Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

Алексей Екайкин: Природу не обманешь

Введение режима самоизоляции населения страны означает, в том числе, перенос на неопределенный промежуток времени различных акций по продвижению научных достижений – публичных лекций, флешмобов и т.п. Но популяризаторы науки – народ творческий и продолжают находить способы работать в изменившихся условиях. Так, в Информационном центре по атомной энергетике (ИЦАЭ) Новосибирска запустили формат онлайн-интервью с учеными по различным актуальным вопросам. Причем, при выборе тем, организаторы исходили из принципа «не коронавирусом единым жив науч-поп». Темой одного из первых публичных интервью стали глобальное изменение климата и его последствия. Проще говоря, вопросы, которые были «мейнстримом» до того, как началась пандемия. А на вопросы отвечал ведущий научный сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Алексей Екайкин. Участником этого мероприятия (онлайн) стал и ваш корреспондент. Ниже приведу наиболее интересные вопросы и ответы на них.

– Сторонники теории глобального потепления оперируют рядом утверждений, которые мы попросим Вас прокомментировать. Например, заявление, что за 140 лет среднегодовая температура повысилась на один градус, и главная причина – в концентрации парниковых газов, прежде всего, СО2. Это так?

– Что касается температуры, то это даже не предмет для дискуссии, а простая констатация результатов наблюдений за погодой, тут не о чем спорить. То же самое можно сказать и про концентрацию СО2: это подтверждается данными изучения ледяных кернов в Антарктиде и Гренландии. То есть, это прямое измерение, а не моделирование, и оно говорит о том, что нынешняя концентрация этих газов – самая высокая за 800 тысяч лет.

– Хорошо, но следующее утверждение – о том, что изменение уровня среднегодовой температуры на два градуса повлечет необратимые последствия – это уже модель, а не результат измерений. Насколько оправданы такие прогнозы? И о каких «необратимых процессах» идет речь?

– Это целый комплекс процессов – и физических изменений в самой природе, и перемены в существующих экосистемах, и даже – социально-экономические процессы, которые будут порождены этими изменениями уже в нашем обществе. Наиболее очевидный пример первого типа процессов – повышение уровня мирового океана из-за масштабного таяния ледников на полюсах. Здесь сценарии расходятся только в численных показателях этого процесса, причем, эти расхождения касаются в основном периода после 2050 года, когда в моделях приходится учитывать слишком много неопределенных факторов. Причем, в силу инертности многих природных процессов, уровень моря на протяжении этого столетия будет расти, даже если мы выполним все условия Парижского соглашения по климату. Изменение границ береговой черты очевидно скажется на экосистемах как на суше, так и на море. Многие виды животных и растений лишатся своего ареала обитания, а это, обычно, означает – вымирание вида. И, конечно, этот процесс очень сильно отразится на экономике и жизни человечества в целом. Для нашей страны первым «болезненным» этапом глобального потепления станет таяние вечной мерзлоты. Об этом говорилось, в частности, в специальном докладе Росгидромета «О климатических рисках на территории Российской Федерации», выпущенном в 2017 году.

– Какие именно российские города первыми ощутят на себе последствия таяния мерзлоты?

– Сейчас граница мерзлоты проходит вблизи Воркуты, Салехарда, Читы, Улан-Удэ, Петропавловска-Камчатского. К концу XXI века она отойдет дальше на север, в зоне таяния будут уже Игарка, Якутск, Магадан. Это малонаселенные места, там живут считанные проценты наших согражданно там обширная инфраструктура. Обычные подходы к ее строительству подразумевают заливку фундамента на глубину протаивания. С таким расчетом строились все трубопроводы и объекты инфраструктуры, а сейчас эта глубина начнет меняться и фундамент окажется не на твердой поверхности. И чем крупнее поселение, тем сложнее будет решить эту проблему. В этом плане, в очень уязвимом положении окажется Норильск, но на мерзлоте стоит еще несколько относительно крупных городов - Салехард, Якутск, Оймякон, Тикси.

– Но инфраструктурными проблемами последствия таяния мерзлоты не ограничиваются?

– Важно помнить про влияние вечной мерзлоты на климат. В ней содержится много углекислого газа и метана, но никто не знает точно, какая это величина – оценки очень разнятся. Но все эксперты оперируют гигантскими цифрами. Согласно доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) при ООН, опубликованного в прошлом году, в мерзлоте заключено в два раза больше органического углерода, чем сейчас содержится в атмосфере. И в результате таяния мерзлоты, эти гигантские объемы попадут в атмосферу. Больше газов – больше парниковый эффект, больше потепление, сильнее тает мерзлота, становится еще теплее. Такой каскадный эффект получается. Поэтому нужны срочные меры, чтобы мерзлота таяла не с такой скоростью. Что важно, в отличие от других процессов, которые затормозить нельзя, таяние мерзлоты остановить можно.

– Еще более пугающе звучат прогнозы, связанные с таянием льдов Антарктиды. Насколько глобальными будут последствия? Антарктида может растаять полностью?

– На самом деле, даже в самых пессимистичных сценариях говорится о таянии маленького процента площади Антарктиды.

Для наглядности, если вся Антарктида растает, то уровень океана поднимется на 65 метров. А сейчас речь идет о повышении уровня максимум на метр, то есть, ледники Антарктиды «похудеют» меньше, чем на два процента. Но это незначительный ущерб для самих ледников, а вот для человечества подъем уровня мирового океана на метр станет катастрофой. И речь не только о том, что многие острова Тихого океана просто окажутся под водой. Вырастут нагонные волны (как при наводнениях), цунами и другие явления, связанные с экстремальным краткосрочным ростом уровня моря.

А не надо забывать, что на морском побережье расположена значительная часть мегаполисов. Кроме того, уровень моря будет меняться по-разному.

– Как это?

– Люди представляют Землю в виде шара, но форма Земли — не идеальный шар, она меняется, есть еще вертикальные движения земной коры. В результате, например, в Венеции и Джакарте не только море поднимается, но еще и суша опускается. И понятно, что такие города пострадают гораздо сильнее, чем, скажем, Санкт-Петербург, где суша, наоборот, поднимается. В результате, разница в подъеме уровня воды для разных регионов планеты может составлять плюс-минус 30%. И в отличие от ситуации с мерзлотой, для нашей страны, за исключением северо-востока, риски не так велики, как для Восточного побережья США или Австралии.

– Сейчас, когда весь мир сидит на карантине, многие говорят о том, что воздух в городах очистился, стало слышно птиц. А на ситуации с глобальным потеплением это скажется, ведь выбросов стало реально меньше.

– К сожалению, рассчитывать на это не приходится. Как я говорил, многие факторы, вовлеченные в процесс изменения климата отличаются большой инертностью. Поэтому и последствия от них проявляются так незаметно, медленно. Но это имеет и обратную сторону – устранение этих последствий тоже требует длительных промежутков времени. И нескольких недель, даже года снижения экономической активности человечества для этого недостаточно. Даже если мы, как запланировано, снизим к 2050 году выбросы СО2 почти до нуля, климатической системе потребуется несколько десятилетий, чтобы вернуться к состоянию полуторавековой давности.

– Может есть более быстрый и эффективный способ привести климат в порядок, о котором мы просто пока не знаем?

– На самом деле, все необходимые для этого законы физики мы знаем и вряд ли будет открыт какой-то новый фундаментальный закон физики. Все, что вокруг нас происходит, укладывается в 10-15 дифференциальных уравнений. Мы не можем предсказать все с большой точностью по другой причине. Есть огромное число нелинейных связей и факторов, которые влияют на все, и их сложно учесть. Что-то можно упустить. Если где-то мы не понимаем, это в основном связано с недостатком данных. Но главные «правила игры», законы, которые управляют климатическими изменениями человечеству уже известны. И, в отличие от юридических норм, законы физики обойти вряд ли получится. Мы либо пройдем долгим и сложным путем постепенного изменения ситуации, либо столкнемся с теми последствиями, о которых сегодня говорили и многими другими неприятными сюрпризами. Здесь надо понимать важную вещь: наша планета переживет последствия глобального потепления, а вот нашей цивилизации, по крайней мере, в привычном нам виде, это не гарантировано.

Ссылка: https://academcity.org/content/prirodu-ne-obmanesh

Печать

Nature: Климатические действия и борьба с бедностью должны идти рука об руку

Коронавирус показал, что происходит, когда случается большой шок для мировой экономики. Вот почему усилия по борьбе с изменением климата не должны замедляться.

Впервые с момента своего основания 50 лет назад День Земли в этом году, 22 апреля, будет совпадать с мимолётной перспективой сокращения выбросов углекислого газа, поскольку самое быстрое замедление экономического роста, которое когда-либо наблюдалось в мире, привело к остановке транспорта и закрытию рабочих мест.

«Новый нормальный» - как его называют некоторые - также имеет огромные социальные и экономические издержки. Как сообщал Nature, коронавирус SARS-CoV-2 унёс более 170 000 жизней, и эта цифра продолжит расти. Пандемия также спровоцировала беспрецедентный экономический шок. Во всём мире десятки миллионов человек стали безработными. На данный момент правительства справедливо сосредотачиваются на том, чтобы тратить триллионы долларов на поддержание функционирования систем здравоохранения, на оплату растущих расходов на социальное обеспечение и на поддержку компаний в целях предотвращения потери рабочих мест многими работниками.

Но в то же время многие углеродоёмкие отрасли в угольной, нефтяной и газовой промышленности стоят в очереди на спасение. Правительства должны сопротивляться. До пандемии накапливался импульс к декарбонизации - например, благодаря обязательствам правительств по чистым нулевым выбросам и благодаря новым зеленым сделкам. Эта работа не должна быть отменена.

Но более зелёное будущее после пандемии не может быть достигнуто за счет средств к существованию - особенно тех, кто являются самыми низкооплачиваемыми и в развивающихся странах. Организация Объединённых Наций прогнозирует, что падение спроса со стороны стран с высоким уровнем дохода означает, что страны с низким и средним уровнем дохода потеряют сотни миллиардов долларов в экспортных поступлениях в 2020 году. Без срочных исследований и действий многие из этих стран окажутся с огромным количеством их граждан, оставшихся без работы.

Загрязнитель платит

К счастью, есть одно действие, которое может способствовать смягчению некоторых из предстоящих трудностей и в то же время обеспечить устойчивое развитие. После саммита Земли в Рио-де-Жанейро в 1992 году развитые страны обязались помогать развивающимся странам в научных исследованиях и разработках, а также в "зелёном финансировании". Это было не столько помощь, сколько применение принципа «загрязнитель платит». Многие из более богатых стран признали, что их действия вызвали изменение климата. И они согласились с тем, что несут ответственность за финансирование менее развитых стран как за то, чтобы помочь этим странам стать более устойчивыми к последствиям глобального потепления, так и за то, чтобы эти страны могли продолжать развиваться, хотя бы более экологичным образом.

Десять лет назад развитые страны обязались направлять 100 миллиардов долларов США ежегодно в развивающиеся страны на финансирование климата к 2020 году. Но - как мы сообщали в сентябре (Nature 573, 328–331; 2019) - только 71 миллиард долларов достиг своего назначения в 2017 году, и в основном это были кредиты, а не гранты. В контексте сегодняшних спасений это не обременительные суммы. Во всём мире в течение следующих 15 лет потребуется около 2,4 триллиона долларов в год на преобразование энергетических систем так, чтобы глобальные температуры не превышали 1,5°C сверх доиндустриального уровня. По мере углубления экономического кризиса многосторонние кредитные агентства предлагают больше кредитов. Но кредиты не могут заменить невыполнение обещаний.

Вызывает сожаление тот факт, что следующую конференцию сторон климатической конвенции ООН, которая должна состояться в ноябре в Глазго, Великобритания, пришлось отложить, поскольку именно здесь развитым странам должны были напомнить об их обязательствах. Тем не менее, в духе текущих корректировок рабочего графика, эта встреча - или, по крайней мере, подготовка к ней - всё же на деле может состояться. Будущие пакеты экономических стимулов должны включать финансирование для более зелёного развития. И долгожданное финансирование для развивающихся стран также должно быть реальным.

Пандемия дала миру предметный урок того, что происходит, когда случается быстрый экономический шок. Подобный шок может произойти и впредь - как давно предупреждают экономисты, - если не будут приняты меры по сдерживанию изменения климата. Международный валютный фонд прогнозирует, что рост в большинстве стран, скорее всего, восстановится в 2021 году, если не будет зафиксировано строгих ограничений. Но мир не может быть таким устойчивым, если такой шок станет результатом экстремальных климатических явлений или повышения уровня моря.

Вот почему более экологичные формы роста должны оставаться приоритетом. Но развитие также должно быть справедливым.

Ссылка: https://media.nature.com/original/magazine-assets/d41586-020-01122-0/d41586-020-01122-0.pdf

Печать

РИА Новости: Россия выступила против манипулирования в ООН темой изменения климата

ООН, 23 апр – РИА Новости. Россия против использования в ООН темы изменения климата для отвлечения дискуссий от причин конкретных вооруженных конфликтов, заявил в ходе заседания Совбезе ООН зампостпреда РФ при организации Дмитрий Чумаков.

В среду в ООН прошло заседание СБ по так называемой формуле Арриа. Такие заседания не относятся напрямую к мероприятиям Совета безопасности и подразумевают консультации, на которые могут приглашать не только дипломатов, но и представителей неправительственных организаций и общественности. Заседание, посвященное тому, что может сделать ООН, "чтобы предотвратить конфликты, связанные с климатом", созвали Франция, Германия, Доминикана, Эстония, Бельгия, Великобритания, Тунис, Нигер, Вьетнам, Сент-Винсент и Гренадины.

Постпред Франции при ООН Николя де Ривьер, выступая на заседании, которое велось по видеосвязи, предложил генсеку организации учредить должность спецпосланника по вопросам климата и безопасности. При этом он заявил, что последствия изменения климата углубили конфликты на Ближнем Востоке и в регионе Сахеля.

"Называть изменение климата "основным фактором риска для международного мира и безопасности" - это преувеличение и чрезмерное упрощение одновременно. Это просто отвлекает время и ресурсы Совета Безопасности от устранения коренных причин конфликтов", - сказал Чумаков.

"Поэтому мы не считаем разумным растягивать повестку Совета Безопасности и рассуждать на общие темы. Совет Безопасности уполномочен обсуждать конфликтные ситуации в конкретной стране и выявлять конкретные причины возникновения этих конфликтов", - указал он.

По его словам, "изменение климата не должно использоваться в качестве инструмента для отвлечения дискуссий по конкретным странам от устранения очевидных и общепризнанных причин их нестабильности".

Кроме того, зампостпреда отреагировал на инициативу некоторых государств сделать проблему изменения климата регулярным предметом обсуждения в Совете Безопасности. Он обратился к тем, кто выступает за создание новых стратегий оценки рисков и управления рисками.

"Можно ли считать, что в рамках этого вопроса они также хотели бы обсудить увеличение донорского финансирования? Уверены ли они в существовании повсеместной связи между изменением климата и безопасностью?" - отметил Чумаков.

"Если это так, что конкретно они ожидают от оценок рисков? Есть ли у них научные данные, которыми они могли бы поделиться в этой связи? А если нет, то почему ожидается, что мы согласимся, что эта связь универсальна, а не обусловлена конкретными страновыми случаями", - заключил он.

Ссылка: https://ria.ru/20200423/1570439093.html

Печать

N+1: Таяние Евразийского ледяного щита ограничили 500 годами

Ученые с помощью моделирования установили, что Евразийский ледяной щит, который 20 тысяч лет назад покрывал всю северную часть Евразии, исчез менее чем за 500 лет. Этот ледник по размерам сопоставим с современным Западно-антарктическим ледяным щитом, поэтому специалисты смогут скорректировать свои прогнозы о таянии льдов Антарктиды и повышении уровня Мирового океана: эти события могут произойти в ближайшие сотни лет. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience.

20 тысяч лет назад всю северную часть Евразии покрывал Евразийский ледяной щит, трехкратно превосходящий размерами современный ледниковый покров Гренландии. Чуть позже, 13,5-14,7 тысячи лет назад, происходил период резкого подъема уровня океана из-за таяния ледников, который обозначают Meltwater Pulse 1A («импульс талой воды 1A», MWP1a). Уровень Мирового океана в то время поднимался на 40-60 миллиметров в год и в итоге повысился на десятки метров. Талая вода стекала в океан из ледников, но из каких именно — оставалось неясным. Гляциологи считали, что Евразийский ледяной щит таял несколько тысяч лет и уже практически исчез к началу MWP1a, поэтому не мог существенно повлиять на это скоротечное (по геологическим меркам) событие.

Ученые под руководством Джо Брендриена (Jo Brendryen) из Университета Бергена усомнились в непричастности Евразийского ледяного щита к повышению уровня моря и смоделировали его таяние в период MWP1a, а также в пределах нескольких тысяч лет перед ним. Они получили данные с помощью радиоуглеродного анализа кернов донных отложений Норвежского моря — это позволило воссоздать картину поступления пресной воды и гляциальных отложений из покровного ледника в морскую толщу.

Широкая желтая линия, проходящая через все диаграммы — это период Meltwater Pulse 1A. В течение этого периода наблюдается поступление пресной воды (g) и твердых гляциальных отложений (f) в Норвежское море, а также снижение объема Евразийского ледяного щита за счет таяния льда (h, i). Jo Brendryen et al. / Nature Geoscience, 2020

Моделирование показало, что потоки талой воды из Евразийского ледяного щита поступали в Норвежское море именно во время MWP1a, и длился этот процесс не тысячелетиями, а всего 300-500 лет. По новым данным глобальное повышение уровня Мирового океана достигло 12-14 метров и вклад таяния Евразийского ледяного щита в этот процесс значителен: по оценкам авторов исследования, он может составлять до 60 процентов.

Прогнозы влияния покровных ледников на повышение уровня Мирового океана в различных исследованиях отличаются друга от друга на порядки. Теперь есть основания полагать, что крупный ледяной щит может растаять и повысить уровень Мирового океана всего за несколько веков. В настоящее время наиболее уязвимыми в контексте климатических изменений являются покровные ледяные щиты Гренландии и западной Антарктиды, и последний по размерам как раз совпадает с Евразийским ледяным щитом.

Недавно ученые также выяснили, что в течение 2019 года наблюдалось рекордное таяние Гренландского ледяного щита, которое ученые связали с антициклонами и перестройкой циркуляции атмосферы в приполярных широтах.

Ссылка: https://nplus1.ru/news/2020/04/20/eurasian-ice-sheet

Печать

Geophysical Research Letters: Арктический морской лёд в CMIP6

Изучается описание эволюции арктического морского льда моделями глобального климата последнего поколения. Авторы находят, что наблюдаемая эволюция арктической зоны морского льда лежит в пределах полученных модельных оценок. В частности, модели последнего поколения работают лучше, чем модели предыдущих поколений, при моделировании потерь морского льда при заданных размерах выбросов CO2 и глобального потепления. По расчётам большинства моделей Северный Ледовитый океан впервые становится практически свободным от морского льда (площадь морского льда <1 млн. км2) в сентябре ранее 2050 года.

Авторы исследуют моделирование арктической площади и объёма морского льда в рамках CMIP6. Они находят, что модели CMIP6 дают широкий разброс средних арктических площадей морского льда, фиксируя оценки наблюдений в пределах мультимодельного ансамбля. Мультимодельное ансамблевое среднее значение CMIP6 обеспечивает более реалистичную оценку чувствительности площади морского льда в Арктике в сентябре к определённому размеру антропогенных выбросов CO2 и глобального потепления по сравнению с более ранними экспериментами CMIP. Тем не менее, большинство моделей CMIP6 не могут одновременно симулировать правдоподобную эволюцию площади морского льда и глобальной средней температуры поверхности. В расчётах подавляющего большинства доступных моделей CMIP6 Северный Ледовитый океан впервые становится практически свободным от морского льда (площадь морского льда <1 млн. км2) в сентябре ранее 2050 года при каждом из четырёх рассмотренных сценариев выбросов SSP1-1.9, SSP1-2.6, SSP2-4.5 и SSP5-8.5.

  • P.S. Shared Socioeconomic Pathways (SSPs) - Общие социально-экономические пути.
    Существует 5 сценариев:
  • SSP1: Устойчивое развитие (по зеленой дороге)
  • SSP2: Середина дороги
  • SSP3: Региональное соперничество (Скалистая дорога)
  • SSP4: Неравенство (разделённая дорога)
  • SSP5: Разработка на ископаемом топливе (по шоссе)

Ссылка: https://agupubs.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1029/2019GL086749

Печать

РБК: Как уроки аварии в Мексиканском заливе помогут защитить Арктику

Катастрофа на платформе Deepwater Horizon, произошедшая в апреле 2010 у берегов США, оставила неизгладимый след в истории человечества и показала масштаб последствий аварийных нефтеразливов

Ровно десять лет назад, 20 апреля 2010 года, произошла крупнейшая в истории морской нефтедобычи авария на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе — погибли 11 рабочих, в течение 86 дней после взрыва из скважины на дне шла нефть, по оценкам в воду попало около 650 тыс. т. Эта авария привела к колоссальным негативным воздействиям на экосистему залива, значительно повлияла на рыболовство и туризм. Спустя десять лет жители прибрежных районов ощущают экономические и экологические последствия этой катастрофы.

Один из главных уроков этой аварий для всего мира заключается в том, что нам необходимо приложить максимум усилий для предотвращения разливов нефти и поиска эффективных технологий их ликвидации. Это особенно актуально для Арктики, так как до сегодняшнего дня мы так и не нашли способ ликвидировать нефтеразливы во льдах и экстремальных природно-климатических условиях полярного региона. В то же время интенсивность промышленного освоения Арктики нарастает.

Растет востребованность Северного морского пути — и это новый вызов для защиты Арктического региона.

Если 10 лет назад основные угрозы разливов нефти в Арктике были связаны с развитием шельфовых проектов, то начиная с 2017 года основной причиной увеличения рисков нефтеразливов стал стремительный рост судоходства. Грузопоток северного морского пути значительно возрос в 2019 году и составил 31,5 млн т, в 2018 году этот показатель был на уровне 19,7 млн т, а в 2017 — 10,7 млн т.

В планах правительства к 2024 году довести грузопоток по северному морскому пути до 80 млн т. Согласно приказу министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, с 15 апреля начинается отбор инвестиционных проектов в Арктической зоне России, которым будут выделены государственные преференций и субсидий.

Растет и движение судов по восточному вектору северного морского пути, включая Берингов пролив, что означает увеличение экологических рисков для этого региона.

«Тревожным звонком» стала произошедшая в марте-апреле 2020 года авария танкера «Варзуга» во льдах Обской губы. Ликвидация аварии потребовала сложной буксировочной операции, длившейся с 29 марта по 7 апреля. В ней участвовали два атомных ледокола и буксир.

Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России:

«Самый эффективный способ снижения угроз аварийных нефтеразливов от судоходства — это замена нефтяных топлив на альтернативные, например, сжиженный природный газ.

В этом году был сделан первый шаг — подкомиссия по предотвращению и ликвидации загрязнений Международной морской организации (IMO) подготовила и согласовала поправки к Конвенции «Правила предотвращения загрязнения нефтью» о введении запрета на использование такого «грязного топлива» как флотский мазут.

Мы рассчитываем, что до конца 2020 года эти поправки будут утверждены Комитетом по защите морской среды ИМО. А начиная с 2021 года, Арктическом советом будут приниматься меры для перевода судоходства в Арктике на альтернативные виды топлива. Этом проект реализуется в рамках инициативы Устойчивое Арктическое судоходство (sustainable arctic shipping — SAS) под председательством РФ».

Арктические страны должны вместе искать решение проблемы.

Акватория Берингова пролива попадает в границы России и США. По мнению экспертов WWF, уже в 2020 году новый импульс получит российско-американское сотрудничество по предотвращению и реагированию на разливы нефти в регионе.

Это поможет:

  • Возобновить сотрудничество научных организаций России и США, в первую очередь системы Росгидромета и NOAA (Национальное управление океанических и атмосферных исследований США) по вопросам предотвращения и реагирования на разливы нефти;
  • Внедрить онлайн систему реагирования на загрязнение окружающей среды ERMA. Эта система показала свою эффективность еще во время ликвидации последствий аварии в Мексиканском заливе. Для Берингова и Чукотского морей действует региональная версия программы, но требуется постоянное обновление данных, в том числе по биоразнообразию;
  • Обмениваться результатами исследований о последствиях для окружающей среды аварийных ситуаций с топливами новых типов;
  • Делиться успешным опытом ликвидации разливов нефти и проводить совместные учения в зоне Берингова пролива.

Ссылка: https://www.rbc.ru/trends/green/5e9d74879a794748c91d1aad

Печать

РБК: Десять юридических последствий изменения климата

Климатические беженцы, аграрная революция, затопление исторического наследия и другие юридические риски природных катаклизмов планетарного масштаба

 

В январе 2020 года компания McKinsey выпустила отчет с прогнозами на 2050 год в связи с изменениями климата. А Егор Ларичкин, юрист Buzko Legal, посмотрел на них с точки зрения юридических последствий.

Об авторе: Егор Ларичкин развивает практику устойчивого развития и «зеленой» экономики в компании Buzko Legal, представляет компании и российских граждан в судах и арбитражах.

Аномалии температуры приземного воздуха с 1880 по 2019 год. Модель показывает, насколько теплее (оранжевый цвет) или холоднее (голубой цвет) в конкретном месте в конкретное время относительно средней температуры, рассчитанной за 30 лет с 1951 по 1980 год

1. Климат Санкт-Петербурга будет напоминать климат нынешней Софии, а Москва станет похожей на Детройт

Что может произойти: Изменятся условия для ведения сельского хозяйства, в ряде регионов они улучшатся, где-то ухудшатся. Произойдут изменения в структуре бизнеса, особенно в случаях с сезонным бизнесом. Дороги выгодно строить при холодной погоде, а продажи кондиционеров растут, если температура выше летней нормы. Сезонный бизнес станем менее предсказуемым.

Какие возможны последствия: В северных регионах встанет вопрос об отмене «северных» коэффициентов, так как могут улучшиться условия для ведения сельского хозяйства. Речь идет о повышающих коэффициентах используемых при расчете заработной платы в сложных климатических условиях, например, в районах Крайнего Севера. Тем не менее, необходимость надбавок может быть обоснована количеством солнечных дней в году, которое останется прежним. К тому же, возможна ситуация, когда определенные регионы, прежде казавшиеся вполне благополучными, начнут сталкиваться с опустыниванием и экстремальной жарой, нехваткой воды и продовольствия. Может возникнуть необходимость в противоположных мерах — «южных» надбавках, направленных на компенсацию неудобств проживания в регионах с повышенной температурой. Компании, чей бизнес зависит от климатических и погодных факторов, начнут думать о механизмах защиты от убытков. В результате произойдет настоящий расцвет рынка погодных деривативов — инструмента, позволяющего компенсировать собственные убытки за счет изымания части денег из прибыли другой компании, которая при аналогичных условиях получает сверхприбыль.

2. Риск умереть от жары многократно возрастет

Что может произойти: Сегодня в районах с вероятностью возникновения смертельных тепловых волн не живет ни один человек. Смертельная тепловая волна — это повышение температуры воздуха выше 37,5 ºС, при которой здоровый взрослый человек умирает после нахождения на улице свыше 4—5 часов.

По прогнозам, к 2050 году в таких районах будут жить до 1,2 млрд человек.

Какие возможны последствия: Важнейшее юридическое понятие — право на жизнь — может получить новое наполнение. В наиболее бедных странах наберут популярность иски к компаниям и правительствам с требованиями внедрить в общественных пространствах и на рабочих местах системы воздушного кондиционирования. Обязательное медицинское страхование должно будет покрывать случаи ухудшения состояния здоровья из-за жары.

3. Природные катаклизмы могут нанести существенный многомиллионный ущерб инфраструктуре

Что может произойти: Среднегодовой ущерб жилой недвижимости из-за ураганов во Флориде (США) сегодня составляет 2 миллиарда долларов США. По прогнозам, к 2050 году этот показатель возрастет примерно до $3–4,5 млрд. А ущерб наводнений может к 2050 году обесценить выставленные на продажу дома на $30–80 млрд, или на 15–35%. По оценкам Центра климатической целостности, для защиты Флориды к 2040 году необходимо построить морские дамбы на сумму $76 млрд.

Какие возможны последствия: Ущерб может оказаться выше размера страховки. Банки, кредитующие собственников пострадавшей недвижимости, будут сталкиваться с банкротством должников. Снижается стоимость недвижимости из-за обесценивания, сокращаются налоговые поступления в бюджет. Государство будет вынуждено оказывать поддержку банкам и страховым компаниям, чтобы избежать их банкротства, и выступать страховщиком и гарантом для пострадавших граждан.

4. Человек практически не способен работать при температуре воздуха выше 35ºС

Что может произойти: Трудоспособность человека зависит от температуры воздуха. Если взять за 100% трудоспособность на улице в течение часа при температуре 20 ºС, то при 25 ºС этот показатель практически не меняется, однако дальнейшее увеличение на 1 ºС снижает трудоспособность на 20%. При температуре в 30 ºС трудоспособность снижается до 40%.

Какие возможны последствия: Это может обострить конфликты между работодателями, работниками и профсоюзами. Потребуется пересмотр условий работы при высоких температурах воздуха, введение поправок на время простоя при температурных аномалиях и гарантии уровня заработной платы. Со стороны работодателей потребуются механизмы минимизации убытков в результате длительной жары.

5. За электроэнергию придется платить больше

Что может произойти: Возобновляемые источники энергии, такие как солнечные панели и ветряки, получат еще большее распространение. Однако солнечные панели имеют свойство снижать свой КПД из-за жары. По оценкам, потеря составляет 0,1—0,5% на каждый градус увеличения температуры воздуха.

Какие возможны последствия: Аномальная жара может привести к росту коммунальных платежей. При повышении температуры растут расходы на производство электроэнергии.

Однако возможен и альтернативный сценарий. Уже сегодня в большинстве стран солнце и ветер являются самыми дешевыми источниками энергии, а средняя себестоимость их производства постоянно падает. Государства стимулируют домохозяйства производить электричество самостоятельно и даже продавать излишки обратно в сеть, что может вызвать расцвет микрогенерации и снизить стоимость электричества для граждан.

6. Мировое сельское хозяйство ждут перестановки

Что может произойти: Ожидается, что к 2050 году в США произойдет снижение статистически ожидаемой урожайности более чем на 10%. В Канаде урожайность увеличится на 50%, а совокупная урожайность в европейской части Евразии — на 4%.

Какие возможны последствия: В более успешных с точки зрения сельского хозяйства регионах это приведет к снижению поддержки производителей, ряд субсидий и дотаций будет отменен. В ранее недоступных для сельского хозяйства регионах случится настоящая аграрная революция, которая может стать новым драйвером регионального роста.

7. Увеличивается вероятность продовольственного кризиса

Что может произойти: При температуре 18—20 ºС урожайность кукурузы достигает максимума. Увеличение температуры на 2 ºС приведет к потере 20% кукурузы. При температуре 25оС половина урожая будет потеряна. Начиная с 30 ºС весь урожай будет потерян. По прогнозам, к 2050 году в некоторых частях мира периоды засухи будут достигать 80% года, это коснется Средиземноморья, юга Африки, а также Центральной и Южной Америки. Исторические прецеденты показывают, что цены могут резко возрасти на 100% и более в краткосрочной перспективе в случае сокращения объемов глобального продовольствия более чем на 15%.

Какие возможны последствия: Потребуется дополнительное регулирование экспортеров продовольствия мирового значения и формирование международного антимонопольного органа. Сейчас каждая страна обладает собственным антимонопольным органом и не борется с конкуренцией на рынках соседних стран.

8. Утрата исторического и культурного наследия

Что может произойти: Экологические катастрофы могут оказать существенное влияние на объекты исторического и культурного наследия, расположенные в центральных районах городов.

Сейчас в случае среднестатистического наводнения затоплению подвергается 23% территории Хошимина, в то время как в 2050 году уже 36% территории может быть затоплено. Средняя глубина затопления с нынешних 10 см вырастет до 30 см к 2050 году, а к концу столетия составит 90 см. В этом случае уже 66% территории Хошимина будет подвергаться затоплению. В результате огромный пласт культуры может быть уничтожен.

Какие возможны последствия: Нужно будет ужесточить законодательство об охране культурных ценностей, повысить требования к строительным нормам, а устаревшие нормативы пересмотреть. Компании, которые не смогут обеспечивать повышенную энергоэффективность, долговечность, жаропрочность своих зданий, будут вынуждены уйти с рынка.

9. Некоторые виды растений и животных безвозвратно исчезнут

Что может произойти: Ожидается, что в таких странах, как Россия, Германия и Великобритания, произойдет сильное изменение биомассы. В среднем на около 40% поверхности суши этих стран сменятся климатические пояса, что в свою очередь приведет к изменению состава обитающих на данных территориях животных и растений по сравнению.

Какие возможны последствия: Новые виды животных окажутся в красной книге. Произойдет ужесточение законодательства об охоте, интенсивнее будет вестись борьба с браконьерством. Вполне вероятно, что появится новый вид исков — в связи с вымиранием видов.

10. Усилившаяся миграция между странами и внутри стран

Что может произойти: По данным Центра мониторинга внутренних перемещений, в период с 2008 по 2018 год стихийные бедствия привели к перемещению 265 млн человек. Всемирный банк прогнозирует, что к 2050 году в Латинской Америке, Южной Азии и Африке к югу от Сахары 140 млн человек придется мигрировать внутри своих стран — из районов с более низкой водообеспеченностью и урожайностью сельскохозяйственных культур или подверженных частым наводнениям и штормам.

Какие возможны последствия: Миграция кардинальным образом повлияет на состояние прав человека по всему миру. Конвенция о статусе беженца получит новое толкование, появится новый вид беженцев — климатические беженцы.

Большинство прогнозов неутешительны для человечества. Консенсус состоит в том, что богатые страны делают шаги по адаптации к изменению климата уже сейчас, в то время как бедные страны не могут себе этого позволить. В результате изменения климата именно наиболее бедные страны и наиболее бедные слои населения пострадают больше всего. Результатом может стать усиление социального неравенства и усложнение геополитической ситуации, в то время как одним из главных вызовов, стоящих перед современным обществом, является снижение и ликвидация социального неравенства.

Помимо прочего, климатические изменения затронут юридические сферы, имеющие повсеместный характер

Оговорка о форс-мажоре в договорах

Типовые форс-мажорные оговорки в договорах становятся неэффективными, поскольку не учитывают изменившиеся реалии. Уже сейчас суды отказываются признавать наводнения форс-мажорными обстоятельствами, указывая на то, что такие явления можно предсказать, особенно по мере приобретения обществом новых знаний о процессах в природе.

Требования о снижении выбросов

Компании ужесточают требования к поставщикам и подрядчикам, обязывая их внимательнее относиться к выбросам парниковых газов. Это становится распространенной практикой ввиду изменений потребностей покупателей, давления государства или в силу собственной озабоченности компаний проблемами изменения климата.

Климатические риски как новая фидуциарная обязанность

Концепция фидуциарных обязанностей широко используется во всех сферах экономики, где речь идет об отношениях доверия. Например, невозможно управление компанией, если между гендиректором и инвесторами нет доверия. Невозможно нормальное функционирование банковской системы, если общество не доверяет банкам при решении вопроса о том, куда инвестировать средства населения, лежащие на депозитах. Поскольку с каждым годом общественное внимание к проблеме глобального потепления возрастает все сильнее, фидуциарной обязанностью компаний становится бережное отношение к окружающей среде при принятии любых решений.

Ссылка: https://www.rbc.ru/trends/green/5e9472939a7947b0bd677016

Печать

Euronews: Как большие города адаптируются к рискам наводнений?

Изменение климата ведет к росту числа аномальных погодных явлений, а стремительное развитие инфраструктуры городов повышает их уязвимость перед наводнениями.

В ноябре прошлого года от грязевых оползней, вызванных проливными дождями, обрушившимися на итальянский регион Базиликата, пострадал город Матера — культурная столица Европы-2019. По оценкам властей, ущерб, нанесенный жилым домам, бизнесу и инфраструктуре, составил 8 млн евро. Тайфун «Хагибис» — сильнейший ураган в Японии за последние полвека — вызвал масштабные отключения электроэнергии и привел к затоплению объектов инфраструктуры по всей стране. Такие аномальные природные явления стали все чаще наблюдаться в районах, ранее не подверженных наводнениям.

Как меняются наводнения в Европе

Основными причинами разлива рек и затопления прибрежных районов, нарушающих привычный ритм жизни города и окрестностей, являются сильные ливни, обильное таяние снега, штормовые приливы и повышение уровня моря. Эксперты Европейского агентства по охране окружающей среды (EEA) считают, что характер наводнений в Европе меняется, поскольку повышение температуры воздуха приводит к увеличению уровня осадков и продолжительности периодов засухи. Ожидается, что в текущем столетии на большей части европейского континента зимой будет выпадать на 35% больше осадков, а летом устанавливаться засушливая погода на юге и юго-востоке Европы.

Источник EEA: климатические данные Euro-Cordex для периодов 1971 – 2000 гг. и 2071 – 2100 гг. для сценария RCP8.5

По данным другого исследования EEA, прогнозируемое изменение уровня осадков повлечет за собой учащение разливов рек в Европе. Ожидается, что в будущем катастрофические разливы рек будут все чаще наблюдаться по всей Европе за исключением нескольких северных регионов, юга Испании и Турции.

Городская инфраструктура не готова к наводнениям

Эксперты считают, что с повышением температуры воздуха будет расти и число наводнений, вызванных ливневыми дождями. Кроме того, значительно увеличится риск затопления некоторых европейских городов по мере того, как зимы будут становится все более влажными и менее снежными. Так, по результатам исследования 571 города Европы, в 85% городов Великобритании, расположенных на берегах рек, во второй половине века заметно увеличится частота наводнений.


«Если рост выбросов парниковых газов продолжится и в будущем, то даже по самым оптимистичным прогнозам, возрастет интенсивность разлива рек на севере и особенно на северо-востоке Европы, — сказала д-р Сельма Геррейро, гидролог и руководитель исследования в университете Ньюкасла. — Однако пессимистичный сценарий предполагает увеличение частоты разлива рек в большинстве европейских городов».

Согласно результатам исследования, сильные разливы рек в городах Великобритании, Бельгии, Нидерландов и Скандинавии, которые раньше наблюдались раз в 10 лет, будут происходить на 20% чаще. При сохранении текущих темпов роста выбросов парниковых газов частота масштабных наводнений в некоторых европейских городах (таких как Сантьяго-де-Компостела в Испании, Корк в Ирландии или Брага в Португалии) может увеличиться более чем на 80%.

Источник: Climate ADAPT / EEA

И не только дожди могут стать причиной наводнения в городах Европы. Низменные прибрежные районы все чаще будут страдать от затопления, вызванного повышением уровня моря и штормовыми приливами. По мнению экспертов, в настоящем столетии частота наводнений во многих прибрежных регионах может увеличиться в десять раз. Без адаптационных мер и значительного сокращения выбросов парниковых газов среднегодовой ущерб от наводнений в 17 крупнейших прибрежных городах Европейского союза может возрасти с 1 млрд евро в 2030 г. до 31 млрд евро в 2100 г. Если сегодня от наводнений страдает 102 000 человек, то в отсутствии адаптационных мер к 2050 г. их число может увеличится до 530 000 – 740 000. Другое исследование оценивает экономический урон от затопления прибрежных районов Европы в один триллион евро в год. Основной причиной роста частоты наводнений в прибрежных районах и причиненных ими убытков является повышение температуры воздуха. Предполагается, что уже с 2050 г. экономические потери от затопления прибрежных районов будут в четыре раза больше, чем от разлива рек, как следствие ускорения темпов повышения уровня моря.

Успешная адаптация требует климатических данных на уровне городов

«Без мер по адаптации нас ожидает увеличение частоты паводков и причиненных им убытков в 3 – 6 раз, ― сказал д-р Питер Саламон, старший научный сотрудник совместного научно-исследовательского центра при Европейской комиссии. ― Мы можем и должны адаптироваться, даже если повышение температуры при самом оптимистичном сценарии составит всего 1,5° C. Но необходим комплексный подход».

Прогнозирование наводнений по-прежнему имеет чрезвычайно важное значение для адаптации городской инфраструктуры, экономики и населения. Но не все так просто. По словам профессора Гюнтера Блошла, директора Центра водных ресурсов при Венском техническом университете, короткая продолжительность затопляющих города штормовых нагонов затрудняет возможность их прогнозирования. «Мы знаем, что частота и интенсивность таких штормовых нагонов уже увеличивается, ― объяснила д-р Геррейро. ― Уже разрабатываются […] модели для имитации штормовой ситуации данного типа, но пока еще слишком рано говорить о том, насколько сильнее и опаснее станут эти наводнения», ― добавила она. Различные проекты посвящены изучению механизмов возникновения наводнения с целью улучшения качества имеющихся данных и совершенствования мер по адаптации.

Служба мониторинга изменения климата программы «Коперник» в сотрудничестве с различными организациями разрабатывает систему, предоставляющую всестороннюю оценку риска затопления городов вследствие обильных ливневых дождей путем анализа конкретных случаев выпадения экстремального количества осадков. «Количество осадков, характеризующее данные случаи, может быть использовано в моделях для определения глубины воды и возможных зон затопления, а также экономического урона, ― сказала д-р Паола Меркоглиано, старший научный сотрудник Европейского средиземноморского центра по изучению изменения климата (CMCC). ― Аналогичный подход возможен и для оценки динамики риска наводнений, вызванных чрезмерными осадками, в будущем, вследствие изменения климата в результате человеческой деятельности».

Города, наиболее уязвимые перед ливневыми паводками и внезапными наводнениями, в частности Копенгаген, уже приступили к тестированию этой системы. «Органы государственного управления и местные власти, а также страховые компании и организации, работающие с моделями оценки последствий воздействия, уже проявили интерес к использованию этих данных, ― заявила д-р Меркоглиано. ― CMCC ― ведущий проект Службы мониторинга изменения климата программы «Коперник», целью которого является создание каталога случаев выпадения экстремального количества осадков в Европе с использование данных за прошлые годы и по возможности с указанием экономического ущерба».

Власти Роттердама, которые стремятся сделать город устойчивым к последствиям изменения климата к 2025 г., уже предпринимают необходимые меры для защиты от наводнений, такие как расширение сухопутной инфраструктуры порта, установка дополнительных сооружений береговой защиты, посадка зеленых насаждений вдоль берегов рек. Одновременно с этим полным ходом идет проектирование городских зон, менее уязвимых перед возможными наводнениями, создание подземных хранилищ воды и «сине-зеленых» коридоров, которые, не препятствуя естественному кругообороту воды, защищают городскую инфраструктуру. Город-порт в Голландии ставит цель поддержать другие города, страдающие от наводнений, став примером эффективного внедрения мер по адаптации к изменению климата в городское планирование.

JPI ― это международная исследовательская программа с участием жителей Бирмингема, Брюсселя и Роттердама, целью которой является разработка системы раннего предупреждения о наводнениях, вызванных ливневыми дождями, FloodCitiSense. Горожане будут осуществлять мониторинг осадков и наводнений, используя недорогие сенсорные датчики и цифровые технологии, что поможет властям усовершенствовать меры по адаптации и сократить ущерб.

Европейская система оповещения о наводнениях под управлением Службы по чрезвычайным ситуациям программы «Коперник» является первой системой, которая отслеживает и прогнозирует разливы рек на всем континенте, предоставляя местным властям среднесрочные прогнозы (на 3 – 10 дней) и давая им возможность лучше подготовиться к стихийному бедствию. «Многие наши пользователи хотят знать, каковы будут последствия, а не на сколько поднимется вода, ― сказал д-р Саламон. ― Это выходит за рамки гидрологического моделирования, и в наших моделях мы одновременно используем и гидрологические, и погодные данные, они служат полигоном для новых идей и трендов, которые затем могут быть протестированы местными властями». В 2018 г. совместный научно-исследовательский центр и Европейский центр среднесрочных прогнозов погоды (ECMWF) запустили Глобальную систему оповещения о наводнениях, и, по словам д-ра Саламона, в настоящее время ведется работа по предоставлению более детальной и качественной информации на основе спутниковых данных программы «Коперник».

За пределами Европы такие города, как Токио, также используют данные об экстремальных осадках, частоте наводнений и другую информацию Службы мониторинга изменения климата программы «Коперник» с целью ускорения реализации мер адаптации к риску наводнения. Столица Японии уже инвестировала два млрд долларов в создание городского подземного водосбросного канала, крупнейшей в мире системы отвода паводковых вод, который перенаправляет излишки воды из небольших рек в реку Эдо. И поскольку риск наводнений будет только расти, климатические данные смогут помочь местным властям лучше адаптировать небольшие и средние городские районы к угрозе затопления.

Что касается наводнений в прибрежных районах, то Служба мониторинга изменения климата программы «Коперник» в ближайшие годы начнет предоставлять точные климатические данные и по штормовым нагонам, течениям и волнам, а также последствиям повышения уровня моря для всех прибрежных вод Европы. Разработка системы данных в рамках Европейской штормовой службы ведется в сотрудничестве с учеными нескольких прибрежных городов, подверженных наводнениям, таких как Венеция и Копенгаген. «Мы работаем вместе над созданием показателей, которые характеризуют вероятность возникновения наводнения в прибрежных зонах, чтобы помочь пользователям в планировании и управлении рисками затопления», ― заявил Кунь Янь, сотрудник голландского научно-исследовательского института Deltares, партнера Службы мониторинга изменения климата программы «Коперник». Они разрабатываются на основе климатических данных с учетом информации за прошлые годы и прогнозов. «Эти показатели помогут понять частоту и последствия наводнений в конкретном месте, ― сказал Кунь Янь. ― Это поможет в проектировании противопаводковых сооружений, разработке систем раннего оповещения о наводнениях и в улучшении планирования и управления прибрежными зонами в условиях изменения климата».

Ссылка: https://ru.euronews.com/2020/04/15/how-do-big-cities-adapt-to-flood-risks

Печать

Nature: Профили с высоким разрешением по времени в базе данных о выбросах для глобальных исследований атмосферы

Антропогенные выбросы в атмосферу имеют заметные временные колебания в масштабах времени от межгодового до почасового. Консолидированная практика расчёта годовых выбросов следует тому же временному распределению базовой годовой статистики. Тем не менее, годовые выбросы могут не отражать эпизоды сильного загрязнения, сезонные тенденции или какой-либо атмосферный процесс, зависящий от времени. В этом исследовании разрабатываются профили высокого разрешения для загрязнителей воздуха и парниковых газов антропогенного происхождения в поддержку моделирования атмосферы, специалистов, производящих натурные наблюдения, и лиц, принимающих решения. Ключевыми нововведениями во временных профилях базы данных EDGAR (Emissions Database for Global Atmospheric Research) является разработка (а) ежегодных профилей по конкретным странам / регионам и секторам для всех источников, (б) зависящих от времени годовых профилей для источников с межгодовой изменчивостью их сезонной структуры, (в) еженедельных и дневных профилей в конкретной стране для представления ежечасных выбросов, (г) гибкой системы для расчёта почасовых выбросов, включая данные разных пользователей. Эта работа создаёт гармонизированное временное распределение выбросов для применения в любой базе в качестве входных данных для атмосферных моделей, что способствует однородности в мероприятиях по взаимному сравнению.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41597-020-0462-2.pdf

Печать

Le Monde diplomatique: завоевание полярных океанов — ледокольная геополитика

Чем активнее тают льды на Северном полюсе, тем выше спрос на ледоколы. Эти суда еще долго останутся необходимыми для развития полярных маршрутов, которые позволяют сократить путь между многими тихоокеанскими и атлантическими портами.

Океанские просторы Арктики и Антарктики вызывают все больший интерес. Уже заметное летом на севере отступление льдов может открыть гигантские морские и прибрежные пространства для судоходства и добычи природных ресурсов. Развитие национальных ледокольных флотов позволяет оценить настоящие планы стран, которые стремятся извлечь выгоду из потепления климата на этих широтах.

За несколько часов до отставки 15 января этого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о выделении 127 миллиардов рублей на производство самого большого за всю историю ледокола, проекта «Лидер». 200 метров в длину, 50 метров в ширину, силовая установка в 200 мегаватт — этот морской мастодонт будет вдвое мощнее любого из существующих в настоящий момент пяти ядерных ледоколов (все они были построены в Санкт-Петербурге и приписаны к порту Мурманска). До ожидаемой в 2027 году поставки первого из трех «Лидеров» у госпредприятия «Росатомфлот» уже будет три тяжелых атомных судна, способных круглый год работать в Северном ледовитом океане и прокладывать путь даже через самый толстый слой льда: речь идет о проекте 22220. Тем самым Россия демонстрирует возвращение в океаны и стремление придать новый импульс Северному морскому пути. Тот играл значимую национальную роль в советское время, а сейчас становится все более важным международным маршрутом.

Шестью месяцами ранее, 14 июля 2019 года, канадская метеорологическая станция Алерт (расположена в 842 км от северного полюса), зафиксировала температуру в 21°C. Этот рекорд на 15 градусов превысил средние температурные показатели июля на этой самой северной в мире станции. Кроме того, в последнем докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) отмечается общее потепление в Арктике, которое идет втрое быстрее среднемировых показателей (они оцениваются примерно в 1°C).

В результате слой льда медленнее восстанавливается зимой, становится более тонким и накрывает все меньшую площадь летом. Площадь льда в море 18 сентября этого года была самой маленькой с 1979 года, если не считать показателей 20212 год. По приведенным МГЭИК прогнозам, в случае общемирового потепления на 1,5°C нас может ждать одно арктическое лето без льда в столетие. При росте температуры на 2°C это будет происходить раз в десятилетие.

Хотя рост температуры выглядит бесспорным, будущее ледяного слоя выглядит неопределенным. В Южном океане, чья площадь в восемь раз больше Средиземного моря, таяние береговых ледников, как ни парадоксально, способствует сохранению льдов в окружающих континент морях. Кроме того, усиление снеговых осадков может частично скомпенсировать таяние ледников.

Как следует из результатов недавно проведенного исследования, в арктическом регионе (в пять раз больше Средиземного моря) почти половина потепления климата связана с разрушающими озоновый слой газами, в частности с фторхлоруглеродоами, которые обладают мощным парниковым эффектом. Они были постепенно запрещены по Монреальскому протоколу 1987 года и должны рассеяться в ближайшие 50 лет. В то же время существует большой риск ускорения изменения климата, поскольку сокращение площади покрытой снегом и льдом поверхности суши и моря ведет к уменьшению отражения солнечного излучения. Его более активное поглощение землей и океанами ведет к разогреву, тогда как таяние вечной мерзлоты (она, кстати, существует и на морском дне) высвобождает парниковые газы, в том числе метан.

В целом, в ближайшие годы нас, видимо, ждет уменьшение толщины и площади льда в море. Это не означает, что корабли смогут свободно ходить в полярных широтах, поскольку лед будет все так же формироваться на протяжение больше части года. Отсюда вытекает парадокс: чем активнее тает лед, тем выше спрос на ледоколы, как мы видим с середины 2000-х годов. Эти суда еще долго останутся необходимыми для развития полярных маршрутов, которые позволяют сократить путь между многими тихоокеанскими и атлантическими портами. Так, плавание из Роттердама в Йокогаму занимает 20 700 км через Суэцкий канал и всего 12 700 км по Северному морскому пути. Маршрут Нью-Йорк-Шанхай составляет 19 600 км через Панаму и 14 500 км через север Канады.

Острые споры о разделе

Будь то туристы под полуночным летним солнцем или иней, который покрывает все судно зимой при температуре до —50 °C, этих кораблей еще никогда не было так много в северных океанах. Один только российский флот проложил путь 510 судам в 2019 году против в среднем 400 за два предыдущих года. Хотя все идущие по северным водам корабли должны обладать усиленным корпусом, по международной классификации ледоколами считаются лишь те, чья масса, профиль и мощь позволяют пробивать слой льда толщиной не менее 70 см. Самые тяжелые корабли могут на небольшой скорости прокладывать себе путь через многолетний лед толщиной более 4 метров и вдоль линий соприкосновения двух льдин толщиной более 10 метров. Создавая возможности для мореплавания и судоходства в холодных регионах, они в основном выполняют вспомогательную функцию в заливе Святого Лаврентия, в Балтийском, Белом и Охотском море… Кроме того, они обеспечивают морской суверенитет в полярных регионах, которые вызывают все больший интерес к себе.

В Антарктике договор 1961 года замораживает все территориальные претензии и допускает лишь мирную научную деятельность. Около 30 стран разместили там научные базы, чтобы понять изменение климата и зарождающиеся в этих водах главные океанические течения. Многие, безусловно, хотят застолбить территорию в перспективе открытия доступа к природным ресурсам.

Россия, Норвегия и Дания уже представили заявки на расширение своих исключительных экономических зон на арктическом шельфе, а Канада намеревается в скором времени представить аналогичные бумаги. Раздел некоторых зон, безусловно, станет предметом острых юридических и политических споров. Заявки были поданы в рамках ооновской Конвенции по морскому праву 1994 года, которая до сих пор не была ратифицирована США. Признание новых прав на разработку ресурсов на морском дне и в водах в теории никак не влияет на свободу судоходства. Как бы то ни было, канадцы и россияне претендуют на полный суверенитет в основных проливах в их исторических водах. США стремятся представить себя поборником свободы мореплавания и называют эти проливы международными, не принадлежащими никому. Кроме того, канадцы и россияне опираются на «арктическую статью» конвенции, которая указывает на риски загрязнения и необходимость защиты региона, чтобы запретить проход не соответствующим норме кораблям. Найти равновесие между национальными интересами и формированием международных маршрутов явно будет непросто.

Арктика не осталась в стороне от утверждений суверенитета в растущей атмосфере недоверия. В августе 2007 года российская подлодка опустилась на 4 261 метр, чтобы установить на дне национальный флаг из нержавеющего титана. Воздушное пространство над северным полюсом регулярно патрулируют МиГи. На заброшенном в 1993 году острове Котельный появилась новая база, а базу на Земле Франца-Иосифа расширили. США в свою очередь задействовали 50 000 человек с союзниками по НАТО в рамках операции «Единый трезубец» на севере Норвегии в октябре 2018 года. Наконец, предложив купить Гренландию 18 августа прошлого года, Дональд Трамп с привычной вульгарностью выразил растущий общий интерес к потенциальным природным ресурсам региона.

С движением по Северному морскому пути сохраняются сложности

Вес России в мировом флоте связан в первую очередь с историей, геологией и климатом. Ветры и морские течения, в частности идущие с севера Атлантики теплые воды, все регулярнее открывают Северный морской путь у берегов Сибири. Движение сквозь лабиринт северных канадских островов долгое время будет оставаться более проблематичным. Там, кстати говоря, произошло несколько трагедий до успеха норвежца Амундсена (1903-1906), и маршрутом очень редко пользовались до 2000-х годов. В то же время Адольф Эрик Норденшельд (Adolf Erik Nordenskjöld) прошел весь Северный морской путь от Норвегии до Берингова пролива еще в 1878-1879 годах. В советские времена также было зарегистрировано множество эпопей (и целый ряд происшествий) на Северном морском пути, первопроходческом фронте освоения богатств азиатской части страны. В 1932 году ледокол «Сибиряков» осуществил первый рейс из Архангельска в Йокогаму за один сезон. Движение у северного побережья в летнее время начало набирать обороты с 1930-х годов. Этот маршрут дополнял судоходство по великим сибирским рекам: Обь, Енисей, Лена и Колыма (летом они тоже освобождаются от льда). Для обеспечения освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока в 1959 году на воду был спущен первый атомный ледокол «Ленин», который обладал несравненной автономностью в несколько месяцев и оставался на службе до 1989 года. 14 августа 1977 года его «коллега» «Арктика» стал первым кораблем, которому удалось достичь северного полюса. Год спустя вся западная часть была открыта на протяжение всего года вплоть до Диксона в устье Енисея. «В начале 1970-х годов у СССР было в арктическом бассейне 138 судов, которые могли плавать во льдах, — говорит историк Пьер Торез. — К концу советского периода эта цифра достигла 350, к которым также следует добавить 16 ледоколов, в том числе 8 атомных».

Грузопоток достиг пика в конце 1980-х годов: 7 миллионов тонн, в основном угля, нефти, леса и минеральных ресурсов. После распада СССР он обвалился и достиг минимума в 1,5 миллиона тонн в 1998 году. Соответственно менялось и число жителей этих негостеприимных регионов. Морская доктрина, которая была представлена в 2001 году президентом Владимиром Путиным, была призвана изменить эту тенденцию. После медленного роста грузопоток превысил объем 1989 года только в 2017 году, но почти достиг отметки в 20 миллионов тонн в 2018 году и превысил 30 миллионов тонн в 2019 году. Этот резкий подъем связан в первую очередь с разработкой гигантского газового месторождения на Ямале. Полтора десятка приспособленных к северным широтам танкеров осуществляют доставку СПГ в Северную Европу и Азию. Освоение этих ресурсов стало возможным лишь при техническом и финансовом содействии Запада и Китая. Занимающееся эксплуатацией объекта и судов совместное предприятие «Ямал СПГ» на 20% принадлежит французской Total и китайской PertoChina, тогда как 9,9% находятся в руках Фонда шелкового пути. Как бы то ни было, большая часть капитала (50,1%) остается у российского Новатэка.

Регулярно объявляются крупные инвестиции: модернизация или расширение портов, аэропортов, железнодорожных линий и так далее. Ледоколам тоже отводится видное место с проектами «Лидер» и 22220. «Арктика», «Урал» и «Сибирь» должны быть спущены на воду в 2020, 2021 и 2022 годах. Помимо несравненной мощи их оригинальная конструкция предлагает изменяемое водоизмещение с помощью балласта, в связи с чем они могут идти по менее глубоким речным водам. После запуска плана развития Северного морского пути в конце 2019 года президент России представил Арктику как стратегический ресурс и выступил за новый закон с налоговым привлечением инвестиций из-за полярного круга. Поставленная цель составляет 216 миллиардов евро к 2035 году и грузопоток в 80 миллионов тонн в 2025 году (вдвое больше в 2035 году). Весьма смелый план, учитывая, что в настоящий момент Севморпуть «представляет интерес лишь для грузопотока, связанного с добычей углеводородов и минеральных ресурсов», — отмечает сотрудник Национальной высшей морской школы Эрве Бодю. Хотя путешествие сухогруза Venta Maersk в сентябре 2018 года привлекло к себе большое внимание СМИ, большая часть касается перевозки сырья из России за границу или между российскими портами. Объем транзита других товаров остается ничтожным: менее 30 кораблей в год за три последних года. Это менее 3% всего грузопотока по Северному морскому пути и в 3 000 раз меньше транзита через Суэцкий канал.

На другом конце Северного ледовитого океана в среднесрочной перспективе не вырисовывается никаких перспектив развития. «Канада и США не могут найти финансирование и политические проекты для формирования ледокольного флота, который отвечал бы масштабам их морских амбиций», — добавляет Эрве Бодю. Канадский флот включает в себя десяток судов, однако тяжелым ледоколом среди них может считаться лишь «Луи Сен-Лоран»: тот стоит на службе с 1969 года и занимается научными исследованиями и снабжением общин инуитов. Он не обладает достаточной автономностью и инфраструктурой для устойчивого пребывания в Северном ледовитом океане и не идет ни в какое сравнение с российским. Неспособность этой великой северной страны обеспечить свой суверенитет в полярных морях регулярно упоминается в тревожном ключе парламентом и прессой. Во время визита в Инувик в августе 2008 года премьер Стивен Харпер заявил о строительстве к 2017 году мощного судна «Джон Дифенбейкер», однако, по последним новостям, бюджет в 1,3 миллиарда канадских долларов (824 миллиона евро) так и не был найден… Приоритет был отдан более скромным кораблям для поддержания судоходства на реке Святого Лаврентия. Очистка озера Верхнее от льда вплоть до атлантических островов привлекает зимой целый ряд легких ледоколов. Открытая в 1959 году сеть шлюзов и каналов играет несравнимо большую экономическую роль, чем арктические регионы. Хотя объем речного грузопотока снизился по сравнению с 1970-ми годами, он все еще составил 41 миллион тонн в 2018 году.

Два североамериканских соседа сотрудничают на Великих озерах, но вопрос свободы движения все равно вызывает трения. После обнаружения нефти на Аляске Вашингтон начал испытывать с 1969 года судоходность маршрута с помощью «Манхэттена», танкера с усиленной кормой длиной в 300 метров и с водоизмещением в 100 000 тонн. Оттава приняла год спустя закон о предотвращении загрязнения Арктики, который устанавливает нормы для ходящих по региону судов. Между странами едва не возник дипломатический скандал, когда тяжелый американский ледокол «Полар Си» (к настоящему моменту снят со службы) прошел вдоль северного побережья. В связи с невозможностью перехватить его Канада разрешила проход, но осознала слабость собственного флота. В условиях учащения случаев проникновения иностранных подлодок Министерство обороны рассматривало в 1987 году проект покупки боевой атомной подлодки у Франции или Великобритании. Год спустя был подписан договор с Вашингтоном о том, что «движение всех американских ледоколов водах, которые рассматриваются Канадой как территориальные, должно осуществляться с согласия правительства Канады». При этом в тексте уточняется, что «ничто в настоящем соглашении о сотрудничестве друзей и соседей» не влияет на позиции сторон «по морскому праву в том, что касается этой зоны или всего морского пространства». Заявление о покупке подлодки так и не повлекло за собой реальных шагов, как и озвученная в 2007 году новость о строительстве в Нанисивике глубоководного порта для облегчения патрулирования зоны. В конечным итоге все сводится к запланированному на будущее лето открытию пункта снабжения на острове Баффинова земля.

Большие угрозы для хрупкой экосистемы

Флот США выглядит еще беднее, чем у соседей. Самое мощное судно «Полар Стар» было спущено на воду 44 года назад! Его газодизельная силовая установка уступает атомным по автономности. Спущенный на воду для проведения научных работ «Хили» стал первым американским кораблем, который достиг северного полюса в 2015 году, через 38 лет после русских. Тем не менее в феврале этого года командующий береговой охраны заявил, что это судно находилось в Арктике «без надежной связи на протяжение большей части занявшего несколько месяцев патрулирования» из-за нехватки наземных каналов и недостаточного спутникового покрытия этих широт. Адмирал Карл Шульц (Karl Schultz) все же выразил оптимизм, заявив о подготовке финансирования трех новых тяжелых ледоколов, которые смогут ходить по Арктике в любое время года. Тем не менее в бюджете пока что прописан только один, и даже он еще не был утвержден Конгрессом…

Появление Китая на арктической сцене, судя по всему, так и не позволило покончить с этими колебаниями. При этом заход китайского ледокола Xue Long (приобретен у Украины) 14 августа 1999 года в маленький порт Тектоякчек на Северо-Западных территориях Канады вызвал настоящее смятение. Канадские власти были предупреждены, но не смогли должным образом передать информацию. Во время прохода по Северному морскому пути летом 2012 года китайское судно сопровождал российский атомный ледокол «Вайгач». В сентябре этого года китайский полярный флот был усилен выпущенным в Шанхае Xue Long II. Хотя его называют научным судном, он символизирует проект «арктического шелкового пути», который был заявлен Китаем в январе 2018 года. Первый в мире импортер сырья проявляет все больший интерес к российским углеводородным ресурсам, а также горнодобывающему потенциалу Канады, Гренландии и Исландии. В Пекине озвучивалось несколько судостроительных проектов, а в июне 2018 года Китайская национальная ядерная корпорация запустила тендер на строительство атомного ледокола в 30 000 тонн, аналоги которого существуют только в России.

Европейский союз в свою очередь сделал в 2002 году большую заявку на северные регионы с Aurora Borealis, «самым передовым в мире научно-исследовательским судном». 18 лет спустя проект не продвинулся вперед ни на шаг… У других стран более скромные планы. Это касается государств Финского и Ботнического заливов (Швеция, Финляндия, Эстония), которые покрываются тонким слоем льда практически каждую зиму. Норвегии и Дании тоже нужны такие суда для Шпицбергена и Гренландии. Большинство других кораблей занимаются научной деятельностью и связью с Антарктидой, например, недавние проекты Чили, ЮАР и Австралии. Кроме того, у берегов южного континента регулярно появляются единственный аргентинский корабль и его коллеги из Европы (Италия, Испания, Германия, Великобритания) и Азии (Япония, Южная Корея, Индия). У Франции в настоящий момент имеется один ледокол, который с 2017 года обеспечивает снабжение французских владений в Индийском океане (острова Кергелен, Сен-Поль, острова Крозе), а также полярных баз Дюмон-Дюрвиль и Конкордия. Кроме того, туристы могут зарезервировать место на «Командире Шарко». Это судно с газовыми турбинами и электродвигателем сможет перевезти 270 пассажиров на крайний север летом и на крайний юг зимой. Работы будут завершены только в 2021 году (в Румынии, а затем в Норвегии), но компания Ponant уже представляет «путешествие будущего» с «французским скромным шиком».

В знаменитой речи в Мурманске 1 октября 1987 года последний генсек КПСС Михаил Горбачев предложил мирное сотрудничество на крайнем севере с опорой на взаимное доверие. По его словам, безопасность нельзя обеспечить одними лишь военными средствами, а ядерное оружие в регионе необходимо запретить. Формирование в 1996 году Арктического совета для защиты этой особенно уязвимой среды частично отражает эти взгляды. Этот дискуссионный форум северных стран впоследствии был открыт для коренных народов, а также европейских и азиатских стран, получивших статус наблюдателей.

Несмотря на периодически возникающую напряженность, Норвегия и Россия показали пример, подписав в апреле 2010 года договор о разделе спорных зон в Баренцевом море. Арктический совет также позволил добиться ряда значимых соглашений, в частности о поиске и спасении потерпевших аварию кораблей и летательных аппаратов (2013 год). Другим примером стал международный договор о запрете рыбной ловли в центральной части Северного ледовитого океана с 15 марта 2019 года на срок не менее 15 лет. Как бы то ни было, сторонам еще далеко до договора по Арктике, который мог бы сравниться с тем, что касается Антарктики. Серьезные угрозы для экосистемы должны стать пищей для размышлений. Последнее заседание Арктического совета (Финляндия, май 2019 года) не позволило продвинуться по этому пути: встречу не удалось завершить общим заявлением, поскольку США не захотели признавать потепление климата «серьезной угрозой» для региона и выразили подозрительность по поводу присутствия Китая.

Таяние льда на Северном полюсе становится точкой сближения и возрождает старую мечту Ренессанса: сближение Востока и Запада, символом которого становится развитие севера под флагом ООН. Как бы то ни было, в практическом плане, на пути развития этих маршрутов сохраняется немало препятствий: малое количество портов, недостаточная глубина проливов, неполные гидрографические данные, неточность навигации на этих широтах, необходимость защитить груз и оборудование от холода, расходы на сопровождение и страхование… Приобретение дорогостоящего флота эффективных ледоколов тоже становится в таких условиях ставкой на будущее. Китай намеревается в первую очередь диверсифицировать свои торговые пути и энергоснабжение. Речь идет также о национальном приоритете для России, которая стремится обеспечить экспорт сырья. На пути к статусу первого производителя газа в мире она вступает в прямую конкуренцию с США на этом рынке, одновременно оспаривая их морскую гегемонию, по крайней мере, в северных водах.

Ссылка: https://inosmi.ru/politic/20200407/247206545.html

Печать