Климатический центр Росгидромета

Новости

РГ: Как в СЗФО решают проблему разрушения дорог из-за потепления

 

В России разработана система ГОСТов по строительству дорог с цементобетонным покрытием. Предполагается, что эта технология поможет решить проблему ускоренного разрушения асфальтобетонных дорог, вызванного глобальным потеплением. Это крайне актуально для арктических и северных регионов, где климат теплеет быстрее, чем в других регионах страны, а дорожная сеть развита хуже.

Автотранспорт - безальтернативный вид массовых перевозок в Арктической зоне РФ, отмечается в исследовании специалистов АНО "Российский новый университет" и федерального исследовательского центра "Информатика и управление". Протяженность автомобильных дорог в Российской Арктике составляет 11,6 тысячи километров, в том числе 221 километр в Республике Коми и более 350 километров в Ненецком автономном округе. По данным ученых Томского государственного университета, в последние годы из-за смены климатических периодов покрытие трасс может разрушаться быстрее, поэтому стойкость дорожных покрытий нужно увеличивать. По оценкам ученых, из регионов СЗФО наиболее пострадают от оттаивания мерзлоты дороги в Республике Коми.

Расходы на восстановление дорог огромны. По данным Минтранса РФ на ноябрь 2021 года, стоимость реконструкции одного километра дороги колеблется от 15,4 до 34,4 миллиона, а стоимость строительства - от 18 до 101 миллиона рублей в зависимости от категории. Судя по всему, сейчас эти затраты еще выше. Сегодня стоимость строительства дороги в средней полосе России составляет в среднем около 60 миллионов рублей за километр, а в Коми, к примеру, она примерно вдвое больше из-за неустойчивости грунтов.

Из этого неизбежно следует, что повышение качества строительства дорог - один из ключевых вопросов развития российских регионов, особенно тех, где климат наиболее суров. Вопрос использования современных технологий здесь становится все более острым. В семидесятые годы в Советском Союзе его решали с помощью цементобетона, из которого было построено около 10 тысяч километров дорог. Примером могут служить такие автомагистрали, как Омск - Новосибирск и Москва - Волгоград. Однако в 80-х годах их перестали строить из-за нехватки качественного цемента. Массово допускался брак: не использовались противоморозные добавки, не армировались швы, дорожное полотно нередко укладывалось прямо на грунт, применялся бетон низких марок. Такие дороги долго не служили. В итоге было принято решение использовать асфальт на основе битума, который в то время был дешевым, так как являлся отходом от переработки нефти. С тех пор асфальтобетон - наиболее распространенная "одежда" российских дорог.

- Сегодня ситуация диаметрально противоположная, - отмечает президент Ассоциации бетонных дорог, заведующий кафедрой строительства и эксплуатации дорог МАДИ Виктор Ушаков. - Битум стал дефицитом, его стоимость возросла в три раза. Сегодня она составляет 30-40 тысяч рублей за тонну. Кроме того, снизилось качество материала. В жаркую погоду асфальтобетон становится пластичным, и тяжелый транспорт быстро выдавливает в нем колеи. Битум, входящий в его состав, имеет свойство окисляться и терять свои вяжущие свойства. Это означает, что он перестает "держать" щебень и дорожное полотно начинает крошиться. В зимние морозы он становится хрупким и растрескивается. Чтобы этого избежать, производители битума предлагают строителям покупать дополнительные полимерные добавки.

Цементобетон в этом плане отличается в лучшую сторону: он не меняет своих свойств ни при минус 40, ни при плюс 50 градусах. Кроме того, со временем его прочность только увеличивается - если, конечно, четко выдерживать технологию строительства.

Германские автобаны из цементобетона, построенные еще до войны, до сих пор сохраняют отличное качество. И если укладка асфальтобетона при отрицательных температурах не рекомендуется, то цементобетон с противоморозными добавками можно укладывать и при температуре порядка пяти градусов ниже нуля. Из этого материала в Забайкалье построена 60-километровая магистраль Чита - Маньчжурия, которая эксплуатируется уже девять лет и имеет прекрасное состояние, несмотря на высокую нагрузку, 50-градусные морозы зимой и 40-градусную жару летом. Но в регионах Северо-Запада такие дороги пока не строятся.

Из-за смены климата покрытие трасс разрушается быстрее, поэтому нужно увеличивать его стойкость

- Недавно Ленавтодор проявил интерес к цементобетонным покрытиям и сообщил нам о проведении семинара. В конце марта мы планируем к ним поехать, - добавил Виктор Ушаков

Существуют и другие точки зрения. Сегодня применяются новые типы асфальтобетона, которые более устойчивы к выкрашиванию, отмечает первый заместитель начальника ГОКУ "Мурманскавтодор" Андрей Шварцкоп. В прошлом году в Мурманской области начал применяться новый асфальтобетон марки А16, содержащий меньше пустот. В лабораторных условиях он показал лучшую устойчивость к истиранию.

- Мерзлота у нас встречается редко и на состояние асфальтобетонных дорог не влияет, - подчеркнул эксперт. - Что касается цементобетона, то, по нашим расчетам, сейчас он дороже. И содержать его также более дорого. Такие покрытия предназначены для дорог первой категории, с очень большой интенсивностью движения - там, где она превышает 10 тысяч автомобилей в сутки. Поврежденный слой асфальтобетона можно отфрезеровать и заменить. Поврежденный участок цементобетонного покрытия придется полностью удалять и делать заново.

Впрочем, отказываться от асфальтобетона нет смысла - он пригодится при строительстве дорог муниципального значения

На заседании президиума комиссии по региональному развитию, которое состоялось 17 июня 2021 года, вице-премьер Марат Хуснуллин призвал Минтранс РФ и глав представить предложения по увеличению доли использования цементобетона в дорожном строительстве. Росавтодор вплотную занялся разработкой нормативных документов по цементобетонным покрытиям. В сентябре 2021 года специалисты МАДИ впервые разработали ГОСТ на типовые конструкции дорожных одежд, который позволяет проектировщикам выбирать разные конструкции в зависимости от категории дороги, рассчитанные на 30 лет эксплуатации без ремонтов. На данный момент разрабатываются еще три ГОСТа на дорожный бетон - по техническим условиям, по методам испытаний и по правилам строительства цементобетонных покрытий. Впереди разработка нормативных документов по капремонту и содержанию дорог с этим типом покрытия, по их проектированию и по технико-экономическому сравнению вариантов конструкций дорожных одежд.

Впрочем, полностью отказываться от асфальтобетона нет смысла. Он может пригодиться при строительстве дорог, где требуется менее жесткое покрытие - например, подъездов к селам.

 

Ссылка: https://rg.ru/2022/03/10/reg-szfo/kak-v-szfo-reshaiut-problemu-razrusheniia-dorog-iz-za-potepleniia.html 

Печать

ЛентаРу: Вызванная изменением климата жара увеличит смертность

 

Ученые из Британии спрогнозировали увеличение смертности на 75 процентов из-за жары

Исследователи из Великобритании обнаружили, что вызванное изменением климата повышение температуры воздуха приведет к увеличению смертности в 1,5 раза. Об этом сообщает пресс-служба университетского колледжа Лондона (UCL).
Специалисты изучили статистику смертности и погоду в Англии и на территории Уэльса в последние годы. Затем они сопоставили это с прогнозами изменений климата в течение 100 лет. Ученые полагают, что экстремальные погодные явления (жара, засуха и другие) будут наблюдаться все чаще, а также затрагивать большое количество регионов на Земле.
Такая динамика приведет к увеличению количества смертей на 75 процентов (в случае повышения среднегодовой температуры на планете на три градуса Цельсия). Также это обусловит увеличение рисков возникновения хронических заболеваний легких и сердечно-сосудистой системы. При этом повышение температуры Земли на шесть градусов повлечет за собой увеличение смертности в 2,75-3 раза.
В феврале 2022 года специалисты из Колумбийского университета пришли к выводу, что засуха в Северной Америке, которая продолжается с начала XXI века и усилилась в прошлом году, оказалась самой сильной за последние 1200 лет. Такие показатели подтверждают реализацию худшего сценария изменения климата. 

 

Ссылка: https://m.lenta.ru/news/2022/03/09/jarajara/   

Печать

Nature Communications: Пространственное и временное распространение глобальных лесных пожаров в ответ на изменение климата  

 

Ожидается, что глобальное потепление изменит потенциал и продолжительность сезонов лесных пожаров, но масштабы и места изменений до сих пор неясны. Авторы показали, что климат во многом определяет нынешние пожароопасные регионы и их сезоны пожаров. Представлено разделение этих регионов на четыре класса в соответствии с климатическими характеристиками их сезона пожаров, в пределах общей бореальной, умеренной, тропической и засушливой климатических зон. На основе прогнозов климатической модели оценено изменение площади и продолжительности пожаров в пожароопасных регионах в конце 21-го века. Обнаружено, что из-за глобального потепления общая площадь с возникающими частыми пожароопасными условиями увеличится на 29%, в основном в бореальной (+111%) и умеренной (+25%) зонах, где также может наблюдаться значительное удлинение потенциального сезона пожаров. Эти оценки глобального расширения пожароопасных территорий подчёркивают большое, но неравномерное воздействие потепления климата на окружающую среду Земли.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-022-28835-2

Печать

Nature Climate Change: Увеличение выброса углерода наземными экосистемами в ответ на осеннее похолодание и потепление   

 

Часть северного полушария испытала значительное осеннее похолодание в течение последних десятилетий, несмотря на общее потепление, но остаётся неясным, как это контрастное изменение температуры повлияло на углеродный обмен в экосистеме. Согласно исследованию авторов, осеннее похолодание произошло примерно на половине территории к северу от 25°с.ш. с 2004 г., что привело к слабому похолоданию в период 2004–2018 гг. Многочисленные данные свидетельствуют об увеличении суммарного выброса CO2 осенью в период с 2004 по 2018 гг. В районах охлаждения увеличение осеннего выброса CO2 связано с более значительным снижением роста валовой первичной продуктивности по сравнению с общим дыханием экосистемы, подавленным охлаждением. В районах потепления общее дыхание экосистемы увеличилось больше, чем валовая первичная продуктивность, потому что условия потепления и увлажнения более благоприятны для роста дыхания экосистемы, чем для увеличения валовой продуктивности. Несмотря на противоположные температурные тренды, в средних и высоких широтах северного полушария наблюдается систематическое увеличение выбросов углерода в экосистемы.

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41558-022-01304-w 

Печать

Nature Communications: Изменение и изменчивость воздействия на побережье Антарктики в 1979–2020 гг. 

 

Повышенное воздействие открытого океана и волн на прибрежную среду Антарктики из-за потери защитного «буфера» в виде морского льда имеет важные последствия для стабильности шельфового ледника, береговой эрозии, важных взаимодействий между льдом, океаном и атмосферой, а также мелководных бентических экосистем. Авторы вводят климатическую и экологическую метрику, основанную на текущих долгосрочных спутниковых данных о концентрации морского льда, а именно длину воздействия на побережье. Это ежедневная мера изменения и изменчивости длины и охвата антарктической береговой линии, лишённой какого-либо защитного «буфера» в виде морского льда в открытом море. В период с 1979 по 2020 гг. около 50% береговой линии Антарктики протяжённостью около 17 850 км каждое лето не имело морского льда у берега, а зимой его вклад был минимальным. Региональные летние/максимальные вклады варьируются от 45% (моря Амундсена-Беллинсгаузена) до 58% (Индийский океан и море Росса), при этом циркумполярное годовое воздействие колеблется от 38% (2019 г.) до 63% (1993 г.). Годовая максимальная длина береговой экспозиции Антарктики уменьшалась примерно на 30 км (~ 0,32%) в год в период с 1979 по 2020 гг. за счёт различных региональных и сезонных факторов.  

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-022-28676-z

Печать

Nature Communications: Ускорение внезапных засух, вызванное совместным влиянием истощения почвенной влаги и засушливости атмосферы 

 

Возникновение внезапных засух привлекло широкое внимание из-за своего быстрого начала. Однако мало что известно о недавней эволюции внезапных засух с точки зрения скорости наступления и причин столь быстрого их начала. Здесь представлена всесторонняя оценка начала развития внезапных засух и лежащих в их основе механизмов в глобальном масштабе. Обнаружены возникновение 33,64–46,18% внезапных засух с пятидневным началом засухи, и существование тенденции к значительному увеличению доли внезапных засух с пятидневным временем начала во всём мире в период 2000–2020 гг. Внезапные засухи, по-видимому, не случаются чаще в большинстве регионов мира, а просто происходят быстрее. Кроме того, атмосферная засушливость может создать среду, подверженную внезапным засухам, а совместное влияние истощения почвенной влаги и засушливости атмосферы ещё больше ускоряет быстрое начало внезапных засух. 

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-022-28752-4   

Печать

Nature Scientific Data: Аномалия уровня моря в Южном океане в покрытом льдом секторе по данным многоцелевых спутниковых наблюдений  

 

Несмотря на свою важную роль в глобальном климате, динамика Южного океана по-прежнему остается одной из наименее изученных систем циркуляции океана на планете. Одним из основных препятствий для понимания этого региона является проблема наблюдения за циркуляцией океана в секторе сезонного морского льда. Авторы представили новый продукт аномалии уровня моря, посвященный субполярному Южному океану и включающий его части, покрытые морским льдом с 2013 по 2019 гг. Объединение наблюдений с нескольких спутников, включая Cryosat-2, Sentinel-3A и SARAL/ AltiKa, обработанное с помощью самых современных алгоритмов, позволяет улучшить пространственное и временное разрешение по сравнению с предыдущими продуктами. Проверка выполняется путём сравнения оценки авторов с существующими продуктами аномалии уровня моря, перекрёстного сравнения оценок, полученных с отдельных спутников в зонах морского льда, и сравнения временных рядов продукта с регистратором придонного давления в проливе Дрейка. 
 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41597-022-01166-z  

Печать

ТАСС: Совфед одобрил закон об эксперименте по ограничению выбросов парниковых газов

 
Эксперимент проведут на территории Сахалинской области

МОСКВА, 2 марта. /ТАСС/. Совет Федерации на заседании в среду одобрил закон о проведении на территории Сахалинской области эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов.
Цель эксперимента - достижение углеродной нейтральности на территории субъекта РФ. Сам эксперимент продлится до 31 декабря 2028 года включительно, однако предполагается, что Сахалинская область достигнет его цели до конца 2025 года. Как говорится в пояснительной записке, эксперимент может также проводиться и на территориях других субъектов РФ, которые будут включены в него путем внесения поправок в закон.
Как отмечали в кабмине, который является автором инициативы, "на практике будет осуществлена проверка методов и инструментов углеродного регулирования, механизмов создания условий для внедрения технологий сокращения выбросов и повышения поглощения парниковых газов", а также отработана методология формирования системы верификации, учета выбросов и поглощения парниковых газов, "заложены предпосылки для международного признания отечественных подходов". Так, для достижения цели эксперимента на уровне субъекта РФ будет проводиться инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов. Эксперимент также вводит квотирование выбросов парниковых газов и обязывает региональные регулируемые организации соблюдать установленную квоту.
Кроме того, закон обязывает компании представлять более широкую (по сравнению с федеральным уровнем) углеродную отчетность, а также определяет размер квот. Для определения размера квоты предлагается использовать верифицированные сведения о выбросах парниковых газов, квоты будут устанавливаться ежегодно. При установлении размера квоты будут учитываться баланс выбросов и поглощений парниковых газов на территории участника эксперимента и необходимый для достижения цели эксперимента темп сокращения выбросов парниковых газов. За превышение квоты взимается плата, плата будет рассчитываться путем умножения величины выбросов парниковых газов сверх квоты на соответствующую ставку, установленную кабмином.
Новые нормы вступят в силу с 1 сентября 2022 года. Срок выдачи квот устанавливается до 1 октября первого календарного года представления углеродной отчетности. Таким образом, первая отчетность поступит в 2023 году.

 

Ссылка: https://tass-ru.turbopages.org/tass.ru/s/ekonomika/13927239 

 

Печать

Nature Reviews Earth & Environment: Эволюция меридиональной термохалинной циркуляции в Северной Атлантике с 1980 г. 

 

Атлантическая меридиональная термохалинная циркуляция (AMТЦ) является ключевым компонентом климатической системы благодаря переносу тепла в северной части Атлантического океана. Поэтому десятилетние изменения в AMТЦ, будь то из-за внутренней изменчивости или антропогенного ослабления, имеют широкомасштабные последствия. В этом обзоре авторы обобщают понимание современной десятилетней изменчивости AMТЦ, объединяя данные наблюдений и реанализов океана, модельных результатов и косвенных показателей AMТЦ. С 1980 г. имеются данные о периодах усиления и ослабления, хотя величина изменений (5–25%) неопределённа. В субполярной части Северной Атлантики AMТЦ усиливалась до середины 1990-х годов, а затем ослаблялась до начала 2010-х годов, с некоторыми признаками последующего усиления; эти изменения, вероятно, связаны с воздействием плавучести, обусловленным Североатлантическим колебанием. В субтропиках есть некоторые свидетельства усиления AMТЦ с 2001 по 2005 гг. и убедительные доказательства ослабления с 2005 по 2014 гг. Такая большая межгодовая и десятилетняя изменчивость усложняет обнаружение продолжающихся долгосрочных трендов, но не мешает связанному с антропогенным потеплением ослаблению. Приоритеты исследований включают разработку надёжных и устойчивых решений для долгосрочного мониторинга AMТЦ, сотрудничество в области наблюдения и моделирования для улучшения представления процессов в Северной Атлантике и более эффективных способов отличить антропогенное ослабление от внутренней изменчивости.  

 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s43017-022-00263-2  

 

Печать

Вклад второй рабочей группы МГЭИК в 6-й оценочной доклад

 

28 февраля вышел в свет Вклад Рабочей группы II "Воздействия, адаптация и уязвимость" в Шестой оценочный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Этому событию была посвящена пресс-конференция
в Международном мультимедийном информационном пресс-центре "Россия сегодня".,
которая прошла в виртуальном формате. В ней приняли участие:
- Семенов Сергей Михайлович, Институт глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля, вице-председатель Рабочей группы  II МГЭИК;
- Гельфан Александр Наумович, чл.-корр. РАН, директор Института водных проблем РАН, ведущий автор доклада;
Инсаров Григорий Эммануилович, Институт географии РАН, ведущий автор доклада;
Липка Оксана Николаевна, Институт глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля, ведущий автор доклада.

 

Видеозапись пресс-конференции доступна по ссылке:  http://pressmia.ru/pressclub/20220228/953538647.html

 

Печать