Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

Ъ: Фальков: в России разработают новые подходы к оценке работы ученых

 

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что в России есть «наработки суверенной системы оценки научной деятельности». Для оценки работы ученых рассматриваются: создание отечественного перечня авторитетных периодических изданий и конференций; изменение веса публикаций в пользу отечественных изданий и монографий; использование результатов исследований в промышленности.

Как отмечается на сайте ведомства, критерием оценки научной деятельности также может быть увеличение роли таких показателей, как патентная активность, наличие совместных исследований с бизнес-компаниями.

Сейчас в качестве основных наукометрических показателей используются доклады на ведущих международных научных конференциях, доля статей в соавторстве с иностранными учеными в общем перечне публикаций, участие иностранных ученых в научных исследованиях.

«Мы вынуждены констатировать примеры недружественных действий со стороны зарубежных коллег, которые занимают политическую позицию и отказываются от сотрудничества с нашими учеными. В этой связи мы предлагаем пересмотреть требования к наличию у ученых публикаций в зарубежных научных изданиях, включенных в системы цитирования Web of Science и Scopus»,— заявил господин Фальков.

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко 7 марта поручил Минобрнауки оперативно внедрить систему оценки эффективности научных исследований — в частности предлагается отменить для ученых требование наличия публикации в зарубежных научных изданиях, включенных в системы цитирования Web of Science и/или Scopus.

 

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/5251875 

Печать

Ведомости: «Норникель» консолидирует данные о вечной мерзлоте в Норильске

 

В Норильске в Центре мониторинга зданий и сооружений Заполярного филиала «Норникеля» в опытно-промышленную эксплуатацию запущен единый диспетчерский пункт. В него в онлайн режиме стекаются все данные системы мониторинга вечной мерзлоты. Уже в марте диспетчерский пункт перейдет в промышленную эксплуатацию.

«Норникель» реализует уникальный проект, который позволит обеспечить безопасность и эксплуатационную надежность зданий и сооружений в суровых арктических условиях. Геотехническая система мониторинга, запущенная в Норильске летом 2021 г., с 30 декабря 2021 г. перешла в опытно-промышленную эксплуатацию. Инвестиции в проект только на первом этапе составили около 1,4 млрд руб.

Цель проекта по организации мониторинга — обеспечить постоянное автоматизированное наблюдение за температурой многолетнемерзлых грунтов оснований и деформационным поведением строительных конструкций фундаментов, а также температурно-влажностным режимом в технических подпольях. Такой мониторинг позволит безаварийно эксплуатировать промышленные объекты «Норникеля», а в перспективе и жилую инфраструктуру города, своевременно выявлять потенциально опасные дефекты и отклонения, способные привести к повреждению зданий и сооружений или их отдельных элементов.

В случае превышения контролируемых показателей сработает автоматическое оповещение, будет произведена проверка объекта и приняты необходимые меры. Система во многом автоматизирована, в ней предусмотрена возможность рассылки информации ответственным лицам.

Первый этап реализации проекта охватил 165 объектов, в том числе административно-бытовые комплексы и здания промышленного назначения на рудниках, 11 объектов АО «НТЭК», а также здания, в которых единовременно находится большое количество людей — это управление Заполярного филиала на улице Гвардейской, спортивно-развлекательный комплекс «Арена», гостиница «Норильск», объекты культурного наследия (Дворец культуры) и другие.

«По всем зданиям и сооружениям, вошедшим в первую очередь, мы провели комплексные обследования для определения их состояния и составления расчетных схем. Это, в частности, резервуарные парки компании емкостью от тысячи кубометров — три нефтебазы Таймырской топливной компании, объекты НТЭК, где хранятся запасы дизельного топлива, резервуары «Норильсктрансгаза» и «Норильскгазпрома», — рассказывает заместитель главного инженера Заполярного филиала «Норникеля» Антон Прямицкий.

По его словам, в общей сложности было пробурено 416 скважин, 340 зданий и сооружений оснащены датчиками, реагирующими на изменение температуры грунтов у основания зданий. Установлены 716 инклинометров, осуществляющих мониторинг деформационного поведения фундаментов любых типов, а также 49 датчиков, фиксирующих влажность и температуру на объектах с техническим подпольем. Кроме того, специалисты оборудовали несколько объектов сейсмодатчиками, способными определять продольные и поперечные колебания строительных конструкций объектов. Показания с приборов о состоянии основных параметров безопасности объектов в режиме реального времени стекаются в диспетчерский пункт Центра мониторинга зданий и сооружений. Создается уникальная база данных.

«Запуск автоматической информационно-диагностической системы, в которую в дальнейшем мы планируем включать информацию из единой городской диспетчерской, позволит более оперативно реагировать на изменения, которые могут привести к техногенным ситуациям. Эта информация необходима для составления моделей, задача которых — прогнозировать, что будет происходить с фундаментами и основаниями зданий с учетом глобального изменения климата», — отметил Антон Прямицкий.

Данные фонового мониторинга, по его словам, будут передаваться для научных исследований, в том числе в Заполярный государственный университет имени Н.М. Федоровского. В этом вузе создан Научно-исследовательский центр технологий строительства и мониторинга состояния зданий и сооружений на северных арктических территориях. Наряду с Сибирским отделением РАН, он занимается исследованием многолетнемерзлых пород на застроенных территориях. Также налажено взаимодействие с ведущими российскими вузами — МГУ и МГТУ. Сейчас специалисты компании совместно с учеными прорабатывают возможные варианты разработки морозоустойчивых версий датчиков, позволяющие работать при низких температурах до минус 50-60 градусов Цельсия.

В дальнейших планах компании — реализация второй очереди проекта, которая начнется в текущем году и закончится в середине 2024 г. В это время планируется оснастить датчиками, а также проводными и беспроводными системами передачи данных 55 опасных производственных объектов АО «НТЭК», а также гидротехнические сооружения Норильского дивизиона — пять хвостохранилищ. По оценкам специалистов, на это потребуется порядка 1,7 млрд руб.

Последующие этапы проекта находятся в проработке. В частности, в рамках третьей очереди к глобальной информационно-диагностической системе мониторинга планируется подключить около 1 500 объектов, в том числе инфраструктурно важные для компании насосные станции и электрические подстанции, а также линейные объекты: трубопроводы различного назначения, напорный гидротранспорт, железнодорожные пути, мостовые переходы и, возможно, газопроводы. Кроме того, предусмотрено подключение новых строящихся объектов.

Посмотрите, как сегодня работает в Норильске Центр мониторинга, кликнув на ссылку.

 

Ссылка: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2022/03/10/nornikel-konsolidiruet-dannie-o-vechnoi-merzlote-v-norilske

Печать

МК: «Главное засекретим»: ученые приветствовали отмену обязательных публикаций в иностранных журналах

 

Однако новую систему оценки их деятельности разработают без участия РАН

Разработать свою систему оценки ученых, отказавшись от подсчета публикаций в научных зарубежных журналах, поручено Министерству науки и высшего образования РФ. То, к чему давно призывали в Российской академии наук и в каждом отдельно взятом институте, свершилось. Увы, для этого надо было вспыхнуть... специальной операции на Украине и санкциям. Выходит, что наше правительство как тот мужик, который, пока гром не грянет, не перекрестится.

«Да что тут разрабатывать?! – говорят научные сотрудники. – Отберите управление научной деятельностью из рук чиновников, передайте в руки самих ученых, которые знают в этом толк!».

Речь идет об изданиях, включенных в системы цитирования Web of Science и Scopus. Три года назад Минобрнауки ввело методику оценки ученых по числу публикаций в таких журналах. И началось – у кого выше рейтинг, тому и денег больше, а если речь идет о профессорско-преподавательском составе вузов, – выделение дополнительных бюджетных мест, новое оборудование и прочие «печеньки». Но справедливо ли это?

Математик, академик РАН Борис Кашин считает, что данная система наукометрии, если она является основной, ни к чему хорошему привести не может: «Это прозападная система, которая ставит нас в зависимость, – говорит он. – В Австралии, где я был два года назад, наукометрия учитывалась раньше, но австралийцы от этого отказались, когда поняли, что идет просто накрутка баллов в ущерб реальным результатам. Вот вам пример: в 1978 году я опубликовал работу в бюллетене Грузинской АН. Непереводное издание, выпускавшееся исключительно на русском языке... За все время на статью было всего две ссылки. А в 2021 году израильские ученые, взяв за основу эту мою систему, решили важную задачу. Это результат? Результат. Но как его можно учесть существующей наукометрией?».

Наукометрия не может быть единственным критерием оценки, подтверждает и академик РАН Андрей Забродский: «Если ученого, который должен выводить новые сорта пшеницы, постоянно заставлять писать статьи, этих сортов в реальности можно и не дождаться. Или возьмите литераторов, которых заставляли публиковать работы о поэзии Пушкина и Лермонтова на английском языке. Ну, кому это было нужно? Я уже не говорю об исследователях из области социальных наук, которые писали научные работы для МИДа и вообще не имели права публиковаться из-за требований секретности. Получается, что в рейтинге всегда лидировали представители естественных наук. Справедливо это было? Конечно, нет. Все это очень нервировало ученых».

Кроме нецелесообразности таких публикаций был у них еще один минус: наши ученые платили за них деньги частным зарубежным базам WoS и Scopus. По словам Забродского, в целом, ежегодно российские ученые отправляли в их журналы около 50 миллионов долларов! Кто-то брал деньги из личного бюджета, кто-то – из бюджета вуза или института. То есть, мы тратили гигантские суммы неизвестно зачем? А ведь могли с большим успехом развивать свою научную периодику.

– Напрямую реальный вклад можно оценить только по тому, как достижения науки используются в экономике, – говорит заместитель президента РАН, член-корреспондент Владимир Иванов. – Помните, как оценивали создание нами атомной бомбы? Если бы тогда во главу угла поставили публикации, ни проекта, ни нас бы с вами наверняка не было. То же самое происходило и в космической науке. Важно также учитывать, что конечный результат — новая ракета или реактор – могут появиться только на базе развития собственных фундаментальных исследований.

Итак, по словам Иванова, если мы хотим развиваться самостоятельно, стать мировыми лидерами в науке, необходимо эту цепочку полностью обеспечить. Делая ставку на закупку чужих технологий, – будем всегда отставать.

– Что же выходит со статьями? – задается вопросом Иванов. – Министерство ставит задачу, чтобы мы все наши фундаментальные исследования публиковали в иностранных журналах. То есть, сами отдавали свои результаты, по которым могли бы иметь явное преимущество, за границу. При этом все понимают, что западный технологический уровень гораздо выше нашего, а значит, там есть возможность все это быстрее претворить в жизнь.

Вспомните, как появилась мобильная связь. Наш Жорес Иванович Алферов создал фундаментальный задел – гетерогенные структуры. Только в нашей стране их освоить не смогли, а на Западе смогли. И где теперь американская электроника, а где наша? А ведь это стратегически важная отрасль.

– Значит, надо было засекретить гетерогенные структуры Алферова?

- В принципе, со стратегически важными научными разработками так и поступают. Вот, как вы думаете, откуда в СССР стало известно о том, что американцы начали разрабатывать ядерное оружие? Все просто, - наши ученые обратили внимание, что перестали публиковаться результаты фундаментальных исследований в области ядерной физики. Сообщили руководству страны. Руководство страны сделало правильные выводы, и мы в итоге смогли догнать американцев. Все секретить, конечно, не стоит. В каждом конкретном случае надо очень тщательно подходить к вопросу.

Пока же у нас получается так, что мы сходу все отдаем. Есть, к примеру, постановление правительства от 31 декабря 2020 года «Об утверждении программы фундаментальных научных исследований», где записано, что 75% наших статей, опубликованных в WoS и Scopus, должны быть опубликованы в соавторстве с иностранными учеными.

– Чем это объясняется?

– Ничем, никто не знает, откуда взялось такое требование...

– Так по каким критериям нужно в первую очередь оценивать эффективность науки?

- Тем, кто принимает решения наверху, надо понять, что основа любого технологического прорыва это фундаментальная наука и она не формализуема, ее нельзя загнать в рамки. Оценить же важность того или иного открытия можно только экспертным путем, а на это способны только ученые. Кстати, до реформы РАН 2013 года так и было. Академия руководила программой фундаментальных исследований и сама распределяли деньги на них в зависимости от требований времени и развития мировой научной мысли. Администраторы, которым сегодня отданы функции по определению перспективности тех или иных исследований, явно не обладают для этого необходимым потенциалом.

Но самое интересное заключается в том, что новую систему поручили разрабатывать всё тому же министерству и без участия РАН.

 

Ссылка: https://www.mk.ru/science/2022/03/10/glavnoe-zasekretim-uchenye-privetstvovali-otmenu-obyazatelnykh-publikaciy-v-inostrannykh-zhurnalakh.html 

Печать

РГ: Как в СЗФО решают проблему разрушения дорог из-за потепления

 

В России разработана система ГОСТов по строительству дорог с цементобетонным покрытием. Предполагается, что эта технология поможет решить проблему ускоренного разрушения асфальтобетонных дорог, вызванного глобальным потеплением. Это крайне актуально для арктических и северных регионов, где климат теплеет быстрее, чем в других регионах страны, а дорожная сеть развита хуже.

Автотранспорт - безальтернативный вид массовых перевозок в Арктической зоне РФ, отмечается в исследовании специалистов АНО "Российский новый университет" и федерального исследовательского центра "Информатика и управление". Протяженность автомобильных дорог в Российской Арктике составляет 11,6 тысячи километров, в том числе 221 километр в Республике Коми и более 350 километров в Ненецком автономном округе. По данным ученых Томского государственного университета, в последние годы из-за смены климатических периодов покрытие трасс может разрушаться быстрее, поэтому стойкость дорожных покрытий нужно увеличивать. По оценкам ученых, из регионов СЗФО наиболее пострадают от оттаивания мерзлоты дороги в Республике Коми.

Расходы на восстановление дорог огромны. По данным Минтранса РФ на ноябрь 2021 года, стоимость реконструкции одного километра дороги колеблется от 15,4 до 34,4 миллиона, а стоимость строительства - от 18 до 101 миллиона рублей в зависимости от категории. Судя по всему, сейчас эти затраты еще выше. Сегодня стоимость строительства дороги в средней полосе России составляет в среднем около 60 миллионов рублей за километр, а в Коми, к примеру, она примерно вдвое больше из-за неустойчивости грунтов.

Из этого неизбежно следует, что повышение качества строительства дорог - один из ключевых вопросов развития российских регионов, особенно тех, где климат наиболее суров. Вопрос использования современных технологий здесь становится все более острым. В семидесятые годы в Советском Союзе его решали с помощью цементобетона, из которого было построено около 10 тысяч километров дорог. Примером могут служить такие автомагистрали, как Омск - Новосибирск и Москва - Волгоград. Однако в 80-х годах их перестали строить из-за нехватки качественного цемента. Массово допускался брак: не использовались противоморозные добавки, не армировались швы, дорожное полотно нередко укладывалось прямо на грунт, применялся бетон низких марок. Такие дороги долго не служили. В итоге было принято решение использовать асфальт на основе битума, который в то время был дешевым, так как являлся отходом от переработки нефти. С тех пор асфальтобетон - наиболее распространенная "одежда" российских дорог.

- Сегодня ситуация диаметрально противоположная, - отмечает президент Ассоциации бетонных дорог, заведующий кафедрой строительства и эксплуатации дорог МАДИ Виктор Ушаков. - Битум стал дефицитом, его стоимость возросла в три раза. Сегодня она составляет 30-40 тысяч рублей за тонну. Кроме того, снизилось качество материала. В жаркую погоду асфальтобетон становится пластичным, и тяжелый транспорт быстро выдавливает в нем колеи. Битум, входящий в его состав, имеет свойство окисляться и терять свои вяжущие свойства. Это означает, что он перестает "держать" щебень и дорожное полотно начинает крошиться. В зимние морозы он становится хрупким и растрескивается. Чтобы этого избежать, производители битума предлагают строителям покупать дополнительные полимерные добавки.

Цементобетон в этом плане отличается в лучшую сторону: он не меняет своих свойств ни при минус 40, ни при плюс 50 градусах. Кроме того, со временем его прочность только увеличивается - если, конечно, четко выдерживать технологию строительства.

Германские автобаны из цементобетона, построенные еще до войны, до сих пор сохраняют отличное качество. И если укладка асфальтобетона при отрицательных температурах не рекомендуется, то цементобетон с противоморозными добавками можно укладывать и при температуре порядка пяти градусов ниже нуля. Из этого материала в Забайкалье построена 60-километровая магистраль Чита - Маньчжурия, которая эксплуатируется уже девять лет и имеет прекрасное состояние, несмотря на высокую нагрузку, 50-градусные морозы зимой и 40-градусную жару летом. Но в регионах Северо-Запада такие дороги пока не строятся.

Из-за смены климата покрытие трасс разрушается быстрее, поэтому нужно увеличивать его стойкость

- Недавно Ленавтодор проявил интерес к цементобетонным покрытиям и сообщил нам о проведении семинара. В конце марта мы планируем к ним поехать, - добавил Виктор Ушаков

Существуют и другие точки зрения. Сегодня применяются новые типы асфальтобетона, которые более устойчивы к выкрашиванию, отмечает первый заместитель начальника ГОКУ "Мурманскавтодор" Андрей Шварцкоп. В прошлом году в Мурманской области начал применяться новый асфальтобетон марки А16, содержащий меньше пустот. В лабораторных условиях он показал лучшую устойчивость к истиранию.

- Мерзлота у нас встречается редко и на состояние асфальтобетонных дорог не влияет, - подчеркнул эксперт. - Что касается цементобетона, то, по нашим расчетам, сейчас он дороже. И содержать его также более дорого. Такие покрытия предназначены для дорог первой категории, с очень большой интенсивностью движения - там, где она превышает 10 тысяч автомобилей в сутки. Поврежденный слой асфальтобетона можно отфрезеровать и заменить. Поврежденный участок цементобетонного покрытия придется полностью удалять и делать заново.

Впрочем, отказываться от асфальтобетона нет смысла - он пригодится при строительстве дорог муниципального значения

На заседании президиума комиссии по региональному развитию, которое состоялось 17 июня 2021 года, вице-премьер Марат Хуснуллин призвал Минтранс РФ и глав представить предложения по увеличению доли использования цементобетона в дорожном строительстве. Росавтодор вплотную занялся разработкой нормативных документов по цементобетонным покрытиям. В сентябре 2021 года специалисты МАДИ впервые разработали ГОСТ на типовые конструкции дорожных одежд, который позволяет проектировщикам выбирать разные конструкции в зависимости от категории дороги, рассчитанные на 30 лет эксплуатации без ремонтов. На данный момент разрабатываются еще три ГОСТа на дорожный бетон - по техническим условиям, по методам испытаний и по правилам строительства цементобетонных покрытий. Впереди разработка нормативных документов по капремонту и содержанию дорог с этим типом покрытия, по их проектированию и по технико-экономическому сравнению вариантов конструкций дорожных одежд.

Впрочем, полностью отказываться от асфальтобетона нет смысла. Он может пригодиться при строительстве дорог, где требуется менее жесткое покрытие - например, подъездов к селам.

 

Ссылка: https://rg.ru/2022/03/10/reg-szfo/kak-v-szfo-reshaiut-problemu-razrusheniia-dorog-iz-za-potepleniia.html 

Печать

ЛентаРу: Вызванная изменением климата жара увеличит смертность

 

Ученые из Британии спрогнозировали увеличение смертности на 75 процентов из-за жары

Исследователи из Великобритании обнаружили, что вызванное изменением климата повышение температуры воздуха приведет к увеличению смертности в 1,5 раза. Об этом сообщает пресс-служба университетского колледжа Лондона (UCL).
Специалисты изучили статистику смертности и погоду в Англии и на территории Уэльса в последние годы. Затем они сопоставили это с прогнозами изменений климата в течение 100 лет. Ученые полагают, что экстремальные погодные явления (жара, засуха и другие) будут наблюдаться все чаще, а также затрагивать большое количество регионов на Земле.
Такая динамика приведет к увеличению количества смертей на 75 процентов (в случае повышения среднегодовой температуры на планете на три градуса Цельсия). Также это обусловит увеличение рисков возникновения хронических заболеваний легких и сердечно-сосудистой системы. При этом повышение температуры Земли на шесть градусов повлечет за собой увеличение смертности в 2,75-3 раза.
В феврале 2022 года специалисты из Колумбийского университета пришли к выводу, что засуха в Северной Америке, которая продолжается с начала XXI века и усилилась в прошлом году, оказалась самой сильной за последние 1200 лет. Такие показатели подтверждают реализацию худшего сценария изменения климата. 

 

Ссылка: https://m.lenta.ru/news/2022/03/09/jarajara/   

Печать

Nature Communications: Пространственное и временное распространение глобальных лесных пожаров в ответ на изменение климата  

 

Ожидается, что глобальное потепление изменит потенциал и продолжительность сезонов лесных пожаров, но масштабы и места изменений до сих пор неясны. Авторы показали, что климат во многом определяет нынешние пожароопасные регионы и их сезоны пожаров. Представлено разделение этих регионов на четыре класса в соответствии с климатическими характеристиками их сезона пожаров, в пределах общей бореальной, умеренной, тропической и засушливой климатических зон. На основе прогнозов климатической модели оценено изменение площади и продолжительности пожаров в пожароопасных регионах в конце 21-го века. Обнаружено, что из-за глобального потепления общая площадь с возникающими частыми пожароопасными условиями увеличится на 29%, в основном в бореальной (+111%) и умеренной (+25%) зонах, где также может наблюдаться значительное удлинение потенциального сезона пожаров. Эти оценки глобального расширения пожароопасных территорий подчёркивают большое, но неравномерное воздействие потепления климата на окружающую среду Земли.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-022-28835-2

Печать

Nature Climate Change: Увеличение выброса углерода наземными экосистемами в ответ на осеннее похолодание и потепление   

 

Часть северного полушария испытала значительное осеннее похолодание в течение последних десятилетий, несмотря на общее потепление, но остаётся неясным, как это контрастное изменение температуры повлияло на углеродный обмен в экосистеме. Согласно исследованию авторов, осеннее похолодание произошло примерно на половине территории к северу от 25°с.ш. с 2004 г., что привело к слабому похолоданию в период 2004–2018 гг. Многочисленные данные свидетельствуют об увеличении суммарного выброса CO2 осенью в период с 2004 по 2018 гг. В районах охлаждения увеличение осеннего выброса CO2 связано с более значительным снижением роста валовой первичной продуктивности по сравнению с общим дыханием экосистемы, подавленным охлаждением. В районах потепления общее дыхание экосистемы увеличилось больше, чем валовая первичная продуктивность, потому что условия потепления и увлажнения более благоприятны для роста дыхания экосистемы, чем для увеличения валовой продуктивности. Несмотря на противоположные температурные тренды, в средних и высоких широтах северного полушария наблюдается систематическое увеличение выбросов углерода в экосистемы.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41558-022-01304-w 

Печать

Nature Communications: Изменение и изменчивость воздействия на побережье Антарктики в 1979–2020 гг. 

 

Повышенное воздействие открытого океана и волн на прибрежную среду Антарктики из-за потери защитного «буфера» в виде морского льда имеет важные последствия для стабильности шельфового ледника, береговой эрозии, важных взаимодействий между льдом, океаном и атмосферой, а также мелководных бентических экосистем. Авторы вводят климатическую и экологическую метрику, основанную на текущих долгосрочных спутниковых данных о концентрации морского льда, а именно длину воздействия на побережье. Это ежедневная мера изменения и изменчивости длины и охвата антарктической береговой линии, лишённой какого-либо защитного «буфера» в виде морского льда в открытом море. В период с 1979 по 2020 гг. около 50% береговой линии Антарктики протяжённостью около 17 850 км каждое лето не имело морского льда у берега, а зимой его вклад был минимальным. Региональные летние/максимальные вклады варьируются от 45% (моря Амундсена-Беллинсгаузена) до 58% (Индийский океан и море Росса), при этом циркумполярное годовое воздействие колеблется от 38% (2019 г.) до 63% (1993 г.). Годовая максимальная длина береговой экспозиции Антарктики уменьшалась примерно на 30 км (~ 0,32%) в год в период с 1979 по 2020 гг. за счёт различных региональных и сезонных факторов.  

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-022-28676-z

Печать

Nature Communications: Ускорение внезапных засух, вызванное совместным влиянием истощения почвенной влаги и засушливости атмосферы 

 

Возникновение внезапных засух привлекло широкое внимание из-за своего быстрого начала. Однако мало что известно о недавней эволюции внезапных засух с точки зрения скорости наступления и причин столь быстрого их начала. Здесь представлена всесторонняя оценка начала развития внезапных засух и лежащих в их основе механизмов в глобальном масштабе. Обнаружены возникновение 33,64–46,18% внезапных засух с пятидневным началом засухи, и существование тенденции к значительному увеличению доли внезапных засух с пятидневным временем начала во всём мире в период 2000–2020 гг. Внезапные засухи, по-видимому, не случаются чаще в большинстве регионов мира, а просто происходят быстрее. Кроме того, атмосферная засушливость может создать среду, подверженную внезапным засухам, а совместное влияние истощения почвенной влаги и засушливости атмосферы ещё больше ускоряет быстрое начало внезапных засух. 

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-022-28752-4   

Печать

Nature Scientific Data: Аномалия уровня моря в Южном океане в покрытом льдом секторе по данным многоцелевых спутниковых наблюдений  

 

Несмотря на свою важную роль в глобальном климате, динамика Южного океана по-прежнему остается одной из наименее изученных систем циркуляции океана на планете. Одним из основных препятствий для понимания этого региона является проблема наблюдения за циркуляцией океана в секторе сезонного морского льда. Авторы представили новый продукт аномалии уровня моря, посвященный субполярному Южному океану и включающий его части, покрытые морским льдом с 2013 по 2019 гг. Объединение наблюдений с нескольких спутников, включая Cryosat-2, Sentinel-3A и SARAL/ AltiKa, обработанное с помощью самых современных алгоритмов, позволяет улучшить пространственное и временное разрешение по сравнению с предыдущими продуктами. Проверка выполняется путём сравнения оценки авторов с существующими продуктами аномалии уровня моря, перекрёстного сравнения оценок, полученных с отдельных спутников в зонах морского льда, и сравнения временных рядов продукта с регистратором придонного давления в проливе Дрейка. 
 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41597-022-01166-z  

Печать