Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

"Science": Одних естественных мер для борьбы с глобальным потеплением недостаточно

Журнал "Science" опубликовал статью К.Андерсон с соавторами (http://science.sciencemag.org/content/363/6430/933), посвященную "естественным климатическим решениям" проблемы глобального потепления. Стабилизация климата Земли и ограничение роста глобальной температуры двумя градусами (как требует Парижское соглашение) критически зависят от темпов сокращения выбросов парниковых газов. Естественные меры, включающие в себя воздействие на источники выбросов (например, вырубки леса, изменения в методах землепользования и сельскохозяйственной практике) и их стоки (такие как лесопосадки и восстановление деградировавших земель), а также, например, на эмиссию метана от жизнедеятельности крупного рогатого скота, могут существенно сказаться как на климате, так и на людях и состоянии экосистем. В то же время они не снижают необходимости снижать эмиссии парниковых газов, поступающих в атмосферу из энергетического и индустриального секторов экономики. Тем не менее, такие меры должны быть полноправным дополнением, а не альтернативой усилиям по сокращению выбросов парниковых газов из энергетического и индустриального секторов.

Опубликовано в журнале "Science” http://science.sciencemag.org/content/363/6430/933

Печать

Заседание рабочей группы по вопросам изменения климата

Советник Президента РФ, специальный представитель Президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев провёл 25-е заседание межведомственной рабочей группы при Администрации Президента РФ по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития. На заседании рассмотрен вопрос о ходе подготовки итогового доклада главе государства о ратификации Парижского соглашения. По итогам обсуждения принято решение рекомендовать Минприроды России оперативно доработать и представить указанный доклад в целях решения вопроса о целесообразности ратификации Парижского соглашения. Состоялось также обсуждение представленного Минэкономразвития России проекта национального плана адаптации к изменениям климата. Отмечено, что указанный план является ключевым документом стратегического характера, закладывающим адаптационную основу дальнейшего развития страны в условиях изменения климата. О деятельности ИКАО и ИМО в части сокращения выбросов парниковых газов доложил представитель Минтранса России. Подчёркнуто, что ИКАО предпринимает рыночные меры по сокращению выбросов парниковых газов, аналогичная ситуация складывается и в ИМО. Важно владеть формирующейся конъюнктурой, адаптировать и защищать российскую экономику, интересы российских авиа- и судоходных компаний. Заслушана информация Росгидромета о передаче позиционных предложений по вопросам повестки переговорной сессии сторон РКИК ООН, состоявшейся в Катовице 2–14 декабря 2018 года, для их представления в Секретариат РКИК ООН. Предложения Росгидромета по представлению позиции Российской Федерации по вопросу о частоте и месте проведения сессий высших органов после 2020 года, а также представление позиции нашей страны в отношении прозрачности отчётности в рамках Парижского соглашения поддержаны.

Ссылка: http://kremlin.ru/events/administration/59905

Печать

NOAA и NCAR объединяют усилия в моделировании погоды и климата

Национальное управление по освоению океана и атмосферы (NOAA) и Национальный Центр Атмосферных Исследований (NCAR) США договорились о сотрудничестве, целью которого является помощь специалистам, занимающимся моделированием погоды и климата, достичь взаимовыгодных значительных успехов в исследованиях. Вышеупомянутые организации подписали меморандум об установлении партнёрства для создания общей модельной инфраструктуры, которая будет простой и доступной всем заинтересованным исследователям и различным экспертам. Предпринимаемые меры позволят повысить эффективность работ, сократить их дублирование, создать модельные базы данных, ускорить внедрение новейших разработок в оперативную практику, в результате чего ожидается улучшение качества прогнозов погоды и климата. В документе отмечается, что соглашение олицетворяет собой принципиально новый сдвиг в подходах к моделированию, оно не направлено на дублирование уже существующих управленческих структур.

Ссылка: https://www.meteorologicaltechnologyworldexpo.com/en/industry-news.php?release=da0b566359c3862f20b5072c3d49bd0f&utm_source=mailing&utm_medium=email

 

 

Печать

The National Interest назвал изменения климата выгодными для Кремля

Москва может выиграть от изменений климата, а Запад может впасть в глубокий кризис, считает обозреватель The National Interest Час Голдман. Об этом говорится в его статье, опубликованной 9 февраля.

По оценке экспертов, к 2050 году около 150 млн человек, или 10% мирового населения, столкнутся с необходимостью переселения из-за изменений климата, пишет Голдман. По его мнению, это повлечет за собой существенный экономический и политический ущерб для Соединенных Штатов и их союзников. В то же время России удастся избежать негативных последствий глобального потепления и даже извлечь из них пользу.

Россия в силу своего географического положения изолирована от воздействий климатических изменений: большинство ключевых городов расположены внутри страны и, таким образом, защищены от потопов. Риску затопления в первую очередь подвержены многие островные и низколежащие государства Южно-Восточной Азии, а также прибрежные регионы Европы и Северной Америки. Если уровень моря поднимется на 45 см, это приведет к миграции порядка 14,2 млн американцев (4% населения США). В России при таких условиях этот показатель составит лишь 1,86 млн, или 1,3%.

Таяние Северного Ледовитого океана также станет выгодным для Кремля. По данным Геологической службы США, в Арктике может находиться около 30% нетронутых запасов природного газа и 13% нефти. По мере таяния льдов и развития новых технологий становится проще добывать природные ресурсы из этой области. Вдобавок, из-за потепления в Северном Ледовитом океане открываются новые морские пути. В частности, экспорт товаров из Китая в Европу через территорию РФ может дать Москве «невообразимое» экономическое преимущество.

Изменения климата также могут сделать из России «сельскохозяйственную сверхдержаву» по мере того, как огромные территории будут превращаться из «ледяных тундр» в плодородные земли. Потепление будет способствовать привлечению туристов, что также окажет положительное влияние на экономику РФ.

Миграция, в том числе экологическая, вызванная климатическими изменениями ведет к политической нестабильности, считает Голдман. По его словам, российский авторитарный политический режим лишен проблемы «поляризации», в которой сейчас оказался Запад из-за миграционного кризиса. Еще один аргумент состоит в том, что повышение уровня мирового океана будет означать перемещение или перестройку ряда американских военных баз, что очень дорого обойдется Вашингтону.

13 января The National Interest сообщал, что значительной угрозой для США является укрепление сотрудничества России и Китая. Подобный союз может стать настоящим «американским кошмаром».

Ссылка: https://iz.ru/export/google/amp/844139

Печать

Лента.ру о перспективах СМП

На развитие и поддержку Северного морского пути (СМП), кратчайшего в мире судоходного маршрута из Европы в Азию, Россия планирует в ближайшие пять лет потратить огромные деньги — почти триллион. Несмотря на весь грандиозный потенциал, Севморпуть все еще остается малоэффективной и невостребованной транспортной артерией. Его популяризация — одна из наиболее приоритетных задач, поставленных президентом Владимиром Путиным в рамках майских указов. Получится ли у России реформировать международную транспортную систему путем многомиллиардных вливаний — в материале «Ленты.ру».

Денежный поток

Росморречфлот представил на обсуждение план-график реализации указа президента Владимира Путина — повысить к 2024 году грузооборот СМП до 80 миллионов тонн в год. Согласно расчетам ведомства, на это потребуется 905,6 миллиарда рублей. Из них 305 миллиардов должно выделить государство, остальные 600,6 миллиарда придутся на внебюджетное финансирование.

Так, на мероприятия «Росатома», который назначен инфраструктурным оператором СМП, в ближайшие пять лет потребуется 173,7 миллиарда рублей, на мероприятия Росморречфлота — 226,5 миллиарда рублей. В 235,9 миллиарда обойдется соединение Северной и Свердловской железных дорог и обеспечение выхода транспортной системы к СМП. Еще 169,6 миллиарда рублей уйдет на мероприятия из федеральной программы «Морские порты».

В перечень мероприятий входит, в частности, строительство трех атомных ледоколов, начало строительства четвертого и пятого ледоколов по смешанной схеме, а также продление срока эксплуатации ядерных установок судов атомно-технологического обеспечения «Имандра» и «Лотта» и хранилища жидких радиоактивных отходов «Серебрянка».

Кроме того, планируется построить терминал сжиженного природного газа (СПГ) и газового конденсата «Утренний», глобальную морскую систему связи при бедствии на СМП, модернизировать базу техобслуживания флота Морспасслужбы.

На период с 2019-го по 2024 год запланировано в том числе строительство многофункциональных аварийно-спасательных, гидрографических и лоцмейстерских судов, комплекса по перегрузке СПГ в Мурманской области, терминала в бухте Север для отгрузки пайяхской нефти, угольного терминала «Чайка» в порту Диксон и перегрузочного комплекса СПГ на Камчатке.

Однако окончательного решения по документу еще нет. Все профильные ведомства — Минэкономразвития, Минтранс, Минэнерго и «Росатом» — получили его на рассмотрение. И хотя достижение показателя в объеме 80 тысяч тонн уже не раз ставилось под сомнение, последовательное развитие Севморпути открывает большие перспективы.

Молодой и перспективный

Арктическая зона занимает особое место в экономике России. Здесь создается около 20 процентов валового внутреннего продукта страны и обеспечивается более четверти ее экспорта. В Заполярье находится главная минерально-сырьевая база — здесь уже добывается и производится 95 процентов российского никеля и кобальта, более 80 процентов газа, 25 процентов нефти и 60 процентов меди. Совокупный объем инвестиций в проекты развития сырьевой базы и логистического потенциала Арктики до 2050 года оценивается в 13,5 триллиона рублей. При этом 5,5 триллиона должны быть освоены уже к 2024 году.

В связи с этим Северный морской путь, соединяющий порты европейского и дальневосточного побережий, приобретает важнейшее значение. Глава «Новатэка» Леонид Михельсон ранее заявлял, что СМП позволит значительно снизить стоимость транспортировки сжиженного природного газа (СПГ). Кроме того, за счет него сократится срок поставки газа в Азию с 36 до 19 дней.

Сейчас в зимний период транспортировка осуществляется через Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря. Для сравнения: путь из Владивостока до Санкт-Петербурга по Северному морскому пути составляет 14 тысяч километров, через Суэцкий канал — 23 тысячи километров.

Помимо экономии на топливе, уменьшение продолжительности рейса автоматически сокращает расходы на оплату труда персонала и уменьшает стоимость фрахта (провозная плата за транспортировку грузов или использование судна). Из иностранных партнеров в развитии северного маршрута больше всего заинтересован Китай.

По словам исполнительного директора Института стратегического сотрудничества Китая и России Ван Ци, арктический путь снизит стоимость транспортировки товаров в Европу в два раза: «Сырая нефть, потребляемая морским транспортом Китая, является самым большим фактором в стоимости доставки. Цена топлива составляет половину от общей стоимости фрахта».

Среди других преимуществ СМП по сравнению с Суэцким каналом — отсутствие очередей и платежей за проход судна. Кроме того, северный маршрут более безопасен. Традиционный южный путь проходит через пиратский Малаккский пролив и сомалийские воды, что означает более высокие затраты на обеспечение безопасности рейсов. Из-за обострения ситуации на Ближнем Востоке также возникают риски остановки движения через Суэцкий канал.

Палки в колесах

В конце августа 2018 года состоялось значимое событие: датская компания Maersk Line, мировой лидер по морским грузовым перевозкам, отправила судно в пробный рейс по Северному морскому пути. Владимир Путин тогда заявил, что этот рейс «открывает новую страницу в истории торгового мореплавания, подтверждает безопасность, эффективность и востребованность российской Арктики, всего Северного морского пути как международного коридора». Тем не менее рассматривать СМП как коммерческую альтернативу существующей сети компания не спешит.

Главный недостаток Севморпути — суровые природные условия и ограниченный навигационный сезон. Во многом эта проблема решается с помощью атомных ледоколов, но их пока недостаточно. В акватории СМП сегодня действует восемь линейных ледоколов, четыре из которых — атомные («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач»), остальные четыре — дизель-электрические («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын»).

При этом, по словам заместителя гендиректора «Атомфлота» Андрея Смирнова, ожидать увеличения числа ледоколов в ближайшей перспективе не приходится даже с учетом того, что в 2019—2021 годах должно быть построено не менее трех ледоколов «Лидер». «Когда это произойдет, будет исчерпан ресурс всех сегодняшних атомоходов, кроме одного. А значит, снова останется всего четыре», — констатировал он.

Другая проблема заключается в отсутствии более-менее точного климатического прогноза. Несмотря на стремительное таяние арктических льдов в условиях глобального потепления, через 30−40 лет, по некоторым данным, ситуация может кардинально измениться.

Похолодание может существенно повлиять на условия работы, а значит — неясно, стоит ли инвестировать средства в строительство судов для СМП. Если в осенние месяцы путь займет 10−12 дней, то дальше отклонения доходят до 40 суток, рассказал представитель «Совкомфлота» Вадим Удалов. Из-за этого, по его словам, подрывается экономика, судовладельцы и грузоотправители не могут строить бизнес-планы.

В качестве дополнительных препятствий Удалов назвал отсутствие сводных данных по максимальной пропускной мощности Севморпути, а также единого оператора СМП. Председатель экспертной группы по вопросам освоения минеральных ресурсов и развития транспортной системы в Арктике Михаил Григорьев, в свою очередь, отметил отсутствие инфраструктуры и регулярной грузовой базы на всем протяжении маршрута. Например, тот самый контейнеровоз компании Maersk, который отправился в пробный рейс по Севморпути в августе-сентябре, даже не смог загрузиться рыбой, потому что в порту не хватало рефрозеток (используются для подключения охлаждаемых контейнеров).

Прыгнуть выше головы

Все перечисленные проблемы мешают популяризации и монетизации СМП. Если транзит грузов через Суэцкий канал превышает миллиард тонн, то транзит через Севморпуть колеблется на показателе около 200 тысяч тонн. «Давайте смотреть правде в глаза. Количество транзитных судов, которые проходят по нему за год, равно числу судов, за день проходящих по Суэцкому каналу. Пока это внутренний наш ресурс, который надо развивать», — заявил председатель правления компании «Совфрахт» Дмитрий Пурим. Власти тоже это понимают и теперь крепко взялись за реализацию президентского указа.

Задача, которую поставил Владимир Путин, весьма амбициозна, если учитывать тот факт, что в 2017 году объем грузоперевозок по Севморпути составил 9,9 миллиона тонн. По подсчетам Минприроды, к 2024 году объем транспортировки грузов достигнет лишь 52 миллионов тонн в год. В то же время в пессимистическом сценарии Аналитического центра при правительстве указывается, что объем составит 53,8 миллиона тонн.

Возможное решение проблемы видят в изменении границ СМП. Федеральным законом № 132 от 2012 года границами СМП считаются Карские Ворота и Берингов пролив. Однако, согласно постановлению от 1936 года, они шире и захватывают Мурманск, Баренцево и Печорское моря. По мнению Михаила Григорьева, достижение показателя в 80 миллионов тонн будет реалистичнее в том случае, если вернуться к первоначальным границам СМП. Включение Печорского моря и Мурманска гарантированно даст 20 миллионов тонн грузов, считает Григорьев.

Грузовую базу для Севморпути обеспечивают такие индустриальные гиганты, как «Новатэк», «Норникель», «Газпром нефть», они также строят новые суда усиленного ледового класса для перевозок и способствуют развитию арктического региона. Например, «Норникель» за последние десять лет создал современный флот контейнеровозов усиленного ледового класса ARC7, которые сейчас поддерживают регулярное сообщение между морскими портами Мурманска, Архангельска, Дудинки и осуществляют прямые рейсы с экспортной продукцией в европейские и южноазиатские порты.

Росморречфлот, в отличие от Минприроды, настроен более оптимистично и ожидает, что планку в размере 80 миллионов тонн удастся не только достигнуть, но и превысить. Так, план-график ведомства предусматривает увеличение грузопотока до 81,9 миллиона тонн к 2024 году.

Не исключено, что при условии выполнения всех заявленных мероприятий по развитию маршрута и сопутствующей ему инфраструктуры Северный морской путь может со временем стать не только главной национальной трассой, но и одним из лидеров мирового судоходства. Уже после 2020 года Китай намерен направлять через Севморпуть до 15 процентов своего внешнеторгового оборота с Европой.

Ссылка: https://news.mail.ru/politics/36076795/?frommail=1

Печать

Опубликован информационный бюллетень "Изменение климата" №76, декабрь 2018 г. - январь 2019 г.

Главные темы номера:

  • 24-я Конференция сторон РКИК ООН/14-е Совещание сторон Киотского протокола/1-е Совещание сторон Парижского соглашения (2 -14 декабря, Катовице, Польша)
  • Интервью в деловом журнале «Инвест-Форсайт» с доктором ф.-м. наук, директором Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова и руководителем Климатического центра Росгидромета В.М. Катцовым

Также в выпуске:

  • Президент РФ В.В. Путин назвал надежным инструментом Парижское соглашение по климату
  • Новый законопроект о регулировании ПГ в РФ
  • Сбербанк станет агентом Минприроды по снижению выбросов в атмосферу
  • Доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году»
  • Новые публикации в российских и зарубежных научных изданиях
  • Исследование общественного мнения о проблемах изменения климата в России
  • Анализ метеорологических характеристик Северного полушария Земли в 2018 году
  • ВОЗ: выгоды для здоровья намного перевешивают затраты на достижение целей Парижского соглашения

Ссылка: http://www.meteorf.ru/press/news/18546/

Печать

"Инвест-Форсайт": интервью с Владимиром Катцовым об Арктике

Владимир Катцов: «Арктика – это наш дом, и мы должны о нем заботиться»

Арктика – не только индикатор, но и фактор изменения климата. Одна из самых чувствительных зон планеты, где происходящие изменения выражены намного сильнее. Об этой проблеме мы побеседовали с руководителем Геофизической обсерватории имени А. И. Воейкова Владимиром Михайловичем Катцовым.

Об обсерватории

– Чем сейчас занимается обсерватория, какие задачи выполняются?

– Обсерватория, в соответствии с названием, была основана в первую очередь для наблюдения за атмосферой – температурой, осадками, ветром, давлением и т.п. Но сегодня обсерватория – далеко не только методическое руководство наблюдениями. Это научно-исследовательский институт с различными направлениями исследований атмосферы (включая ее загрязнение и химический состав) и климатической системы в целом, в том числе теоретических исследований. Значительную часть работы составляет физико-математическое моделирование климатической системы. Мы разрабатываем сложные модели, с помощью которых исследуем как вопросы, связанные с текущим состоянием климатической системы (взаимодействие ее компонентов, обнаружение и установление причин изменений), так и будущие изменения климата в результате, например, антропогенного воздействия (выбросов парниковых газов). Исследования имеют не только фундаментальные аспекты, но и прикладные. Изучаются последствия климатических изменений для различных отраслей экономики страны, их влияние на здоровье населения, в том числе в Арктике.

О моделировании и прогнозах

– Как моделирование помогает в изучении климата?

– Наша первоочередная задача – дать прогноз, точнее, как мы говорим, перспективную оценку возможных в будущем изменений климата. Эволюция климатической системы зависит от многих факторов, некоторые из которых непредсказуемы. К таким факторам относится собственная изменчивость климатической системы, не связанная с внешними воздействиями. Существует антропогенная часть эволюции климата; ее мы можем прогнозировать, исходя из некоторых соображений относительно сценариев воздействия человека на климат (например, сценариев глобального экономического развития), и количественно оценивать как изменения климата, так и их последствия. Для таких сценарных расчетов будущих изменений климата нужны физико-математические модели.

– Что такое климатическая модель и как проходит работа?

– Понятие модели имеет довольно много значений. Климатические модели, о которых мы говорим, базируются на математических уравнениях, описывающих физические законы. У этих уравнений есть неприятное свойство: они не решаются аналитическим путем, как алгебраические. Уравнения можно преобразовывать, упрощать, видоизменять для определенных ситуаций, но чтобы их решить, нужно использовать вычислительную математику – превращать дифференциальные уравнения в большие системы алгебраических уравнений, которые уже решаются аналитически. Чем более подробно мы описываем наш объект (общую циркуляцию атмосферы и океана), тем огромнее система. Такую систему нереально решить без использования мощнейших вычислительных машин. Алгебраические уравнения программируются, тогда их уже решает компьютер. По этой причине современное моделирование климата критически зависит от вычислительных ресурсов. Чтобы получать сценарные прогнозы изменений климата, нужны глобальные модели. Характерный горизонтальный размер ячейки глобальной модели для атмосферы составляет 100-200 км (есть, правда, глобальные модели и существенно лучшего разрешения, но они требуют огромных вычислительных ресурсов). Можно улучшать разрешение для регионов, представляющих особый интерес, с помощью т.н. региональных моделей, на боковых границах которых задаются результаты расчетов с глобальными моделями. Мы, например, проводим численные эксперименты с использованием разработанной в обсерватории системы глобальной и региональной климатических моделей, обеспечивающей высокое пространственное разрешение (25 км) на всей территории России. Такое пространственное разрешение позволяет более детально рассматривать различные климатические воздействия на отрасли экономики, природные системы и население нашей страны.

– Какое техническое оснащение необходимо для расчетов?

– Для серьезных численных экспериментов по оценке будущих изменений климата нужно делать ансамблевые расчеты. Это означает, что мы запускаем расчеты параллельно от разных начальных состояний, но для одинаковых внешних воздействий, чтобы получить своего рода «облако результатов», что позволяет количественно описать неопределенности сценарных прогнозов, диапазон изменчивости, в пределах которого система может пребывать с разной вероятностью.

Сейчас у нас, к сожалению, не очень сильная собственная техника – иногда результатов приходится ждать долго, даже для небольших расчетов. Нужны более серьезные мощности. Недавно в Главном вычислительном центре Росгидромета (в Москве) была закуплена машина мощностью 1,2 петафлопс (1 петафлопс = 1000 триллионов операций над числами с плавающей точкой в секунду). Главная задача, которую решает компьютер, – это оперативный прогноз Гидрометцентра России. Именно такое оборудование нужно для решения наших климатических задач. Покупка, содержание и обслуживание такого весьма дорогостоящего компьютера, конечно, не по силам одной обсерватории. Чтобы решить проблему, организуются центры коллективного пользования.

Климат и Арктика

– Каковы положительные стороны изменения климата?

– Воздействия климата могут быть разными. Изменения климата в основном трактуются как негативные. Это совершенно справедливо, потому что с изменением климата возникает много опасностей и рисков. Но есть и позитивные вещи. Для России общая картина неоднозначна, что отмечается, кстати, в Климатической доктрине Российской Федерации. Например, для нашей северной страны среди позитивных изменений можно отметить смягчение суровых климатических условий. Северный морской путь с точки зрения транспорта – очевидная экономия, преимущество и конкурентоспособность. С другой стороны, есть много и негативных обстоятельств, в том числе опасность загрязнения. Еще пример – две трети территории нашей страны находятся в зоне многолетней мерзлоты, с изменением климата она деградирует, что не может не отражаться на зданиях и транспортной инфраструктуре. И есть множество других важных вопросов, связанных с изменениями климата на огромной территории нашей страны.

– Какие природные процессы способствуют повышению температуры?

– В климатической системе действуют так называемые обратные связи. Они бывают положительными или отрицательными. Положительная обратная связь – когда следствие усугубляет причину. Иными словами, неустойчивое состояние. Хорошо изученным феноменом, например, является положительная обратная связь между потеплением и ростом содержания водяного пара в атмосфере. Водяной пар – важнейший парниковый газ. Теплеющая атмосфера способна удерживать все большее количество водяного пара, а растущая концентрация водяного пара приводит к дальнейшему потеплению. Намного больше вопросов связано, например, с положительной обратной связью между потеплением климата и естественной эмиссией содержащих углерод парниковых газов в результате таяния многолетней мерзлоты. В мерзлоте содержится большое количество углерода, значительно превышающее его современное содержание в атмосфере. В результате потепления и деградации мерзлоты он попадает в атмосферу и вносит вклад в усиление парникового эффекта, который усугубляет потепление. Оценки того, насколько значителен этот эффект, разнятся от скептических до катастрофических. По некоторым осторожным оценкам, он может стать действительно угрожающим в отдаленной перспективе – за пределами XXI века. Это – часть весьма актуальной фундаментальной научной проблемы, связанной с количественной оценкой источников и стоков парниковых газов в климатической системе.

– Как нам адаптироваться к изменениям климата?

– Существует уже неизбежная часть изменения климата, которая нас ожидает и к которой нужно быть готовыми. Между тем наблюдаемые изменения наиболее важных характеристик регионального климата дают основания считать, что и в России, и в мире нарастает так называемый дефицит адаптации к изменениям климата, прежде всего к экстремальным погодно-климатическим воздействиям. Между тем расчеты с помощью современных сложных климатических моделей уверенно указывают на ухудшение в будущем статистики некоторых видов экстремальных явлений, например волн тепла. Поэтому адаптация должна быть проактивной, упреждающей. С помощью климатических моделей мы пытаемся количественно оценить, чего можно ожидать от климата в ближайшие десятилетия, чтобы к этому быть готовыми. Мы, разумеется, не даем рекомендаций строителям, как строить и из каких материалов. Но мы говорим о том, что через какой-то промежуток времени могут произойти определенные климатические изменения и как это может отразиться, например, на диапазоне изменчивости климатических характеристик – температуры, осадков и т.д., на его экстремальности, и это нужно принимать в расчет при строительстве. Особенно это касается объектов, которые рассчитаны на долгую перспективу – дома, мосты, дороги, трубопроводы.

– Влияет ли антропогенный фактор на изменение климата?

– Современная наука однозначно указывает на возрастающую роль антропогенного фактора в эволюции климатической системы. Большая часть глобального потепления, наблюдаемого с середины XX века, связана с хозяйственной деятельностью человека. Наше воздействие на климат с высокой вероятностью будет усиливаться на фоне естественной изменчивости климатической системы, которая никуда не исчезает. Кстати, важно отметить: до определенного момента парниковый эффект абсолютно благотворен для жизни на нашей планете. Если бы не было парникового эффекта, средняя глобальная температура была бы минус 18°C, а не плюс 15°C, как теперь. Но быстрое повышение концентрации парниковых газов (концентрация CO2 за последние всего лишь сто лет выросла на треть – до беспрецедентных за последние 800 тысяч лет значений, преодолев в 2015 г. психологически важный рубеж в 400 частиц на миллион) становится опасным. Особенно для некоторых регионов планеты. К таким наиболее уязвимым регионам мира относится Арктика. Здесь изменения климата происходят особенно быстро, оставляя мало шансов экосистемам и коренному населению на адаптацию.

– Какие естественные процессы влияют на изменения климата?

– Помимо собственной, не связанной с внешними воздействиями изменчивости климатической системы, существуют такие естественные факторы, как колебания орбитальных параметров Земли, колебания солнечной активности, крупные извержения вулканов. Все эти факторы определяют количество солнечного тепла, поступающего к поверхности Земли. Изменение глобального климата определяется в основном тремя составляющими: сколько коротковолновой радиации пришло от Солнца к верхней границе атмосферы (это как раз определяется излучением Солнца и положением Земли на орбите); какая ее часть отразилась облаками, атмосферным аэрозолем (естественным или антропогенным) и поверхностью Земли (особенно высока отражательная способность снега и льда), и какая часть длинноволнового излучения нагретой поверхностью была удержана парниковыми газами в тропосфере и не ушла в космос.

– В интернете много информации о стремительно тающих арктических льдах. Наиболее апокалипсическая теория – уже к 2030 году арктический лед начнет полностью исчезать на летний период. В какой степени это мифы, а в какой – правда?

– Никаких мифов. Площадь морских льдов в Арктике в последние годы действительно демонстрирует быстрое сокращение. С 1979 года, с момента появления первых спутников, которые дают нам наиболее полную информацию о площади льда, мы наблюдаем значительное сокращение льда в его минимуме – в сентябре, а это означает, что сокращается многолетний лед. За период спутниковых наблюдений площадь сентябрьского минимума морского льда в Арктике сокращалась со скоростью 13,2% за десятилетие. Зимний лед сокращается медленнее, но в 2018 году был установлен очередной рекорд. Мы следим за тенденциями, конечно, а не за рекордами, но рекорды фиксируются довольно часто. При наблюдаемых тенденциях и с учетом модельных прогнозов вероятность практического исчезновения многолетнего льда в Северном Ледовитом океане достаточно высока. Разумеется, сезонный морской лед в Арктике, даже при жестких сценариях антропогенного воздействия на климат, сохранится. Но это будет уже совсем «другая» Арктика.

Температура в Арктике тоже быстро растет, быстрее средней глобальной. С середины 1970-х годов глобальное потепление нарастало со скоростью 0,17°C за десятилетие. Средняя температура по территории России росла на 0,46°C за десятилетие, а в Арктике – на 0,75°C. На Таймыре изменения составили 0,9°C за десятилетие. Такие изменения не могут не вызывать серьезной озабоченности.

Политика и экономика

– Ни одна страна не в состоянии решить проблему освоения Арктики в одиночку. Но Россия – один из ведущих игроков. В силу хотя бы географической, территориальной близости и, как следствие, влияния Арктики на нашу страну – от климата до безопасности. Что может Россия в одиночку, для чего обязательна международная кооперация? С какими странами мы сотрудничаем?

– С самого своего основания обсерватория была интегрирована в мировое профессиональное сообщество. Мы были в числе организаторов Первого Международного полярного года, который был удачным опытом объединения усилий десятка стран в исследованиях Арктики. Обсерватория стояла у истоков Всемирной метеорологической организации (ВМО) – директор обсерватории Генрих Вильд на протяжении долгого периода (1879-1896 гг.) был президентом Международной метеорологической организации, которая в середине XX века трансформировалась в ВМО. С учреждением Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики (ААНИИ) основной вес международного сотрудничества СССР, а потом и России в исследованиях Арктики, естественно, переместился туда. Но обсерватория, конечно, не «ушла» из Арктики, мы продолжаем исследования, которые теперь, по большей части, носят теоретический характер. В рамках ВМО сейчас функционирует система полярных климатических центров с разделением функций. Один из таких центров базируется в ААНИИ, а несколько институтов Росгидромета, включая обсерваторию, вносят свой вклад в его работу. Подобные центры есть в Канаде и в Норвегии. Определенное научное взаимодействие между арктическими странами происходит и под эгидой Арктического Совета, в том числе в области исследований и оценки состояния климатической системы в Арктике. Международное сотрудничество, конечно, в Арктике важно, учитывая, насколько это сложный, с точки зрения климатических условий, регион. К сожалению, международная обстановка в последние годы не благоприятствует развитию научного сотрудничества в Арктике.

– Какую угрозу мы представляем для Арктики?

– Расширяя наше присутствие и активность в Арктике, мы должны предусмотреть всевозможные последствия расширения. С одной стороны, связанные со смягчением климата в регионе новые возможности для экономики воодушевляют. С другой стороны, риск экологического ущерба, связанного, например, с добычей и транспортировкой полезных ископаемых, чрезвычайно высок. То есть помимо непосредственного воздействия изменения климата, хрупкие экосистемы Арктики оказываются под угрозой еще одного, возможно, более губительного, экологического стресса. Этого, конечно, допустить нельзя. В проблеме освоения Арктики нет мелочей. И в авангарде этого освоения должна находиться наука, обеспечивающая соблюдение заложенных в Климатической доктрине принципов политики в области климата, в том числе – принципа предосторожности. Большая часть Арктики является нашей территорией – это наш дом, и мы должны беречь его.

Ссылка: https://www.if24.ru/vladimir-kattsov-arktika/

 

Печать

Ъ о перспективах ратификации Парижского соглашения Россией

По данным “Ъ”, РФ может ускорить процесс ратификации Парижского климатического соглашения (ПС). Советник президента по климату Руслан Эдельгериев поручил экспертной рабочей группе завершить подготовку обзора рисков и преимуществ процесса в феврале, чтобы в марте доклад о целесообразности ратификации мог лечь на стол Президенту. Одновременно с этим один из основных противников ратификации — Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — уведомил министерства о том, что больше не возражает против ратификации. РФ может стать стороной ПС до конца года.

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/3862151

Печать

Военные объекты США под угрозой из-за изменения климата

Двум третям военных объектов на территории США угрожают лесные пожары, засуха и потопления, вызванные глобальным изменением климата. Об этом сообщается в докладе министерства обороны США, представленном Конгрессу. Сейчас в зоне риска находится 79 объектов, которые уже периодически страдают от природных аномалий. Специалисты минобороны США говорят о потенциальной угрозе еще для 151 объекта. Изменение климата является существенной угрозой, влияющей на приоритеты Пентагона.

Подробнее: https://polit.info/438924-voennye-obekty-ssha-pod-ugrozoi-iz-za-izmeneniya-klimata

pdfТекст доклада

Печать