парижского соглашения (2 -14 декабря, Катовице, Польша)
  • Интервью в деловом журнале «Инвест-Форсайт» с доктором ф.-м. наук, директором Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова и руководителем Климатического центра Росгидромета В.М. Катцовым

Также в выпуске:

  • Президент РФ В.В. Путин назвал надежным инструментом Парижское соглашение по климату
  • Новый законопроект о регулировании ПГ в РФ
  • Сбербанк станет агентом Минприроды по снижению выбросов в атмосферу
  • Доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году»
  • Новые публикации в российских и зарубежных научных изданиях
  • Исследование общественного мнения о проблемах изменения климата в России
  • Анализ метеорологических характеристик Северного полушария Земли в 2018 году
  • ВОЗ: выгоды для здоровья намного перевешивают затраты на достижение целей Парижского соглашения

Ссылка: http://www.meteorf.ru/press/news/18546/

Печать