Климатический центр Росгидромета

Новости

ТАСС: Абрамченко считает, что миграция из-за изменения климата в России неизбежна

По словам вице-премьера, к появлению "климатических мигрантов" нужно готовиться

Россия должна быть готова к климатическим изменениям и миграции, вызванной переменой условий жизни. До конца года будет подготовлено 10 соответствующих планов адаптации, сообщила вице-премьер РФ Виктория Абрамченко в среду.

"Наша задача - срочно создать условия для адаптации к климатическим изменениям, принять меры по минимизации последствий [изменения климата] для граждан и отраслей экономики. Подготовиться к неизбежному появлению "климатических мигрантов", - заявила она на пленарной сессии Третьего Евразийского женского форума.

По словам Абрамченко, для минимизации уязвимости населения и экономики в связи с изменениями климата необходимо создать национальную систему управления климатическими рисками. В текущем году завершится подготовка 10 отраслевых планов адаптации.

"В этих планах оцениваются климатические риски для той или иной деятельности, определяются приоритетные адаптационные мероприятия и потребности в ресурсном обеспечении", - отметила вице-премьер.

Ссылка: https://tass.ru/obschestvo/12649977

 

 

 

Печать

Беллона: Климатические проекты по правилам


За климат в России, похоже, взялись всерьез. Минэкономики подготовило пакет документов, которые определят рамки и процедуры реализации проектов по снижению выбросов парниковых газов. Регионы России уже в этом году смогут начать вводить углеродное регулирование.

О необходимости запуска в стране «отраслевого климатического рынка» на международном конгрессе Ecumene, состоявшемся в Москве, рассказал Министр экономического развития России Максим Решетников. По его словам, для продвижения климатической повестки планируется принять ряд законодательных изменений уже до конца этого года. Обширный перечень нововведений можно объяснить стремлением сделать отечественные выбросы парниковых газов легитимными в ответ на решительные действия Европы по ужесточению углеродного контроля.

Одним из таких нововведений, подготовленных Минэкономики, стал пакет документов для запуска в России рынка углеродных единиц. В него вошли проект Постановления правительства о назначении Национального расчетного депозитария оператором реестра углеродных единиц и законопроект о введении процедуры верификации результатов климатических проектов. Также для создания «благоприятных налоговых условий» подготовлены поправки к Налоговому кодексу: есть предложение освободить доходы от продажи углеродных единиц от НДС. Кроме того сейчас ведется работа по созданию системы климатического мониторинга.

Помимо этого, по словам главы Минэкономразвития, уже почти создана полная линейка стандартов, позволяющая реализовывать т.н. климатические проекты. «Последний стандарт будет утвержден в ноябре. Далее у нас будет возможность не только верифицировать по этим стандартам проекты, но и аккредитовать по ним всю систему верификации. Чтобы все понимали методики, которые применяются, – говорит Решетников. – В первом полугодии следующего года первые климатические проекты будут верифицированы и запущены, мы запустим оборот углеродных единиц».

На днях были определены критерии и порядок отнесения проектов к климатическим, а также форма отчета об их реализации. Климатическими могут считаться проекты, «которые направлены в том числе на достижение целей Парижского соглашения, приводят к сокращению [парниковых] выбросов или к увеличению их поглощения, соответствуют принципам и целям устойчивого развития и являются дополнительными по отношению к обязательным требованиям законодательства РФ».

Решать, относится ли проект к климатическим, будут аккредитованные верификаторы, которым компании будут представлять соответствующие документы. Отчеты о реализации климатических проектов, которые также будут проверяться, компании должны будут сдавать в Минэкономики и оператору реестра.

Какими будут цены на парниковые выбросы на национальном рынке, во многом зависит от Сахалина – именно этот дальневосточный регион станет площадкой для создания и отработки методик их подсчета. Напомним, с инициативой провести в Сахалинской области «низкоэуглеродный эксперимент» выступил в конце прошлого года губернатор Валерий Лимаренко. Правительство приняло это предложение и в январе нынешнего года утвердило дорожную карту, согласно которой создать на Сахалине первую в России систему торговли углеродными единицами и обеспечить достижение углеродной нейтральности планируется к 2025 году. При этом начать продажу углеродных единиц регион планирует уже в 2022 году.

Для создания базы для осуществления этих планов до конца 2021 года в Госдуму будет внесен соответствующий законопроект, который представители Минэкономразвития называют «следующим уровнем углеродного регулирования, который идет в развитие базового закона».

«Очень важно, что в конечном итоге на примере этого эксперимента мы запустим свою систему ценообразования на углерод. И вот здесь нам предстоит пройти тот путь, по которому наши европейские коллеги идут 20 лет, в достаточно сжатый период времени, в сжатые сроки, – подчеркнул Максим Решетников. – И другим регионам надо внимательно изучать опыт Сахалина и составлять свои углеродные балансы».

Тем не менее, в ближайшие пять лет «низкоуглеродные» нововведения затронут и другие регионы – это следует из подписанного в июне закона «Об ограничении выбросов парниковых газов». Так, промышленные предприятия с уровнем парниковых выбросов, превышающим 150 тыс. т/год CO₂-экв., начнут сдавать отчетность в 2024 году, а с 2025 года придётся отчитываться компаниям с объёмом выбросов 50-150 тыс. т/год. Отчетность будет сдаваться за год, то есть начать вести ее предприятиям нужно будет с 2023 и 2024 годов соответственно.

Как следует из закона, компании также смогут запускать добровольные проекты по снижению выбросов и повышению поглощения парниковых газов. Также предполагается создание специального реестра – информационной системы, в которой будут регистрироваться климатические проекты и вестись учет углеродных единиц и операций с ними.

Углеродные единицы должны выпускаться при сокращении компаниями выбросов в РФ ниже выделенных им квот и могут быть проданы или переданы компаниям, выбросы которых превышают квоты, и зачтены последним при оценке их негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом может начать функционировать национальный углеродный рынок.

Большие надежды Минэкономразвития России связывает с введением верификации – инструмента, который позволит подтвердить достоверность и правильность подсчета парниковых выбросов. Ранее министерство предложило включить возможность верификации отчетов в федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов». Верификация климатических проектов может привести зарождающийся российский углеродный рынок в соответствие мировым стандартам и открыть возможность для присоединения российской системы торговли квотами к международной, считают представители экономического ведомства.

Как заявил Максим Решетников, Минэкономразвития России рассчитывает добиться признания российской системы верификации выбросов парниковых газов на международном уровне к концу 2023 года.

В документе экономического ведомства отмечено, что при формировании российской системы должно быть обеспечено исключение двойного учета результатов климатических проектов, реализованных на территории РФ. Двойной учет – это одна из главных претензий к углеродным рынкам, а исключение возможности двойного учета – одно из ключевых требований к климатическим проектам.

Интересно, что до сих пор вопрос о дате достижения углеродной нейтральности не решен на национальном уровне. К тому же эксперты считают, что синхронизировать национальный углеродный рынок с европейским – очень сложная задача. И для России, и для других стран, не имеющих соответствующих договоренностей с Европой.

«У России в отличие от Китая, Швейцарии, Норвегии, Великобритании или Южной Кореи нет договоренностей по синхронизации с европейской системой торговли углеродными выбросами ETS, – объясняет эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, генеральный директор компании «КарбонЛаб» Михаил Юлкин. – В мире есть много разных стандартов, определяющих подсчет выбросов и получение компаниями углеродных единиц. Говорить о каком-то едином подходе пока не приходится. Но не каждый проект можно считать климатическим, даже если он повышает энергоэффективность или утилизирует какую-то часть выбросов… У нас еще нет четкой методологии, которая рассчитывает базовую линию климатических проектов, чтобы выйти на рынок углеродных единиц других стран, в том числе и европейских».

Однако уже никто не спорит, что процесс энергетического перехода начался. Принятые законы, введенные правила реализации проектов по снижению выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц, налоговые льготы должны создать условия для зеленых инвестиций и снижения углеродного следа российской продукции. И потребность в этом продиктована не только внешними вызовами, но и внутренней необходимостью модернизации и перехода к устойчивому развитию.

Ссылка: https://bellona.ru/2021/10/12/klimaticheskie-proekty-po-pravilam/

 

 

 

Печать

Nature Climate Change: Картирование доказательств и атрибуции 100 000 исследований воздействия на климат на основе машинного обучения

 

Всё больше данных свидетельствует о том, что последствия изменения климата уже наблюдаются во всём мире. Глобальный анализ затруднён растущим объёмом публикаций. Авторы использовали языковую модель BERT для выявления и классификации исследований наблюдаемых воздействий климата и создали комплексную карту доказательств с помощью машинного обучения. По их оценкам, 102 160 (64 958–164 274) публикаций документируют широкий спектр наблюдаемых воздействий. Объединив эту базу данных с изменениями температуры и осадков на уровне ячеек, обусловленными деятельностью человека, они пришли к выводу, что антропогенные воздействия могут иметь место на 80% территории земного шара, где проживает 85% населения. Эти результаты показывают существенный «разрыв атрибуции», поскольку надёжные уровни доказательств потенциально возможных последствий в два раза выше в странах с высоким уровнем доходов, чем в странах с низким уровнем доходов. Хотя сохраняются пробелы в достоверной атрибуции климатических воздействий на региональном и отраслевом уровне, эта база данных иллюстрирует потенциальное текущее воздействие антропогенного изменения климата во всём мире. 

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41558-021-01168-6 

 

 

Печать

МИД РФ призывает быть аккуратными с терминами во избежание политизации сферы климата

Замглавы ведомства Сергей Вершинин подчеркнул, что Москва в преддверии 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго считает необходимым противостоять попыткам закрепить спорные климатические термины, неуказанные в международном праве

МОСКВА, 12 октября. /ТАСС/. Российская сторона призывает партнеров по диалогу аккуратно обращаться с правовыми терминами, чтобы избежать политизации климатической повестки. Об этом заявил во вторник замглавы МИД РФ Сергей Вершинин в видеообращении к участникам международной конференции, посвященной правам человека на евразийском пространстве.

"Россия продолжает призывать партнеров аккуратно обращаться к правовым понятиям и терминам, чтобы не дать повода использовать климатическую проблематику в политических целях. Важно, чтобы проблематика изменения климата и охраны окружающей среды объединяла, а не разъединяла мировое сообщество. Будем этому способствовать", - указал замминистра.

Вершинин подчеркнул, что Россия в преддверии 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго считает необходимым противостоять попыткам закрепить спорные климатические термины, неуказанные в международном праве. В качестве примера замминистра привел такой "спорный и некодифицированный в международном праве" термин как "климатическая справедливость". "Он способен лишь усилить риски политизации международного природоохранного права", - указал он.

Высокопоставленный дипломат обратил внимание, что в международном праве в области прав человека нет четких определений таких понятий, как "здоровая окружающая среда" или "чистая схожая среда". "Отдельные их элементы встречаются лишь в договорных источниках и актах рекомендательного характера, то есть можно утверждать, что такой категории прав, как "экологические", по состоянию на сегодня не существует", - отметил замминистра.

Международная научно-практическая конференция "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов" проводится с 2017 года. В мероприятии принимают участие более 40 национальных правозащитных институтов, главы международных организаций и интеграционных объединений омбудсменов, руководители органов государственной власти и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, а также представители гражданского общества и научных кругов.

Ссылка: https://tass-ru.turbopages.org/tass.ru/s/politika/12640363

 

Печать

10 стран выступили за развитие ядерной энергетики из-за цен на газ

 

Решение европейского кризиса, завязанное на волатильности цен на газ, и проблем климатических изменений — это развитие ядерной энергетики и включение данного сектора в «зеленый» список отраслей, составленный Еврокомиссией. Поддержку соответствующей инициативе выразили 10 стран — такие данные приводят французский министр экономики и финансов Брюно Ле Мэра и министр-делегат по вопросам промышленности при том же ведомстве Аньес Панье-Рюнаше в совместной статье, опубликованной в газете le Figaro.

В числе стран, поддержавших инициативу, — Франция, Румыния, Чехия, Финляндия, Словакия, Хорватия, Словения, Болгария, Польша и Венгрия. Государства уверены: важно рассматривать все технологии производства энергии с низким выбросом СО2.

Мирный атом, заметили авторы материала, способствует стабильности в энергетическом секторе посредством защиты потребителя от колебания цен и поддержанию независимости Европы в энергетическом аспекте.

В числе прочих эффектов применения атомной энергетики — формирование миллиона рабочих мест в Европе и развитие европейской промышленности.

Исходя из вышесказанных утверждений, министры энергетики и экономики заключили: необходимо включение атомной энергетики в европейскую таксономию до конца 2021 года.

6 октября цена на газ в Европе на открытии достигла исторического максимума, составив $1900 за 1 тыс. куб. м, однако позже она опустилась на $600 за 1 тыс. куб. м. Представитель Еврокомиссии Дана Спинант сообщила, что ЕК 13 октября представит пакет мер по реагированию на рост цен на энергоносители в Евросоюзе.

За день до этого российский президент Владимир Путин заявил, что из-за спекуляций на проблемах климата и сокращения инвестиций в добывающую отрасль на энергорынках Европы возникла настоящая истерика и неразбериха. Он также указал на то, что переход к альтернативным источникам энергии должен быть плавным. По словам главы государства, у России есть для этого все возможности.

10 октября российский сенатор Алексей Пушков обратил внимание на попытки западных СМИ воспользоваться европейским кризисом с ценами на газ, чтобы подбросить дров в «антироссийский костер». Он указал: европейская «зеленая» энергетика дала течь.

Ссылка: https://iz.ru/1233777/2021-10-11/desiat-stran-vystupili-za-razvitie-iadernoi-energetiki-iz-za-tcen-na-gaz

 

 

 

Печать

Десять призывов ВОЗ к принятию мер по борьбе с изменением климата в интересах устойчивого восстановления после пандемии COVID-19

 

Работники здравоохранения всего мира настоятельно призывают принять меры для предотвращения катастрофы в сфере здравоохранения

Страны должны принять амбициозные национальные обязательства в области борьбы с изменением климата, без чего достижение зеленого и устойчивого восстановления после пандемии COVID-19 будет невозможным.

Представленный сегодня в преддверии Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата (КС-26) в Глазго, Шотландия, и подготовленный для КС-26 специальный доклад ВОЗ об изменении климата и здоровье содержит рекомендации мирового сообщества специалистов в сфере здравоохранения относительно мер по борьбе с изменением климата, основанные на растущем объеме научных данных о наличии многочисленных и неразрывных связей между климатом и здоровьем человека.

«Пандемия COVID-19 высветила ряд тесных и хрупких связей между здоровьем человека, животных и окружающей среды, – заявил Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус. – Одни и те же пагубные решения убивают и планету, и людей. ВОЗ призывает все страны принять на КС-26 обязательства по решительным действиям, направленным на сдерживание глобального потепления ниже отметки в 1,5°C, не только потому, что это правильный шаг, но и потому, что это в наших с вами интересах. В новом докладе ВОЗ предлагает 10 приоритетных задач по защите здоровья людей и планеты, от которой зависит наша с вами жизнь».

Доклад ВОЗ публикуется одновременно с текстом открытого письма, которое подписало более двух третьих глобальных кадров здравоохранения в лице 300 организаций, представляющих не менее 45 миллионов врачей и других категорий медицинского персонала по всему мире, и в котором содержится призыв к национальным лидерам и делегациям стран на КС-26 по активизации действий в связи с изменением климата.

«Где бы мы ни оказывали помощь – в наших больницах, клиниках и среди местного населения во всем мире, мы уже принимаем меры, чтобы уменьшить вред здоровью, наносимый изменением климата, – говорится в этом письме. – Мы призываем руководителей всех стран и их представителей на КС-26 предотвратить надвигающуюся катастрофу в области здравоохранения, ограничив глобальное потепление уровнем 1,5°C, и придавать вопросам охраны здоровья и соблюдения принципа справедливости важнейшее значение в рамках всех мер по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним».

Доклад и открытое письмо публикуются в момент, когда беспрецедентные экстремальные погодные явления и прочие последствия изменения климата все сильнее и сильнее отражаются на жизни и здоровье людей. Все более частые экстремальные погодные явления, такие как аномальная жара, ураганы и наводнения, уносят тысячи жизней и оставляют миллионы людей обездоленными, при этом угрожая функционированию систем и учреждений здравоохранения в моменты, когда в них особенно сильно нуждаются. Изменения погодных условий и климата ставят под угрозу продовольственную безопасность и приводят к обострению заболеваемости болезнями пищевого происхождения, заболеваниями, передаваемыми через воду, и трансмиссивными болезнями, такими как малярия, и последствия изменения климата также негативно влияют на психическое здоровье людей.

«Использование ископаемого топлива убивает нас. Изменение климата – на сегодня самая серьезная угроза здоровью человечества. И если никто не защищен от пагубного воздействия изменения климата на здоровье, непропорционально сильно это воздействие ощущается самыми неблагополучными и уязвимыми категориями населения», – говорится в докладе ВОЗ.

Тем временем загрязнение воздуха, которое, главным образом, является следствием сжигания ископаемого топлива и одним из факторов изменения климата, каждую минуту убивает 13 человек во всем мире.

Согласно выводам доклада, защита здоровья людей требует реальных и кардинальных преобразований в каждом секторе, в частности в энергетике, транспорте, природоохранной сфере, продовольственном секторе и финансах. В докладе также четко указано, что положительные последствия для здоровья населения в результате принятия амбициозных мер в области климата с лихвой перевешивают сопутствующие затраты.

«Никогда еще с такой очевидностью не было ясно, что климатический кризис – это одна из наиболее острых чрезвычайных ситуаций в сфере здравоохранения, с которыми все мы сталкиваемся, – заявила директор Департамента ВОЗ по окружающей среде, климату и здоровью д-р Мария Нейра. – Например, сокращение загрязнения воздуха до рекомендованных ВОЗ значений позволило бы снизить совокупную общемировую смертность, обусловленную загрязнением воздуха, на 80% и, вместе с тем, резко снизить выбросы парниковых газов, которые являются фактором изменения климата. Еще один пример: переход к растительному рациону с более высокой пищевой ценностью в соответствии с рекомендациями ВОЗ мог бы позволить значительным образом снизить выбросы парниковых газов во всем мире, повысить жизнестойкость продовольственных систем и к 2050 г. предотвращать до 5,1 млн случаев смерти, обусловленных рационом, ежегодно».

Достижение целей Парижского соглашения позволило бы ежегодно спасать миллионы жизней за счет повышения качества воздуха, улучшения рациона и повышения уровня физической активности, не считая других положительных эффектов предусмотренных мер. Тем не менее, в настоящее время в процессе принятия большинства решений по климату эти аспекты, касающиеся потенциального положительного влияния принимаемых мер на здоровье, и их экономическое выражение не учитываются.

Примечание для редакторов:

Подготовленный ВОЗ для КС-26 специальных доклад об изменении климата и здоровье «Обоснование необходимости борьбы с изменением климата с точки зрения здравоохранения» содержит 10 рекомендаций для правительств стран, в которых говорится о способах извлечения максимальной выгоды для здоровья населения из принятия мер по борьбе с изменением климата в целом ряде секторов, а также предупреждения наиболее тяжелых негативных последствий климатического кризиса в сфере здравоохранения.

Рекомендации были сформулированы по итогам масштабных консультаций со специалистами, организациями и заинтересованными сторонами в сфере здравоохранения по всему миру, и представляют собой результат широкого консенсуса мирового сообщества специалистов в сфере здравоохранения относительно приоритетных действий, которые правительствам стран необходимо предпринять для борьбы с климатическим кризисом, восстановления биоразнообразия и охраны здоровья населения.

Рекомендации относительно климата и здоровья

Доклад для КС-26 содержит десять адресованных правительствам стран рекомендаций, которые подчеркивают настоятельную необходимость и многочисленные возможности сделать вопросы здоровья и справедливости приоритетными элементами международного режима противодействия изменению климата и повестки дня в области устойчивого развития.

  1. Принять обязательства по учету вопросов здоровья в процессе восстановления после пандемии. Принять обязательства по здоровому, зеленому и справедливому восстановлению после пандемии COVID-19.
  2. Наше здоровье не является предметом торга. Сделать вопросы здоровья и социальной справедливости центральными элементами переговоров ООН по климату.
  3. Максимально реализовывать потенциал мер по борьбе с изменением климата в интересах здоровья населения. В приоритетном порядке осуществлять те мероприятия по борьбе с изменением климата, которые способны дать наибольший положительный эффект в сфере здравоохранения и в социально-экономической сфере.
  4. Повышать устойчивость систем здравоохранения к воздействию климатических факторов риска. Выстраивать стойкие к воздействию климатических факторов и экологически устойчивые системы и учреждения здравоохранения и оказывать поддержку мерам по адаптации и жизнестойкости во всех секторах в интересах охраны здоровья населения.
  5. Создавать энергетические системы, направленные на защиту и улучшение климата и здоровья. Обеспечить справедливый и инклюзивный переход на возобновляемые источники энергии для спасения жизней от загрязнения воздуха, особенно связанного с использованием каменного угля. Ликвидировать энергетическую бедность домохозяйств и учреждений здравоохранения.
  6. Переосмыслить городскую среду, транспорт и мобильность. Оказывать содействие мерам по устойчивому и здоровому городскому планированию и развитию транспортных систем посредством повышения качества землепользования, расширения зеленых насаждений и водоемов и придания приоритетного статуса пешей ходьбе, велосипедам и общественному транспорту.
  7. Защищать и восстанавливать природу как основу нашего здоровья. Защищать и восстанавливать природные системы, которые являются фундаментом здоровой жизни, устойчивых продовольственных систем и источников средств к существованию.
  8. Содействовать развитию здоровых, устойчивых и жизнестойких продовольственных систем. Способствовать повышению устойчивости и жизнестойкости продовольственных систем и расширению доступа к рационам, основанным на продуктах с высокой пищевой ценностью и благоприятным как для здоровья, так и для климата.
  9. Финансировать более здоровое, справедливое и зеленое будущее в интересах сбережения жизни людей. Обеспечить переход к экономике, основанной на стремлении к здоровью и благополучию.
  10. Прислушиваться к сообществу специалистов здравоохранения и принимать неотложные действия в связи с изменением климата. Мобилизовать сообщество специалистов в области здравоохранения на действия в сфере борьбы с изменением климата и оказывать ему поддержку.

Открытое письмо «Рецепт на борьбу с изменением климата в интересах здоровья»

Сообщество специалистов в области здравоохранения по всему миру (300 организаций, представляющих 45 миллионов врачей и других категорий медицинских специалистов) подписало открытое письмо мировым лидерам и делегациям стран на КС-26, в котором содержатся призыва к реальным действия по решению проблемы изменения климата.

В письме сделаны следующие призывы к действиям:

  • «Мы призываем все страны обновить свои национальные обязательства в отношении изменения климата в соответствии с Парижским соглашением и взять на себя справедливую долю обязательств по ограничению потепления уровнем 1,5°C; и мы призываем их включить в эти планы вопросы охраны здоровья;
  • Мы призываем все страны обеспечить быстрый и справедливый переход от использования ископаемых видов топлива начиная с незамедлительного сокращения всех соответствующих квот, субсидий и средств финансирования в отношении ископаемого топлива, и полностью переориентировать нынешнее финансирование на развитие экологически чистой энергетики;
  • Мы призываем страны с высоким уровнем дохода значительно сократить выбросы парниковых газов в соответствии с целевым показателем роста температуры не более чем на 1,5°C;
  • Мы призываем страны с высоким уровнем дохода также обеспечить обещанный перевод средств странам с низким уровнем дохода для содействия принятию необходимых мер по смягчению последствий и адаптации к ним;
  • Мы призываем правительства развивать климатически устойчивые, низкоуглеродные и стабильно функционирующие системы здравоохранения;
    Мы также призываем правительства обеспечить, чтобы инвестиции на цели восстановления после пандемии способствовали принятию мер по борьбе с изменением климата, социальными неравенствами и нарушениями принципа справедливости в отношении здоровья»

Ссылка: https://www.who.int/ru/news/item/11-10-2021-who-s-10-calls-for-climate-action-to-assure-sustained-recovery-from-covid-19

 

 

Печать

Климатическая повестка России: реагируя на международные вызовы - Доклад Фонда «ЦСР» совместно с Аналитическим центром ТЭК РЭА Минэнерго России и ООО «Ситуационный центр»

 

В докладе представлен обзор основных международных трендов развития климатической политики и определены вызовы, которые они ставят перед экономикой России. Авторы подчеркивают, что драйвером развития климатической политики России начинает выступать усиление международной повестки, и предлагают перейти к проактивным действиям, направленным на поддержку конкурентоспособности национальной экономики. В этой связи в докладе охарактеризован текущий статус российской политики в области противодействия климатическим изменениям и предложены возможные направления ее дальнейшего развития. В дополнение доклад содержит характеристики климатической политики других стран — крупнейших эмитентов выбросов парниковых газов в мире и возможные направления взаимодействия России с ними в этой области. В докладе также рассмотрены тенденции корпоративного сектора — на примере климатических стратегий энергетических, нефтегазовых и горно-металлургических компаний.

https://agriecomission.com/base/klimaticheskaya-povestka-rossii-reagiruya-na-mejdunarodnye-vyzovy

Печать

npj Climate and Atmospheric Science: Количественная оценка роли взаимодействия океана в арктическом усилении и потере морского льда в XXI веке

 

Большее потепление Арктики по сравнению с другими регионами Земли, явление, известное как арктическое усиление, является одной из наиболее ярких черт изменения климата и имеет важные климатические последствия для всего северного полушария. Считается, что за арктическое усиление ответственны несколько механизмов; однако количественное понимание их относительной важности всё ещё отсутствует. Используя ансамбли модельных результатов, авторы количественно оценили вклад взаимодействия океана, как его термодинамического, так и динамического компонентов, в арктическое усиление на протяжении XX и XXI веков. Показано, что связь океана составит ~ 80% усиления к 2100 году. В частности, термодинамическая связь отвечает за будущее усиление и потерю морского льда, поскольку она преодолевает эффект динамической связи, уменьшающей усиление и потерю морского льда примерно на 35%. Полученные результаты демонстрируют полезность целевых численных экспериментов для количественной оценки роли конкретных механизмов в арктическом усилении, чтобы сократить погрешности в климатических прогнозах.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41612-021-00204-8

Печать

DW - Изменение климата: как оно связано с конфликтами на планете


Нехватка продовольствия и питьевой воды, быстрый рост населения и температурные аномалии - новое исследование показывает, как эти проблемы связаны с конфликтами в отдельных регионах мира.

Экологические проблемы в отдельных регионах могут вести к возникновению конфликтов и массовой миграции. Таковы выводы "Отчета об экологических угрозах 2021", обнародованного международным аналитическим центром Институт экономики и мира (Institute for Economics and Peace, IEP) 7 октября - менее чем за месяц до начала Конференции ООН по изменению климата, которая пройдет в Глазго.

Эксперты IEP изучили ситуацию в 178 странах мира, чтобы выявить те из них, где связь между конфликтами и экологическими проблемами наиболее очевидна. При этом, с одной стороны, оценивались риски того или иного региона столкнуться с нехваткой продовольствия и питьевой воды, быстрым ростом населения, температурными аномалиями и природными катастрофами. С другой стороны, учитывались показатели, отражающие способность общества и экономики быстро восстанавливаться после кризиса, конкретно: наличие в стране эффективно работающего правительства, комфортных условий для ведения бизнеса и благоприятной ситуации с правами человека.

"Мы попытались понять, насколько сильна связь между экологическими проблемами и (существующими в различных регионах мира. - Ред.) конфликтами. И оказалось, что она гораздо сильнее, чем мы думали, - комментирует результаты исследования основатель и руководитель IEP Стив Киллелеа в беседе с DW. - Экологические проблемы и конфликты тесно взаимосвязаны".

Когда одна проблема вытекает из другой
По данным исследования, в регионах, страдающих от конфликтов и экологических проблем - таких, как природные катастрофы, нехватка ресурсов и температурные аномалии, - одна проблема часто становится следствием другой.

"Когда заканчиваются ресурсы, начинается борьба за них. Этот конфликт ослабляет социальную инфраструктуру в целом и становится причиной дальнейшего уничтожения ресурсов. А это, в свою очередь, усугубляет конфликт", - объясняет Киллелеа. Иногда ситуация осложняется наличием различных этнических и религиозных групп, которые враждуют между собой, добавляет эксперт.

Примером региона, оказавшегося втянутым в такой "порочный круг", по словам главы IEP, является регион Африки к югу от Сахары - так называемая зона Сахеля. Такие "системные" проблемы, как общественные волнения, слабые гражданские институты, коррупция и быстрый рост населения, переплетаются там с проблемами нехватки высококачественного продовольствия и питьевой воды.

Эксперты IEP считают, что все эти проблемы увеличили вероятность возникновения конфликтов в этом регионе, а также способствовали активизации там ряда исламистских движений, которые воспользовались локальными конфликтами из-за ресурсов для достижения своих целей.

Регионы, подверженные самому высокому риску
Серж Струбантс, глава отделения IEP по Европе, Ближнему Востоку и Северной Африке, рассказал DW, что в отчете института фигурируют 30 стран, являющихся так называемыми "горячими точками". Эти государства, с одной стороны, борются с наиболее серьезными экологическими проблемами, а с другой - характеризуются высоким уровнем коррупции, слабыми институтами гражданского общества, плохими условиями для бизнеса и неравномерным распределением ресурсов.

В исследовании были названы и три региона, которые подвержены наиболее высокому риску социального коллапса. Это зона Сахеля, простирающаяся от Мавритании до Сомали, южноафриканский пояс (пространство от Анголы до Мадагаскара), а также ближневосточный и центральноазиатский пояс (от Сирии до Пакистана).

Во всех этих регионах существует повышенный конфликтный потенциал, а также предпосылки для начала массовой миграции. В 2020 году более 50 млн человек в африканском регионе, расположенном к югу от Сахары, на Ближнем Востоке и на севере Африки из-за различных конфликтов были вынуждены покинуть свои дома.

Фактор изменения климата
Несмотря на то что такие экологические проблемы, как нехватка продовольствия и питьевой воды, существуют независимо от изменения климата, этот фактор привел к их обострению. В подобных условиях все больше людей оказываются вынуждены покинуть свои дома. По расчетам IEP, к 2050 году только в регионе к югу от Сахары 86 млн человек из-за изменения климата превратятся в мигрантов.

Специалист по исследованию конфликтов и мирных процессов из Университета Упсалы Нина фон Уекскулл, не принимавшая участия в подготовке отчета IEP, в беседе с DW подтвердила наличие связи между изменением климата и ростом конфликтного потенциала в различных регионах планеты. "Считается, что общее влияние состояния климата на риск возникновения конфликтов в современных странах довольно несущественное по сравнению с другими факторами. Однако некоторые регионы мира действительно являются уязвимыми в этом отношении", - отмечает она.

Ситуация в развитых странах
Страны Европы и других высоко развитых регионов также сталкиваются с природными катастрофами и последствиями изменения климата, однако эти государства являются более устойчивыми по отношению к проблемам, связанным с экологическими угрозами, говорится в докладе IEP.

Это объясняется наличием стабильных правительств, системы социального страхования, материальным благосостоянием граждан и другими факторами. Струбантс приводит в пример ситуацию после разрушительного наводнения в Германии и Бельгии летом 2021 года: "Обе страны уже занимаются восстановлением. Переселить пришлось лишь небольшое количество людей. О пострадавших хорошо заботятся, и в будущем они смогут вернуться в свои дома".

Возможное решение проблемы
Противодействие изменению климата не сможет полностью нивелировать риск возникновения конфликтов, связанных с экологическими угрозами, полагают в IEP.

Поэтому эксперты призывают правительства и международные институты объединить структуры, борющиеся с проблемами в сферах здравоохранения, нехватки воды и продовольствия, финансов и так далее. Разрозненные институты, работающие в этих областях, не помогут решить региональные проблемы, указывают исследователи.

"Концентрируясь на системных решениях, можно добиться гораздо большей эффективности", - подчеркивает глава IEP Стив Киллелеа.

Ссылка: https://www.dw.com/ru/izmenenie-klimata-kak-ono-svjazano-s-konfliktami-na-planete/a-59441286

 

 

Печать

CNBC: Как государственные органы США планируют адаптироваться к изменению климата

 

В четверг более 20 федеральных агентств обнародовали планы адаптации к изменению климата, в них раскрываются самые большие угрозы, которые глобальное потепление представляет для их деятельности и объектов, и предлагаются способы их решения.

Планы, опубликованные агентствами, включая министерства энергетики, обороны, сельского хозяйства, внутренней безопасности и транспорта, появились через несколько месяцев после того, как президент Джо Байден приказал принять общегосударственный подход к борьбе с изменением климата.

Спустя несколько недель после вступления в должность президент дал агентствам четыре месяца на подготовку планов с изложением их подверженности риску изменения климата и того, как с этим бороться.

Некоторые из основных тем планов включают:

● Защита рабочих от экстремальной жары

● Создание цепочек поставок, более устойчивых к участившимся экстремальным погодным катаклизмам

● Оценка воздействия плохого качества воздуха и жары на малообеспеченные общины меньшинств

● Повышение готовности правительственных зданий к изменениям климата.

«Агентства сталкиваются с множеством рисков, вызванных изменением климата, включая рост затрат на обслуживание и ремонт повреждённой инфраструктуры из-за более частых экстремальных погодных явлений, проблемы эффективности и готовности программ, а также риски для здоровья и безопасности федеральных служащих, работающих на улице», - говорится в информационном бюллетене Белого дома.

«Принимая меры сейчас, чтобы лучше управлять и смягчать климатические риски, мы минимизируем перебои в деятельности, активах и программах федерального правительства, создавая более безопасные условия труда для сотрудников» (там же).

Центры по контролю и профилактике заболеваний, например, разработали инструмент для предоставления данных о жаре в сочетании с местными данными об уязвимости специалистам по чрезвычайным ситуациям и общественного здравоохранения, чтобы защитить людей от ухудшения погодных явлений, заявил Белый дом.

 

Ссылка: https://www.cnbc.com/2021/10/07/us-government-agencies-release-climate-adaptation-plans.html

Печать