Климатический центр Росгидромета

Новости

Ъ: Бизнес и правительство разошлись в оценках концепции углеродного регулирования

Согласно изданию "КоммерсантЪ", новая версия законопроекта Минэкономики о регулировании выбросов парниковых газов вызвала резкую критику РСПП и других представителей бизнеса, но получила поддержку советника президента РФ по климату. Руслан Эдельгериев поддержал введение «углеродного налога», соотнеся его с уже работающим в РФ механизмом платы за негативное воздействие на окружающую среду. Концепция введения «углеродного налога» вписывается в планы Минфина по превращению экологических неналоговых платежей в налоговые.

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/3850043

Печать

Рабочая встреча Президента РФ с Президентом РАН

9 января 2019 г. Владимир Путин провёл рабочую встречу с президентом Российской академии наук (РАН) Александром Сергеевым. Обсуждались актуальные вопросы развития науки и научного сообщества, перспективные направления деятельности Академии наук.

Подробнее см.: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59648

 

Печать

Путин: Парижское соглашение по климату не несет угроз для России

Президент ответил на письмо лидера "Справедливой России" Сергея Миронова, содержащее опасения относительно влияния этого соглашения на промышленное развитие страны

МОСКВА, 26 декабря. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин не видит в настоящее время угроз промышленному развитию России от реализации Парижского соглашения по климату. Об этом он заявил на встрече с лидером "Справедливой России" Сергеем Мироновым во вторник.

Парламентарий в ходе беседы передал главе государства письмо, в котором отражены опасения, касающиеся тематики влияния Парижского соглашения и проблем изменения климата. По мнению Миронова, Россия в этой сфере может оказаться в положении, когда будет вынуждена сокращать добычу газа и нефти. "Мне кажется, что здесь и климатическую доктрину Российской Федерации, и в целом на нашу часть Парижского соглашения нужно посмотреть с точки зрения национальной безопасности России", - сказал Миронов.

"Я думаю, что таких угроз реально у нас не существует, но чтобы они не возникли - конечно, давайте посмотрим", - сказал Путин, комментируя слова лидера "Справедливой России".

Президент выразил надежду на конструктивную работу исполнительной власти с фракцией "Справедливой России" в 2019 году и поблагодарил Миронова за работу в уходящем году.

Глава фракции, в свою очередь, представил на встрече Путину ряд законопроектов, разработанных справороссами - об общероссийской реновации, о социальном предпринимательстве и др.

 

Ссылка: https://tass.ru/politika/5953263

 

Печать

Ольга Добровидова: Оставьте физику физикам

Переговоры ООН по проблеме изменения климата закончились, но наш блог «Зеленые дневники» никуда не денется, потому что недостатка поводов поговорить о негативном влиянии человека на окружающую среду не предвидится. Спонсоры сегодняшнего выпуска — российский бизнес, который сомневается в реальности антропогенных причин потепления, и российские ученые, желающие, чтобы бизнес слушал тех, кто компетентен судить об этом.

Переговоры ООН по проблеме изменения климата в польском Катовице закончились, в принципе, так же, как заканчивались десятки раз до этого: с опозданием более чем на сутки и компромиссами в последний момент — теперь у Парижского соглашения есть правила его реализации. Сами переговорщики, разумеется, похвалили себя за прорывные результаты, а экоактивисты, само собой, раскритиковали недостаточно конкретные обязательства стран. О том, как устроены переговоры по проблеме изменения климата, можно узнать из нашего текста «Десять простых вопросов об ООН и изменении климата».

Спустя три дня после окончания переговоров «Деловая Россия», общественное объединение среднего бизнеса, провела у себя круглый стол на масштабную тему «Россия и изменение климата». Круглый стол представлял собой три дискуссии, и этот блог посвящен первой из них — «Изменение климата и антропогенный фактор — миф или реальность?». Дискутировали директор Главной геофизической обсерватории имени А.И. Воейкова Владимир Катцов и Сергей Алексеев, председатель Комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты.

Сам факт, что после 24 лет переговоров ООН с участием России, Климатической доктрины и двух оценочных докладов Росгидромета обсуждение проблемы начинается с дебатов о том, реальна ли она, поражает воображение. <...>

Владимир Катцов, который с впечатляющим терпением раз за разом рассказывает базовые вещи о проблеме изменения климата, напомнил собравшимся, в чем оно проявляется — не только в температуре поверхности Земли, но и в теплосодержании верхнего слоя океана и его уровне, состоянии арктического льда и так далее. Он также напомнил, что в России температуры растут быстрее (0,46 градуса за десятилетие), чем в среднем по миру (0,18 градуса за десятилетие), в Арктике — еще быстрее (0,75 градуса за десятилетие), на Таймыре — быстрее (0,9 градуса за десятилетие), чем в Арктике в среднем, а в Карском море даже еще быстрее, чем на Таймыре.

Ученый провел экспресс-ликбез: рассказал о том, что такое климатическая система Земли и какие факторы на нее влияют, не забыв о естественной изменчивости климата (в чем постоянно упрекают ученых климатические скептики). «К теме сегодняшнего обсуждения можно сформулировать несколько вопросов: изменяется ли химический состав атмосферы, изменяется ли вследствие этого климат и ответственна ли за это хозяйственная деятельность человека? Премьер-министр Великобритании сильно испортила нам это выражение — „с высокой вероятностью“, тем не менее, высокая вероятность — это то, чем мы оперируем. И да, с высокой степенью вероятности, ответ на эти вопросы — да», — заключил Катцов. Он также вспомнил одного из основоположников современной климатической науки Михаила Будыко, о котором у нас есть история «В поисках тепла».

Затем пришла очередь Алексеева. Он представился не климатологом, а геологом и на протяжении всего доклада подчеркивал, что как ученый он не считает влияние антропогенного фактора доказанным — в основном потому, что, по его словам, увеличение концентрации парниковых газов могут давать «физические процессы в Земле». Научную информацию Катцова Алексеев не критиковал вовсе и в целом мало говорил про науку, зато всячески отмечал, что само существование антропогенного воздействия и Парижское соглашение нельзя связывать. Когда-то эта идея — не важно, правда ли все это про потепление, давайте обсуждать глобальное климатическое регулирование с точки зрения бизнеса — была довольно популярна среди российских политиков. Это такая деликатная форма отрицания изменения климата, которая едва ли не опаснее «топорного» отрицания, потому что скрывает истинный масштаб проблемы и полностью убирает из нее экологический фактор.

Катцов возразил на это так: «Если мы будем помещать проблему физическую в контекст международного переговорного процесса, каких-то экономических отношений, выгод и так далее, мы никуда не уедем. Ссылки на мнения политиков в этой истории существенно слабее, чем ссылки на специалистов. Я думаю, что пока мы не забудем, обсуждая физику, об интересах разных стран, групп промышленных и так далее, мы с места не сдвинемся».

Возмущение автора блога форматом дискуссии, кажется, разделяли и ученые в аудитории, которые были менее сдержанными, чем Катцов. Первым слово взял научный руководитель и экс-директор Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Сергей Семенов. «Формат этого собрания крайне неудачен для научной дискуссии о том, как меняется глобальный климат. Я не думаю, что здесь что-то можно вынести. Все-таки много десятилетий прошло, антропогенное изменение климата есть, мне не кажется, что здесь надо дискутировать на эту тему, задача этого собрания другая», — довольно сурово сказал Семенов.

Затем выступил Сергей Гулев, завлаб из Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН и один из авторов докладов Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Его короткое выступление полезно процитировать почти полностью:

— Я хотел поддержать коллег, которые призывают разделять исследования физических причин изменения климата и анализ того, как общество и экономика должны на это реагировать. Я никогда не возьмусь рекомендовать, не то что что с экономикой делать при таком-то потеплении, но даже как экосистемы меняются и будут изменяться. Я могу сказать только, как климат будет меняться или как он сейчас изменяется. А мне звонят корреспонденты и спрашивают «а вы знаете, что Путин сказал, что изменение климата зависит от еще не понятых планетарных факторов (в выступлении фигурировали сдвиги в галактике — N + 1)?». Кто ему такую глупость сказал? Это же не он сам придумал, кто эту хрень ему сказал? Кто ему это сказал, вот вы здесь сидите, скажите мне, назовите фамилию! <...>

Должно быть взаимное доверие. Я, например, абсолютно доверяю вам в экономике. Оставьте физикам то, почему меняется климат и как он меняется. Я думаю, что если такое взаимное доверие будет, тогда прогресс будет гораздо более значительным и понимание будет лучше.

Судя по всему, все произошедшее могло быть неким хитрым замыслом, адресованным прежде всего советнику президента и спецпредставителю по проблеме изменения климата Руслану Эдельгериеву. Но в таком случае замысел не удался — тот на круглый стол в итоге не приехал.

Ссылка: https://nplus1.ru/blog/2018/12/20/mind-your-own-business

Печать

Ъ: Конференция ООН не смогла договориться о механизмах борьбы с потеплением

В субботу вечером в Катовице завершилась конференция ООН по климату. По результатам двухнедельной сессии приняты руководство по адаптации к изменению климата и свод правил реализации соглашения — но они описывают лишь отчетность стран о выполнении взятых обязательств, климатических мерах и расходах. Договориться об экономических механизмах, а также убедить страны взять расширенные обязательства по снижению выбросов парниковых газов делегаты ООН не смогли.

Важнейшим достижением конференции ООН по климату в Катовице стало утверждение свода правил Парижского соглашения и руководства по адаптации к изменению климата. Правила определяют, как страны должны отчитываться о мерах по снижению выбросов парниковых газов, о действиях в области адаптации, о выделяемых средствах и их тратах — делать это придется раз в пять лет, в 2023 и 2028 годах. «Правила определяют порядок и структуру отчетности, действия по мониторингу глобальной ситуации, однако сами действия стран правилами никак не предписываются»,— говорит участник конференции, директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин.

Успехов же в расширении страновых обязательств конференция не достигла. Несмотря на данные о росте выбросов парниковых газов в мире в 2017 году (после трехлетней стабилизации) и плохой прогноз на 2018 год, о планах увеличить обязательства заявили только Канада, ряд стран ЕС и Украина. Действующие добровольные обязательства стран и реализуемые ими меры низкоуглеродного развития выводят мир к повышению глобальной температуры более чем на 3?С к концу века. Чтобы удержать потепление в пределах 2?С, надо увеличить объем обязательств втрое, а для ограничения в 1,5?С — впятеро, говорится в докладе экспертов Программы ООН по окружающей среде. Новые заявления о добровольных обязательствах теперь, однако, ожидаются только в сентябре 2019 года на климатическом саммите в Нью-Йорке — его проведет лично генсек ООН Антониу Гутерриш.

Делегацию РФ (пока Россия соглашения не ратифицировала) на конференции ООН впервые возглавил новый спецпредставитель президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев, сменивший на этом посту Александра Бедрицкого. Господин Эдельгериев подтвердил, что РФ готовится к ратификации — идет работа над концепцией госрегулирования выбросов парниковых газов (см. “Ъ” от 4 декабря), долгосрочной стратегией низкоуглеродного развития и планом адаптации экономики к климатическим изменениям.

Поддержку во время конференции получили климатические фонды — Германия и Япония выделят им по $1,5 млрд, Франция, Финляндия и Норвегия подтвердили, что готовы гарантировать работу Зеленого климатического фонда в 2020–2023 годах. Всемирный банк объявил, что за пять лет выделит на климатические проекты $200 млрд и начнет финансирование проектов адаптации к изменению климата. Однако требования стран доступа к средствам этих фондов вызвали конфликты, затянув окончание конференции на сутки. Требования же Бразилией доступа к деньгам уже нового механизма устойчивого развития не дали участникам согласовать экономику его работы (подробнее см. справку) — решение этого вопроса отложено на год, а вместо Бразилии конференцию ООН примет Чили.

Не настолько развитые, чтобы отказаться от денег

Доступ к средствам климатических фондов вызвал серию конфликтов, затянув окончание конференции ООН на целые сутки. Так, турецкая делегация настаивала на выходе из группы стран с развитой и переходной экономикой из-за недоступности ей средств международных климатических фондов ООН (по той же причине Турция не ратифицирует и само соглашение). О той же проблеме на конференции говорили и представители Белоруссии. Отметим, что РФ из-за санкций также испытывает сложности с доступом к международному зеленому финансированию (прежде всего к средствам международных банков развития и Глобального экологического фонда), что является серьезным препятствием для декарбонизации экономики, заявил представитель «Деловой России» и «Российского партнерства за сохранение климата» Олег Плужников.

Второй конфликт также был финансовым: делегация Бразилии настаивала на том, чтобы разрешить доступ к новому рыночному механизму ПС (механизму устойчивого развития) проектам, начатым еще во время Киотского протокола (тогда большую часть таких зеленых средств получили Бразилия, Китай и Индия). При этом категоричность позиции Бразилии не дала согласовать правила работы рыночных механизмов — вопрос перенесли на год. Также страна отказалась принять у себя конференцию ООН по климату в декабре 2019 года — ее перенесли в Чили. Впрочем, подобные противоречия стали уже традиционными для климатических переговоров: развивающиеся экономики требуют дифференцированного подхода в зависимости от уровня своего развития, а также добиваются обязательного включения финансовой помощи себе в добровольные обязательства развитых стран в рамках Парижского соглашения.

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/3833528

Печать

Россия подтвердила выполнение обязательств по снижению выбросов

Россия выполнит обязательства по снижению выбросов парниковых газов до уровня не более 75% от выбросов базового 1990 года. Об этом заявил в среду специальный представитель президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев, выступая на СОР24 в Катовице. Он напомнил, "для целей Парижского соглашения Россия представила параметры своих возможных обязательств: ограничение антропогенной эмиссии парниковых газов на уровне 70-75% выбросов 1990 года к 2030 году при условии максимально возможного учета роли лесов, их значимости для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним". "За время, прошедшее с начала XXI века, в РФ достигнут разрыв связи между экономическим ростом и ростом выбросов парниковых газов. На фоне общего роста ВВП в период 2011-2016 гг. совокупный выброс парниковых газов увеличился лишь на 0,3%. Это связано с переходом на технологии, содействующие снижению выбросов парниковых газов, а также повышением эффективности использования ресурсов, в том числе энергетических", - подчеркнул Эдельгериев.

Ссылка: https://tass.ru/obschestvo/5905409

Печать

Ъ: РФ демонстрирует климатическую активность. не видя при этом для себя выгод низкоуглеродной повестки

На проходящей в польском Катовице конференции ООН по климату Россия представила свой страновой павильон, демонстрирующий действия государства и компаний в области снижения выбросов парниковых газов и зеленого развития экономики. Официальные лица РФ в своих выступлениях продолжают поддерживать Парижское климатическое соглашение, но на практике большинство стратегий подразумевают рост добычи и экспорта ископаемого топлива, в том числе угля. Россия пока не видит для себя выгод в глобальной климатической повестке и не осознает риски от снижения потребления ископаемого топлива другими странами, полагают эксперты.

Уже второй год подряд РФ открывает на климатической конференции ООН официальный павильон — в нем пройдет более 30 выступлений и дискуссий на тему экологической политики, низкоуглеродной энергетики и зеленых технологий. Как и в прошлом году, в энергетическом блоке презентаций основная роль отведена атомной, гидро- и газовой энергетике в качестве низкоуглеродных решений (отметим, что развитие этих трех секторов вызывает серьезную критику со стороны экологов в качестве «ложных» или недальновидных решений климатической проблемы). В этом году речь пойдет и о прочих зеленых инициативах российского бизнеса. В частности, пройдет презентация российского блокчейн-стартапа DAO IPCI, позволяющего компаниям приобретать добровольные сокращения выбросов парниковых газов в результате реализации экологических проектов.

Во многом работа павильона нацелена на просвещение мировой общественности о позиции РФ в области низкоуглеродного развития и зеленой политики — для многих участников процесса она по-прежнему остается непонятной. Впрочем, и в представляемой РФ картине, подчеркивают эксперты, есть противоречие. С одной стороны, формально Россия поддерживает Парижское соглашение (ПС) и готовится к его ратификации (это сделали уже 184 страны, из государств G20 остались лишь Россия и Турция) — на недавней встрече лидеров БРИКС Владимир Путин приветствовал вступление в силу ПС. С другой стороны, большинство стратегий развития энергетического сектора и экономики РФ до сих пор закладывают рост производства и экспорта ископаемого топлива. Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин в интервью «РИА Новости» назвал будущее российских угольной, газовой и нефтяной отраслей «стабильным», одновременно поддерживая использование в РФ «чистого угля».

Отметим, что конференция, на которой предполагается утвердить финальный свод правил ПС, проходит в одном из важнейших угольных регионов Польши. Польские политики уже заявили, что страна не будет полностью отказываться от использования угля в энергетике, а также что его применение не всегда противоречит защите климата, так как выбросы парниковых газов в стране медленно, но все же снижаются. На конференции они призвали учитывать интересы стран, которые пока не могут обойтись без угля.

«В этом смысле РФ не одинока — было бы нелогично быть "святее" Саудовской Аравии, Катара или Венесуэлы, которые придерживаются такой же стратегии активного участия в климатическом процессе, существенно не сокращая производство ископаемого топлива»,— говорит Алексей Кокорин из «WWF-России». По мнению Игоря Макарова из ВШЭ, в РФ политическими элитами до сих пор не осознано, что декарбонизация мировой экономики представляет собой риск для российской экономической модели, основанной на экспорте углеводородов — вне зависимости от участия России в ПС. «Судьба российской угольной промышленности определяется не тем, ратифицирует ли РФ соглашение, а тем, как быстро другие страны будут отходить от потребления и импорта»,— говорит эксперт. По его мнению, «стране нужна не столько стратегия декарбонизации экономики, сколько долгосрочное видение того, какие позиции она хочет занимать и какую специализацию иметь в низкоуглеродном мире».

Алексей Кокорин разделяет мнение о том, что РФ все еще не определилась, что для нее может быть основными выгодами активного участия в климатической повестке — как, например, энергонезависимость для ЕС, чистый воздух для Китая, ликвидация бедности для Индии и продовольственная безопасность для Африки. Так как РФ находится вне основных климатических финансовых потоков (их распределение составляет важнейшую интригу климатических переговоров ООН), не являясь ни страной-получателем, ни страной—обязательным донором, то, возможно, основной мотивацией для РФ могла бы стать тема природного газа, выбросы от сжигания которого намного ниже, чем от угля, размышляет эксперт.

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/3825695

Печать

Старший научный сотрудник Главной геофизической обсерватории имени А. И. Воейкова, климатолог Андрей Киселев предупредил о последствиях эксперимента по охлаждению Земли. Об этом сообщило информационное агентство НСН

Ранее группа ученых из Гарварда заявила о намерении в следующем году запустить эксперимент. В его рамках специалисты попробуют охладить планету с помощью химического вещества. Карбонат кальция распылят на границе со стратосферой. Благодаря этому ученые рассчитывают увидеть частицы, отражающие солнечные лучи, и установить, смогут ли они повлиять на охлаждение поверхности планеты.

Климатолог Андрей Киселев отметил, что ранее подобные идеи уже пытались воплотить в жизнь.

«Сама идея не нова. Много лет назад ее высказал еще академик Михаил Будыко, правда, это было связано не с карбонатом кальция, а с другими соединениями. В частности, серо-кислый аэрозоль обладает ровно тем же свойством, он отражает солнечную энергию обратно в космос и не допускает до Земли», — рассказал он.

Специалист добавил, что позже сторонники данной иди намеревались воплотить ее. Однако «она оказалась не очень жизнеспособной». Андрей Киселев назвал две причины, согласно которым эксперимент не удалось реализовать.

«Во-первых, необходимо организовать доставку в стратосферу очень большого количества аэрозоля, а во-вторых, в конечном итоге этот аэрозоль нужно будет поддерживать, пополнять содержание, поскольку он постепенно будет либо вымываться, либо оседать. В общем, это не одноразовая акция», — сказал климатолог.

Он подчеркнул, что если в какой-то момент прекратить такую поддержку, то могут возникнуть более серьезные проблемы.

Ссылка: https://360tv.ru/news/ekologiya/klimatolog-usomnilsja-v-bezopasnosti-eksperimenta-po-ohlazhdeniju-zemli

Печать

Ъ: Как идеи Минэкономики соотносятся с международным опытом

По данным Всемирного банка, в 46 странах мира и 25 регионах (штатах, областях, городах) уже введены те или иные формы «цены на углерод» (включая квотирование выбросов или углеродные налоги), по итогам 2018 года они будут покрывать почти 20% глобальных эмиссий. Предлагаемый Минэкономики экономический механизм регулирования предполагает введение разрешений (квот) на выбросы с дальнейшей возможностью предприятий продавать их друг другу на той или иной основе. Речь идет о прототипе углеродного рынка, различные формы которого работают уже более чем в 21 стране или регионе — в том числе в ЕС, семи провинциях Китая и ряде штатов США и Канады, включая Калифорнию.

«В представленном Минэкономики законопроекте действительно был учтен международный опыт, речь наконец идет о регулировании — там названы все необходимые для этого элементы, включая целеполагание и даже платность выбросов»,— комментирует Михаил Юлкин. Однако, по мнению эксперта, ряд формулировок документа «являются неточными», оставляя огромный простор для толкований и «отдачу слишком многого на усмотрение правительства, то есть произвол чиновников». Кроме того, эксперты подчеркивают, что наделение правительства полномочиями в сфере регулирования ПГ происходит в условиях отсутствия целей по декарбонизации экономики и критериев оценки работы правительства в этой области. Как правило, создаваемые в мире системы углеродного регулирования выстраивались по принципу определения приоритетов климатической политики в стране, установления целевых показателей и ограничений, внедрения систем поддержки и стимулирования низкоуглеродного развития, в том числе выстраивания потоков финансовых средств от «загрязнителей» или эмитентов ПГ в сторону зеленого развития. В представленном законопроекте пока не описано, «ради чего мы снижаем выбросы — кроме наших международных обязательств», в частности, не указывается, что снижение выбросов в том числе увязано с конкурентоспособностью экономики и освоением новых технологий, отмечает Алексей Кокорин.

Старший менеджер КПМГ в области устойчивого развития Владимир Лукин также добавляет, что законопроект «не учитывает накопленный за последние годы опыт многих экологически ответственных компаний, которые на добровольной основе реализуют программы в области низкоуглеродного развития, в частности, признаваемые во всем мире стандарты углеродной отчетности», поэтому создание системы отчетности «без учета международной практики может привести к дублированию систем и массе проблем, связанных с признанием углеродной отчетности российских компаний за рубежом».

Отметим, что новая версия законопроекта появилась незадолго до начала очередного раунда климатических переговоров ООН, начавшихся в польском Катовице (см. “Ъ-онлайн” от 3 декабря). Там, в частности, планируется финализировать и утвердить весь свод правил Парижского климатического соглашения. РФ пока планирует ратифицировать Парижское соглашение в 2019 году, поэтому не исключено, что судьба этого законопроекта, даже с возможными корректировками, окажется удачнее прежних версий. РФ — одна из немногих стран G20, не ратифицировавших документ, большинство крупнейших российских торговых партнеров также уже ввели или вводят те или иные формы углеродного регулирования, подчеркивают эксперты.

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/3819822

Печать

Новый законопроект о регулировании ПГ в РФ

Минэкономики разослало на согласование в ведомства новую версию законопроекта о регулировании выбросов парниковых газов. Она предлагает довольно широкий набор мер — от налоговой поддержки компаний, сокращающих выбросы, до введения платежей за превышение лимитов и запуска в РФ торговли единицами сокращений. Эксперты в целом положительно оценивают новую редакцию документа, не исключая, что он в очередной раз вызовет серьезную критику со стороны бизнеса. Крупные компании углеродоемких отраслей уже готовят на проект жестко отрицательные отзывы, говорят источники “Ъ” в РСПП.

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/3819667

Печать