Климатический центр Росгидромета

Новости

EOS: Половина сценариев МГЭИК по ограничению потепления не работают

 

Межправительственная группа экспертов по изменению климата представила 50 сценариев ограничения глобального потепления на 1,5°C выше доиндустриальных температур. Новое исследование показывает, что только половина из этих сценариев реалистичны.

В рамках Парижского соглашения 2015 года почти 200 государств-участников коллективно стремились ограничить глобальное потепление полутора градусами выше доиндустриального уровня. Даже по сравнению с потеплением на 2°C, достижение этой цели значительно сократит масштабы волн тепла и других экстремальных явлений, обусловленных повышением температуры. Но к 2017 году мир уже достиг превышения на 1°C относительно доиндустриального уровня и, по прогнозам, достигнет 1,5°C в 2040 году при сохранении нынешних темпов потепления. Как мы можем достичь такой амбициозной цели? Организация Объединенных Наций официально обратилась к Межправительственной группе экспертов по изменению климата (МГЭИК), чтобы получить информацию от учёных. В ответ МГЭИК представила в 2018 году специальный отчёт, включивший около 50 сценариев, которые могут ограничить потепление до 1,5°C. Эти сценарии смягчения воздействий учитывают такие переменные, как численность населения, потребление товаров и услуг (включая продукты питания), экономический рост, поведение, технологии, политику и общественное устройство. Новое исследование, опубликованное в журнале Environmental Research Letters, обнаруживает проблему в этих сценариях: только половина из них может быть реально реализована, и все они требуют от мирового сообщества принятия широкого спектра очень смелых действий.

Нам нужны все варианты

В исследовании оценивается, насколько разумны сценарии МГЭИК, исходя из того, в какой степени они включают пять целей: сокращение использования ископаемого топлива, сокращение энергопотребления, посадка большего количества деревьев, сокращение выбросов парниковых газов, помимо двуокиси углерода (CO2), и удаление CO2 из воздуха посредством хранения глубоко под землёй.
В ходе своей оценки авторы обнаружили, что единственными реалистичными сценариями ограничения потепления до 1,5°C являются сценарии, в которых все пять целей реализуются на полную мощность. «Мы не можем позволить себе отказаться от некоторых из них и полагаться только на другие», - сказал Эльмар Криглер (Elmar Kriegler), профессор комплексной оценки изменения климата в Потсдамском университете, Германия, и соавтор исследования. По словам Натали Маховальд (Natalie Mahowald), профессора атмосферных наук в Корнельском университете в Итаке, штат Нью-Йорк, в специальном отчете МГЭИК «подчёркиваются некоторые моменты, которые люди упускают», Маховальд была ведущим автором специального отчёта, но не участвовала в подготовке нового исследования. По её словам, отказ от ископаемого топлива имеет жизненно важное значение, но «мы должны сделать нечто большее, чем это, с точки зрения структурных изменений, поведения, спроса на энергию и земли. Мне кажется, что люди этого не понимали», когда был опубликован специальный отчёт.
Например, требуемые сокращения глобального энергопотребления «значительны», - сказала Маховальд. «Мы не делали этого в условиях COVID», - отметила она, когда глобальные выбросы CO2 снизились всего примерно на 6%.

«Сомнительно оптимистические» предположения

В статье авторы выделяют несколько сценариев, включающих «сомнительно оптимистичные» развёртывания технологий и поведенческие сдвиги. «Основные предположения, которые были сделаны в отчёте, не всегда реалистичны или осуществимы», - сказала Даниэла Якоб (Daniela Jacob), директор Центра климатической службы Германии, соавтор исследования и ведущий автор-координатор специального отчёта. Наиболее заметно, по её словам, что многие смоделированные сценарии слишком сильно полагаются на биоэнергетику с улавливанием и хранением углерода, или BECCS (bioenergy with carbon capture and storage). Эта стратегия предполагает выращивание сельскохозяйственных культур (или сбор отходов) с последующим их сжиганием для получения энергии, улавливание образующегося CO2 и его стратегическое хранение глубоко под землёй. Поскольку растения забирали СО2 из воздуха по мере роста, чистым результатом является долгосрочное удаление СО2. На момент подготовки специального отчёта сценарии, большинство из которых были созданы с использованием моделей комплексной оценки, «не могли достаточно быстро ограничить спрос на энергию и снизить выбросы CO2», - сказала Хелен де Конинк (Heleen de Coninck), профессор Технологического университета Эйндховена, Нидерланды. и ведущий автор-координатор специального отчёта, не участвовавшая в новом исследовании. «Был доступен такой вариант: BECCS производил электроэнергию и давал вам отрицательные выбросы. Модели злоупотребляли этим, некоторые модели больше, чем другие», - сказала она. Альтернативные технологии, такие как прямое улавливание CO2 из воздуха, вероятно, будут в центре внимания BECCS в будущих отчётах МГЭИК по мере развития науки.

Больше вариантов для рассмотрения

Несмотря на то, что статья имеет ценность для «сужения вариантов», - сказала де Конинк, она позволяет избежать некоторых важных разговоров, ограничивающих её объём. Примечательно, что конкуренция между такими стратегиями, как лесовосстановление и BECCS, за земельные ресурсы не учитывается, что, вероятно, ещё больше снизит возможности.
Тем не менее, в документе делаются смелые, но обоснованные выводы о том, чего МГЭИК с её позицией «политически нейтральной, а не директивной» не может. Якоб согласна с тем, что МГЭИК не должна носить директивный характер, но «совершенно очевидно, что мы должны действовать сейчас», - сказала она. За пределами МГЭИК «мы не можем уклоняться от абсолютных заявлений о осуществимости и насущных потребностях».
Эти безусловные заявления направлены на то, чтобы вызвать предметные дебаты о том, как достичь цели Парижского соглашения. Но эти дебаты должны произойти быстро, если мир надеется ограничить потепление полутора градусами. По словам Криглера, спустя ещё пару лет с текущими темпами выбросов «наше заявление о достижимости, что это всё ещё возможно, исчезнет».

Ссылка: https://eos.org/articles/half-of-the-ipcc-scenarios-to-limit-warming-dont-work

Печать

Ъ: Подробности о сахалинском углеродном эксперименте

Минэкономики внесло в правительство законопроект о введении экспериментального углеродного регулирования в Сахалинской области. Речь идет о квотировании выбросов крупнейших эмитентов парниковых газов этого региона, а также о введении обращения единиц выполнения квот, которые в случае «экономии» на выбросах можно будет продавать другим предприятиям. Главная цель эксперимента — достижение углеродной нейтральности Сахалина в 2025 году. По данным Минэкономики, ряд регионов, в частности, Калининградская область и ХМАО, уже выразили желание присоединиться к эксперименту, с тем чтобы создать свои системы квотирования. https://

Ссылка: www.kommersant.ru/doc/4890056

Печать

Nature Communications: Антропогенное влияние на экстремальные осадки над участками суши в разных частях земного шара по нескольким наборам данных наблюдений

Увеличение количества экстремальных осадков под воздействием антропогенного фактора надёжно прогнозируется глобальными климатическими моделями, но его очень сложно обнаружить в данных наблюдений. Большая внутренняя изменчивость искажает этот антропогенный сигнал. Модели дают различную величину отклика осадков на антропогенное воздействие, в основном из-за различных схем параметризации подсеточных процессов. Между тем существует множество глобальных наборов данных наблюдений за суточными осадками, разработанных с использованием различных методов и данных с неоднородной выборкой в ​​пространстве и времени. Предыдущие попытки обнаружить влияние человека на экстремальные осадки не включали неопределённость модели и ограничивались конкретными регионами и наборами данных наблюдений. Используя методы машинного обучения, способные учитывать эти неопределённости и определять временную эволюцию пространственных закономерностей, авторы обнаружили физически интерпретируемый антропогенный сигнал, который можно обнаружить во всех наборах данных глобальных наблюдений. Машинное обучение эффективно генерирует несколько линий доказательств, подтверждающих обнаружение антропогенного сигнала в глобальных экстремальных осадках.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-021-24262-x

Печать

ВМО выпустила Бюллетень по атмосферной пыли

ВМО выпустила ежегодный Бюллетень по атмосферной пыли о распространенности и опасности песчаных и пыльных бурь в 2020 году. Влияние на здоровье, окружающую среду и экономику в этом году было вновь подчеркнуто, поскольку массивные шлейфы песка затмили небо и повлияли на качество воздуха во многих частях Африки, Азии, Америки и Европы, а также пронеслись на сотни миль над Атлантикой.

Ежегодно в атмосферу попадает около 2 миллиардов тонн пыли. Во многом это естественный процесс, но значительная его часть является результатом плохого управления водными и земельными ресурсами.

Прогнозы значительно улучшились благодаря Системе предупреждений ВМО о песчаных и пыльных бурях и их оценки (СДС-ВАС), которая координирует международные исследования песка и пыли. Это самая долгосрочная подобная инициатива, которая привела к созданию оперативных региональных центров.

«Песчаные и пыльные бури представляют собой очень заметную и серьезную опасность. Только за последние несколько месяцев мы наблюдали коричневый снег в горах Европы, удушливый воздух в значительной части Китая и огромный шлейф, идущий из Сахары до самой Южной Америки. Это лишь несколько примеров», — говорит Оксана Тарасова, руководитель Отдела исследований атмосферной среды ВМО.

«К счастью, прогресс в области спутниковых и наземных наблюдений и компьютерного моделирования значительно расширил наши возможности по выпуску ранних предупреждений. В настоящее время ВМО готовится к решению новых научных и оперативных задач в течение следующих пяти лет (2021—2025 гг.) для поддержки решений по предотвращению бедствий, смягчению их последствий и адаптации к ним. В некоторых частях мира увеличилось число явлений со значительными воздействиями, таких как песчаные и пыльные бури и лесные пожары, и прогнозируется их дальнейшее увеличение в результате изменения климата и деградации окружающей среды», — сказала д‑р Тарасова.

ВМО входит в коалицию ООН по борьбе с песчаными и пыльными бурями и опубликовала Бюллетень по атмосферной пыли в преддверии дней науки Саммита по продовольственным системам ООН 8 июля.

Annual mean surface concentration of mineral dust in 2020

События 2020 года

Бюллетень по атмосферной пыли содержит анализ глобального распределения минеральных аэрозолей в 2020 году, а также акцентирует внимание на конкретных событиях.

В целом, пространственное распределение глобальной приземной концентрации минеральной пыли в 2020 году было аналогично тому, что наблюдалось в 2019 году. По оценкам, самая высокая среднегодовая концентрация пыли на поверхности в 900—1200 микрограммов на кубический метр (мкг/м3) в 2020 году была обнаружена в некоторых районах Чада в северных и центральных районах Африки. Высокие концентрации пыли наблюдались также в некоторых регионах Аравийского полуострова, Центральной Азии, Иранского нагорья и северо-западного Китая (массовые концентрации ~300—600 мкг/м3).

Монголия: под влиянием циклона и приземного холодного ветра песчано-пыльная буря охватила Монголию, центральный и северный Китай с 19 по 21 октября 2020 года. Это был эпизод с самой большой площадью воздействия в 2020 году, затронувший Монголию и обширные районы соседнего Китая.

Азиатские песчаные и пыльные бури обычно возникают весной с марта по май. Событие такого крупного масштаба прошлой осенью было редким явлением. Несколько систем численного прогнозирования СДС на азиатском региональном узле успешно спрогнозировали этот эпизод.

Канарские острова (Испания): рекордное событие в истории вторжений пыли на Канарских островах произошло 23 февраля 2020 года. Часовая концентрация PM10 — твердых частиц, которые могут проникать в легкие, вызывая респираторные проблемы и заболевания — превышала 3000 мкг/м3 в пик, привела к отмене 1000 рейсов, ухудшила качество воздуха и вызвала сбои в сельском хозяйстве, производстве солнечной энергии (потери около миллиона евро) и экологических системах в результате беспрецедентного нашествия птиц и беспозвоночных на острова с соседнего африканского континента.

Сахель: последний зимний сезон в африканском регионе Сахель был исключительным и характеризовался высокой активностью песчаных и пыльных бурь и высоким уровнем концентрации пыли на поверхности.

Карибский бассейн: летом 2020 года Карибский регион ощутил на себе влияние исторического африканского (сахарского) пылевого шлейфа, который назвали «Годзиллой» из-за его большой географической протяженности и рекордного количества пыли. Этот шлейф, площадь которого была близка к размеру континентальной части США, покрыл районы большей части Карибского бассейна, северной части Южной Америки, Центральной Америки, Мексиканского залива и южной части Соединенных Штатов. Он воздействовал на регион около 15 дней (18 июня — 2 июля 2020 года).

Были превышены как стандарты качества воздуха Агентства по охране окружающей среды США (EPA), так и предельные значения, содержащиеся в руководящих принципах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) относительно качества воздуха.

Появление и развитие этого явления «Годзилла» было предсказано несколькими моделями прогноза пыли.

Система предупреждений о песчаных и пыльных бурях и их оценки

В настоящее время существует три региональных узла СДС-ВАС ВМО: узел Северная Африка-Ближний Восток-Европа (его центр находится в Испании), узел Азия (центр которого находится в Китае) и Панамериканский узел (его поддерживают Барбадос и США).

В настоящее время более 20 организаций предоставляют ежедневные глобальные или региональные прогнозы пыли в различных географических регионах, включая 7 глобальных и более 15 региональных моделей, вносящих свой вклад в СДС-ВАС. Она объединяет сообщества исследователей и пользователей (например, из сферы здравоохранения, энергетики, транспорта, авиации и сельского хозяйства).

Одним из основных региональных событий этого года стало финансирование нового проекта по ансамблевому прогнозированию пыли Национальным агентством по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) в партнерстве с Панамериканским центром СДС-ВАС ВМО, ВОЗ/Панамериканской организацией здравоохранения, а также рядом федеральных и местных агентств для обеспечения прогнозирования в режиме реального времени пыльных бурь и лесных пожаров над Северной Америкой. Хотя качество воздуха в этом регионе продолжает улучшаться, частота экстремальных явлений со значительными воздействиями, таких как пыльные бури и лесные пожары, быстро возросла за последние десятилетия и, по прогнозам, будет расти и дальше в ответ на изменение климата.

Ссылка: https://public.wmo.int/ru/media/...

Печать

lenta.ru: План Европы по защите леса обернулся скандалом

Стратегия Европы по усилению защиты леса обернулась неудачей. Как пишет Bloomberg, план Евросоюза вызвал острый скандал между представителями лесной промышленности, учеными и регулирующими органами.

В проекте документа Европейской комиссии (ЕК) говорится о посадке трех миллиардов деревьев и внедрении во всех государствах ЕС новых технологий наблюдения за состоянием лесов. В то же время организация не отказывается от активного использования древесины для замещения углеродоемкого бетона при строительстве.

Однако инициатива Брюсселя столкнулась с недовольством лидеров деревообрабатывающей промышленности. Представители отрасли побоялись более строгих ограничений, которые могут вытекать из плана ЕС, — недавно из-за неточности спутникового наблюдения их ошибочно обвинили в чрезмерной вырубке леса.

Началось все с отчета, который Объединенный исследовательский центр Еврокомиссии опубликовал в 2020 году. Основанное на данных спутников исследование показало, что с 2016 по 2018 год стали вырубать вдвое больше деревьев. В связи с этим ученые предупредили, что растущий спрос на древесину может лишить Европу важного поглотителя углерода и подорвать выполнение климатических целей.

Ситуацию усложнило заявление другой группы исследователей об ошибке, которую допустил Объединенный исследовательский центр. В апреле 2021 года ее обнаружили ученые из Европейского лесного института. По мнению специалистов, значительные изменения в целостности лесов являются результатом методологических ошибок — то есть связанных с повышенной чувствительностью спутников в период оценки. Они причислили к лесозаготовкам естественные изменения, которые могли погубить деревья — например, шторм или засуху.

Порожденные исследованиями разногласия только сильнее мешают политикам и компаниям справляться с и без того растущим ущербом от изменения климата. Многолетняя череда теплых зим и сухого лета ослабила способность лесных массивов противостоять пожарам и нападению насекомых-вредителей, которые принесли индустрии ущерб на миллионы евро. Поэтому работников лесной индустрии особенно возмущает, что в тот же период Еврокомиссия направила миллиарды евро на создание группы спутников, которыми управляет служба по изменению климата Copernicus. Свободный доступ к огромному объему передаваемой ими информации положил начало быстрорастущей индустрии климатических данных.

Основатель и главный исполнительный директор компании Collective Crunch Рольф Шмитц считает, что для большей точности данных наблюдение за состоянием лесов должно производиться как со спутников, так и с поверхности Земли. Его компания как раз занимается совмещением этих технологий: они подключают спутниковые данные к алгоритмам искусственного интеллекта, разработанным для отслеживания вырубки и максимизации поглощения углерода.

Ссылка: https://turbo.lenta.ru/news/2021/07/07/scandal/

Печать

Президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий Стратегию национальной безопасности

Президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий Стратегию национальной безопасности.

В новом указе перечислены основные стратегические приоритеты России. Среди них: сбережение народа России, защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также экологическая безопасность и рациональное природопользование.

Также подчеркивается возрастание важности обороны страны. Среди основных задач ставится в приоритет защита национальных интересов российских граждан как в России, так и за ее пределами.

Изменение климата прямо или косвенно довольно часто упоминается в новой Стратегии (например, пп. 25.6, 47.21, 67.16, 77-83, 101.27), а в п. 83.7 говорится о гидрометеорологической безопасности. Развёрнуто представлены также разделы "Научно-техническое развитие" и "Экологическая безопасность и рациональное природопользование".

Предыдущий указ Стратегии национальной безопасности был принят в 2015 году и теряет свою силу.

pdf Текст документа

Печать

Президент подписал Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов».

Федеральный закон принят Государственной Думой 1 июня 2021 года и одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности, которая сопровождается выбросами парниковых газов (газообразных веществ природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение), и направлен на создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации при снижении уровня выбросов парниковых газов.

Федеральным законом устанавливаются принципы ограничения выбросов парниковых газов, определяются меры по ограничению таких выбросов, полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области ограничения выбросов парниковых газов.

Предусматривается, что целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для экономики Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с указами Президента Российской Федерации и документами стратегического планирования федерального уровня с учетом поглощения парниковых газов в лесах и иных естественных экологических системах и исходя из обеспечения устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей применяемых технологий, объема инвестиций, выручки от реализации товаров, работ, услуг и суммы поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствующей отрасли экономики Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе реализовывать климатические проекты (мероприятия, обеспечивающие сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов).

Предусматривается создание реестра углеродных единиц – информационной системы, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними.

Федеральным законом устанавливается обязанность регулируемых организаций, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 тысяч тонн углекислого газа в год и более и 50 тысяч тонн углекислого газа в год и более, представлять отчеты о выбросах парниковых газов начиная с 1 января 2023 года и 1 января 2025 года соответственно.

Ссылка: http://kremlin.ru/acts/news/66061

Печать

iXBT: Названы самые быстрые суперкомпьютеры

Японскому суперкомпьютеру Fugaku на однокристальных системах Fujitsu A64FX на архитектуре Arm удалось удержаться на первом месте

Опубликована 57-я редакция списка TOP500, в котором перечислены самые высокопроизводительные компьютеры мира.

C ноября 2020 года мало что изменилось, так как японскому суперкомпьютеру Fugaku на однокристальных системах Fujitsu A64FX на архитектуре Arm удалось удержаться на первом месте. Fugaku был разработан Riken и Fujitsu, он имеет результат теста High Performance Linpack (HPL) 442 петафлопсов. Это втрое больше, чем у занявшей второе место системы IBM Summit на процессорах Power9 и ускорителях Nvidia Tesla V100.

Согласно TOP500, единственная новинка в этом списке — американский суперкомпьютер Perlmutter, который основан на платформе HPE Cray Shasta и гетерогенной системе. Perlmutter удалось достичь производительности 64,6 петафлопсов, но при этом его энергопотребление намного ниже, чем у обогнавших его конкурентов. Perlmutter занял пятое место.

Как утверждает FutureTimeline, в 2021 году мы должны увидеть компьютеры с производительностью более одного экзафлопса. Следующий список TOP500 должен выйти в ноябре.

Составители рейтинга отметили, что процессоры AMD стали использоваться больше, а также что Китай больше не доминирует в списке, как это было несколько лет назад.

Ссылка: https://www.ixbt.com/news/2021/06/29/nazvany-samye-bystrye-superkompjutery.html

Печать

Исполнительный совет ВМО одобрил единую политику в области данных

Свободный обмен данными о системе Земля жизненно необходим для укрепления системы наблюдений и удовлетворения растущего спроса на обслуживание в эпоху изменения климата

ЖЕНЕВА, 24 июня 2021 года — Исполнительный совет Всемирной метеорологической организации в своем знаковом решении одобрил единую политику международного обмена данными о системе Земля, чтобы помочь своим Членам удовлетворить взрывной рост спроса на обслуживание в области погоды, климата и водных ресурсов, поскольку мир борется с двойной проблемой — изменения климата и увеличения частоты экстремальных погодных явлений.

Проект резолюции о политике в области данных, который должен быть принят на внеочередной сессии Всемирного метеорологического конгресса с участием всех 193 Членов, запланированной на октябрь 2021 года, открывает путь для масштабного обновления политики в области свободного и неограниченного обмена данными, которая была основой ВМО с момента ее создания более 70 лет назад.

Единая политика ВМО в области международного обмена данными о системе Земля основана на стратегическом комплексном подходе ВМО к системе Земля для всего мониторинга и прогнозирования погоды, климата, воды и связанных с ними явлений окружающей среды, и она послужит основой для более широких усилий по укреплению глобальных сетей наблюдений и поможет преодолеть региональные различия.

«Для того чтобы удовлетворить спрос на обслуживание и прогнозы, крайне важно улучшить обмен данными о погоде, климате, воде и океане. Серьезные пробелы в данных и наблюдениях за погодой, особенно в Африке и островных государствах, оказывают значительное негативное влияние на точность заблаговременных предупреждений как на местном, так и на глобальном уровне», — сказал Генеральный секретарь ВМО профессор Петтери Таалас.

«Пересмотр политики ВМО в области данных принесет выгоду всему обществу и позволит нашему глобальному сообществу лучше работать вместе для предоставления обслуживания, которое защищает жизнь, средства к существованию и имущество», — сказал профессор Таалас.

«Это очень, очень важный шаг — иметь такую единую политику в области данных для ВМО», — сказал Президент ВМО Герхард Адриан. «У нас много решений по политике в области данных, и теперь у нас есть единый подход, где собраны все эти части».

«Это большая веха и исторический момент», — сказал Мишель Жан, президент Комиссии по инфраструктуре ВМО, которая разработала резолюцию о политике в области данных, одобренную на виртуальной сессии Исполнительного совета, проходившей с 14 по 25 июня.

Численное прогнозирование погоды

Предоставление метеорологического и климатического обслуживания зависит от регулярного международного обмена данными о погоде и климате, семь дней в неделю, 365 дней в году, часто в течение нескольких минут реального времени.

Данные наблюдений поступают в модели численного прогнозирования, а результаты этих моделей используются в качестве основы для метеорологического и климатического обслуживания. Основной целью учреждения ВМО в 1951 году было создание координационного механизма для сбора и международного обмена такими данными, как входными данными наблюдений, так и полученными результатами — в первые годы в основном метеонаблюдениями и предупреждениями, а также долгосрочной климатической статистикой, позже также расширенной до результатов моделирования.

Текущая политика ВМО в области данных изложена в трех отдельных резолюциях Конгресса — резолюции 40 (Кг‑XII, 1995 г., касающейся погоды) и двух последующих резолюциях (резолюция 25 (Кг‑XIII) и резолюция 60 (Кг‑17)), касающихся воды и климата.

Новая резолюция ВМО о единой политике в области данных, для сравнения, охватывает семь областей и дисциплин — все данные о системе Земля, относящиеся к ВМО, — в едином программном заявлении, и, таким образом, выходит за рамки традиционных областей метеорологических, климатических и гидрологических данных, включая теперь также области состава атмосферы, океанов, криосферы и космической погоды.

Увеличение числа наблюдений, обмен которыми ведется на международном уровне, для использования в глобальных и региональных моделях численного прогнозирования погоды (ЧПП) поможет значительно улучшить качество этих информационных продуктов. Эта политика также обеспечит развивающимся странам лучший доступ к этим ключевым видам продукции данных. В результате улучшение качества прогнозов и других видов обслуживания будет ощущаться повсюду на земном шаре, но оно будет особенно заметно в тех областях, где нынешний охват данными наблюдений недостаточен, в том числе во многих развивающихся странах.

Кроме того, резолюция о политике в области данных расширяет охват от учета ранее только национальных метеорологических и гидрологических служб до одобрения соответствующего обмена данными между всеми партнерами, включая учреждения, не входящие в метеорологические и гидрологические службы, быстро растущий частный сектор и научные круги.

«В качестве основополагающего принципа Всемирной метеорологической организации (ВМО) и в соответствии с растущими потребностями в ее научно-технических знаниях ВМО обязуется расширять и активизировать свободный и неограниченный международный обмен данными о системе Земля» — говорится в резолюции Исполнительного совета, согласованной 22 июня.

Двухуровневый подход

Резолюция предусматривает сохранение двухуровневого подхода:

  • Члены ВМО предоставляют на свободной и неограниченной основе базовые данные, необходимые для предоставления обслуживания в поддержку защиты жизни и имущества, а также благосостояния всех наций, и которые необходимы для бесшовного и точного мониторинга и прогнозирования метеорологических, климатических, гидрологических и других соответствующих условий окружающей среды.
  • Членам следует также предоставлять рекомендуемые данные, которые требуются для поддержки деятельности по мониторингу и прогнозированию системы Земля на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также для оказания дальнейшего содействия другим Членам в деле предоставления метеорологического, климатического, гидрологического и связанного с ними обслуживания в области окружающей среды в пределах их государств и территорий.

Такой дифференцированный подход позволит, во-первых, защитить и обеспечить международный обмен теми данными, которые необходимы для защиты жизни и средств к существованию. Кроме того, он поощряет обмен гораздо более обширным объемом данных, что позволит Членам расширить и улучшить мониторинг и прогнозирование системы Земля.

Конкретные детали в отношении того, что считается «базовыми данными» и «рекомендуемыми данными», содержатся в технических регламентах ВМО, которые могут быть изменены, расширены и обновлены в соответствии с технологиями и возникающими потребностями, а не требуют внесения полноценных поправок в саму резолюцию по политике в области данных. Обновления технических регламентов по‑прежнему должны утверждаться Конгрессом, но в силу их узкой направленности и ограниченной сферы охвата процесс их утверждения, как правило, значительно менее сложен, чем в случае политики в области данных.

Резолюция 40 (обмен метеорологическими данными) — уже содержит формулировку, обязывающую Членов обмениваться минимальными данными, необходимыми для эффективного принятия решений на всех уровнях в поддержку основных видов обслуживания населения. Новая политика со временем позволит обозначать данные и из других дисциплин, связанных с системой Земля, как «базовые данные», по мере того, как требования к обмену данными будут совершенствоваться и приобретать глобальное признание.

Глобальная опорная система наблюдений

В дополнение к единой политике в области данных Исполнительный совет также утвердил резолюцию, устанавливающую подробные положения о Глобальной опорной системе наблюдений, реализация которой будет гарантировать обмен минимальным количеством крайне необходимых данных наземных наблюдений от всех Членов для глобальных систем ЧПП, которые обеспечивают основу для всех видов метеорологического, климатического и другого связанного системой Земля обслуживания.

Хотя ГОСН обеспечит экономические выгоды, которые, по скромным оценкам, составят более 5 миллиардов долларов в год, в результате только ожидаемых улучшений в прогнозировании погоды, ВМО признает, что внедрение этой сети будет сложной задачей для многих из наименее обеспеченных ресурсами Членов.

Поэтому предлагаемый Фонд финансирования систематических наблюдений (ФФСН) призван обеспечить необходимую финансовую и техническую поддержку наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств для содействия реализации ГОСН, но с точки зрения заполнения существующих пробелов в охвате данными наблюдений и содействия поддержанию функционирования сети наблюдений в долгосрочной перспективе.

Реформа ВМО

Исполнительный совет также утвердил ряд рекомендаций для принятия внеочередной сессией Всемирного метеорологического конгресса 2021 года (Кг‑Внеоч.(2021)) по всеобъемлющему обзору региональных механизмов и подходов ВМО в рамках второго этапа реформы ВМО.

Рекомендации направлены на повышение эффективности и результативности деятельности региональных ассоциаций и расширение внутри- и межрегионального сотрудничества, партнерства и мобилизации ресурсов.

В частности, рекомендации приведут к более эффективному выполнению Членами ВМО решений Конгресса и Исполнительного совета ВМО; улучшению взаимодействия с системой ООН, региональными экономическими комиссиями и региональными организациями; укреплению потенциала региональных бюро ВМО по координации региональных партнерств и мероприятий; усилению вовлечения частного сектора и научных кругов; более эффективной поддержке и развитию потенциала Членов ВМО.

Ссылка: https://public.wmo.int/ru/media/...

Печать

Science: Трансформационная адаптация к изменениям климата в США: тенденции и перспективы

Адаптация к новым реалиям

Успешное реагирование на последствия изменения климата станет проблемой для многих сообществ, особенно для городов. Рассматривая ситуацию в Соединённых Штатах, авторы изучают, как заинтересованные стороны могут помочь в повышении устойчивости городов даже в отсутствие федерального руководства. Они обсуждают, как местные органы власти и правительства штатов, частный сектор и гражданское общество могут участвовать в адаптации к экстремальным погодным явлениям и другим последствиям изменения климата, которые ожидаются в будущем. Подготовка к этим надвигающимся проблемам требует согласованных и коллективных ответов на всех уровнях и во всех слоях общества.

По мере нарастания изменений климата гражданское общество всё чаще призывает к преобразовательной адаптации, устраняющей факторы уязвимости к изменению климата. Авторы рассматривают тенденции в том, как федеральное правительство, частный сектор и гражданское общество США планируют адаптацию к изменению климата. Обнаружено растущее расхождение в их подходах и влиянии. Эта несогласованность увеличивает неадекватные инвестиции в климатически неэффективные инфраструктуру и правовые реформы в финансовом и профессиональном секторах и повышают уязвимость общества к климатическим воздействиям. Если бы эти субъекты активно и сознательно участвовали в трансформационной адаптации, им нужно было бы обратить внимание на материальные, относительные и нормативные факторы, поддерживающие существующие системы. На основе обзора литературы о преобразованиях и коллективном воздействии авторы в заключение приводят направления исследований и участия в политике, чтобы поддержать дальнейшую адаптацию к преобразованиям.

Ссылка: https://science.sciencemag.org/content/372/6549/eabc8054

Печать